Опять на них надеется страна.

А также регулярность ее выплат больше всего имеет значение для заинтересованных в этом людей. Военную пенсию получают люди, которые несколько лет проходили службу в Министерстве государственной обороны, в департаментах исполнительно-уголовной системы, включая полицейских служащих, работников противопожарной государственной службы и работников отделов по борьбе с наркоторговлей.

Служащий, который рассчитывает получить военную пенсию по выслуге лет, должен проработать в государственном департаменте не менее 20 лет . Преимущество военной пенсии состоит в том, что ее заслужить можно независимо от возраста, заслуженный выход на пенсию может состоятся и в 40 лет. Военнослужащих, проработавших на государственной службе достаточно длительное время, остро волнует вопрос о выплатах и об индексации военных пенсий прежде всего потому, что многие выходят на пенсию вынужденно.

В Министерстве финансов неоднократно заявляли о необходимости повышения уровня жизнеобеспечения военнослужащих. За счет периодического индексирования пенсий жизненный уровень военных пенсионеров значительно повышается, но данные меры неспособны полностью обеспечить достойное существование бывших военнослужащих.

Формирование пенсии после 2015 года

О том, как будет формироваться размер военной пенсии с 2015 года недавно узнали служащие, рассчитывающие выйти на пенсию в скором времени. Согласно Указа президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года размер пенсионных выплат будет индексироваться ежегодно на 2% , дополнительно учитываются темпы инфляции, исходя из которых к основной части пенсии добавятся исчисления в зависимости от процента инфляции. Запланированная индексация военных пенсий будет производится не менее двух раз в год. Первая индексация будет происходить ежегодно с 1 января текущего года, вторая, дополнительная, — в октябре. По прогнозам аналитиков, общее увеличение базовой части пенсии составит не менее 8,5% , при этом нельзя спрогнозировать заранее темпы , исходя из подсчетов которых будет проводиться сама индексация.

Аналитики подсчитали, что если темпы инфляции будут интенсивными, целесообразнее индексировать военную пенсию не менее двух раз в год. Двойная индексация еще связана с тем, что если будет наблюдаться незапланированный рост инфляции, размер пенсии своевременно можно будет поправить.

Недавно действующая еще в советские времена формула расчета размера пенсий до недавнего времени оставалась неизменной. Если ранее по ней пенсия по выслуге более 20 лет начислялась в размере 50% от оклада, пенсионеру засчитывался также размер выплаченных премий, а также прочие выплаты.

Данная формула не оправдывает себя в ныне существующих условиях в силу своей экономической нецелесообразности. Основной минус существующий системы пенсионного обеспечения состоит в том, что даже при желании государства платить высокие пенсии военнослужащим в бюджете недостаточно денег для осуществления подобных планов.

В целях улучшения действующей пенсионной системы государством была изменена именно формула расчета пенсионных выплат, дополнительное индексирование пенсий позволяет адекватно увеличивать ее размер. Кроме того государством постоянно прилагаются дополнительные усилия для того, чтобы обеспечить достойное существование бывшим военнослужащим. Новая формула при расчете пенсии будет учитывать не только уровень заработной платы, но также стаж и возраст.

Итог

Согласно последним данным, размер военной пенсии примерно в 1.7 раз превышает размеры пенсии по старости , что доказывает наличие положительных сдвигов в этой сфере социальной политики. За счет государственных реформ в области пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, повышается их социальный статус и улучшается качество жизни. Недавнее социальное низкое положение военных пенсионеров осталось в прошлом. Новые реформы правительства позволяют отметить тенденцию значительного улучшения социального обеспечения. Будем надеяться, что на практике все останется таким же радушным, а не выльется в еще одну непонятную и нецелесообразную реформу.

Военные пенсии и денежное довольствие. Новости из Госдумы

Первое слушание пакета законов о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов состоялось в Госдуме в октябре. Через месяц, к концу ноября, планируется принятие бюджета.

Предложения по корректировке проекта бюджета, представленного Правительством, поступают в профильные комитеты. Критика многих статей бюджета коммунистами и другими оппозиционными фракциями, группами, отдельными депутатми по опыту предыдущих лет вряд ли в состоянии поколебать позиции думского большинства едироноросов.

Небольшое отступление.

