Воспитание ребенка 3 лет. Психологические особенности поведения ребенка в три года

Воспитанием детей занимаются родители. Многим взрослым кажется, что они воспитывают своих детей, пока те не пошли в детский садик или школу. На самом деле воспитание происходит до переходного возраста ребенка, когда он уже будет отделяться от своих мамы и папы. До этого возраста самыми важными периодами его воспитания являются 2, 3, 4 и 5 лет, когда родителям нужно четко понимать, что они вкладывают в своего малыша. В этом помогут знания психологии.

Каждый взрослый читатель интернет-журнала сайт, который желает иметь детей или уже готовится стать родителем, мечтает воспитать из своего малыша успешного, счастливого и здорового человека. Из мальчика хочется вырастить настоящего мужчину, отличного мужа и отца, целеустремленного и богатого человека. Из девочки хочется вырастить настоящую женщину, хорошую жену и мать, хозяюшку, красавицу и вдохновительницу. И вот, когда у человека появляется ребенок, он его воспитывает-воспитывает и по истечении 20 лет получает то же, что и все остальные люди: вроде хорошего человека, но непослушного, неуспешного, закомплексованного или боязливого.

Как же воспитать человека с большой буквы? Ответ на этот вопрос можно прочитать во многих книжках или услышать мнение от других людей. Но почему все всё знают, но воспитать достойных членов общества не могут?

  1. Во-первых, чтобы воспитать из своего ребенка человека с большой буквы, необходимо для начала самому определиться, как выглядит этот человек с большой буквы, что он делает, как живет, какими качествами обладает и т. д. Все хотят воспитать из своих детей настоящих мужчин и женщин. Но сами родители могут дать определение настоящим мужчинам и женщинам? Если вы не знаете, кто такой человек с большой буквы, то как будете воспитывать своего ребенка? Сначала представьте себе картинку того, как ваш ребенок стал взрослым человеком, какими качествами обладает, каких принципов жизни придерживается, умеет ли он достигать успехов и является ли счастливым при этом.

Воспитывайте в своем ребенке не то, что принято воспитывать в детях, а те качества, которые помогут лично вашему ребенку стать успешным, счастливым, богатым, любимым и здоровым человеком. Пусть в книжках будут писать, какие качества развивать в своем ребенке, пусть другие люди тоже будут указывать, как воспитывать детей. Но вы вправе развивать в своем малыше те качества, принципы и убеждения, которые, по вашему мнению, должны в нем быть, чтобы стать человеком с большой буквы.

  1. Во-вторых, не забывайте о том, что ребенок – это не компьютер, не робот, не машина, которую можно запрограммировать и она будет послушно выполнять вашу программу. Ребенок – это человек, который в любом случае будет обладать и теми качествами, которые вам будут не нравиться. Особенно явным это начнет становиться, когда ребенок пойдет в школу. Взаимодействуя с учителями и другими детьми, он будет развивать в себе те качества, которые ему нравятся и не нравятся в окружающих, а также то, что будет помогать ему максимально эффективно взаимодействовать с людьми. Здесь вы можете иметь некоторое влияние, но не сможете остановить процесс самовоспитания. Поэтому будьте готовы к тому, что не только вы будете воспитывать своего ребенка, но и другие люди, учителя, дети и общество в целом будут участвовать в этом.

Воспитанием занимаются в первую очередь родители. Воспитатели и учителя имеют лишь косвенное влияние, как и дети-сверстники. Несомненно, другие люди тоже будут сказываться на воспитании малыша. Однако основу всех принципов и стремлений в ребенке закладывают его родители. А что вы хотите видеть в своем чаде, когда он вырастет?

Что такое психология воспитания детей?

Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.

Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.

Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.

Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.

Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.

Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.

То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.

Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.

Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.

Родители воспитывают детей на собственном примере:

  • Каким человеком является отец, таким станет его сын и зять (будущий муж его дочери).
  • Каким человеком является мать, такой станет ее дочка и невестка (будущая жена ее сына).

Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).

Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».

«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!

В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.

Психология воспитания детей 2 лет

2-летний ребенок становится впервые непослушным, капризным, даже истеричным. Он начинает возражать, что не нравится родителям, которые до этого не сталкивались с противостоянием своего малыша. Поскольку 2-летний ребенок уже физически развитый, активный, хорошо владеет своей речью и может познавать мир, к нему следует применять следующие меры воспитания:

  1. Задавайте малышу вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет».
  2. Устанавливайте границы заранее, по достижении которых будет совершено определенное действие. К примеру, если вы сказали, что через 5 минут будете одеваться, то этим и займитесь по истечении 5 минут.
  3. Давайте малышу выбор. Предлагать ему можно то, что в любом случае будет вам выгодно, что бы он ни выбрал.
  4. Развивайте ответственность после принятого решения. Если, к примеру, малыш отказался от еды, то не заставляйте его кушать. Пусть поголодает, пока не наступит очередной прием пищи, чтобы понять, какие последствия идут за его решением отказать.

