Кто придумал кружево. Рукоделие: история кружева

Сегодня я расскажу Вам "кружевную историю".

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI-XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.

В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641) . В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

На этом мы заканчиваем наше путешествие в историю кружев.

Слово «кружево» означает «окружать», украшать декоративной отделкой края одежды и другие изделия из ткани. Благодаря одной загадочной детали костюма, жизнь любого человека можно представить как пышный праздник, вне зависимости от его социального статуса или сословия. Если добавить даже к самому простому платью кружево, все различия исчезнут. Пышная торжественность этого ажурного плетения является настоящей магией, преображающей все вокруг.

История возникновения кружева

Где именно зародилось превратившееся в настоящее искусство, доподлинно неизвестно. Единственное, в чем точно можно быть уверенными, что уже тогда кружево разделялось на две категории: оно могло быть шитым иглой или плетеным на коклюшках - тонких точеных палочках. Кажется, что этот вид декоративно-прикладного искусства - исконно русское ремесло, но на самом деле кружевоплетение пришло в Россию из Европы.

Кружевная работа - очень трудоемкий процесс. Сама технология плетеного кружева, в современном его понимании, возникла еще в XV веке. Тогда изделия представляли собой узкую полоску с геометрическим орнаментом и зубчатым контуром. Такие украшения стоили очень дорого, иногда продавались на вес, и позволить их себе могла только аристократия.

Что украшали кружевами в Средние века

Кружевные оборки обрамляли вырезы декольте, выглядывали из рукавов и использовались для декорирования носовых платков. Однако, несмотря на высокую стоимость, у этих изделий было одно неоспоримое преимущество: просто заменив одни кружева на другие, можно было изменить старый костюм до неузнаваемости и снова носить его, как новый. До первой половины XVII века все изделия привозились из-за рубежа. Все изделия были изготовлены из золотых и серебряных нитей. Но позже более простое льняное кружево полностью вытеснило дорогостоящее золотое. Изготавливали изделия в основном для себя, так как этот вид рукоделия требовал очень много времени и трудовых затрат.

Легенда о появлении кружева

Считается, что техника изобретена в Италии и оттуда распространилась по всей Европе. Существует красивая легенда о появлении первого кружева: однажды итальянский моряк, отправляясь в далекое плавание, увидел на морском берегу удивительной красоты водоросль и решил подарить ее своей девушке. После чего он уплыл, а девушка захотела запечатлеть узор, сплетя его из ниток. Переплетая их, она не смогла добиться желаемого результата и догадалась подвесить груз. Так и появилось плетение на коклюшках.

Русское кружево: история и виды

Но на Руси плетеные узоры были распространены еще в глубоком Средневековье, только использовались они в основном в архитектуре - при создании храмов. История русского кружева началась благодаря Петру I. Существует предание, что в 1725 году он вывез 30 кружевниц из нидерландской провинции Брабанты и разместил их в Москве, в Новодевичьем монастыре. В этом месте стали обучать беспризорных детей. Так и начало распространяться кружевоплетение по всей России. Но центрами этого традиционного вида декоративно-прикладного искусства стали два города: Вологда и Елец. В результате основными видами русского кружева стали «елецкое» и «вологодское». Кружевницы произвели революцию в плетении - они начали создавать изделия произвольной формы, сцепляя орнаменты друг с другом.

С появлением моды на западноевропейский костюм русские рукодельницы начали подражать заграничным фасонам и создавать кружевные узоры для украшения платьев, платков, декорирования краев полотенец для аристократии. Первые изделия плелись из драгоценных нитей и использовались для украшения княжеских и боярских одеяний. Но постепенно стал вырабатываться особый традиционный узор.

Особенности российского кружевоплетения

История старинного русского кружева развивалась. А техника его изготовления - менялась. Интересной особенностью русского кружева было разделение на заимствованное для знати и на народное, чей узор сначала создавался интуитивно. Используя простые инструменты: деревянные палочки и нити, - мастерицы изображали на ажурном полотне всю прелесть российской природы. Это стало его главной ценностью. Кружевоплетение в России отличалось оригинальностью и самобытностью, такой рисунок невозможно было вывести из каких-то западноевропейских образцов.

Для того чтобы понять, в чем именно была особенность этих узоров, стоит перечислить лишь некоторые их названия:

  • павлинки;
  • дубовый лес;
  • протекай-речка;
  • денежки филейные;
  • лапти;
  • брошки;
  • пышки;
  • города;
  • вертячий край;
  • бараньи рожки;
  • блины;
  • пава за павой;
  • рыжечки;
  • рябушка;
  • череночки;
  • узкие узятки.

В плетении рукодельницы часто использовали волоченое золото и серебро, тканное и пряденое с шелком, золотую и серебряную нить или канитель, различные блестки. В дореволюционные времена работали скупщицы, которые обеспечивали кружевниц работой. Они покупали готовые изделия и перепродавали их. Они же обеспечивали мастериц материалом. Интересный факт: кружевом расплачивался Советский Союз по долгам ленд-лиза после Второй мировой войны.

Материалы для кружевоплетения

Русское кружево могло быть саженным и низанным жемчугом, перьями, пухом и мехом горностая. Подобного разнообразия материалов для кружев, как в России, нигде больше не встречалось. Одних только наименований для плетения существовало около 150 номеров - от самых плотных до почти незаметных. Сама же техника кружевного плетения в старину получила народное название «женское замышление», а мастериц, занимающихся этим видом рукоделия, именовали «плетеями». Сейчас материалы для рукоделия настолько разнообразны, что мастерицы пробуют создавать кружева практически из всего, что есть: из мулине, хлопковых нитей, шелка. Но сначала они всегда выплетают образец, чтобы попробовать, как нить будет вести себя в работе, прежде чем использовать ее в большом изделии.

Для различных техник плетения требуются разные булавки. Для сцепной техники - булавки-гвоздики, а в парной - с круглым кончиком. Нельзя использовать булавки с петельками на концах, иначе нитки будут путаться и рваться. Коклюшки - основной инструмент кружевницы. Опытные мастерицы говорят, что от них зависит не только процесс работы, но и настроение самой рукодельницы. Потому начинающим рукодельницам рекомендуется подбирать этот инструмент индивидуально. Нужно искать свою форму и материал.

История возникновения елецкого кружева

Как самое искусное, прославилось елецкое кружево. В Ельце уже существовало искусство плетения на коклюшках - местные мастера изготавливали из шерсти особый шнур, который использовался для украшения солдатских мундиров. Плели его на восьми толстых коклюшках и на подушке - эта техника была очень близкой к той, что использовалась при создании кружева, потому местным девушкам было легче овладеть новым видом рукоделия.

1801 годом датируется первое документально подтвержденное наличие кружева в Ельце. Об этом свидетельствует полотенце, изготовленное в этой технике, с надписью: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна». На полотне - белые кружева, вышитые по контуру фигур золотой нитью. Среди узоров есть изображение оленя, по которому и определили принадлежность изделия елецкой мастерице, так как на гербе города изображено это животное. В пользу этой версии говорит и характерная для елецкого кружева сетка, которая является одним из главных отличий этого вида народного промысла.

Основные отличия елецкого кружева

Искусство местных рукодельниц отличалось особыми, характерными только для этого района, узорами:

  • гречишка;
  • жучки;
  • вороний глаз;
  • елецкий цветок;
  • паучки;
  • жемчужинка;
  • звездочка;
  • сливка;
  • реченка;
  • павлинка;
  • олень.

Среди мастериц из этого города самыми лучшими считались монахини Знаменского монастыря. Более 200 женщин плели самое искусное кружево, а сам монастырь стал своеобразной школой для рукодельниц. Здесь выполняли заказы на создание украшений для церквей и одежды для священнослужителей, на уникальные изделия из серебряных и золотых нитей для императорского двора.

