Как и за что наказывали женщин на Руси и в других странах? Извращенные наказания в истории разных народов (8 фото).

Карамзин полагал, что пытки в России распространились под влиянием татаро-монгольского ига. Другие полагают, что традиция телесных наказаний пришла к нам вместе с религией из Византии. Действительно, еще до татаро-монгольского нашествия можно встретить множество упоминаний о телесных наказаниях в различных источниках. Например, в Русской Правде упоминается рукоприкладство к холопам и закупам: «Аще-ли господин бьёт закупа за дело, то без вины есть», хотя преимущественно наказания были представлены в виде штрафов. А в Судебнике Казимира 1368 года побоями наказывали мужчин за первый случай воровства. Однако же в той же Русской Правде назначались ордалии — испытания огнем и водой, которые представляли собой Суд божий. Например, обвиняемый должен был держать руки над огнем или достать кольцо из кипящей воды, его могли пытать раскаленным железом или поставить к кресту и заставить держать вверху руки — кто первый их опустит, тот и виновен. Предполагалось, что вынести эти испытания без божьей помощи человек не в силах, и уже тогда они признавались мукой.

Наказание кнутом

Пытки на Руси распространились под влиянием татаро-монгольского ига

Но иго действительно оказало сильное влияние на применение подобного рода наказаний — с приходом татаро-монголов пытки стали применяться почти ко всем сословиям. Кроме того, именно игу мы обязаны практикой наказания кнутом, которая считалась одной из самых жестоких и мучительных. Палач отходил от преступника на несколько шагов, с силой замахивался, и, приближаясь к человеку, опускал кнут на спину так, чтобы ее касался только хвост кнута. Кунт сдирал со спины кожу, оставляя следы «так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости». Через какое-то время кнут смягчался от крови и ударов, и его меняли на новый. При этом количество ударов кнутом редко четко оговаривалось.


В Судебнике 1497 года телесные наказания, пытки и смертная казнь были официально узаконены: «А на кого тать возмолвит, ино того опытати…». Кроме того, вводилась торговая казнь, которую считали скрытой смертной казнью. На торговой площади преступника избивали кнутом. В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, а после умирал от болевого шока или кровопотери. Но все зависело еще от того, как бить: иногда, людям одним ударом ломали позвоночник, иногда специально били по почкам, и человек умирал через пару дней в муках, иногда били не сильно и человек выдерживал до 300 ударов. Данный вид наказания был широко распространен, причем не только за тяжкие преступления, такие как оскорбление государя, но и за незначительные, например, за матерную брань.


Наказание батогами

Одним из ярких периодов расцвета пыток и смертной казни стало правление Ивана Грозного. Правда, это было больше обусловлено личностью правителя, чем законами. Людей подвешивали вниз головой, резали на куски, обливали кипятком или ледяной водой, вешали, сажали на кол. Истязание других доставляло царю удовольствие и носило зачастую увеселительный характер. Иногда, наблюдая за наказаниями, Грозный не выдерживал и сам заменял палачей. Но должно отметить, что Иван Грозный был человеком своего времени, поскольку в Средневековой Европе наказания иногда были куда более жестокими и кровавыми.


Колесование

Батоги считались более легким наказанием, чем кнут. Они представляли собой толстые прутья или палки с обрезанным концом. Господа били ими слуг, батогами наказывали за невыплату податей, за воровство, дурные слова про царя, за лжесвидетельство и пр. «Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем». Виновного клали на землю лицом вниз, один палач садился нему на шею, другой — на ноги. Они брали по два прута и били по спине до тех пор, пока человек не кричал, что «виноват». Только тогда пытка прекращалась. Бить по животу, икрам и бедрам считалось беззаконием.

Помимо этого, было распространено закапывание заживо так, чтобы на поверхности оставалась только голова. Преступнику не давали воды и еды. Фальшивомонетчикам заливали в горло металл. Соборным Уложением 1649 года устанавливались наказания за воровство в виде клеймения, отрезания уха, за другие преступления назначали вырывание ноздрей, четвертование, более 100 ударов кнутом и пр. По Уложению руку отрубали тем, кто в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, за кражу лошади, или за третье воровство. Один палец отсекали за легкую рану, кисть левой руки за повторное воровство или покушение на господина. А левой руки и правой ноги можно было лишиться за разбой или церковную кражу.


