Выученная беспомощность: что это такое и как с ней бороться. Как избавиться от ощущения беспомощности и взять себя в руки

Выученная беспомощность - состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.

В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей - контрольной группы - нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.

Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.

Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать.

Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда. Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.

Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.

Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников компаний («Меня не повысят в должности, потому что я не справлюсь с задачами»), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).

Человек, который научился беспомощности, уверен, что ему не под силу влиять на свою жизнь. Он не увидит возможностей, даже если ему их принесут на блюде и ткнут пальцем.

Он всегда найдёт отговорку:

  • Это у других получится, а я не смогу.
  • Мне это не по силам.
  • Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
  • Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
  • Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.

Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению . Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.

Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.

Выученная беспомощность может проявляться в любых сферах и стать кредо по жизни, сделав из человека вечную жертву ситуации.

Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи - случайность, а - это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.

В чём причины такого состояния

Выученная беспомощность - приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.

1. Воспитание, отношение родителей и учителей

Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:

  • Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
  • Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
  • Последствия разных действий одинаковы (за осознанную и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).

Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему. Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может банально не нравиться учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться. Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.

Важно, чтобы ребёнок видел связь между своими стараниями и результатом.

Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых - в работе, личной или повседневной жизни.

2. Череда неудач

Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.

3. Шаблонное мышление

Мужчина - добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».

4. Менталитет

В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности - обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».

Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие - это норма».

Как бороться с выученной беспомощностью

1. Установить связи между действиями и последствиями

Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал. Важно не переставать .

2. Принять неудачи

Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.

3. Стать оптимистом

Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции - объяснения причин тех или иных действий человека.

Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест , который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.

Внутренняя или внешняя атрибуция

Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.

  • Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», - пример внутренней атрибуции.
  • Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», - пример внешней атрибуции.

Стабильная или временная атрибуция

Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.

  • Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», - пример стабильной атрибуции.
  • Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», - пример временной атрибуции.

Глобальная или конкретная атрибуция

Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.

  • Как думает : «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», - пример глобальной атрибуции.
  • Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», - пример конкретной атрибуции.

Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше - оптимизма или пессимизма.

Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.

4. Попробовать метод ABCDE

Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.

  • Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
  • Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки - из-за неопытных водителей».
  • Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
  • Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
  • Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».

Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить . А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.

5. Обратиться к специалисту

Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность - серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.

Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. «Я какая-то безвольная» – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.

Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. «Я боюсь, что меня обидят и бросят» – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

Ирина Рокотова

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Как перерасти «слезы тщетности»

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».

У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».

Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)

Когда условия изменились, а я – нет

– В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?

– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.

Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – «бесполезно». Они считают себя «неспособными к языкам», «тупыми», «с плохой памятью» и т.д.

Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на «инглиш», потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: «Со мной все плохо, я не способен к языкам» эти возможности увидеть нереально.

– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?

– Бывает, что человек «застревает» в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: «Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек».

Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.

В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.

Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: «Мы не договаривались на сегодня», «Давайте на следующей неделе», вообще то, что посчитает нужным, а не только: «Да». Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.

Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.

«Мы сделаем все для вашего счастья»

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых «Арден-Хауз». Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным».

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них».

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?

Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: «Я подумал и решил, что не буду браться», или «Все так безнадежно, что я даже не начну».

– Так что же делать тому, кто с детства «бился головой о стеклянную стену»?

– Вспоминается мультфильм «Король Лев», где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Алиса Орлова

Выученная беспомощность. На первый взгляд бессмыслица. Но иногда в жизни происходят странные вещи. Парадоксальность самой жизни порой поражает. К таким неожиданным явлениям можно отнести синдром выученной беспомощности.

Наша психика полна сюрпризов и запутанных головоломок. Рассматривая континуум, воля – безволие, важно сохранить объективность взгляда и не быть перетянутым на одну из сторон этих полярностей.

Попробуем вместе трезво оценить эти психологические категории.

Полвека назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.

Казалось бы, все ясно. Тот, кто обладает силой воли, бесстрашен перед врагом. Да, это так, когда враг не замаскирован. Но в жизни все гораздо запутанней, и все, что зримо, лишь поверхность. Суть всегда глубже и не видима поверхностным взглядом. И правда состоит в том, что и сильного человека можно выучить бояться, встроить этот механизм в его психику.

