Платок как женский головной убор история. История появления платка

Используя в своем ежедневном гардеробе платок, вряд ли мы задумываемся о его древних истоках, уходящих корнями в разные исторические эпохи и разные континенты. Этот аксессуар является атрибутом практически всех вероисповеданий, а также неотъемлемой частью современной моды.

Платок использовали еще в далеком 1350 году до н. э. в Древнем Египте. Сама египетская царица Нефертити, при всем ее величии и неописуемой красоте, предпочитала нежнейший тканый платок в паре со своим коническим головным убором. Говорят, что на найденных изображениях у царицы на плечах был виден длинный шарф яркого цвета. Он был перекинут через плечо и струился до самого пола.Сильная половина человечества не осталась в стороне и тоже оставила след в истории ношения платка.Например, древние китайские военные закрепляли платок вокруг шеи, чтобы защититься от холода и ветра. Свидетельством тому являются терракотовые статуи китайских воинов, на шеях которых обязательно был платок.

После распада Римской Империи язык и традиции римлян, включая идею ношения платка, были унаследованы средневековыми римскими племенами. Позже платок появился и в Хорватии. В 1648 году хорватский полк прибыл в Париж,чтобы там отпраздновать победу над турками. У каждого солдата был повязан платок, и это заметил король Франции Людовик XIV, который был просто без ума от всего красивого и необычного. И он стал использовать эту традицию. У короля был даже специальный дворецкий, который заботился о его шейных украшениях.Однажды армия ЛюдовикаXIV внезапно была атакована англичанами, и застигнутые врасплох французские офицеры не нашли времени на завязывание платка по всем правилам военной моды. Они просто обернули платок вокруг шеи,связали простой узел на конце и закрепили его на лацкане мундира.Таким образом, из платков появились галстуки, но это уже совсем другая история.

В той же Франции в 1786 году императрица Жозефина Богарне получила в подарок от своего мужа Наполеона Бонапарта кашемировую шаль, привезенную им из Индии. Жозефина обладала огромной коллекцией шалей, была законодательницей мод, благодаря чему платок получил большое распространение и популярность в Европе.

Безусловно, история возникновения платка наполнена разными событиями и интересными фактами,но никакая история не может обойтись без упоминания о духовном и более глубоком предназначении платка. Покрытие головы женщиной означает чистоту и почтение не только в исламе, но и практически во всех религиях и традиционных культурах.

Для начала хотелось бы упомянуть о том, что изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Еще в Древней Руси христианки считали, что волосы хранят энергию,и распускать волосы не разрешалось,это оказывало пагубное влияние на состояние души. Выходя замуж,женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. Взглянув на платок,можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи,сословие и семейное положение.После замужества женщина немогла появляться на людях без головного убора, который состоял из трех частей: легкой шапочки − «повойника», под которым прятались волосы, «сороки» и «урбуса» с вышивкой, предвестника платка.

В ортодоксальном иудаизме существует собирательный термин «цниют», который включает в себя законы скромности. Согласно одному из этих законов женщины и девушки должны носить такую одежду,которая прикрывает значительную часть тела. Замужние женщины в обязательном порядке покрывают волосы тхиль-платком, париком или другими головными уборами. Такой платок обычно повязан назад, шея при этом остается открытой. Но в разных общинах и местностях есть свои неизменные традиции, зачастую отличающиеся друг от друга.

Сложно представить образ индийской женщины без сари, в индуистских Ведах ткань олицетворяет создание Вселенной. Слово «сари» произошло от пракритского слова «саттика», отсюда сокращенное «сати» − полоска ткани. Индийские женщины используют сарине только в виде костюма, одновременно оно может являться и головным убором. Конец сари накидывается на голову, при этом скрывая часть волос.Также существует такое понятие, как «дупатта» − длинный шарф, очень распространенный предмет гардероба в Индии, повсеместно встречающийся в Пакистане и Бангладеше.

