Развивающие игры для 5 лет своими руками. Развивающие игры своими руками: игротека Татьяны Александровны Барчан

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик - сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Для детишек любого возраста очень важны . А для детей 4-5 лет тем более, так как именно в этом возрасте укореняются основные умения, которые очень важны для жизни и адаптации в детском саду, школе, при общении со сверстниками. В настоящее время очень многообразен рынок, выпускающий развивающие , но, к сожалению, порой цены на этот вид товара такие, что их может позволить себе купить не каждый… И именно поэтому мы предлагаем Вам посмотреть небольшую подборку, которая, думаем, поможет Вам сделать игрушечки для своего ребеночка. Вот очень простая и недорогая, сделанная из деревянных прищепок. На каждую прищепку приклеивается полоска определенного цвета.
Игрушка поможет выучить не только цвета, а и самые мельчайшие их оттенки.
Такая игра из бельевых прищепок, будет способствовать быстрому изучению слов, тем самым научит читать.
Детская художественная .
Здесь нужно просто запастись разными кусочками ткани, разрезать их на квадратики. Собирать такую пирамидку по цветам очень интересно даже детям 5-7 лет.
Из дисков можно сделать вместе с малышом самодельные часы с крутящимися стрелками, которые обязательно помогут изучить время. И если в такой прозрачный шланг запускать небольшие круглые шарики, то это приведёт в восторг наверное не только малыша, но даже взрослого. Если на картоне от коробки можно фломастерам нарисовать фигурки и вырезать их из плотного материала, то получится интересной аналог дорогой игры.
Если взять рулончики от туалетной бумаги, да вместе с ребёнком разукрасить их, дать в руки провод или толстую верёвку, то можно сделать самые необычные бусы в мире.
Для мальчиков можно очень быстро сделать вот такой конструктор под названием «Положи всё на место сам».
Картонный рулончик от полотенца, скотч, коробочка, насколько небольших шариков, что может быть интереснее?
Можно насыпать в тарелку рис, гречку, горох, фасоль, и предложить этим чудесным ручкам разложить крупу по тарелочкам, как Золушка.
Необычную мозаику можно создать из дуршлага с дырочками, кастрюли и палочек.
Посмотрите ещё идеи развивающих игрушек для детишек.
А такие шикарные досочки, сотворённые умельцами папами, никого не оставят равнодушными! Детишки будут просто в восторге от этих замочков, крючков, шпингалетов, шурупчиков, цифр, цепочек, баночек, электрических выключателей, розеток, пуговиц, колёсиков и так далее. Одним словом здесь нет предела фантазии! Одним словом, товарищи родители, бабушки и дедушки, создание

Елена Маргелова

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель : закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы : Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание : Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель : закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы : отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание : Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.



Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель : закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы : барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание : Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.



Игра «РЫБАЛКА»

Цель : закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.

Материалы : картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание : Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.


Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель : определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы : фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.


Можно использовать цыплят и в других заданиях, например : вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.


Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель : закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка» . Задание : «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание : «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает : Первый - дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.


Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

Пока искала идеи для мягких книжек, обнаружила множество других развивающих игрушек, которые можно сделать своими руками. Меня всегда восхищают и вдохновляют родители, которые вкладывают в игрушки для своих малышей так много сил, времени и любви, поэтому очень захотелось сделать подборку этих поистине потрясающих вещей. Одни из них поражают тонко выполненной работой, другие - гениальной простотой, третьи - остроумием, но все, несомненно, достойны внимания и, надеюсь, окажутся полезными и интересными вам, наши дорогие читатели.

1. Вязаные кубики.

pic

2. Кубики - создание образов

Отличная идея для использования надоевших деревянных или пластиковых кубиков.

pic

А вот подобная идея, но на тканевых кубиках:

pic

4. Сенсорные мешочки.
Такие мешочки наполняют разными крупами, крахмалом, мукой, макаронами, крышечками от лекарств или деталями конструктора. Кроме того, можно использовать различную по фактуре ткань.

5. Все домашние интересности на одной панели.
Очень понравилась идея! Мне кажется, такая игрушка надолго увлечет даже годовалых непосед.

pic

6. Зайкина поляна
На такой поляне можно организовать для малыша целую сюжетную игру. У зайки есть сад, в котором он выращивает морковку, фруктовые деревья и цветы. Яблоки и морковку нужно собирать, когда созреют, и относить в норку, а цветы - поливать, чтобы они обильно цвели. А еще в саду есть пруд с рыбками, их нужно вовремя кормить.

7. Волшебный стручок.
Стручок на молнии с цветными горошинами - учим цвета.

pic
А вот другое исполнение, крючком. Горошинки крепятся кнопками.

8. Милые пальтишки для изучения цветов и развития мелкой моторики.

pic

9. Осьминожки-застежки.

pic

10. Овощное рагу.
С самыми маленькими на таких замечательных самодельных игрушках можно изучать названия овощей. А потом они сгодятся для разных игр, например, в магазин.


Top