Когда ставить малыша на ножки. Когда ребенка можно ставить на ножки? Советы врачей

Здравствуйте, уважаемые читатели. Пришло время поговорить о том, во сколько ребёнок начинает стоять на ножках. Каждая мама с нетерпением ждёт, когда наступит этот момент, малыш первый раз научится уверенно стоять, а там не за горами и первые шаги крохи.

Особенности физического развития

Первым делом необходимо разобраться, какому возрасту, какой уровень физического развития соответствует, как происходят последовательные достижения малыша на пути к первой попытке встать во весь рост.

  1. В два-три месяца ребёнок начинает самостоятельно удерживать голову.
  2. В четыре-пять месяцев — малыш умеет переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В пять месяцев — лежит на животе, поднимает верхнюю часть туловища, упираясь локтями в поверхность.
  4. В полгода совершает первые попытки сидеть самостоятельно.
  5. В семь месяцев уверенно сидит, начинает ползать .
  6. В восьмимесячном возрасте начинает стоять, держась за опору.

Что способствует своевременному развитию

Каждый ребёнок не похож на другого, все они индивидуальны. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш не соответствует общепринятым нормам. Если карапуз развивается нормально, но, например, в 6 месяцев ещё не умеет сам сидеть – это не повод для волнений.

Существуют факторы, присутствие которых благоприятно влияет на своевременное развитие тех или иных двигательных навыков у малыша:

  1. Важной составляющей является психологическое здоровье ребёнка, поэтому очень важно, чтоб у малыша не было стрессов, в том числе скандалов в семье, в присутствии крохи. Также необходимо ласковое общение с карапузом.
  2. Общее физическое здоровье: отсутствие хронических заболеваний, серьёзных патологий.
  3. Наличие примеров для подражания. Идеально, если у ребёнка есть старший брат или сестричка, особенно если разница в возрасте года два.
  4. Очень важен темперамент малыша (активные детки быстрее учатся ходить), а также телосложение (у ребёнка нормального телосложения больше шансов первому научиться стоять, чем у упитанного малыша).

Во сколько ребёнок начинает стоять

Начиная с семимесячного возраста, некоторые детки могут начинать вставать. Но это больше касается малышей активных и худеньких. Необходимо понимать, что в первое время карапуз будет стоять, держась за опору, причём на коленках. Потом малыш научится приподниматься на одну ножку, а следом и на вторую. Первые попытки постоять будут непродолжительными. Ребёночку ещё очень тяжело долго удерживаться в таком положении. Тут важна мамина поддержка, ведь многие детки, научившись подниматься, потом бояться присаживаться. Поэтому, если она видит, что ребёнок впервые поднялся, но в течение четырёх минут не садится, необходимо подойти и помочь ему присесть. Возможно, малышу просто страшно вернуться в привычное положение.

Если вас интересует, когда ребёнок начинает стоять с опорой, то оптимальным возрастом для данного события является 8-9 месяцев. Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. Малыш постепенно поднимается и может не спеша передвигаться, например, по кроватке, держась за перекладину. А, когда ребёнок начинает стоять без опоры? После того, как карапуз научился уверено стоять, за что-то держась при этом, приходит самое время переходить к следующему этапу. Так, начиная с 9 месяцев до годика, детки начинают стоять самостоятельно. Такой большой диапазон обусловлен личными навыками и особенностями характера и телосложения каждого ребёнка, поэтому будет нормой, если ваш карапуз научится стоять без опоры, как в 9 месяцев так и, если он научится стоять в 12.

Мой сын в первый раз поднялся, держась за перекладину в кроватке, когда ему было 8 месяцев. Для меня это были очень приятные ощущения радости. Вроде возраст уже был весьма подходящий, но я, почему-то, ещё совсем не ожидала, что он поднимется на ножки. Следует отметить, что за неделю до этого я заметила, что сын первый раз научился стоять на коленках, держась за всё ту же перекладину в кроватке. Поднимаясь, он любил кидать игрушки на пол. Впервые подняться без опоры, мой сын смог в возрасте 10 месяцев.

