Как бороться с непослушанием ребенка 3 лет. Проверка реакции родителей

Аналогично взрослым все дети разные, к примеру, одни слишком энергичные, другие наоборот чересчур спокойные, одни очень упрямые, а другие довольно покладистые. Что делать с ребенком, который никак не желает слушать свою мамочку?

Почему дети любят не слушаться собственных родителей?

У непослушного поведения детей может быть множество объяснений. В зависимости от причины непослушания ребенка должна быть реакция взрослого. Существует несколько видов непослушания, определяемые критическим периодом развития. Большинство взрослых наверняка помнят собственный кризис подросткового возраста, который может продолжаться довольно продолжительный период. В это время все хочется делать наоборот. Но, как утверждают психологи, это не единственный человеческий кризис.

Существует также кризис 3-х, 7-ми лет. Отечественные психологи говорят о годовом кризисе, а западные о кризисе 2-х лет. Еще есть 5-ти летний плавающий кризис, а также выделяется кризис 8-9-ти лет – это младший подростковый возраст, когда у ребенка происходит первый ростовой скачок и он становится неуправляемым.

Каждый ребенок развивается не равномерно, а в определенный кризисный период резкими скачками. В период кризиса осуществляется пересмотр взаимоотношений с внешним миром, с родителями. В этот промежуток времени ребенку достаточно трудно быть послушным, так как он растет, меняется.

Одной из примет возрастного кризиса является негативизм, когда ребенок на любое предложение или просьбу родителей отвечает «нет», «не хочу», «не желаю» и тому подобное. Например, если вы заметили, что ваш ребенок стал отказываться от любимых занятий или любимой пищи – это и есть негативизм, первая примета начала кризисного периода, который может продолжаться от двух до трех месяцев. После ребенок снова будет становиться управляемым.

Если в период кризиса непослушания родители станут слишком давить на ребенка, то существует риск закрепления негативизма в его характере.

Многие наверняка сталкивались с взрослыми людьми, у которых весь жизненный путь построен с частицей «не». Таких людей характеризуют революционерами, бунтарями. Непослушание маленького ребенка рекомендуется принимать как его рост, ведь ему для того, чтобы противоречить маме, необходимо набраться достаточного количества мужественности.

Непослушанию дитя необходимо радоваться. Наступил кризис, значит все замечательно, ребенок растет, но «садиться на шею» тоже не нужно давать.

К примеру, можно спокойно отреагировать на «не хочу» ребенка так: «Да, я понимаю, что у тебя в данный момент нет желания этим заниматься, но так сложились обстоятельства, что действительно необходимо». То есть, здесь довольно важный момент для родителя, он вроде бы понял ребенка, но и не отказался от собственного мнения.

Две основные причины детского непослушания

  1. Кризис возрастного развития.
  2. Недостаточное внимание собственных родителей. В данной ситуации ребенок пытается всячески привлечь к себе внимание взрослых.

Психология ребенка такова – лучше негативное внимание родителя, чем вообще никакого.

С такой ситуацией сталкиваются детишки сильно занятых родителей, а также которые проводят огромное количество времени вне дома (детский сад или школа с дополнительными часами занятий). И когда они оказываются дома, а взрослые как всегда чем-то заняты, возникает необходимость как-нибудь привлечь их внимание. Соответственно ребенок начинает действовать, как умеет.

Каждый родитель не один раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок чем-то увлекся, ведет себя спокойно. В такой период можно и самому заняться своими делами. Но, как только ребенку надоедает чем-то заниматься, он начинает привлекать к себе внимание взрослых своим непослушанием. Такое непослушание должно быть правильно оценено взрослыми.

Если в подобной ситуации ребенка наказать или эмоционально отвергнуть, не разобравшись предварительно в причине непослушания, то:

  • ребенок будет себя продолжать вести также, чтобы привлечь даже отрицательное, но внимание;
  • у него сохранится ощущение недолюбленности.

Ребенка в сложившейся ситуации необходимо не отталкивать, а наоборот подобрать момент, когда он более послушный и пообщаться с ним, почитать ему сказку, приласкать, просто побыть рядом с ним.

Еще существует одна разновидность непослушания – борьба с родителями за власть!

Достаточно часто в период с двух с половиной и до семи лет ребенок пытается выяснить кто же главный в семье. Это непослушание характеризуется открытым неповиновением. В данном случае у ребенка не кризисный период, он целенаправленно желает навязать собственное мнение, хочет, что бы все было так, как пожелает он. В данной ситуации необходимо реагировать совершенно иначе. Подобного рода непослушание должно быть отражено.

Развитие ребенка проистекает нормально, если он понимает, что в семье главный родитель.

В данной ситуации непослушание является намеренным, необходимо принять вызов ребенка и расставить четкие границы дозволенного в семье, то есть что можно делать, а чего не следует.

Что делать, когда ребенок вредничает за столом, отказывается кушать, пытается перевернуть тарелку с едой?

Первоначально в такой ситуации необходимо разобраться в причине, которая вызвала подобное поведение. Кстати существует еще одна причина непослушания, довольно характерная в детском возрасте – это физическая усталость. У детей дошкольного возраста и школьников младших классов огромная нагрузка в плане разнообразных занятий, поэтому нужно в первую очередь убедиться в его вменяемости, насколько ребенок устал, присуще ли ему перевозбуждение, способность себя контролировать, а также голоден или нет.

У детей порог усталости настает довольно быстро и часто, к примеру, после прогулки, перед сном, в период обеда, в вечернее время.

Если капризы ребенка связаны с его усталостью, то можно его покормить, нежели ради того, чтобы на него обратили внимание, то можно предложить ему быстрее поесть, чтобы затем вместе почитать книжку. В случае борьбы за власть (в данной ситуации ребенок полностью вменяем, наделен вниманием в достаточной степени) необходимо акцентировать его внимание на том, что, если еще раз перевернет тарелку, то останется без обеда (голодным).

Главное взрослый должен поддерживаться правила: ни в коем случае не поддаваться эмоциям ребенка, то есть не начинать в том же духе, к примеру, если ребенок начинает кричать, визжать, не нужно отвечать в том же духе (повышать голос). Это все равно не сработает, а может только усугубить ситуацию.

Пример: ребенок ведет себя довольно агрессивно со своим ровесниками, может без всякой причины ударить другого ребенка игрушкой. Как это можно объяснить?

