Проект по экологии в средней группе. Познавательно-экологический проект в средней группе «Круглый год

Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе

«Вместе сделаем мир лучше!»

Подготовила: Морозова Т.В., воспитатель

Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Развивать умение связно и последовательно обобщать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Воспитывать желание беречь природу;

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Предполагаемый результат:

Проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

Эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

  • уголок природы в группе;
  • огород на окне;
  • наглядный и демонстрационный материал;
  • оборудование для экспериментирования и проведения опытов;
  • библиотека.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Д. Родович

Экологическое воспитание, основанное только на пассивном созерцании природы не может быть успешным. Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребёнка в посильную для его возраста практическую деятельность.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Я вместе с детьми средней группы «Солнышко» и их родителями разработала и реализовываю долгосрочный экологический проект «Вместе сделаем мир лучше».

Проект реализовывается с сентября 2016 г. по май 2017 г. Участие в проекте позволяет расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развивать у детей доброжелательное отношение к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также доводить до родителей актуальность экологического воспитания.

В ходе проекта проводятся краткосрочные и длительные наблюдения за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе, птицами на кормушке, за ростом растений и падающими снежинками, в ходе которых обращается внимание детей на пение птиц, дети наблюдали за их повадками, знакомились с явлениями природы.

Вместе с родителями дети собирали травы, овощи, замысловатые палочки, сучки, красивые осенние листья, изготавливали гербарий.

После проведенных наблюдений дети отмечали в календаре природы не только погоду, но и появление желтых листочков, окончание сбора урожая на огороде, первый снег, заморозки.

В октябре была организована выставка поделок из даров природы «Осенние фантазии». Дети вместе с родителями изготавливали шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены, а призы получили все принявшие участие в конкурсе.

В декабре планируется выставка детского и семейного творчества «Зимушка хрустальная».

Разучиваем пословицы и поговорки по экологическому воспитанию:

  • Без воды – земля пустырь;
  • Где сосна выросла, там она и красна;
  • Не велик соловей, да голосок золотой;
  • Рощи да леса – всему краса.

В рамках проекта «Вместе сделаем мир лучше» с детьми провожу беседы: «О лесных обитателях», «Снег – он какой?», «Кошка и собака – наши соседи», «Лесные модники», «Овощи и фрукты», «Что такое кислый дождь?».

Украшает группу центр Природы, где по возрасту подобраны растения с паспортами к ним, оборудование для ухода за растениями, уголок для опытнической работы «Экспериментальная мастерская».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделяется большая роль дидактическим играм: «Чей детеныш?», «Зоологическое лото», «Времена года», «Цветочный магазин», «Где что зреет?», «Угадай растение», «Птицы, звери, рыбы».

Проводятся словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Какого растения не стало?», «Вершки – корешки», «Узнай и назови», «Игра в слова», «Где снежинки?».

С помощью картин, игрушек дети знакомятся с дикими и домашними животными через прослушивание сказок и воздействие поэтического слова, дети задумываются над увиденным, услышанным. Рассказы о животных, вызывают эмоциональный всплеск, высказывания в защиту животных.

В ходе реализации проекта планируются экологические акции «Чистый двор», «Покормите птиц зимой», «Капелька воды», экологическая акция «Природа просит помощи».

В ходе проекта дети знакомятся с экологическими знаками, в дальнейшем планируется проведение экспериментов по загрязнению воды «Дождь и свалка».

В ходе реализации проекта проводится работа с родителями: беседа «Берегите природу», работа по изготовлению кормушек для птиц. Так же родители привлекаются к пополнению уголка природы в группе. Весной планируется оформить фотостенд в родительский уголок «Советы, как помочь нашему городу быть чистым!» и придумывание дизайна цветника на нашем участке.


Экологический проект в детском саду для детей 4-5 лет «Расти цветок».


Описание : Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели средней группы. Продолжение проекта мы видим в создании «огорода на подоконнике».
Тип проекта : исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы.
Срок проведение проекта: с 03.08.2015 – 28.08.2015.
Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Данный проект содействует формированию у детей представления о семенах, цветах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности; способствует развитию навыков рисования цветов.
Цель проекта : формирование экологического мышления дошкольников.
Задачи проекта:
Личностные
- формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;
- воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать;
- формирование любознательности, творческой активности.
Регулятивные
- формирование навыков элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- развитие таких качеств, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;
- стимулировать желание организовать самостоятельную исследовательскую деятельность для ответа на интересующий вопрос.
Коммуникативные
- развитие умений работать в группе: сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;
- способствовать развитию связной, диалогической речи. Развитие навыков общения.
Познавательные
- формирование представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека;
- расширить представление детей о мире цветов;
- расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания; овладение трудовыми навыками.
Формы и методы работы:
Наблюдения;
Опыты и исследования;
Развивающие игры;
Просмотр познавательного видео;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Экскурсии на другие участки детского сада;
Рисование;
Аппликации.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.