Когда ребёнок начинает стоять преждевременно

Известны случаи, когда некоторые детки совершают первые попытки подняться гораздо раньше общепринятых норм. Не всегда это плохо. Если ваш малыш научился сидеть раньше сверстников, вполне ожидаемо, что и вставать он начнёт раньше. Если вашему ребёнку уже больше, чем полгода, то не стоит препятствовать начинаниям крохи. Вы должны понимать, что малыш всё равно будет пытаться встать, и вы не в силах контролировать его 24 часа в сутки. А вот вставание на ножки до достижения шестимесячного возраста не допустимо, такими действиями карапуз нарушит правильное развитие опорно-двигательного аппарата и сможет нанести непоправимый вред своему здоровью. Именно поэтому очень важно стимулировать ребёнка к ползанью, показывать, что он может перемещаться по квартире в любой уголок, а вставать вертикально — пока нет надобности.

Ходунки

Очень часто, когда малыш научился принимать вертикальное положение, мамам хочется, чтоб карапуз поскорее начал ходить. С этой целью покупают ходунки. Считается, что они не только стимулируют малыша начать самостоятельно передвигаться, но также дают возможность находиться возле мамы и ходить за ней хвостиком, у ребёнка появляется новое развлечение.

Однако, есть приверженцы того, что ходунки не играют положительную роль в развитии малыша, кроме того, они могут тормозить его развитие, ведь ребёнок может решить, что ему так гораздо удобнее передвигаться, зачем ещё прикладывать свои усилия и ходить самостоятельно. Всё должно быть естественно и карапуз сам начнёт ходить, когда придёт время.

Так, что каждой мамочке придётся самостоятельно принимать решение, что для её ребёнка лучше.

Я не использовала ходунки. Мой сын самостоятельно сделал первые шаги почти в 12 месяцев. А вот моя невестка использовала это приспособление. Племяннице очень нравилось, в прямом смысле, бегать на ходунках и это не коем образом не повлияло на то, чтоб она начала своевременно ходить. Так что выбор за вами.

Учим малыша вставать

Родители должны понимать, насколько важно, правильное и своевременное физическое развитие малыша. Поэтому они могут принимать активное участие в процессе взросления крохи, стимулировать его к совершению новых достижений, развивать двигательную активность ребёнка.

  1. Важно делать ребёнку массаж и простые гимнастические упражнения. Обязательно посвящайте этому время в дневном распорядке малыша, лучше до обеда.
  2. Вы можете приучать карапуза к необходимости удерживать своё равновесие. Для этого вам понадобится поднимать ребёнка в вертикальное положение, удерживать его, а потом ненадолго отпускать, этого будет достаточно, чтоб малыш понял, что нужно удерживать себя в пространстве.
  3. Лучше, если процесс приучения будет постоянно находиться в одном и том же месте, например в кроватке или возле неё.
  4. Убедитесь, что место, где вы стимулируете ребёнка подниматься на ножки достаточно безопасное. Не забывайте, что в первые разы малыш, скорее всего, будет падать на попку.
  5. Важно показать карапузу, что он может подниматься, держась за опору. Важно, чтоб в роли опоры выступало что угодно, но только не мамины руки. Малыш должен понимать, что это его самостоятельный путь и стоять он должен сам, без чьей либо помощи.
  6. Когда ребёнок научится вставать у низкой опоры, дайте ему возможность совершить подобные действия и при более высокой опоре.
  7. Если малыш уже стоит, держась за опору, можно предложить ему взять что-то в ручки, например любимую игрушку. Карапуз к ней потянется и отпустит для начала одну ручку. Потом можно будет дать ему две игрушки, ребёнку понадобится задействовать обе руки. Так он облокотиться на опору, не держась при этом руками.
  8. Очень часто, поднявшись, малыш боится садиться. Мамино присутствие в этот момент просто необходимо. Можно облегчить данную ситуацию, положив яркую игрушку возле малыша на полу. Ребёнок попытается к ней дотянуться и присядет. Конечно, в первое время мама должна подстраховывать карапуза.