В такой ситуации для родителей существует несколько вариантов. Чтобы выбрать наиболее правильный из них, нужно первоначально оценить сложившуюся ситуацию. Причиной может быть то, что ребенок очень редко видит других детей, практически не бывает на детской игровой площадке. В результате чего он просто не знает как себя вести с детьми и таким образом пытается обратить на себя внимание, то есть для него это своего рода общение. Поэтому ребенка необходимо постепенно приучать культуре поведения , разъяснять, что можно делать, а что нельзя.

Но возможна и другая причина данного поведения малыша – проявление агрессии, которая его сопровождает дома в семейном кругу. К примеру, у него накопилась агрессия к младшему братику, но дома ее выплеснуть не дают, поэтому он ее переадресовывает вне дома на чужого ребенка. Также агрессия может быть взята (скопирована) с экрана телевизора. Маленький ребенок до полного совершеннолетия замечательно впитывает, все, что предоставляет наше телевидение, поэтому специалисты рекомендуют родителям тщательно следить за тем, что смотрит их дитя.

В плохом поведении ребенка взрослые сначала должны находить причину, а затем начинать реагировать, то есть нужно разобраться, почему ребенок ведет себя таким образом. Алгоритм поведения родителя при агрессивном поведении его ребенка может выглядеть так: если ребенок дошкольного возраста, его необходимо изолировать от ситуации, в которой зародилась его агрессия. Для этого можно просто увести ребенка в сторону, взяв за руку. Когда ребенок, к примеру, бьет другого ребенка, он не владеет в данный момент собой, поэтому его необходимо «вырвать» из данной ситуации.

Здесь кричать не нужно, ребенку нужно властно, но спокойно сказать (при этом желательно смотреть прямо в глаза): «Я никому не позволю бить тебя, но и тебе не разрешаю кого-либо бить. Ты себя ведешь как малый ребенок». Здесь вы даете ребенку в какой-то момент себя почувствовать взрослым. Это практически всегда помогает.

Существует такой вид плохого поведения, не являющегося агрессией, когда родители воспринимают его как агрессию. Это в основном ситуации, в которых детвора бешено возится и от этого не получает дискомфорта, то есть своего рода такая игра, но взрослые могут ее принять за драку. В большей степени это касается мальчишек.

Пример: в семье несколько детей, соответственно кто-то старше, кто-то младше. Старший ребенок систематически обижает младшего. Причина может быть в разном отношении родителей к каждому из детей.

В этом чаще всего виноваты сами родители из-за отдачи практически всего внимания младшему ребенку, соответственно игнорируя старшего. В результате у старшего ребенка проявляется ревность и агрессия к любимчику взрослых. Поэтому во избежание данной ситуации, старшего ребенка необходимо жестко контролировать с самого рождения младшего. Ему необходимо объяснять, что для родителей они одинаковые дети, запрещать бить малыша, наоборот призывать к помощи воспитания младшего ребенка на правах уже взрослого и так далее в таком духе!

Семейный клуб Vikiland - это оптимальное решение для тех, кто стремится научиться сочетать успешную карьеру и семейный досуг, кто любит своих детей и старается дать им в этой жизни как можно больше и только самого лучшего.

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.
Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Детство — уникальная пора каждого человека, где закладываются его привычки, повадки и особенности характера. Для того, чтобы подросток не ощущал, что весь мир ополчился против него, нужно грамотно подавлять его детские приступы непослушания . Иначе, та пропасть непонимания будет только расти. Чтобы исключить подобное, в первую очередь стоит разобраться в мотивах по которым ребенок не слушается. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Зачастую, чтобы отвлечь непослушного ребенка от шалостей родители пробуют его отвлекать, шутить, запрещать, но ничего не получается. Тогда родители в растерянности и задаются вопросом — что делать, если ребенок не слушается?

Если ваш ребенок не слушается — причины детского непослушания

Главные факторы, влияющие на то, что ребенок не слушается:

  1. Возрастной кризис

Специалистами выделимы определенные возрастные периоды, когда возможен данный кризис (1 год, 3 года, дошкольный и подростковый период, а также переходный возраст.)

Для каждого детского периода взрослые устанавливают определенные рамки поведения и дозволенности. В год малыш овладевает навыками хождения, пытается быть самостоятельным и с любопытством рассматривает мир вокруг. Родители, пытаясь избежать детских травм, многое ему запрещают, вызывая этим недовольство со стороны ребенка.

  1. Взрослые предъявляют много требований и ограничений

Когда ребенок постоянно слышит запреты, то это рано или поздно спровоцирует бунт с его стороны. Обязательно соизмеряйте количество, сказанных вами «нельзя». Проведите исследование, к примеру посчитайте количество запретов, наложенных вами за определенный промежуток времени (это может быть 30 минут или весь день). Если запретов чересчур много, то максимально уменьшите их число. Оставьте только те из запретов, которые ограждают малыша от увечий и несут охрану его жизни (шалости на проезжей части, игры с лекарственными препаратами, исследование розеток и электроприборов). Не нужно постоянно нести запреты на громкий смех, беготню и разбрасывание игрушек. Помните, что перед вами непоседливый ребенок, который с интересом познает мир.

  1. У родителей отсутствует последовательность


Зачастую родители закрывают глаза на маленькие детские шалости, поэтому дети считают, что делают все правильно. Но случаются ситуации, когда у взрослых преобладает плохое настроение в следствии стресса, тяжелого дня на работе или просто головной боли. И когда — наказывают его. Тогда у ребенка возникает внутренний конфликт, он испуган и пребывает в замешательстве. Ребенку сложно проследить цепь событий и выявить, почему всегда «это» было можно, а сейчас за «это» наказывают. Если такие ситуации войдут в привычку, то это вызовет у ребенка непослушание.

  1. Вседозволенность

Когда ребенок не ощущает абсолютно никаких запретов со стороны взрослых, то он привыкает к этому. И в какой-то момент родители начинают замечать, что их ребенок стал неконтролируемым. Тогда они стараются привить ему основные нормы морали и уважения, но время упущено, и единственное, что они получают от чада, это то, что ребенок не слушается.

  1. Слова и поступки взрослого не соответствуют друг другу

Дети являются малыми копиями своих родителей. Поэтому, если взрослые пообещали о чем-то крохе, но не выполнили, и такие случаи происходят часто, то в итоге родители получат непослушного ребенка. Малыш решит, что взрослого слушать не обязательно, он все равно обманет.