Виды елецкого кружева

В дореволюционные времена в Ельце плелось русское народное кружево двух видов: аршинное и штучное. Аршинное отменялось и отрезалось, как обычная ткань, мода на него никогда не проходила. Штучными были такие изделия, как скатерти, салфетки, кружевные воротники, - были востребованы не всегда. Кропотливый труд рукодельниц из Ельца стал знаменит на весь мир. В Европе первое знакомство с этим видом русского кружева состоялось на выставке в Вене в 1873 году. Местные эксперты были восхищены мастерством и тонкостью работы и дали высокую оценку этим изделиям. Елецкие кружева выделяются среди других видов этого искусства богатством узора и количеством мелких деталей. Плотность плетения постоянно меняется, а формы цветов и листвы отличаются особым изяществом исполнения.

Особенности композиции елецкого кружева

Русское народное кружево из Ельца также выделяется на фоне других особой композицией рисунка: орнамент строится из растительных узоров небольшого размера, таких как розетки, квадраты и необычные решетки. Эту работу выполняли главным образом представительницы купеческих и помещичьих семей, но затем искусство распространилось в деревнях и селах, главным образом благодаря крепостным девушкам. В ранних работах чаще всего встречаются геометрические рисунки с решетками. Растительные орнаменты появились позже. Детали в них чередуются и создают ритм, который сливается в единое и гармоничное полотно с особым смыслом.

Как создавались орнаменты

Этот вид рукоделия часто ассоциируют с морозными узорами или тонкой паутинкой, а мелодичный перезвон коклюшек называют музыкой. Однажды скульптор Сергей Коненков описал в одной фразе все своеобразие елецкого кружева: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом». Рукодельницы действительно создают свои композиции, внимательно наблюдая за окружающей реальностью и природой, повторяя то, что видят, в своих работах, что наделяет обычные бытовые вещи особым, сакральным смыслом. Это работало и в обратном направлении: окружая себя красивыми и уникальными вещами, люди привыкали видеть красоту и в мире вокруг себя.

Русское кружево на коклюшках: технология изготовления

Техника ручного кружевного плетения за несколько веков осталась неизменной: подушка, коклюшки, подставка и булавки с нитями, а также мастерство рукодельницы - вот и все, что необходимо для изготовления изящного и тонкого изделия. Подушка - это валик, туго набитый соломой, чтобы хорошо держал форму. На нее крепятся булавки-гвоздики, которые вставляют для закрепления переплетенных нитей. Сверху валик обшивается тканью белого цвета, чтобы случайно не окрасить кружево в процессе роботы.

Коклюшки изготавливаются из древесины твердых пород - чаще всего это клен, береза или дуб. В старину палочки для плетения кружев сначала выпаривались в русской печи. В качестве топлива использовалась солома или сено. Затем изделия высушивались на свежем воздухе и обрабатывались, для придания нужной формы. Часто дерево выдерживают в специальных условиях несколько лет, чтобы получить идеальный инструмент. Перезвон коклюшек во время плетения также имеет большое значение - чем он чище и мелодичнее, тем выше их качество.

Отличия елецкого и вологодского кружева

Количество деревянных палочек во время плетения может достигать сотни - потому человеку, далекому от технологии изготовления кружев, кажется невероятным то, как мастерицы умудряются не запутаться в переплетении нитей. Однако опытные кружевницы уверяют, что в их работе нет ничего сложного и запутаться невозможно, так как все коклюшки идут парами - отработанная пара отодвигается в сторону. Если освоить работу с десятью парами, далее количество коклюшек уже перестает иметь значение. Отсюда и название этой техники плетения - парное или многопарное, так как сосчитать все участвующие в процессе палочки очень сложно. Именно такой метод был типичным для Ельца.

Другое наименование этого вида кружева - мерное, так как оно измерялось метрами. Из в Елец пришло сцепное кружево, которое, в отличие от мерного, выполняется небольшим количеством коклюшек по своеобразному рисунку-схеме, нанесенному на специальную плотную бумагу - сколку. Название происходит от слова «скалывать», так как в старину схемы не перерисовывались, а скалывались на бересту. Рисунки стоили очень дорого и часто деньги на них собирали всей деревней. Но схемы часто оказывались неточными, и кружева получались неровными.

Основные элементы кружевного плетения

Хотя методы плетения в обоих случаях были различными, в их основе все равно оставалось переплетение нитей. При цепном способе вначале изготавливают тесемку, ориентируясь на сколок, а затем она сцепляется в нужных местах. Парная техника плетения не такая гибкая из-за большого количества пар коклюшек. Потому изделие обычно выполняется сверху вниз.

Сколок крепится к подушке, и по нему выплетается узор, который изгибается плетеной полоской. Выплетается этот вид русского кружева крючком - с его помощью соединяются места изгибов. Количество пар коклюшек обычно не превышает 12. Минимум используется 6, но по мере плетения их число меняется.

Вологодские узоры русского кружева на коклюшках, так же как и елецкие, состоят из 4 основных элементов: плетешок, полотнянка, сетка и мушка. Плетешок - основа, с которой начинается обучение каждой кружевницы. Затем учатся плести полотнянку и сетку и только после них - мушку. Все сложные орнаменты состоят из этих деталей, как музыка состоит из нот.

Опытные мастерицы говорят, что освоить искусство плетения способен каждый, главное - это усидчивость. Для того чтобы накрутить нить, рукодельница кладет коклюшку на колено и несколько раз прокатывает, пока та не займет все отведенное для нее углубление. Существует и русское кружево крючком, которое плетется без использования коклюшек.

Кружево в современном мире

В настоящее время искусством кружевоплетения увлекаются тысячи рукодельниц. Они усердно трудятся, создавая из нитей аналоги настоящих живописных полотен. Мастерицы сохраняют и продлевают жизнь традициям старинного русского кружева. Мерный стук деревянных коклюшек рождает изящное и тонкое плетение, которое со временем не теряет своей актуальности, а лишь становится все более ценным. Воздушное и изящное кружево в русском стиле стало атрибутом красоты и утонченности.

Мир моды постоянно обращается к этому искусному ремеслу. Современные модельеры совмещают русскую вышивку, кружево и современные материалы. Стремясь уйти от унификации одежды, создать индивидуальный стиль и образ, дизайнеры обращаются к народным традициям и создают эксклюзивные вещи, которые, однако, стоят недешево и не всегда доступны людям со средним достатком. Но Елецкая фабрика старается создавать изделия, которые будут по карману разным слоям населения: от небольших сувениров до роскошных шалей и платьев.

Будущее кружевных изделий

Кропотливый и тяжелый труд рукодельниц не позволяет сделать этот вид ручной работы объектом массового производства. Именно поэтому различные виды русского народного кружева так высоко ценятся в индустрии моды. Елецкие кружевницы продолжают работать традиционным методом, стараясь не использовать машинное плетение. Но, чтобы идти в ногу со временем, мастерицы стараются следовать основным модным тенденциям. Цветовая палитра ниток, из которых создаются изделия, значительно изменилась. В старину использовались в основном белые или серые оттенки. Теперь популярность набирает цветное кружево - красное, бирюзовое, голубое. Эти тона меняются, в зависимости от современной моды.