Когда активная часть военных пенсионеров предлагает «трубить во все трубы», писать во все инстанции: депутатам Госдумы, председателям профильных комитетов и т.п. о существующих проблемах с повышением военных пенсий, рост которых отстает от уровня инфляции, создается впечатление, что депутаты чего-то не знают или чего-то не понимают.

ЭТО НЕ ТАК!

Все депутаты, а тем более члены и руководители профильных комитетов, прекрасно знают ситуацию с ростом военных пенсий и денежного довольствия военнослужащих после 1 января 2012 года.

Познакомимся подробнее с некоторыми новыми документами по бюджету, которые размещены на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы

Заключение Комитета по обороне от 09.10.14 № 108/1.1
Констатирует факты по сути ничего не изменяющие в бюджете 2015, но члены Комитета по обороне (депутаты) пытаются выразить свое несогласие с регулярным «замораживанием» статей законов, которые определяют рост военных пенсий после 2012 года.

«По мнению Комитета по обороне, приостановление действия указанных положений Закона № 4468-I и Указа № 604 фактически дискредитирует гарантированный государством достигнутый уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.»

Конечно, они в данном случае правы. Ведь четко предполагалось, что денежное довольствие военнослужащих будет индексироваться не на заложенную в бюджете инфляцию на следующий год, а на реальную (официальную Росстата) инфляцию. Плюс к этому с 1 января ежегодно «понижающий коэффициент» для военных пенсий должен был повышаться на 2 пункта.

Кстати, масштабы экономии в 2015 году за счет отмены повышения с 1 января «понижающего коэффициента» с 62,12 до 64,12 минимальны для бюджета России. Из того же Заключения Комитета по обороне:

«Финансовая оценка реализации в 2015 году предлагаемой к приостановлению действия части второй статьи 43 Закона № 4468-I составляет около 19,2 млрд. рублей, из них по Минобороны России - 9,5 млрд. рублей.»

Почему минимальна? Да потому, что при инфляции в 2014 году на уровне 9% по последним официальным прогнозам, профицит бюджета в рублях (остаток средств в бюджете в 2014 году) составит от 0,3% до 0,5% от ВВП (за 1 квартал 2014 года ВВП России составил 17697 млрд рублей, а за год - примерно в 4 раза больше), то есть профицит измеряется сотнями миллиардов рублей.

Депутаты Госдумы также хорошо понимают, что повышение военных пенсий – социально значимая проблема.

«Между тем указанная норма статьи 43 Закона № 4468-I (в части ежегодного увеличения на 2 % размера указанного денежного довольствия) является важной социальной мерой, гарантированной военнослужащим и военным пенсионерам государством, и связана с введением с 1 января 2012 года так называемого "понижающего коэффициента 0,54" в связи с переходом на новую систему обеспечения военнослужащих денежным довольствием и одновременным значительным увеличением его размеров. Неприменение в законопроекте части второй статьи 43 Закона № 4468-I в части увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом № 4468-I, значительно обострит проблему пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.

Установленное указанной нормой Закона № 4468-I увеличение денежного довольствия является самостоятельной мерой социальной защиты военных пенсионеров и направлено на достижение такого уровня пенсионного обеспечения, при котором при назначении соответствующих пенсий будет учитываться 100 % размера денежного довольствия военнослужащих, указанного в статье 43 Закона № 4468-I. При таких обстоятельствах указанное увеличение размера пенсий не может быть заменено индексацией денежного довольствия военнослужащих, поскольку указанный "понижающий коэффициент" фактически не увеличивается.

По мнению Комитета по обороне, приостановление действия указанных положений Закона № 4468-I и Указа № 604 фактически дискредитирует гарантированный государством достигнутый уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.»

Есть еще интересный и важный момент. В Заключении Комитета Госдумы по обороне по проекту федерального закона № 611445-6 " О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов…" появилось новое предложение в бюджет 2015 года, которое может улучшить ситуацию с повышением военных пенсийц, но в тоже время «сильно обидит» действующих военнослужащих.

«6. По мнению Комитета по обороне, структурой бюджетных расходов предусмотренных законопроектом учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих. При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо:

6.2. Учитывая наличие в проекте федерального бюджета на 2016-2017 годы запланированных бюджетных ассигнований на 2015 год на пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, предложить Правительству Российской Федерации в части 9 статьи 8 законопроекта предусмотреть, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, устанавливается с учетом увеличения размера указанного денежного довольствия на 2 %, то есть 64,12 % от размера этого денежного довольствия, а также предусмотреть выполнение требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604. При этом установить, что денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, не подлежит в 2015 году увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), установленного законопроектом.»