  1. Члены семьи предъявляют разные требования

Часто можно наблюдать ситуацию, когда один из взрослых балует малыша, а второй достаточно строг. Эта ситуация может возникнуть как между самими родителями, так и между родителям с бабушками/дедушками. К примеру, строг отец, а мама позволяет вольности. Тогда возможны два варианта. Первый вариант — малыш решит, что раз папа строг, то его слушать нужно обязательно, а маму можно не слушать, она ведь все равно все простит. Второй вариант — ребенок не слушается папу, ведь мама при любом раскладе защитит его от папы-тирана. Это касается и бабушек/дедушек, привыкших баловать внуков, а родители потом страдают от этого, получая непослушного ребенка.

  1. Уважительное отношение к ребенку отсутствует

Некоторые родители думают, что ребенок не может иметь своего мнения. Это большая ошибка с их стороны, ведь каждый кроха — индивид и у него обязательно должно сформироваться личное представление обо всем в мире. При таком раскладе, чувствуя несправедливость в свой адрес, ребенок не слушается.

  1. Нередкие ссоры в семье, развод


Непослушный ребенок может быть следствием того, что ему не хватает внимания и заботы. Если родители слишком увлечены ссорами между собой, то на ребенка уделяется время только лишь затем, чтобы поругать его за шалость. Со временем такая ситуация войдет в привычку и ребенок не будет слушаться родителей только лишь затем, чтобы те обратили на него внимание.

Если говорить о разводе родителей, то для любого ребенка, сколько бы ему не было лет — это большой стресс. У крохи, как правило, развивается вызывающая манера поведения. Ребенок не слушается родителей, так как считает, что тем самым сплотит их.

Как наказать непослушного ребенка


Если ребенок непослушный, то это нужно пресекать. А именно:

  1. Соизмеряйте наказания и поощрения. За тяжелые проступки, которые могут причинить ущерб самочувствию и жизни, ребенка нужно наказать обязательно. На мелкие проступки изредка можно не обращать внимания, и главное не забывать про похвалы и поощрения за послушное поведение.
  2. Контролируйте свое поведение во время предъявляемых запретов. Пытайтесь говорить смирной и ровной интонацией, не переходя на крик. Не утаивайте своих эмоций. Честно признайтесь крохе, что вы ощущаете от его данной шалости.
  3. Привлекайте детское внимание к вашим просьбам иными методами. Случается, что оторвать кроху от какого-либо увлечения бывает просто невозможно. Тогда можно попробовать позвать его шепотом, применить мимику или жесты. Как правило, ребенок сразу прочувствует изменение вашего поведения.
  4. Не нужно повторять одну и ту же просьбу несколько раз. Иначе произойдет привыкание к таким повторениям и ребенок не будет слушать вас с первого раза. Для начала сделайте первое предупреждение, при выполнении которого ребенок избежит наказания. Если же малыш проигнорировал ваши слова, то наказание следует провести незамедлительно. Но бессменно всегда объясняйте ребенку истоки его наказания. С помощью такой отработанной схемы чадо придет к сознанию того, что ему выгоднее сразу откликаться на первое ваше предупреждение.
  5. Старайтесь при разговоре с ребенком исключить частицу «не». Нередко ребенок не слушается, так как не воспринимает слова с негативным смыслом. Попробуйте сменить выражения («не бегай», « » и прочие) на схожие по смыслу («попробуй ходить медленнее», «а ты умеешь говорить тише?»).
  6. Если непослушный ребенок начинает истерику, постарайтесь не нервничать и игнорировать это. После того, как ребенок будет в состоянии выслушать вас, озвучьте свои требования еще раз. Попробуйте перевести детское внимание на другой предмет.
  7. Строго придерживайтесь последовательности в своих высказываниях, поступках, просьбах. Это должно касаться всех членов семьи. Иначе, при малейшем проступке с вашей стороны кроха не будет слушаться.
  8. Не забывайте уделять ребенку должного внимания, как бы заняты вы не были. И речь тут идет не столь о количестве, уделенного вами времени, а о его качестве. Ведь 30 минут увлекательного времяпровождения вместе не сравнить с часами малоэффективного общения. Если ребенок непослушный, то данный совет, как нельзя лучше подойдет вам.
  9. Терпимо воспринимайте взросление своего чада. Ребенок не слушается родителей особо в период взросления. Возможно под давлением друзей или просто, пытаясь выказать свою независимость ребенок становится крайне непослушным. В такой момент главное не потерять доверие ребенка и найти грамотный выход.
  10. Если по каким-либо причинам вы утратили свой авторитет перед ребенком, то постарайтесь вернуть его. Чаще проявляйте заинтересованность к его жизни и чувствам.

Как бороться с причинами детского непослушания?

Если ребенок не слушается, то для начала восстановите доверительные отношения с ним. Основа доверия ни в коей мере не кроется в беспрекословном подчинении вам. Ребенок должен иметь возможность безбоязненно задавать вам вопросы на интересующие его темы. Ребенок должен ощущать, что возникшая дилемма может решиться по-разному. Для этого родителям также необходимо задавать встречные вопросы («Как, ты думаешь?», «Могу я рассматривать твою помощь?»).


При изъявлении своих требований не забывайте физического контакта (обнимите ребенка, поцелуйте, погладьте). Такие движения будут куда действеннее нежели окрики и запугивания. И ребенок при этом прочувствует двухстороннюю заинтересованность в выполнении просьбы. Прикосновениями вы выразите не озвученные слова — «Мы вместе, и это самое важное».

Так же важно соблюдать и зрительный контакт. При строгом взгляде ребенок на подсознательном уровне начнет оборонительный процесс, а любая просьба с вашей стороны будет рассматриваться, как угроза в его адрес.

Помните о поощрениях и благодарностях за уже выполненные просьбы. Так ребенок будет чувствовать свою нужность и значимость.

Ребенок должен осознавать, что в непредвиденных ситуациях при угрозе жизни и здоровью, он неукоснительно должен слушаться старшего.

Среди ошибок, совершаемых родителями при воспитании особо выделяются три из них. А именно:

  1. Идти у ребенка на поводу. Несмотря на то, что каждый ребенок — индивид, нужно осознавать, где необходимо поставить черту вседозволенности.
  2. Обсуждать поведение ребенка между собой при нем. Ребенок смекнет, что если присутствуют обсуждения между родителями по поводу его поведения, то существуют и разногласия. Такого быть не должно.
  3. Крик на ребенка.

Что делать, если ребенок все равно не слушается?

Если ребенок не слушается родителей, то он обязательно должен понести наказание.

Наказывая ребенка, родители должны учесть следующее:

  1. Не опирайтесь на свое настроение. Если по-вашему мнению ребенок совершил проступок, то не зависимо отличное у вас настроение или плохое — накажите чадо. Будьте последовательны в действиях.
  2. Ребенок должен осознавать причины наказания.