Елецкая кружевная фабрика до сих пор использует в основном ручной труд, комбинируя в своих изделиях различные народные ремесла. Но стали появляться подделки, изготовленные машинным способом в восточных странах. Потому, стараясь сохранить традиционные узоры и не позволить им превратиться в унифицированный шаблон, кружевницы оберегают свой труд и пытаются предотвратить копирование работ. Потому на большинстве выставок запрещено делать фото русского кружева. Елецкая фабрика сотрудничает с современными дизайнерами, создавая вместе с ними новое прочтение для изделий традиционного ремесла. Она старается расширять производство, но не боится нововведений, продолжая развивать этот вид искусства.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства объявил 2016 год Годом кружева. По словам Елены Титовой, директора музея, «русские кружева XVIII–ХХI веков не имеют аналогов в мировой практике, технике их изготовления, особенностях построения орнаментов, развитии сюжетов». С 26 марта в ВМДПНИ откроется выставка «Кружево напоказ». В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», Музей В.А.Тропинина, Московский музей дизайна и другие крупные музеи, а также галерея «Три века» и Alexandre Vassiliev Foundation

Ольга Берг. Из серии Legionary. Кружевоплетение на коклюшках, вышивка, жемчуг Swarovski. Фото Ильи Федорова. Собственность автора

«Круживо сажено, низано жемчугом», «кружева низаны перьями», «круживо с пухом и с горностаем», «волоченое золото и серебро немецкое», «сканое и пряденое с шелком» — первые кружева, появившиеся в России, были предметом роскоши, ими украшали царскую одежду, церковные атрибуты и облачение. Сохранилось описание выходов Ивана Грозного : уже в XVI веке его «ферезь», то есть платье, украшали «кружево немецкое, золото, зубцы». В те времена немецким называли все иностранное: кружево было привозным. Мода на него пришла в Россию из Западной Европы, где сначала в Италии, а затем во Фландрии начали плести драгоценные ткани. Кружева ввозились через Архангельск, причем на вес. Дошли записи о том, как в 1672 году ввезли «два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев и галунов и два ларя с золотыми и серебряными кружевами из Голландии».

Технологии

Сколочное, сцепное, численное

Хотя на Западе развивались два типа производства кружев — шитое иглой и плетеное на коклюшках, в России прижилось только коклюшечное. На деревянные катушки наматывали нити, за счет их переплетения и получали различные узоры.
Самым распространенным кружевом считалось сколочное, от слова «сколок», то есть заранее наколотый узор. Этот тип кружев был известен уже в XVII веке. У сколочного кружева ровное очертание краев с мелкими зубчиками, или фестонами. Его отличительная черта — мелкая сетка, служащая фоном, на котором расположен основной рисунок. Сколочное кружево плели практически во всех русских губерниях. Самым трудоемким и тонким считается многопарное сколочное кружево: в его плетении задействовано много пар коклюшек, число которых доходило до нескольких сотен. Другой распространенный вид — сцепное кружево. Оно выплеталось частями, также по сколку, а затем эти части соединялись с помощью тамбурного крючка. Рисунок выполнялся вилюшкой — одним из основных элемен-тов кружевоплетения. Повороты вилюшки скрепляются сцепом — часто отдельным соединением, не образующим сетку. Сцепное кружево называли «русским гипюром».

В крестьянской среде самым популярным типом кружев было численное. Оно выплеталось без сколка, то есть без предварительного рисунка. Численное кружево считается самым старинным. Его плетение основано на повторении одного и того же рисунка посредством счета ниток. Узоры численного кружева были заимствованы из народных вышивок, оно было цветным. Каждая мастерица следовала собственной фантазии, не копируя образцы других.

Золотно-серебряное кружево

Первые кружева были драгоценными не только в переносном смысле: кружево плели из пряденого золота и серебра, шелковой нити, обмотанной тончайшей проволочкой из драгоценного металла — канителью. В XVII-XVIII веках золотно-серебряное кружево носили только на праздничной одежде. Один аршин (чуть более 70 см) такого кружева стоил 18-20 золотых руб., что было баснословной суммой. Более дешевое мишурное кружево изготовляли из позолоченной или посеребренной меди, его носили в основном крестьяне.

Расцвет металлического кружева пришелся на XVIII век, когда оно стало доступно не только знати. Основным двигателем кружевного прогресса была мода. Пышные наряды эпохи барокко прекрасно сочетались с драгоценными кружевами, которые ценились, как бриллианты: и те и другие было запрещено носить во время траура. Екатерина II издала указ и о ширине кружев: она не должна была превышать 9 см. В конце XVIII века модницы украшали свои платья аграмантом — кружевной полоской на рукавах и подолах. Волнистая полоса аграманта блистает на платье Натальи Семеновны Борщовой на портрете работы Дмитрия Левицкого (1776).

В XVIII веке кружево высту-пает не только в качестве отделки — из него плетут роскошные туалеты. Только царственные особы могли позволить себе кружевные мантии. Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II надевали такие мантии в дни коронации. Правда, эти одеяния от-кутюр все же были западного происхождения. Кружевами украшали и головные уборы. В XVIII веке был популярен фонтанж — высокий головной убор, декорированный гипюром в два ряда. Баронесса Мария Яковлевна Строганова , вдова русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова , изображена художником Романом Никитиным как раз в фонтанже. Причем кружевной чепец, модный на Западе в XVII веке, у Строгановой значительно обрусел и напоминает кокошник.

Нитяные кружева

На смену металлическим кружевам барокко приходят более демократичные из шелка и льна, а затем и хлопчатобумажной нити. Пышные орнаменты уступают место более легким и гибким, в которых рокайльные завитки, цветы и гирлянды свободно располагаются на фоне сетки тонкого тюля. Металлическую нить использовали до конца XVIII века, в особо торжественных случаях выплетая кружево из серебряных нитей с белым и цветным шелком, а жемчуг заменяли стеклярусом.
В начале ХVIII века нитяные кружева все еще покупают в западноевропейских странах, однако фламандские, бельгийские и французские кружева стоили целые состояния, что подстегнуло собственное производство.

В России плести кружева начали в XVII веке. В московской Мастеровой палате, обслуживавшей царский двор, в 1675 году трудилось десять кружевниц. Изначально за образец брали иностранные рисунки, но вскоре появились и свои художники при дворе. Да и сама царевна Ирина , сестра Алексея Михайловича , была не чужда рукоделию: сохранилось 15 принадлежавших ей костяных коклюшек. В самые дорогие кружева вплетали драгоценные камни. Так, у полотенца, подаренного царицей Прасковьей Федоровной , супругой Ивана V , патриарху Адриану в 1696 году, контуры цветочных узоров вышиты жемчугом, а в цветы и листья вплетены сверленые изумруды.

Кружева вскоре стали носить и высшие сословия — дворяне, бояре и купцы тратили на них немалые деньги. Причем кружевами украшали не только платье, но и шубы, обивку карет, завесы, пологи и даже конские чепраки.

По легенде Петр I вывез 30 брабантских мастериц в Новодевичий монастырь для обучения 250 девочек-сирот. Можно сказать, что с этого момента в России началась настоящая история кружев. Русские кружевницы быстро освоили заграничные «малины» и «валансьены». Причем нередко отечественные кружева продавали как импортные, чтобы увеличить их стоимость. При дворянских и помещичьих усадьбах открылись кружевные мастерские, в которых работали крепостные. Плели кружева и свободные горожанки. Постепенно начинают возникать различные школы кружевоплетения, прежде всего в Вологде, Ельце, Ростове, Рязани, Галиче. Наши мастерицы плели и исконно русские узоры: птица сирин, павы, двуглавые орлы, грифоны — эти архетипические мотивы были заимствованы из народных вышивок и резьбы. А уже в первой половине XIX века открылись первые кружевные мануфактуры.

Кружева прижились не только в женском, но и в мужском костюме. С середины XVIII века мужские рубашки отделываются кружевом на рукавах и воротнике. На портрете Николая Тишинина (1755) работы Ивана Вишнякова можно увидеть пример «венчального» мужского платья с кружевными галстуком, манжетами и оборками сюртука. Постепенно нитяными кружевами начинают украшать сюртуки и даже треуголки, как на портрете будущей императрицы, а тогда великой княгини Екатерины Алексеевны (1740-е) работы Георга Гроота .

Чуть позже пришла мода на кружевные накидки с воротниками, которые завязывались лентами под подбородком, их носили с чепцом. В 1830-1840-е приобретают популярность большие кружевные шарфы и шали. Они стоили баснословно дорого и часто заменялись вышитыми по тюлю, как у невесты с картины Павла Федотова Сватовство майора (1848).

