Ребенок не слушается и вредничает. Если ребенок капризничает

Вот и спит маленькое счастье. Вот и набегалось, вот и напрыгалось. Спит и улыбается, а ты сидишь и не знаешь, что делать, что же не так? Может пора обратиться к специалисту? Ты смотришь на улыбку спящего своего малыша и думаешь, какой же ты чудесный, когда спишь.

В чем вы видите проблему? - спросит специалист. С ребенком что-то не так, чаще всего слышу в ответ. Ребенок неуправляемый, дерется, не слушает, делает все наоборот, упрямится, а истерики доходят до того, что он становится весь синюшный.

Поздравляю! У ребенка кризис 3-х лет. Кризис « Я Сам» - вот так это называется! Начало кризиса обычно начинает себя проявлять в 2,2 года и продолжается у кого как. Бывают случаи и до 43 лет. В каждой шутке есть доля шутки. А в принципе, присмотритесь, а у Вас этого кризиса нет?

Сейчас очень много литературы есть по возрастной литературе. Не проблема найти лично для себя подходящую литературу и подробно узнать о тех новообразованиях личности, которые формируются в этот ответственный момент жизни. Я открою секрет – у Вас этот кризис тоже был. Он очень значим. В этот период формируется мировоззрение, самооценка, отрабатываются способы манипуляции. У вас есть выбор – Ваш ребенок будет манипулянтом или манипулируемым. Подумайте и выберите.

Что же делать, чтобы и овцы целы были и волки сыты. Как вести себя, чтобы не сломать ребенка, и чтобы родителям не хотелось свою драгоценность отшлепать. Отшлепать возникает желание у всех, но это уже признак того, что вы проиграли, вы сдались. Вы не силу показываете, а свою ущербность и несостоятельность в решении кризисных моментов в жизни. В этот период времени ребенок Вас проверяет на прочность. Он проецирует на себя ваши модели поведения. Ребенок испытывает Вас, какая у вас планка чувствительности. Чем выносливее, благороднее, терпимее будете вы, ваше поведение, тем выносливее и счастливее будет ваш ребенок.

Конечно в нашем ритме жизни мы устаем, случаются жизненные сложные ситуации и нам было бы очень удобно, чтобы ребенок нас как собачка слушался во всем. Именно удобно. Особенно тема удобных детей сейчас звучит в школах. Он у Вас гиперактивный! Очень часто вешают этот ярлык на ребенка. Другими словами педагог говорит, я пришла на работу и рассчитывала, что Ваш ребенок будет сидеть, как овощ, а он оказался ребенком, меня это не устраивает. Это же неудобно! Давайте объединимся, дорогие родители и сделаем из Вашего чада удобненького и исполнительного. Иначе он – урод, инфекция и т.д.

Эти слова очень страшно услышать ребенку в 6 лет. Он вступил в социум с клеймом «урод»

Я хочу сегодня встать на защиту детей и сказать от имени детей. Дорогие мамы и папы, вспомните, как без детей плохо и грустно. Сколько бесплодных пар. Сколько мам молятся, за то чтобы им был подарен ребенок. Вы ждали своего ребенка – он пришел. Дети хотят любви, тепла и внимания. Все! Больше ничего. Это мы подменяем эти чувства деньгами, подарками и разными благами. Мы откупаемся от них.

Итак, ребенок капризничает. Что делать? Присмотритесь, может ему недостаточно внимания и он истерикой привлекает его. Если нет, присмотритесь, может он кого – то копирует из семьи. Подумайте сколько запретов ребенок слышит в течении дня. Может он оглох от них, и уже не слышит вообще ничего. Рекомендовано, запрещать ребенку только то, что опасно для жизни и здоровью его. Запретов должно быть всего 1:3. А остальное можно. Не взращиваете в ребенке свои запреты и комплексы. Если не знаете как объяснить почему нельзя, тогда ответ - можно.

Будьте с ребенком искренни. Говорите откровенно о своих чувствах, если сами их еще не забыли. Вообще, я хочу сказать, что дети это лучшие психотерапевты. Они полностью отражают нас. И мы ведь тоже кем – то и когда –то искалеченные дети. Наши родители тоже воспитывали нас с учетом своих установок, страхов, запретов. И не всегда это воспитание было оправдано и полезно. У вас есть возможность изменить родовой сценарий, который уже не оправдывает себя и может даже не полезен, есть возможность дать ребенку больше свободы, чем ее давали вам. Научитесь слышать ребенка. Родитель призван на работу, исполняйте свой родительский долг достойно.

