Как поступить, если новорожденный ребенок начал вздрагивать во сне? Что делать, если ваш ребенок боится громких звуков.

Не в первый раз ко мне обращаются молодые мамы с вопросом о детском страхе. И не правы те, кто считает такой страх не обоснованным. Я, как практикующий детский психолог утверждаю: ребенок более искренний в своих переживаниях. Его психика, примерно до школьного возраста, имеет как бы сохранный режим. И если он чего-то испугался, он будет продолжать неосознанно бояться этого и во взрослой жизни. Детский страх нужно прорабатывать, но делать это спокойно и обдуманно.

Один из частых страхов, испытываемых детками до 6-7 лет - это страх воды. В более младшем возрасте ребенок боится купаться в ванной, а в старшем возрасте испуг от воды реже становится причиной аквафобии, чаще ребенок старшего возраста может бояться утонуть (гидрофобия), но и для такого страха нужны веские причины.

В действительности все не так сложно как кажется, на первый взгляд, чувствовать страх свойственно человеку. Страх – это базовая эмоция, защитная реакция организма. Без этого эмоционального состояния человек не был бы таким универсальным.

Причины страха воды у новорожденного

Знайте! В возрасте до года нет нужды купать ребенка с мылом или часто использовать шампунь. Лучше добавьте в воду немного заваренной череды или ромашки .

Если новорожденный боится купаться в воде, это должно насторожить родителей. Ведь первые свои жизненные минуты он провел в околоплодных водах, в мамином животике. В идеале первая встреча с водой, должна пройти благоприятно для младенца.

Почему же он может начать бояться? Примерно до полугода малыши не испытывают сильных переживаний. В этот период жизни, для детей нужно лишь выполнение их основных физиологических потребностей: питание, дыхание, сон, справление нужды. Поэтому если ребенок боится купаться, скорее всего, это не проявление страха, а дискомфорт при контакте с водой.

Например, малышу, может не понравиться:

  • когда вода слишком горячая или слишком холодная;
  • контакт с водой во время быстрого погружения тела;
  • скользкое дно ванны;
  • когда слишком много воды, или слишком большая ванна; Узнайте из статьи, как выбрать ванночку для новорожденного ?>>>
  • беспокоящий зуд или высыпания на теле (при контакте с водой кожа в районе раздражения начинает щипать);
  • нервозное поведение взрослого.

Для комфортного купания нужно учесть несколько правил:

  1. Перед купанием проверьте воду тыльной стороной руки или локтем. Или же придерживайтесь температуры 36- 37 граудусов по Цельсию;
  2. В детскую ванночку нужно совсем немного воды. Учитывайте, что при погружении тела ребенка, вода будет подыматься выше;
  3. Хорошо если мама перед купанием поставит приятную музыку. Дети хорошо запоминают звуки, и привыкают купаться под определенную мелодию;
  4. Заверните малыша в небольшую, тонкую пеленку и поднесите к ванночке;
  5. Вначале, нужно познакомить ножки с водой. Опустите ножки в воду и дайте малышу ими пошевелить, привыкнуть;
  6. Постепенно опускайте малыша ниже, время от времени накатывая на него немного воды ладонью. Главное, голову продолжайте держать на своей руке;
  7. Хорошо если у мамы есть помощник, который после воды завернет малыша в полотенце;
  8. Даже если ребенок немного капризничал ничего страшного. Покормите малыша и дайте ему отдохнуть.

Причины страха воды у ребенка до года

Интересно! Почти всем малышам не нравится когда по лицу течет водичка. Поэтому смывать шампунь лучше поливая голову с чашки, или леечки. При этом нужно наклонить голову назад.

Немного по-другому обстоят дела у детей более старшего возраста. С 6 месяцев и примерно до года кроха более осознанно воспринимает происходящее вокруг. Карапуз начинает проявлять свои предпочтения в игрушках и в людях. В этом возрасте можно понять: нравится ли ребенку купаться или он это делает без особого желания.