Платок – непременная деталь каждой мусульманки. Девушки и женщины призваны ходить в скромных одеяниях, олицетворяя духовность и скромность.Одним из важных атрибутов является хиджаб (в переводе с арабского означает«шаль», «покрытие»), ношение которого имеет ряд правил, соответствующих шариату (например, хиджаб должен покрывать волосы, голову, а также остальные части тела, которые могут привлечь взгляды окружающих). Одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной, вызывающей. Основной смысл хиджаба состоит в том, чтобы создать верующей женщине своеобразный щит, защищающей ее от нескромных взглядов мужчин. Существует большое количество различных форм, стилей ношения хиджаба по причине обширного географического распространения ислама, который охватывает территории разных стран и континентов с их культурно-историческими традициями.

Хамсия Кулинова

Возраст: 20 лет

Сфера деятельности: Дизайнер одежды и аксессуаров,графический дизайнер, специалист по PR, арт-директор магазина «MyHobby.kg»

Образование: Университет менеджмента и дизайна(UMD), факультет графического дизайна. Владеет пятью языками. На данный момент дистанционно получает образование в Университете Хертфордшира, одного из лучших вузов Великобритании.

Профессиональные возможности: Искусный дизайнер тюрбанов и других головных уборов, создает великолепные авторские украшения, проводит мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий. В скором времени получит сертификат портного ателье.

Послужной список: С 17 лет занимается графическим дизайном и рисует иллюстрации для периодических изданий и авторских блогов. Идея создания собственной линии тюрбанов под брендом «hmseeya» пришла после написания исследовательской работы «История шарфов»

Деятельность: Семья Хамсии открыла магазин, ребрендинг которого, начиная от создания логотипа,заканчивая выбором товара, провела сама. Теперь это магазин товаров для творчества «MyHobby.kg», в котором можно не только приобрести принадлежности для рукоделия, но и получить консультацию лично от Хамсии.

Успехи: Хамсия периодически является героиней популярных телепередач на местных телеканалах, на ее тематическую страничку в соцсетях подписаны модницы со всей страны. Несмотря на успехи в таком юном возрасте, она необыкновенно проста, общительна и доброжелательна ко всем. Хамсия не останавливается на достигнутом, она стремится к совершенствованию как своих профессиональных навыков, так и духовных качеств.

В 2014 году Хамсия на церемонии награждения премии«YashliqAvazi» за выдающиеся достижения уйгурской молодежи Кыргызстана стала победительницей в номинации «Мастер своего дела».

Ее девиз: Хорошо, когда твоя работа − это твое хобби!

О дин из элементов одежды, который известен еще с древних времен – классический женский платок. Относительно недавно он был достаточно популярен, хотя сегодня встретить в городе женщину в традиционном платке сложнее, чем, к примеру, в деревне.

Небольшое отступление. В современном городе появилась тенденция носить платок на шее. Для примера несколько фотографий модных блогеров:

В деревне платок чаще носят на голове. И многочисленные примеры бабушек в платочках Вы можете вспомнить самостоятельно. Но даже эта фраза не должна Вас остановить от идеи попробовать примерить платок как героини ретро-фильма! На блоге элегантности и стиля — — есть самостоятельная публикация Как завязать платок на голове и видео:

История платков насчитывает несколько столетий. Первые упоминания о квадратном отрезе материи появились задолго до истории Древней Греции, Индии, Египта и Турции. Среди африканских народов они были не менее популярны.

В разных странах значение платков было различным. В одних странах – это самостоятельный элемент костюма, в других – часть головного убора. У некоторых народов он был показателем социального статуса. Женщины из знатных семей носили платки из дорогой ткани, вручную расшитые золотыми нитями.

Кроме прямого предназначения, платок нередко использовался во время танца. Танцующая девушка с его помощью старалась как можно лучше подчеркнуть грациозность и легкость своих движений. И сегодня платок часто используется с той же целью.

В истории платков этот аксессуар носили не только на голове или шее, использовали его также в качестве пояса. Моду повязывать платок на шее можно отнести к римским легионерам. А после распада империи, эту тенденцию подхватили народы других стран. В их числе: Румыния, Хорватия и Франция. Легкие широкие платки стали популярными еще в XVIII веке.

Подводя небольшой итог, справедливо будет сказать, что женский платок и сегодня не утратил своей актуальности. Он может быть как предметом для согревания в холодное время года, так и аксессуаром, который преобразит любой наряд.