Синдром Выученной беспомощности

Как можно выучить бояться и стать беспомощным? И можно ли помочь избавиться от таких уроков судьбы?

Американский ученый Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Целью этого эксперимента было сформировать условный рефлекс страха на звук сигнала. У Павлова собаки по звонку получали положительное подкрепление - мясо, а у Селигмана отрицательное - удар током. Чтобы животные не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

По логике вещей должно бы происходить следующее: когда собак переведут в вольер с низкой перегородкой, они должны сбежать, как только услышат сигнал. Ведь все живое двигается либо к положительному стимулу, либо от отрицательного. Но в клетке, где была возможность легко перепрыгнуть перегородку и убежать, собаки сидели на полу и скулили. Никто даже не попытался преодолеть слабое препятствие. Когда в этот же вольер поместили собаку, не участвовавшую в эксперименте, она тут же абсолютно легко сбежала.

Можно сделать вывод, такой же, какой сделал и Селигман после этого эксперимента: если складывается ситуация, когда на протяжении длительного отрезка времени невозможно влиять на постоянный поток негативных событий, развивается тяжелое чувство беспомощности. Таким образом, Селигман открыл психологический феномен выученной беспомощности.

Эксперименты с животными открывают возможность правильнее взглянуть на происхождение условных рефлексов у людей, что может объяснить различные особенности реакций психики на внешние воздействия.

Теория Селигмана показывает, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию,

у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается.

Выученная беспомощность и теория о ней подтверждается самой жизнью. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Это могут быть, например:

— неудачные попытки устроиться на работу;

— частые отказы без объяснения причин;

— агрессия в ваш адрес без видимого повода;

— критика без каких-то логичных предпосылок;

— затянувшаяся болезнь с чередой безуспешных походов к врачам;

и прочее…

Как видите, не все уроки полезны, не любой опыт нужно применять. Бывает, что опыт необходимо забыть, а уроки переучивать на каких-то этапах своего развития.

Помощь при выученной беспомощности

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. Следуйте правилам!

Правило 1: Делайте что-нибудь.

Да, что угодно. Главное делайте не останавливаясь. В режиме концлагеря люди быстро теряли волю и ломались. Но некоторые знали противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать, ложись. Не потому, что хочешь спать, а потому, что так возвращается субъективный контроль. У человека появляется выбор сделать то или иное. Важно, что это собственное решение, включается личность. Так человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Бывает так, что проблемой является не ситуация, а потеря веры в себя, в свою значимость, что сильно ослабевает волю к жизни.

Правило 2: Маленькими шагами идите прочь от беспомощности.

Нужно ставить небольшие, но реальные цели и обязательно отмечать их достижение. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Обязательно хвалите и награждайте себя за каждый шаг, каким бы маленьким он не казался. Это поможет набрать ресурс для дальнейших действий, уже более серьезных и крупных.

Правило 3. Новая самооценка.

Расскажите себе новую историю о себе. О том, что мои действия могут влиять на обстоятельства, что я важен людям, миру и себе.

Перепишите представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» на новые «я могу», «каждая новая попытка приближает к успеху», «я делаю и получаю результат».

Все успешные попытки складываются из многократного повторения ошибок. Нас просто научили думать, что успех это блиц-криг. Но на самом деле это вовсе не так. Успех это не избегание неудачи, а наоборот, встреча лицом к лицу с огромным количеством препятствий и их игнорирование. Просто не замечайте их. И они растворятся в пространстве. Но этому надо научиться. Приобрести новый взгляд на себя, как на человека, влияющего на события. Важно находить такие случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Энергия там, где находится наше внимание. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой истории о себе и своей жизни.

Правило 4: Формирование другого взгляда на вещи.

Селигман, проведя множество исследований, пришел к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохое случается по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. Те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и ситуацию можно изменить», легче справляются с неблагоприятными обстоятельствами.

Надо опровергнуть пессимистичные убеждения. Попробуйте это сделать письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме “моя вина – не виновен”. Перечитывайте свои записи. Стрессовые ситуации будут возникать в жизни. Но можно научиться более эффективно справляться с тревожностью, не поддаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии поведения. Энергия, которую вы тратили на негативные убеждения, высвободится, и ее можно будет вложить в дела и личную жизнь.