Прочитав эту статью, вы узнали, когда в жизни ребёнка наступает время подняться на ножки, поначалу держась за опору, а потом и самостоятельно стоять. Помните, что вы можете стимулировать эти начинания. Однако, не стоит думать, что без подобных действий малыш не научится вставать, всему своё время и когда ваш карапуз будет достаточно готов, физически окрепнет и созреет, тогда и поднимется на прямые ножки. Этот момент запомниться надолго в вашей памяти, ведь мы так радуемся, когда наши детки делают успехи.

Все родители с нетерпением ждут скорейшего взросления своего ребенка. Больше всего им запоминается, когда ребенок в первый раз самостоятельно перевернулся, сел, начал ползать и наконец-то ходить. Все эти этапы взросления полностью зависят от индивидуального развития малыша.

В эпоху популярности раннего умственного и физического развития молодые родители все чаще задают вопрос о том, когда ребенка можно ставить на ножки. Врачи уверены, что торопить его не стоит. Так как это может привести к ухудшению здоровья малыша.

Этапы развития детского тела

В первые месяцы жизни ребенок находится только в горизонтальном положении. Его мышцы и суставы еще не окрепли, а движения не скоординированы. В возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает поднимать головку и удерживать ее в таком положении длительное время.

Начинается процесс так называемой "вертикализации". Он состоит из таких этапов:

  • в 4-5 месяцев развивается умение поднимать верхнюю половину туловища и притягивать к себе интересующий предмет;
  • в 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть и двигаться по-пластунски;
  • в 7-9 месяцев малыш получает навыки активного ползания на четвереньках;
  • в 9-11 месяцев ребенок осуществляет попытки подняться и сделать первые шаги;
  • в 11-15 месяцев кроха начинает уверенно ходить.

Все эти этапы являются неотъемлемой частью развития ребенка, поэтому не стоит стремиться их пропустить или ускорить процесс.

На развитие ребенка положительно действуют следующие факторы:

  1. Здоровый сон и прогулки на свежем воздухе.
  2. Кормление. Специалисты утверждают, что до полугода малыш не нуждается в дополнительном питании. Ему достаточно грудного молока или специальной детской смеси.
  3. Массаж. В первые месяцы жизни он жизненно необходим, так как ежедневно будет происходить стимулирование мышц. Не обязательно обращаться к профессиональным массажистам, любая мама может научится несложным упражнениям.

Когда ребенка ставят на ножки?

Существует много предложений и рекомендаций, направленных на решение этой ситуации. На вопрос о том, когда ребенка можно ставить на ножки, специалисты отвечают, что с малышом нормального телосложения это можно делать, начиная с 9 месяцев. Если у вас растет крепыш, лучше подождать до 10.

Во сколько месяцев можно ставить ребенка на ножки? Во время массажа специалисты ставят ноги ребенка на ровную поверхность на несколько секунд. В этом случае врач может проверить врожденные рефлексы малыша. Это не значит, что родителям следует постоянно повторять это упражнение, чтобы развить уже имеющиеся навыки. Неосторожность может привести к различным заболеваниям.

Заболевания, возникающие из-за несформированного мышечного скелета

  • дугообразное искривление ног;
  • заболевания коленных и тазобедренных суставов;
  • искривление осанки, что влечет за собой заболевание внутренних органов;
  • плоскостопие.

Необходимо помнить, что ребенок самостоятельно определит, когда будет готов к своим первым шагам.

Можно 3-месячного ребенка ставить на ножки или нет?

Все мамы знают, что в роддоме врачи, оценивая рефлексы, ставят новорожденного на ровную поверхность, наклоняют немного вперед - и он делает несколько шажочков. Отсюда и возникает вопрос: "Когда ребенка можно ставить на ножки?"

Ответ хотят получить многие молодые мамы, изучающие информацию о раннем развитии. Однако ортопеды утверждают, что в таком раннем возрасте мышечный каркас еще не сформирован. Поэтому ребенку необходимо дополнительное время на укрепление позвоночника и ног.

Можно трехмесячного ребенка ставить на ножки или нет? Это делают лишь в том случае, если это необходимо специалисту для определения рефлексов малыша. В остальных случаях родители должны полностью удерживать его на своих руках, чтобы он не переносил вес своего тела на ноги.

Можно 4-месячных детей ставить на ножки?

