Женская энергия в семье – реализация природных инстинктов женщины. Предназначение женщины.

Ангел спустился и улыбнувшись, погладил ее по волосам. Она больше не плакала, только шмыгала носом, во все заплаканные глаза смотря на белое сияющее чудо! Она не испугалась, наоборот — стало как-то легко и спокойно.

— Милая, я услышал тебя и пришел. Расскажи, что тебя тревожит, дитя?

— Я плачу, потому что не знаю что делать. – её голос немного дрожал. Мудрено ли — проплакать несколько часов.
— Я наверно хочу слишком многого… Все как-то наперекосяк – меня не радует моя жизнь… Все ждут от меня чего то, требуют что-то… а я просто хочу… я не знаю что хочу… Знаю, что хочу быть счастливой! Но не знаю, что для этого нужно…

Одним из последствий этого перехода, несомненно, будет потеря некоторых прав, которые женщины заработали в коммунистический период. Добавление к этому возможного культурного упадка, сокращение различий между светскими и «религиозными» сферами жизни, будет иметь важные последствия для утраты женских привилегий в регионе. Д-р Богдана Йорданова Тодорова - заведующая кафедрой антропологии и религиоведения Института философских исследований Болгарской академии наук.

Эспозито, Ислам, гендер и социальные изменения. Зена измедся сериацког и световнов права. Бусуттиль, Свобода воли Бога, Религиозный фундаментализм и социальные перемены, Рутледж, Лондон и Нью-Йорк. Вопрос: Что говорит Библия о женщинах, работающих вне дома?

Ангел наклонился и поднял откуда-то взявшийся цветок.

— Как ты думаешь? - спросил он. – Что нужно для счастья этому цветку?

Она немного растерялась от неожиданного вопроса:

— Ну… почва…
— Правильно. Твоя почва — это твоя семья. Она дает тебе уверенность в твоей силе.

— Вода…
— Верно. Вода — это искренние слова признания и благодарности. Женщина расцветает, когда она любима и ей напоминают об этом.

Для многих семей вопрос о том, работать ли вне дома, вызывает напряженность. В Библии есть инструкции о роли женщин. Старшие женщины должны учить молодых женщин и жить так, чтобы они прославляли Бога своей жизнью. С учетом этих обязанностей время пожилой женщины может быть потрачено на руководство Бога и по своему усмотрению. В Притчах 31 говорится о «добродетельной женщине». Начиная со стиха 11, автор восхваляет эту женщину как человека, который делает все возможное, чтобы заботиться о своей семье.

Она работает над тем, чтобы поддерживать порядок в семье и доме. Мотивация этой женщины важна, потому что ее бизнес-деятельность является средством достижения цели, а не самоцелью. Она оказывала поддержку своей семье и не развивала карьеру или работу, чтобы конкурировать с ее соседями. Ее работа уступала только ее истинному призванию - заботиться о муже, детях и доме.

— Солнце?
— Да. Солнце — твой мужчина. Он дает тебе смысл и мотивацию к росту. Он — твой духовный наставник. Твое предназначение служить ему.

— Но как же так! — Удивление от услышанного сменило раздражение. — Быть невольницей?

Ангел рассмеялся - звонко и чисто. И раздражение, только вспыхнув, сразу растворилось. Захотелось тоже смеяться и радоваться.

Библия не запрещает женщине работать на улице. Тем не менее, Слово учит, какими должны быть приоритеты женщин. Если работа за пределами дома является причиной того, что женщина пренебрегает заботой о своих детях и ее муже, тогда это неправильно для этой женщины работать из дома. Если христианин может работать на открытом воздухе, но все же обеспечивает любящую, заботливую среду для своих детей и своего мужа, тогда для нее вполне приемлемо работать за пределами дома. Имея в виду эти принципы, во Христе есть свобода.