В 3-летнем возрасте появляется первый кризис, который знаменуется отделением ребенка от родителей. Он впервые начинает осознавать собственную самость, из-за чего часто говорит: «Я сам». Здесь родителям нужно уважать желание ребенка отделиться от них, проявить терпение.

Если малыш совершает плохие поступки, тогда нужно объяснить, что вас огорчило. Не нужно его ругать, после объяснения можно перейти к совершению каких-то интересных действий. Будьте строгими, но при этом нетребовательными. Ребенка не нужно постоянно ограничивать и говорить «нельзя». Позвольте малышу быть свободным, при этом придерживаться каких-то правил, которые вы ему установили.

Поскольку ребенок становится самостоятельным, родители должны научить его правильно проявлять свои желания, высказывать недовольство, решать проблемы и пр.

В 4-летнем возрасте малыша следует образовывать. Он постепенно должен переходить из физической активности к умственному труду. Здесь помогут различные секции, упражнения, игры на логику и прочие увлечения, которыми ребенок может заниматься в том числе с родителями.

В этом возрасте малыш часто задается вопросом «почему?», которым может сильно надоесть своим родителям. Здесь следует понять, что малыш таким образом познает мир. Нужно проявить терпение и ответить на все его вопросы. А если вы чего-то не знаете, то пообещайте ему сообщить ответ в ближайшее время.

Если у малыша имеются проблемы с адаптацией к новому коллективу детей, то нужно ему помочь. Сначала выясните и устраните причины проблемы. Затем научите ребенка взаимодействовать с другими детками, подружиться с ними, чтобы адаптация прошла успешно.

Малыш в 4 годика начинает ощущать эмоции, о которых с ним нужно говорить. Родители должны рассказать о смысле его переживаний и как с ними справляться.

Поскольку уже в этом возрасте дети отчетливо понимают свою половую принадлежность, девочкам и мальчикам нужно давать разное воспитание:

  1. Девочек нужно поддерживать и говорить о том, что они красивые.
  2. Мальчикам нужно давать похвалу и различные задания, которые он должен преодолевать.

Психология воспитания детей 5 лет

В 5 лет кроха начинает осознавать, что в социуме существуют различные правила, а также все общество его оценивает. Здесь родители должны научить ребенка правильному поведению, которое будет вписываться в те рамки и правила, которые существуют в обществе, а также тем качествам характера, которые положительно оцениваются окружающими.

Родителям не следует прекращать обучение детей, поскольку вскоре они пойдут в школу. Здесь необходимо укрепить все навыки по установлению контактов с другими детьми, чтобы малыш быстро влился в новый коллектив, когда он пойдет в первый класс.

5 лет – возраст, когда ребенок начинает становиться социальной личностью. Он понимает, что должен соответствовать определенным требованиям. Вот почему родители должны выдвигать такие требования, которые посильны ребенку.

Как в итоге воспитать своего малыша?

У воспитания нет четких шаблонов и целей, которых все должны придерживаться. Принцип воспитания заключается в том, чтобы готовить малыша к его будущему, где он будет взрослым и самостоятельным. Все, что родители ему дадут, должно ему помогать. А как это будет сделано и что будет дано, родители решают единолично.


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

19 1

Ваш малыш подрос и уже не смотрит на вас преданными глазами? Он перестал реагировать на ваши просьбы? Игнорирует и не слушается? Прочитайте нашу стать...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

Большинство психологов говорит, что дети, которые нуждаются в любви больше всех, ведут себя хуже всех. А родители недоумевают, почему в очередной раз...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или "кризис" трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"

И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт , акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.
Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:
Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".
А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.
Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).

Третий год жизни ребенка - довольно часто - первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей. Казалось бы, все сложности позади: ребенок вырос, заговорил. Доброе, смышленое, активное существо, и общаться с ним - одно удовольствие. Но вдруг начинается непонятное: за завтраком он оттолкнул кашу и потребовал суп, на предложение погулять ответил отказом, обозвал бабушку "бякой", на просьбу убрать за собой игрушки - улегся на ковер и притворился спящим.

Наука определяет такого рода проявления в поведении трехлетних детей неприятным словом "кризис". Психологи обычно советуют родителям не паниковать. Кризис -явление естественное, пройдет. И у некоторых ребятишек он действительно проходит - быстро и без последствий. Но у других принимает осложненные формы, и им нужно помочь - правильно и своевременно.

Кризисы известны педагогам-практикам давно. Еще во времена Песталоцци, Ко-менского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемое - признак его начала.

Что происходит с ребенком?

