Обряды и традиции беларуси. Белорусские обряды и праздники

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

Праздник Дожинки

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Праздник Купалье

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни. Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» - означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова "купать", так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение - не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд - очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось

Коляды

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды - особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким .

Праздник Гуканне вясны

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хоровод.

Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания . Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец . В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки).

Пасха

Неделя перед Пасхой называется вербной . Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленнымиветочками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью,верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу жесъедал одну пупырышку — чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербнымпрутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровьеживёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждойпрутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же потри раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могилесвояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.

Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи . На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходилана пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

Радуница

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

В Троицкой летописи 1372 года написано:

«Литва и ляхи и жемоть приедоша изгоном к Переяславлю по Велице дни на другой недели во вторник назаутрие на радунице».

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухеяйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на которыйставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители,ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились. выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Моиродители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «нарадуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Троица

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день , или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром . В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.

Некоторые христианские обычаи за века настолько крепко сплелись с языческими обрядами, что разграничить, что откуда повелось сложно. Тем более, что белорусы с трепетным уважением относятся и к старым обрядам, и к нововведениям. А все вместе создает неповторимый симбиоз, что называется культурой белорусского народа.

Традиции белорусского народа находят свое разнообразие в песенном и сказательном творчестве. Подтверждением чему могут стать огромное количество народных песен, баек, баллад и сказок.

Бытовые вопросы белорусов в национальном свете

Самобытность культуры проявляется и в семейных традициях. Главой семьи традиционно являлся мужчина, его основная функция – защищать дом и обеспечивать семью. На местном языке его называли "дядьзька". Таким он был для членов семьи, а для деток он звался "бацька".

Место женщины (как и у всех славян) рядом с мужчиной, она хранительница домашнего очага и уюта. В культуре белорусского народа женщина имеет права равенства вместе с мужчиной. Сообщение о традициях белорусской культуры, что их можно найти в старинных рукописях, говорят о разделе семьи на «мужскую» и «женскую» части. Это читается и по предметам домашнего обихода.

Натуральные дерево и металл традиционно считались «мужскими», ткани и лоза – «женскими» материалами. От этого и раздел предметов домашнего обихода, садового и огородного инвентаря, мебели и частей дома.

Самобытные черты белорусов просматриваются и в национальном костюме. Визуально, он похож на национальные славянские костюмы, есть общие мотивы и с литовским, и с украинским нарядами. Но все же перепутать национальную одежду невозможно: в стилистике одежды, украшений и обуви соблюдены аутентичные мотивы Белоруссии. А созданы они благодаря умелым рукам народных мастеров.

Этнические мотивы просматриваются и в национальных чертах характера. Белорусы добры, приветливы, честны, щедры и уважительны в своем отношении к старшим и родственникам. На просторах Белоруссии редко, когда увидишь агрессивные сцены выяснения отношений, обмана на рынках или в бизнесе. Для белорусов важны честность, скрупулезность, они дорожат своей репутацией.

Белорусы народ социальный, они привыкли все делать сообща, проводить вместе праздники и разделять работу, важные вопросы они тоже решают всей семьей.

Национальные традиции современности

В современной Белоруссии доминируют наряды европейского стиля, популярны деловые костюмы на европейский манер. Но и национальные традиции в одежде не забываются, особенно в селах. Как правило, на деловые встречи белорусы отправляются с добрым сердцем и чистыми помыслами, предварительно оговорив время и место. Основная масса взрослого населения трудоустроена и занята на работе с 9 утра и до 6 вечера.

Разговорная речь белорусов представлена национальным белорусским языком (получил статус такового в 1990 году). Равно с тем в бизнесе широко используют русский, немецкий и английский языки. Для письменной речи используют кириллицу, но иногда и латинские буквы. Учитывая, что белорусы и россияне братские народы, русская речь слышна и в быту.

Своеобразным языковым феноменом является, так называемая, «трасянка» - сленг, что создался в результате смешивания русского и белорусского языков. Как уже говорилось выше, есть некоторые и диалекты в национальном языке, что присущи той или иной местности. К примеру, город Витебск (литературное название) на наречии местного населения иногда звучит как Витсебск. Аналогично Гродно – Хродна, Могилев – Махилеу. Гостям и путешественникам важно бы учитывать эти факты.

Видео: Белорусский праздник - масленница

Белорусские народные праздники и обычаи..

Деды. Димитриевская родительская суббота.

«Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши предки.»

И. В. Казакова.

В современном обществе остро чувствуется потребность больше знать о народных праздниках и обычаях. Общественность старается возродить самобытность, индивидуальность своей национальной культуры.

Некоторые из этих праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Деды приобрели статус государственных праздников Республики Беларусь.