Весь XIX век носили кружевные воротники, их фасоны довольно быстро менялись. В конце столетия вошли в моду предметы туалета, целиком выплетенные из кружева: туники, пальто, юбки, жакеты. В эпоху модерна на пике моды оказались черные кружева «шантильи», из которых не только шили платья, такие как на портрете Евфимии Носовой (1911) работы Константина Сомова , но и делали перчатки, веера и зонтики.

В конце XIX века «русские гипюры» начинают ценить в Европе. На Всемирной выставке в Вене в 1873 году елецкие кружева получили высокую оценку экспертов. К началу ХХ века в 17 губерниях работало уже 100 тыс. мастериц. Открываются школы кружевниц, куда приезжают учиться девушки со всей страны, чтобы потом организовать мастерские в своих родных местах. Самой известной из них стала Мариинская школа, основанная в 1883 году в Петербурге. Школе покровительствовала сама императрица Мария Федоровна , супруга Александра III ; сюда принимались ученицы с выплатой стипендии, обеспечением жильем и питанием.

Крепостные с коклюшками

К середине XVIII века у многих состоятельных помещиков имелись свои мастерские с крепостными кружевницами. Карта распространения кружевного промысла охватывала практически всю европейскую часть России. Труд крепостной мастерицы был отнюдь не легким. Девочек отдавали обучаться ремеслу с 5-6 лет, а в 11 они уже плели взрослые заказы. Рабочий день кружевницы длился по 10-12 часов. Плетеи довольно рано теряли остроту зрения, после чего им даровали вольную. Крепостная мастерица не могла распоряжаться даже своей личной жизнью: помещицы бдительно следили за судьбой лучших кружевниц, не позволяя им выходить замуж.

Одновременно работали и вольные мастерицы, причем именно их кружева считаются наиболее качественными. А после отмены крепостного права значительно пополнились ряды профессиональных кружевниц, работавших на заказ. Хотя кружева были предметом роскоши, их производство не приносило сверхприбыли самим плетеям. В конце XIX века кружевница, плетущая дешевые мерные кружева, могла заработать 6 коп. в день. За плетение более качественных кружев можно было получить 12 коп., но и на эти деньги было сложно существовать. Мастерицы работали до 16 часов в день, чтобы свести концы с концами, но даже лучшие из них зарабатывали не более 10 руб. в месяц. Оплата квартиры в месяц составляла 3 руб., на чай и сахар тратили 1 руб. 50 коп., 6 руб. 50 коп. оставалось на пищу и одежду. Большая часть дохода доставалась перекупщикам. Если кружевница продавала десяток аршин узкого кружева за 15 коп., то скупщица перепродавала его в магазин за 30 коп., а магазин доводил цену до 40 коп. и дороже. В итоге цена кружева вырастала более чем вдвое.

Наколка головная. 1870-1890-е. Орловская губ., Елец

Кружевной промысел был мощно поддержан советской властью как проявление народного творчества. Уже в 1917 году началось образование промысловой кооперации, а вскоре появились и артели. Если в 1919 году в 93 организациях Вологодской губернии состояло 5 тыс. кружевниц, то через год их было уже свыше 42 тыс. Первые профессиональные школы открылись в Вологде, Ельце и Советске (бывшей Кукарке). Кружевниц стало выпускать и Московское художественно-промышленное училище имени Калинина.

В середине 1920-х годов советские кружевницы плели товар на экспорт. Благодаря участию в международных выставках русские кружева, созданные вручную, ценили за границей, где в XX веке машинный труд почти вытеснил ручной. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже вологодские кружевницы получили золотую медаль, а в 1937-м — Гран-при. Там же золотой медалью наградили елецкие кружева, а рязанские — почетным дипломом.

Панно К. Е. Ворошилов. 1931. Елец. Из собрания ВМДПНИ

В 1930-е государство серьезно взялось за ремесла, организовав целые институты, занимающиеся вопросами народного творчества. В 1932 году открылся НИИ художественной промышленности, объединивший художников, технологов, экономистов и научных сотрудников, в том числе работавших с кружевами. В 1935-м при Вологодском, Елецком и Рязанском промысловых союзах были организованы художественные лаборатории, куда вошли художники, техники-копировщики и опытные плетеи. Рисунки-сколки начали печатать в промыш-лен-ных мас-штабах.

В 1960 году промысловая кооперация была ликвидирована. На место артелей приходят комбинаты и фабрики. Крупнейшая — «Снежинка» — была создана в Вологде. В Ельце открылся комбинат «Елецкие кружева», в Кирове — Кировская фабрика кружевных изделий имени 8 Марта, в Михайлове — артель «Труженица». И хотя там было введено машинное производство, параллельно сохранялся и ручной труд в надомной форме. Мастерицы начинают плести тематические панно, чаще всего к юбилеям или ключевым событиям. В 1930-е годы в кружевах появляются изображения аэропланов, парашютов, дирижаблей и даже буденновских конников. Советские кружевницы творят невозможное, выполняя даже кружевные портреты Сталина, Ворошилова . Экзотикой сегодня выглядит агитационное кружево, например, с девушкой-трактористкой и крестьянином с сохой. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был показан кружевной диптих 1939-1940 годов, одна часть которого представляла карту Кировской области с изображением злаков, овощей и домашних животных, другое панно — свиток с полем льна, на котором в восьмиугольниках были показаны флора и фауна.

В 1960-е годы в кружевах развивается тема космоса: кружевные ракеты, спутники, космонавты. Над космическими панно в это время работает выдающаяся художница Анна Кораблева ; ее Русские мотивы завоевали Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе. Советские панно этих лет нередко достигали гигантских размеров: 3, 4 и даже 6 м в длину; над ними трудилось множество мастериц.

А. А. Кораблева. Панно. 1965. Вологда. Из собрания ВМДПНИ

И снова роскошь

После распада СССР самое большое производство сохранилось в Вологде: фабрика «Снежинка» здравствует до сих пор. Действуют и фабрика «Труженица» в Михайлове, и «Елецкие кружева». Мастерицы выплетают воротники, скатерти, кружево для белья, сувенирную продукцию. Цены на рукотворные кружева остаются чрезвычайно высокими. Цена на салфетку и воротник может доходить до 10 тыс. руб., жакеты, пелерины стоят до 200 тыс. руб., манто — более 200 тыс. руб., шуба — около 500 тыс. руб. Кружева все более относятся к сфере моды, чем искусства. Не зря модные дома представляют коллекции, в которых кружева снова начали играть ведущую роль.

Центры русского кружева-

Вологда: белые звездочки

Вологда — один из крупнейших российских центров плетения кружева. Вологодским часто называлось русское кружево вообще. Начало промысла отсчитывают с 1820 года, когда помещица Засецкая организовала в селе Ковырино крепостную мастерскую, где плели тончайшее кружево для отделки платьев и белья, изначально взяв за образец иностранные узоры.

Вологодские мастерицы создали большое количество уникальных орнаментов. На их развитие большое влияние оказали узоры резьбы по дереву и старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» со «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. «Меленка», «ключики», «черепашка», «веерок», «фарфорики», «гусиные лапки», «морозы», «звездочки», «устьянская терка» — вологодские узоры имели колоритные названия. Если обычное русское кружево было в основном цветным, в Вологде преобладали белые кружева.

В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Брянцева изобрела своеобразную технику плетения, которая получила название «вологодский манер». По наитию она воспроизвела сцепное кружево, копируя попавший ей в руки образец, заменив «густые города» численной техники на сквозную решетку. Ее дочь Софья стала «первой кружевницей Вологды», а в 1840-1860-х годах вместе с матерью открыла школу кружевниц, выучив за все время ее существования 800 человек.