То есть, фактически это предложение и на 2015 год «заморозить» рост денежного довольствия военнослужащих, как это было в предыдущие годы. Военным пенсионерам предлагается повысить «понижающий коэффициент» с 62,12 до 64,12 (видимо с 1 января 2015 года), а позже (видимо с 1 октября) повысить военные пенсии за счет дальнейшего увеличения этого коэффициента для выполнения Указа Президента № 604. Это приведет к повторению ситуации 2013 и 2014 годов и повышению военных пенсий в 2015 году сверх запланированного в принимаемом Законе о бюджете уровня инфляции в 5,5% на 2%.
Таким образом, суммарно военные пенсии в 2015 году выросли бы на 7,5% (вместо 5,5% предложенных Правительством).

Это предложение для военных пенсионеров, конечно, выглядит более предпочтительным, НО ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВОЕННОСЛУЩИХ (соответственно и для российских вооруженных сила в целом) ОТСУТСТВИЕ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ПОДРЯД СТАНЕТ СЕРЬЕЗНЫМ УДАРОМ. Задача повышения доли комплектования контрактниками наших вооруженных сил до 450 тысяч к 2018 году, которая жестко была поставлена Президентом, останется мечтой.

По опыту принятия предыдущих бюджетов предложения Правительства проходят практически на 100%, поэтому вариант, предлагаемый Комитетом по обороне, все же маловероятен.

Почему появилось это предложение?

Мнение администрации сайта "Военный пенсионер".

В отличие от военных пенсионеров, которые участвуют в обсуждении проблем повышения пенсий, действующие военнослужащие и к ним приравненные МОЛЧАТ О «ЗАМОРАЖИВАНИИ» ПОВЫШЕНИЯ СВОЕГО ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ УЖЕ ТРЕТИЙ ГОД! Трудно вспомнить, когда в последний раз в СМИ, Интернете появлялись статьи, публикации, передачи и т.п., где бы серьезно обсуждалась эта проблема.

Еще одно интересное наблюдение.

В Минфине (соответственно и в Правительстве), появилось непонятно кем, когда и на каком основании (каким законом?) установленное соотношение, которым Минфин измеряет «норму» соответствия уровней военных и трудовых пенсий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу….»

…………………………………………

«…По предварительной оценке, установленное в 2012 году соотношение размера средней военной пенсии и средней трудовой пенсии в 1,7 раза в 2015 году в целом будет сохранено…»

Предварительные выводы

Повышение военных пенсий и денежного довольствия военнослужащих, как и было предложено Правительством, можно ожидать в 2015 году один раз с 1 октября на 5,5%.

Гражданские пенсии предлагается проиндексировать два раза с 1 февраля (на уровень инфляции 2014 года) и с 1 апреля. Таким образом, гражданские пенсии после 1 января 2012 продолжают расти быстрее военных, так как ежегодно их рост превышает официальную инфляцию Росстата. Военные пенсии растут медленнее, а в 2014 году их увеличение уже оказалось меньше уровня официальной инфляции.

В начале июля текущего года в средствах массовой информации опубликован закон, который, безусловно, порадовал миллионы российских военных пенсионеров. Речь идет о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан" от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ. Статьей 3 данного законодательного акта внесены изменения в Федеральный закон "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Суть внесенных изменений заключается в том, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, с 1 января 2015 г. установлен 62,12 процента, а с 1 октября 2015 г. - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия.

Напомним, что с 1 января 2012 г. в нашей стране действует новый порядок исчисления размера военных пенсий. Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в денежное довольствие, учитываемое при исчислении размеров военных пенсий, включаются:

Оклад по воинской должности;

Оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);

Ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. В среде военных пенсионеров данный процентный размер учета денежного довольствия получил неофициальное название "понижающий коэффициент".

В последующие годы указанный коэффициент (размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии) соответствующими законами о федеральном бюджете повышался неоднократно: в 2013 г. - на 2 процента; в 2014 г. - на 4,45 процента, и с 1 октября 2014 г. по настоящее время он составляет 62,12 процента.