Как только ни называли кризис третьего года жизни - и "возраст оури и натиска", и "кризис независимости", и "трудное детство". А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Но как быть? Покориться неизбежности и ждать, когда, пережив "трудный возраст", ваш малыш снова станет прежним, а его психический рост войдет в стабильную фазу?

Это не лучший выход. Пассивное ожидание - не самое верное решение проблемы, а прежним после кризиса ребенок все равно не останется. Совсем не обязательно, что он станет хуже, что трудный (кризисный) возраст испортит его характер, - он может стать гораздо лучше, чем был, а то, что он стал умнее, самостоятельнее и взрослее, вы обязательно отметите. Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.

Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемоести. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпы. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже у одного и того же ребенка может существенно меняться от начала кризиса к его концу.

А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки "нормы" и "отклонений" в кризисе все-таки существуют, и их надо знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.

Лики кризиса

У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно прекословит вам во всем. Вы зовете его на прогулку, он отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он тут же начинает канючить: "Гулять хочу, пошли гулять". Вы собираете его одежду, а он снова отказывается от прогулки. Изматывающее противоборство становится все более частым. Вы поставили на стол сыр, а он упорно называет его маслом. Устав спорить, вы соглашаетесь: "Масло", он злорадно возражает: "А вот и нет, это сыр". Ему все равно, что стоит на столе, - не истина, а спор со взрослым его основная цель.

Как чаще всего реагируют взрослые? Странно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание досадить им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Напротив, это отражение прогрессивных тенденций в его развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.

Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят "да", он же твердит "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. В одной семье, где мы наблюдали развитие трехлетнего малыша, мама, по нашей просьбе, "боролась" с его негативизмом только одним способом - во всем соглашалась с ним. Спустя неделю он начал играть в "негативизм": он ставил игрушку рядом с кем-нибудь из взрослых, отбегал на некоторое расстояние и с криком: "Не трогай, моя игрушка", бросался к ней, хотя никто и не думал на нее покушаться. Однажды, перед сном, когда в очередной раз все его капризы были исполнены, он просто зашелся в истерике.

Другие наши наблюдения также показали: ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричным и очень несчастным. Очевидно, проблема вот в чем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ним ребенку этого возраста все-таки нужны - убрать их невозможно, да и не нужно.

С их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, оп ределяет, "что такое хорошо и что такое плохо", а родительские реакции помогают ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственных желаниях и ощущениях. Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным.

Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

При нормальном течении кризиса, ближе к концу третьего года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям исчезает, но далеко не всегда им становится легче: на смену негативизму и своеволию приходит букет других, не менее сложных симптомов.

Кризис и воображение

Обычно появляющаяся у детей третьего года жизни инициативность сопровождается повышенным интересом к предметам и действиям с ними. На языке науки - "становление личного действия: задуманное ребенком и самостоятельно исполняемое действие вдруг обретает для него какую-то особую ценность. От этого действия его трудно отвлечь; если оно не ладится, то он может расстроиться до слез, а на критику в свой адрес может отреагировать и вовсе непривычно: закричать на вас, попытаться свалить неуспех на другого, залиться краской от стыда.

Большая часть симптомов личностной перестройки сугубо положительна: малыш становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым. Если раньше он действовал с тем предметом, который попался ему на глаза, то теперь он специально ищет и подбирает предметы под тот план действия, который он составил заранее. Да и само действие становится иным - целенаправленным. Ребенок размышляет и сравнивает: если действие не ведет к нужному результату, он меняет его на другое, более подходящее для его целей.

Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом. Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение. Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни. Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно. Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Воображение и страхи

С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от неуютности темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаст причудливые образы "страшного" и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном - могут стать очень серьезной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизации личности и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего, или, что бояться -стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому право бояться нужно признать, но и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность. Одному трехлетнему карапузу помогла "волшебная шпага" - очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки. Другой малыш с помощью мамы "варил" зелье против привидений - в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты. Это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже не страшны ему.

Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни. Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства.

Если взрослые продолжают относиться к нему как к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными замечаниями, ограничивают инициативу и строго регламентируют его активность, если они невнимательны к его интересам, кризис обостряется и ребенок становится трудным и несговорчивым.

Это может укорениться, если взрослые не перестроят своих с ним взаимоотношений. И, напротив, легко преодолевается, если они уважительно относятся к его занятиям и заботам, деликатно оценивают его результаты, поддерживают и ободряют его.

Тогда у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Если оно не сформируется на этапе кризиса трех лет, оно вообще может никогда не возникнуть. У каждой психической функции, у каждой личностной черты - свой оптимальный срок зарождения. Главное - не пропустить его.

  • Меню
  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.


    4 года - переходный период в детской псикике

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.


    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.


    В разговоре можно выяснить, каковы истинные причины непослушания

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.


    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.


    Ребенок четко должен понимать, что можно, а что нельзя

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?


    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.


    Занимайтесь с ребенком общими делами

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

    
    Top