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

Пусть вчерашний опыт не диктует вам завтрашнюю реальность. Иногда надо выбрасывать мусор. Мусором в контексте вышеизложенного является полученный и невольно выученный урок тяжелого травматического опыта, который не надо брать с собой в дальнейшую жизнь.

Выученная беспомощность. Помощь от беспомощности. Выучили плохое – переучитесь, получите новый опыт позитивного мышления, оптимистичного взгляда на себя и реальность. Включите радость!

Выученная беспомощность этого щенка равна нулю…

Выученная беспомощность – состояние, возникающее на фоне сильного нервного потрясения или неправильного воспитания в подростковом возрасте. Она имеет общий, а не ситуативный характер и является одной из базовых проблем человечества. Расстройство характеризуется образованием паттерна гнетущего переживания. Человеку не удается прекратить неэффективную деятельность или, напротив, совершить прорыв, для изменения нынешней ситуации.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность определяется как состояние, возникающее в обстоятельствах, когда внешние события не зависят от действий индивида. Теорию выученной беспомощности в психологии открыл американский психолог Мартин Селигман. Дальнейшему развитию теории поспособствовала Лин Эйбрамсон (Абрамсон). Их работы стали прорывом в психологи. Выяснилось, что с подобным явлением в определенный период жизни сталкивается каждый второй человек. Выводы, сделанные учеными, детально обоснованы и экспериментально проверены, они позволили возникнуть стройной теории о возникновении навязанной беспомощности. Наиболее активно изучением выученной беспомощности в современном мире занимается психолог Михаил Лабковский.

В психологической лаборатории Пенсильванского университета Мартин Селигман вместе с руководителем лаборатории Ричардом Соломоном провел серию экспериментов над собаками по схеме условного рефлекса И. П. Павлова.

Ученые стремились к созданию у животных условного рефлекса страха при возникновении высокого звука. Для достижения эффекта после знакового сигнала собак повергали удару несильного, но ощутимого тока. Изначально ученые предполагали, что животные будут убегать из коробок и вести себя агрессивно, защищаясь от угрозы. Но подопытные совершенно никак не реагировали, только ложились на дно ящика и скулили. Предположение Селигмана оказалось верным: из-за отсутствия физической возможности избежать угрозы животные научились беспомощности.

Чтобы удостовериться в достоверности теории и выявить возможность развития расстройства у взрослых особей, ученые провели обширный эксперимент, разделив собак на три группы:

  • Первая группа собак могла отключить питание, нажав носом на специальную кнопку и избежать удара током.
  • Вторая группа была лишена возможность контролировать удар током. Будет удар или нет, зависело от поведения собаки в первой группе.
  • Третья группа не получала никакого воздействия и являлась контрольной.

Затем собак всех групп поместили в ящики с низкой перегородкой, через которую легко можно было перепрыгнуть. Поведение животных было удивительным. Подопытные из первой и третьей группы быстро ориентировались и сразу выпрыгивали из ящиков, а вторая группа никак не реагировала на появившуюся возможность к побегу. Они лежали на дне ящика и скулили, даже когда сила удара током увеличивалась.

Вердикт ученых: если особь долгое время находится в ситуации, когда от ее действий ничего не зависит, она учится беспомощности. Если неприятности долгое время происходят вне зависимости от действий, живое существо привыкает, перестает проявлять какую-либо активность и смиряется.

Эксперимент вызвал сомнения, так как не было доказано аналогичное поведение среди человеческих особей. И было собрано несколько групп добровольцев. Их поместили в подобные ситуации, но на этот раз раздражителем выступал пронзительный звук. Перед испытуемыми находились ящики с кнопками отмены, но у второй группы кнопки были заблокированы. Затем, когда людей поместили в ситуации с упрощенными условиями, с возможностью устранения раздражителя посредством прикосновения рукой к противоположной стенке ящика, только первая и третья группа пытались остановить эксперимент. Они экспериментировали с кнопками и стенками, чтобы достичь результата. Вторая группа просто смирялась и ждала завершения эксперимента.

Опыты доказали: у людей существует механизм возникновения беспомощности. Пассивность действий после активации механизма переносится на другие ситуации.