Бывает такое, когда кроха совершенно нормально принимал ванну и вдруг вы замечаете, что ребенок стал бояться купаться. В этом случае не стоит злиться на него и пытаться искупать его насильно, лучше пропустить одно купание и попытаться разобраться в причинах такого резкого отстранения от традиций. Вспомните, как прошло предыдущее купание. Может быть:

  • Ваш карапуз при купании ушибся, поранился;
  • он наглотался воды (кашлял ли кроха вовремя купания?);
  • ребенок испугался напора воды, или она была непривычной температуры;
  • его напугал слив воды;
  • на него накричали во время купания;
  • карапуз стал бояться купаться из-за мытья головы;
  • что-то упало и обрызгало ребенка;
  • после купания ему забыли почистить ушки, и в них осталась жидкость. Читайте актуальную статью: Как чистить уши новорожденным ?>>>

В этом случае ему нужно помочь забыть свой испуг. Поговорите с ним, объясните, что причин бояться нет. Создайте для него интересные условия купания:

  1. Постелите специальный коврик для ванн;
  2. Приобретите различные игровые материалы для ванны (игрушки, шапочку для купания или круг на шею);
  3. Используйте для мытья головы только шампунь «Без слез»; Также рекомендуем прочитать статью: Можно ли мыть новорожденного с мылом ?>>>
  4. Перед купанием подберите привычную температуру;
  5. Не давайте малышу купаться слишком долго, в этом возрасте достаточно 5-10 мин;
  6. После купания почистите ушки, покормите и дайте ему отдохнуть.

Скорее всего, причина страха забудется и любовь к воде вернется. Главное, не настаивать и кроха перестанет бояться.

Причины страха воды у детей от года

А вы знаете? Ребенку старше двух, можно заменить резиновых уточек на другие игрушки (пластмассовые мячики, водный пистолет и разные бутылочки).

Бояться воды могут и дети старше года. И, не смотря на то, что первое знакомство с водой было давно, страх может проявиться при любой неудавшейся водной процедуре. В возрасте от года и до двух, малыш еще не сможет рассказать причины своего страха, но помочь побороть его нужно. Давайте рассмотрим основные причины, при которых он мог начать бояться купаться:

  • воды было непривычно много (мало);
  • в глаза попало мыло, или шампунь;
  • ребенка насильно искупали, когда он не хотел купаться, или накричали в ванной;
  • малышу страшно купаться одному;
  • он стал бояться ушибиться в ванной;

Так же как и в предыдущих советах, я скажу: «не настаивайте и не проявляйте агрессивности!». В этом возрасте можно поговорить с ним, успокоить, попросить показать, что его напугало. В некоторых ситуациях малыш боится пустой ванны, в других – полной. А иногда он просто капризничает. Но если есть уверенность, что причина существенна, попробуем решить этот вопрос вместе.

Что может помочь, если ребенок боится воды, смотрите в видеоуроке:

Важно! Не забывайте хвалить ребенка! Даже простое принятие ванны стоит того, чтобы малыша наградили улыбкой.

Итак, ребенок боится купаться, что делать:

  1. Купайтесь некоторое время вместе с крохой. Такой вариант борьбы со страхом подойдет как для грудничка, так и для ребенка старшего дошкольного возраста;
  2. Если он категорически отказывается купаться в ванной комнате - предложите купаться на балконе в ванночке, или на кухне;
  3. Примите все меры безопасности в ванной комнате: постелите на дно ванны коврик, уберите ненужные мыла и флаконы, не оставляйте малыша на время купания одного;
  4. Боится купаться в полной ванне - не набирайте ее до краев. Зато насыпьте новых игрушек (шариков, бутылочек);
  5. Несмотря на возраст малыша, общайтесь с ним: предлагайте игры, спрашивайте добавлять ли воды, нравится ему купаться или он чего-то боится;
  6. Выучите новые стишки - потешки, или рассказывайте сказки. Пусть время водных процедур станет самым интересным;
  7. Если он не перестал бояться- сделайте небольшой тайм-аут. Ничего страшного если на недельку вы забудете про ванну. Например, вечером можно купаться под душем, или обтирайте малыша влажным полотенцем.