В связи со сложной экономической ситуацией в стране и в мире Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ законодательная норма о ежегодном увеличении данного размера не менее чем на 2 процента была приостановлена до 1 января 2016 г. При этом первоначальной редакцией Закона о федеральном бюджете на 2015 г. предполагалось увеличение с 1 октября 2015 г. размеров денежного довольствия военнослужащих на 5,5 процента. Соответственно, это должно было повлечь повышение размеров военных пенсий, т.е. предполагалось, что, несмотря на замораживание "понижающего" коэффициента, военные пенсии в текущем году все равно бы выросли.

Однако 20 апреля 2015 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", которым установлено, что в 2015 г. не осуществляется индексация месячных окладов в соответствии с присвоенными воинскими званиями и месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.

Одновременно в целях социальной защиты военных пенсионеров в ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено повышение с 1 октября 2015 г. с 62,12 до 66,78 процента размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий.

Данные законодательные новации потребовали внесения соответствующих изменений и в Федеральный закон "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ".

В общем виде динамика "понижающего" коэффициента, применяемого при исчислении военных пенсий, выглядит в настоящее время следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Повышение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, в 2012 - 2014 гг.

Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии

Закон, которым установлен размер

54,0 процента

56,0 процента

58,05 процента

60,05 процента

62,12 процента

66,78 процента

Таким образом, на первый взгляд руководство государства демонстрирует вполне адекватную реакцию на экономическую ситуацию в стране и изыскивает возможности для поддержания уровня жизни военных пенсионеров. Однако возникает вопрос: а в полной ли мере реализуются нормы действующего законодательства, регулирующего данный вопрос?

Действенным, законодательно предусмотренным средством снижения негативного влияния инфляционных процессов на уровень жизни населения является механизм индексации оплаты труда и пенсионного обеспечения. Если сравнить приведенные выше показатели индексации военных пенсий с официальным уровнем инфляции, определяемым в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, то картина выглядит следующим образом (см. таблицу 2):

Таблица 2

Соотношение размера увеличения военных пенсий с уровнем инфляции в Российской Федерации в 2013 - 2015 гг.

Уровень инфляции

Размер повышения пенсий

5,5 процента

4,05 процента

5,0 процента

4,12 процента

12,2 процента

4,66 процента

Из приведенных данных наглядно видно, что ежегодное повышение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, явно отстает от темпов роста инфляции, т.е. жизненный уровень военных пенсионеров в последние три года неуклонно снижается. В первую очередь это касается тех из них, которые не работают, и потому пенсия является для них основным источником средств к существованию.

Указанное отставание темпов роста размеров военных пенсий от темпов роста инфляции было бы компенсировано, если бы выполнялись законодательные нормы о ежегодной индексации размеров денежного довольствия военнослужащих (на это, видимо, и рассчитывал законодатель, устанавливая явно заниженные размеры индексации пенсий).

Ежегодная индексация размеров денежного довольствия военнослужащих предусмотрена ч. 9 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", где закреплено ежегодное увеличение (индексация) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих. Решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих должны приниматься Правительством Российской Федерации.

Однако на практике данная законодательная норма пока ни разу не была реализована.

В 2013 г. индексация не производилась под предлогом того, что с 1 января 2013 г. вслед за военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России были существенно повышены оклады денежного довольствия военнослужащим других воинских формирований и органов - ФСБ России, ФСО России, МЧС России, Спецстроя России. В связи с этим Правительство Российской Федерации посчитало нецелесообразным одновременно с повышением окладов денежного довольствия проводить их индексацию.

В 2014 г. действие рассматриваемой нормы было приостановлено до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ.

В текущем 2015 г., как упоминалось выше, данная норма также не действует в связи с приостановлением ее действия до 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ.

Таким образом, размеры денежного довольствия военнослужащих остаются в настоящее время на уровне 2012 г. Соответственно, неизменной остается и база для исчисления размеров военных пенсий. Некоторое повышение пенсий (явно недостаточное, как показано выше) обеспечивается лишь за счет роста размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (от 4,05 до 4,66 процента в год).

Все вышесказанное выглядит явным диссонансом на фоне существенного увеличения интенсивности боевой подготовки, роста военных угроз России. Рано или поздно это может привести к росту социальной напряженности в военной организации государства, что, как показывает наша недавняя история, может отрицательно сказаться на боеспособности войск (сил).

