Пришло рождество начинается торжество родной обычай старины. Урок «Пришло Рождество, начинается торжество! ІV

1 класс, 13 урок. Тема: Пришло Рождество - начинается торжество

Цель: формировать духовную культуру учащихся через музыку родного народа и других народов мира.

Задачи:

    познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым

    формировать чувство уважения к православным традициям русского народа, побуждать учащихся продолжать традиции русского народа.

    расширять кругозор воспитанников, развивать интерес и любовь к музыке и творческие способности учащихся (воображение, память, внимание) через знакомство с культурой других стран мира.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Материалы к уроку:

1) презентация

2) аудиозаписи: «Христово Рождество» (П. Синявский); песнопение «Ночь тиха над Палестиной»; « Silent Night » (англ.) Ф. Грубер + «Тихая ночь» (на русском); тропарь Рождеству (церковный хор)

3) видео : «Небо и земля» - русская народная колядка ; «Щедрик»- украинская народная колядка.

Оборудование : ноутбук, проектор, музыкальный инструмент (для учителя), колокольчики (для детей)

Ход урока:

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Актуализация, мотивация опорных знаний.

Ребята! Я сегодня хочу вас пригласить на праздник! Только сначала угадайте, на какой!

Звучит «Христово Рождество» - сл. и муз. П. Синявского

Ребята, вы догадались, о каком празднике идёт речь? (ответы детей)

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество –

Наступает… Рождество!».

Наш урок сегодня посвящен большому христианскому празднику - Рождеству Христову. В нашей стране праздник Рождества Христова будет отмечаться после празднования Нового года, а именно в ночь с 6 на 7 января. А сегодня мы узнаем об истории праздника.

ІІІ. Беседа. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ПРАВОСЛАВНОЕ

СЛАЙД 1 . Известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем вместе со своим мужем Иосифом. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота.

Давайте закроем глаза, прослушаем песнопение, которое называется «Ночь тиха над Палестиной» и представим, как это было.

Слушание - фрагмент песнопения «Ночь тиха над Палестиной» (хор)

СЛАЙД 2. Первыми Иисусу поклонились пастухи, потом пришли мудрецы - волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Спасителя и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эту звезду называют Вифлеемской. Богомладенцу мудрецы принесли дары. На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на новое время. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. И в рождественские дни можно услышать песню, которую люди во всём мире могут исполнять на языке своей страны.

Послушайте звучание этой песни на английском языке.

Звучит « Silent Night » (англ.) Ф. Грубер

    Каким был характер песни?(напевным, лирическим, нежным)

    Песня написана в миноре или в мажоре? (в мажоре)

А давайте послушаем, как она звучит на русском языке.

«Тихая ночь»

    Каким был темп песни? (медленным)

    Как вы думаете, кто исполнил эту песню? (хор)

    СЛАЙД 3. Рождественский сочельник

    День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после праздничной службы в центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Давайте и мы послушаем тропарь Рождеству.

    Как вы думаете, где может звучать это песнопение? (в церкви)

    Какие чувства у вас возникли после прослушивания?

Продолжаем знакомиться с традициями праздника.

СЛАЙД 4. Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святому вечеру готовят двенадцать постных блюд. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
СЛАЙД 5. Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Позже в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар.

СЛАЙД 6 . За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

СЛАЙД 7. По традиции, люди накануне праздника наряжают елочку А ещё – ходят и колядуют. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

А сейчас мы посмотрим, как душевно встречают праздник Рождества Христова у нас в России!

Видео. Русская народная колядка «Небо и земля»

Как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно сопровождать свое выступление во время колядования? (Колокольчиками, бубенцами, бубном, ложками и другими инструментами.)

Вокально – хоровая работа.

Разучивание колядки «Добрый тебе вечер» (учитель раздаёт детям колокольчики).

1) Добрый тебе вечер, ласковый хозяин

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

2)Быть тебе, хозяин, с добрыми вестями,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился

3) Там в Иерусалиме люди говорили:

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

Обобщение изученного. Итог урока.

Итак, что вы запомнили о празднике Рождества Христова? С какими событиями связан этот праздник?

Какие рождественские песни вы услышали сегодня на уроке?

Образ кого славят рождественские песнопения и колядки?

Конспект урока). «Пришло Рождество - начи¬нается торжество»


Урок 6 (1-2-6). «Пришло Рождество - начинается торжество» Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни. Музыкальный материал: - «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера; - «Щедрик», украинская народная колядка; - «Риу, риу, риу», европейская народная колядка; - «Рождество Христово», колядка; - «Все идут, спешат на праздник», колядка; - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина; - «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение); - «Колыбельная» (польская народная песня); - «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня); - «Зимняя сказка» С.Крылова. Проблема урока: где звучит песня? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Пришло Рождество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

25 декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).

- Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

2. Работа с презентацией (видео).

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои. 3. Углубление темы урока. - Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие. Прослушивание рождественских песен: - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина (видео фрагмент); - Ангелы в небе песнь воспевают; - Рождество Христово - колядка (Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы). Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. Уиллкока). Я предлагаю еще видео файл песни «Тихая ночь» в исполнении двух девочек сестричек, не могу найти их фамилию, помню их выступление с этой песней на конкурсе Ермолова «Мы вместе» 4. Колядки. Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением. Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки: - «Рождество Христово», - «Все идут, спешат на праздник». - Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество. В конце урока мы повторим песни, которые мы разучили к Новогоднему празднику. (Предлагается разучить песню С. Крылова «Зимняя сказка», но я считаю, что для моих детей она сложна для запоминания, я учу более простые.

Предмет: Музыка.

Класс: 1 класс.

Тема: «Пришло Рождество, начинается торжество».

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Цель урока: создать условия для приобщения учащихся к православной

музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова.

Задачи:

Личностного воспитания и развития: воспитание интереса к традициям православного праздника Рождество Христово и истории возникновения;

Метапредметные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение объяснять свой выбор, строить речевые высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в коллективе;

Предметные: знакомство с народными песнопениями, колядками;

развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания колядок.

Планируемый результат: сопричастность к народной культуре

Материалы:

· Презентация «Рождество»

· Мультфильм «Рождество Христово»

· Видеофрагмент Рождественское песнопение «Эта ночь святая»

· Видеофрагмент «Светлый праздник Рождества»

· Аудиофайл "Барыня", русская народная плясовая

· Музыкальные инструменты (колокольчики, бубны,погремушки)

· Рождественская Ёлка, ёлочные украшения для игры.

· Сувениры «Ангелы»

Технологии и методы:

Словесные методы (беседа, диалог)

Наглядные (иллюстрации к теме «Рождество Христово»,)

Практические (пение в группе, танец в группе, исполнение колядки с музыкальными инструментами)

Рефлексивные (рефлексивные вопросы и ресурсный круг)

Ход урока: (слайд 1)

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки ангел говорит:

«В целом мире торжество -

Наступило Рождество!».

Учитель: Здравствуйте, гости любезные! Здравствуй, праздник наш долгожданный! Здравствуй, наша ёлочка!

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).(слайд 2)

Кто родился в эту ночь? Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь».

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. Произошло это чудо в ночь на 7 января.

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?

Дети -Да!

Учитель: -Ну, тогда слушайте и смотрите!

(просмотр мультфильма "Рождество Христово") https://www.youtube.com/watch?v=hC34gbMe0Do (05.00)

Учитель: Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. На всех языках народы хвалят Господа.

В святую ночь Рождества Христова во всех православных храмах светло как днем от множества горящих свечей и лампад.(слайд 3, иллюстрации) Не умолкают рождественские песнопения и молитвы. Мы сейчас с вами послушаем одно из самых известных рождественских песнопений «Эта ночь святая»

Слушание «Эта ночь святая»

(не всю, с паузами)

Звучат 2 куплета

Учитель: Вам понравилась музыка?

Как звучала эта музыка? Весело и задорно? (Торжественно,спокойно,ровно)

Звучит еще 1 куплет

А кто исполнял это песнопение? (мужской хор)

Звучит еще 1 куплет

Слышали ли вы музыкальные инструменты в этом песнопении? (нет) Почему?

По православным церковным законам, пение не должны сопровождать музыкальные инструменты. Голоса должны звучать одни.

Учитель: На Руси Рождество ждали особенно. Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

В Рождество (7 января) дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). (слайд 4) Этот обряд назывался колядованием или славлением. А песенки, которые рассказывают о рождении Христа, величают хозяина называются Колядки .Это песенки-похвалы. Колядовать - значит петь колядки, заходя в каждый дом.

Колядовать могут все - и взрослые, и дети. а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками . Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать - сладостями, фруктами, деньгами - кто чем может.

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами стать самыми настоящими колядовщиками. Как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно сопровождать свое выступление во время колядования? (Колокольчиками, бубенцами, бубном, ложками и другими инструментами.)

Исполнение с музыкальными инструментами.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

  • образовательная:
  • знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова.
  • развивающая:
  • развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание).
  • воспитательная:
  • формирование уважения к православным традициям русского народа и других народов мира, через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.

