Окружающий мир золотое кольцо. Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России"

1. С помощью карты учебника подпиши города Золотого кольца.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Владимир. Суздаль. Иваново. Ярославль

2. С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1 - 2 достопримечательности каждого города

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Парк имени Пушкина, памятник князю Владимиру и Святителю Федору и смотровая площадка в городе Владимир

Посещение города Владимир не будет полным, если не заглянуть в парк имени Пушкина, не посетить памятник князю Владимиру и не посмотреть на город со специально устроенной смотровой площадки.

Парк имени А.С. Пушкина расположен в самой древней части города, среди множества исторических памятников. Сам парк не большой, но очень уютный: мягкие зелёные газоны, изящная решетчатая ограда, элегантные фонари, берёзы, выложенные плитнок дорожки и удобные скамейки. Не случайно этот парк стал одним из любимых мест отдыха горожан.

Яркой доминантой парка стал памятник князю Владимиру и Святителю Федору. Памятник был создан скульптором Сергеем Михайловичем Исаковым и открыт в 2007 году. Он изображает конную скульптуру князя Владимира в руках у которого знамя с изображением Христа. Рядом же с Владимиров изображен Святитель Федор, который, по легенде, принёс христианскую веру на северо-восточную Русь.

Прямо рядом с памятником находится смотровая площадка с которой открывается прекрасный вид на самую древнюю часть города и на реку Клязьма.

Богоявленская площадь, памятник Ярославу мудрому и Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Богоявленская площадь — это одна из самых старых площадей Ярославля. Образ её начал формироваться ещё в XII веке. Здесь расположена церковь Богоявления, Спасо-Преображенский монастырь и дома богатых горожан, живших в Ярославле ещё в позапрошлом веке.

В центре Богоявленской площади находится памятник князю Ярославу Мудрому. Памятник, который был создан скульптором Олегом Комовым и архитекторами Н.И. Комовой и А.Р. Бобович, был открыт в 1993 году. Ярослав Мудрый в одной руке держит макет города, а в другой — опущенный меч. По замыслу авторов это символизирует миролюбивый характер князя и его дальновидную политику.

Самая же знаменитая достопримечательность Богоявленской площади — это Спасо-Преображенский монастырь. Именно на месте этого монастыря и была найдена самая известная древнерусская рукопись — «Слово о полку Игореве». Основан этот монастырь был в XII веке. В XVI веке здесь любил бывать царь Иван Грозный, а в XVII веке именно от стен этого монастыря Минин и Пожарский отправились на освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

4. Серёжа и Надя подготовили для тебя задание. Узнай города по описаниям. Впиши в клеточки названия городов.

а) Этот город назван в честь святого Сергия радонежского. Здесь находится большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные торговые ряды.

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть часовой завод.

г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. Ещё есть музей деревянного зодчества.

5. С именами каких великих людей связаны названия городов? Соедини линиями.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

  • В каком городе находятся Золотые ворота?
  • Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)
  • Кто основал город Владимир?

Задай эти вопросы одноклассникам. Оцени их ответы.

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о городе Суздале
  2. Главные достопримечательности города
  3. Туризм в Суздале

Суздаль — музей под открытым небом

Суздаль — настоящая жемчужина среди сокровищ Золотого кольца России. Этот небольшой городок с населением менее 10 000 человек смог сохранить все наследие, оставленное ему от предыдущих поколений и превратить свой город в настоящий музей под открытым небом. Впервые поселение с название Суждаль, расположенное на этом месте, упоминается летописи 1024 года. Впрочем, согласно археологическим исследованиям, защитные сооружения вокруг поселения были созданы ещё раньше.

В течении веков Суздаль был одним из важнейших городов России. В XII веке город был столицей Ростово-Суздальского княжества, а XIII веке — столицей Суздальского княжества. Здесь происходили исторические сражения и вершились важные государственные дела.

Сейчас в Суздале сохранились многие архитектурные памятники тех времён: Суздальский кремль, несколько древних монастырей, крепостной вал, торговые ряды, каменный посадский дом и огромное количество старинных церквей, которые неизменно интересны каждому туристу.

Также в Суздале создано несколько музеев, которые позволяют желающим как бы перенестись во времена Древней Руси. Это музей деревянного зодчества с восстановленными избами крестьян, ветряными мельницами, амбарами, колодцами, овинами и другими интересными постройками. Очень интересные музеи находятся на территории Суздальского кремля и Спасо-Евфимиева монастыря, музей восковых фигур и иконописная мастерская.

Да и вообще, сами улицы Суздаля и его гостиницы — все устроено так, чтобы гости города почувствовали себя как те далёкие времена. По улицам можно прокатиться на санях или повозке, запряженной лошадьми. Попить старинные медовые напитки и полакомиться блюдами настоящей русской кухни.

Источник (источники) информации:
Интернет сайты, личные впечатления от поездки в Суздаль, альбомы и открытки, приобретённые во время поездки.

Здесь ты можешь записать интересные факты для своего сообщения, выполнить рисунки по своим впечатлениям или наклеить фотографии.