Если ребенок не слушается, то наказание не должно для него быть чем-то противоестественным. Этому и нужно научить ребенка, чтобы он понимал, что наказание неизбежно, если он не исправит свое поведение и не будет придерживаться общих правил. Можете сослаться на жизненные примеры (Проехав на красный свет светофора — можно спровоцировать аварию; пойти зимой на прогулку без шапки — легко заболеть).

Перед тем, как наказать , обязательно поведайте ему о последствиях его непослушания. Но разъяснения ведите со спокойной и ровной интонацией. Ваш тон должен выражать твердость, и не терпеть пререканий.

Правильное воспитание и развитие темперамента чада вероятно следованию следующих правил:

  1. При наказании лишайте ребенка именно тех вещей, которые для него действительно важны.
  2. Наказание должно следовать сразу же за свершенным проступком. Откладывать наказание, даже на незначительное время, нельзя. Дети по иному воспринимают временное пространство, и по прошествии какого-то времени соотнести наказание и шалость у них не получится. Что приведет к непониманию со стороны ребенка и затаенной на вас обиды.
  3. Пред тем, как что-то запретить ребенку, обдумайте данный запрет ни один раз, чтобы в дальнейшем не менять свою позицию. Если вы озвучили слово «нет», то это решение должно быть неукоснительным и не поддающимся изменению. Иначе, вскоре ребенок поймет, что вас легко уговорить. Тогда рамки поведения будет ставить он, а не вы.
  4. Чтобы у ребенка не возникло агрессии и не развились комплексы, ни в коем случае не поднимайте на него руку.
  5. Не пытайтесь взять полный контроль над поведением вашего крохи. Это может спровоцировать его несостоятельность во взрослом периоде. К примеру, среди наркозависимых очень много таких личностей, которые не могут сами принимать решения, а подвержены мнению со стороны.

В каких моментах наказания не применимы:

  1. Во время принятия пищи.
  2. При болезни.
  3. После сна или перед ним.
  4. В моменты увлеченности самостоятельными играми.
  5. Если ребенок хотел сделать вам сюрприз, но нечаянно что-то попортил.
  6. При посторонних.

Зачастую причины детского непослушания кроются в оплошностях, допущенных родителями при воспитании.

Например, ребенок захвачен игрой или просмотром передачи, тогда его внимание сложно переключить на что-то еще и зрительный контакт в этот момент потерян. А при озвучивании просьбы взгляд глаза в глаза просто необходим.

Если перед ребенком стоят слишком сложные задачи, то вы будете видеть непослушного ребенка, не выполняющего ваши требования. А в действительности, малыш в тупике и не понимает чего от него хотят. Не требуйте исполнить сразу много поручений. Делите требования на легкие и маленькие этапы.

Ребенок не слушается родителей , если те неправильно формируют просьбу. К примеру, вы подметили, как кроха хулиганит и всюду разбрасывает свои игрушки. В данной ситуации нужно сказать напрямую: «Перестань разбрасывать игрушки» , а не задавать вопрос о том, сколько он еще собирается это проделывать.

Если вы говорите слишком много слов, то ребенок вряд ли вас поймет. Сводите просьбы к простому и понятному для крохи изложению. Не используйте витиеватых фраз.

Непослушный ребенок не сможет успокоиться, если в свой адрес будет слышать крики. Держите под контролем свои эмоции и не позволяйте крику вылезти наружу.

Возможно вы ждете слишком быстрой реакции. Проявите терпение, ведь для дошкольников нужно больше времени для осознания ваших слов.

Непослушному ребенку не пойдут на пользу ваши частые повторения. Это лишь усугубит дело и превратит малыша в безынициативную личность.

Расклейте по дому картинки-напоминалки, ведь у деток очень хорошо развита зрительная память. В ванной повесьте плакат о пользе мытья рук и очистки зубов, в спальне — о пользе чистоты и том, что игрушки должны лежать на местах, а на кухне расположите картинку о том, какими приборами нужно пользоваться во время еды.

Старайтесь искоренить в диалоге с крохой частицу «не» , заменив похожей по смыслу фразой. К примеру, вместо «не ходи в грязь» , скажите «Давай лучше обойдем эту лужу по травке» .

Характер ребенка и вероятность его послушания зависят также от стиля воспитания:

  1. Авторитарный. В этом случае воля ребенка полностью подавляется родительской.
  2. Демократический. Родители общаются с детьми в форме беседы, а не приказов. Не во всех вопросах, но все же ребенок имеет право голоса.
  3. Смешанный. Родители используют методику «кнута и пряника». Дают небольшие послабления ребенку от «порки» до «порки» .

Непослушный ребенок — что советует доктор Комаровский (видео):

Непослушный ребенок часто воспринимается родителями как сущее наказание. Взрослые зачастую просто теряются и не могут дать себе отчет в том, что делать, когда ребенок не слушается. Постепенно малыш не просто не выполняет требования родителей, а начинает открыто огрызаться, дерзить, хамить. Если ситуация дошла до этого, будет очень сложно объяснить или втолковать непослушному ребенку, что делать в ответ на требования взрослых членов семьи. Чтобы не доводить накал семейных эмоций до того уровня, когда в силу вступит откровенная грубость, нужно внимательно проанализировать, почему ребенок не слушается. При этом очень важно понимать, что обязанный проводить такой анализ — это не ребенок или подросток. Именно на родителей возлагается ответственность по выведению из любых кризисных ситуаций.

Итак, что делать, если ребенок нервный и непослушный? Первой задачей является осознание причин такого нелицеприятного поведения. Современная психология сформулировала основные факторы, которыми обуславливается детское непослушание. На самом деле, если дети не слушаются родителей, значит, в . Сложно ли ее преодолеть и как справиться с непослушным ребенком? Основная проблема состоит в том, что именно взрослым людям очень тяжело менять свои привычки и образ жизни. А это очень часто приходится делать, борясь с обстоятельствами, из-за которых ребенок не слушается маму или папу. Какие же факторы, причины и способы внутрисемейного взаимодействия чаще всего приводят к тому, что ребенок грубит и не слушается родителей?

Часто взрослые вообще не обращают внимание на то, как сами ведут себя по отношению к малышу или в его обществе. А ведь многие причины детского непослушания коренятся в том, что ребенок, формируясь как личность, во многом ориентируется и наследует основные образцы поведения своих родителей. Если один супруг пропускает мимо ушей большинство замечаний или предложений другого, то у маленького человека складывается внутреннее ощущение, что так делать нормально. Он тоже перестает отвечать на вполне обоснованные требования взрослых и совсем не слушается даже в ситуациях, когда родители ведут себя очень корректно. Таким образом, первую группу факторов детского непослушания можно назвать причинами, связанными с дефицитом внимания.

