Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания для учителя и родителя. Способы эффективного общения с ребёнком В результате, анализируя метод, мы получаем простую схему для общения

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Метод активного слушания эффективен в следующих ситуациях: когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал.
Примеры ситуаций активного слушания:
1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
2. Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
3. Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.
Скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
— Ну ничего, поиграет и отдаст...
— Как это ты не пойдешь в школу?!
— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.
Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Правила беседы по способу активного слушания:
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.
Совсем не обязательно, слушая ребенка, откликаться развернутыми фразами: когда ребенок, переполненный впечатлениями, говорит «не закрывая рта», все, в чем он нуждается, — это в вашем присутствии и внимании. Психологи назвали этот способ «пассивным слушанием» — пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства: «Да да...», «Ага!», «Неужели?», «Расскажи еще...», «Интересно», «Ты так и сказал!», «Вот-вот...», «И что же?», «Замечательно!», «Ну надо же!..» и т. п. Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях.
Результаты, которые дает метод активного слушания ребенка:
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
ВОПРОС: Всегда ли нужно активно слушать ребенка? Вот, например, вчера сын пришел домой в порванных брюках. Ему хоть бы что, а я в отчаянии: где теперь их достанешь! Неужели и здесь его надо было активно слушать?
ОТВЕТ: Нет, не надо. Когда ребенку «хоть бы что», а вы переживаете, то ситуация как раз противоположна той, которую мы имели в виду до сих пор. Как в этом случае реагировать, мы обсудим через урок.
Другой случай, когда не надо активно слушать — это вопрос типа «Мам, который час?». Было бы нелепо ответить: «Ты хочешь узнать, который час...»
ВОПРОС: А как слушать ребенка, если некогда? Как прервать его?
ОТВЕТ: Если некогда, лучше не начинайте. Нужно, чтобы у вас был некоторый запас времени. От начатых и прерванных попыток слушать ребенка тот может получить только разочарование. Хуже всего, если хорошо начавшийся разговор резко обрывается родителем:
— Вася, пора домой.
— Пап, пожалуйста, еще немножко!
— Тебе хочется еще немножко поиграть... (Активно слушает).
— Да, у нас так интересно!
— Сколько же еще?
— Ну, хоть полчасика.
— Нет, это слишком много. Сейчас же домой!
При повторении подобных случаев у ребенка может вырасти лишь недоверие к отцу, и попытки активного слушания он начнет оценивать как способ войти к нему в доверие, чтобы потом больнее ударить. Особенно опасны такие ошибки, если у вас до сих пор не было хорошего контакта с ребенком, и вы делаете только первые шаги.
ВОПРОС: А что, если активное слушание не помогает? Например, на днях я говорю дочке: «Пора садиться за уроки». А она отвечает. «Нет, еще есть время, сейчас не хочу». Я ей: «Тебе сейчас не хочется...» Она: «Да, не хочется», — так и не села!
ОТВЕТ: Этот вопрос помогает разъяснить одно частое ошибочное мнение родителей, будто активное слушание — это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите.
Совсем нет, активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете каким-то новым способом воздействовать на него «в свою пользу», то сопротивление вашим попыткам только возрастет.

Как слушать ребенка? Или секреты активного слушания

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Существует способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием» . Что же это значит — активно слушать ребенка?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.

Обратите внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обя-зательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Казалось бы, разница между утвердительным и во-просительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает «Ничего!», а если вы скажете «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему ви-ду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в преды-- дущем примере мог бы состоять из двух фраз:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в предыдущем примере слово «водиться» отец заменил «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Результаты, которые дает беседа по способу активного слушания. Их, по крайней мере, три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка.

1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слу-шать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом раз переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном.

Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.

Вот пример из книги Т. Гордона.

Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с ро-дительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».

3. Ребенок сам продвигается в решении своей про-блемы.

Рассказ молодой женщины:

«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.

В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится.

- Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

-Да, не очень.

- Но ведь у тебя есть настоящий друг.

- Конечно, есть — Галка. А остальные... даже не знаю.

- Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.

- Да, пожалуй.

- Ты не знаешь, как к ним относиться.

- Да...

- А они к тебе очень хорошо относятся, - Лена бурно реагирует:

- Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.

- Да-а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

- Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ни-ми и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.

- Ты стала хуже учиться. Учительница даже домой звонила, жаловалась маме. Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.

- Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстра-ивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.

- Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то вну-три тебя толкает сказать грубость, обидеть человека...

- Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему- то учат...

- Тебе кажется, что тебя обижают и учат...

- Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как луч-ше и в чем-то правы.

- Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.

-Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.

- Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей...

- Они даже их обманывают.

- Даже обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей...

- Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.

Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.

- Оля, Лена передо мной извинилась: Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком — ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе!»

Вы познакомились с тремя положительными ре-зультатами, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще, по крайней мере, два замечательных изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Рассказывает мама четырехлетней Нади.

На днях садимся обедать, я ставлю перед Надей тарелку с едой, но она отворачивается, отказывается есть. Опускаю глаза и думаю, как правильно сказать. Но тут слышу слова дочки:

НАДЯ: Мамуленька, ты расплачешься сейчас...

МАМА: Да, Надя, я огорчена, что ты не хочешь обедать.

НАДЯ: Я понимаю, тебе обидно. Ты готовила, а я не ем твой обед.

МАМА: Да, мне очень хотелось, чтобы тебе понравился обед. Я очень старалась.

НАДЯ: Ладно, мамочка, я съем все-все до последней капельки. И действительно — все съела!

Второе изменение касается самих родителей.

Очень часто в начале занятий по активному слушанию они делятся, вот каким своим неприятным переживанием. «Вы говорите, — обращаются они к психологу, — что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила. Какой же это разговор «по душам»?

Получается сплошная «техника», к тому же неудобная, неестественная.

Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще — нечестно: мы хотим, чтобы ребенок поделился с нами сокровенным, а сами «применяем» к нему какие-то способы.

Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто. Но постепенно переживания родителей начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет ро-дителей, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства.

Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом — ее чудесное скрытое свойство.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности .

Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать.

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении при-ветливые фразы.

Например:

Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть.

Хорошо, что ты пришел.

Мне нравится, как ты...

Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем...) вместе.

Ты, конечно, справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть.

Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но, вполне преодолимы!

Удачи вам и душевного благополучия!

Лариса Меньшикова
Методы активного слушания ребенка.

Активное слушание

Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует , что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника - означает :

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания :

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар» .

Правила активного слушания :

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт : глаза собеседников находятся на одном уровне.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Правила беседы по способу активного слушания .

Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка , обязательно ПОВЕРНИТЕСЬ К НЕМУ ЛИЦОМ. Очень важно также, чтобы ЕГО И ВАШИ ГЛАЗА НАХОДИЛИСЬ НА ОДНОМ УРОВНЕ. Если ребёнок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребёнка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза- первые и САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ о том, насколько вы готовы его слушать и услышать . Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо "читает" ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том.

ВО-ВТОРЫХ, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ.

В-третьих, очень важно в беседе "ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать - в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-ЧЕТВЁРТЫХ, в вашем ответе также иногда полезно повторить, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом ОБОЗНАЧИТЬ ЕГО ЧУВСТВО.

Пример активного слушания (пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком - Как ):

МАМА : Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ : Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА : Ты же целый день с ребятами в саду играешь. (Вспоминает активное слушание .) Ты чувствуешь себя одинокой.

ДОЧЬ : Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА : Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ : Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА : Ты на него сердита.

ДОЧЬ : Он мою игру поломал!

МАМА : И ты расстроилась.

ДОЧЬ : Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА : Было больно. (Пауза.)

ДОЧЬ : Больно, а тебя нет!

МАМА : Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ : Я хотела с тобой пойти.

МАМА : Пойти. (Пауза.)

ДОЧЬ : Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Практика активного слушания .

Среди основных приемов, используемых при активном слушании , можно выделить следующие :

поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.) ;

уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря о. ?", "Что значит. ?" и т. п.) ;

дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете. ", "То есть вы считаете, что. ");

выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмущение можно понять ") ;

выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что. ", "Вы хотите сказать, что. ", "Итак, подводя итоги. " и т. д.).

Действие Цель Как сделать Примеры

Поощрение 1. Выразить интерес

2. Поощрить другого человека говорить. не соглашайтесь, но и не спорьте

Используйте нейтральные слова, интонацию "Да-да. ", "Я вас слушаю ", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?"

Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части 1. Показать, что вы слушаете и понимаете , о чем идет речь

2. Проверить ваше понимание и вашу интерпретацию. переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты "То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?"

Уточнение 1. Помочь вам прояснить сказанное

2. Получить больше информации

3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты. задавайте вопросы "Когда это случилось?", "Что вы имеете в виду, говоря о. ?", "Что значит. ?"

