Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Чаще всего, родители задаются этим вопросом к школьному возрасту, когда требования к ребенку несколько меняются. Раньше большую часть знаний он мог получать в игровой форме, а занятия подбирались по настроению и желанию. Теперь становятся важны и другие качества помимо любознательности — усидчивость, самоконтроль и дисциплина. Как и любые положительные качества развивать их лучше постепенно.

Вполне обоснованно родители считают, что для успешного обучения в школе ребенку требуются знания — базовые умения счета, письма, чтения. Достаточно обратиться к любому материалу о подготовке к этому ответственному событию, чтобы получить перечень необходимых навыков, требуемых для поступления в первый класс.

Процесс обучения и подготовки в интеллектуальном плане перед школой стоит на первом месте, но знания и привычка заниматься, выполнять не только интересное, но и нужное — не одно и то же.

Для детей в первом классе происходит кардинальная смена ведущей деятельности — с игровой на учебную. Очень часто это происходит болезненно как для ребенка, так и родителей. Ребенок не привык проводить час-полтора, сидя за учебниками, он даже не всегда понимает, зачем это надо — ведь всему необходимому раньше он обучался в гораздо более интересной и приятной форме.

Именно поэтому, на мой взгляд, подготовка к школе должна включать в себя не только приобретение определенного багажа знаний, но и развитие качеств, необходимых для выполнения школьных обязанностей.

Хорошо, когда до школы остается год или два. У семьи еще достаточно времени, чтобы развивать качества, необходимые в процессе обучения, постепенно.

Для начала, выделите время для ежедневных занятий не в игровой форме. Ребенку следует сесть за стол, у него должна быть тетрадь и задание. Это может быть что угодно, например, задача нарисовать круги или линии в определенной последовательности.

В первые недели уделите заданиям 5-15 минут времени, исходя из состояния ребенка и реакции на них. Известно, что дети очень привыкают к ритуалам и определенной последовательности действий. Важно, чтобы и занятия заняли прочное место в ежедневном распорядке малыша.

Как только заниматься каждый день становится привычным, можно перейти к следующему этапу — постепенное усложнение заданий и увеличение времени на их выполнение. Это необходимо, чтобы развить у ребенка еще два важных и полезных качества — самоконтроль и произвольность внимания.

Не стоит слишком усердствовать. Если ребенок может сосредоточиться на выполнении непростой и не очень приятной задачи в течение 30 минут к семилетнему возрасту — этого вполне достаточно, чтобы домашние задания не стали семейной катастрофой.

Что делать родителям школьников?

Если ребенок не привык заниматься дома до школы, а времени на постепенную выработку привычки нет, то процесс может усложниться. В рекомендациях для родителей школьников часто можно увидеть совет: «приучать заниматься нужно с первого школьного дня».

На мой взгляд, на этом этапе необходима не только требовательность, но и помощь в освоении новой, еще незнакомой деятельности. Представьте себе — у Вас новая работа, новые обязанности, которые даются нелегко, а самые близкие и родные люди хмурят брови и повторяют только: «надо!».

Часто статус школьника связывается только с обязанностями. Попробуйте действовать иначе. Скажите ребенку, что теперь он стал старше и может пользоваться мобильным телефоном, один гулять во дворе, выбирать какую одежду хотел бы носить. Перечень может быть любой, но статус «школьник» должен вызывать гордость. Ребенок сразу же начинает чувствовать себя взрослее, а значит и старается относиться к новым обязанностям «как взрослый» — ответственно.

Когда сын начал ходить на курсы по подготовке к школе особого энтузиазма у него это не вызвало. На первых порах только осознание себя как «взрослого», который уже ходит в школу помогало и на занятие сходить и уроки сделать, втянуться. Возможность похвастаться, что вот — он теперь большой требовала соответствовать.

Он рассказывал о своих успехах и получал похвалу. До сих пор вся семья старается узнать как у него дела в школе, что нового он узнал, что было самым интересным, и это работает. Сын старается внимательно слушать, узнавать, сделать даже то, что не выходит с первого раза, чтобы потом почувствовать гордость за выполненную «взрослую обязанность».