В момент кризиса ребенок сам страдает от своего состояния. Он устает, он очень нуждается в Вашей поддержке и любви. Не бросайте его в этот тяжелый момент, пройдите вместе с ним это путь. Обнимайте его. Говорите, что вы его любите, успокаивайте его не наказанием и запретами, а успокойте его своей уверенностью, нежностью и теплом. Расскажите ему, как можно было бы отреагировать по- другому вместо его эмоционального взрыва. Не подкрепляйте его истерику своей агрессией и истериками.

Чем будете терпимей Вы, тем быстрее пройдет этот кризис, тем гармоничней будет Ваш ребенок. Не бойтесь, вы не разбалуете ребенка. Ребенок возьмет к себе в сундучок опыта вашу модель поведения. И вы будете гордиться своим уверенным, свободным, умеющим выражать свои мысли и чувства ребенком. А пока пейте валерьянку и занимайтесь аутотренингом – я спокоен, я абсолютно спокоен, ну или почти спокоен… Да скорее бы этот кризис закончился!Терпения Вам, и желаю больше спокойных дней и ночей!

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Еще недавно ваш ребенок был крохотным. В заботу о нем входило: вовремя накормить, погулять на свежем воздухе, сменить подгузник, искупать, уложить спать. И вот ему 1,5-2 годика. Вы замечаете, что поведение ребенка изменилось, он превратился из послушного малыша в маленького монстра, ребенок не слушает и капризничает (причем без всякого повода), с ним трудно договориться, он всегда что-то требует в истеричной форме. Вы чувствуете свою беспомощность, нервничаете. Многие называют эту проблему кризисом переходного возраста. Так ли это? Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает, узнаем из этой публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает?

Еще недавно ваш ребенок был крохотным. В заботу о нем входило: вовремя накормить, погулять на свежем воздухе, сменить подгузник, искупать, уложить спать. И вот ему 1,5-2 годика. Вы замечаете, что поведение ребенка изменилось, он превратился из послушного малыша в маленького монстра, ребенок не слушает и капризничает (причем без всякого повода), с ним трудно договориться, он всегда что-то требует в истеричной форме. Вы чувствуете свою беспомощность, нервничаете. Многие называют эту проблему кризисом переходного возраста. Так ли это? Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает, узнаем из этой публикации.

В возрасте ребенка до 3 лет о кризисе говорить рановато. Здесь нужно задуматься о методах воспитания. Новорожденный ребенок нуждается в удовлетворении потребностей, со временем у него возникает потребность в удовлетворении желаний. И тогда начинаются все сложности. Родителям важно не пропустить того момента, когда у малыша появляются не только нужды, но и хотения.


Не вызывает трудностей удовлетворить потребности ребенка, но желания не всегда можно реализовать. Ребенок капризничает, у него начинаются истерики, которые проявляются по-разному – набрасывается на вас с кулаками, демонстративно лежит на полу, ломает и швыряет игрушки, топает ногами, истошно кричит и так далее. И перед родителями возникает извечный вопрос «Что делать?», тогда они встают на путь выбора – потакать или нет капризам ребенка. Многие родители для того, чтобы ребенок успокоился, выбирают путь уступок, и тем самым выбирают очень опасный путь. У ребенка вырабатывается привычка – любыми способами добиваться исполнения своих желаний. Родителям следует для себя уяснить, что нужно перестать быть «добрыми», и пора не только потакать, но и запрещать.


Нужно придерживаться определенных принципов:
1. Постарайтесь быть верными своему слову. Если вы сказали ребенку, что не выполните его желание, то нужно и стоять на своем. А вот если что-то пообещали, то, как бы ни было трудно, обещание нужно выполнить;

2. Держите себя в руках;

3. Не переходите на повышенные интонации, даже если вас раздражают капризы ребенка. Как бы вас не раздражало капризное поведение ребенка, реагируйте на это спокойно, дайте ему понять, что криком он ничего не добьется. Если истерика усиливается, попробуйте обнять ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь. В диалоге с ребенком проявите чувство сопереживания: «Да, я понимаю, и мне тоже очень грустно…»;

4. Не превращайтесь в наседку
Поощряйте и приветствуйте самостоятельность ребенка. Начните с ним совместную игру, которая до этого не вызывала у него интереса, а когда ребенок увлечется игрой, оставьте его на некоторое время играть самостоятельно.

Что делать, если ребенок не слушается?
Невозможно избежать протеста, можно научиться уменьшить число конфликтов. Ведь такое непослушание рассчитано на внешний эффект, и если на это родители будут реагировать правильно, эти протесты можно уменьшить. Ведь ребенок не слушается: когда его принуждают сделать то, чего он не хочет делать, или ему запрещают делать то, что хочется.