Следуя нашим советам, у Вас обязательно должно получиться беспроблемное и веселое купание.

Как успокоить малыша и дать ему возможность убедиться в безопасности окружающего его мира?

Что такое страх

Давайте для начала разберемся: что же это такое – страх и для чего он нам нужен? Страх – это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он появляется в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Также страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждением организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.

Итак, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение адекватно реагировать на страх, владеть собой при его наличии.

Страхи глазами ребенка

Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг вы начали замечать, как малыш вздрагивает, плачет – чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?

Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, представить себе, что слышит и ощущает младенец.

Что вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых пред-метов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит ваш малыш? Каждый из этих предметов для него – что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь понять, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как «хороший» или как «плохой», теперь он не «страшный».

Что вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые вы не обращаете внимания. Для вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться.

Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять кроху на руки. При этом важно, чтобы вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в вас и ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с вами не может произойти ничего плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику).

Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы абсолютно не боитесь.

Что чувствует ребенок

А какая разница в ощущениях взрослого человека и новорожденного? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет, может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все, с чем он сталкивается впервые, для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию.

Что же может его пугать? В первую очередь, резкая смена ощущений. Ребенок прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и вдруг прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Также его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме? Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: «Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная» и т. д. Ребенок может испугаться и новых резких запахов, поэтому малыша желательно от них оградить.

Посторонние люди

Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1 месяца. И действительно, практика доказывает, что очень часто после общения с чужими людьми новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Он начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в чем тут дело. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг вас пусть встанут ваши знакомые и родственники, наклонятся и начнут вами восхищаться. Минимальное, что вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих, – тревожность и напряженность, которые могут перерасти в довольно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие вас люди вам знакомы и вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Неудивительно, что малыш пугается.

Подойдите к этому вопросу иначе. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике – празднике рождения – ваш малыш. И в первую очередь учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать – дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть – покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее всего это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.

Уделяйте больше внимания своим детям, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое. Учите малышей адекватно реагировать на свои страхи – и тогда эти чувства будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.

Появившись на свет, новорожденный малыш попадает из привычной и комфортной для себя внутриутробной среды в совершенно другой мир. В этом новом и неизведанном пространстве он не знает ничего, и выживать ему помогают лишь наделенные природой инстинкты.

Взросление происходит в несколько этапов, которые обобщаются приобретением специфических навыков и умений. Хотя, как известно, они очень условны, так как каждый ребенок развивается индивидуально. В виду неокрепшей мышечной системы, движения ручками и ножками малыша являются неосознанными и хаотичными.

Достаточно часто родители могут наблюдать, как ребенок пугается резких движений своих ручек, может от этого просыпаться, плакать, порой вздрагивать не только ночью, а и днем.

Те моменты, когда кроха раскидывает в стороны свои ручки, как бы пугаясь их, вызывает у родителей неоднозначные эмоции. Кто-то умиляется таким поведением, а кого-то оно попросту пугает и является поводом задуматься, все ли в порядке с малышом.

В действительности ребенок попросту еще не понимает, что это его ручки, когда они мелькают перед его лицом или касаются тела. Таким же образом он может испугаться их и во время сна.

Из всех природных рефлексов полностью сформированным в момент рождении у малыша является только , поэтому кроме своего ротика, он не знает прочих частей тела и будет знакомиться с ними постепенно и поэтапно.

Опасно ли это для детей?

Как наследие внутриутробной жизни, у новорожденного ребенка после появления на свет присутствуют резкие, хаотичные и нескоординированные движения ножками и ручками, которых он пугается и даже может плакать по этому поводу. В педиатрии эти движения получили название «вскидывания». Однако отличия этих движений от внутриутробных все же существуют. Так, внутри маминого живота, малыш при каждом движении ручками или ножками касался стенок матки. Здесь же в новой для него среде при подобных движениях, они не находят совершенно никакой опоры, что очень пугает и настораживает. Однако, как только малыш прижимается к теплому телу своей мамы, он тут час же успокаивается.