Признаки и причины возникновения

Внутренняя картина расстройства характеризуется установками:

  • Субъективная оценка возможностей самостоятельно преодолеть жизненную ситуацию: «Это может получить любой, но не я».
  • Приписывание причин неудачи своим личным качествам: «Мои успехи – не моя заслуга, неудачи – моя вина». Например, человек считает, что не может достичь желаемого из-за недостатка силы воли или интеллекта. А успех зависит от удачного стечения обстоятельств.
  • Ощущение невозможности контролировать окружающую действительность. Установки распространяются не на конкретные ситуации, а на все события в жизни человека. В итоге он перестает предпринимать активные действия даже в ситуациях, имеющих простое решение.

Достаточно пережить один непродолжительный период неконтролируемости внешних событий, чтобы механизм был запущен и начал управлять жизнью человека. Это приводит к депрессии, пессимизму и пассивному поведению.

Наличие расстройства обнаруживается в процессе беседы. Главный признак – наличие в речи человека типичных для расстройства слов-маркеров:

  • «Не могу»: изменить свое поведение, решить конфликт, найти друзей.
  • «Не хочу». Далее можно добавить что угодно: менять образ жизни, привычки, учить новый предмет, язык и т. д. Переживание «я не могу» связано с переживанием по поводу собственной несостоятельности или слабости. Модель «не могу» трансформируется в «не хочу», «это не для меня».
  • «Всегда»: опаздываю, теряю вещи, расстраиваюсь по пустякам. Модель трансформируется в «я всегда таким был и буду».
  • «Никогда»: не смогу справиться с проблемой, никогда не прошу о помощи.
  • «Все бесполезно»: и не такие как я пробовали, никогда ничего не получалось.
  • «В нашей семье все такие». Истоки формулировки – семейные установки на отсутствие склонности к какой-либо науке, профессии, неудачах в браке или карьере.

В основе формирования подобных установок лежит неверие в собственные силы и отсутствие позитивного опыта. Подобное поведение часто скрывается под другими эмоциями. Например: злость, усталость, апатия. Выученная беспомощность часто скрывается под противоположными действиями. Основные модели действий:

  • Бездействие, проявляется апатией или потерей интереса.
  • Псевдоактивность, безрезультатная суетливость с неадекватным последующим торможением.
  • Смещение на псевдоцель. Человек переключается на другую деятельность, обеспечивающую получение ощущения достижения результата. Например, вместо того, чтобы писать курсовую, студент решает убрать квартиру, а вместо улаживания конфликтов выбирает поедание сладкой пищи.
  • Попытки найти подходящий вариант среди стереотипных действий, в состоянии постоянного напряжения и контроле результатов.
  • Ступор.
  • Деструктивное поведение, агрессия, направленная на себя или окружающих.

Лечение

Выработанная беспомощность – сложное состояние, которое требует комплексной работы для его преодоления. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо обратить внимание на опорные точки нарушения и начать последовательную работу по пунктам:

  • признание наличия проблемы;
  • преодоление эмоционального потрясения;
  • обнаружение и активизация потребностей и желаний;
  • повышение самооценки;
  • осознание права на ошибку, свободу самовыражения, на свободу выбора;
  • осознание и признание своих способностей;
  • подтверждение своих достоинств опытом из жизни по преодолению трудностей;
  • позитивное мышление и прогнозирование событий в положительном ключе;
  • постановка целей и принятие ответственности за результат;
  • создание стратегий для достижения целей, создание пошагового руководства;
  • реализация планов;
  • преодоление страха обращения за помощью.

Сложные ситуации в запущенной стадии расстройства способен исправить только специалист. Однако некоторые пункты способен выполнить любой человек для улучшения качества своей жизни. Основа продуктивного лечения – позитивный опыт. Построение планов по достижению новых целей должно начинаться с простых для достижения пунктов.