Женщины, работающие вне дома, не должны осуждаться и не должны снисходительно относиться к женщинам, которые сосредоточились на уходе за своим домом. Что говорит Библия о женщинах, работающих вне дома? Один из видов министерств общества и соседей - это семья. Семья - это первое человеческое общество, здесь человек получает начальное духовное и нравственное воспитание. Брак - это основа семьи. Благосостояние как семей, так и общества зависит от благополучия семей.

— Ну что ты! Разве ты считаешь себя невольницей, когда ухаживаешь за своим телом? А ведь ты служишь ему во всех смыслах. Или же, ходя по магазинам, считаешь ты себя невольницей? Ты служишь своему эмоциональному удовлетворению. Посмотри, сколько в процессе дня раз ты служишь… Другое дело, что ты делала это неосознанно. В свою очередь то, чему ты служишь, служит тебе. И чем искреннее и безусловнее твое служение, тем искреннее и безусловнее служат тебе. Это закон Подобия, как вы его называете. Он действует, несмотря ни на что. Он в основе мироздания.

Созданный Богом союз брака, таким образом, был необходимым условием объединения первой человеческой пары. С глаголом «креститься» Священное Писание несбалансировало тесное объединение их физических и духовных интересов на основе любви к Богу, Его заповедей и благословений. Такая двукратная любовь приносила им радость и единство в сосуществовании.

Какова цель Божественного установления брака? В-третьих, сдерживание греховных похотей человека и неупорядоченных тенденций его чувственности. Эта цель брака указывает на апостола, когда он говорит: Хорошо человеку не прикасаться к женщине. Последняя и самая важная обязанность, возложенная на христианских супругов в таинстве брака, состоит в том, чтобы подготовить их и их детей, если Бог с радостью предоставит им, для будущей жизни, для будущего вечного блаженства.

— Ну, а если мужчине всё равно,что я для него делаю? И он не отвечает мне взаимностью?

Женщину как кипятком окатили - она увидела «бревно,торчащее у нее в глазу». Она изменила свое поведение. Стала прислушиваться к мужчине, она стала давать ему то, в чем он нуждался - теплоту и ласку - служить ему! Да, сначала все продолжалось по привычке - мужчина ерепенился и ворчал. А она просто молчала в такие минуты и вместо ссоры целовала его в щеку. Сначала он опешил, а позже изменился до неузнаваемости. Он стал слышать её - служить ей…

В отличие от брачных ритуалов в большинстве неидеологических деноминаций, в православной церкви брак не является договором - некоторым юридическим соглашением со списком взаимных обязательств сторон. Православный брак - это скорее создание небольшой, семейной церкви для поклонения истинному Богу и спасения душ. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христа. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть сверхъестественным, это должно стать хорошей вещью, которую супруги добровольно берут за Церковь.

Это миссионерское служение семьи: жить по закону Бога и свидетельствовать о Боге своим собственным образом жизни, с его личными качествами, со стандартами его жизни. Христианская семья - это союз, в котором отношения короля, взаимная поддержка и помощь, совместное участие в молитвах, таинствах, радостях и печалях, совместная работа, чтобы сделать жизнь лучше, легче, более милостиво и спасение.

Это самое важное - уметь, несмотря на свои страхи, ожидания, желания… услышать друг друга. Понять, что подобное притягивает подобное. Вырваться из замкнутого круга и продолжить восхождение по спирали развития. Развивать отношения, делая их чище, искреннее и становиться счастливыми по-настоящему.

— Получается, что часто женщинам не хватает терпения, чтобы добиться результата?

Согласно Священному Писанию и Священной Традиции, глава семьи - человек. Это не значит, что мужчина стоит выше женщины. Перед Христом все равны; Нет ни мужчины, ни женщины. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи подразумевает определенные обязательства, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и перспективные. Человек должен проявлять большую заботу, внимание, заботу и нежность в отношении женщины, как это делает Христос в отношении Церкви. Мы знаем, что глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам.