Вам знакомо имя женщины, которая придумала носить меховые накидки с вечерними нарядами? Обязательно познакомьтесь с этой королевской особой в статье Кто придумал палантин.

Самые красивые примеры, которые были найдены специально для этой публикации:

Чтобы познакомиться со всеми статьями, которые сейчас есть на блоге элегантности и стиля — http://сайт/, перейдите на страницу Карта блога

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука. В этой статье мы говорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах. Научим вас повязывать платок «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски».

Повод для гордости

Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове - так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы. И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках. Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают вероятно китайские мануфактуры?

Выбираем платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Для кого?

Павлопосадский платок . Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

Оренбургский платок . Для тех, кто любит тепло укататься перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

Традиции и тенденции

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» - концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры и сезоны

«Русский платок» - это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Выражение "опростоволоситься" имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением. На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.В старину платок был самым желанным подарком. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения.По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.

Внеклассное мероприятие: «Праздник русского платка».

Цель:

Приобщать детей к культуре одежды.

Задачи:

Ознакомить с историей платка;

Обучить воспитанниц повязывать платки нетрадиционными способами, используя их, как модный дополнительный аксессуар в одежде;

Продолжать знакомить детей с русскими традициями;

Способствовать формированию уважительного отношения к платку, как символу национального наряда;

Содействовать развитию творческих способностей.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель Добрый день, уважаемое жюри, ребята, гости.

Вы знаете, что 2014 год объявлен годом культуры.

Существует такое выражение: «Культурный человек культурен во всём.»

Сейчас мы попробуем определить, что входит в понятие культура.

(Работа с доской, вывешиваю карточки в домик:)

Культура – это……..

Поведение

Культура взаимоотношения

Православная культура

Физическая культура

Вот, что я нашла в толковом словаре:

Слово «культура» произошло от латинского слова – возделывание (воспитание, образование, развитие, почитание).

Рядом с домиком ставлю человечка.

Сейчас мы с вами зайдём в гости в этот дом. А чтобы узнать, о чём сегодня там говорят, вам надо отгадать загадку.

Воспитатель - У меня в коробочке лежит «предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой формы». (Словарь C. Ожегова). Что это за предмет?

Дети: Платок.

А если мы обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля, то найдём такое определение:

«Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на плечи, носят в руках или кармане». (Словарь В. Даля).

Я приглашаю вас на праздник русского платка.

Сегодня я познакомлю вас с историей русского платка, мы поиграем в русские народные игры с платком и покажу несколько нетрадиционных способов повязывания платка, используя его, как модный дополнительный аксессуар в одежде.

(Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляются коробейник с лотками, в которых лежат платки).

Коробейник

Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

Поклон вам, гости званые,

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Вижу хорошее настроение, значит, всё пройдет удачно.

Эх, полным – полна моя коробушка!

Есть и ситец и платки!

В коробейниках хожу,

Девушек я наряжу,

Все товары разложу.

(Подходит к девушкам раздаёт платки)

Рассказ воспитателя:

Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны.

Издавна Россия славилась своими платками. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово “шаль”, означающее большой узорный платок. Платки украшали вышивками, набивными печатными узорами. Замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшения наряда.

Платок, платочек, платьишка, платчишка и платища, платица – все это названия одного и того же головного убора. Большие, маленькие, шерстяные и шёлковые, простые и нарядные – русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде.

Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову кусочком ткани – платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник (шёлковая шапочка замужних русских женщин), а затем и прямо на волосы. Во всех платках самые красивые и крупные цветы расположены по углам, поэтому платок, сначала сгибали на уголок и повязывали на голову - вся красота оставалась на виду.

Головные женские платки. Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы, а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.

Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин, всегда дарили любимым платки в знак внимания и любви. Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках.

Баллада о платке (читают дети)

Заглянем в старый сундучок

Лежит там бабушкин платок,

Ведь с незапамятных времён-

Он бабий спутник и дружок!

Платок – в подарок дорог был

Любовь он, счастье приносил

И в церковь – без платка нельзя,

Покрыта женщин голова,

А в горести – другой платок

Тебя утешит и поймёт…

И каждый знает – у тебя

Случилась страшная беда…

У госпожи – платок другой –

Он шёлковый и дорогой!