Со строительством в конце XIX века железной дороги, связавшей Вологду с Ярославлем, а затем и с Петербургом, появляются новые возможности для расширения промысла. Если в 1893 году в Вологде работало 4 тыс. мастериц, то в 1912-м их численность доходила до 40 тыс., что составляло 40% всех кружевниц России.

Балахна: красные розы

В Балахне, расположенной в Нижегородской области на берегу Волги, кружевной промысел возник с появлением в России в XVIII веке нитяного кружева. Здесь создали его особый вид — «балахонский манер», в котором были переработаны традиции бельгийского и французского кружева. Своеобразность «балахонского манера» заключалась в контрасте легких тюлевых решеток и пышных узоров в виде букетов из цветов и листьев, плодов граната и гроздьев винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, сканью. В одном изделии могло сочетаться несколько видов решеток, благодаря чему достигался особый эффект игры светотени. Тончайшее балахнинское кружево плелось в многопарной технике, число коклюшек порой доходило до 300 пар.

Самый известный рисунок — «балахонская роза». Шелковые косынки с узорами из виноградных гроздьев, ажурные шарфы, платья из кремового и черного шелка очень ценились в России и за границей. Балахнинские кружева сравнивали с самыми дорогими брабантскими, не зря их носили даже монархи. Причем не только Екатерина II заказывала мастерицам шелковые кружева с красными розами, но и свадебное платье английской королевы Виктории было отделано балахнинскими кружевами.

В XIX веке кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень. Однако из-за дороговизны шелка уже в начале XX века кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать.

Аграманты и край. Первая половина XVIII в. Место исполнения неизвестно

Елец: гречишка и валансьен

Самым ранним образцом елецкого кружева считается плетеное из серебряной нити полотно, обнаруженное в 1990-х годах в ходе археологических раскопок. Надпись на нем «сей плат сшита диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» указывает на то, что уже в начале XIX века в Ельце плели кружева. Однако официальной датой рождения кружевного промысла здесь считается 1813 год, когда в имении князя Куракина была создана первая мастерская с 80 кружевницами. Постепенно в промысел были вовлечены все более широкие слои населения: кружева плели государственные крестьяне, мещане, монахини Знаменского монастыря. Первоначально рисунки приходили из Вологды, откуда их привозили скупщицы кружев, ставшие основными заказчиками.

В Ельце плели сложнейшее многопарное кружево, которое требовало нескольких сотен коклюшек. Его изготавливали как из разноцветных шелковых, так и из хлопчатобумажных нитей. В особых заказах использовалась канитель, золотые и серебряные нити.

В елецком кружеве встречаются оригинальные узоры «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». Елецкое кружево обычно было белого, реже — черного цвета. Иногда вводилась цветная скань.

В конце XIX века в Ельце возник и особый род тонкого бельевого кружева — «русский валансьен». Спрос на него был столь велик, что его не успевали выплетать. «Елецкий валансьон», как его еще называли, продавали и за границу. Считалось, что елецкий вид не хуже французского, однако имел ряд отличий. Во французском валансьене фон и узор выплетен одинаково тонкими нитями — в елецких кружевах контур узора обводился толстой нитью, да и фоновые сетки были более разнообразны.

В 1880 году в Ельце насчитывалось 10 тыс. кружевниц, в 1912-м — 30 тыс. До Первой мировой этот город занимал первое место в России по объему производства кружев, и только с началом войны промысел пришел в упадок.

Калязин, Торжок: сыпчатое

Считается, что в Калязине раньше, чем в других городах, возник кружевной промысел: уже в конце XVII века здесь плели кружева на продажу. В концу XIX века в городе насчитывалось 2 тыс. мастериц, большинство из которых были мещанками. В Калязине плели 20 оригинальных узоров, одним из самых ранних считается «старорусский калязинский» — сетчатый геометрический орнамент. Также был популярен узор «сыпчатое» — цепочка из косых клеток с разными наполнениями из рисунков «паучки», «пять дырочек», «денежки». Плели и тюлевое кружево с цветочными орнаментами, сходными с елецкими. Один из самых типичных калязинских узоров состоял из цветка семилистника и птиц по краям — в XVIII веке его плели без сколка. Калязинский тип сцепного кружева использовали для подзоров и декоративных полотенец. В ход шел не только лен, но и цветные шелка и металлическая пряжа. В соседнем Торжке развивался оригинальный тип сцепного кружева, мотивы которого происходили из традиционных сюжетов местного двустороннего шитья. Женские фигуры, держащие поводья коней, олицетворяли мать-землю и посланников солнца, иногда они чередовались с изображением кораблей и двуглавых орлов.

Конец полотенца. Середина XIX в. Тверская губ., Торжок

Рязань, Михайлов: вавилоны

В Рязанской губернии сложилось несколько типов кружев, самыми оригинальными из которых были рязанское и михайловское. В самой Рязани плели тонкое многопарное кружево. Наиболее известные узоры — «травчатое», «ветка травчатая» и «ветка с виноградом». Здесь плели как растительные узоры, так и геометрические, были популярны и зооморфные мотивы — павы и двуглавые орлы. В XVIII-XIX веках использовали цветные льняные и шелковые нити с шелковой и золотно-серебряной сканью.

Однако самое оригинальное кружево сложилось в городе Михайлов и его окрестностях. В 1820-1840-е годы тут стала преобладать сцепная техника, которую называли «выкладывать вавилоны». Этими «вавилонами» обрисовывались кусты, деревья, птицы, фигуры львов и других зверей, фантастические животные, включая птицу сирин.

Но самым распространенным типом кружев все же было численное. Его до сих пор называют «михайловским». В михайловском численном кружеве, плетеном без сколка, проявился народный вкус во всем своеобразии. Для его плетения использовали всего десять пар коклюшек, что значительно упрощало технику. Михайловское кружево было многоцветным, ярким, жизнерадостным. Во второй половине XIX века его вывозят за границу — в Турцию и Иран, а также в столицы, Петербург и Москву, где вошел в моду неорусский стиль. В 1880 году насчитывалось 2 тыс. михайловских кружевниц, в 1912-м — уже 10 тыс.

Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания - В России же кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах - Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое, во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва - Однако предание о Калязине не подкреплено пока ни архивными, ни материальными свидетельствами.

Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII - XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями.

Примером раннего бытования плетения на Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в её погребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные в других погребениях, представляют образец филейной работы.

В технике же плетения на коклюшках из известных науке образцов раннего русского кружева выполнены лишь прошвы и края платков и полотенец работы московской царицыной Мастерской палаты. Эти изделия датированы 1670 - 1690-ми гг. XVII столетия. Известно также, что в Ростове во второй половине XVII в. существовала золотошвейная мастерская Марии Луговской, жены князя Алексея Ивановича Луговского - В собрании Ростовского музея есть несколько предметов работы этой мастерской. Все они - образцы лицевого шитья и датируются 1660-ми годами. С указанной мастерской связывается нами происхождение четырёх видов серебряного кружева, обнаруженных в фондах ростовского музея. Они располагаются на фелони XVII в., происходящей из села Угодичи - вотчины князей Луговских. Музей имеет две фелони XVII в., происходящие из этого села. Оплечье одной из них в несколько огрублённом варианте повторяет орнамент другой, более искусной работы. На этой фелони и расположены указанные кружева. Характерные вытертости на ткани заставляют предположить, что они были на этом месте изначально. Исследователь творчества мастерской Марии Луговской В.Г. Пуцко указывает на такую его характерную черту, как подражательность. Именно подражательным является орнамент на рассматриваемой фелони. Это также одна из причин, заставляющих отнести эту фелонь к мастерской Луговских. Другой характерной чертой его этот же автор считает нарочитую архаизацию в манере шитья. Обнаруженные нами кружева также отличаются архаичностью рисунка. Близкие им образцы содержит сборник моделей Фрошауэра.New Modеllbuch., распространённый в Германии в 1561-1562 гг. По технике исполнения эти кружева относятся к плетешковым, т. е все элементы орнамента выведены плетешками, что также свидетельствует об их архаизме. Возможно, что это самые ранние из сохранившихся образцов русского кружева и единственный пример произведений княжеской светлицы.

