Сценарий демонстрации «Всё от кутюр" "Секреты модельера". Сценарий праздника «Показ моды

Чтобы с одного взгляда на силуэт и крой угадывать аллюзии кутюрье, стоит разобраться в истории моды последнего столетия. ELLE составил краткую «шпаргалку» по модным эпохам, которая не позволит ошибиться.

На смену Belle Epoque (в переводе с французского – «прекрасная эпоха») с характерным силуэтом «песочные часы» приходит ар-деко. Новый канон красоты – естественные, ничем не стесненные формы женского тела. Европа переодевается в экзотические наряды, вдохновившись балетом «Шехерезада», представленным Дягилевым в рамках «Русских сезонов» в Париже.

Модельер: Поль Пуаре – реформатор моды, именно он освободил женщин от корсетов и турнюров, предложив свободные платья-туники в древнегреческом стиле, а также накидки, монто и шаровары, навеянные Востоком. Пуаре ввел в моду экзотику и ориентализм, культивируя роскошь и изобилие в одежде: дорогие ткани и масса декора – признаки его творений.

Фасоны: платье с завышенной талией, зауженная к низу юбка, юбка-брюки, шаровары, накидка-кимоно, платье-сари, тюрбан, сумочка-кисет.

Ткани и декор: парча, шелк, бархат, тафта, восточные орнаменты, вышивка золотыми нитями, драгоценные камни, батик.

Иконы стиля: Айседора Дункан сделала свободное платье-тунику Пуаре известным на весь мир, появившись в полупрозрачном наряде на сцене – неслыханная дерзость. Другая модная икона эпохи – Ида Рубинштейн, звезда балета «Шехерезада» – не выходила из образа восточной красавицы и вне сцены, выбирая на каждый день шелковые кимоно.

Эмансипированная женщина и водит автомобиль, и пишет романы, и курит, и лихо танцует чарльстон в удобном прямом платье с заниженной талией – символе эпохи. Скромная элегантность Коко Шанель соседствует с излишествами «эпохи джаза»: перьями, боа и бахромой. Стиль garcon (в переводе с французского – «мальчик») уживался с ар-деко, по-прежнему популярным.

Модельер: Коко Шанель переодела женщин в мужские вещи и доказала, что маленькое черное платье, дополненное ниткой жемчуга, – вечерний вариант не хуже расшитого бисером наряда. За более женственное направление моды отвечала Жанна Ланвен.

Фасоны: платье цилиндрической формы, меховое монто, жакет, кардиган, свободные парусиновые брюки, костюм-пижама для пляжа, шляпка-клош, ободки и ленты для волос с обильным декором.

Ткани и декор: кружево, шелк, бархат, шерсть, букле, джерси; базовые цвета – черный, белый, серый, кремовый, бежевый; украшения из жемчуга, минимум декора – у Шанель, максимум – у остальных (вышивка, перья, банты, стеклярус).

Иконы стиля: Актриса немого кино и танцовщица Луиза Брукс прославилась не только свободой нравов, но и любовью к шляпкам-клош. Теннисистка Сюзанна Ленгле ввела моду на спортивную женскую одежду.

Новая эпоха решительно отказывается от андрогинного фасона платья, скрывающего чувственные изгибы. Модельеры провозглашают другой силуэт – подчеркнутая талия, от которой идет струящаяся длинная юбка. Вслед за спортсменками девушки начинают носить трикотаж. Роскошный декор былого десятилетия забыт – Великая депрессия и ощущение близкой войны задают совсем другие настроения.

Модельер: Эльза Скиапарелли придумывает платье-свитер, джемпер с принтом, впервые использует вискозу и застежку-молнию. Она – первый провокатор и сюрреалист от моды. Чего стоит хотя бы платье с омаром и петрушкой или шляпка в виде туфли!

Фасоны: платье в пол с подчеркнутой линией талии, платье-свитер, джемпер, теннисные плиссированные юбки, платья-поло, спортивные брюки, шелковые перчатки до локтя, шлейфы, первые купальные костюмы.

Ткани и декор: тюль, шелк, бархат, шерсть, трикотаж; благородные насыщенные и пастельные тона – темно-синий, бордовый, жемчужный; отделка кружевом.

Иконы стиля: Женщины холодной красоты, звезды Голливуда – Марлен Дитрих и Грета Гарбо , манящие с экранов совершенством и утонченностью.

Начинается война, и девушки вынуждены отказаться от роскошных сложносочиненных нарядов. Появляется одежда в стиле милитари – женские вещи, сшитые из тех же тканей, что и форма военных. Пока в Европе мода скована ограничениями Второй мировой, США создают собственный «от кутюр».

Модельер: Главный «трендсеттер» десятилетия – дефицит: тканей, пуговиц, декоративных элементов. Именно он определяет нововведения в женском гардеробе: укорачивает длину юбки, запрещает пышные оборки из-за большого расхода ткани, лишает чулок и шпилек, и девушкам приходится носить шляпы и платки, чтобы скрыть неприбранные волосы.

Фасоны: приталенный жакет с накладными плечами, двубортное пальто, юбка-карандаш , блузка с рукавами-фонариками, платье рубашечного кроя с акцентом на талии, платье в морском стиле, шляпка с вуалью, ремень, броши, бусы.