Выражение сопереживания 1. Показать, что вы понимаете, что может чувствовать другой человек

2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства

3. Признать значимость чувств и переживаний собеседника. показывайте, что вы понимаете чувства другого человека

Признайте значимость проблем и чувств собеседника "Вы, кажется, очень расстроены?", "Мне кажется, вам не нравится эта работа"

Подведение итогов 1. Свести воедино важные факты и идеи

2. Создать основу для дальнейшего обсуждения. заново сформулируйте основные идеи "Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?"" "Итак, подводя итог сказанному. "

Публикации по теме:

Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Решение задач ФГОС посредством активного внедрения интерактивных игр в воспитательно-образовательный процесс Главной целью моей работы является повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использования интерактивных.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической.

Чтобы ребенок вас услышал, с ним нужно правильно разговаривать.

Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.

Основные принципы активного слушания:

    Я хочу услышать, что говорит ребенок.

    Я хочу помочь ребенку.

    Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.

    Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.

    Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и помогу ему в этом.

Что же делать?

Ваш ребенок пришел домой в слезах и не хочет объяснить, в чем дело. Как понять, что именно беспокоит сына или дочку, когда в голову сразу же лезет самое плохое? Быть может, у него украли телефон или он подрался с хулиганами, а может, просто получил плохую отметку и теперь боится в этом признаться?

Не пытайтесь «выпытать» у него информацию, при сильном натиске ребенок, как и подросток, еще больше замыкается. Используйте техники активного слушания.

Читайте также:

  • Почему нам нравится помогать другим и с чего начинается привычка делать добро?
  • Марьяна Безруких: «Ни в каком возрасте ребенок ничего не должен»

Техника № 1. Пауза

Вы останавливаетесь и даете ребенку возможность подумать. Часто после паузы появляется желание сказать что-то еще, о чем ранее хотелось бы умолчать. Психологически пауза дает возможность и вам, и ребенку отстраниться от себя и просто подумать: а что хочет дать мне понять собеседник?

Техника № 2. Пересказ или парафраз

Если вы слушаете ребенка, который пытается рассказать вам о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребенок услышит все со стороны. В результате вы покажете, что слушали, ребенок поймет, в чем суть проблемы и получит подтверждение, что его поняли.

– Мам, этот глупый Пашка опять меня сегодня толкнул, а еще и обзывается из-за очков, – начинает хныкать второклассница Лена.

– Ох, то есть он и обзывается, и дерется? – кивая головой, спрашивает мама.

– Да, и причем постоянно! Ну что я ему сделала?..

Ребенок раскрывается постепенно, выдавая новые подробности проблемы, что в итоге может привести к выяснению причин конфликта.

Техника № 3. Сообщение о восприятии

Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело». «Понимаю, что это очень обидно». «Теперь я вижу, насколько важно для тебя решить этот вопрос». Так ребенок поймет, что эмоционально вы с ним на одной волне.

– Саша, милый, я понимаю, что ты очень волнуешься из-за ВПР по русскому, не переживай, – говорит мама.

– У меня ничего не получится, ты ничего не понимаешь! – заводится Саша.

– Получится, и я отлично тебя понимаю, сама в детстве всегда волновалась из-за контрольных.

Техника № 4. Развитие мысли

Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребенок теряется в эмоциях или фразах.

Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. Уточнение и развитие помогают сохранить понимание чувств.

– Мне нравится Сережа, но я не понимаю, что не так, он постоянно гуляет с Катей, а вчера с Женей, а я, когда он ко мне подошел, в общем, не знаю, как это получилось, – старшеклассница Оля путается в словах и переходит то на шепот, то на крик.

– Подожди, дорогая, что случилось, когда он к тебе подошел?

– Он подошел, а я не смогла ничего ему сказать и выглядела такой глупой.

– Ты не выглядела глупой, милая, я уверена. Ты просто промолчала?

Техника № 5. Сообщение о восприятии себя

Ребенку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребенок говорил.

– Мне было очень больно слышать, что ты так расстроена результатами контрольной, – говорит Ирина Николаевна своей ученице Оле.

Любые конфликты берут свое начало в непонимании, так что разговор и попытка диалога, а не обмена монологами, – это ваш главный способ стать друзьями со своим ребенком или учеником.

Материал подготовлен совместно с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).

Под активным слушанием Ю. Гиппенрейтер понимает различные приемы, которые помогают взрослым лучше понимать ребенка и показывать ему свою заинтересованность.

Активное слушание предполагает восприятие в полном объеме информации, которую хочет передать собеседник. С автором не поспоришь. Недопонимание — это и в самом деле проблема, ведь нередко мы слышим совсем не то, что имел в виду наш собеседник, и это может приводить к печальным последствиям: недоразумениям, обидам, а в перспективе — к серьезным конфликтам, отчужденности.