Шпицрутен

Петр I ввел новые виды пыток на немецкий манер

При Петре эти наказания были также распространены — людей клеймили либо орлом («заорлить в щеку»), либо буквой «В», чтобы нечестного человека было видно издалека. Наказание торговой казнью лишало человека чести и права служить солдатом. Кстати, для солдат Петр тоже ввел новые виды телесных наказаний и пыток. Например, были распространены шпицрутены на немецкий манер. Они представляли собой гибкие прутья по 2 метра в длину и 4,5 см в диаметре. Солдат выстраивали в два ряда с прутьями в руках. Провинившегося раздевали до пояса, руки привязывали к ружью, а штык направляли к лицу, чтобы он не мог уклониться. После этого преступник должен был пройти между рядами и на него с обоих сторон сыпались удары. Применялись шпицрутены не только как воинское наказание, но и за чародейство, идолопоклонство, прелюбодеяние, богохульство.

Еще одним нововведением были кошки и линьки. Кошки — это четырехвостные плети с узелками на концах, которые были введены в 1720 году как наказание для матросов, а при Анне Иоанновне ими стали сечь еще и проституток (до этого их били кнутом или батогами). Куски каната с узлами назывались линьками, их применяли только для наказания матросов за дисциплинарные провинности.


Наказание «кошкой»

Вообще, Петр отличался жестокостью в отношении физических наказаний. Например, у него была целая коллекция дубинок, которые он часто пускал в ход. Не раз ими доставалось князю Меньшикову. Однажды, Петр до крови избил его за то, что князь посмел танцевать в сабле, Лефорта он мог бросить на пол и топтать ногами. Иногда, царь даже забивал насмерть провинившихся. Одному придворному, не успевшему снять шляпу перед государем, досталось дубинкой по голове, после чего он умер.

Достаточно только вспомнить, как Петр расправился со стрельцами. Головы бунтовщиков было приказано рубить не только палачам, но и судьям с боярами. Вокруг Москвы ставили виселицы, число казненных перевалило за 1500 человек. Петр был даже готов убить сестру Софью, но смилостивился. Однако в назидание ей повесил 200 стрельцов у Новодевичьего монастыря, где была заточена Софья.


«Утро стрелецкой казни», В. И. Суриков, 1881

Телесные наказания для крестьян отменили в 1904 году

Постепенно ситуация начинает меняться. Например, запрещается проводить экзекуции в праздничные дни. В 1754 году отменяют «натуральную» смертную казнь. Екатерина II под воздействием европейских гуманистических идей старалась смягчить ситуацию с телесными наказаниями. В 1765 году отменили истязания малолетних, а в 1785 году Жалованной грамотой освободили дворян от телесных наказаний. Позднее послабления коснулись купцов и священнослужителей, а вот для простого народа мало что поменялось. Во временя Павла I мучительные пытки и экзекуции вернулись. Но после наметилась тенденция по смягчению взглядов государства в этих вопросах, результатом которых стала частичная отмена телесных наказаний в 1863 году, а в 1904 году отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников, последней группе, к которым применялись физические наказания.

С развитием цивилизации человеческая жизнь обрела ценность независимо от социального статуса и богатства. Тем ужаснее читать о черных страницах истории, когда закон не просто лишал человека жизни, а превращал экзекуцию в зрелище на потеху простому люду. В других случаях казнь могла носить ритуальный или назидательный характер. К сожалению, и в современной истории есть подобные эпизоды. Мы собрали список самых жестоких казней, когда-либо практиковавшихся людьми.

Казни Древнего мира

Скафизм

Слово «скафизм» образовано от древнегреческого слова «корыто», «лодка», а сам метод вошел в историю благодаря Плутарху, который описал казнь греческого правителя Митридата по велению Артаксеркса, царя древних персов.