Непослушание из-за дефицита внимания и внутрисемейного недопонимания

Изначально следует подчеркнуть, что современным родителям реально трудно справляться со множеством рабочих, общественных, бытовых и других обязанностей, при этом оставаясь внимательными к своему малышу. Очень сложно сделать так, чтобы на регулярное общение с детьми выделить хотя бы несколько часов в день. Но это не является оправданием. Если взрослые не общаются с малышом или подростком, не спрашивают его о личных проблемах, горестях или радостях, не участвуют в его играх, развлечениях и обучении, то не стоит удивляться, когда он полностью перестает повиноваться родительским требованиям.

Часто взрослые в отчаянии восклицают: как научить ребенка слушать и слышать родителей? Но, как убедительно доказывает современная психология, изначально слушать и слышать должны начать взрослые. Постоянное внимание к проблемам даже малого дитяти формирует в семье атмосферу взаимопонимания, которая является лучшим средством воспитания послушания. Прислушиваясь к малышу, взрослые формируют у него самого привычку прислушиваться к мнению другого человека. Если же постоянно отмахиваться, ссылаясь на большую загруженность рабочими или бытовыми проблемами, то не нужно удивляться, когда ребенок начинает таким же образом отмахиваться от требований взрослых.

И наконец, приучая малыша к послушанию, важно на собственном примере показывать умение подчиниться обоснованным требованиям другого человека. Родители должны уделять особое внимание взаимоотношениям между собой, ведь их поведение — модель, по которой формируется личность ребенка. Если мать подойдет к отцу и попросит вынести мусор, а тот отмахнется и скажет, что сделает это как-нибудь попозже, такой ответ станет отличным примером для дальнейшего поведения маленького сына. А ведь такие ситуации неосознанно происходят в большинстве семей. Люди просто не обращают внимание на то, что эти случаи имеют сильный воспитательный эффект.

Причины, связанные с обидами и конфликтами

При формировании характера очень важную роль имеют обиды и конфликтные ситуации, которые возникают у человека в детском возрасте. Если ребенок не слушается, возможно, он на какой-то поступок отца или матери, о котором они вовсе позабыли. Такая обида может носить даже подсознательный характер, но регулярно проявляться в том или ином детском поступке. или просто плачет, . Это уже является поводом задуматься о том, не чувствуют ли они какую-то затаенную обиду. Часто взрослым просто трудно понять и вспомнить, чем они могли обидеть своего малыша.

Здесь важно проследить за тем, кого слушается ребенок, а к кому относится с . Часто непослушные дети становятся таковыми из-за ревности. Например, в семье родилась младшая сестричка. Старший сын, заметив, с какой нежностью отец обращается с новорожденной, может приревновать, из-за чего начинает себя плохо вести, всячески высказывая свое недовольство в отношении папы. В таких ситуациях родители должны вести себя максимально корректно, особенно если старший ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет, когда все эмоции максимально обострены.

Наконец, взрослые обязаны особое внимание уделять тому, как вести себя по отношению друг к другу. Любые конфликты между родителями или даже скрытая неприязнь обязательно сказываются на поведении детей. Конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми, являются одной из важнейших и наиболее распространенных причин того, почему дети становятся непослушными. Если же , будет очень трудно самостоятельно научить или заставить ребенка слушаться родителей. Здесь может понадобиться помощь профессионального психолога, специализирующегося на проблемах семьи и детства.

Статусные причины

Взрослые часто решают, что дети должны слушаться автоматически, в силу своего статуса и положения в семье. При этом сами отцы и матери часто вступают между собой в отношения доминирования и подчинения. Если малыш постоянно видит, понимает или просто ощущает, что, к примеру, отец груб или своеволен по отношению к матери, а та беспрекословно подчиняется, то в сознании ребенка может отложится стереотип: кто-то обязательно должен слушаться, а кто-то — нет. При этом очень сложно предвидеть, какую линию выберет сам ребенок. Он может стать пассивным и боязливым, а может вести себя агрессивно и стремиться повелевать другими людьми.

К тому же дети очень чутко относятся и к социальному статусу родителей. Например, если отца постоянно оскорбляют или нещадно эксплуатируют на работе, а дома жена его еще этим и попрекает, то ребенку сложно будет уважать папу, даже если он испытывает к нему нежные чувства. Взрослые ни в коем случае не должны оскорблять друг друга в присутствии детей. Взаимное неуважение и унижение часто приводит к тому, что ребенок просто из чувства несправедливости выражает свой протест и отказывается слушать родителей. Особенно актуально такое поведение в .

И наконец, ребенок очень чутко ощущает, как родители относятся к его собственным социальным успехам и неудачам. Если отец или мать постоянно упрекают школьника, что тот плохо учится, высказывают подростку претензии в том, что тот общается не с теми друзьями, то обязательно следует ожидать противостояния и конфликта. Самоутверждаясь, ребенок не будет объяснять родителям их неправоту, а просто станет агрессивнее выявлять собственное непослушание. Если они действительно хотят понять, как бороться с непослушанием, важно прежде всего избегать оскорблений, унижений и агрессивных приказаний. Остановившись и задумавшись над собственным поведением, взрослый должен понять, что приказ легко заменить доверительным разговором, в котором можно будет высказать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Методы борьбы с детским непослушанием

Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша. При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто или думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так. Но как научить ребенка слушаться?

Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:

  • Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
  • Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах. Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
  • Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения. Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
  • Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.

Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.

Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые… Если ребенок не слушается маму, делает все наоборот, как с этим бороться?

У непослушания, в понимании взрослых, могут быть самые разные причины.
В зависимости от причины должна строится реакция взрослого. Назову основные типы непослушания, но прежде скажу что стоит знать, что есть такой критический период развития. Про подростковый кризис все знают, многие взрослые даже помнят как он проходил.
Это бывает долгий период, когда человеку нравится делать все наоборот. Так вот, это не единственный кризис.

Существует также кризис 3 лет, кризис 7 лет , наши, отечественные психологи выделяют кризис года, а западные выделяют кризис 2-х лет, просто потому что немножечко другая периодизация.
Есть плавающий кризис в районе 5 лет, и плюс еще есть младший подростковый возраст 8-9 лет, когда ребенок делает так называемый первый ростовой рывок и становится неуправляемым.