О дальнейшем развитии кружевоплетения в Ростове мы не имеем многочисленных свидетельств. Мы можем догадываться, что в начале XVIII в. оно существовало также. На это указывает одно из названий видов кружев бытовавших здесь: "фантажное". Фантаж - это модное кружевное украшение причёсок в эпоху Петра I.

О развитии русского кружевоплетения в XVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 г вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение.

Работа эта была написана им спустя десять лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл записи, в том числе, и о бытовавших на местах промыслах.

Георги пишет: "Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе".

Исходя из его труда, можно предположить, что вышесказанное можно отнести к центральным и северным районам страны. Вероятно, речь идёт о наиболее старых русских центрах кружевоплетения, т.к. следует также учесть, что на момент описания Георги промысел был уже вполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время - как минимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие. Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую среду промысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками - плетеями помещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее.

Ростов - один из самых древних центров. К тому же в здешних местах, как и по всей Ярославщине были развиты выращивание и обработка льна - материала используемого крестьянами для кружевоплетения. Ростовские мастерицы последней четверти XIX в. утверждали, что в здешних местах прежде плели только изо льна. Поэтому наблюдения Георги, в известной степени, касаются и Ростова.

Какие плели кружева здесь в XVIII в." Как они выглядели. К сожалению, на сегодняшний день нам мало об этом известно. Сохранившиеся образцы плетения относятся лишь к концу XVIII в.

В большой моде в этот период были кружева - "подишпаны". Подишпаны - разновидность гипюров, плетёных, а чаще шитых иглой без фоновой решётки. Кружева эти были разнообразными, и среди них были такие, которые носили название французских. Образцы таких впервые обнаружила в коллекции Загорского, а ныне Сергиево-посадского музея-заповедника Г. К. Баранова и опубликовала в каталоге, изданном в1993. Эти подишпаны шиты почти целиком из серебряной бити.

В музее Ростова хранятся два кресчатых покровца и воздух из Рождественского монастыря. Они выполнены также из серебряной бити в технике шитья иглой. По своему внешнему виду они ближе всего к упомянутым выше французским подышпанам г. В сравнении с сергиево-посадскими образцами, ростовские несколько грубее, из более широкой и разной фактуры бити: блестящей, матовой, тиснёной и отличающейся по оттенку. В некоторых местах отчётливо видно, что там, где не хватило бити определённой фактуры и оттенка, продолжили шить такой, какая была под рукой. На наш взгляд, это, возможно, указывает на их местное происхождение и может быть даже в том же монастыре. Исследование их дело будущего. Эти подышпаны датируются серединой XVIII в.

Известно также, что в это время в Ростове выплетали кружева не только мерные, но и штучные. Последние носили название "Nachttisch" и служили столешниками и накамодниками. Это название не раз встречается в дневниках архиепископа ярославского и ростовского Арсения (Верещагина) -

Ростов в XVIII - первой четверти XIX вв. был городом купеческим. Сословие купцов составляло процентное большинство его населения...Купеческие жёны вели затворнический образ жизни, занимаясь хозяйством и рукоделием. Одним из занятий было кружевоплетение. Об этом повествует неизвестное широкому кругу читателей рукописное художественное произведение "Сын купца", хранящееся в архиве ростовского музея-заповедника. Хоть произведение и художественное, однако, из содержания его очевидно, что речь идёт о Ростове, который выведен под названием города "Р", стоящего на берегу озера. Названия же местных сёл и вовсе не изменены.

В этом труде говорится также, что сколки для кружев брали у игуменьи местного женского монастыря.

В Ростове действительно существовал и существует ныне женский монастырь во имя Рождества Богородицы. Приходо-расходные книги его рубежа XVIII - XIX вв. веков свидетельствуют, что действительно здесь плели кружевные концы полотенец. Материалом для них служили льняные нити.

Образцы кружев этого периода, демонстрируют нам образцы высочайшего мастерства ростовских кружевниц. Они выполнены из очень тонких льняных ниток, изысканы по рисунку и отличаются безупречностью исполнения. Характерной особенностью плетения ростовских гипюров является оригинальная фоновая решётка, составленная из изящных ажурных крестов. В позднейшей литературе о ростовском кружевоплетении она получила название "Ростовская решётка" или решётка "Ростовский крест" - Особенность этой решётки, на наш взгляд, говорит о её монастырской разработке. Позднее, с открытием в 1883 г в Петербурге Мариинской практической школы кружевниц, она была взята на вооружение её воспитанницами и получила широкое распространение. Широкое употребление получил также отдельный элемент, из которого она состоит.

Коллекция ростовского музея имеет также примеры крестьянской кружевной работы конца XVIII - первой четверти XIX вв. Это также концы льняных полотенец. Образцы эти с одной стороны являются отражением народных орнаментальных традиций, с другой носят явное влияние вкусов времени.

На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом.

Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись, http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm). В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...». Кружево было непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым - цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым - 10 рублей...» (1641). В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...». В сговорной грамоте 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, - писала С. Давыдова в своей книге, - я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи - словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением - атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

В России термин «кружево» не сразу получил современное значение. Изначально в русском быту под этим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е. украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли быть вышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Новый вид рукоделия - плетение узора из нитей на коклюшках - привезен в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева). Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы. Имя Софьи Александровны Давыдовой (1842 г.- 1915 г.) узкий круг специалистов связывает обычно с организацией знаменитой Мариинской школы кружевниц и её фундаментальным трудом «Русское кружево и русские кружевницы», удостоенным премии Императорской Академией наук. Между тем, заслуги её в становлении женских профессий в России трудно переоценить. Она стояла во главе всего кустарного кружевного дела в России, и во главе женского профессионального образования, принимая непосредственное участие в устройстве профессиональных и промышленных женских школ в разных городах России, в сиротских домах помогала организовывать классы учительниц рукоделия, учреждала школы учительниц домоводства. В 1900 году она была назначена членом Учредительного комитета Министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию. Перечень печатных трудов Софьи Александровны содержит 33 наименования.

Неоценимой заслугой Софьи Александровны является ее пропаганда изделий русских кружевниц на международной арене. В 1889 году на Международном промышленном Конгрессе в Париже Софья Александровна представляла Россию и была удостоена звания «Officier de L? Instruction publique», в1893 году она получила звание почетного члена Конгресса женского труда в Чикаго. Усилиям Софьи Александровны по воспитанию кружевниц в Мариинской школе мы обязаны тем, что кружева России вошли в общую историю культуры и утвердились под названием «русское кружево». Это случилось после присуждения кружевным изделиям России Grand-prix на Всемирной выставке в Париже в 1900 году «за выдающуюся красоту старинного рисунка». Центры кружевоплетения, существовавшие в Советское время в Вологде, Рязани, Кирове и Ельце, были основаны еще под руководством Попечительского Совета, возглавляемого Софьей Александровной. Помимо практической деятельности С.А. совместно с директором Мариинской школы, Е.Е.Новосильцевой, по настоянию В.В.Стасова и при содействии главного хранителя Императорского Эрмитажа В.Г Бока вели исследовательскую работу по истории происхождения плетеных кружев, пытаясь воспроизвести плетение коптских шапочек из Египта, которое искусствоведами считалось самой архаичной технологией плетеных кружев.