Сначала человека раздевали догола и привязывали внутри двух лодок-долбленок таким образом, чтобы снаружи оставались голова, руки и ноги, которые густо обмазывали медом. Затем жертву насильно поили смесью молока и меда, чтобы вызвать диарею. После этого лодку спускали на стоячую воду – пруд или озеро. Приманенные запахом меда и нечистот насекомые облепляли тело человека, медленно пожирали плоть и откладывали личинок в образовавшиеся гангренозные язвы. Жертва оставалась в живых до двух недель. Смерть наступала от трех факторов: заражения, истощения и обезвоживания.

Казнь через сажание на кол изобрели в Ассирии (совр. Ирак). Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин, сделавших аборт - тогда эта процедура считалась детоубийством.


Казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осужденному протыкали грудь колом, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего Востока и Средиземноморья, а также славянскими народами и некоторыми европейскими.

Казнь слонами

Этот метод применяли преимущественно в Индии и на Шри-Ланке. Индийские слоны хорошо поддаются дрессировке, чем и пользовались правители Юго-Восточной Азии.


Способов убить человека при помощи слона было немало. Например, на бивни надевались доспехи с острыми копьями, которыми слон пронзал преступника и затем, еще живого, разрывал на части. Но чаще всего слоны обучались придавливать осужденного ногой и поочередно отрывать конечности хоботом. В Индии провинившегося человека часто просто бросали под ноги разъяренному животному. Для справки, индийский слон весит около 5 тонн.

Предание зверям

За красивой фразой «Damnatio ad bestias» кроется мучительная смерть тысяч древних римлян, особенно их было много среди ранних христиан . Хотя, конечно, этот способ придумали задолго до римлян. Обычно для казни использовали львов, менее популярными были медведи, пантеры, леопарды и буйволы.


Существовало две разновидности казни. Часто приговоренного к смерти привязывали к столбу посреди гладиаторской арены и спускали на него диких зверей. Были и вариации: бросали к клетку к голодному животному или привязывали к его спине. В другом случае несчастного заставляли выйти на бой против зверя. Из вооружения у них было простенькое копье, а из «доспехов» – туника. В обоих случаях на казнь собиралось множество зрителей.

Смерть на кресте

Распятие на кресте придумали финикийцы - древний народ мореплавателей, который жил на Средиземноморье. Позднее этот способ переняли карфагеняне, а затем и римляне. Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной, потому что так казнили закоренелых преступников, рабов и предателей.


Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест весом около 50 килограмм к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека веревками поднимали и пригвождали к горизонтальной планке. Иногда осужденному предварительно дробили ноги железным прутом. Смерть наступала от истощения, обезвоживания или болевого шока.

После запрета христианства в феодальной Японии XVII в. распятие применялось против заезжих миссионеров и христиан-японцев. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе «Молчание», повествующей именно об этом периоде.

Казнь бамбуком

Древние китайцы были чемпионами по изощренным пыткам и казням. Один из наиболее экзотических способов умерщвления – растягивание виновного над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело ростки пробивались в течение нескольких суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому.


Линг-чи

«Линг-чи» переводится на русский язык как «укусы морской щуки». Было и другое название – «смерть от тысячи порезов». Этот способ применяли во времена правления династии Цин, причем казнили таким способом высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Каждый год таких набиралось 15-20 человек.


Суть «линг-чи» – в постепенном отрезании от тела небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач прижигал рану и затем приступал к следующей. Сколько кусочков нужно отрезать от тела, определял суд. Самым популярным вердиктом было разрезание в 24 части, а самых отъявленных преступников приговаривали к 3 тысячам отрезаний. В таких случаях жертву поили опиумом: так она не теряла сознание, но боль пробивалась даже через пелену наркотического опьянения.

Иногда, в знак особой милости, правитель мог приказать палачу сперва убить приговоренного одним ударом и истязать уже труп. Данный метод казни практиковался 900 лет и был запрещен в 1905 году.