Всегда покрыта голова –

У замужней бабы –

Неважно – бедна ль она и знатна,

Но шаль, платок с нею всегда.

Платок Вас от жары спасёт,

И в холод – он всегда согреет…

А в праздник – будет украшеньем,

Мужчинам всем на загляденье!

Девицы – на плечах платки красивые носили

И из платков наряды шили,

Наряды – всем на удивленье

Женихам на загляденье!

В песнях, стихах платки воспевали…

Художники красавиц в платках рисовали…

Бабы в платки детей пеленали

Шали в блокаду людей согревали…

Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –

Платки царицы носили и жрицы…

А от милого платок –

Он на память узелок

Немало лет с тех пор прошло-

Платок как был – так он остался,

Он ничего не испугался!

В гардеробе любой дамы есть,

хоть маленький платок-

Он и вправду наш дружок!

В будние дни русские крестьянки прикрывали голову «простыми» платками, т.е. хлопчатобумажными. В праздничные дни они предпочитали платки ярких расцветок, с нарядными кистями, бахромой. Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.

Будто чудная жар птица крыльями взмахнула.
Это красная девица головой качнула.
На головке был надет яркий, будто самоцвет –
Квадрат ткани расписной, разноцветный с бахромой.
Тут розан и лепесток,
Тут травинка и цветок,
И все вместе это чудо –
Русский Павловский платок.

Платки и шали на Руси всегда считались самым дорогим подарком и украшением для женщины. Давайте посмотрим

сценку «Платочек из Посада»

Коробейник:

Во времена былинные, стародавние

Собирался купец в страны дальние,

За товарами, за чудесными,

С дочерью прощался

И с такими к ней речами обращался.

Купец :

Ой, ты, доченька родная,

Уезжаю я в страны заморские,

Страны дивные,

Долго ль буду там, недолго –

Того не ведаю.

А думаю тебя порадовать –

Подарки, привести разные.

Что твоей душеньке угодно

Может, ларец весь резной

Или перстенек золотой.

Дочь :

Буду я и так молиться!

Чтоб ни буря, ни булат

Или чей – то черный взгляд

Не могли тебя сразить,

Чтоб тебе живому быть!

Ну, а коли про подарок…

То купи, пусть и неярок,

Мне платок всех красивей –

Как у царских дочерей!

(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)

Коробейник :

Месяцок прошел, другой,

Следует отец домой.

(выходит купец с красивым платком)

Купец :

За семью морями был,

Земли все исколесил.

Лишь платочек из Посада

Всей душою полюбил.

(Купец передает платок дочери)

Купец :

Носи, доченька, платок, не марай,

По праздникам одевай,

Без праздничка в сундук укладай.

Русские платки воспеты в песнях, в стихах. Часто поэты используют платок в описании природы. « Зимний лес спит под белой шалью», «Осенний лес нарядился в золотой платок». Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном.

Читаю стихотворение А.Блока.

Ну что? Одной заботой боле…

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснет в дали дорожной,

Мгновенный взор из-под платка.

Платок издавна был обязательным символом костюма русской женщины. На гулянии праздничный платок не только носили на голове, также накидывали на плечи, танцевали с платками, они служили атрибутом в играх.
- Сейчас и мы с вами поиграем:русская народная игра «Наш платочек голубой»
-Станем в круг и передаем платочек под слова:

Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует.

Ещё одна игра:

Становимся в круг. Я с платочком иду за кругом, потом положу платочек на плечо одному из вас и побегу по кругу. Тот, у кого оказался платок, берет его и бежит за мной. Наша задача - занять свободное место в круге.

Воспитатель : Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку, или накидывает шаль - говорит о ее вкусе, характере, настроении.

- Нарядные платки и сейчас пользуются спросом в мире моды. Они могут дополнить деловой костюм, украсить платье, а также они могут придать вашему облику особую привлекательность и неповторимость.

- Я вам сейчас покажу несколько нетрадиционных способов повязывания платков, используя их, как модный дополнительный аксессуар в одежде.

Мастер класс к занятию.