Экономический кризис и проблемы с формированием бюджета на 2016 год отразились на военных пенсиях. Ранее фактически на год была отложена их двухпроцентная индексация, призванная компенсировать понижающий драконовский коэффициент 54 процента. Не произошло в 2015-м и обещанной индексации на размер инфляции, хотя для гражданских пенсий ее произвели.

Почему-то никто, принимая решения о том или ином урезании, не задумывается, что пенсия для многих пожилых людей, особенно потерявших здоровье на военной службе, единственный источник существования. А значит, надо хотя бы объяснить ветеранам причины таких метаморфоз. Увы, этого, как правило, не происходит.

Закон и экономия

Военные пенсионеры – люди с государственным мышлением и готовы понять финансовые проблемы страны. Но они хотят знать, почему меры по затягиванию поясов касаются только пенсионеров и не распространяются на представителей более состоятельных слоев населения, в том числе олигархию. Подоходный налог для всех, например, как был, так и остается 13 процентов.

“ Непонятно одно: почему надо просить у государства о том, что и так положено по закону? ”

1 октября 2015 года наконец вновь заработала та самая замороженная ранее ежегодная двухпроцентная надбавка. Как говорится, и на том спасибо. Но удивляет легкость, с которой чиновники манипулируют недавно принятыми законами. Речь о 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ими, напомним, одновременно с повышением окладов денежного содержания военнослужащих был установлен новый порядок начисления пенсий. Прошло всего четыре года и оказалось, что действие его норм запросто можно отложить на неопределенное время подзаконными актами.

Фото: google.com

Хотя в Конституции РФ прямо сказано, что у нас не должны приниматься законы, ущемляющие социальные права и гарантии граждан, ухудшающие их материальное положение. Тем не менее в 2016 году в связи с экономическим кризисом государство решило поправить дела за счет пенсионеров. Как считают законодатели, отказ от индексации пенсий станет главным источником экономии денег в казне. Такие выводы следуют из анализа бюджета и сопутствующих документов. Так, правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому с 1 января 2016 года пенсионерам, работающим или занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней не индексируются. Тем самым государство по сути дискриминирует пенсионеров, которые в силу своих возможностей и желания пытаются помочь стране посильным трудом. Это пока не коснулось военных запаса, но сам по себе подобный подход вряд ли можно назвать логически обоснованным. Скорее он говорит об отсутствии единой социальной политики в государстве, консолидированной позиции законодательной и исполнительной власти. Более того, он кажется просто абсурдным, и уж если должен кого-то затрагивать, то в первую очередь госчиновников, которым недавно разрешили на пять лет дольше пребывать на государственной службе.

В 2016 году не предусматривается индексация стипендий, окладов госслужащих, судей и денежного довольствия (ДД) военных. Ради наполнения бюджета в третий раз заморожены пенсионные накопления. Документ предлагает продлить приостановку действия 24 законов до начала 2017 года. В качестве причины такого шага указана опять же нынешняя экономическая ситуация. Хотя по заявлениям советника президента Сергея Глазьева, в стране накоплены огромные валютно-финансовые резервы, а немалая часть доходов от продажи энергоносителей ежегодно конвертируется в ценные бумаги США и оседает на Западе.

Минфину России якобы катастрофически не хватает денег. При этом федеральный бюджет буквально захлебывается от них: неиспользуемые остатки средств на его счетах выросли с начала года при урезании самых необходимых расходов почти на 500 миллиардов рублей, достигнув на 1 октября 10,6 триллиона. Для сравнения: все доходы бюджета-2015 запланированы на уровне 12,5 триллиона рублей. Причем приоритетом, если судить по отчетам, является не «оборонка», не социальные программы и даже не финансовые спекуляции в виде обслуживания госдолга, а накопление денег и вывод их из России – в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых вложены в основном в госбумаги США и стран еврозоны. Таким образом, главное для нашего бюджета – финансирование расходов стран, ведущих с Российской Федерацией новую холодную войну, включающую в себя кредитную и инвестиционную блокаду.

И все же военные пенсии – это прерогатива прежде всего Министерства обороны РФ. Как ситуацию с ними оценивают в самом ведомстве?

По просьбе министра

Согласно специальному закону пенсия лицам, уволенным с военной службы, исчисляется из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и ежемесячной надбавки за выслугу лет. Размер пенсии напрямую зависит от продолжительности военной службы, условий ее прохождения и занимаемой на дату увольнения должности.