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Мне довелось побывать во Владимире, Иваново, Плесе.

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город - через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

В каком городе находятся Золотые ворота?

Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)

Кто основал город Владимир?

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Суздаль - музей под открытым небом

План сообщения:

1. Общие сведения о городе Суздале

2. Главные достопримечательности города

3. Народные промыслы Суздаля

4. Мои личные впечатления от посещения Суздаля

Источник (источники) информации: Интернет

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

Развивающая:

Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

Игровая технология.

Методы обучения:

Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

Беседа, диалоговое взаимодействие;

Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки - на месте.

Ноги - на месте.

Локти - у края.

Спинка - прямая.

2. Актуализация знаний

Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

Путешествовать -

А зачем люди путешествуют?

А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

Что я держу в руках? (Показать проволоку)

А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)

На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

Окружность - это что… (Геометрическая фигура)

Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску

А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

А когда употребляем это слово в переносном значении?

Золотое - карточку со словом прикрепить на доску

Составьте с данными словами предложение.

Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

Россия - карточку со словом прикрепить на доску

Назовите тему урока.

Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску

Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II . Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного

Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2. Сергиев Посад

Слайд 3

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

3. Ростов

Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

Так, когда звучал 32 тонный колокол?

Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль

Слайд 5

Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.

Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

7. Кострома

Слайд 6

Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

Какая существует легенда о городе Костроме?

Раскрыть веер

Вам захотелось побродить по улицам города?

Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Вам нравится он?

Что привлекло ваше внимание?

Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Делаем заметки.

9. Владимир

Слайд 7

Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Возьмите зелёный конверт.

Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

Прочитайте правильно предложение.

Так как нужно путешествовать?

Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

10. Закрепление изученного материала

Слайд 9

Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

Так как расположены города?

Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске

Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

Вам понравилось наше путешествие?

Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

I V. Подведение итогов

Каким было наше путешествие?

Где мы с вами виртуально побывали?

Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.

Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

VI . Д ифференцированное домашнее задание

Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Старинный облик придают им сохранившиеся архитектурные памятники, созданные с XII по XVII века, это храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на месте деревянных укреплений IX, X, XI веков, которые строили наши предки, защищаясь от врагов. Поэтому кремль обычно возводился на высоком месте, на берегу реки, озера. Позднее он становился центром города.

Древний город на территории Московской области - Сергиев Посад, чем же он знаменит? Здесь находится главный монастырь России - Троице-Сергиева лавра (рис. 2).

Рис. 2. Троице-Сергиева лавра ()

Монастырь был основан в XIV веке знаменитым монахом Сергием Радонежским. Вокруг в те времена были только глухие леса, но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь поражает всех не только своей красотой, но и своими размерами. Крепостные стены с одиннадцатью сторожевыми башнями тянутся на более чем 1120 метров, их высота достигает 15 метров, а толщина - 10. Почему монастырь называется «лавра»? Лавра - это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Этот титул был присвоен Троице-Сергиеву монастырю в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Здесь находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви, здесь знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства (рис. 3).

Рис. 3. Московская духовная академия и семинария ()

Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Самый известный в нашей стране музей игрушки расположен именно здесь, на горе Волокуши напротив Троице-Сергиевой лавры (рис. 4).

Рис. 4. Музей игрушки ()

По его экспонатам можно изучать кукольную историю, в нем сегодня хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Но главная игрушка - местная, триста лет в городе и окрестностях развит этот промысел, потешный товар всегда покупали паломники, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, среди которых были и русские цари. Поселок Богородское славится народными промыслами, резьбой по дереву и изготовлением игрушек. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Решила мать позабавить своих детей, вырезала из чурбачка фигурку, аурку, поигрались дети и забросили аурку на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я аурку, покажу на базаре торгашам». Аурку купили и еще заказали. С тех пор и повелась в селе резьба игрушки, и стала она называться богородской.

Город Переславль Залесский был основан князем Юрием Долгоруким, город находился в залесье, в области полей и земледелий. Спасо-Преображенский собор в Переславском (рис. 6) Кремле заложен Юрием Долгоруким (рис. 5) в 1150 году. Собор - первый и единственный среди локальных храмов северо-восточной Руси, дошедший до нас в почти полной сохранности. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Здесь Петр I начал строительство потешной флотилии, что явилось началом военного флота. Когда строительство флотилии было завершено, на небольшом возвышении установили пушки, из которых палили во время спуска флотилии на озеро.

Рис. 5. Князь Юрий Долгорукий ()

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор ()

Это место с того времени называют Гремяч. На воде Плещеева озера Петр I проводил военные учения, сохранилось и единственное уцелевшее судно этой флотилии в специально построенном ботном доме. Бот «Фортуна» в переводе означает «удача». Это памятник истории, главный экспонат музея, вокруг него якоря, мачты с других кораблей, эти якоря - современники Петра I.

На берегу широкого, но неглубокого озера Неру раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца - Ростов Великий (рис. 7).