Давайте почувствовать ребенку, что на него не только свалились новые обязанности, но и появились новые возможности. Он взрослеет, а взрослые всегда несут ответственность за дело, которым занимаются.

Некоторые родители считают, что заниматься самостоятельно необходимо с первого же дня обучения. У меня на этот счет другое мнение — сначала необходимо помочь ребенку втянуться. Как только вы поймете, что малыш справляется со всем и без посторонней помощи — можно оставлять его заниматься одного.

Сама я в этом отношении шла на хитрость, понимая, что сын привык заниматься не один. Сначала мне надо было отойти за карандашами, потом за линейкой и вымыть чашки. Возвращаясь и глядя, что без меня сделал сын — неизменно говорила, какой он молодец, что справился сам.

Ребенку важно понимать, что он не останется один на один со сложным заданием, что родители помогут в случае необходимости, а если уж его оставляют делать домашнее задание самостоятельно — значит, уверены в успешности его выполнения.

Как облегчить процесс обучения?

Домашние задания важно выполнять каждый день.

Это необходимо, чтобы у ребенка появилась привычка заниматься. Дайте ему понять, что так или иначе домашнее задание должно быть сделано. Однако и слишком усердствовать не стоит, например, в субботу и воскресенье можно отдохнуть или уделить урокам меньше времени. Не стоит заниматься, когда в гости пришла бабушка, или папа принес новую игрушку. В этом случае можно прерваться и продолжить позже, иначе ребенок начнет воспринимать уроки не только как обязанность, но и как повинность.

Давайте ребенку отдохнуть перед занятиями.

Не настаивайте на выполнении домашних заданий сразу же после школы, сада или кружка. Малыш уже устал, ему будет сложно сосредоточиться на учебном процессе. Желательно сначала погулять, дать ребенку побегать и поиграть, тогда домашнее задание будет даваться ему проще.

Разбивайте домашнее задание на интервалы.

Не случайно даже в школе урок длится 40 минут. Ребенку тяжело сидеть над учебниками в течение часа, а то и двух. Разбейте домашнее задание по предметам и времени выполнения. Ничего страшного так же не будет, если задание, например, по математике будет разбито на два — сначала решаем задачу в черновике, а после перерыва на чай с печеньем — записываем решение в тетрадь. А разучивание стихов и вовсе так дается на много легче.

Занимайтесь вместе с ребенком.

Прежде чем у ребенка выработается ответственность и самостоятельность в приготовлении уроков Ваше присутствие — необходимо. Однако не будьте надсмотрщиком — постарайтесь сохранять позицию старшего советчика и непременно хвалите. Совместное приготовление уроков позволит так же понаблюдать за ребенком и понять в чем возникает сложность.

Обязательно хвалите малыша.

Он молодец, потому что запомнил домашнее задание, красиво написал буквы, хорошо посчитал. Похвалы заслуживает старательность ребенка, даже если у него не выходит справиться с заданием. Малышу важно чувствовать, насколько обучение важно, как высоко вы цените любые его успехи.

Считается, что если ко второму классу нет привычки регулярно и качественно выполнять домашние задания, то развить ее уже не удастся. Нет ничего невозможного, просто потребуется больше времени и терпения.

Когда ребенок бунтует против домашних заданий уже не первый год, можно проявить и строгость. Необходимо так же определить причину, мешающую регулярно и самостоятельно получать знания. Особенно важно выявить проблему, если нежелание заниматься возникло внезапно.

Возможно у школьника что-то не получается, не хватает внимания окружающих или возник конфликт с педагогом и сверстниками. После установления причины Вам будет легче подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Племянница в течение первого года в школе жила с мягкой и тактичной бабушкой, воспитавшей двоих покладистых и усидчивых детей. Ко второму году обучения нежелание делать домашние задания стало семейной катастрофой. Дело в том, что бабушка не смогла вовремя проявить строгость и настойчивость.

