Брошюра по экологической тропе. Буклет для родителей в детском саду по экологии Буклет для родителей экологическое воспитание детей

Для того что бы родители активно включались в проектную деятельность я стараюсь делать буклеты. Это помогает родителям лучше ориентироваться в теме, узнать что- то новое для себя, а главное даёт подсказку, чем можно заняться с ребёнком для углубления его знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Этот возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.

Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

Экологические знания и умения;

Экологическое мышление;

Ценностные ориентации;

Экологически оправданное поведение.

Советы родителям:

  • Рассказывайте детям о загрязнении планеты. Объясняйте ребёнку, что хоть один не брошенный фантик на землю делает природу чище.
  • Помните о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
  • Обращайте внимание детей на красоту природы. Даже если вы гуляете во дворе.
  • Расспрашивайте своих детей, как они относятся к природе, животным. Беседуйте, обсуждайте с детьми эти немаловажные вопросы, ведь дети – наше будущее.

Природа - это уникальная книга.
Ее тираж - один экземпляр.
Только один!
И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу
.

Китайская пословица:

Если Вы думаете на год вперёд

– сажайте зёрна,

Если Вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если Вы думаете на 100 лет вперёд – воспитайте человека!

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях осетра.

Журавля в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте - ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!

МДОУ

«Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Экологическое воспитание детей»

Воспитатель: Данилова А.С.

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Но это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами.

Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.

Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Родители должны донести до детей понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Рассказать детям об уникальных свойствах воды, развивать представления о незаменимости воды в жизни всех живых существ планеты.

Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Родители должны быть в этом примером.

«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»

(Леонардо да Винчи)

Расскажите детям:

  • Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.
  • По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.
  • Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
  • Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди.
  • Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах.
  • Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта.
  • Ни одна отрасль промышленности не обходиться без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, выпечки хлеба и т.д.
  • Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливные машины, дождевальные установки.

Проходят эры – миллионолетья,

Земля живёт, и будет жить всегда.

Пока в артериях её не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода!

Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета.

Не имеющий запаха, формы,

Но ты оглянись –

Это главное таинство,

Главное чудо планеты.

Это главный исток,

Из которого вылилась жизнь!

М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благинина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед» Т.Новицкая «Белый снег пушистый»

Н. Абрамцева «Сказка о тумане» А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»

Л. Квитко «Корова в тумане»,

Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная»

С.Сахаров «Кто в море живёт?»

Г.Люшина «Капелька»

Б.Заходер «Что случилось с рекой?»

«Кот и Кит»

Н.Рыжова «Жила – была река»,

«Два ручья», «Вы слыхали о воде?»

Э.Мошковская «Речка»

Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли.

МДОУ

«Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Царица - водица»

«Воду мы начинаем ценить не раньше того, как высыхает колодец» (Томас Фуллер)

Буклет подготовила группа № 9

Воспитатель: Данилова А.С.

Атмосферный воздух – один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле – представляет собой смесь газов и аэрозолей атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции.

Загрязнение атмосферы – это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы и на качество жизни человека.

Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде ?

Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых.

Воздух - это таинственный невидимка .

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик?

Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну, какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» и больше узнать про воздух помогут веселые и несложные опыты, которые можно найти в интернете и провести в домашних условиях.

Свойства воздуха:

Прозрачен;

Не имеет цвета и запаха;

При нагревании расширяется;

При охлаждении сжимается;

Занимает весь представленный объём.

Расскажите детям:

Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца.

Воздушная оболочка защищает Землю от космических снарядов – метеоритов. Когда небесные камни попадают в воздушные слои Земли, они так сильно раскаляются, что сгорают.

Воздушная оболочка Земли защищает нас от космических лучей – невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живое, да воздух их не пропускает.

Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет тёплый воздух на север, холодный – на юг.

С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдаёт её суше. Летом поливает землю дождём, а зимой укрывает её пушистым одеялом, чтобы не мёрзли растения, не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Чистый воздух – хорошо,

Значит, нам дышать легко!