Малышу велят идти домой с прогулки, а он ногами и руками цепляется за все, чтобы только остаться погулять; ему велели кушать, а он отворачивает голову и с силой сжимает зубы. Таким образом, он выражает протест против приказа, который нарушает желания малыша.

Взрослым нужно научиться вовремя предотвращать приступы упрямства и протеста у ребенка. Все усилия родителей должны быть направлены на то, чтобы снять напряжение. Четко соблюдаемый режим дня, благожелательная обстановка дома, авторитет родителей помогут справиться с приступами протеста. Малышу следует говорить, что он нужен, что его любят и одновременно предоставлять малышу достаточную самостоятельность.

От родителей требуются обязательно умеренная требовательность к поведению, к поступкам и терпение. Ребенка не следует заключать в слишком строгие рамки или все время уступать ему. И то и другое приведет к большему непослушанию ребенка.

Иногда дети не слушаются потому, что избалованы. Так происходит, когда родители многое запрещают, а, к примеру, бабушка разрешает абсолютно все. Такого допускать нельзя - вырастет не приспособленный к жизни эгоист. Не слушаться и капризничать может и малыш, который начал заболевать, поэтому родителям следует внимательно относиться к поведению ребенка.

Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут постоянно сидеть спокойно, как этого от них требуют взрослые. Такие требования вызывают перенапряжение процесса торможения и ведут к различным серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети становятся раздражительными.

Часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия дети отвечают бурной вспышкой своего возбуждения, упрямо с криком требуют желаемого, бросаются на пол, бьют ногами. Часто такие дети добиваются своего - не каждая бабушка, мама, способны выдержать такой натиск. И эта уступчивость вам дорого обойдется: ребенок поймет, что он способен достигнуть всего при известной доле настойчивости.

Выход в том, что для ребенка нужно создавать безопасные условия для деятельности, ведь движение - это его физиологическая потребность. И от родителей требуется немало изобретательности. Занимайтесь с ребенком, играйте с ним, уделяйте ему достаточно времени и необходимое внимание, и таким образом можно достичь большего, чем если вы будете постоянно сдерживать и ограничивать проявление активности у ребенка.

Детские капризы - это такое поведение ребенка, которое не выходит за рамки нормального, но доставляет взрослым немало проблем. У каждого малыша своя индивидуальность, свой характер, их он выражает в таком своем неадекватном поведении.

Капризов малыша можно избежать, если устранить источник нежелательного поведения. К примеру, при укладывании спать малыш начинает стучать своей кроваткой, раскачивая ее. Кровать нужно поставить таким образом, чтобы она не гремела.

Даже самому непослушному малышу в раннем возрасте требуется понимание со стороны своих близких. Лучше попросить ребенка рассказать вам, почему он так поступил. Этот способ общения (а не наказания!) поможет ребенку понять, что он был неправ.

Если малыш после игры не убирает за собой игрушки, нужно сложить их в ящик и спрятать. Рано или поздно ребенок поймет, что, если он будет разбрасывать игрушки, он может остаться без любимых игр. Если ребенок собирается вытащить из шкафа стеклянные предметы, нужно переложить предметы так, чтобы они были недоступны для ребенка или запереть шкаф. А можно в ответ на капризы уйти в другую комнату и не обращать внимания на капризного ребенка, но на это потребуется большая выдержка. Ребенок в возрасте 2-3 лет не может объяснить свои поступки, а взрослые воспринимают его поведение как непослушание.

Существует 3 основные последовательные ступени в поведении родителей ребенка, который не слушается:
1. При непослушании ребенка нужно дать ему возможность самому прекратить свои действия;

2. Если ребенок продолжает безобразничать и не успокаивается, родителям нужно применить к нему такое наказание, которое обещали ему в этом случае;

3. После наказания ребенку нужно обязательно объяснить, почему он был наказан.

Эти ступени в итоге приведут к тому, что и самый непослушный малыш задумается, прежде чем совершит что-либо недозволенное.

Уделяйте малышу внимание, и тогда его воспитатели смогут избежать многих неприятных ситуаций и конфликтов, в которые может попасть ребенок. Ведь часто получается так, что дети совершают плохие поступки только потому, чтобы привлечь к себе внимание родителей. И по этой причине ребенка нужно хвалить даже за самый малозначительный поступок. После этого ему захочется сделать больше хорошего, а не совершить плохой поступок, который он делает наперекор родителям.

Теперь мы знаем, что нужно делать, если ребенок капризничает, не слушается. Уясните для себя, что ваш ребенок является суверенной личностью, у него, как и у вас, есть свои права, обязанности, но не большие.