Развитие ребенка протекает не плавно, а бурными скачками.
Кризисный период это время перестройки отношений. Со взрослыми, с миром. Это период, когда ребенку очень трудно - он меняется, он растет и становится в это время неуправляемым.

Одна из примет кризисного возраста - это негативизм.
Это когда к любому предложению взрослого добавляется частица «не». Знаю такой предельный пример из практики «Не едет не красная не машина», когда ребенок так отвечает на фразу мамы, что едет красная машина.
Если ваш ребенок говорит нет почти всегда, например, прежде чем почитать книжку, съесть любимую кашу, пойти гулять, когда он это любит, говорит «нет, не хочу», то это негативизм, а это примета кризиса.
Обычно критический период длится 2-3 месяца, потом становится более управляемым, т.е. такие вспышки непослушания.

Если в кризисный период непослушания взрослый будет давить, отрицать со своей стороны народившуюся волю ребенка, то негативизм может закрепится, остаться в характере.

Наверное, каждый может вспомнить взрослых людей, которые всю свою жизнь строят от слова «не», такие бунтари, революционеры.
Такое непослушание нужно понимать как рост маленького человека, для него требуется огромного мужества спорить с мамой.

Непослушанию нужно радоваться: раз кризис, значит, ребенок растет.
Но это вовсе не означает подчинения всем требованиям ребенка.

Хорошо, если родители могут дать ребенку право на это «нет», сказать: "Да, я слышу, что ты не хочешь".
Но это не значит согласиться. После того, что я слышу следует большое «НО ».
"Ты не хочешь, но такие обстоятельства" или - "Но нужно" .
Ребенку, который открыл свое «я хочу» предстоит также открыть еще другие «я хочу» .
Важно , чтобы взрослые не отказывались от своего «я», своего мнения.
  • А вторая причина непослушания - это недостаток внимания со стороны взрослого. Непослушание может быть одной из стратегий поведенческой для привлечения внимания взрослого.
Дети так устроены: что им лучше плохое, отрицательное внимание со стороны родителей, чем никакого вообще.

Э то бывает у детей сверх-занятых родителей или детей, которые много времени проводят вне дома, школы-пансионы, детский сад полного дня, и вот они приходят со своего детского full tim"а и им нужно внимания, а по-нормальному они его привлечь не умеют или может быть взрослые не реагируют.

Ведь когда ребенок себя хорошо ведет можно заниматься своими делами, а когда не слушается по неволе обращаешь на него внимание и это непослушание.
Непослушание, как привлечение внимания, должно быть очень верно оценено родителями.
Если за это непослушание родитель наказывает или отвергает эмоционально, не видя зерна, то, во-первых, ребенок себя будет вести таким же образом, чтобы привлечь хоть какое-то, но внимание, а во-вторых, ощущение недолюбленности будет храниться.
Ребенка, который себя ведет неправильно в такой ситуации нужно не отвергать, а найти момент, когда он ведет себя каким-то нормальным образом и приласкать, поговорить, почитать, побыть с ним.
  • Еще может быть непослушание третьего вида (первый вид, как мы выяснили - кризис, второй - недостаток внимания) - это борьба за власть с родителями.
Очень часто ребенок, начиная в возрасте с 2-х половиной лет и до семи, начинает выяснять кто главный в семье.
Тут непослушание - это открытое неповиновение.
Ребенок не находится в кризисе, он просто хочет, чтобы все было, как хочет он. Он хочет распространить свое мнение. Тут нужна совершенно другая реакция. Это непослушание, что называется должно быть отбито.
Ребенок развивается нормально, когда знает, что взрослый в семье главный.

И если это непослушание намеренное, борьба с авторитетом мамы или папы ему нужно показать, что вызов понял, вызов принял, границы есть, границы на замке. Непослушание этого рода взывает к тому, чтобы в семье были четкие границы дозволенного, что можно, а что нет.

Если отказывается есть, капризничает за столом, норовит опрокинуть тарелку?

Для начала смотрим какая из причин поведения может здесь быть. Я еще не сказала о четвертой причине непослушания, которая очень характерна для маленьких детей - это просто физическая усталость .

Когда мы видим ребенка дошкольника или младшего школьника с его миллионом занятий нужно первым делом определить вменяем он или нет сейчас, в рабочем ли он диапазоне, или он устал, голоден, перевозбужден, до того, что он плохо себя контролирует.
У детей этот порог, когда он устает быстро настает. Усталость такая шквальная. Невменяемый ребенок бывает часто после прогулки, во время обеда, перед сном или вечером.

Если это капризы от усталости можно даже покормить, если ради привлечения внимания, то надо сказать, чтобы быстро доел, а потом пойдем читать книжку, если капризы проявления борьбы за власть (при условии, что он вменяем, получил достаточно внимания), нужно сказать, что если еще раз кидаешь тарелку ты уходишь из-за стола, непоевши.
Основное правило по отношении к плохому поведению для взрослого: не подключаться к эмоциональной волне ребенка, не начинать вибрировать в том же ритме.
Если ребенок пищит, верещит, а дети это делают очень заразительно, так что любому взрослому тоже хочется закричать.
Очень важно не включаться и не отвечать на равных.
Помните, как в этой речке утром рано утонуло два барана. Важно не раздражаться, не отвечать на каприз криком, повышаете тон, знайте -это не работает, это не воспитательная мера.

Ситуация:
ребенок по отношению к сверстникам проявляет агрессию, может взять и стукнуть машинкой ребенка на площадке без всякой причины.
Чем это объяснить и что с этим делать?
Существуют варианты родительского поведения в такой ситуации. Для того, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо верно оценить ситуацию.
Может, этот ребенок детей видит редко и на площадках почти не бывает.
В те редкие моменты, когда его туда приводят, он просто не знает, что с детьми делать. И от большого желания общаться и не умения просто бьет машинкой.
Такого ребенка постепенно окультуривать, приучать к каким-то нормам поведения, принятым, непринятым.
Может быть, ребенок проявляет агрессию, полученную в семье, он ее выплескивает или переадресовывает.

