Как сделать психологический тест генограмма семьи. Генограмма: изучение семейной истории

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы.

Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни.

Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода». Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным.

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы .

Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем.

Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается .

Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978 г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях.

В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Для того чтобы составить генограмму, необходимо провести опрос всех членов семьи. Затем вы можете использовать специальные символы генограммы, чтобы создать диаграмму, которая будет документировать историю вашей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и может содержать такую информацию, как: имена, фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти), образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страна проживания, религия.

ГЕНОГРАММА – это графическое изображение всех членов семьи человека, которая описывает происходящие важные события.

Анализ генограммы позволяет выявить повторяющиеся в системе события, даты (“синдром годовщины”), распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны (модели) и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение.

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность специалисту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 3 до 7 поколений.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму:

● родные и сводные братья и сестры
● мать, отец, первые партнеры родителей
● родные дяди и тети
● предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
● дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
● бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
● прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
● интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Исследуйте свою семейную историю. Сначала запишите все, что знаете лично вы. Когда вы исчерпаете свои собственные знания, начните говорить с членами семьи. Задайте вопросы о семейных отношениях и существенных событиях. Делайте записи, примите все сказанное к сведению.

● Будьте внимательны, ведь эти обсуждения, возможно, могут оказаться трудными для некоторых членов семьи.

● Будьте готовы выслушать уйму историй. Истории являются наилучшим средством для запоминания и хранения информации - поощряйте это, слушайте внимательно, открыто задавайте вопросы, которые мотивируют особу раскрыть больше информации.

● Возможно, вы также сможете найти информацию через сетевые поиски или семейные книги . Однако вы должны быть уверены, что эта информация является точной. Если вы решили использовать данные способы, то вам придется перепроверять полученную информацию от разных источников и способом общения с живыми людьми.

Составляя генограмму, необходимо ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, психические заболевания, наркомания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего можно было бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13. Каковы первостепенные ценности? Каковы семейные ценности?

14. Как в семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы семейные “можно” и “нельзя”, “должен” и “не должен”?

16. Что происходит с чувствами в семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы:

Генограмма может быть использована для показания разнообразия семейных отношений, а также видов заболеваний.

Генограмма включает в себя символы, которые указывают на семейные взаимоотношения, например на конфликт, близость, отчужденность, и т.п. Эмоциональные отношения имеют специфические символы, что помогает сохранять смысловой поток генограммы.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Семь измерений генограммы (по рук. М.В.Смоленской).

Генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. По возможности необходимо заполнить каждую часть.

1. Семейное древо: Начинать надо со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используется квадрат, а для каждой женщины – круг. Изобразить надо свое собственное положение, затем – супруга(и) и детей. Это является “ядром семьи” и центром или “стволом” семейного древа.

Теперь можно расширять схему, чтобы включить различные ветви семейного древа: на нем будут изображены родители, все их дети, дедушки и бабушки, а также их дети. Если сразу не удается вспомнить все подробности, то необходимо просто рисовать круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких можно насчитать.

Затем необходимо пронумеровать круги и квадраты и вписать в каждый имя и возраст. Таким образом, можно будет ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения: Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если знать, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически.

Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем древе.

3. Эмоциональные паттерны: Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Обычно человек может определить эти паттерны (модели), задавая вопросы такого рода: “Какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравнить то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений: Теперь надо посмотреть, как члены семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можно спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Открыты ли семейные отношения или замкнуты, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Затем можно определить категории любых отношений между членами семьи или отношения между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделить заглавными буквами (А, Б, С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи: Будет полезно взглянуть и на то, как разные части семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, захотеться использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы можно описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования: Члены семьи передают нам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на эти верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия потенциала. Исследование таких верований – начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья: На заключительном этапе необходимо сделать шаг назад и посмотреть, какой видит себя семья, являясь частью общества. Как семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя? И как обычно общество отвечает семье?

Как только вы составили генограмму, тщательно проследите, какие сходства и последовательность можно идентифицировать. Возможно, есть образцы наследственного поведения или специфические психологические тенденции, которые очень примечательны, когда все группируется вместе таким образом.

● Будьте осторожны в своих предположениях. Не следует делать выводы о наследственных специфических болезнях вашей семьи, основываясь только на данных из генограммы. Обратитесь к медицинскому специалисту по поводу ваших подозрений, пусть он проконсультирует вас в вопросах данного наследственного заболевания.

● Не используйте генограмму в качестве предположения о каких-либо действиях и побуждениях членов семьи, а так же не пытайтесь противостоять им. Если вы обнаружили тенденции того, что дядя Федя увольняется с каждой своей работы, а двоюродная сестра Мария всегда уводит чужих парней, не спешите махать у них перед носом составленной генограммой в качестве доказательства того, что им нужна помощь психоаналитика. Постарайтесь избежать поверхностного отношения членов семьи после создания данной генограммы, сначала попросите сделать о ней заключение у вашего семейного или личного адвоката.