Выученная беспомощность у детей

Контроль над внешним миром формируется в раннем возрасте. Неправильное отношение родителей может привести ребенка к инфантильности. На возникновение расстройства влияют три фактора:

Фактор Проявление
Отсутствие последствий или депривация Чтобы понять ситуацию изнутри, нужно обратить внимание на наглядные примеры. Обеспеченная семья, имеющая свой бизнес, обращается за помощью к специалисту, так как любимый сын не проявляет никакого интереса к работе в свои 25 лет. Он ничем не занимается, только отдыхает и тратит родительские деньги. Рекомендация психолога – изменить отношение к действиям сына. Каждый поступок должен иметь последствия. Отец забирает машину у сына и отдает ее ведущему сотруднику, а сыну предлагает зарплату, зависящую от количества часов, проведенных на рабочем месте. Ставится условие: если сын не начнет вести дела, отец продает или отдает фирму кому-нибудь другому. При отсутствии рабочего процесса зарплата выплачиваться не будет. То есть ребенок получил возможность сделать свой выбор. В результате сын взял дела под свой контроль, накопил на машину и съехал на съемную квартиру, чтобы обрести независимость
Однообразные последствия Последствия однообразных последствий можно увидеть на примере детей статусных или излишне строгих родителей. Какое бы действие ни следовало, ребенок знает, что любой поступок будет родителями прощен, или наоборот, любое действие вызовет негатив
Асинхронность Ситуации, когда реакция на действие появляется спустя долгое время, не вызывают мотивации. Из-за большого временного отрезка ту или иную ситуацию невозможно связать с определенными действиями. Например, постоянная критика родителями ошибок в домашнем задании. У взрослых распространенная причина безынициативности на работе – нестабильная зарплата

Почему же довольно часто люди не способны находить выходы из жизненных трудностей? Об этом мы узнаем далее.

"А что я могу?", "Да кому я нужен...", "Я слишком стар для..." - сегодня мы с вами рассмотрим эти распространенные упаднические фразы и с помощью психологии выясним, как у нормальных, сильных, талантливых людей вдруг образуется пессимистический рефлекс.

Это состояние в течение жизни испытывает практически каждый. "Бесполезно, все равно у меня вряд ли что-то стоящие получится", или "Мне лень, не могу себя заставить", или...

Поддаваясь таким настроениям, мало кто догадывается, что стал жертвой так называемой "выученной беспомощности" - психологического феномена, давно описанного учеными .

Синдром "Выученной беспомощности" - стресс доводит до "болота"

Что такое стресс - знают все (кстати, обязательно прочтите в добавок , потому что стресс бывает разный, как негативный, так и положительный). Насколько негативно он влияет на организм - вроде бы тоже. Но у стресса есть небольшой нюанс, который влияет не только на организм, но и на человеческий характер и сознание.

Попав в стресс определенного рода, мы в какой-то момент теряем желание из него выходить. Мало того, это становится принципом, который мы питаемся навязать окружающим и детям. "Я живу в болоте и даже не буду питаться из него вылезти, потому что это бесполезно. И вообще: болото - это твоя родина, сынок!"

Впервые о проблеме психологической беспомощности, которую вдруг проявляют люди, имеющие возможность изменить свою жизнь к лучшему, но отказывающиеся это делать, заговорил еще Зигмунд Фрейд. Дать объяснение этому феномену знаток душ не смог. Однако спустя столетие объяснение было найдено - к нему подтолкнули эксперименты над животными.

Специалисты считают выученную беспомощность одной из базовых общечеловеческих проблем.

Навязанная беспомощность

В начале 1970-х американский психофизиолог Мартин Селигман провел серию опытов, смысл которых состоит в том, чтобы научить собак бояться высоких звуков.

Для этого псов помещали в клетки, к полу которых было подведено электричество. Едва раздавался сигнал высокого тона, псы получали удар током, избежать которого у них не было ни малейшей возможности. Таким образом Селигман надеялся воспитать у собак условный рефлекс: звук высокого тона → опасность → беги!

Эксперимент продолжался неделю, а затем клетки открыли - чтобы проверить, убегут ли животные, услышав сигнал. И тут ученых ждало потрясение.

Заслышав высокий звук, собаки, вопреки ожиданиям, не убегали. Они ложились на пол, прижимали уши и начинали отчаянно скулить в предвкушении очередного удара током. Ни один из десятков подопытных не сделал даже попытки выскочить из клетки - хотя дверь была открыта.

Тогда обескураженный Селигман поместил в клетку с открытой дверью собаку, не участвовавшую в эксперименте. И та, едва получив удар, выскочила наружу.