Редко встречаются родители полностью довольные поведением своего малыша, и очень многие считают, что их ребенок не слушается и капризничает. Вы тоже в их числе и не знаете что делать?

Не спешите расстраиваться, изучать новые способы воспитания и "приемы дрессировки". Подумайте, а кому нужны стопроцентно послушные дети? Точнее кем становятся в будущем такие ребятишки? Чаще всего это законопослушные налогоплательщики, незаменимые подчиненные, с виду хорошие мужья или жены, а возможно одинокие, уже привыкшие к своему одиночеству, “должники” своих пожилых родителей и поэтому заботятся о них.

Все прекрасно, не правда ли? А ваш ребенок не слушается маму и папу, балуется, плачет, и вы уже не знаете что делать, чтобы заставить его слушаться.

Сделаем небольшой экскурс в основы управления. Сейчас самое время. Мало найдется родителей, которые не хотели бы своему чадо успешной карьеры и материального благополучия. Итак, разработанная японцами теория управления условно делит всех людей на две группы: x и y . Люди х хорошо адаптируются в коллективе, ими легко управлять, если своевременно ставить перед ними задачи и следить за их исполнением. То есть те самые послушные дети в прошлом.

Таких людей большинство, в отличие от людей y , которые обладают внутренним самоконтролем, умеют сами ставить себе задачи и сами выполнять их без давления извне. У них хорошая самоорганизация, и они могут успешно управлять не только собой, но и другими. В том случае если контроль снаружи и давление становится чрезмерным, баланс в системе людей y нарушается и продуктивности их работы, достижению поставленных целей это только вредит.

Вот отсюда напрашивается вывод – не спешите ругать и переделывать своего ребенка. Заставить слушаться можно и скотину, если применить физическое воздействие, но иметь свое мнение и отстаивать свои права в дальнейшем ей не потребуется.

Если ваш ребенок свои поведением или просто словами умеет говорить вам “нет” – то, вероятнее всего, он сможет сказать “нет” и жизненным обстоятельствам, которые не будут его устраивать в будущем, людям, которые постараются на него надавить, убедить в том, что ему не нужно или не подходит. Вы же не хотите вырастить сына-подкаблучника или детей–офисный планктон, например? А именно сейчас он обучается, как реагировать на жизненные трудности в дальнейшем: терпеть, склонив голову, или брать инициативу в свои руки и решать проблему.

Я не призываю вас отказаться от воспитания, дисциплины, разумных требований, но проявить большую гибкость. Ваша цель не сломать юную личность, превратив в послушную овцу , а помочь встать ему на ноги, научиться добиваться своих целей . Еще раз уточню – своих, значит его целей, не ваших. Если вы желаете ему счастья, то вы понимаете, что он имеет право строить свою жизнь так, как считает нужным, сознательно делать выбор и нести за него ответственность сам. В противном случае его ждет судьба несчастного невротика с виду вполне счастливого, но глухо недовольного жизнью где-то внутри себя. Так глубоко, что он даже себе боится в этом признаться.


В конце концов, вы не сможете всю жизнь опекать, направлять и контролировать своего малыша, а дети растут очень быстро. И будучи уже пожилыми, вы не сможете упреками или силой заставить ухаживать за вами и заботиться. У ваших детей уже будет полная ответственность и свобода выбора как поступать и что делать. И получив ее уже в зрелом возрасте, часто взрослые дети не умеют ею пользоваться. Они готовы найти себе спутника жизни, который управлял бы ими как раньше родители, зависеть от друзей, начальства, даже уйти в секту, но понимают, что вам они уже больше не подчиняются.

Притча "Любящий родитель".

Жил родитель, который очень любил своих детей и очень боялся, что с ними что-то случится. Поэтому, он всегда контролировал каждый их шаг, указывая, в какую сторону им нужно идти. Он делал всё, чтобы никакие трудности не омрачили их жизнь. Но, несмотря на это, его дети выросли недостойными людьми.

В отчаянии любящий родитель воскликнул:

- Жизнь! Почему же так случилось?!

Та ему ответила:

- Потому что ты не дал мне ни единой возможности их воспитать.

В возрасте 3,5-5 лет все дети проходят через стадию непослушания или так называемый «кризис» 3-летнего возраста. В этот период появляются первые задатки личности и характера. На фоне процесса самоосознания у ребенка возникает желание протестовать по малейшему поводу. Он чувствует острую необходимость в том, чтобы доказать свою значимость, особенно при условии недостатка внимания, любви и уважения со стороны близких. Родители удивляются таким поведением некогда спокойного малыша и начинают задаваться вопросом о том, что им делать, если ребенок в 3-4 года не слушается . Для начала нужно выявить причину (или несколько), заставляющую чадо бунтовать против мамы и папы.