Фото: google.com

В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы ДД военнослужащих ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система ДД проходящих военную службу, предусматривающая увеличение окладов военнослужащих, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с проведением этой реформы 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года внесены изменения, устанавливающие новые правила исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012 года учитываемое при исчислении пенсии ДД установлено в размере 54 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013 года предусматривалось ежегодное повышение данного коэффициента на два процента и пересмотр военных пенсий первого числа каждого последующего года с целью доведения его до 100 процентов. С учетом уровня инфляции ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем два процента, что, безусловно, можно только приветствовать. Но в жизни все получается иначе. Даже эти два процента заморозили на год. И где гарантия, что не ударит очередной кризис, не случится неурожай, не упадут цены на нефть?

Надо откровенно сказать и о том, что выбрать все 100 процентов кровно заработанной пенсии бывший военный даже теоретически сможет лишь через 23 года. Многие до этого счастливого дня просто не доживут. Особенно люди, которым 60–70 лет, не говоря уже о более возрастных. Получается, обещанные в перспективе 100 процентов пенсии по сути пустая декларация. Почему хотя бы для самой старшей категории граждан не сделать возрастную поправку, которая никак не отяготит карман государства? По некоторым оценкам, таких пенсионеров в стране наберется всего около 300 тысяч.

Понятно, что Министерство обороны не Минфин, не правительство и самостоятельно решать такие вопросы не может. Но, отдадим должное, оно постоянно проводит работу по индексации военных пенсий. Напомним:

  • с 1 января 2012 года произведен пересмотр пенсий, размеры которых увеличились в среднем на 50–70 процентов;
  • в 2013 и 2014 годах пенсии пересматривались дважды в год путем повышения размера ДД, учитываемого при их исчислении;
  • с 1 января 2013 года брались в расчет уже не 54 пресловутых драконовских процента, а 56 – от ДД, учитываемого для начисления пенсии;
  • с 1 октября 2013 года – 58,05 процента;
  • с 1 января 2014 года – 60,05 процента;
  • с 1 октября 2014 года – 62,12 процента.

Как считают в военном ведомстве, данное увеличение позволило повысить в 2013 году размеры пенсий уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента, а в 2014-м – на 7 процентов (на 2 процента выше уровней инфляции, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год).

Еще раз скажем спасибо МО РФ за проводимую работу. Но мы-то знаем, насколько лукавы официальные цифры инфляции, которая в реальности значительно выше и составляет нынче, по данным независимых источников, около 14 процентов.

Интересно и то, что в 2015 году повышение ДД военнослужащих и пенсий первоначально вообще не предусматривалось. Для того чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, потребовалось личное обращение министра обороны к президенту. Лишь тогда вопрос был решен. В частности, 20 апреля 2015 года подписан ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября 2015 года составил 66,78 процента, что позволит увеличить военные пенсии на 7,5 процента. Таким образом, их размеры увеличатся в денежном исчислении на 700–1200 рублей.

Непонятно одно: почему надо просить о том, что положено по закону? Ведь еще в 2012 году бывшим военным просто недодали положенное, а теперь, оказывается, о возвращении признанного государством долга надо еще и просить на самом высоком уровне. Почему министру обороны приходится напоминать об этом нашему правительству, руководству страны? В правовом государстве выбора «хочу – дам, хочу – нет» у чиновника быть не должно. Получается, какими бы замечательными ни были у нас законы, все решает субъективный фактор, благосклонность руководителей высокого ранга.

Справедливость отдали на откуп

Теперь о том, как все-таки изменились военные пенсии с 1 октября 2015 года. Их средний размер, как подсчитали в Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны РФ, составил 21 290 рублей в месяц и превысил средний размер страховой пенсии (12 900 руб.) в 1,65 раза.

Надо учесть при этом, что пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим после их увольнения по истечении 20 лет службы, а страховая пенсия мужчинам – только по достижении 60-летнего возраста. Понятно, что за 20 лет выслуги пенсия назначается в минимальном размере, а полная – лишь за 32 года военной службы.