Ткани: темно-зеленый, хаки, коричневый, серый, темно-серый, черный, голубой, белый, светло-желтый, красный; шерсть, хлопок, фланель; клетка, принт-горошек.

Иконы стиля: Секс-символ Америки, голливудская актриса Рита Хейворт и модели pin-up Бетти Грейбл и Бетти Пейдж. Изображения красоток так полюбились американским солдатам, что они повторяли их даже на самолетах.

Париж возвращает звание модной столицы. New look – новый облик женщины, предложенный Кристианом Диором , завоевывает популярность. За годы войны все слишком устали от лишений! Девушки стремятся выглядеть максимально женственными и тратят массу времени и средств на туалеты.

Модельеры: Кристиан Диор щедро тратит метры ткани на одну пышную юбку с высокой талией (возмутительная и восхитительная роскошь!) и вновь затягивает женщин в корсеты. Кристобаль Баленсиага идет другим путем и предпочитает прямой силуэт и архитектурные эксперименты с ним диоровским «бутонам» и «песочным часам». Коко Шанель возвращается в мир моды и презентует твидовый жакет с юбкой, а Юбер Живанши создает изящные, аристократичные наряды для своей музы Одри Хепберн.

Фасоны: платье-бюстье в пол, расклешенная юбка в складку, короткий узкий в талии жакет, пальто А-силуэта с рукавами три четверти, перчатки, маленькая шляпка, сумочка-клатч, туфли с острыми носами, жемчуг, ожерелья.

Ткани и декор: велюр, фланель, шерсть, шелк, атлас, замша; вышитые цветы, кружево, мелкий узор в цветочек, горизонтальная полоска.

Иконы стиля: С экранов моду диктуют Мэрилин Монро, Грейс Келли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн, демонстрируя последние модели самых популярных дизайнеров.

Свобода нравов – модный гимн эпохи! В женском гардеробе появляются мини-юбка, джинсы, брючный костюм, платья-трапеции и пальто А-силуэта. Модельеры вслед за современными художниками вовсю экспериментируют и создают одежду из винила и синтетических материалов.

Модельеры: Английский дизайнер Мэри Куант подарила миру мини-юбку. Андре Курреж и Ив Сен-Лоран почти одновременно представили короткое платье-трапецию, ставшее абсолютным хитом. В дополнение к Высокой моде кутюрье начинают создавать коллекции pret-a-porter.

Фасоны: мини-юбка, брюки с высокой талией, джинсы, платье-трапеция, пальто с круглым воротом, рубашка в крестьянском стиле, сарафан, сапоги до колена, сумка на длинном ремешке, широкополые шляпы.

Ткани и декор: хлопок, деним, трикотаж, шерсть, вискоза, полоска, клетка, горошек, мелкие узоры; завязочки, бантики, воротнички, кружевная отделка.

Иконы стиля: Брижит Бардо сделала чувственный образ ультрамодным: ее растрепанную укладку с начесом и яркие черные стрелки копировали повсеместно. Жаклин Кеннеди мирила тренды и вечную классику в своих стильных образах и послужила образцом элегантность для тысяч женщин со всего мира.

Джинсовый бум охватывает мир: голубой и синий, рваный и потертый деним – на пике популярности. Вслед за набирающим обороты движением хиппи кутюрье обращаются к фольклору и этнике. Стиль унисекс завоевывает позиции – мужчины и женщины одеваются в одинаковые, простые и комфортные вещи. Актуальная музыка диктует свой дресс-код – так возникает стиль диско. Эпатажный панк – стиль бунтующей молодежи – взяла на вооружение Вивьен Вествуд . Появляются новые центры моды – так, в первой миланской Неделе моды представили свои коллекции Джорджо Армани, Джанни Версаче и семья Миссони.

Модельер: Ив Сен-Лоран подарил моде женский смокинг, прозрачную блузу, стиль сафари, абстрактные принты, африканские мотивы и многое другое. «Японец в Париже» Кензо Такада выступил апологетом азиатской чувственности и уличного стиля. Соня Рикель сделала платье-свитер из тонкого трикотажа своей визитной карточкой, а Оскар де ла Рента открыл именной бренд в Нью-Йорке.

Фасоны: водолазки, рубашки, джинсы, брюки-клеш, сарафаны, вязаные свитера, кардиганы, шапки, пончо, холщовые сумки, фенечки, комбинезоны.

Ткани и декор: лён, хлопок, шерсть, шелк, деним, яркие цвета, красочные орнаменты, вышивка, восточные и цветочные узоры, отделка бисером.

Иконы стиля: Джейн Биркин эпатировала публику откровенными нарядами, например, платьем-сеткой, надетым на голое тело. Модель Лорен Хаттон демонстрировала, как одеться в стиле сафари в повседневной жизни, а Джерри Холл была фанаткой стиля диско и советовала добавлять гламура в любой образ.

Бизнес-леди – новый идеал эпохи. Дизайнеры придумывают целый гардероб независимой и успешной женщины. А затем идут дальше, представляя вызывающе сексуальные наряды, доказывающие, какую власть так называемый слабый пол имеет над мужчинами.