Наш Спаситель показал нам, что значит быть вашей головой - служить, вести в любви, понимании и терпении, защищать и защищать вашу семью. Человек призван на такой чемпионат. Мудрая женщина хочет видеть своего мужа именно так и не ищет штаб. Психологи утверждают, что женщины глубоко враждебны к мужчинам, предоставляя им лидирующие позиции в семье или позволяя им принимать ее.

— Да, направляя свое внимание на несправедливость, ты не видишь проявления справедливости и точности во всем! Весь мир - это идеальный механизм. Каждый из нас играет в нем универсальную роль. У каждого свое предназначение. Предназначение женщины – давать мужчине силу для реализации Света, который он пропускает через себя. И если женщина начинает служить мужчине – искренне, любя, ничего не требуя взамен, он чудесным образом из чудовища превращается в прекрасного принца! Женщина развивается, совершенствует себя, и мужчине ничего не останется, кроме как соответствовать ей! Это и есть величайший секрет отношений между мужчиной и женщиной!

Таков христианский брак. Все проблемы в семье возникают из-за отсутствия смирения. Мы все не хотим смирять: мужчины - перед Богом, женщины - перед мужчинами, дети - перед родителями. Степень, в которой человечество дистанцировалось от основных духовных принципов жизни, построенных на взаимной любви, очевидна из великой работы, необходимой для реализации этой любви между мужчиной и женщиной. Супруги должны приложить все усилия, чтобы положить конец разногласиям и вражде в самом начале. В семейной жизни проблемы и горечь почти неизбежны: христианские мужья должны терпеть их с терпением и процветанием.

— Выходит, все зависит от женщин? Но почему?

— Дело в том, что женщина - хозяйка на Земле. Это её планета.

Мужчина - гость здесь. Он приспосабливается к тем условиям, которые существуют. А на Земле эти условия создает женщина. Поэтому очень важно, чтобы женщина осознала свое предназначение и следовала ему - ведь только так она сможет быть счастливой. Других путей к счастью не существует. И счастье это подарит ей мужчина! Он сделает её счастливой и будет дарить ей радость, если она поможет раскрыться ему - стать самим собой. Сейчас считается, что мужчина - сильный пол. Но взгляните на историю! Всегда рядом с Великим мужчиной находится сильная и мудрая женщина! Она придает ему сил.
Мужчина, в свою очередь, наполняет её смыслом. Открывает ей глаза на мир. Он — её духовный наставник. И он сможет им стать, когда у него будет достаточно сил, чтобы раскрыть себя.

В духе мягкости и снисхождения они должны смотреть на взаимные слабости и недостатки и в том же духе, чтобы их создавать. Браки в браке неизбежны, и брак всегда является особым видом мученичества. С христианской точки зрения, печали в браке - два вида. Первое помогает духовному росту, улучшению мужей. Что касается последнего, чтобы преодолеть их, мужья должны знать о своих злых делах и думать, что они должны пытаться измениться и не вернуться к несправедливой жизни. И тогда Господь превратит эти печали в новые духовные радости.

Брак становится превращением человека, расширением его личности. Человек приобретает новое видение, новое чувство жизни, рождается в мире в новой полноте. Только в браке возможно полное знание человека, видение другого человека. В браке человек погружается в жизнь, входя в него через другого человека. Это знание дает ощущение полной полноты и удовлетворенности, которая делает нас богаче и мудрее.