Некоторые врачи не рекомендуют этого делать в раннем возрасте. Однако существует мнение других специалистов, которые уверены, что если с самого рождения использовать так называемый шаговый рефлекс, то к малыш очень скоро сможет ходить, пропустив такой этап развития, как ползание. Стоит отметить, что этот метод еще достаточно не исследован, поэтому никто не может гарантировать дальнейшее нормальное его развитие.

Ребенок встает, не достигнув 6-месячного возраста

Самостоятельный подъем малыша на ножки в столь раннем возрасте может свидетельствовать о наличии у ребенка гипертонуса мышц. В этот момент его стопы получают колоссальную нагрузку и могут деформироваться. Так как на них давит вес всего тела, а также возникает сильное напряжение мышц.

Малыш в этом возрасте может становится на носочки, но от этого он быстро устает. Не следует разрешать ему долго стоять таким образом. Чтобы помочь малышу, родители должны поддержать его под мышки, попытаться увлечь игрой.

Можно ли ставить ребенка на ножки? Развитие детей и возможность делать первые шаги зависят от ряда факторов, таких как:

  • Наследственный фактор. Если родители малыша начали поздно ходить или имели лишний вес, то им не стоит ждать, что он сделает первый шаг в раннем возрасте.
  • Развитие нервной системы. При ходьбе движения должны обладать четкостью и точностью. Также ребенок должен научиться держать равновесие и уметь группироваться.
  • Состояние здоровья. Любые заболевания внутренних органов, вирусные и аллергические патологии ослабляют иммунитет ребенка, тормозят его развитие.
  • Физический и умственный прогресс. Учеными доказано, что развитие ребенка происходит скачкообразными движениями. Поэтому, если малыш в данное время активно учится говорить, не стоит ожидать, что он начнет делать свои первые шаги.
  • Мотивация. Молодым родителям следует помнить, что ребенок должен сам захотеть встать на ноги. Пока он не проявляет желания, его можно заинтересовать: например, показать малышу его любимую игрушку и предложить самостоятельно добраться до нее. Также можно показать, как ходят другие маленькие дети.

Знание этих факторов поможет тем мамам, которые озабочены вопросом о том, когда ребенка можно ставить на ножки.

Упражнения для укрепления позвоночника

Когда ребенка можно ставить на ножки? Перед тем как малыш сделает первый шаг, ему необходимо укрепить мышцы спины, бедер и плеч. Для поощрения вставания и стояния мама может провести с ним такие упражнения:

  • Первое упражнение. Когда ребенок хорошо научится сидеть, его необходимо посадить на слегка спущенный фитбол. Мама, удерживая бедра малыша со спины, начинает наклонять его в разные стороны. Такое упражнение поможет ему научиться держать равновесие.
  • Второе упражнение. Мама ставит ребенка на корточки к себе спиной. Положив руки на бедра, родитель начинает немного раскачивать малыша вперед и назад, мотивируя его подняться на ноги. Если он пока не может встать, значит, мышцы еще не окрепли.
  • Третье упражнение. Когда ребенок научится подниматься с помощью опоры, то мама может поощрять его дальнейшее овладение навыком, привлекая внимание любимой игрушкой.

В данной статье был дан ответ, когда ребенка можно ставить на ножки. Молодым родителям нужно прислушаться к рекомендациям врачей и более опытных родителей, а также верить своему сердцу. Ведь никто не пожелает вреда своему ребенку.

Любая мама испытывает радость, когда ее подросший карапуз научился самостоятельно стоять. Это очередная важная ступень развития, и кроха вот-вот сделает свои первые шаги. Но стоит ли учить ребенка стоять или он должен научиться этому сам? И в каком возрасте допустимо поставить кроху на ножки?

Большинство врачей не рекомендуют торопить развитие ребенка, а дать малышу развиваться естественно. Как только тело крохи сможет выдержать нагрузку от сидения и стояния, малыш сам начнет осваивать данные навыки. Также нужно понимать, что развитие малыша происходит индивидуально и связано с множеством факторов. К примеру, маленькие и худые детки быстрее учатся вставать на ножки, чем полненькие и крупные.