Казни Средневековья

Кровавый орел

Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней встречается в скандинавском фольклоре. Данный метод применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья.


Своих врагов суровые викинги убивали максимально мучительно и символично. Человеку связывали руки и клали животом на пень. Кожу на спине аккуратно разрезали острым клинком, затем поддевали ребра топором, выламывая их наружу в форме, напоминавшей орлиные крылья. После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах.

Эта казнь дважды демонстрируется в сериале «Викинги» с Трэвисом Фиммелом (в 7 серии 2 сезона и 18 серии 4 сезона), хотя зрители отметили противоречия сериальной казни с той, о которой рассказывалось в фольклорной «Старшей Эдде».

«Кровавый орел» в сериале «Викинги»

Разрывание деревьями

Такая казнь была распространена во многих регионах мира, в том числе и на Руси в дохристианский период. Жертву привязывали за ноги к двум наклоненным деревьям, которые потом резко отпускали. Одна из легенд гласит, что так был убит древлянами князь Игорь в 945 году - за то, что хотел дважды собрать с них дань.


Четвертование

Способ использовали как в средневековой Европе. Каждую конечность привязывали к лошадям – животные разрывали приговоренного на 4 части. На Руси тоже практиковали четвертование, но под этим словом подразумевалась совсем другая казнь – палач поочередно отрубал топором сначала ноги, потом руки, а затем и голову.


Колесование

Колесование как вид смертной казни широко применялось во Франции и Германии во времена Средневековья. В России этот вид казни известен и в более позднее время - с XVII по XIX века. Суть наказания заключалась в том, что сначала виновного лицом к небу привязывали к колесу, закрепляя руки и ноги на спицах. После этого ему ломали конечности и в таком виде оставляли умирать на солнце.


Свежевание

Свежевание, или сдирание кожи, было изобретено в Ассирии, затем перешло в Персию и распространилось по всему Древнему миру. В Средние века инквизиция усовершенствовала этот вид казни – с помощью приспособления, которое называлось «испанский щекотун», кожа человека разрывалась на мелкие клочки, содрать которые не составляло труда.


Сваривание заживо

Эта экзекуция тоже была придумана в древности и получила второе дыхание в Средние века. Так казнили в основном фальшивомонетчиков. Уличенного в подделке денег человека бросали в котел с кипящей водой, смолой или маслом. Эта разновидность была довольно гуманной – преступник быстро умирал от болевого шока. Более изощренные палачи сажали приговоренного в котел с холодной водой, которую нагревали постепенно, или же медленно опускали его в кипяток, начиная со ступней. Сваренные мышцы ног отходили от костей, а человек еще был жив.
Практикуется эта казнь и у экстремистов Востока. По словам бывшего телохранителя Саддама Хусейна, он стал свидетелем кислотной экзекуции: сначала в наполненный едким веществом бассейн опускали ноги жертвы, а затем бросали целиком. А в 2016 году боевики запрещенной организации ИГИЛ растворили 25 человек в котле с кислотой.

Цементные ботинки

Этот способ хорошо знаком многим нашим читателям по гангстерскому кино. Действительно, убивали таким жестоким методом своих врагов и предателей во времена мафиозных войн в Чикаго. Жертву привязывали к стулу, затем ставили под ноги тазик, заполнявшийся жидким цементом. А когда он застывал, человека везли к ближайшему водоему и скидывали с лодки. Цементные ботинки мигом тащили его на дно кормить рыб.


Полеты смерти

В 1976 году к власти в Аргентине пришел генерал Хорхе Видела. Он руководил страной всего 5 лет, но остался в истории как один из самых страшных диктаторов современности. Среди прочих зверств Виделы – так называемые «полеты смерти».


Человека, который выступал против режима тирана, накачивали барбитуратами и в бессознательном состоянии проносили на борт самолета, затем сбрасывали вниз – непременно в воду.