Непослушание в 4 года проявляется в кривлянии

5 основных причин непослушания

Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное «я», которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

Основные ошибки со стороны родителей, которые приводят к непослушанию ребенка:

  1. Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка , которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
  2. Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком . Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
  3. Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным «качелям». У ребенка вырабатывается алгоритм: «захотел мороженое — подошел к маме, но скрыл это от папы». В итоге маму он не слушается, а папу боится.
  4. Приуменьшение значимости и возможностей. Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2 -летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным. Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе «вот он убирается, а ты нет», «вот он помогает маме, а ты нет». В определенный момент малыш начинает бунтовать.
  5. Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове — это его родители.

Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе , почему мама с папой его игнорируют.

Важно! Холодное поведение родителей сигнализирует чаду о том, что внимания нужно добиваться всеми способами, которые есть в его «арсенале». То есть криками, истериками, слезами.

Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.


Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

Способы, помогающие добиться послушания

Знакомые могут советовать родителям «лучше воспитывать » своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.

Для начала нужно выявить причины , помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.

Обратите внимание! Более того, особенности развития в психологии являются первым фактором, на который рекомендуется полагаться в процессе воспитания ребенка любого возраста. Малыши в 2, 3, 4 года различны между собой. Ребенок может начать бунтовать в возрасте 4 лет или 2,5 — это зависит только от скорости развития его мышления и восприятия окружающего мира.


Крайнее выражение непослушания — уход из дома

Главные правила, позволяющие добиться послушания :

  1. Проявляя требования — будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
  2. Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо «убери в комнате» лучше говорить «убери игрушки и заправь кровать». Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
  3. Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями. При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
  4. Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко. Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
  5. Не применяйте в общении с ребенком слово «нельзя» . Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: «ты сделал плохо, ты наказан» или бросать сухое «нельзя» в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает «нельзя» как повод побунтовать, нарушить запрет.

Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать. Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям.

В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать «бо-бо» или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.

Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим — агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей — грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.


В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя

Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?

Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся . Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.

Важно! Ребенок не станет «шелковым» вследствие агрессии со стороны родителей. Своими истериками он показывает и доказывает самостоятельность , поэтому ни один из распространенных способов наказания не может его до конца усмирить. Эффект получается обратным: малыш сталкивается с противостоянием, видит в родителях врагов и проявляет еще большее непослушание

Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить , увеличивая время разговора , добавляя понятные и нейтральные примеры.

Пример в духе :

«вот соседский малыш ведет себя лучше и слушается маму»,

не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: «сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность». Можно поставить конкретное условие, допустим: «я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате».


Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания

Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: «ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги». Еще один пример: «ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени».

Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: «малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях» или «ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол».

Запомните! Строгие наказания и ограничения применяются только тогда, когда все позитивные и нейтральные варианты уже неоднократно были испробованы.

Что собой представляют правильные запреты

Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается , родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.


Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

Система запретов подразделяется на 4 типа:

  • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
  • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
  • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
  • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

Объяснение на примере!

Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.
Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.
Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.
Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно.


Выбор наказания — правила

Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка

Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать . Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей. Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации.

Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:

  1. Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте. Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: «хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?» или «давай я включу тебе видео со смешными котятами». Действовать нужно ситуативно.
  2. Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения. При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение , обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
  3. Игнорирование. Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать. При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком. Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.

Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на «взводе», более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.

Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций

Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму , но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.


Причины непослушания могут быть самые разные

При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.

Игры со спичками

Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий. При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит. Например: собака может укусить, а горячий предмет — обжечь. Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме.

Истерики на публику

Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.


Выполнения запретов надо добиться обязательно

Капризы или «мам, ну купи»

Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом — истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.

Внутренний протест

Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви — летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное «я».


Непослушание — это борьба за самоутверждение

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание — это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период «кризиса» лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Важно! Если уж и применять физические наказания, то только в мягкой форме и в крайнем случае. Нельзя бить малыша при других людях, давать ему подзатыльники, шлепать и совершать прочие унижающие действия. Это вызовет волну ответной агрессии и протеста.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Что делать, если ребенок перестал доверять

Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.

Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом «кнута» должно быть намного меньше, чем «пряника», так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.

Воспитание ребенка на собственном примере


Что делать, если ребенок не слушается — советы

Лучший метод воспитания — собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они «подсматривают» у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну — сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения — покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.

Два видео от доктора Комаровского

Полное видео от доктора Комаровского на тему того, почему ребенок в 2-4 года не слушается:

Версия с короткими выводами:


Top