Какой будет дальнейшая социальная политика государства по отношению к военнослужащим кадра, запаса и в отставке – покажет время. Но в любом случае нельзя отдавать ее на откуп чиновникам, пусть даже самого высокого ранга. Это вопрос отношения государства к людям в погонах, отдавшим его защите лучшие годы жизни.

И еще вопрос справедливости, которая в России всегда считалась одним из главных критериев социального благополучия общества и говорить о которой пока не приходится. Судите сами. В соответствии с действующим российским законодательством:

  • у федеральных государственных гражданских служащих пенсия рассчитывается с учетом всех добавок, а у военных пенсионеров – нет;
  • депутаты различных государственных и муниципальных структур получают пенсии от 75 процентов и более, а военные пенсионеры – нет;
  • федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию с 15 лет службы, а военнослужащие – с 20;
  • надбавка за особые условия военной службы установлена в размере 100 процентов, в то время как за особые условия гражданской службы – 200 процентов (подпункт 2 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Дальнейшее сохранение такого положения дел как минимум понижает привлекательность службы в Вооруженных Силах и отрицательно сказывается на статусе военнослужащих.

Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций.
Минфин опубликовал проект бюджета на 2015-2017 годы. Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций. Оппоненты Минфина из социального блока правительства сразу назвали документ непрофессиональным.
Ориентиром для балансировки нового среднесрочного бюджета, по мнению Минфина, может стать прогнозная цена нефти на уровне $90 за баррель. В текущем году документ верстался под нефть стоимостью $105 за баррель.

"Больше денег в бюджете, чем там есть, быть не может, - объясняет замминистра финансов Алексей Лавров. - Их столько, сколько генерирует экономика. Мы предложили свое видение того, как максимально эффективно в данных конкретных условиях распорядиться общественными фондами - часть ушла на оборону, часть на безопасность, часть на Крым, на образование. То, что у нас сокращается общий объем расходов к ВВП, это неизбежность. Экономика сейчас не может генерировать больше доходов, над этим надо работать".

Соответственно, главной задачей финансового блока правительства на ближайшие три года станет поиск дополнительных доходов и экономия по широкому спектру - от международных инвестиций до зарплат ученых и пенсий военных.
В поисках триллиона

Минфин планирует допдоходы в 2015-2017 годах почти на 955 млрд руб. Основной вклад в бюджет 2015 года обеспечит приватизация 19,5% акций "Роснефти" - ведомство Антона Силуанова рассчитывает получить от продажи бумаг около 100 млрд руб. Кроме того, по расчетам министерства, 41,7 млрд руб. даст бюджету взимание акциза на газ, экспортируемый по трубе "Голубой поток", 20 млрд руб. - поступления от таможенных пошлин на интернет-торговлю и др.
В целом допдоходы 2015 года составят 288 млрд руб., в 2016 году Минфин планирует получить 251,9 млрд руб. и 415,6 млрд руб. - в 2017-м.

Параллельно Минфин подготовил девять мер, которые помогут сэкономить почти 700 млрд руб. Первая - продление моратория на накопительную пенсию в 2015 году. Это позволит дополнительно получить в бюджет 309,2 млрд руб. Также предлагается отменить фиксированную выплату к страховым пенсиям, что принесет в 2015-2017 годах 296,4 млрд руб., рассчитывают в Минфине. Фиксированные выплаты к страховой пенсии вводятся с 1 января 2015 года. Эта выплата будет равна существующему базовому размеру страховой части трудовой пенсии. Сейчас это 3494 руб.

Кроме того, ведомство предлагает отказаться в будущем году от имущественного взноса в ВЭБ на докапитализацию Российского фонда прямых инвестиций. Это оставляет в бюджете 62,6 млрд руб. А в 2017 году можно было бы сэкономить 20 млрд руб., уменьшив имущественный взнос в Фонд ЖКХ.Еще одно предложение Минфина - не увеличивать на 2% денежное довольствие при исчислении пенсий военным пенсионерам. Это позволит в 2015 году сэкономить 19,2 млрд руб., в 2016-м - 19,1 млрд руб., а в 2017-м - 19,9 млрд руб. Также проект бюджета предусматривает приостановку с 2015 года индексации зарплат чиновников некоторых федеральных государственных органов. Это даст бюджету в 2015-2017 годах 2,6 млрд руб.

Минфин предлагает возвращать неиспользованные трансферты в Фонд соцстрахования (55 млрд руб. в 2015 году) и перенаправить деньги Фонда обязательного медстрахования в федеральный бюджет за 2015-2016 годы на 270 млрд руб.