План мероприятий по реализации экологического проекта

Подготовительный этап
Деятельность воспитателя:
1.Собраны иллюстрации по теме проекта;
2.Подготовлены наборы семян для изучения;

3.Отобрана художественная литература по интересующей теме;
4.Собрана картотека дидактических игр (Приложение 1);
5.Для посадки было приготовлено 3 контейнера с грунтом;
6. Беседа на тему: «Как помочь Земле быть красивой»
7. Беседа на тему: «Значение цветов»
Деятельность детей:
1.Рассматривание иллюстративного материала. Составление рассказа.
2. Задавать интересующие вопросы по теме.

Основной этап
Деятельность воспитателя:
1. Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с посаженными цветами;
2. Посадка в трех контейнерах с грунтом семян бархатцев.
3.Опытно-экспериментальная работа (3 контейнера: первый - в темноте и поливают; второй - на солнце и не поливают; третий - на солнце и поливают).
4. Беседа на тему «Семена, которые мы едим»
5. Чтение художественной литературы. Загадки. (Приложение 2)
6. Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик). Выставка работ.
7. Дидактические игры
8. Беседы на темы: Есть ли у цветов рот и нос? Болеют ли цветы?
9. Использование креативного метода «Если бы...»
10. Аппликация.
Деятельность детей:
1.Запомнить названия садовых цветов, их отличительные признаки.
2.Помощь в посадке семян бархатцев.
3.Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника роста цветка.
4. Ознакомление с рассказами. Решение загадок. В процессе решения загадок развивается абстрактное, логическое, ассоциативное, образное, творческое и нестандартное мышление, а так же терпение, внимание и целеустремленность.
5.Рисование цветов цветными карандашами и акварелью.
6. Активность в процессе игры.
7. Совместное творчество – аппликация.


Заключительный этап
Деятельность воспитателя:
Подведение итогов, помощь воспитанникам.
Деятельность детей:
1. Оформление дневника наблюдения.
2. Сбор семян цветов с участков детского сада, для посадки в следующем году.



Приложение 1

Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.
3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.
5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики.

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию
— познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный (2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
Воспитатели группы:
Завьялова Н.А., воспитатель I категории
Бесчастнова О.О., воспитатель
Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.
Дети средней группы №6
Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Развивать эмоциональную отзывчивость
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.)
Бабочка (аппликация; дети)
Божья коровка (лепка; дети)
Пчелка (конструирование из бумаги; дети)
Бабочка (рисование; дети)
портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
Развивающие игры: речь с движением « Жук»
С/Р игры, свободная деятельность детей(обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

Взаимодействие с семьей
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

Оформление выставки детских работ.
Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы.
Оформление портфолио проекта
Создание презентации проекта.

Приложение
Фотомонтаж
Считалка, потешки, загадки о насекомых
Дидактические игры
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель:
Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель:
Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

Актуальность проблемы:
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Проект: краткосрочный.

Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель:
формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
2. Развивать познавательные и творческие способности.
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся на примере веточек березы и сирени.
7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на подоконнике.
4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) .
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

1 этап – подготовительный .
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.
1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
2. Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука.
Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения вырастают из семян.

Посадка гороха и фасоли. Показать детям, как сажать горох и фасоль. Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами гороха, фасоли. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Чтение художественной литературы: «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Овощи» - стихи.
Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения «.
Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи.
Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».
Закрепить знания детей об овощах и растениях.
Труд в уголке природы
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

3 этап – заключительный.

1.Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

2.. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах)

Итог проектной деятельности
Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда,
зеленые перышки лука, а так же веточки укропа дети употребляли во время обеда.
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.


Актуальность: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.




Задачи: Учить детей ежедневно ухаживать за луком и другими культурами в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в стакане с почвой, сравнивать, анализировать. Повторение правильного и бережного отношения к природе. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП(1-2 НЕДЕЛЯ) СБОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, РАССКАЗЫ, СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ КНИГИ Д.РОДАРИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИППОЛИНО», ЧТЕНИЕ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЛУНТИКА. ЛУК», «КУПИТЕ ЛУК» И.ТОКМАКОВОЙ (КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) План реализации проекта


Второй этап (2 неделя) С детьми: 1. Познание «Строение лука» 2. Беседа «Лук от семи недуг» 3. Дидактические игры «Мамины помощники», «Что где растет?», «Четвертый лишний» 4. Просмотр мультфильмов «Лунтик. Лук», «Чиполлино» 5. Художественное творчество (лепка «Лук на грядках», рисование – раскрашивание Чиполлино С родителями: 1. приобретение земли и семян для посадки огорода на окне; 2. консультации «Витамины в овощах и фруктах», «Хозяюшкам на заметку»; 3. создание мини – альбома «Лук от всех недуг», 4. изготовление игрушки – луковицы на выставку организованную в группе.








Top