Классическим примером такого недопонимания служит «эффект невидимки»; впервые он описан английским прозаиком Г. Честертоном в рассказе «Невидимка». Несколько человек, наблюдавших за домом по просьбе детектива, сказали, что туда никто не входил. Однако же внутри обнаружен труп человека, который только перед этим был жив. Все в недоумении: кто же совершил преступление? Главный герой догадывается, что все наблюдатели, отвечая на вопрос, не входил ли кто-нибудь в дом, на самом деле имели в виду вопрос: «Не входил ли кто-нибудь подозрительный?». В действительности в здании вошел почтальон, но о нем никто не упомянул, так как наблюдатели неточно поняли вопрос.

Книги по теме

  • Чудеса активного слушания. Ю. Гиппенрейтер .
  • Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.Адель Фабер, Элейн Мазлиш .
  • Как говорить с детьми, чтобы они учились.Адель Фабер, Элейн Мазлиш .
  • Изучение искусства слушания. Руководство для желающих наладить свои взаимоотношения с окружающими. Кей Линдал .

Нечто подобное мы можем часто наблюдать в своей жизни. Мы имеем в виду что-то одно, а наш собеседник понимает что-то другое. Ведь все мы воспринимаем информацию в объеме собственного жизненного опыта, а нередко еще и собственных ожиданий, иногда предвзятых. В связи с этим техника активного слушания, помогающая безошибочно понимать собеседника, приобретает особое значение как в жизни любого человека, так и — особенно! — в работе учителя и в жизни родителя.

Приемы и техники активного слушания

Прием «Эхо»

Первая из них — это прием «Эхо»; суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Можно несколько перефразировать, подобрать синонимы. Например, ребенок говорит: «Не буду я делать вашу дурацкую контрольную!». Учитель повторяет: «Ты не хочешь делать эту контрольную». При том, что это выглядит несколько похожим на передразнивание, такое «эхо» не только не приводит к обиде, но, наоборот, вызывает желание прояснить свою фразу, продолжив диалог в более или менее рациональном русле.

Перефразирование

Другая техника — перефразирование; учитель как бы пересказывает то, что уже услышал, стремясь уточнить, правильно ли он понял собеседника. Часто это и в самом деле необходимо, потому что не всегда мы говорим достаточно понятно для всех, ведь речь каждого человека содержит множество умолчаний, намеков. Все это понятно для говорящего, но не всегда очевидно для слушающего.

Интерпретация

Наконец, третья техника — интерпретация. Это вывод, «выжимки» из всего сказанного.

Более подробно приемы активного слушания ребенка можно поделить на следующие группы.

Пауза

Суть этого приема в следующем: если мы видим, что собеседник еще не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Не надо стараться договаривать за него, даже если нам кажется, что нам уже все понятно. Пауза часто необходима ребенку для того, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое отношение, свое мнение. Это его время, и он должен потратить его сам.

Уточнение

Надо попросить собеседника уточнить, правильно ли мы поняли, что он имеет в виду. Это часто необходимо, поскольку, возможно, вы неправильно понимаете мысль ребенка и усматриваете в ней что-то нехорошее или просто не соответствующее его замыслу.

В связи с этим полезно вспомнить притчу про два яблока. Мама вошла в комнату и увидела у маленькой дочки в руках два яблока. «Какие красивые яблоки! — сказала мама. — Дай мне, пожалуйста, одно!». Девочка несколько секунд смотрела на маму, а потом быстро откусила от обоих яблок. Мама очень огорчилась: неужели дочке жалко для нее яблочка? Но она не успела расстроиться как следует, потому что кроха тут же протянула ей одно из яблок и сказала: «Вот, мамочка, возьми это: оно слаще!» Это притча напоминает нам о том, как легко неправильно понять человека, превратно истолковать его действия или слова.

Пересказ

Этот прием активного слушания предполагает пересказывание своими словами того, что мы услышали от собеседника. Цель его в том, чтобы показать свою заинтересованность, а также в том, чтобы собеседник мог поправить нас, если мы что-то поняли неправильно. Кроме того, пересказ позволяет сделать некий промежуточный вывод из беседы.

Развитие мысли

Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой перспективой; взрослый как бы продолжает мысль ребенка, высказывает предположение, к чему могут привести эти события или поступки, каковы могли бы быть их причины и тому подобное.