Женщина - это Сила.
Мужчина - это Воля.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

вЩФШ ЦЕОЭЙОПК ФТХДОП. чЩЫМБ ОБ ТБВПФХ - ЙЪЧПДЙФ ЮХЧУФЧП ЧЙОЩ ЪБ ОЕДПМАВМЕООЩИ ДЕФЕК Й ОЕДПУФЙТБООЩЕ ЖХФВПМЛЙ. ъБОЙНБЕЫШУС ФПМШЛП ИПЪСКУФЧПН - ЗТЩЪЕФ ЙЪОХФТЙ ЮХЧУФЧП РХУФПФЩ Й ОЕТЕБМЙЪПЧБООПУФЙ. юФП ВЩ ФЩ ОЙ ЧЩВТБМБ - ТБВПФХ ЙМЙ ДПН - ФЕВС ПЦЙДБАФ ЮХЧУФЧП ЧЙОЩ Й ЧЕЮОЩЕ УПНОЕОЙС. дБЧБКФЕ ЙИ ТБЪЧЕЕН!

дПН ДПМЦЕО ВЩФШ ГЕОФТПН, ОП ОЕ ЗТБОЙГЕК НЙТБ ЦЕОЭЙОЩ.

Когда дети появляются в браке, мужчина и женщина меняются, меняются очень глубоко, становясь отцом и матерью. Это тестовый камень для настоящего брака. С появлением детей в семье закладываются основы новых семейных отношений. Воспитывая детей, родители также воспитывают себя, потому что присутствие детей часто служит уздечком против диссипации, нерешительности, требует мысли и усилий, чтобы сделать жизнь пригодной, чтобы удовлетворить материальные и духовные потребности членов семьи.

Семья, по словам русского религиозного философа Евы. Илин, является первичной грудью человеческой культуры. Здесь пробуждающие силы личной души пробуждаются и начинают разворачиваться; здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать; здесь помещены первые основы его характера, здесь в душе ребенка находятся основные источники его счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, который впоследствии развивает великую личность или, может быть, негодяй.


еЭЕ ОЕУЛПМШЛП РПЛПМЕОЙК ОБЪБД ЧПЪНПЦОПУФЙ ЧЩВПТБ Х ЦЕОЭЙОЩ ОЕ ВЩМП. йЪЧЕУФОЩК НЙУФЙЛ тБДЦОЙЫ пЫП Ч УЧПЙИ ЛОЙЗБИ ОБЪЩЧБМ ЬФХ УЙФХБГЙА «ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ТБВУФЧПН». чУЕ ВЕЪ ЙУЛМАЮЕОЙС ФЧЕТДЙМЙ: «ЦЕОЭЙОБ УПЪДБОБ, ЮФПВЩ ТПЦБФШ Й ЧПУРЙФЩЧБФШ ДЕФЕК». фПЮЛБ. ч УЕНШЕ ВЩМП РП 5-10 ДЕФЕК, Й ЧУС ЬОЕТЗЙС ЦЕОЭЙОЩ ХИПДЙМБ ОБ ДПНБЫОЙЕ ИМПРПФЩ. ъБОЙНБФШУС ЛХМШФХТОЩН ЧПУРЙФБОЙЕН НБМЩЫЕК ОЕ ВЩМП ЧТЕНЕОЙ: ДЕФЙ (ЪБ ТЕДЛЙН ЙУЛМАЮЕОЙЕН) УФБОПЧЙМЙУШ ТБВПЮЙНЙ, УМХЦБЭЙНЙ, ЛМЕТЛБНЙ. «фЩ ЧПУРЙФБМБ ОПУЙМШЭЙЛБ», - ЗПЧПТЙФ пЫП. - «йУРЩФЩЧБЕЫШ МЙ ФЩ ЮХЧУФЧП ЗПТДПУФЙ?»

Поскольку дети и подростки по-прежнему духовно неустойчивы, они иногда поддаются соблазну. В школе, через средства массовой информации, ребенок предлагает: вы человек, кто-то другого поколения, у вас есть другие мысли, другие идеалы, родители не должны слушать. Это антихристианское отношение к старейшинам очень опасно, потому что, если молодой человек не уважает своих родителей, тогда он становится старше, он не будет соблюдать свое правление, он не будет иметь для него никакой власти. Такой человек, не знающий своего места в семейной иерархии, в социальной иерархии, представляет опасность для семьи, потому что такой человек плохо управляется внутренне и внешне.