При помощи этих, на первый взгляд неосознанных движений, ребенок получает информацию об окружающем мире и предметах, к которым он прикасается. Это могут быть самые разнообразные вещи, например, пеленка, кроватка, одежда, собственное тело или тело мамы и т.д. Процесс осязания окружающего мира может значительно замедляться, если ребенок слишком сильно и часто пугается вскидываний, заглушая все остальные естественные реакции. Таким образом, чтобы этот процесс происходил закономерно, необходимо давать ручкам и ножкам малыша натыкаться на различные предметы и поверхности, но при этом они должны находиться не слишком далеко от его тела. В таком случае он не успеет вскинуть ручки и испугаться.

Кроме того, слишком свободные движения ручками могут быть чреваты различного рода травмами. Так, например, ребенок может сам себя ударить ручкой по другим частям тела или поцарапать нежную кожу ноготками ().

Что сделать, чтобы ребенок не пугался своих ручек?

Чтобы ребенок не мог нанести себе травму вскидыванием, родителям необходимо следить, чтобы ногтики были всегда подстрижены до необходимой длины, а их края были тщательно запиляны. Сегодня продаются также специальные антицарапки, которые закрывают ручки младенца вместе с пальчиками. Приобрести их можно как отдельно, так и в комплекте с прочей детской одеждой.

Если малыш пугается ручек и часто их вскидывает, рекомендует сделать следующее:

  • как свободное, так и тугое, хотя последнее тормозит развитие осязательных и моторных навыков ручек, а свободное, напротив, позволяет крохе скорее познакомиться со своими ручками и не пугаться их;
  • малышу всегда очень комфортно и уютно спать у мамы на ручках, при этом можно даже не использовать пеленку, так как тактильный контакт в данном случае будет препятствовать вскидываниям, и способствовать спокойному и беззаботному сну.

Примерно в 3 месяца, у ребенка на смену безусловному хватательному рефлексу постепенно приходит условный и формируется произвольное хватание (). К этому времени, как правило, большинство малышей уже успевают познакомиться со своим телом и проблема вскидываний сама собой устраняется.

Перечислить страхи, которые возникают у детей до года, не сложно. Гораздо труднее установить их причины и избавить ребенка от необходимости бояться. Как показывает практика, младенцы не боятся. Состояние испуга или страха – это, скорее, приобретенная реакция на внешние раздражители. Но, обо всем нужно рассказать по порядку.

Первый страх младенца – физиологические потребности

В первые недели жизни, маленький человек испытывает только физиологические потребности:

  • Прием пищи;
  • Опорожнение кишечника и мочевого пузыря.

Живое существо не может жить, не удовлетворяя эти потребности, а терпеть малыш еще не умеет. Если по каким-то причинам питание малютка получает нерегулярно, либо в силу физиологических отклонений, не может опорожнить организм, это вызывает у него страх.

Беспокоить ребенка в этот период могут боли или дискомфорт. Например, боль может возникать от того, что туго затянутая пеленка передавила ручку или ножку. Или тельце малыша запрело и зудит от мокрого памперса. Тогда следующий раз, когда на него начинают надевать подгузник или пеленать, ребенок протестует, как умеет. Теперь он будет пугаться каждый раз, когда начинаются эти процедуры.

Совет: Внимательно следите за режимом сна и приема пищи ребенка. Желательно, чтобы кормление и время сна были строго по расписанию. Если вы видите, что малыш беспокоится без видимой причины, распеленайте его, снимите подгузник и осмотрите тельце ребенка со всех сторон. Обмойте теплой водичкой малыша и заверните его снова не так туго.