Сообщение о восприятии

Этот прием заключается в том, что взрослый сообщает ребенку о том, что он его понял. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. Недопустимо беседовать, стоя спиной или глядя в сторону.

Сообщение о восприятии самого себя

Это сообщение о своем эмоциональном состоянии в связи с разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я-сообщение», но в связи с разговором оно показывает наличие эмоционального контакта.

Замечания по ходу беседы

Это небольшие выводы по поводу хода разговора, желательные при использовании техники активного слушания; примеры: «Мне кажется, мы обсудили этот вопрос», «По-моему, мы пришли к общему выводу» и тому подобное.

Как научиться активному слушанию

При кажущейся легкости навыки активного слушания даются не так легко. Существуют специальные курсы, на которых можно этому научиться; психологи проводят тренинг «Активное слушание», который может быть очень полезен всем, кому приходится иметь дело с детьми: родителям и учителям. Методы активного слушания можно применять, разумеется, и в беседе со взрослыми собеседниками. Однако в работе с детьми и подростками эти навыки приобретают особенное значение.

Как использовать активное слушание? Примеры из жизни могут быть самые разные. Допустим, классный руководитель проводит беседу с учеником, успеваемость которого по нескольким предметам резко снизилась.

Ученик: Я не хочу учить химию, она мне не нужна в жизни.

Учитель: Ты считаешь, что химия тебе не понадобится в жизни.

Ученик: Да, я не собираюсь учиться на врача или на химика, а больше этот предмет никому не нужен.

Учитель: Ты считаешь, что должен учить только те предметы, которые потребуются тебе в дальнейшем в твоей будущей профессии.

Ученик: Да, конечно. Зачем тратить время на то, что никогда не потребуется?

Учитель: Ты твердо выбрал себе будущую профессию и точно знаешь, какие знания тебе потребуются в ней, а какие — нет.

Ученик: Думаю, что да. Я давно хочу быть журналистом и занимаюсь в основном теми предметами, которые мне нужны: русским, иностранным, литературой…

Учитель: Ты считаешь, что журналисту надо знать только русский, иностранный, литературу.

Ученик: Конечно, нет. Журналист обязан быть эрудированным… Ну, ладно, я понял, подучу немного…

Разумеется, после этой беседы школьник необязательно начнет более серьезно относиться к уроку химии, но во всяком случае учитель заставил его задуматься. Может быть, стоит подытожить эту беседу каким-либо я-сообщением: «Меня очень огорчит, если ты поймешь, что предмет тебе все-таки необходим, но будет слишком поздно» — или что-нибудь в этом духе.

Сравнивая активное и пассивное слушание, надо обязательно иметь в виду, что молчаливое слушание вовсе не обязательно является пассивным. Если вы показываете заинтересованность в беседе, смотрите на своего собеседника, сопереживаете ему, всячески это демонстрируя, то вы слушаете активно, даже если вы молчите при этом. Нередко бывают случаи, когда ребенку надо именно выговориться. В этом случае ему нужен слушатель, а не собеседник, но настоящий, активный слушатель — тот, кто, действительно, ему сочувствует, сопереживает, понимает его эмоциональное состояние. Достаточно будет, если ребенок будет видеть сопереживание у вас на лице. В этом случае вклиниваться в его монолог не очень разумно: можно просто сбить ребенка, и он уйдет, не выговорившись.

Методы активного слушания могут быть очень полезны классному руководителю. Но и на уроке использовать их вполне возможно, особенно если речь идет о гуманитарном предмете, когда школьники нередко высказывают свое мнение по поводу каких-то событий или прочитанного произведения. При этом надо помнить несколько правил.

  • Никогда не подменять слова ребенка собственными рассуждениями.
  • Не договаривать за ребенка, даже если уверен, что уже его поняли.
  • Не приписывать ему чувства и мысли, о которых он не рассказывал.
  • Необходимо отрешиться от собственных мнений и собственных размышлений, постараться все интеллектуальные и эмоциональные силы кинуть на то, чтобы понять другого человека, подстроиться под него.
  • Надо демонстрировать свою заинтересованность всеми способами: вербально (я тебя понимаю; я с тобой согласен) и невербально (смотреть на собеседника, стремясь к тому, чтобы взгляд был примерно на одном уровне: если ребенок сидит, то лучше учителю тоже сидеть, если стоит, то стоять, если ребенок маленького роста, то можно присесть на корточки; сохранять на лице выражение заинтересованного внимания; стараться, чтобы лицо выражало те же эмоции, которые испытывает собеседник — в этом случае ребенку будет легче высказать то, что он думает.

Top