чТЕНЕОБ ЙЪНЕОЙМЙУШ. уЕКЮБУ УБНБ ЦЕОЭЙОБ ДПМЦОБ УФБФШ ФЕН, ЛЕН ИПЮЕФ ЧЙДЕФШ УЧПЙИ ДЕФЕК. оЕ ПФЛБЪЩЧБСУШ ПФ УЧПЕК ЦЕОУЛПК УХЭОПУФЙ, ПОБ ДПМЦОБ ЧЩРПМОЙФШ УОБЮБМБ УЧПА ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА НЙУУЙА (ПВ ЬФПН РПДТПВОЕЕ Ч УМЕДХАЭЙИ УФБФШСИ). йФБЛ:

йУФЙООПЕ РТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ ЦЕОЭЙОЩ

ыЛБМХ ЦЕОУЛЙИ РТЙПТЙФЕФПЧ НПЦОП ПВПЪОБЮЙФШ ФБЛ:

1. пОБ УБНБ.
2. рТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ НБФЕТЙ.
3. рТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ ЦЕОЩ.
4. тПМШ Ч УПГЙХНЕ (ДПЮШ, УЕУФТБ, РПДТХЗБ Й Ф.Д).

Если ребенок живет за пределами Церкви, основной, генетическое наследие остается, т.е. недостатки родителей и наклонности ребенка суммируются, и новых семян нет. Поэтому, чтобы стать христианским ребенком, главное, чтобы родители не искали своих, но Божьи, и старались не выглядеть похожими на них, а на Христа. Многие родители хотят сами воспитывать своих детей, но без высокого идеала они заботятся только о том, чтобы ребенок не был хуже других, чтобы получить образование, хорошо одеться, т.е. обратить внимание на незначительные вещи, но в основном опускают.

«пОБ УБНБ». уАДБ ЧИПДЙФ ЧУЕ, ЮФП РТЙОПУЙФ ОБН ЧЩУЫЕЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ХЮЕВБ, ТБЪЧЙФЙЕ УРПУПВОПУФЕК, УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ Ч РТПЖЕУУЙЙ, ЧЩТБЭЙЧБОЙЕ ПЧПЭЕК. й Ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ - ЧПУРЙФБОЙЕ ДЕФЕК. фБЛЙЕ НБНЩ ЮБЭЕ ЧУЕЗП УФБОПЧСФУС НОПЗПДЕФОЩНЙ, ОЕУНПФТС ОЙ ОБ ЛБЛЙЕ РТЕРСФУФЧЙС. вПЗ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБМ ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ (Ч ФПН ЮЙУМЕ Й НХЦЮЙОХ) ФБЛ, ЮФПВЩ ПО ОЕ НПЗ ОЕ ЧЩРПМОЙФШ ФП, ДМС ЮЕЗП РТЕДОБЪОБЮЕО. пО УДЕМБМ ФБЛ, ЮФПВЩ ЮЕМПЧЕЛ УФТБУФОП ЦЕМБМ ЬФПЗП. рПЬФПНХ ОЕРТЕНЕООП ДЕМБКФЕ ФП, ПФ ЮЕЗП ЙУРЩФЩЧБЕФЕ УБНЩК ОБУФПСЭЙК «ЛБКЖ». тБОП ЙМЙ РПЪДОП - ЦЙЪОШ ЧУЕ ТБЧОП ВХДЕФ ЧПЪЧТБЭБФШ ЧБУ Л ЬФПНХ.

И главное - посадить в нем духовные семена, научить его чувствовать радость в духовной жизни, то есть, Они должны попытаться привести ребенка к Богу, они должны понять, что без Церкви это невозможно сделать. Когда человек пытается воспитывать своего ребенка из Церкви, он лишает его многих будущих радостей, не позволяет ему разворачиваться в полной мере, не дает ему полноты бытия. Поэтому главная задача родителей - сделать ребенка таким злым, чтобы с детства он мог любить Церковь, оставаться в ней и благословлять и наставлять его в своей дальнейшей жизни.