Модельер: Карл Лагерфельд становится креативным директором Chanel в 1983 году и запускает первую линию готовой одежды Дома. Японские дизайнеры Йоджи Ямамото и Реи Кавакубо заявляют о себе совершенно новым направлением в моде – деконструктивизмом, который трансформирует и ломает привычные силуэты одежды.

Фасоны: классические брюки со стрелками, пиджаки и смокинги с накладными плечами, платья-футляры, платья и кофты с рукавами «летучая мышь», кожаные куртки и плащи, леггинсы, топы-бюстье, мини и миди из кожи, обувь на платформе, ботфорты.

Ткани и декор: кожа, мохер, велюр, вельвет, замша, шелк, атлас, вискоза; насыщенные и неоновые оттенки, анималистичные принты, вертикальная полоска.

Александра МакКуина и Жана-Поля Готье и поддерживает их кутюрное неистовство. Масс-маркет распространяется по всему миру, проникая даже в СССР – уже распавшийся, но все еще закрытый. Спортивный стиль, гранж и панк актуальны для молодежи по всему миру.

Модельеры: Марк Джейкобс демонстрирует коллекцию в стиле гранж на Неделе моды от имени бренда Perry Ellis. Джон Гальяно эпатирует критиков своими театральными шоу. Кельвин Кляйн возвращает в моду андрогинность.

Фасоны: футболки, пуловеры, куртки из денима, джинсы с низкой талией, юбки из денима, сарафаны на тонких бретелях, худи и толстовки, кроссовки и кеды, грубые ботинки.

Ткани и декор: хлопок, деним, кожа, фланель, вискоза, шифон, все цвета, принты с логотипами и названиями известных компаний.

Иконы стиля : Супермодели Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Клаудия Шиффер и Кейт Мосс, ставшие не просто лицами эпохи, но ролевыми моделями для миллионов.

Цели: Формирование у обучающихся представления о моде, истории ее создания.

Задачи:

  • Развивать умение одеваться со вкусом, создавать модели.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Зрители рассаживаются, звучит лирическая музыка. Затем голос диктора: Внимание, через две минуты начинаем представление! Звучит музыка, поднимается занавес, открывается сцена. Ее оформление представляет собой сочетание различных элементов-надписей, если есть возможность, то на сцене устанавливаются несколько планшетов. Главная идея сценического оформления – это стремление передать многообразие современной моды.

Под музыку на сцену выходят манекенщицы в красочных костюмах-нарядах, среди них элегантно одетый ведущий.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем показ мод школьного ателье. Нашим партнером является знаменитый модельер Юдашкин. И я с удовольствием приглашаю его к микрофону. Господин Юдашкин, пожалуйста!.

(Манекенщицы аплодируют, звучит музыка, но на сцену никто не выходит).

Ведущий: (Немного начинает нервничать).

Пожалуйста, господин модельер!

(Снова аплодисменты, музыка. Ведущий, аплодируя, начинает медленно перемещаться к выходу. Неожиданно оттуда выглядывает девушка в шлеме, хватает ведущего за руку и начинает ему что-то шептать. На лице ведущего появляется страдальческое выражение. Пошептавшись со своей помощницей, ведущий возвращается с прежней улыбкой).

Ведущий: Дорогие друзья! После небольшого перерыва мы продолжим нашу демонстрацию, а пока посмотрите заставку “Цветы Украины”.

(Выносят большой шест, по которому очень небрежно нарисованы цветы. За кулисами – диалог между ведущим и режиссером).

Режиссер: Что случилось? Какие “Цветы Урала”? где модельер?

Ведущий: (Почти плача) он не может выйти на сцену!

Режиссер: Почему?

Ведущий: Во время экскурсии по нашему швейному цеху господин Юдашкин зацепился плечом за крючок и порвал пиджак.

Режиссер: Господи, дайте ему другой на время!

Ведущий: Он не хочет открывать представление в пиджаке с чужого плеча. Он хочет быть в своем пиджаке.

Режиссер: Я десять лет хожу в пиджаке старшего брата – и ничего.

Ведущий: Ты не модельер Юдашкин!

Режиссер: Я – Шапов! И это звучит не хуже, ладно у нас тут есть номер в запасе. Пусть кто-нибудь тем временем зашьет этот пиджак.

Ведущий: Дорогие друзья! Мы продолжаем наш показ моделей школьного ателье “Элегант”. Наш вам подарок.

(Звучит музыка, на сцену выносят или выходят девушки в костюмах разных эпох, стилей, прошлого, настоящего и будущего).

Голос за кулисами: О-ля-ля! (Музыка). Манекенщицы несут пиджак на сцену, за ними шагает модельер Юдашкин в очках и с тростью, чуть позади молодая женщина и девушка в рабочих костюмах – швеи. Под музыку, господин Юдашкин, осматривает все три модели, вся процессия следит за ним).

Юдашкин: Спасибо, мисс Петроза! Вы пока свободны. Я думаю, мадемуазель Маша сделает все быстро. Мне сказали, у нее золотые руки.