Также предлагаем вам почитать про самые загадочные смерти в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Инквизиция (от лат. inquisitio - расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13-19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным - инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). В ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение инквизиции. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой инквизиции и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали инквизицию бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Пытки инквизиции были самыми разнообразными. Жестокость и изобретательность инквизиторов поражают воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Представляем вашему вниманию описание некоторых известных орудий пыток.


«Кресло допроса» применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем. Железное кресло быстро нагревалось, вызывая сильные ожоги. Во время допроса жертве могли протыкать конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.

Дыба-ложе


Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.


Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания. Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.


Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции.




Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к «Аисту» переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезалось в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.


«Стул инквизиции», известный под названием «стул ведьмы», высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (inslеtрlаster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.


По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение «Бдения» явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает - это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. Но «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные, иногда крайне жестокие формы.



Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину - то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».


Эта пытка очень похожа на «пытку бдением». Отличие в том, что основным элементом устройства является заостренный угол клиновидной формы, выполненный из металла или твердых пород дерева. Допрашиваемого подвешивали над острым углом, так чтобы этот угол упирался в промежность. Разновидностью использования «осла» является привязывание груза к ногам допрашиваемого, связанного и зафиксированного на остром углу.

Упрощенным видом «Испанского осла» можно считать натянутую жесткую веревку или металлический трос, называемый «Кобылой», чаще такой вид орудия применяется к женщинам. Протянутую между ног веревку задирают как можно выше и растирают до крови половые органы. Вид пыток с веревкой довольно эффективен, поскольку применяется к наиболее чувствительным частям тела.

Жаровня


В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.


Для того чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.


Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенные так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в его книге «bilder aus der deutschen vergangenheit». Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.

Колесование


Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

Для колесования также применялись вертикально установленные колеса.



Колесование очень популярная система, как пыток, так и казни. Оно применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая была разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре - в таком случае смерть наступала быстро. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер из Гаштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.

Пресс для конечностей или «Коленодробилка»


Разнообразные приспособления для дробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, из-за которых жертва истекала кровью.


«Испанский сапог» был своеобразным проявлением «инженерного гения», так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический «Испанский сапог», снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.


«Железный башмак» - близкий родственник «испанского сапога». В этом случае палач «работал» не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Слишком усердное применение устройства обычно заканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.


Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.


Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена и при всяком социальном строе. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как «божественное возмездие». Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед «судом народа»: кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень - тикое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.


Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван «Троном». Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование «Трона» позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование «Трона» не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных пытали также водой и каленым железом.


Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности, руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


Жестокий инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Заслуживает доверия утверждение, что Крест был изобретен в Австрии в XVI -XVII веках. Это следует из книги «Правосудие в старые времена» из собрания Музея правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Очень похожая модель, которая находилась в башне замка в Зальцбурге (Австрия), упомянута в одном из наиболее подробных описаний.


Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти.


Шейная ловушка - кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление.


Этот инструмент действительно напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись «Я отрекаюсь».


Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговоренным к сожжению на костре, особенно на большой публичной церемонии, называемой Аутодафе, когда еретики сжигались десятками. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжен в Риме на площади Кампо дей Фьори в 1600 году с железным кляпом во рту. Кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.


Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.


Познакомится с этим предметом имели шанс женщины, согрешившие абортом или прелюбодеянем. Раскалив добела его острые зубцы, палач разрывал на куски грудь жертвы. В некоторых районах Франции и Германии вплоть до 19 века этот инструмент называли «Тарантулом» или «Испанским пауком».


Это устройство вводили в рот, анальное отверстие или влагалище, и при закручивании винта сегменты «груши» максимально раскрывались. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти. В раскрытом состоянии острые концы сегментов впивались в стенку прямой кишки, в глотку или шейку матки. Эта пытка предназначалась для гомосексуалистов, богохульников и женщин, сделавших аборты или согрешивших с Дьяволом.

Клетки


Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко. Часто размер отверстия на дне клетки было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Иногда грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду. В жару грешника могли повесить в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.