Осенним Дедам наши предки придавали гораздо большее значение, чем Радунице. Об этом свидетельствует и название димитриевских Дедов – «великие». Когда на Радуницу на могилках поминают только некоторых умерших предков, могилы которых находятся рядом, то на великие Деды поминают всех без исключения дедов-предков, независимо от места их захоронения. Кроме того, торжественности этого праздника способствовало то, что отмечался он осенью, когда у крестьянина свободного времени было больше, чем весной. Да и разных блюд осенью, после того, как собран урожай, можно было наготовить достаточно. На особенную торжественность этого праздника влияет осень – пора года, когда будто бы «умирает» природа, и человека окутывает грусть, мысли о быстротечности жизни, о умерших родных и близких людях.

Димитриевскими Деды назывались потому, что обычно отмечались в субботу перед праздником Димитрия Солунского. Осенние Деды не имели строгой привязанности к конкретному дню: в разных местах Беларуси они отмечались в период с 26 октября по 2 ноября. Существует легенда о не одновременности празднования осенних Дедов: «Когда царь Дмитрий пошёл на войну с неверными, то он, проезжая по разных местностях, просил православных христиан молится за упокой душ тех воинов, которые по Божьей воле погибли на войне. Вот с того времени установленные поминки проводятся не в одно и то же время, потому что царь Дмитрий не в одно и то же время проезжал по разных сёлах».

С самого утра этот день начинался с подготовки к празднику: мужчины убирали, подметали двор, приводили в надлежащий вид все постройки. Женщины тем временем наводили порядок в доме: мыли пол, лавы, стол, готовили разнообразную еду. «Чистота способствует приходу духов дедов, вкусная еда и напитки склоняют их к исчезновению на минутку с небесного приюта, чтоб спуститься на родную землю», - так толковали люди необходимость наведения чистоты перед праздником. Считалось, что порядок в доме очень понравится душам предков, которые посещают свой родной дом в этот день, и они будут ещё с большим желанием помогать во всём живым.

Обязательной для всех членов семьи была и баня, а также чистая праздничная одежда.

Вечером вся семья (на праздник обычно приезжали или приходили родственники) собирались вокруг праздничного стола. Перед тем как садиться за стол, в доме открывали двери (окна), чтоб заходили умершие предки, которые там жили. Обрядом руководил хозяин – старший член семьи, который прежде всего зажигал большую свечку, которая ставилась в посуду с зерном, как символ памяти о предках. После общей молитвы перечислялись поимённо все деды-предки, которых приглашали на общий ужин (вечерю). Хозяин при этом говорил: «Святые деды! Просим за праздничный стол!» или другие варианты: «Святые деды и бабы и малые детки! Просим к нам на вечерю. Кому не к кому и те к нам заходите!» - трижды произносилось приглашение. И все были уверенны, что тени предков незримо выходят в эту минуту из могил и, восседая с ними за столом, питаются паром, который идёт от еды…

После слов хозяина все присутствующие начинали кушать кутью (ритуальную кашу из ячменной крупы с мёдом), причём, прежде чем съесть ложку каши, каждый с присутствующих откладывал немного еды у «дедовскую миску», что находилась на столе – для дедов. Во время праздничного ужина перед каждым новым блюдом говорили: «Помяни, Боже, наших святых дедов! Пошли им рай пресветлый, царство небесное! Пусть они с святыми отдыхают, а нам хлеб-соль посылают!».

Количество блюд на столе могло быть разным, но обязательно – нечётным и не меньше пяти. Обычно на Деды готовили кутью, клёцки, оладьи, колбасы, разные подливки (рыбную и мясную), сушеные яблоки и груши, варенье на мёде, овсяной кисель с медовой сытой, ячменные коржи и др.

Во время торжественного праздничного ужина разрешалось говорить только о дедах – их жизни, особенных случаях, чертах характера, вспоминались их слова и наказы, мудрые советы и добрые поступки. Начинался этот разговор с рассказа о самом старшем и наиболее известном предке, а заканчивалась воспоминаниями о умерших совсем недавно. При этом господствовала сдержанная уважительная атмосфера, произносились скупые слова, фразы. Скрип дерева, звон стекла, резкий шум последних листов на дереве за окном, воспринимался как присутствие невидимых предков.

После окончания ужина все должны были одновременно встать из-за стола, а хозяин снова обращался к дедам, как бы расставаясь с ними: «Святые деды! Ели и пили, идите к себе!» Стол, за которым ужинала семья, оставляли неубранным на всю ночь, только накрывался скатертью. Еда, которая находилась на «дедовской миске», отдавалась обычно нищим: они воспринимались как посредники между «этим» и «тем» светом.

На второй день утром все члены семьи снова садились за стол и доедали то, что осталось от праздничного ужина, но уже без соответствующих обрядовых действий.

Осенние Деды – это свидетельство не причуды, но высокой моральности белорусов с их устоявшимся чествованием памяти своих предшественников.

Подготовила

преподаватель ___________________ Волчек Т.М.

Обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.

Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

Праздник Дожинки

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Праздник Купалье

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни.

Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» - означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова "купать", так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение - не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд - очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось.

Коляды

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды - особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким.

Праздник Гуканне вясны

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хороводы.

Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.


Top