● Если вы подробно описываете семейную историю, то факты и сходства, обнаруженные благодаря генограмме, могут объяснить, почему члены семьи сменили географическую область, какие виды отношений прослеживаются, и, возможно, даже найти членов семьи, которые не были официально признаны.

● Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.

● Это может быть превосходным школьным заданием , ученики выберут знаменитую особу и исследуют историю её семьи и семейные отношения. Это можно облегчить, используя интернет, но поиск может выдавать неточные факты и узкую информацию, так что ее можно рассматривать в качестве личного исследования, но не обязательно исчерпывающего.

● Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь вашей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.

● Никогда не используйте генограмму, чтобы противостоять члену семьи без помощи адвоката или профессионала из области здравоохранения.

Генограмма позволяет Вам и членам увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи.

Используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз. Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно.

Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т.д. Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи” и центром или "стволом” вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на схеме 2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?” "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1.Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2.Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3.Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4.Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5.Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6.Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7.Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8.Кто был экстравертом, а кто был интравертом?

9.Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10.Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11.Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12.Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13.Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14.Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15.Каковы ваши семейные "можно” и "нельзя”, "должен” и "не должен”?

16.Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17.Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18.Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

  • < Родология – наука о законах развития Рода
  • Семейные программы и социальные стереотипы >

Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

При помощигенограммыможно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима. Отмечая, генограммой, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.

Составляя генограмму можно обнаружить, что семейное проклятье - холециститы - панкреатиты - можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Генограммой можно исследовать отношения внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Анализ генограммы сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики

Необходимые сведения для работы с геносоциограммой

  • Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
  • Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
  • Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
  • Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
  • Разница в возрасте между супругами.
  • Смена фамилии, имени.
  • Количество детей в семьях.
  • Аборты, выкидыши.
  • Профессии.
  • Болезни, алкоголизм, наркомания.
  • Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
  • Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
  • Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
  • Эмиграция, ссылка.
  • Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).

Какие же вопросы могут выясниться при работе с генограммой своей семьи? О чем же может говорить эта, на первый взгляд, сухая и обезличенная схема семейного дерева.

Оказывается, в ней могут быть зашифрованы очень драматические и живые ситуации человеческих судеб.
Вот всего лишь несколько примеров, которые зазвучали именно через работу с генограммой.

Женщина средних лет очень страдала из-за измены мужа. Невыносимая ситуация скандалов и разборок длилась в семье на протяжении года. При составлении гемограммы выяснилось, что отец женщины умер, когда ей было 19 лет. И ее сыну тоже было 19 лет, когда произошла драма в их с мужем семье. Так, порой, причудливо проявляет себя семейная душа – в этой семье дети «теряют» отцов в возрасте 19 лет! И измена мужа, возможно, нужна не столько ему, сколько семейной душе «пострадавшей» женщины.

Женщина чуть старше 30-ти никогда не была замужем и не имела продолжительных и крепких отношений с мужчинами . Она говорила о том, что как будто не видит мужчин вокруг. Их словно не существует в ее мире. И, даже, когда все-таки кто-то из мужчин возникал в еежизни, то ей было «не на что смотреть». Изучая историю ее рода и составляя гемограмму, женщина рассказала о всплывшей внезапно давней истории: ее дедушка по материнской лини изменил своей жене. Его измена стала всем известна, и дедушка с разлучницей были всеми осуждаемы и обвиняемы. Деда вынудили прервать связь с этой особой, которая к тому времени забеременела, и ей пришлось сделать аборт. Наша героиня оказалась связана с этой женщиной и ее нерожденным ребенком, который уже принадлежал их семье, потому что был ребенком деда.

И она как бы стала на сторону отвергнутой женщины и ее ребенка. Чувствуя тоже, что и она (обиду на мужчин, недоверие к ним), наша героиня тоже исключила мужчин из своей жизни, своей судьбой напоминая всей семье об этой, оставшейся в прошлом, истории.

Иногда наши неудачи и неуспех, и связанные с ними тяжелые состояния неуверенности и подавленности, тоже могут корнями уходить в наши семейные истории.

Мужчина сорока лет начал свой бизнес, в котором он был связан с официальными организациями и их представителями. У него постоянно возникали нестыковки, трудности с договоренностями, помещением и т.д . Это его очень удручало, он сильно переживал, бывали моменты, когда он был готов все бросить. Очень часто его сопровождало ощущение тяжести и обремененности каким-то неоплатным долгом и виной. Составляя генограмму, он сокрушался о том, что ему сложно сейчас добыть информацию, родители умерли и расспрашивать не у кого. И уже работая в группе по родовым сценариям, он вдруг вспомнил о том, что у него был братик, который умер, когда наш герой был совсем маленьким. Семейной душе важно, чтобы память обо всех сохранялась, и каждый занимал свое место. Люди, у которых рано умерли братья или сестры, пытаются прожить жизнь как бы и за них и, очень часто, не решаются на свое счастье, успех и процветание. Они, будто, говорят умершим: я тоже откажусь жить полной жизнью, потому что твоя судьба не дает мне покоя.

Мы продолжим публикацию семейных переплетений, которые выясняются при работе с генограммой семьи.

См. также статьи Алены Олешко , главного психолога Центра Виртуальной Синергетики


Top