Пожалуй, на любом историческом этапе и в разных странах существовала преступность. Воры, мошенники были настоящим бичом общества, а государство пыталось бороться с ними самыми различными способами. Методы наказания наши предки выбирали порой весьма необычные и даже безумные. О них и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Грампуссинг


В армии любой страны всегда жестоко наказывали людей, которые не исполняли своих обязанностей. К примеру, на флоте во время правления короля Генриха VIII моряков, которые уснули на часах, били палками. Так повторялось три раза, причем каждый раз количество ударов возрастало. После того, как вахтовой засыпал в четвертый раз, его привязывали в передней части корабля и давали нож. У него был выбор: либо умереть от голода, либо зарезать самого себя.

Также существовало наказание под названием грампуссинг. Хотя о нем осталось очень мало исторических записей, это выглядело примерно так: руки человека связывали. В рукава ему заливали 2 ведра воды. Когда человек издавал булькающий звук, задыхаясь, считалось, что этот звук был похож на тот, который издает грампус (разновидность дельфина).

2. Плащ пьяницы


Хотя некоторые меры наказания были изобретены исключительно для того, чтобы смущать провинившегося. К таковым относится плащ пьяницы, который был использован в качестве наказания за пьянство в общественном месте в течение 16 и 17 веков. На провинившегося надевали бочку с отверстиями для головы и рук и выпускали в таком виде на улицу (также выпивоха должен был пожертвовать пять шиллингов беднякам).

Эта тактика была настолько общепринятой, что вскоре стала стандартным наказанием в Англии и начала распространяться по всей Европе. В Германии ее назвали schandmantel (пальто позора). В Испании был свой вариант наказания, в котором человека в бочке привязывали к позорному столбу.

3. Шейная колодка


В Китае метод наказания шейной колодкой был впервые упомянут в 17 веке. Существовало несколько видов шейных колодок, которые работали примерно одинаково: преступнику одевали на шею деревянную раму, чтобы он не мог дотянуться руками до рта.

Человека, который не мог сам прокормить себя, оставляли на милость других людей в общине. Некоторые варианты колодки весили до 90 кг, что часто приводило в итоге к перелому шеи. Другие колодки фиксировали преступника неподвижно в общественных местах.

4. "Нет валлийскому"


В 1847 году британское правительство решило, что валлийская система образования плохая. Дети были малообразованными и мало мотивированными, а учились они в плохих условиях. В итоге было принято решение, что единственный способ спасти валлийцев - сделать для них основным английский язык.

В школе валлийским детям разрешали говорить только по-английски. В качестве наказания тем, кого ловили при разговоре на родном языке, вешали на шею деревянную табличку с надписью "Нет валлийскому". В качестве повторного наказания ребенка избивали.

5. Тюремная беговая дорожка


Беговая дорожка, которая в основном использовалась в качестве наказания в британских тюрьмах 19 века, была похожа на современный тренажер. Тем не менее, тюремная беговая дорожка была сделана вовсе не для фитнеса. Заключенные были вынуждены ходить по ней в течение восьми часов в день с редкими перерывами.

Однообразие и напряженная работа были призваны удержать заключенных от совершения других преступлений. Также эти дорожки нередко подключали к мельницам: заключенные не просто ходили, а и мололи муку.

6. Испытание судом божьим


Испытание судом божьим - метод наказания, при котором люди обращались к воле Божьей, чтобы определить вину или невиновность подозреваемого. Суд назначали для проверки обвиняемого тяжелое испытание, пройти он которое мог только благодаря чуду. используемого для проверки обвиняемому. Если человек сумел выжить, то его признавали невиновным.

К примеру, обвиняемого заставляли достать камень из кастрюли с кипящей водой. Если через три дня его руки не исцелялись, то человека признавали виновным. В ходе более простого испытания обвинитель и обвиняемый стояли перед крестом с поднятыми руками. Если обвиняемый опускал руки первым, то он был виновен.

7. Смоляная шапка


Смоляные шапки в основном одевали на людей, подозреваемых в участии в Ирландском восстании 1798 года. Смоляная шапка была коническим шлемом, созданным из любого материала. В шапку наливали кипящую смолу, после чего ее одевали на голову подозреваемого. Когда шапку снимали, она снималась с волосам и кожей головы.