Мнение Е. Комаровского

Известный врач утверждает, что у каждого ребенка рано или поздно появляется желание стоять и роль родителей в освоении этого навыка заключается только в том, чтобы облегчить и обезопасить процесс. Учащемуся стоять ребенку не нужно надевать обувь, пусть кроха учится этому босиком.

Многие родители с гордостью заявляют, что их малыш самостоятельно встал в 4,5,6 месяцев, а ходить начал в 8,9,10. Комаровский в связи с этим хочет акцентировать внимание на том, что из-за ранней длительной нагрузки на позвоночник у таких деток возможны самые разные проблемы в будущем – искривления, радикулиты и другие.

Ребенок сам должен захотеть стоять и в возрасте до шести месяцев тренировать и обучать его стоянию совсем не нужно. Нет никакой проблемы в том, что ребенок еще один-два месяца будет лежать и ползать.

Стоит ли ставить на ножки принудительно?

Задачей родителей является лишь поощрение физического развития крохи. Заставлять ребенка делать что-либо раньше, чем он к этому готов (как сидеть, так и стоять) – огромная ошибка, способная не улучшить, а напротив, ухудшить его физическое состояние. Поощряйте ползание малыша, а вот сесть и стоять кроха должен обучиться своими силами.

Роль родителей

Что стоит делать родителям:

  • Поощрять ползание, поскольку оно укрепляет мышцы и позвоночник.
  • Делать упражнения в игровой форме, развивая мышцы малыша.
  • Не допустить дефицита витамина Д и кальция.
  • Выполнять массаж, поскольку это наиболее полезная стимуляция мышц.
  • Часто гулять на свежем воздухе.
  • Любить и заботиться, уделяя много внимания.
  • Помогать, но не торопить.

Упражнения для поощрения стояния

Многие считают, что для навыка стояния у крохи должны быть хорошо развиты мышцы рук, чтобы малыш смог подтянуться и держаться за опору. В действительности же самыми важными мышцами для освоения вставания и стояния являются мышцы бедер, спины и плеч.

В развитии таких мышц, и, соответственно, в поощрении вставания и стояния, помогут следующие упражнения:

  1. Когда малыш уже уверенно сидит, вы можете начать упражняться с ним на не полностью надутом фитболе. Посадив кроху на мячик лицом от себя, придерживайте ребенка за бедра и начинайте наклонять в разные стороны. Благодаря таким тренировкам у ребенка будет развиваться способность держать равновесие.
  2. Поставьте ребенка на стол лицом от себя и посадите его на корточки. Удерживая кроху за бедра, начните немного покачивать его назад и вперед, побуждая подняться на ровные ножки. Если ребенок еще не в силах подняться самостоятельно, значит, мышцы его ног еще недостаточно окрепли.
  3. Если кроха уже научился вставать у опоры, стимулируйте более частое использование этого навыка, привлекая малыша любимой игрушкой. Усадите кроху на пол рядом с диваном или креслом, а на возвышенность положите игрушку. Ребенок заинтересуется и захочет дотянуться к игрушке, ухватится за опору и встанет. При первых попытках обязательно страхуйте малыша от падения. И не забывайте подбадривать ребенка в его успехах.


Положите игрушку на диван, пусть ребенок сам встанет к ней

Раннее вставание на ножки

Ребенок может начать пытаться вставать еще до освоения навыка сидения (раньше шести месяцев), если у него имеется гипертонус мышц. Если разрешать такому малышу долго стоять, возможна деформация стоп. Отвлекайте малыша и не допускайте длительного вертикального положения, а также непременно поддерживайте под подмышки.

Также советуем вам прочитать статью о том, когда ребенок начинает стоять . Узнаете много интересного и будете подготовлены к этому интересному периоду в жизни малыша.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Попытки родителей ускорить естественный процесс развития крохи нередко приводят к печальным последствиям для здоровья. В первую очередь это касается ранней стимуляции ходьбы. Разберемся, когда можно ставить ребенка на ножки без вреда для него.