Например, переадресовывает агрессию, которая у него к младшему брату, дома ему не разрешается, а тут он на чужого ребенка.
Или берет пример из кино, где большие и взрослые дяди делают «бух» и «бах». И он подражает образцам, увиденным с телеэкрана. У нас огромное количество агрессии, наведенное масс-медиа. Это огромная агрессия, о которой все уже устали говорить специалисты по развитию и врачи.
Считается, что маленький ребенок до совершеннолетия с телеэкрана видит 18 тысяч убийств, не говоря уже о выворачивании внутренностей, перерубании конечностей. И только одно это может порождать агрессию.
Сначала мы в плохом поведении видим причину, называем ее для себя, а уж потом - реагируем.
Это возможно любому включенному взрослому, не реагировать на раздражение раздражением, а посмотреть почему это дите себя так ведет.
Алгоритм поведения взрослого может быть таким : Если ребенок еще дошкольник, его нужно из ситуации, в которой агрессивное поведение возникает, извлечь.
Просто взять на руки или за руку и отвести в сторонку.
Пока дерущийся ребенок находится в непосредственной близости от того, кого он колотит - он собой не владеет, его нужно извлечь.
Ребенку нужно сказать, спокойно и властно, желательно глядя прямо в глаза: « я тебе так делать не разрешу. Я никому не разрешу бить тебя и тебе не разрешаю бить». И дальше не отвергая ребенка, сказать ему: «ты ведешь себя как совсем маленький» - это самое действенное.
«Ты плохой мальчик и я тебе руки замажу зеленкой» - такие комментарии не работают. Надо сказать, что ты ведь такой хороший, что ты так плохо сделал.

Есть такой род плохого поведения, когда на самом деле то, что взрослые воспринимают как агрессию, агрессией не является - это те моменты, когда дети бурно возятся.
И им это ситуация не дискомфортна. Это такая возня, как щенки возятся и если спросить, что вы дрались? Они могут сказать, что нет, мы играли. Для взрослого может казаться это дракой, поэтому нужно смотреть и вступать в эти детские столкновения, только когда вас позвали. Это если о мальчиках, потому что взрослым, которые за них отвечают они всегда кажутся слишком шумными, слишком агрессивными.
Ситуация: в семье не один ребенок, и один может обижать систематически другого. Ведь бывает такое. Причина кроется в отношении родителей к детям или еще в чем-то?
Многие маленькие девочки не могут и день прожить без вредничания или поддевания друг друга, то маленькие мальчики, братья с небольшой разницей в возрасте не могут прожить без потасовки.
Родителям нужно остро реагировать на агрессию, когда у детей неравные силы.
Когда один ребенок явно обижает более слабого или же обижает младенца, который не на что не может ответить, он в пеленках лежит.
Бывает что это дело рук родителей, потому что выделение более любимого ребенка приводит к тому что у нелюбимого появляется агрессия по отношению к любимчику. Она может годами проявляться, в течении всей жизни иногда. Может быть так, что не поделили взрослого. Взрослые не выделяют любимчика, а тот кто был первенцем, кто был долгое время единственным не захочет уступать маму-няню-бабушку-папу.
Дети делят место под солнцем, то есть около взрослого.

В общем -то агрессию в семье, особенно от старшего к младшему идущую нужно жестко очень контролировать и запрещать еще в самом начале.
С самого начала надо сказать, что нет, я не позволю тебе бить малыша, что вы оба мои дети и я тебе этого не разрешу. Это такая забытая мера - слово родителя, сказанное со властью. Хорошо еще поймать взгляд ребенка, говорить все без раздражения. Если вы сорвались в раздражение и крик, то дело пропало. Ребенок только поймет, что в этот момент родитель его не любит.
«В нашей семье никто никого не бьет», - должно быть сказано спокойно и со властью. Агрессия может быть также если ребенок видит стычки между родителями эмоциональные или какие-либо еще. Конечно, он будет моделировать это родительское поведение.

Есть такой закон семейной механики - нельзя просить того, чего сам не выполняешь.
Если родители склонны к повышению голоса и ребенок тоже будет покрикивать на младшего или ровесников в саду.
Если папа распускает руки, и физические наказания детей в гневном и неспокойном состоянии родителей в семье не редкость - то возникнет лестница агрессии папа бьет старшего, старший бьет младшего, младший бьет кошку.
Ситуация : маленький ребенок в ответ на какой-то запрет в истерике кидается с кулаками на маму. Не то что бы в драку, конечно, но машет кулачками в рыданиях. Как правильно себя вести маме?
Это как раз поведение, свойственное критическим периодам развития, когда тот самый негативизм. То, как реагируют родители, зависит от их воспитательного подхода в целом.
Родители либеральные, которые боящиеся ограничить творческую свободу личности стараются минимально ограничивать любые проявления чувств и желаний ребенка, в частности и агрессивные.

И если мама будет пасовать и растерянно смотреть, говоря, что же ты делаешь, то мне кажется это не совсем нормальная родительская реакция.
Т. е. это одна из первых границ, которых ребенку нужно освоить, когда он начал говорить, активно входить в мир, что на взрослого и на младшего и на девочку, например, нельзя подымать руку. Эта граница сама в сознании ребенка не возникает. Здесь требуется своеобразное давление и работа со стороны взрослого. И есть вещи, которые надо детям запрещать, как говорилось выше - спокойно и со властью. Вообщем-то ребенка, который может поднять руку на маму, то надо спокойно (это ключевой момент), а если спокойствия нет не надо делать ничего, перехватить руку ребенка и сказать, что маму бить нельзя, взрослых бить нельзя, ты еще этого не понимаешь.
«Ты можешь бить ровесников, но маму не можешь, ведь мама тебе не ровесница и не подружка». Надо донести до сознания ребенка, что родители не обижают, а воспитывают, даже если это иногда обидно.
Обычно кулачками много машут те, кто не умеет выражать свои чувства словами. Слова кончаются, начинаются учить действия.

Нужно с самого начала учить ребенка выражать словами свои чувства.
Например, он бьет ровесника, и не хочет останавливаться. Инстинктивный мамин ответ - крик.
Но вместо крика в ответ надо говорить: «ты очень рассердился и даже хочешь меня ударить». Тем самым вы облекаете те чувства в слова, которые он пока еще облечь не может. И вы перехватываете, но все равно не разрешаете, граница должна быть.
Если драчун не унимается, то хороший способ - это time out, временное прекращение контакта и общения с ребенком.

Тайм-аут - это не наказание, а передышка. На это время следует отправить ребенка в свою комнату или на специальный стульчик - скамейку штрафников со словами: «Ты будешь здесь сидеть, пока не придешь в себя".
. Конечно, если это не тридцатиметровое жилище, а если дом нормальных размеров, надо отправить в его комнату и сказать, что пока ты ведешь себя так побудь один, а потом надо поставить точку.