Второй страх – эмоциональное равновесие

Улыбающаяся мама, нежно говорящая ребенку ласковые слова – это то, что видит и оценивает младенец на 2-м месяце жизни. Сейчас у него начинает просыпаться потребность в общении, и он выражает свои эмоции в ответ на обращение к нему родителей. В это время очень важно, чтобы малыш не слышал вокруг себя громкой ругани и неприятных звуков. Заплаканное или расстроенное лицо мамы нарушит эмоциональное равновесие контакта и заставит малыша проявлять беспокойство. Вскоре ребенок начнет связывать между собой голос и состояние матери со своими внутренними ощущениями и реагировать на окружающую действительность через ощущения самого близкого к нему человека. Сейчас главное – не напугать младенца и позволить ему испытывать только положительные эмоции.

Третий страх – «мама, не уходи»

Можно заметить, что ребенок, который некоторое время не видит маму и не слышит ее голоса, начинает проявлять беспокойство. Это один из основных страхов маленьких детей – остаться без мамы.

Сформулировать, конечно, малыш это не может, но по всему его поведению становится понятно, что ему сейчас же нужно видеть маму. Кроме того, маленькие дети не очень любят оказываться вне стен дома на долгое время. Поэтому с младенцами длительные поездки и путешествия просто не рекомендуются. Ребенок становится раздражительным, плохо спит и иногда даже отказывается от пищи.

После полугода у детей, которые перенесли какую-то травму или заболевание, может возникнуть страх перед этими неприятностями. Опять же, рядом с мамой проблемы не страшны, а что делать, когда мама уходит на работу, а дома остается бабушка, которая, иной раз, просто не знает, что делать с ребенком, бьющимся в приступе астмы или захлебывающимся кашлем. Конечно же, малыш понимает, что помочь может только мама и теперь каждый момент ее отсутствия, ребенка будет преследовать страх.

Нужно заметить, что этот страх сопровождает ребенка еще долгое время. Некоторые дети, вплоть до школы, продолжают нервничать и расстраиваться в случае, если мама пропадает надолго из поля их зрения.

Совет: Постарайтесь все свободное время проводить с ребенком, обнимайте его, целуйте и рассказывайте о том, как вы его любите. Не оставляйте его надолго с родственниками, а тем более, одного. Это очень травмирует малыша и горе его от того, что мамы нет рядом, словами описать просто невозможно.

Четвертый страх – чужие люди и незнакомая обстановка

В этом возрасте малыши воспринимают чужих людей только в присутствии родителей. Если никого из «защитников» нет рядом, ребенок пугается чужих лиц и голосов. Отправляясь в гости к родственникам или друзьям в чужой дом, постарайтесь, чтобы ваш ребенок не терял вас из поля зрения. Новые люди, незнакомая обстановка и масса не знакомых голосов могут надолго травмировать психику малыша. Это грозит нарушением режима питания и сна, а как следствие – бесконечные бессонные ночи и истерики.

Совет: Ребенка нужно приучать к общению с раннего возраста. Старайтесь не ходить в гости на долгое время. Тогда ребенок не успеет сильно испугаться чужих людей. Пусть гости приходят к вам. И желательно, чтобы это была не большая компания, а семейные люди с такими же детишками. Обычно дети положительно реагируют на появление своих сверстников. А привыкнув к тому, что чужие люди могут быть хорошими и интересными, ребенок перестанет бояться.

Пятый страх – было больно, а потому теперь страшно

Страх перед болью. Начинающий учиться активно двигаться малыш падает, набивает себе синяки и шишки. Это, конечно же, больно и неприятно, и именно поэтому, многие дети, сделав первые шаги и упав, еще долгое время после этого отказываются предпринимать следующие попытки к вертикальному передвижению.

Совет: В первый год жизни родители должны находиться рядом с ребенком, практически, неотлучно. Это позволит избежать лишних падений и ушибов. А в случае, если ребенок уже упал, стоит успокоить малыша и поставить его на ножки снова, взяв при этом за ручку. Этим вы покажете, что будете всегда рядом и в следующий раз у него получится лучше.