(Маша садиться за стол, который оформлен как рабочее место швеи. Она начинает шить, склонившись над пиджаком. Юдашкин подходит, смотрит как она работает).

Юдашкин: Все в порядке, мадемуазель, у вас действительно золотые руки. Это говорю вам я – кутюрье Юдашкин.

Маша: Кутюрье? Извините, я не знаю что это такое?

Юдашкин: Кутюрье! Это модельер высокого класса, творец моды от кутюр, что значит в переводе с французского высокая мода, высшее искусство шитья.

(Звучит музыка. Выходят манекенщицы, начинают показ моделей. Юдашкин по поводу показа моделей рассказывает о знаменитых модельерах, было бы неплохо, если бы манекенщицы вышли с табличками, на которых написаны имена знаменитых модельеров).

Юдашкиин: С помощью одежды человек определяет свое место в обществе, свою профессию.

(Выходит ведущий, его голова повязана полотенцем).

Ведущий: У вас все готово, а у нас нет! Пиджак до сих пор еще не зашит.

Режиссир: Они что, издеваются! Иди и скажи им.

Ведущий: Сами идите и скажите, а я не могу. Всем желающим предлагаем посмотреть модели в национальном стиле.

(Пары застывают на месте. А на сцену выходят Юдашкин и Машенька).

Юдашкин: Мадемуазель Маша, пиджак подождет.

Маша: Ну как же, мне попадет! Вас ждут.

Юдашкин: Маша, помолчите. Дайте договорить. (Подходит к моделям и перебирает их одежды).

Маша: Господин Юдащкин, пойдемте.

Юдашкин: Маша, слушайте! Все думают, что мы, творцы от кутюр – боги. Всем кажется, что мы сидим и сочиняем высокую моду. Чепуха! Моду придумывает жизнь! А мы только пытаемся уловить ее направления. Посмотрите на эти костюмы. И вы увидите в них элементы сегодняшней моды. (Подходит к моделям и выводит их вперед). Например, в своей последней коллекции я представил кренолки, платья, юбки, которых посажены на обручи – современное воплощение криволина. А восточные шаровары! В начале 80-х годов они вернулись к нам в виде брюк-бананов. В 70-е годы испанские костюмы нашли свое отражение в длинных цветастых юбках. Ну, а о русском костюме можно говорить бесконечно. (Звучит мелодия, пары медленно уходят).

Юдашкин: История моды многолика. И в ней свое место занимает мода XX века. Именно в этом столетии была создана молодежная мода.

(Звучит музыка, начинается показ моделей, молодежной, спортивной, авангардной моды).

Маша: Это потрясающе! То, что вы мне показали, это просто здорово! Но где взять такие ткани, кто так сошьет?

Юдашкин: Мадемуазель, вы повторяете ошибку, которую до вас уже совершили другие. Вы путаете высокую моду, которая создает направления – это мода от кутюр и прет-а порте, моду промышленную, которая должна одевать каждого. А это, дорогая, разные вещи.

Маша: Но я хочу одеваться модно и красиво, я не хочу быть как все.

Юдашкин: Увы! Моя милая! Мода – это уже как все. Модную одежду носят тысячи людей одновременно. Если вы даже очень хотите, от этого никуда не деться. Но можно стать неповторимой, если создать свой образ и стиль.

Маша: Образ, а что это такое?

Юдашкин: Посмотрите на себя, вы же не такая как все. Вы особенная. Вы – это вы, значит, и в одежде существует только то, что подойдет именно вам. Надо хорошенько поискать.

Маша: Слушая вас, я все больше понимаю, что мода – это не только модное платье, это искусство, это постоянный труд. Нужно все время держаться на уровне, а это так сложно.

Юдашкин: Да, моде надо учиться, как любому серьезному делу, если конечно хочешь заниматься этим серьезно, по-настоящему. Иногда ничего не получается и опускаются руки, хочется забросить все. Но я вспоминаю музыку, огни, шелест платьев, этот вечно зовущий праздник моды, и понимаю, что этот ммир мой навсегда.

(Звучит мелодия. Идет демонстрация моделей народных, вечерних, праздничных одежд. Постепенно на сцене собираются все участники. Ведущий видит модельера и идет к нему.)

Ведущий: Дорогие друзья, а это сам модельер – господин Юдашкин.

(Все аплодируют).

Юдашкин: Дамы и господа! Прошу меня извинить, я буду краток. Мода не знает границ, ей не нужны визы и паспорта. Мода радует каждого из нас. Создавая моду, мы делаем друг друга счастливее. Говорят, что нельзя в моде достичь вечной молодости, все равно когда-нибудь отстанешь. Но нет! Послушайте моего совета. Чтобы сохранить молодость, нужно одеваться строго в соответствии с возрастом. Хотя это и звучит странно, но именно тогда нам удастся выглядеть моложе своих лет. А потому оставайтесь всегда молодыми.

(Звучит музыка).

Ведущий: Мы заканчиваем демонстрацию моделей школьного ателье. Программа была подготовлена совместными усилиями учащихся 10-11 классов под руководством учителя “Технологии” Медведевой С.В.