Проанализировав поведение псов, ученые пришли к выводу: подопытные не пытаются избежать ударов током по той причине, что они уже делали десятки безуспешных попыток спастись - и привыкли к тому, что убежать не удастся. Иначе говоря, собаки "научились беспомощности".

Качественно приведенные понятные параллели между тем, как неконтролируемый стресс вызывает синдром " ", который, в свою очередь, приводит к длительному внутреннему депрессивному состоянию или, другими словами, эндогенной депрессии. Все это подавляет волю человека, понижает его самооценку, амбициозность, предприимчивость, способность мыслить глобально и замечать возможности, нивелирует его цели и желание самореализоваться в жизни. То есть, человек становится полностью подконтрольным внешним факторам и механизмам влияния.

Простым народным языком, неконтролируемый стресс - это своего рода мощный инструмент, который по большей мере создается штучным путем и целенаправленно приводит к росту управляемости обществом. Но так же он создается и неосознанно, нами, к примеру в отношении детей! Да-да, все именно так и есть. Многие родители сами воспитывают в своем ребенке неудачника даже не подозревая об этом. Как этого избежать, вы узнаете из лекции.

Теперь, если вы просмотрели лекцию, задайте себе логический вопрос или просто призадумайтесь, от чего с экранов телевизоров и других источников информации выливается на людей столько негативных, возбуждающих и шокирующих событий? Почему большинство фильмов носят стрессовый, высмеивающий и вызывающий характер? А вот положительного, светлого и приятного, которого, кстати говоря, куда больше в мире, не так уж и много? Дело не только в том, что, как говорится, "производим все, что пипел хавает". Но да ладно, вернемся к основном.

Как вырабатывается беспомощность у людей

Спустя еще пару десятилетий другой ученый, немец Юлиус Куль, провел похожие эксперименты с людьми. Нет, подопытных здесь не были током - Куль "учил" их беспомощности другими методами.

Для эксперимента были выбраны несколько десятков студентов - умных, сообразительных, уверенных в себе. Им было предложено решать разнообразные интеллектуальные задачи. Только вот задачи эти не имели решения, но испытуемым об этом, конечно же, не сообщили.

При этом экспериментатор давил студентов психологически: называл задачи "элементарными", отпускал негативные комментарии об "ай-кью" испытуемых и в результате довел студентов до отчаяния. После этого подопытным предлагали простую задачу - такую, с которой каждый из них в нормальном состоянии справился бы играючи. Но... 80% студентов уже не смогли найти решения.

"У них сформировалась неуверенность в собственных силах, . Этот стресс, связанный с искусственно внушаемой мыслью: "Ты ни на что не способен", и становится причиной выученной беспомощности", - констатировал Куль.

Выход их жизненных трудностей есть или "Дверь открыта"

Итог прост. Если вы некоторое время находитесь в травмирующих ситуациях, которым не могли ничего противопоставить, - ваша психика приобретает состояние "выученной беспомощности": вы примиряетесь с и не пытаетесь находить выходы не только из действительно безнадежных ситуаций, но и из любых других.

По прикидкам психологов, 20% людей (как правило, интроверты и в чем-то социопаты, живущие по собственной системе ценностей) могут противостоять стрессам такого вида. Еще 30-40% восстанавливают веру в себя. Для остальных же "беспомощность" становится принципом жизни: чтобы избавиться от нее, требуется кропотливая работа над собой и нередко - помощь психотерапевта.

Но: предупрежден - значит, вооружен. Зная, как работает механизм беспомощности, проанализировав, какие именно ситуации заставили вас "не видеть" открытую дверь в "клетке", можно заставить себя сделать шаг к "выходу". Да, это потребует силы воли и осознанного решения. Но ведь на то мы и "люди разумные" - не так ли?

Симптомы

Выученная беспомощность проявляет себя трудностями:
  • С постановкой целей ("я ничего не хочу", "не знаю, что выбрать");
  • С инициированием действий (хорошо, сделаю, но потом", "не сейчас", "я для этого слишком стар/некрасив/молод/слаб/болен...");
  • С поддерживанием первоначальных намерений ("просто стало неинтересно", "все равно ничего хорошего не получится", "мне все надоело, я устал");
  • С преодолением препятствий ("я думал, это будет легче", "я не справлюсь", "зачем стараться, если эту стену мне все равно не пробить").
ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Top