Первые несколько недель жизни новорожденный проводит в горизонтальном положении, мышцы слабы, а движения не скоординированы. Примерно к 2–3 месяцам младенец умеет длительное время удерживать голову, лежа на животе. С данного момента начинается процесс «вертикализации», то есть постепенного обретения способности стоять и ходить. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Умение поднимать верхнюю часть тела, опираясь на вытянутые руки и пытаясь дотянуться до заинтересовавшего предмета (4–5 месяцев).
  2. Способность ползать по-пластунски и сидеть (6-7 месяцев).
  3. Активное ползание на четвереньках (7–9 месяцев).
  4. Успешные попытки подняться на ноги и передвигаться вдоль опоры с поддержкой (9–11 месяцев).
  5. Первые уверенные шаги (11–15 месяцев).

Каждый этап имеет огромное значение во взрослении крохи, пытаться их каким-либо образом ускорить нельзя. Формирование мышечного корсета и созревание костной ткани занимает определенное время. Специалисты категорически не рекомендуют ставить на ножки малышей нормального телосложения раньше 9 месяцев, а пухлых деток – раньше 10 месяцев.

В более раннем возрасте неокрепшие мышцы спины и слабые тазобедренные суставы не справятся с нагрузкой, в результате возникает риск возникновения следующих проблем:

  • искривление нижних конечностей;
  • патологии тазобедренных и коленных суставов;
  • деформация стопы (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие);
  • грубые нарушения осанки и заболевания внутренних органов.

Но и своевременный переход в вертикальное положение несет риск навредить здоровью малыша. Чтобы этого не произошло, не следует ставить ребенка на ножки надолго и без дополнительной поддержки, увлекаться ходунками и прочими удерживающими приспособлениями. Родителям лучше придерживать его за подмышки, ставить ребенка рядом с надежной опорой (диваном, кроваткой). Желательно оставлять малыша босиком — он быстрее научится держать равновесие и управлять своим телом.

Иногда ребенок самостоятельно пытается встать на ножки раньше положенного срока. В большинстве случаев так происходит по причине гипертонуса мышц нижних конечностей. Патология требует обязательного лечения, обычно педиатры назначают пациентам специальный массаж. Если кроха здоров, накладывать абсолютный запрет на попытки подняться не стоит, но родителям желательно подольше поощрять ползание на четвереньках.

Готовность ребенка к ходьбе

Темпы развития детей существенно различаются. На готовность малыша принять вертикальное положение влияют различные факторы:

  1. Наследственность. Один или оба родителя поздно начали ходить, имели избыточный вес в младенческом возрасте — не стоит ожидать, что их ребенок рано встанет на ножки и сделает первые шаги.
  2. Зрелость нервной системы. Движения крохи должны быть четкими и точными, требуется умение держать равновесие и группироваться.
  3. Общее состояние здоровья. Любые патологии внутренних органов, частые простуды и банальная аллергия ослабляют ребенка и значительно задерживают развитие.
  4. Чередование физического и умственного прогресса. Дети развиваются скачками, интеллектуальные достижения всегда сменяются физическими. Если кроха активно учится говорить, скорее всего, в данный период он не начнет стоять и ходить.
  5. Мотивация. Кроха должен сам захотеть встать на ножки, а если такого желания нет, родителям нужно заинтересовать малютку: предложить самостоятельно добраться до любимой игрушки, показать, как ходят другие дети. Заставлять подниматься и ставить ребенка на ножки против воли не стоит.

Помогаем малышу встать

Чтобы кроха не ленился, своевременно поднялся на ножки и сделал первые шаги без вреда здоровью, родителям следует немного помочь ему:

  • осуществлять ежедневную гимнастику с упором на нижние конечности, полезно интенсивно разминать стопы и катать по пяткам малыша специальный массажный мячик с шипами;
  • делать укрепляющий массаж в домашних условиях/у специалиста, предварительно проконсультировавшись с педиатром;
  • плавать в бассейне и делать упражнения в воде (сгибать и разгибать конечности, нырять и переворачиваться);
  • дольше поощрять ползание крохи на четвереньках;
  • стимулировать физическую активность вялых и флегматичных малышей;
  • проводить профилактику рахита в соответствии с рекомендацией врача.

Комаровский о подходящем возрасте для поставления на ног


Top