Последнее предложение - изменить сроки и индикаторы повышения зарплаты работников социальной сферы и науки, что позволит сохранять в бюджете в 2015-2017 годах ежегодно по 82,9 млрд руб.

Новые расходы бюджета в 2015 году оцениваются в 500 млрд руб. Финансирование развития Крыма и Севастополя на 2015 год потребует 373 млрд руб. Проекты Московского транспортного узла в 2015 году могут получить 32,9 млрд руб., а в 2016-2017 годах - по 45 млрд руб. Господдержка сельскохозяйственным товаропроизводителям будет стоить бюджету 20 млрд руб. Еще 64 млрд руб. правительство заложило в "антикризисный" резерв.

Соответственно, с учетом всех допдоходов и сэкономленных денег новая версия трехлетнего бюджета получает дополнительно более 1 трлн руб.
Минфин закладывает в резерв снижение цен на нефть, текущие ценовые уровни вполне приемлемы и в целом соответствуют параметрам бюджета, уверен главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

"Если падение будет продолжаться и нефть будет опускаться на 15-20% с текущих уровней, то это окажет давление на бюджет", - отметил он. Но в Deutsche Bank ждут восстановления цен на нефть выше $100 за баррель в конце текущего года. "А обесценение рубля будет смягчать фактор дешевой нефти", - добавил эксперт.
Борьба за Резервный фонд

В целом доходы на 2015 год запланированы в объеме 15,052 трлн руб. с незначительным ростом в течение двух следующих лет - в 2016-м до 15,726 трлн руб., в 2017-м до 16,439 трлн руб.

Расходы в 2015 году составят 15,483 трлн руб. и будут расти до 16,203 трлн руб. в 2016 году и 16,983 трлн руб. в 2017-м.

Соответственно, дефицит в течение трех лет останется на уровне 0,6% ВВП. Деньги на дополнительные расходы Минфин будет изыскивать, перераспределяя расходы. "Министерство не намерено раздувать дефицит", - категоричен глава Минфина Антон Силуанов.
Правительство планирует одобрить проект бюджета на ближайшем заседании в четверг. Но у документа уже есть оппоненты.

"Вчера это (предложения Минфина по балансировке бюджета. - ИТАР-ТАСС) обсуждалось, часть этих позиций категорически не прошла", - заявила во вторник вице-премьер и куратор социального блока в правительстве Ольга Голодец. В частности, комментируя предложение по отказу от фиксированной пенсионной выплаты, Голодец назвала его "непрофессиональным" и "не увязывающимся с общей реформой пенсионной системы".

Предложение соцблока - задействовать в финансировании социальных расходов часть Резервного фонда.

"Не надо говорить за все правительство, что экономика не может генерировать доходы. Вы спокойно и регулярно откладываете в Резервный фонд, сколько необходимо", - подчеркнула вице-премьер, предупредив о рисках размещения денег суверенных фондов в иностранных госбумагах. "Так они просто пропадут. Мы же понимаем, что сегодня риски размещения денег настолько высоки, что вы не можете гарантировать, что эти деньги сохранятся", - заявила Голодец.
Альтернативу распечатыванию суверенных фондов ранее предлагал глава "Роснано" Анатолий Чубайс. "На определенном этапе развития возникают ситуации, когда в бюджет вписаться невозможно. Соответственно, можно либо наращивать доходы за счет налогов, срезать расходы или брать в долг. Моя позиция сейчас - конечно, наращивать долг", - говорил он в интервью ИТАР-ТАСС.

"Алексей Кудрин (глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов. - ИТАР-ТАСС), Сергей Игнатьев (советник главы Центробанка, ранее возглавлял ЦБ. - ИТАР-ТАСС) и Герман Греф (президент Сбербанка, ранее - министр экономики. - ИТАР-ТАСС) создали уникальный запас прочности. К сожалению, сейчас его действительно придется проедать. Но проедать, это не значит ломать скелет. Увеличение долга - как внешнего, так и внутреннего - не разрушает систему. Рост долга с 12% к ВВП до 20% к ВВП в диапазоне пяти-семи лет закрывает все потребности экономики. Хорошо бы еще снизить расходы, но это сейчас не очень реально", - констатировал он.


Top