8. Создание пакли


Это наказание было популярным в тюрьмах в течение 18 - 19 веков. В то время старые веревки с судов не выбрасывали, а использовали для изготовлении пакли. Веревку разрезали на куски, распускали на волокна после чего смешивали со смолой. Так делали герметизирующую смесь, которой замазывали трещины в деревянных кораблях, чтобы сделать их водонепроницаемыми. Процесс был очень трудоемким и скучным, поэтому неудивительно, что его поручали заключенным.

9. Подвешивание


Подвешивание часто использовалось для наказания в средневековой Европе, особенно в армии. В землю вбивали кол острием вверх, после чего над ним подвешивали преступника (за запястье или за палец, по разным данным). Веревку натягивали так, чтобы человек мог стоять, опираясь на кол одной ногой или, когда боль становилась невыносимой, подтягиваться на запястье, что тоже причиняло боль. В результате этого наказания дико болело все тело.

10. Полевое наказание номер один


Когда в британской армии в 1881 году была отменена порка, чиновники задумались о новых способах вершить правосудие над теми, кто был виновен в незначительных правонарушениях, таких как пьянство. Одним из таких наказаний, которое в итоге использовалось до 1920 года, стало так называемое "полевое наказание №1".

Провинившегося приковывали наручниками к неподвижному объекту, чаще всего к лафету пушки или колесу телеги на 2 часа каждый день. Иногда человека приковывали к специально вкопанному в землю столбу или деревянному кресту. Наказание №1 не отменяли даже в лютый мороз или проливной дождь.

Стоит сказать, что правосудие и сегодня не назовёшь мягким. Доказательством тому могут быть .

В средние века ключевая роль в политике и общественной жизни принадлежала церкви. На фоне расцвета архитектуры и научных технологий инквизиция и церковные суды преследовали инакомыслящих, применяли пытки. Доносы и казни носили массовый характер. Особенно беспомощными и бесправными были женщины. Поэтому сегодня мы вам поведаем про самые ужасные средневековые пытки для девушек.

Их жизнь не была похожей на сказочный мир рыцарских романов. Девушки чаще обвинялись в колдовстве и под пытками признавались в поступках, которых не совершали. Изощренные телесные наказания поражают дикостью, жестокостью и бесчеловечностью. Женщина всегда была виноватой: за бесплодие и большое количество детей, за внебрачного ребенка и различные телесные дефекты, за врачевание и нарушение библейских правил. Публичные телесные наказания применялись для получения информации и устрашения населения.

Самые ужасные пытки женщин в истории человечества

Большинство орудий пыток были механизированы. Жертва испытывала ужасную боль и умирала от полученных травм. Авторы всех жутких инструментов неплохо знали строение человеческого тела, каждый способ доставлял нестерпимые страдания. Хотя конечно эти инструменты применялись не только к лицам женского пола, но они страдали больше других.

Груша страданий

Механизм представлял собой металлическую грушу, разделенную на несколько сегментов. Посередине груши находился винт. Прибор вставляли провинившейся женщине в рот, вагинальное или анальное отверстие. Винтовой механизм раскрывал сегменты груши. В результате повреждались внутренние органы: влагалище, шейка матки, кишки, глотка. Очень страшная смерть.

Травмы, наносимые приспособлением, были несовместимы с жизнью. Обычно пытка применялась к девушкам, обвинявшимся в связи с дьяволом. При виде такого орудия подсудимые признавались в сожительстве с дьяволом, использовании крови младенцев в магических ритуалах. Но признания не спасали бедных девушек. Они все равно погибали в пламени костра.

Стул ведьмы (испанское кресло)

Применялся к девушкам, уличенным в колдовстве. Подозреваемую фиксировали ремнями и наручниками на железном стуле, в котором сидение, спинка, боковые части были покрыты шипами. Человек не умирал сразу от потери крови, шипы медленно вонзались в тело. На этом жестокие страдания не заканчивались, под стул укладывали раскаленные угли.