Когда за обучение взялась мама, оказалось, что ребенок просто очень активный, лидер по натуре и имеет собственный творческий подход к решению поставленных задач.

Процесс обучения был скорректирован. Больше внимания стало уделяться дисциплине — тетради раскладывались в процессе выполнения заданий, четко оговаривалось, что и в какой последовательности должно быть сделано, чтобы осталось время на игру и прогулку.

Как только девочке стало что-то удаваться, и учитель отметил ее успехи в школе, желание заниматься окрепло и усилилось — лидерские качества, и потребность в признании оказались полезны.

Это только пример, позволяющий наглядно показать, что начать заниматься никогда не поздно. Иногда необходимо остановиться и скорректировать собственный подход к обучению ребенка.

Вконтакте

Одноклассники

Не знаю, как Вашим детям, но моей дочери сегодня уже задали первые домашние задания. Так что покой нам только снится, не правда ли:)

1. Не хватайтесь за голову. Еще успеете:)

2. Сегодня – лучшее время для того, чтобы обсудить с ребенком новый режим выполнения домашних заданий (да и вообще новый режим дня после каникул). Постарайтесь поговорить с сыном/дочерью по душам. Очень искренне расскажите ему о том, почему качественно выполнять домашние задания так важно. Как всегда, подчеркивайте, что это – в интересах самого ребенка.

3. Дело вовсе не в оценках!!! Обязательно проговорите этот момент. Дело в усвоении новых знаний и навыков, которые очень пригодятся в будущем. Как пример вспомните какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда Вам действительно очень помогли знания или навыки, приобретенные еще в школьные годы. У каждого родителя в запасе есть парочка таких примеров, главное – хорошенько покопаться в памяти, что ради ребенка можно и сделать:)

4. Четко обозначьте ребенку, в какое время он должен готовить уроки. Я знаю, что есть дети, которые, не успев переодеться после школы, хватаются за учебники и тетрадки. Но есть и те, кто тянет кота за хвост до самой ночи, а потом впопыхах и, естественно, абы как строчит домашние задания. И то, и другое работает против Вас и Вашего ученика! В этом случае ребенок вряд ли будет доволен сам собой (про Вас и говорить не будем). А ведь важнейшее условие для формирования положительного мнения о самом себе – это удачное завершение дела. Успех порождает успех. Отсюда вывод: чем лучше с каждым разом у Вашего ученика будут получаться домашние задания, тем больше он будет хотеть засесть за них снова. Это естественное формирование внутренней мотивации. Так помогите же ребенку ее обрести!

5. Спокойно, но настойчиво объясните ребенку, в каком месте он должен готовить уроки. Не сочтите меня занудой, но этот момент крайне важен! Если уже сегодня-завтра Вы позволите своему ненаглядному чаду решать примеры на диване, упражнение по русскому языку выполнять в тетради, лёжа на ковре в гостиной, а стишок повторять в перерывах между поеданием бутерброда и потягиванием апельсинового сока, ждите головной боли. Домашние задания, скорее всего, будут сделаны кое-как. Но это еще полбеды. Значительно хуже другое: ребенок привыкнет (если еще не привык!) относиться к своим прямым обязанностям спустя рукава: делать то, что ему поручают, где-то, как-то, когда-то . А разве этого Вы хотите для своего ребенка?

6. Не спешите предлагать помощь! Не обесценивайте способности своего ребенка. Пусть сначала Ваш ученик сделает всё, что сможет, самостоятельно. И только после этого помогите разобраться с непосильным для него заданием.

7. И самое главное: делегируйте ребенку не исполнение – делегируйте ответственность. Приучайте ребенка к мысли, что за результаты домашних заданий несет ответственность только он сам – не Вы, не учитель, не сосед по парте.

Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

. Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать - только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки - кружки, секции и т.п.

Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав - почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки - это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение - это главный ключ к успеху!

. КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое - это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности - вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ? Самое важное вовремя понять, как складываются отношения в школе у вашего ребенка - со сверстниками, с учителем. К сожалению, нередка ситуация, когда дети, столкнувшись с первыми неудачами, и будучи осмеянными одноклассниками и встретив равнодушие наставника (такое в наше время бывает достаточно часто), начинают испытывать страх, бояться следующих промахов. Подобные чувства и эмоции могут быть настолько сильны, что ребенок не может сосредоточиться, не в силах совладать с ними.

Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите - дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы - не значит не верно.

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

Выход здесь прост - окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается - качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте - он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос - проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее - вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений - почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

__________________________________________

Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь - это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы - малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

Как научить ребёнка планировать время?

Разработаем алгоритм

Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам.

Но переход этот очень сложен для ребенка на первом этапе школьного обучения. Самостоятельно справиться он не может. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления. Надо учесть, что организм ребенка после восьми часов вечера должен готовиться к ночному отдыху. В этот период любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной. Поэтому выполнять домашнее задание надо в так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач.

Не выходите за временные рамки

Родители озадачены: «Готовим с ребенком домашнее задание, проверяем, а ребенок на следующий день ничего не помнит, рассказать ничего не может». Наблюдения показали, что все эти дети выполняли домашнее задание после девяти часов вечера. Возник вопрос: «Зависит ли успешность обучения, от временных рамок выполнения домашнего задания?» Ответ можно найти у ученых. В результате длительных исследований психофизиологи определили, что наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Именно поэтому программа школьного обучения рассчитана на утренние часы. Согласно проверенной теории, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого предполагается выделять на выполнение домашнего задания.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Полноценно и качественно запоминается материал только в периоды «активности» процессов головного мозга, и игнорировать их нежелательно. В противном случае даже выполненное домашнее задание не приносит желаемых результатов.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.

Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Ни для кого не секрет, что способ «убеждающего воздействия» для некоторых родителей — это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей. Попробуем рассмотреть «убеждение» как способ «мягкого» воздействия на ребенка, ставящее целью скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный способ является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание ребенка.

Прямой способ убеждения

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, поваром, шофером). Убеждающее воздействие — это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашние задания; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Примером может быть обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» или мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Но у этого способа есть подводные камни: огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только то, что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашнего задания может приблизиться к золотой середине? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности у детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило: «Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Петя приступил к выполнению домашнего задания по математике. Решил сразу воспользоваться помощью мамы — это удобно, не требует собственных усилий. «Петя, наверное, ты не знаешь с чего начать, поэтому просишь меня помочь?» — спросила мама. Петя ответил: «Да». Мама помогла: четко определила, как ему действовать, но не стала решать за него. У Пети остался один вариант: думать и делать самому. Подобное повторилось еще несколько раз, и у Пети невольно стала вырабатываться привычка брать в руки учебник, разбираться в непонятном для него задании. Впоследствии мама отметила, что сын самостоятельно работает с учебником и прибегает к ее помощи только в самых необходимых случаях.

Важно помнить!

Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Важно помнить!

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Порой родителям сложно понять, какой элемент или какую букву написал ребенок. Но, если попросить ребенка показать, какая буква получилась у него лучше всего, он укажет почти на все буквы. Для ребенка сам факт написания букв — уже успех, новая ступень в его развитии. В этот момент родителям нужно действовать под девизом «Не навреди!». Роль родителей — подбадривать ребенка, помогать, если ребенок что-то не понял или забыл, деликатно вносить изменения в работу ребенка. Если нужно внести коррективы, воспользуйтесь фразами: «Мне кажется, вот эта цифра у тебя получилась лучше...» или «Как здорово, что ты научился писать букву К! У тебя так красиво получилось! Молодец!» Такие фразы создадут внутреннее желание сделать еще лучше, стараться при написании букв. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Занятия же рывками не принесут положительного результата. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, а качество работы возрастет без нервного напряжения. В начале обучения у первоклассника плохо развиты пальчики. Бессмысленное переписывание можно заменить более интересным делом, например, лепкой, конструированием из «безопасных» спичек, вышивкой и т. п.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

. Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

Ребенок часто задает вопрос: «Зачем учить математику?» или «Почему я должен делать русский язык?» Использование «повседневных ситуаций» поможет ответить на эти вопросы. Применение этого способа не отнимет много времени. Способ предполагает путем демонстрации неожиданных и интересных проекций математики, русского языка и других дисциплин на повседневную жизнь поддерживать и развивать познавательную активность, позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Применяя этот способ, можно подготовить ребенка к приготовлению домашнего задания. Вы встретили его после занятий. Идете домой. Он рассказывает о школьных приключениях, знаниях, которые получил, читает объявления, вывески. В это время вы можете повторить всю фонетику: выделить гласные и согласные звуки, например, в слове «почта», поговорить о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках. Или, к примеру, дома вы разрезали торт, пирог. Теперь, для ребенка одна вторая, две третьих — это не пустой звук, а вполне понятное дробное число. Весь геометрический материал можно продемонстрировать на архитектуре города. Подготовить к решению задач можно с помощью вопросов: «Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?» или «Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?». Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя. Первый опыт ребенок получает в школьном буфете. «Мама, смотри: я купил в буфете пирожок, ты мне дала одну денежку, а теперь у меня их вон как много!» — радостно рассказывает малыш. Ребенку нравится его новая роль. Постепенно можно задать вопросы: «Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?» И не сомневайтесь, рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.

Инструкция

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно учился в средних и старших классах, когда задания станут уже достаточно сложными, начинать учить его самостоятельности следует с самого первого школьного дня. Объясните ребенку, что уроки – это его прямая обязанность, и заниматься ими он должен строго определенное время каждый будний день. Установите для занятий такие часы, в которые вы поначалу сможете контролировать процесс выполнения домашнего задания. Контролировать – не значит и решать задачки вместе с ребенком, а наблюдать со стороны за тем, чтобы он не отвлекался на посторонние предметы – телевизор, игрушки и книги.

В процессе выполнения уроков могут возникнуть затруднения: рано или поздно он столкнется с задачей, которую не сможет решить сам. В таком случае ему следует помочь. Найдите похожую задачу или измените условия исходной таким образом, чтобы она незначительно отличалась в цифрах. Затем найдите в учебнике способ решения этой задачи и вместе с ребенком найдите правильный ответ. Если в процессе совместного решения вашего ученика «осенит» - не мешайте ему, пусть дойдет до конца задачи сам. Полезным будет также вместе поискать несколько альтернативных решений задания. Попробуйте превратить этот процесс в соревнование: кто изобретет решение – получит приз. Когда ребенок усвоит способ решения, он без проблем самостоятельно справится с исходной задачей.

Однако бывает так, что ребенок просто не . Тогда на помощь придет правильная мотивация. Не давите на ребенка. Просто наглядно покажите ему, что произойдет в случае, если он не будет учиться – тяжелая, плохо оплачиваемая работа и низкий статус в обществе напугают практически любого маленького лентяя. Для контраста расскажите ребенку о том, что ждет успешного ученика: захватывающие студенческие годы, престижная работа и хорошее вознаграждение труда.

Другой случай – когда ребенок хочет учиться, но не осиливает программу. В таком случае подход должен быть строго индивидуальным и осторожным. Родителям такого ученика стоит проконсультироваться с учителем и школьным психологом и строго выполнять их рекомендации. Главное - не дать школьнику потерять веру в себя и свои силы. В школе возможно успешное обучение не только за счет светлой головы, но и за счет усидчивости. А проявить себя можно в творчестве, спорте и других областях школьной жизни.

И последний совет. Вспомните себя в школе. Если вы не хватали звезд с неба, то не стоит ждать этого от ребенка. И наоборот – не давите на него своими отличными отметками в школе. Так вы его только озлобите или морально унизите. Помните, ваш ребенок самый уникальный, не сравнивайте его ни с кем и любите таким, какой он есть.


Top