Используемая литература:

  1. Волков.И.П. “ Приобщение школьников к творчеству”, М: Просвещение.
  2. Джек Кесси-Скотт. Энциклопедия “ История костюма и моды”.
  3. Орлова И. “Азбука моды”, М: Просвещение, 1989 г.

Мода во все времена пропагандировала культ тела, веяния моды определялись общественными настроениями и событиями происходящими в жизни общества, меняющими образ жизни людей. Многие девушки и не догадываются, что между сегодняшними модными тенденциями и модой 1900-ых годов много общего. Давайте окунемся в экскурс истории посмотрим на моды ушедшего столетия.

Мода 1900 год

Женская мода в эпоху 1900-ых годов менялась наряду с прогрессивными изменениями в обществе и глобальными событиями, такими как первая и вторая мировая война, переход от женщины домохозяйки к независимой женщине, что естественно отразилось в моде.

Сегодня многие думают: «чем больше я разденусь тем больше у меня будет успех», на самом деле это не так. Чем больше я скрою всё, что у меня есть тем больший интерес я буду вызывать у мужчины. Сделать иллюзию тали, груди и бёдер, не показывать всё сразу — вот что привлекает мужчину. На подсознательном уровне мужчина понимает, что вы не распутная женщина и что с вами можно строить отношения.

Отношение к наготе в 1900 годы было совсем иным чем сегодня, женщины в эту пору носили длинные платья и сильно утягивались корсетами так, что их талия становилась похожа на песочные часы. Если сегодня многие актрисы готовы раздеться для съёмок в глянцевых журналах и у большинства людей это считается нормальным, то в 1900 годы женщины не позволяли себе таких поступков и это считалось распутством. Мода этого времени старалась подчеркнуть женскую природу, показать мужчине то что он любит больше всего, а именно контраст между грудью, талией и бёдрами, но завуалировано. Даже макияж слегка подчеркивал черты лица и был практически незаметным. Мода тех годов создавала уникальный образ жизни и модели этого времени соответствуют грациозности и хрупкости периода модерн. Сильно утянутая талия, открытые рукава, большая шляпа, платья сделанные с красивым треном, отделанные с длинным шлейфом — всё это сейчас снова входит в моду. Округлые формы были в моде, полнота женщины означала её здоровье, если девушка имела худобу, то считалось что она не здорова.

Большой переворот в моде 20 века произвел русский балет. С.П. Дягилев в 1909 году привозит русский балет в Париж в театр Шатле. Чтобы собрать большую публику танцовщицы его труппы носили вместо корсетов лифчики, которые были введены в моду в 1903 году, но стали популярными только после дней русского балета в Париже, у них был открыт живот и открытые руки. Труппа Дягилева также не была худощавой, балет в те времена отличался от сегодняшнего.

В Первую Мировую Войну в 1914 году мода кардинально меняется. Мужчины уходят на фронт. Впервые в истории человечества женщины становятся одинокими. На плечи женщин ложатся все мужские обязанности, женщины идут работать — сёстрами милосердия в армию, в торговлю, на заводы и фабрики, обучаясь мужским профессиям, что послужило началом эмансипации. В связи с эти изменяется культ женской красоты — округлые формы выходят из моды. Поскольку таких женщин к окончанию войны в 1918 году уже не осталось, война принесла стресс, голод и страдания, женщинам приходилось много работать, носить рабочую одежду, которую раньше носили только мужчины. Культ пышных дам уходит, поскольку из-за нехватки продовольствия их не остается.

По окончанию войны знаменитый в те времена во Франции дизайнер Поль Пуаре изменяет отношение к женской одежде, он полностью исключает корсет из женской одежды. Одежда держится вокруг шеи, появляется возможность оголить спину. Спина становится главным предметом интереса мужчин. Новый силуэт напоминает скорее доску — он прямой, совершенно упрощенный, стрижку составляли укороченные волосы, стиль назывался «la garçonne» — с французского на русский это можно перевести как «девушка-парень» или «пацанка». Женщины позволяют себе еще больше — они переодеваются в прозрачные муслиновые платья, вышитые бисером и стеклярусом, которые часто носили на нагое тело. Макияж женщины стал ярким.

Длина юбок становится все короче. Это привело к взлёту сексуальности, женщины почувствовали себя более раскрепощенными и свободными. Подчеркнуто свободный образ жизни был моден в те времена, женщины получили право голоса.

Мода 1920 х годов

Канон красоты женщины 20х годов — у неё короткая стрижка с чёлкой, черные веки, маленькие губы, плоская грудь, короткое до колен платье без подчеркивания талии, которое держится на лямке вокруг шеи и сигарета, курение было в те времена модным.

А те женщины, которые открыли для себя мир мужской силы и мужских профессий: выполняли тяжелую работу в тылу, работали на заводах и оказывали посильную помощь бойцам фронта, эти женщины в 1920 годах самостоятельно входят в спорт, создаются женские любительские футбольные команды, хоккейные команды, женский бокс. Женщины начинают терять черты женственности у них появляется желание показать свою силу.

В 20е годы появляется много женских клубов. Мужчин в послевоенные годы на всех не хватает. Женщина вынуждена сама нести груз обязанностей, которые раньше несли мужчины. И это находит своё отражение в моде 20х годов. Женщины постепенно переодеваются в мужскую одежду, брюки и сапоги, короткие стрижки и мужской пиджак.