Шестой страх – провинность и наказание

Страх наказания. Обычно этот страх зарождается намного позже, когда ребенок уже сможет самостоятельно передвигаться и исследовать окружающий мир. Но те дети, которые имеют старших братьев или сестер, видят, как родители наказывают их за непослушание. Слезы и обиды старшего очень трогают и расстраивают младшенького. Он понимает, что на месте братика может оказаться и он сам. Именно это и пугает ребенка.

Совет: Не наказывайте старших детей перед младшими. Отведите взрослого ребенка в другую комнату и объясните, что именно он сделал не так. Маленький братик или сестричка никогда не должны видеть унижение старшего.

Заключение

В заключении нужно сказать, что психологическое состояние ребенка в будущем напрямую зависит от того, насколько спокойным и эмоционально стабильным был первый год его жизни. От того, как родители будут внимательны к своему ребенку, на каком уровне будет установлен контакт с малышом, зависит его дальнейшее развитие и становление, как личности.

Детские страхи - это важная составляющая развития малыша именно потому, что преодолевая их, ребёнок взрослеет, его нервная система укрепляется. Однако для родителей появление тех или иных фобий у крохи, в частности если малыш боится громких звуков, вызывают массу вопросов, суть которых сводится к следующему: а всё ли нормально с карапузом? Разберёмся с причинами и методами борьбы с боязнью громких шумов у детей разного возраста.

Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:

  • телефонные звонки;
  • громкий смех или кашель, храп отца;
  • жужжание кофемолки, дрели;
  • пение заводной игрушки;
  • лай собаки;
  • игра на гитаре;
  • звук работающего пылесоса, фена и пр.
  • Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи. Такая реакция проверяется рефлексом Моро - его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться. Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.

    Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро

    Это интересно. К естественным страхам также относится боязнь оставаться без мамы, страх незнакомых людей, темноты. Но их следует отличать от приобретённых фобий, которые возникли как реакция на определённую ситуацию: например, боязнь воды после неудачного погружения во время купания.

    Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом. Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью. Да, крик «Не ходи туда - упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет - это раз, а второе - такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами. Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.

    Иногда даже разговор на повышенных тонах может заставить страх прогрессировать

    Это интересно. Боязнь громких резких звуков и приборов, которые их издают, называется лигирофобией.

    Что делать, если малыш испугался

    Если маленький трусишка вздрагивает от малейшего шороха, мама и папа должны понимать, что на этом этапе развития малыш так воспринимает окружающий мир, и это пройдёт. Гораздо более опасно, если родители наказывают или резко отвечают на проявление такой реакции у крохи: малыш может начать скрывать свой страх, но от этого он никуда не денется, наоборот, только усилится.

    Это интересно. Слишком большое количество шумов вокруг приводит к тому, что слуховой аппарат ребёнка теряет чувствительность, сердце начинает давать сбои, клетки мозга перенапрягаются. Вследствие этого возникает тревожность, дети всё реже улыбаются, не могут полностью расслабиться, быстро утомляются и плохо спят.

    Тактильный контакт с мамой очень важен, чтобы успокоить ребёнка

    Как помочь малышу до года: используем голос и магнитофон

    Подойдите к решению проблемы комплексно. Для этого нужно:

  • Как можно больше разговаривать с ребёнком, используя одну спокойную интонацию. Очень полезно, если с младенчества кроха слышит мужские голоса, которые помогут ему привыкнуть к непривычному тону звука.
  • Периодически включать ребёнку красивую и мелодичную музыку (лучше классику, например, Моцарта, Бетховена и др.). Кстати, такое сопровождение поможет справиться и с другими видами страха, например, боязни воды на раннем этапе развития.
  • Успокаивая, тихо напевать песенки.
  • Ни в коем случае не создавать идеальные условия для сна, то есть выключать все приборы и самим «ходить по воздуху». Так вы защитите кроху от пробуждения в случае резкого звука, например, скрипа открывающейся двери или звонка в дверь. Так что скажите «да» включённому телевизору на небольшой громкости или спокойному разговору.
  • Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам

    К тем приёмам, которые описаны выше, добавляется ещё несколько способов исправить ситуацию:

  • Если вы слышите громкий звук, не нужно резко вскакивать или вскрикивать - старайтесь себя контролировать. Мало того, что сохраните свою нервную систему, так ещё и не покажите неправильный пример малышу. Ведь в 2–3 года у карапузов начинается возраст подражания взрослым.
  • По возможности демонстрируйте ребёнку источник шума, например, гудящий пылесос или сигналивший автомобиль. Ещё лучше - дать подержать вибрирующий и «поющий» телефон, работающий фен.