Посвятив себя изучению русского народного искусства, объездила в 1879 - 1883 гг. внутренние губернии, с целью ознакомления с русской кружевной промышленностью. Результаты этого знакомства Давыдова печатала в "Трудах комиссии по исследованию кустарного производства в России" (тома V - XV). В 1892 г. появилось роскошное (in-folio) издание Давыдовой: "Русское кружево и русские кружевницы". В 1887 г. ею издано "Руководство для преподавания рукоделий в школах", в последних изданиях дополненное "Методическими указаниями"; в 1907 г. - "Альбом русских кружев". Несколько раз Давыдова получала командировки в губернии России и за границу, а также в Среднюю Азию и Бухару. В 1892 г. организовала женские работы в наиболее пострадавших от голода уездах Воронежской и Нижегородской губерний. Устроила, при содействии министерства государственных имуществ, ряд школ пряденья, тканья и вышиванья, принимает активное участие во многих женских обществах и особенно известна деятельностью по распространению женского профессионального образования. Член ученого комитета министерства народного просвещения по профессиональному образованию и кустарного комитета при главном управлении земледелия. Мариинская практическая школа кружевниц-первое в России профессиональное учебное заведение для женщин, обладавшее мощной педагогической и практической базой. Оно готовило мастеров - преподавателей кружевоплетения для всей европейской части России. Возникновение подобной школы не было случайностью. Ему способствовал особый период в истории России, когда усилия, направленные на улучшение жизни беднейших слоев населения, в особенности крестьянства, находили горячую поддержку общественности и, что самое главное - поддержку в высших эшелонах власти. Это был период правления Александра III. Александр III поощрял все, что было связано с развитием отечественной кустарной промышленности. Среди женских кустарных промыслов кружевоплетение занимало ведущее место. Очевидно, поэтому в первую очередь именно оно и нашло свою патронессу-вдохновительницу - Софью Александровну Давыдову. Школа, получила название Мариинской в честь своей покровительницы - императрицы Марии Федоровны. Школа находилась в ведомстве Министерства финансов, а затем - Министерства торговли и промышленности; управлялась Попечительным комитетом, состоящим из председательницы, помощницы и члена от министерства. В Попечительном комитете в разное время работали: баронесса Э. Ф. Раден, Е. А.Нарышкина, кнг. М. А. Шаховская, Н. А.Огарева, Е. Н.Половцова и др. Сама С. А. Давыдова вначале была помощницей председательницы Попечительного комитета, с 1908 - председательницей.

Цель, которую ставила перед собой школа, заключалась в том, чтобы помочь мастерицам из внутренних губерний России совершенствоваться в технических приемах их ремесла, образовать свой вкус и упражняться в рисовании кружевных узоров и составления сколков. По возвращении ученицы обязаны были обучать своих односельчанок приемам плетения и распространять среди них новые образцы кружев. С таким планом устройства школы С.А.Давыдова обратилась к баронессе Э.Ф. Раден, на которую были возложены поручения, касавшиеся женских заведений ведомства Императрицы Марии, и при содействии Министра финансов Н. Х. Бунге и директора Технологического института Н. П. Ильина были окончательно разработаны правила для школы кружевниц, утвержденные затем министром. С 1890, помимо кружевоплетения, в школе начали преподавать также ковроделие и вышивку. Сюда принимались взрослые мастерицы на срок от 1 года до 2-х лет. Во время пребывания в школе они пользовались готовой квартирой, полным содержанием и, сверх того, каждая получала по 50 рублей в год (средний заработок кружевницы в провинции) для личных расходов. Путевые расходы от места жительства мастериц до С.-Петербурга и обратно производились за счет школы. По возвращении на родину выпускницы были обязаны обучатьодносельчанок приемам плетения. Поначалу в школе училось всего несколько мастериц, к 1908 их число увеличилось до 40. Всего с 1883 по 1908 школу закончили 834 мастерицы, в дальнейшем ежегодно их выпускалось около 20. С 1890 г в школе начали преподавать ковроделие и вышивку. До 1901 года школу возглавляла опытный педагог Е.Е. Новосильцева, а с 1908 г. Е.Н. Воробьева В 1890-е при школе открыли платные курсы для всех желающих, где кружевоплетению обучали сами ученицы. Школа не имела собственного здания и неоднократно меняла адрес (Кирочная ул., 8; Знаменская, ныне ул. Восстания, ул., 18; Невский пр., 147; Старорусская ул., 5). В 1916, после смерти С. А. Давыдовой, начальница школы М. С. Орлова, ввиду предполагаемой эвакуации Петрограда, перевела заведение в свое имение в Рязанской губернии. Вскоре после большевистской революции школа была закрыта. Программа занятий была рассчитана на 3 года. В качестве преподавателей Попечительный Комитет приглашал высоких профессионалов. Об успехах школы можно судить по перечню наград на выставках, в которых принимала участие школа: 1885 г. - ремесленная выставка в СПб, 1888 г. - Международная выставка к Копенгагене, 1893 г. - Колумбова выставка в Чикаго, 1894 - Международная выставка в Антверпене, 1896 г. - Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде, 1897 г. - Международная выставка в Антверпене, 1900 г. - Всемирная выставка в Париже, 1901 г. - выставка в Глазго, 1902 г. - Всероссийская кустарная выставка в СПб Помимо практической деятельности руководство школы вело и исследовательские работы. С.А. Давыдова и Е.Е.Новосильцева, по настоянию В.В.Стасова, предприняли попытку, но, к сожалению, безуспешно воспроизвести технику «старинных кружев из Египта», которые, как теперь ясно не без основания, многими искусствоведами считались предшественниками плетеных кружев. Безусловно, наиболее плодотворный период существования Мариинской школы приходится на период до 1915 года, когда Попечительный Комитет возглавляла С.А.Давыдова. Она не только сделала школу базой подготовки квалифицированных кружевниц для промыслов, но и способствовала открытию кружевных школ под руководством членов попечительского комитата. Так, Н.А.Огарева открыла собственную кружевную школу в Елецком уезде Орловской губернии, Е.Н. Половцова открыла три школы и мастерские в Скопинском уезде Рязанской губернии, в 1893 году была открыта кружевная школа в слободке Кукарка Яранского уезда Вятской губернии. Уроженка Вологды Ю. П. Шипова (Бараева) училась, затем работала в Мариинской школе, а после Октябрьской революции вернулась в Вологду и в 1928 году стала организатором и руководителем кружевной школы в Вологде.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке - «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее - и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») - такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток - такую работу называли «численным кружевом». Первым кружевам в России «скромность» не была свойственна: плетёные кружева иногда дополнялись жемчугом и драгоценными камнями. Впервые о русских кружевах из золотой и серебряной нити упоминается в летописи второй половины XVI столетия. Кружево выплеталось с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями и ценилась не столько искусная работа, сколько сам материал. Привезенное из Европы золотосеребряное кружево прекрасно гармонировало с крупноузорчатыми тяжелыми тканями, бытовавшими в России XVII века, со свободным покроем одежд, с русским жемчужным и золотым шитьем, достигшим совершенства в этот период. В музеях сохранились «металлические» кружева из золотых и серебряных нитей, которые поражают своим богатством и великолепием. Такие украшения из-за их дороговизны могла позволить себе лишь высшая знать. Предназначались они для декоративной отделки светской парадной одежды, а также церковных облачений; ими украшались разнообразные предметы великосветского и церковного обихода. Второе рождение «русского кружева» произошло, когда Петр I ввёл моду на западноевропейский костюм в России в начале XVIII века, что весьма способствовало распространению кружева.

В 1725 году в Новодевичий монастырь Москвы даже были выписаны 30 мастериц из монастырей Брабанта, организовавшие мастерскую, где обучались плетению кружев девочки-сироты.

Ко второй половине XVIII века золотосеребряное кружево полностью исчезло в одежде крупной знати, но продолжало использоваться в одежде русского покроя (кокошники, сарафаны, душегреи) и в украшении предметов церковного обихода. В этот же период в кружево стали добавлять цветную нить, что повысило его декоративный эффект. Постепенно оно стало выполнять не только вспомогательную роль нашивки в украшении, но и основную - создание различных аксессуаров одежды. Русские мастерицы, перенимая пришедшее из Европы коклюшечное кружево, оказались неимоверно талантливы и самобытны. Русские кружева вобрали в себя сюжеты и орнаменты, свойственные русскому народному искусству.