Разрешены смешанные пляжи, раньше мужские и женские пляжи были разделы. Первым смешанным пляжем считается константинопольский пляж «Флория». Теперь женщины чаще проводят время на пляже в целях знакомства с мужчинами. В моду входит загорелое тело.

Мода 30 х годов — это откат назад. В моду возвращаются пышные формы и плавные линии подчеркивающие изящество женской фигуры, на смену сумбурным эмансипированным годам пришли чувственные тридцатые. В моде снова длинные платья, скрывающие всё то, что показывали эмансипированные женщины. Однако макияж оставался ярким. Получив такие же права как и мужчина, женщина поняла, что ей не обязательно уподобляться мужчине и соперничать с ним в грубой силе, её роль быть хрупкой, чувственной и ранимой.

Мода 40 х годов

Мода 40 х годов была навеяна Второй Мировой Войной. Особенно во время войны ощущалась нехватка тканей, многие платья перешивались из старых, была в моде обувь на платформе, женщины лишились возможности ухаживать за своими волосами, поэтому главным аксессуаром женщины был тюрбан, длинные волосы были зачёсаны наверх и спрятаны в тюрбаны, таким образом женщины носили высокие прически. Широкие плечи в женской одежде. В моде стиль милитари и тёмные практичные оттенки: тёмно-коричневый, бордовый. Сумки часто были квадратными в виде патронташа, в моду входит кожа из питона и крокодила, потому что все другие виды кожи уходит на обмундирование солдат. Молния сзади получила популярность и была почти на всех женских платьях.

После окончания Второй Мировой Войны в моде спортивное и подтянутое женское тело, большие формы и подчёркнутая талия, культ спорта и активизма женщины. Это связано с тем, что женщины принимали активное участие в трудовой деятельности в послевоенные годы.

Мода 50 х годов

В 1950-е годы в моду снова входят корсеты, подчеркивающие осиную талию женщины, совсем как в 1900-е годы, отличия были только в открытости современных нарядов, поскольку некоторые из них имели широкое декольте. Мода 50 х годов копирует практически все от моды начала двадцатого века. В моду входят клетчатые облегающие брюки, клетчатые пиджаки и платья, а также платья в горошек. Женские плечи вновь становятся узкими. Главной чертой становятся стройность и изящность, круглые шляпки и остроносые туфельки — всё это подчеркивает независимый образ женщины.

Мода 60 х годов

В 1960-е в моде миниатюрные женщины. Сексуальная революция способствовала появлению особых образовкукольные лица, худоба, распущенные прямые волосы, короткие распущенные стрижки, маленькие платья или дерзкие мини-юбки. Полёты в космос нашли отражение в моде, в виде необычных нарядов девушек, которые в широких массах не нашли большого распространения. Движение хиппи в 1968 году вносит в моду свои изменения, так появляется стиль унисекс, рубашки и брюки мужского покроя, от мужчин женщин отличает лишь стройность фигуры, высокие сапоги и длинные волосы, нашивки и наклейки «love» и «peace».

Мода 70 х годов

В 1970-е годы наблюдается несколько стилей: набирающий популярность стиль хиппи, а также панк, глэм-рок, унисекс и богемный стиль. В моде брюки клёш, струящиеся ткани, одежда с яркими принтами и бахрома. Среди хиппи наиболее популярны легкие летние платья ярких расцветок в сочетании с джинсовой курткой или джинсовым жилетом, из обуви хиппи предпочитали сандалии, либо легкие ботинки. Их руки и шею украшали бусы из натуральных материалов и фенечки. Стиль хиппи это американский стиль, он считался фольклорным и брал своё вдохновение у индейских племен. Богемный стиль представляли платья и сарафаны с использованием шифона. Богемный стиль подчеркивал романтичность и женственность используя в образах женщин широкие рукава, складки и кружевную вышивку.

Мода 80 х годов

1980-е годы — это годы преобладания опят же нескольких стилей:

  • молодёжный хип-хоп — стиль улиц,
  • спортивный стиль — аэробика и фитнес (вошли в моду и набирали популярность),
  • агрессивная сексуальность — этот стиль женщины перешел с экранов телевизоров и воплотился в жизнь.

Понятие о красоте женского тела меняется — в моде стройные, спортивные девушки. Киноиндустрия в значительной степени оказывала влияние на женщин. Стало модно то, что носили главные героини фильмов, а в основном это были модные марки от Versace, Valentino, Emanuel Ungaro, Cerutti, Chanel, Christian Lacroix. Женщины пытались быть похожи на главных героинь голубого экрана и с большой желанием покупали одежду известных марок.

В восьмидесятые женщины доказывают обществу, что не хуже мужчин способны вести бизнес. Они занимаются коммерцией, создают финансовые корпорации, либо занимают ключевые посты в много миллионных компаниях — так появляется понятие бизнес-леди. Образ бизнес-леди — это строгий и изящный стиль деловой женщины: приталенные платья, брючные костюмы, пиджаки и жакеты с широкими плечами, вечерние платья.