Музыкальный материал:

  • "Тихая ночь", международный рождественский гимн Ф.Груббер
  • Вальс "Снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского
  • "Щедрик", украинская народная колядка
  • "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка
  • Песня - колядка "Рождество Христово"
  • Песня "Рождественская ёлочка"
  • "Барыня", русская народная плясовая
  • "Во - кузнице", русская народная песня

Оборудование:музыкальный центр, телевизор, картина, музыкальные инструменты.

Ход урока

(Дети входят в класс под музыку рождественского гимна "Тихая Ночь" Ф. Груббера)

Музыкальное приветствие:

Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель! (поют)

Учитель: Урок музыкальный сейчас начнем!

Дети: Да, начнем!

(Дети садятся)

Учитель: Скажите, ребята, как звучала музыка, которую вы слышали, заходя в класс?

Дети: Светло, торжественно, радостно!

Учитель: Каким настроением она была проникнута?

Дети: Настроение музыки было праздничное, радостное!

Учитель: Музыка, которую вы только что слышали, называется международный рождественский гимн "Тихая ночь", и посвящена она празднику Р.Х.

Её настроение было, действительно, праздничное, светлое, похожее на какое-то чудо!

А чудо это произошло очень давно, 2010 лет назад!

На земле родился сын Божий, Иисус Христос.

И с тех пор вот уже 2010 лет отмечает праздник Рождества Христова!

Учитель показывает на картину, посвященную празднику Рождества(Рисунок 1).

На этой картине изображен Библейский сюжет:

Что вы можете сказать о героях картины?

Дети: Герои - младенец и его Мать, которая с любовью и нежностью смотрит на сына. Радуются рождению Христа и другие персонажи картины.

Учитель: Ребята, вы хотите узнать историю этого праздника? Сегодня на уроке мы познакомимся с ней. Итак, послушайте:

(Звучит "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского)

Давным-давно это было.: У нас трещали зимние морозы. Кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос. Он появился неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли своих лошадей и коров.

Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа - Дева Мария и старец Иосиф.

Случилось так, что в городе никто не впустил их на ночлег, и они нашли себе пристанище в пещере, называемой Вертепом. Каждый час и каждую минуту на Земле рождаются дети.

Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных и дивных чудес, что до сих пор люди им удивляются.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками и музыкантами всего мира. Может, кто - то из вас, ребята, знает стихи о празднике Рождества?

Дети читают стихи.

Учитель: Рождество - это праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками, это праздник у елки с сиянием свечей и запахом смолистой хвои, ведь не случайно символом праздника считается елка.

Дни, следующие после Рождества, называются "святками". Дети и взрослые ходят в гости, поздравляют друзей, поют песни, танцуют:

Дети исполняют танец "Барыня".

Топни левой ногой, топни правой ногой,
Руки в боки поворот, пляшет барыню народ,
Левым ухом поведём, правым глазом подмигнём,
Улыбнёмся влево, вправо, спляшем барыню на славу:

Этот обряд называется колядованием или славлением, а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками. За выступление хозяева домов угощают колядующих разными сладостями.

Может быть, и вы, ребята, ходили колядовать и расскажете об этом обряде?

Учитель: Ребята, а сейчас мы споём песню "Рождество Христово:"

А о чём же поют люди других стран в этот праздник? Интересно? Давайте послушаем!

Звучат украинская народная колядка "Щедрик", европейская колядка "Риу, риу, чиу".

Учитель: Что же объединяет колядки, которые прозвучали?

Дети: Праздничное настроение:

Учитель: Совершенно верно! Рождественская песня звучит во всех странах, где празднуют Рождество Христово!

Учитель: Как вы думаете, какими музыкальными инструментами сопровождают свое выступление колядовщики?

Дети: Трещотками, ложками и другими инструментами.

Учитель: А вы умеете играть на музыкальных народных инструментах?

Учитель: Давайте поиграем, выходите!

Игра на народных, музыкальных инструментах, р.н.п. "Во - кузнице"

Учитель: Замечательно! Какие песни о ёлочке вам знакомы?

Дети: "Маленькой ёлочке".

Учитель: Знаете ли вы, что существует другой вариант этой песни? И сейчас мы с вами дружно встанем в хоровод, споем её:

Учитель: Теперь давайте вспомним, что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Учитель: Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?

Дети: Светлого Рождества, удачи в учебе:

Учитель: Молодцы, поздравляю вас с Новым Годом и Рождеством Христовым, а в память о нашем занятии дарю каждому из вас ангелочка. Пусть он принесёт вам удачу и счастье.

До свидания, дети! (поёт)

Дети: До свидания! (поют)


Top