Ребенок очень быстро живет, быстро забывает, но надо уметь мириться даже с маленькими детьми.
Бывает, что взрослый продолжает дуться, а ребенок уже все равно в другом месте, в другом времени.
Нужно уметь поставить точку; ведь бывает еще вербальная агрессия, что-то типа, а ты, противная мама уйди. Должно быть это все разобрано в нейтральное время, а не когда ребенок себя плохо ведет.
Потому что когда он машет кулачками он в процессе, он не слышит, доступ к нему закрыт. Время небольшое, не день, не 2, а час, 2, подойти и сказать, что не надо махать кулаками на маму, зачем ты это делал, ведь ты же маму любишь. Он же действительно любит маму. У маленького ребенка бывает, что сначала он машет кулачком, а через минуту ластится, как котенок.
Нужно поддерживать одно положительное, ласковое поведение и отгораживать другое.

Если маленькие братья дерутся отчаянно, но дружны в то же время, надо ли с этим бороться или просто ждать, когда подрастут и угомонятся?
Мне кажется, правило в семье должно быть такое: что если взрослый может не вмешиваться, если его не зовут, конечно, понятно, что чутким ухом он контролирует шум в детской, но там может быть очень шумно, и это не дискомфортно для детей.
Правило может быть таким: пока дети не позвали родителей- "до первой крови," что называется - взрослый не вмешивается, но если взрослый вмешался хуже должно быть обоим. Не в коем случае нельзя при вмешательстве в драку наказывать кого-то одного, нельзя вставать в роль третейского судьи: кто первый начал, а он чем двинул - это вещь бесконечная, тогда вам придется постоянно работать арбитражным судьей.

Есть емкое название этого педагогического приема: "сажать в одну лодку" , даже если известно кто виноват.
Если же дети понимают, что никому не выгодно, чтобы мама или няня пришли разбираться, то количество эпизодов будет сокращаться, а если начнется жаление пострадавшего, вынесение на вид, поиски виноватого, то это будет как снежный ком, все больше и больше.
Цитирую маму семилетнего мальчика: «Ой, наш Алик такой злой, так бьет других. Мы это давно знаем, но что же тут поделаешь…» Произносится с гордостью и улыбкой. Что можно сделать? (Для начала наверное, надо маму к психологу отвести?)
Надо понимать какой подтекст, маму действительно нужно отправить к психологу, как и значится в вопросе. Потому что в этом эпизоде на лицо такая вещь, то что по видимости не выгодно маме на самом деле ей нравится.
Тут расхождение текста и подтекста. Ребенок чувствует внутреннюю мамину гордость за свои действия.
Зачем это нужно маме мальчика об этом можно только догадываться.
Бывает так, что папа очень мягкий и она в дерущемся мальчике видит мужчину, бывает что ей нравится какой ребенок необыкновенный, разные могут быть причины.
Но если взрослый негативное поведение ребенка внутренне поддерживает, то бороться с ним бесполезно, потому что вывод на лице.
Бывает родители говорят, что он такой неуправляемый, такая необыкновенная личность и в этом тоже слышится восхищение. Это тот вариант, когда бесполезно что-либо делать. Или папа, который включен в воспитание, гордится неуправляемостью мальчика говорит, что он такой же как и я, а я пробился. Любые специалисты, няньки, включенная мама бесполезны, потому что ребенок на внутреннем уровне получает подтверждение своей стратегии поведения. И он будет так себя вести.

Видя такое поведение ребенка в семье взрослому надо задаться вопросами:
а) зачем и почему он так себя ведет,
б) кому в расширенной семье, кроме ребенка такое поведение выгодно и нужно, такой парадоксальный вопрос.
И только третий вопрос - что можно с этим сделать?
Потому что только в некоторых случаях, особенно если речь идет о детях старше трех лет иногда бывает что отсутствие реакции, когда плохое поведение ребенка ударяется в пустоту, не в попустительство, а отсутствие реакции тут очень показательно.

И всегда отрицательно влияют крики и раздражение в ответ .
Есть такая восточная мудрость, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает.
Раздражение не дает результата. Можешь поорать, чтобы выпустить пар это вполне такое нормальное явление для взрослого, но не воспитание.

И последнее, что можно сказать о плохом поведении .
Непослушание - как детская аллергия начинается с чего-то одного.
Если плохое поведение рождает наказание и яркую эмоциональную реакцию мамы, то в следующий раз в зону плохого поведения попадет больший круг явлений, моментов, реакция мамы усилится.

Усиление негативной реакции родителей усиливает неправильное поведение ребенка .
К психологу обычно попадают в такой ситуации, когда родители уже в этом кругу наказаний, запретов и криков и ребенок по каждому из этих пунктов ведет себя неправильно.

И существует только один парадоксальный способ выхода из тупика: надо найти что-то хорошее и начать за это хвалить.
Итак, с одной стороны ребенку нужны границы поведения, четкие границы, что можно, а что нет, а с другой стороны, надо что-то что может их поддерживать и наказание в плохом поведении не работает.
Работает лишение поощрения.
А плохое поведение нужно систематизировать и классифицировать.
Есть такое понятие как нормативный конфликт - это так называемые грабли, на которые каждый раз наступает "наш бледнолицый друг".
В одно и то же время возникают похожие ситуации, например, при одевании или при сборах в школу, из-за дня в день, похожие обстоятельства это и есть нормативный конфликт. Что может очень сильно подтачивать жизнь семьи, усиливать негатив, когда один орет, другой подключается, надо внимательно посмотреть есть ли такие стереотипные нормативные конфликты и понять почему.
И нормативный конфликт лучше всего предубеждать, менять сложившуюся форму поведения, нужно прогнозировать, когда у вашего ребенка наступают периоды непослушания. Если взрослый готов к плохому поведению, то реакция у него уже интересная, другая совершенно.

Обычно плохое поведение вызывает сложные чувства у родителей и это такой бермудский треугольник, потому что ребенок не слушается и родитель думает, что он плохой воспитатель, родитель, потому что он не справляется с ребенком. Здесь заложен парадокс, потому что быть хорошим родителем не значит иметь ребенка, который всегда ведет себя идеально, это то, на что мы влиять не можем, с каждым годом все больше. Мы можем расширять наш спектр ответов, реакций и быть, как бы готовым наорать, а сделать что-то поинтересней. И главное, что помнить, это то, что кричащий ребенок это не удар по вашему авторитету. У всех людей, даже психологов, сапожник-то всегда без сапог, очень талантливых родителей дети кричат, просто потому что они дети, у них много критических периодов, кроме того у детей до 3,5 лет вообще в нервной системе преобладает возбуждение над торможением, вообще нужна спокойная, мудрая реакция на то, что называем плохим поведением, а не слепое отчуждение.

Екатерина Бурмистрова
для журнала "Меню-магазин"


Top