Мода 90 х годов

В 1990-е годы стили грандж и хип-хоп наиболее популярны среди девушек подростков, поскольку в мире молодёжной музыки звезды демонстрируют уличный стиль хип-хоп. Ещё одна причина популярности стиля удобство в повседневной жизни этой одежды: джинсы, футболки, толстовки, свитера, из обуви можно было носить удобные кроссовки и ботинки.

Благодаря группе «Нирвана» в девяностые годы стал популярен стиль гранж, группа имела огромный успех среди молодёжи и подростки хотели быть похожими на Курта Кобейна. Молодые девушки, носили свитера на два размера больше и мешковатые джинсы, показывая этим свое безразличие к моде. Характерной чертой стиля является небрежность в одежде. Приверженцы стиля носили: рубашки с вытянутыми локтями, рваные джинсы, футболки, куртки-косухи, кеды и тяжелые ботинки. Гранж своими чертами отдаленно напоминал эпоху хиппи, но был лишен лёгкости того стиля.

В России в девяностые годы после распада СССР пришла одежда из Западной Европы, а также Турции и Китая. Множество вещевых рынков предлагали одежду разного качества по приемлемым ценам. Всё то, что было модно на западе после падения железного занавеса с радостью принималось в России вместе с западными фильмами и товарами народного потребления.

Мода 2000 года

Наступил двухтысячный год. В моду вошли откровенные наряды, видимо из-за нехватки материалов и истощения ресурсов планеты вся одежда становится короче ровно в двое. В моде: короткие топы, мини-юбки, открытые рукава и глубокие декольте, минимализм в одежде, причём не важно обладает ли девушка стройным телом или она имеет пышные формы. Конечно, в приоритете девушки, уделяющие время фитнесу.

Короткие коктейльные платья приходят на смену длинным вечерним платьям и вместе с этим на смену дамской сумочке приходит клатч.

Среди подростков в моде джинсовый стиль, сильно изменившийся со времен хип-хопа девяностых. Джинсовый стиль преобразился, стал более ярким и женственным — узкие джинсы, джинсы с заниженной талией, с дырками на коленях, украшенные рисунком из страз, приталенные джинсовые пиджаки и куртки. Этот стиль одежды совсем не похож на то, что носили девушки подростки в девяностые.

В заключении статьи хотелось бы отметить:

Красота — это уникальное эстетическое представление. Как только красота становится растиражированной, она перестает быть красотой и становится часто вульгарностью. Поэтому мода — это всегда усилие над собой, а как только вы одевайтесь удобно и комфортно (как делают сотни тысяч других женщин) вы уже становитесь не модной, а растиражированной. Поэтому всегда в любую эпоху красота требует от женщины жертв и страданий, страданий на каблуках, от диеты, от накладных ресниц. Красота это усилия.

Обычно, мода кардинально меняется раз в десять лет, мелкие изменения происходят раз в полгода. Моду можно увидеть только сквозь призму прошлого, предвидеть моду никто никогда не мог, мы можем только предположить . Мода зависит от глобальных изменений в мире, от событий которые заставляют людей смотреть по-другому на вещи и менять образ жизни, соответственно обновлять модный гардероб. Мода помогала людям обрести себя, мода — это рычаг, с помощью которого женщина достигала самовыражения.

Центральную стену залы украшает выставка «Мода для юных модников и модниц». Название выставки сложено из вырезанных ярких букв. Сама же выставка подготовлена с помощью вырезок из журналов мод, оформленных в нарядные рамки. Для показа мод сооружен специальный подиум – это может быть пандус, покрытый длинной ковровой дорожкой. Под веселую музыку на сцену выбегает девочка, она играет с мягкой игрушкой. Затем появляется мама.

Сценарий модного шоу в школе

Мама: Дорогая, я ухожу на работу. Будь умницей.

Чтобы в доме был полный порядок!


Девочка: Не волнуйся, мамуля.

М а м а: До встречи, моя умница.

Девочка целует маму, провожает ее до двери и тут же стремглав мчится к телефону.

Девочка (набрав номер): Алло! Приветик.

Слушай, Катя,
Бери поинтересней платья

И приходи ко мне домой!
Устроим мы показ такой!..

Что? Я одна. Нет никого.
Возьми братишку своего

И всех знакомых, и друзей!
Я жду в нарядах вас! О"кей!

(Слышен стук в дверь).

Девочка: А вот и гости!
Что ж, встречаем!
Показ моделей начинаем!

Под звуки песни «Let my people go» в зал входят четыре мальчика в деловых костюмах. Они дефилируют по залу, а затем представляются.

Мальчики: Хозяин фирмы я большой,
Я – парень очень деловой.
На мне костюмчик дорогой,
Я – парень тоже деловой.

(держа в руке сотовый телефон)

– Алло, я на показе мод.
Пришел клиент?
Пусть подождет.

Наряды наши современны,
Ведь мы –
Все вместе: Крутые бизнесмены!

Под аплодисменты дети уходят за кулисы или располагаются в зрительном зале для дальнейшего просмотра. Звучит музыка «Под небом Парижа». В зал входят дети, демонстрирующие праздничные, вечерние наряды.