В истории сохранился факт, что в конце XVII века женщина из Австрии, обвиненная в колдовстве, одиннадцать суток провела в муках на таком кресле, но так и умерла, не сознавшись в преступлении.

Трон

Специальное устройство для длительных пыток. «Трон» представлял собой деревянный стул с отверстиями в спинке. Ноги женщины фиксировали в отверстиях, а голову опускали вниз. Неудобное положение доставляло страдания: кровь приливала к голове, натягивались мышцы шеи и спины. Но на теле подозреваемой не оставалось следов пыток.


Довольно безобидное орудие, напоминающее современные тиски, доставляло боль, ломало кости, но не приводило к смерти допрашиваемого человека.


Аист

Женщина помещалась в железное устройство, которое позволяло ее зафиксировать в положении с притянутыми к животу ногами. Такая поза вызывала мышечные спазмы. Длительная боль, судороги медленно сводили с ума. Дополнительно жертву могли пытать раскаленным железом.

Башмаки с шипами под пяткой

Пыточная обувь фиксировалась на ноге кандалами. С помощью специального приспособления в пятку вкручивались шипы. Некоторое время жертва могла стоять на пальцах, чтобы облегчить боль и не допустить глубокого проникновения шипов. Но в таком положении долго простоять невозможно. Бедную грешницу ожидала сильная боль, потеря крови, сепсис.


«Бдение» (пытка бессонницей)

Для этой цели был создан специальный стул с сидением в форме пирамиды. Девушку усаживали на сидение, она не могла уснуть или расслабиться. Но инквизиторы нашли более эффективный способ, чтобы добиться признания. Связанную подозреваемую усаживали в таком положении, чтобы верхушка пирамиды проникала во влагалище.


Пытки длились часами, потерявшую сознание женщину, приводили в чувство и снова возвращали на пирамиду, которая разрывала тело и травмировала половые органы. Для усиления боли к ногам жертвы привязывали тяжелые предметы, прикладывали раскаленное железо.

Козлы для ведьм (испанский осел)

Голую грешницу усаживали на деревянный блок пирамидальной формы, для усиления эффекта к ногам привязывали груз. Пытка причиняла боль, но в отличие от предыдущей, не разрывала половые органы женщины.


Пытка водой

Такой метод дознания считался гуманным, хотя часто приводил к смерти подозреваемой. В рот девушки вставлялась воронка, и заливалось большое количество воды. Затем на несчастную прыгали, что могло вызвать разрыв желудка и кишечника. Через воронку могли влить кипяток, расплавленный металл. Часто в рот или влагалище жертвы запускали муравьев и других насекомых. Даже невиновная девушка признавалась в любых грехах, чтобы избежать страшной участи.

Пектораль

Пыточное устройство похоже на нагрудное украшение. Раскаленный металл накладывали на грудь девушки. После допроса, если подозреваемая не умирала от болевого шока и не признавалась в преступлении против веры, вместо груди оставалась обугленная плоть.

Устройство, выполненное в форме металлических крюков, часто применяли для допроса девушек, уличенных в колдовстве или проявлениях похоти. Таким инструментом могли наказать женщину, изменившую мужу и родившую вне брака. Очень жесткая мера.


Купание ведьмы

Дознание проводилось в холодную пору года. Грешницу усаживали в специальное кресло и крепко привязывали. Если женщина не каялась, окунания производили до тех пор, пока она не задыхалась под водой или не замерзала.

А были ли пытки женщин в средневековье на Руси?

В средневековой Руси не было гонения на ведьм и еретиков. К женщинам не применяли таких изощренных пыток, но за убийства и государственные преступления могли закопать по шею в землю, наказать кнутом так, что кожа разрывалась в клочья.

Ну вот пожалуй, на сегодня хватит. Мы думаем, что теперь вы поняли, какими были ужасными средневековые пытки для девушек, и вряд ли теперь кто-нибудь из лиц прекрасного пола захочет перенестись в средние века к доблестным рыцарям.


Top