    Дети должны понимать, что бытовые приборы шумят, но в этом нет ничего страшного

  • Научите ребёнка шуметь . В смысле кричать, по-волчьи выть, по-медвежьи рычать, по-кошачьи мурчать и т. д. Позвольте ему любимое занятие всех детей - погреметь кастрюлями. Эти звуки произносятся с разной высотой, то есть, увлёкшись игрой, малыш будет спокойнее реагировать на шумы разной силы.

    Все дети любят пошуметь, и это правильно

  • Придумайте сказку. Если карапуз боится какого-то конкретно шума, например, работающего фена, придумайте вместе с ним сказку о заколдованном звуке, который вынужден прятаться в приборе от злой колдуньи и только при включённом фене может выйти спокойно погулять. То есть этот шум не страшный, наоборот, его нужно пожалеть. Можно также нарисовать иллюстрацию к придуманной истории.
  • Позаботьтесь о спокойствии ребёнка. Возможно, малыш часто бывает перевозбуждён, гиперактивен. В этом случае нелишними будут ванночки с успокаивающим сбором. Хотя и эта безобидная, казалось бы, мера должна быть согласована с доктором.
  • Родители должны с пониманием и терпением отнестись к своему трусишке: не кричать, а успокаивать и приободрять

    Это интересно. Если ребёнок постоянно боится сильных шумов, слишком эмоционально на них реагирует, вплоть до истерики, с трудом успокаивается, его душит страх, то малыша нужно обязательно показать невропатологу для выявления нарушений в работе нервной системы и выбора адекватного лечения.

    Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор - источник шума

    Евгений Олегович Комаровский, педиатр со стажем, автор книг о воспитании детей, считает, что самый лучший способ избавить нормально развивающегося малыша от страха громкого шума - показать источник этого шума. Только так можно вернуть ребёнку чувство защищённости, которое он, по его мнению, может потерять вследствие таких сильных шумов.

    Чтобы развеять детский страх, обязательно покажите им источник шума, чтобы было ясно, что «дело-то житейское»

    На самом деле причина таких страхов - в отсутствии чувства защищенности. Что дядя - о, ужас! – заберёт ребёнка, а родители - О, ужас, ужас! – его этому дяде отдадут. Придётся делать шутку правдой: сходить в гости к соседям и посмотреть, кто там стучит. Что это дядя, что он действительно работает, что он стучит вот этой штукой. А главное - что ему нафиг не нужен ваш ребёнок, а вы малыша никому не дадите в обиду.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос» http://lib.komarovskiy.net/strax-temnoty-detskij.html

    Боязнь сильного шума у детей с органическими поражениями головного мозга

    Органические поражения головного мозга - это группа заболеваний, при которых происходят структурные патологические изменения в тканях головного мозга. Неврологи доказывают, что такой диагноз можно поставить 9 из 10 пациентам разного возраста. Но если изменения в тканях затронули больше 20–50% мозга, то начинают проявляться симптомы той или иной болезни или опухоли. У детей органические поражения связаны с перинатальными повреждениями головного мозга. К ним относятся заболевания матери, в том числе различные инфекции, генетическая патология, гипоксия или ишемия при родах, действие радиации и т. д. При осложнениях эти нарушения могут перерастать в ДЦП, гидроцефалию, олигофрению и эпилепсию. У детей с такими диагнозами боязнь громких звуков является одним из характерных признаков.

    
    Top