Дети: Я обожаю праздники,
Они такие разные:
Смешные, интересные,
Волшебные, чудесные.
И лучшие свои наряды
На праздники надеть мы рады.

Дети прохаживаются по подиуму. Кружатся, замирают в разных позах. Праздничную моду дополняет карнавальная, шуточная мода. Звучит песня «Ах, карнавал». В зал вбегают костюмированные герои: Мальвина, Красная Шапочка , Арлекино и другие.

Ребенок: Мода... Она, как погода,
Меняется с каждым годом.
Бывает, такое накрутит,
Бывает, возьмет и пошутит.

Под звуки рок-н-ролла в зал вбегают спортивные ребята, отдающие предпочтение спортивному стилю в моде. В руках у них могут быть ракетки для тенниса; у боксеров – боксерские печатки; у футболиста – футбольный мяч.

Ребенок: Спорт в нашей жизни необходим,
Спорт в нашей жизни незаменим,
Ведь вся наша жизнь такая активная,
А значит одежда нужна нам
Спортивная!

Дети демонстрируют свои костюмы, обыгрывая реквизит. Под звуки песни Рики Мартина «Livin" La Vida Loca» входят любители молодежной моды.

Ребенок: Что может быть прекрасней
Молодежной моды?!
Ну разве что хорошая погода?
В восторге мы от солнечной погоды,
В восторге мы от молодежной моды!

Звучит танго «Компарсита». В зал входят девочки, одетые в платья стиля «ретро». Девочки двигаются в ритме танго, делают несколько танцевальных па, а затем читают стихи.

Что раньше наши бабушки носили?
А в чем мамули в юности ходили?
Давайте мы себе представим это,
Наряд увидев яркий в стиле «ретро».

Слышны звуки веселой мелодии «Кукарача». В зал вбегают дети в пляжных нарядах.

1-й: Вновь о лете зимою холодной мечтаю.
Солнце, пляж, на песке я лежу загораю...

2-й: Но для жаркой, для летней чудесной
погоды
Нам нужна симпатичная, стильная,
пляжная мода.

У моделей, демонстрирующих пляжную моду могут быть зонтики от

солнца, пляжные полотенца, очки, – все, что можно обыграть. Яркая летняя музыка меняется на звуки школьного вальса. В зал входят ребята в школьной форме, с ранцами, цветами, книгой или папкой.

Школьница: Промчалось душистое лето...
И вот уж сентябрь наступил.
Мы в школу шагаем с букетом,
Ведь школьный звонок зазвонил.

Школьник: И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа, ты похожа
На корабль, бегущий вдаль.

Звучит «Свадебный марш» Мендельсона и в зал въезжает детский джип, в котором сидит очаровательная пара – жених и невеста. Машина останавливается в центре зала, жених открывает дверцу автомобиля, предлагает невесте руку и они вместе прохаживаются по подиуму.

Жених: Любви, друзья, все возрасты покорны!
Как здорово в кого-то быть влюбленным,
Огонь в душе пылает и искрится
И я решил: пора уже жениться!

Дефиле завершается парадом моделей. Все юные модники и модницы еще раз предстают перед зрителями. Их приветствует и поздравляет представитель модельного агентства. Он восхищается разнообразием костюмов и умением свободно и красиво дефилировать. Гость приглашает ребят на профессиональный показ мод, вручая приглашения модникам и модницам. Праздник завершается сюрпризом – подарочной коллекцией «Педагоги – детям. В этой коллекции разнообразные костюмы демонстрируют любимые педагоги наших детей.

Успех этого праздника – в ярких, неповторимых костюмах, но если они будут демонстрироваться детьми без должной свободы, артистизма, умения красиво двигаться – дефилировать, то это будет выглядеть жалкой пародией на демонстрацию моделей. Поэтому, узнав у детей и родителей, какой костюм они выбрали, нужно помочь юным моделям «поставить» выход, вместе с ними пофантазировать и придумать танцевальные движения, отработать обыгрывание данного костюма и соответствующего реквизита.

Обговаривая с детьми и их родителями предстоящий праздник, предоставьте им свободу выбора, указав лишь направления и стили. Обратить внимание на музыкальное оформление праздника. Здесь нужно проявить максимум музыкальности, старания и подобрать музыкальные произведения в соответствии со стилями, характерами и образами моделей. Дети откроют для себя педагогов по-новому, если увидят их выступление на подиуме. Взрослые могут продемонстрировать не только нарядные костюмы и вечерние платья, но и карнавальные, профессиональные, народные костюмы.

Создавая костюмы, не забудьте о необходимых аксессуарах к ним (украшениях, перчатках, сумочках и т. д.).

Праздничная шкатулка

Мода и возраст*

Надену я мамино длинное платье
И туфли нарядные на каблучках.
Пускай полюбуются глупые братья:
Какая я модница в стильных очках.

Я с сумочкой маленькой гордо шагаю
Из детской в гостиную, снова назад.
– Ты что нарядилась? Вот мама узнает!.. –
Грозит кулаком мне мой маленький брат.

– Ты что нарядилась, как будто большая?! –
Смеется мой средний братишка мне вслед.
Но глупые братья не понимают:
У женщин и моды возраста нет!

Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.








Top