Каждому участнику мероприятия раздаются платочки размером 50*50

Такой узел подойдет под строгие деловые костюмы с воротником, хоть стоечкой, хоть отложным, но с высоко расположенной первой пуговицей.
Находим серединку платка и на ней делаем узелок, но не затягиваем слишком туго. Расположив уголок впереди, заводим концы за спину и оборачиваем их вокруг шеи, когда они будут впереди, продеваем их в узелок и затягиваем его, спрятав во внутрь. Расправляем складочки, так что бы было удобно, надеваем пиджак и получаем очень симпатичное дополнение к строгому стилю.
Еще вариация этого способа, упрощенная. Складываем платок пополам, уголок оставляем впереди, образуем концами петли вокруг шей. Завязываем простым или пионерским узлом впереди над платком или под ним. Так же можно регулировать плотность прилегания платка к шее.
Можно образовать красивый «воротник» из платка, завязанного таким способом. Для того, что бы отрегулировать глубину хомута, можно завязать платок на лице на уровне губ, а затем опустить на шею и аккуратно расправить.

(после мастер-класса всем дарятся платки, с которыми они работали)

Рефлексия: участники мероприятия садятся в круг и отвечают на вопрос: «Что нового они узнали, и было ли им интересно?» после чего передают платочек следующему.

Коробейник: Мне кажется, хороший у нас праздник получился. Но пора заканчивать, ведь «Делу время – потехе час!».

Воспитатель : Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. На Руси был очень необычный обряд. Если хозяева устали, а гости не желают расходиться, как намекнуть, что пора и честь знать?

Коробейники : Выдать на прощанье пряник «Разгоняй»

Воспитатель : Правильно. Оно и понятно: в старину гость был свят и неприкосновенен.

(Коробейники угощают всех пряниками)

Воспитатель :

Делу время – потехе час!

Надеемся, что вы не скучали у нас!

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда мелькнёт в пыли дорожной
Мгновенный взор из под платка. (А. Блок)


Платок – головной убор, который не перестаёт удивлять. Обыкновенное полотно ткани позволяет нам создавать разные образы с помощью оригинальных способов завязывания платка.


Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во – в 2000 год, только до нашей эры.



И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.



Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.




Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить и длинные вуали, которые свободно развевались на плечах, а под подбородком были закреплены брошью.



В 800–ых годах император Карл Великий сумел найти общий язык с багдадским халифом, завязав тесные дипломатические отношения, результатом которых стали торговля между странами. Среди товаров, ввозимых с Востока, оказались шёлковые яркие ткани и прозрачные невесомые вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, на манер накидок так, как сейчас покрывают голову фатой невесты.





Вуаль надолго вошла в гардероб женщины. В XI веке в Европе в качестве головного убора стали носить гебенде – две полоски ткани, одна из которых повязывалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде повязывали иногда вуаль.


В XIII – XV веках в дополнение к вуали возникает весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен) с вуалью или даже шлейфом. Кстати, чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс доходивший до метра.





В XVI веке голову, а вернее волосы, стала украшать сетка, которая сохраняла причёску под чепцом или беретом, носили и шапки, отороченные мехом.


В XVII – XVIII веках платкам пришлось уступить место новым головным уборам – капюшонам, а затем и шляпкам.


К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки не замедлили повторить опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы.




Шали пришлись по вкусу не только как красивый аксессуар к нарядам в стиле ампир, но и как защита от холода. Шали были и широкие, и узкие длинные, и квадратные. В те времена ценилось искусство драпировки шали. Они были настолько популярны, что даже появился танец «па де шаль». Шали стали производить в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы были в восторге от знаменитых лионских шёлковых шалей и ярких русских. К слову сказать, история платка в России – это совсем отдельная тема, о которой мы не раз ещё вспомним.


Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в , тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы. Всю эту красоту создавали руки русских мастериц с давних пор, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.



С тех пор шаль навсегда вошла в гардероб женщины. Оставалась она востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем она не исчезла, просто потеснилась, чтобы уступить место шляпкам. Во второй половине ХХ–го века шаль снова заняла своё место в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов стали модны платки в индийском фольклорном стиле.


Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Herm?s стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.


Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.




Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.


знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.



Top