Рис. 7. Ростов Великий ()

Он упоминается в летописях еще с 862 года. В самой древней и красивой части города находится Кремль, с крепостными стенами, со сторожевыми башнями, белокаменными храмами и золотыми куполами. Это постройки XVII века. Со всего мира приезжают туристы, чтобы увидеть чудо-город и послушать знаменитый колокольный звон. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны, уникальный набор музыкальных произведений XVII-XIX века. Неотделимы от музыкального инструмента знаменитые ростовские звонницы (рис. 8).

Рис. 8. Ростовская звонница ()

Каждый из ее 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеют свое особое звучание. Самые большие колокола имеют даже имена. Самый густой тон у огромного колокола по имени Сысой, его вес - 32 тонны. Колокола поменьше называются Лебедь и Баран. Издавна нашим предкам было известно, что вблизи церквей, где часто звонили колокола, люди реже болели, там почти не распространялись эпидемии. Ростовская финифть - это русский народный художественный промысел, существует с XVIII века в Ростове (рис. 9).

Рис. 9. Ростовская финифть ()

Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Финифть, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая мастерская. Рассказывают, что Петр I учредил специальную награду - собственный портрет, написанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями (рис. 10).

Рис. 10. Награда Петра I на эмали ()

Награда вручалась за особые заслуги перед отечеством лично государем. Сегодня изделия, выполненные в этой технике, производиятся на фабрике «Ростовская финифть».

Ярославль - самый крупный Волжский город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым. Город белокаменный, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами уже отметил свое тысячелетие. Церковь в честь пророка Илии была первой церковью города (рис. 11).

Рис. 11. Церковь Илии пророка ()

Согласно сказанию о построении града Ярославля, она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Стены этого храма украшены росписью знаменитых костромских художников Гурия Никита и Силы Савина вместе с ярославскими мастерами в XVII веке. Такие росписи водяными красками по сырой штукатурке называют фресками. В центре вы видите большой пятиглавый храм, а слева и справа - две постройки, которые называются шатровые. Шатер используется в виде конуса в церковных постройках, увенчанных булавкой с крестом. Один из шатров - это продолжение церкви, а другой - восьмигранная колокольня. В Ярославле несколько таких церквей.

Кострома-городок - Москвы уголок. Эта старинная поговорка издавна известна жителям Костромы. У Костромы с Москвой историческое родство, и основатель у двух городов один - князь Юрий Долгорукий. Кострома всего на пять лет моложе столицы. Жители города сумели уберечь от разрушений многие памятники. Улицы в Костроме расположены веером, это хорошо видно на плане города (рис. 12).

Рис. 12. План города ()

Легенда объясняет это так: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. Императрица в тот момент раскрыла веер, вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, им уже более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому и ряды назывались по-разному: масляные, пряничные, мучные, табачные. Один из самых красивых храмов золотого кольца - церковь Воскресения на Дебре (рис. 13).

Рис. 13. Церковь Воскресения на Дебре ()

Вход в церковь - западные ворота - украшены белокаменными фигурками животных в кирпичных окошечках, а столбики, на которые опирается арка ворот, называются кубышками. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря фрески Гурия Никитина и Силы Савина уникальны по своему изображению и созданию сюжета (рис. 14).

Рис. 14. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме ()

В городе процветали художественные ремесла, в Ипатьевском монастыре существовала иконописная школа. Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Кострому называют ювелирной столицей России. В Костроме передавались из поколения в поколения традиции уникальной художественной резьбы по дереву. Развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства.

От Костромы недалеко и до Владимира. В 1108 году Великим князем Владимиром Мономахом на высоком берегу Клязьме был заложен древнерусский город (рис. 15).

Рис. 15. Древнерусский город Владимир ()

Поначалу Владимир был военной крепостью. Это место и сейчас называют Мономахов город. Он является центральной частью современного Владимира. Древний Мономахов город окружали насыпные земляные валы, поверх валов высились бревенчатые стены. В былые времена въехать в город можно было только через золотые ворота (рис. 16).

Рис. 16. Золотые ворота ()

Посреди улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам, над аркой - купол. Сейчас там музей, а в старину наблюдали дозорные, нет ли какой опасности Владимиру. Стоит город на крутой горе. Старинные белые храмы сверкают маковками куполов. Самые древние из уцелевших храмов древней Руси построены в XII веке, это белокаменный пятиглавый Успенский собор (рис. 17), он дважды знаменит, его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Рис. 17. Успенский собор ()

Рядом Дмитриевский собор, его стены украшают несколько сотен каменных изображений удивительных растений, сказочных животных (рис. 18).

Рис. 18. Дмитриевский собор ()

Это целая энциклопедия. Возводились эти храмы, когда Москвы еще не было, вот почему о Владимире говорят: «Старший брат Москвы».

Мы совершили путешествие по Золотому кольцу России. По туристическому маршруту, проходящему по древнерусским городам, и увидели уникальные памятники культуры и истории России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Privetstrana.ru ().
  2. Uateka.com ().
  3. Stsl.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему Золотое кольцо России получило такое название?
  2. Чем славится город Сергиев Посад?
  3. Какими соборами владеет город Владимир?

Top