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой,

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплый,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем -

Он ведь нам необходим!

МДОУ «Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Воздух – это жизнь»

« Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе »

(В. А. Алексеев).

Буклет подготовила группа № 9

Воспитатель: Данилова А.С.


Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников.

Общими проблемами населения Земли является ухудшение среды жизни человека. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети.

Бережное отношение природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро.

Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

Основной целью экологического воспитания у ребёнка является бережное и гуманное отношение к живому миру.

Эффективное применение знаний, умений, навыков жизни. Задачи экологического воспитания:

Изучать животных родного края

Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней

Развивать навыки исследовательской деятельности у детей

Прививать чувство ответственности за жизнь животных.

Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников играют огромную роль:

1.«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

2.«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

3.«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

4.«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идет речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

5. «Распределение плодов по цвету».

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с желтым, а на третье – с зеленым. Игровой персонаж (например Винни – Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло – зелёный (капуста), ярко – красный (помидор) и т.д.

6. «Распределение плодов по форме и вкусу». Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды сладкие, на другое не сладкие. Винни – Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Винни – Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе?» - говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Тагирова Гульгена Раисовна\

Готовый буклет:

Но без защиты погибнет она.

Если ты хочешь, чтоб мир стал

зелёным ,

Не вырубайте берёзы и клёны !

Правила поведения в лесу:

Придя в лес или на поляну не срывайте растения и ягоды;

Не разводите костер возле деревьев и кустарников. А потом не забудьте его потушить;

Не оставляйте мусор после себя. Не зарывайте пластик и железо в землю;

Фотографируйте природу или зарисовывайте, но не уносите с собой.

Берегите и помогайте сохранять природу.

Во время отдыха на берегу водоёмов необходимо соблюдать определённые правила поведения, чтобы не загрязнять окружающую среду и не подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Следовать этим правилам совсем не сложно:

Собери мусор и выбрось его в мусорный контейнер, а если его поблизости нет, то унеси мусор с собой;

Не бросай в воду мусор, особенно острые предметы – банки, бутылки, железки, проволоку и другие, так как они могут ранить купающихся;

Не трави рыбу и не губи молодь;

Не стирай бельё в водоёме;

Не губи водные растения;

Не мой машину на берегу водоёма;

Охраняй водные растения, занесённые в Красную книгу;

Не тревожь и не убивай животных, живущих по берегам водоёмов – бобров, выдр, водяных крыс, лягушек, змей, стрекоз и других;

Купайся в специально отведённых местах, в незнакомых местах заходи в воду осторожно, так как на дне могут быть коряги, затонувшие брёвна-топляки, банки, железки и другой мусор; помни народную мудрость: «Не спросясь (не зная) броду, не суйся в воду».

Красная книга растений

Мак прицветниковый. Этот вид находится под угрозой исчезновения и занесен в Красную книгу. Мак прицветниковый - многолетнее травянистое растение, относящееся к семейству маковых.

Подснежник Борткевича - нежнейший весенний цветок, относящийся к семейству амариллисовых. Он растет на рыхлых, богатых перегноем почвах лесов среднего и нижнего горного пояса.

Пион тонколистный - красивое многолетнее растение, относящееся к семейству пионовых. Растет на опушках лиственных лесов, в степной местности, на каменистых насыпях.

Живой букварь» В. Орлова.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

МБДОУ детский сад № 24 г. Павлово

Сергунина О.Ю.

Экологическое воспитание

Детей в семье

« Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
»

Евгений Александрович Евтушенко

Экологическое воспитание детей –

прежде всего воспитание человечности,

т.е. доброты, ответственного отношения

К природе, и к людям, которые живут

рядом, к потомкам, которым надо

Оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей пони-

мать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести се-

бя в природе и среди людей.

Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Дети часто поступают жестоко с приро-

дой, и во всём этом виноваты мы взрос-

лые. Не смогли научить видеть красивое,

И заботится о том, чтобы все, что окру-

жает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Запомните правила!

  1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
  2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  3. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  4. Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
  5. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
  6. Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
  7. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  8. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


Top