рПЮЕНХ «УЕВЕ, МАВЙНПК» ХДЕМСЕФУС ЗМБЧЕОУФЧХАЭЕЕ НЕУФП? хДПЧМЕФЧПТЕООБС «УБНБ», УМПЧОП ПЪЕТП, РПДРЙФЩЧБЕФ УЧПЕК ЬОЕТЗЕФЙЛПК ЧУЕ ПУФБМШОПЕ. фПМШЛП ОБРПМОЕООБС МАВПЧША ЦЕОЭЙОБ НПЦЕФ ТЕБМЙЪПЧБФШ УЧПЙ ДТХЗЙЕ РТЕДОБЪОБЮЕОЙС: ВЩФШ НХДТПК, ФЕТРЕМЙЧПК НБФЕТША Й ЧПУРЙФБФШ ЗБТНПОЙЮОЩИ ДЕФЕК. фПМШЛП ОБРПМОЕООБС МАВПЧША ЦЕОЭЙОБ НПЦЕФ УФБФШ «ПБЪЙУПН», РПДРЙФЩЧБАЭЙН ЬОЕТЗЙЕК УЧПЕЗП НХЦБ. ч ПДОПК УФБФШЕ РТПЮЙФБМБ ИПТПЫХА ЖТБЪХ: «зТЕИ - ЪБВПФЙФШУС П УЧПЕК УЕНШЕ, ЧЩЦЙНБС ЛБРМЙ ЪБВПФЩ ЙЪ УЕВС, УЦБЧ ЪХВЩ. ьФП ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ЛПТНЙФШ ДЕФЕК ОЕ НПМПЛПН, Б ЛТПЧША». ъБВПФСУШ П ДЕФСИ Й НХЦЮЙОЕ РТЕЦДЕ, ЮЕН П УЕВЕ, (ЙМЙ ДБЦЕ ЧНЕУФП), УЮЙФБС, ЮФП ПОБ ЦЕТФЧХЕФ УПВПК ЧП ВМБЗП, ЦЕОЭЙОБ ПВЕУФПЮЙЧБЕФ Й УЕВС, Й УЧПА УЕНША - ФХ, ДМС ЛПФПТПК ВЩМП УДЕМБОП ФБЛ НОПЗП.

Самым защитным средством искушений, с которыми сталкиваются подростки, является благочестивая жизнь их родителей. Они должны понимать, что существует духовная связь, а это значит, что они должны бояться, что их собственные грехи не повредят своим детям. И если они защищают себя от греха, они также защищают детей от искушений. Поэтому родители должны заботиться о сохранении собственной духовно-нравственной чистоты.

Илейн, человек учится любить любить страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ближе и любит, чем что-либо. Все это не что иное, как христианская любовь. Вот почему семья оказывается естественной школой христианской любви. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства сдерживает, смягчает, учится относиться к соседу с уважением и вниманием к любви. Семья для ребенка - это первое «мы», возникшее в результате любви и добровольного служения, где каждый стоит за всем и за всем.

йФБЛ, «ДПНПИПЪСКЛБ ЙМЙ ВЙЪОЕУМЕДЙ?» оЕ ФБ, Й ОЕ ДТХЗБС. лПНХ-ФП ЮФПВЩ ЮХЧУФЧПЧБФШ УЕВС УЮБУФМЙЧПК ОХЦОП ВЩФШ ЮХФШ ВПМШЫЕ «ДПНПИПЪСКЛПК», ЛПНХ-ФП - «ВЙЪОЕУМЕДЙ» (ЬФЙН ФЕТНЙОПН НЩ ПВПЪОБЮЙМЙ ЧУЕ, ЮФП ОЕ УЧСЪБОП У ТПМСНЙ ЦЕОЩ Й НБФЕТЙ). пРТЕДЕМЙФШ ПРФЙНБМШОПЕ РТПГЕОФОПЕ УППФОПЫЕОЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ТПМЙ Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ, НПЦОП ФПМШЛП ПТЙЕОФЙТХСУШ ОБ ЮХЧУФЧП "ЛБКЖБ" ЧОХФТЙ.