В Россию привозили не только готовые кружевные изделия, но и плоские золотые и серебряные нити с повышенным блеском, называемые «бити» или «плащенки», которые широко использовались в шитье и кружевоплетении. Из одного грамма золота получалось около 20 см такой нити, поэтому кружево оценивалось по весу. Узоры в ту пору были незатейливыми, геометрическими. Плели кружева без предварительного рисунка, ориентируясь на число переплетений нитей. Первым и основным поставщиком золотосеребряного кружева была Царицына мастерская палата в Москве. Позднее искусные русские кружевницы, овладев этим рукоделием, работали ив княжеских мастерских Москвы, а также во многих боярских и монастырских мастерских, расположенных в столице или вдали от нее. Сначала тончайшие кружева различных видов («валансьен», «шантильи», «алансон» и др.) поступали в Россию в качестве импортного товара. Но вскоре искусством плетения таких кружев овладели и русские умелицы-крепостные в мастерских помещичьих усадеб. Образцы и рисунки для этого привозились из Германии, Фландрии и Франции. К концу XVIII - началу XIX века практически все виды известного в европейских странах кружева производились в России. Усадебные кружевницы для этого использовали тончайшие «драбантские» нити. Постепенно производство такого типа разрослось, продукции стало хватать не только для собственных нужд, но и на продажу. Плетенное по заграничным сколкам кружево выдавали за иностранное.

Мода на кружева находила все больше и больше почитателей. Эти новомодные украшения стали широко использовать в отделке представители разных сословий - дворянства, купечества, мещанства.

Кружева высоко ценили и в крестьянской среде. Это ремесло обрело большое значение в крестьянской жизни в качестве дополнительного заработка: оно не отвлекало от домашних и сельских работ, избавляло от поисков заработка вдали от дома, превращало в помощников и малых детей. В основном им занимались женщины, но изредка к нему подключались и мужчины. Сажали за коклюшки и мальчиков 7-15 лет. Девочек же к этому рукоделию приучали в некоторых губерниях с пятилетнего возраста.

Правительство России через земские организации всячески поддерживало развитие промысловой деятельности населения, для чего содействовало созданию «складов» с образцами и сколками кружев, специальных школ и курсов по обучению этому ремеслу. Опыт Мариинской школы подчеркивал особую ценность труда кружевниц, показывал, что создание кружева является сложным творческим процессом. Он требует сосредоточенности, глубоких знаний основных закономерностей декоративного оформления предметов из тканей, умения составить или понять готовый узор и выплести его на коклюшках. Чтобы достигнуть высокого мастерства, недостаточно было одной усидчивости и трудолюбия - требовалась большая ловкость рук, художественный вкус и острый глаз. Мастерице приходилось в своей работе одновременно следить за рисунком, прокалывать его булавками и перебрасывать коклюшки. От нее зависела и возможность несколько видоизменить узор, «приукрасить» его, что достигалось введением дополнительной пары-другой коклюшек. Это делалось с целью получения нового, более изящного «манера». Некоторые кружевницы самостоятельно «сочиняли» новые «манеры» целиком. Продать такое кружево можно было более выгодно.

Коклюшечное кружево, шедшее на продажу, представляло собой 2 вида - штучное и мерное. Штучные изделия (покрывала, занавески, скатерти, салфетки, шарфы, воротники, жабо, манжеты) требовали от кружевниц высокого уровня мастерства. Мерное кружево (ажурная лента с прямыми или волнистыми краями) служило для украшения различных изделий из тканей и имело много общего с лентами и тесьмой фабричного производства. Но оно было богаче по своим декоративным свойствам и более разнообразным по ширине (до 15 и более сантиметров). Это значительно расширяло сферу его использования. Коклюшечные кружева могли быть как белыми, так и цветными; плелись изо льна, шелка, хлопчатобумажной нити.

Наряду с делением по технике исполнения на численное, многопарное и сцепное кружево различали и по месту производства. К началу 19 в. появились кружевные промыслы - в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приёмы, по которым можно было определить, где оно было сделано. С отменой крепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временем отличительные черты различных промыслов сгладились и стали трудноразличимы. В царской России насчитывалось 17 районов, где плели кружева. Какие-то из них впоследствии стали промыслами, в каких-то кружево выплетали только для себя. В настоящее время кружевных промыслов осталось мало, из них самые известные - Вологодский, Елецкий, Кировский, Михайловский промыслы.

Пожалуй, в моде не существует ничего более элегантного и вдохновленного историей, как одежда, украшенная кружевом . Любительница истории, обладающая даже самыми базовыми навыками шитья, может превратить любую обычную белую блузку в предмет моды прошлого, просто пришив к ней кружевные манжеты и воротничок. Простое платье-сарафан неожиданно приобретает черты викторианской эпохи, если надеть его с нижней юбкой, подол которой обшит кружевом. История кружева начинается с конца 15-го века и пишется по сей день.

Появление кружевоплетения

Постоянное желание сделать одежду более привлекательной стало причиной появления самой тонкой и самой дорогой отделки, которая сегодня называется классическим кружевом. Кружевоплетение – это древнее искусство. Первые шаги в этой области были сделаны в земле фараонов, которые использовали льняную ткань, украшая ее цветными нитями, и придавая им геометрические формы. Древние греки и римляне также украшали свои тоги золотыми нитями. Новый предмет одежды не требовал украшения по краю, но, когда он изнашивался, нити нужно было перекрутить и сшить вместе. Кружево образовалось благодаря технике скручивания, используемой для украшения потрепанных краев ткани.

Настоящее кружево появилось только в конце 15-го и начале 16-го веков. Во Фландрии кружево называется «кант», что означает границу или край. Родиной кружевоплетения обычно признают Фландрию и Италию. Настоящее кружево получается, когда нить перекручивают или переплетают с другими нитями независимо от ткани-основы. Первоначально использовались льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей. Фабричное кружево может изготавливаться из синтетического материала. Некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки, вместо нити.

В качестве надежного доказательства происхождения кружева, письменные источники утверждают, что король Карл V издал указ о том, что кружевоплетение нужно преподавать в школах и монастырях бельгийских провинций. В период ренессанса и просвещения кружевоплетение прочно обосновалось на территории моды. Оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку в такой манере, которая позволяла с легкостью преобразовывать платья согласно разным модным стилям. В отличие от вышивки, кружево можно было отпороть от ткани, чтобы заменит его другим. Модными стали кружева на воротниках и манжетах, как мужских, так и женских. Эта тенденция достигла пика в 18 веке.

Зарождение кружевной моды

Кроме того, мода на кружева также отражена в книгах модных образцов еще в 1540-х годах. Ранние образцы кружева ретичелла обычно имели острые или овальные края. Ко времени правления Карла I кружево использовали как для украшения костюмов, так и домашнего интерьера, а к 1643 году кружево стало установившейся отраслью производства. Во Франции кружевные паттерны становились все более детальными и изящными, а светлые цветочные мотивы французского шитья по тюлю (point de France) использовались в любых вообразимых декоративных целях. Позднее алансонские, аржантанские и валансьенские кружева стали образцами французского стиля и дизайна. Бобинное, или коклюшечное, кружевоплетение, которое упоминалось уже в 1495 году, из Италии распространилось во Фландрию, достигнув вершины производства в 18 веке.

Машинное кружево впервые появилось в 1760 году, а к 1813 году была усовершенствована гардинно-тюлевая машина. После 1832 года хлопчатобумажные нити заменили льняные. В 20 веке многие кружевные паттерны были возрождены и усовершенствованы, и названы кружевами Клуни. Главные современные центры кружевоплетения находятся во Франции, Бельгии, Англии, Ирландии и Италии.



Top