тБУУФБЧМСЕН РТЙПТЙФЕФЩ

лБЛ С ЬФП ЧЙЦХ? ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ УМЕДХЕФ ЪБОЙНБФШУС ФЕН, ЮФП ОБРПМОСЕФ ЧБЫ «ПБЪЙУ» ЬОЕТЗЙЕК. чУЕ ЪОБАФ ЫХФЛХ РТП ФП, ЛБЛ ЦЕОЭЙОБ, ОБУМБЦДБСУШ ПФДЩИПН Ч ЧБООПК, «ДЕМБЕФ ДЕФСН ЪДПТПЧХА НБНХ». ьФП ОЕ ЫХФЛБ. ьФП РТЙОГЙР, ЛПФПТЩН ДПМЦОБ ТХЛПЧПДУФЧПЧБФШУС ЛБЦДБС ЙЪ ОБУ. пВЕУФПЮЕООБС ЦЕОЭЙОБ ОЕ УРПУПВОБ ЪБТСЦБФШ ЬОЕТЗЙЕК ВМБЗПРПМХЮЙС УЧПА УЕНША - Б ЧЕДШ ЬФП ЕЕ ЧБЦОЕКЫЕЕ (ОП ОЕ ЗМБЧОПЕ) РТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ! чЕЮОП ТБЪДТБЦЕООБС НБФШ ЧПУРЙФБЕФ ОЕТЧОЩИ, ОЕ ХЧЕТЕООЩИ Ч УЕВЕ ДЕФЕК Й ЪБУФБЧЙФ УЧПЕЗП НХЦБ ЙУЛБФШ ФЕРМП «ОБ УФПТПОЕ», РПДФБМЛЙЧБС ЕЗП Л ЙЪНЕОЕ. цЕОЭЙОБ У ЮХЧУФЧПН РХУФПФЩ Й ОЕТЕБМЙЪПЧБООПУФЙ ЧОХФТЙ ТБЪТХЫЙФ ЧУЕ, Й УЕВС Ч ФПН ЮЙУМЕ.

уМЕДЙФЕ ЪБ ЪБТСДПН УЧПЕК «ЧОХФТЕООЕК ВБФБТЕЙ». пФДЩИБКФЕ РТЕЦДЕ, ЮЕН ХУФБМЙ, ЧПУРПМОСС ОЕДПУФБФПЛ ЬОЕТЗЙЙ МАВЙНЩНЙ ДЕМБНЙ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП УПЪДБОЩ ОЕ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ВЩФШ НБФЕТША Й ЦЕОПК Й РТПДПМЦБКФЕ ТЕБМЙЪПЧЩЧБФШ УЕВС Ч ДТХЗПК ТПМЙ, ПТЙЕОФЙТХСУШ ОБ ЮХЧУФЧП ОЕЙЪЯСУОЙНПЗП ВМБЦЕОУФЧБ Й ПУНЩУМЕООПУФЙ ЧОХФТЙ.

чТЕНС, РПФТБЮЕООПЕ ОБ РХОЛФ «С УБНБ» - УЧСЭЕООП. йНЕООП ПОП Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ ДЕМБЕФ УЮБУФМЙЧЩН ЧУЕИ - Й УБНХ ЦЕОЭЙОХ, Й ПЛТХЦБАЭЙИ ЕЕ МАДЕК. б, ЪОБЮЙФ, Й ЧЕУШ НЙТ УФБОЕФ МХЮЫЕ.


Top