Ребенок в своих мыслях что делать. Боюсь что смогу убить ребенка

Здравствуйте! Моему сыну 5 лет. Три недели назад ребенок стал вечером плакать и рассказывать, что у него в голове плохие мысли. Ему казались нарисованными рога у икон, наш духовник представлялся в зловещем виде. Потом через несколько дней стал рассказывать про какие-то лучи из глаз, которые отрубают голову маме, папе, воспитательнице. Очень тяготился этими сценами насилия, которые возникали в его голове, считал себя виноватым, плакал. Удалось немного снять его напряжение, мы с мужем стали его страшилки переделывать в смешные истории, например, как лучи отражались от скафандра, который был на маме и уходили в землю. Сейчас ребенок еще рассказывает свои ужастики, но уже смеется. Говорит, что хотел бы избавиться от плохих мыслей.
Ребенок поздний, единственный, очень эмоциональный, трепетный, нежный, ласковый. Полная семья . Ходит в д/сад. Детишки в группе его любят, хотят все с ним дружить. Он добрый, послушный. Но меня загоняют в ступор эти вот его плохие мысли, полные крови и насилия. Внешне он полная противоположность своим мыслям. К кому нам обратиться, что почитать? Неужели в нашей семье растет маньяк-насильник?

Здравствуйте, Юлия! В начале необходимо исследовать обстановку в семье - т.е. какие в семье установки, ценности, в чем растет ребёнок, как Вы реагируете на его слова, пугаетесь ли сами - у ребёнка может закрепляться реакция именно родителей, когда она была для него интересной - например, когда родители испугались его! - тогда он явно почувствовал себя выше родителей и что он в это время ими управляется, он может прибегать к тому, что вызывает страх у родителей, на что они концентрированно обрашают внимание. Поэтому важно исследовать именно Вам эмоциональный ответ, и то,что считается насилием, как оценивается оно родителями, что позволительно, что нет и т.д. Ребёнок может воспринимать стороннего человека - духовник - как нечто властное, для него непонятно, кто это такой и почему родители тоже ставят его выше - его фантазия трансформирует его страх в этом виде - представляет его страшным - т.е. за всеми мыслями что-то стоит, важно понять - ЧТО именно - а это часто НЕ то, что имеет в прямом смыле! это могут быть страхи за маму, чувствао своей беспомощности и т.д. Важно и Вам понять, ЧТО на самом деле испытывает ребёнк, и ему помочь осознать свои чувства! Обратитесь к психологу очно вместе с ребёнком, психолог может провести диагностику его эмоционального состояния, поработать со страхами , помочь Вам узнать ребёнка и его состояние!

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Хороший ответ 6 Плохой ответ 1

Здравствуйте.Юлия.Очень настораживают Ваши слова,что он добрый и послушный.А ребенок таким не должен быть.Ему рано быть послушным и добрым.У него должны быть его интересы,желания,склонности,цели,его игры с друзьями,которыми он должен быть поглощен в два,три,четыре и пять лет.И,если вместо этого он послушный,то делает так,как Вам хочется,а не как ему хочется.Это и есть источник его накопившейся злости и агрессии,быстрее всего,на Вас,которые трансформируются в такие ужастики,которые Вы видите.Свое неудовольствие Вами,которые сделали его Правильным и Удобным,он переносит в свои фантазии и рисунки.И дальше это может усугубляться.Возможно,Вы уже ранили самооценку ребенка,который не совсем уверен в себе.С этим надо разбираться.Покажите ребенка детскому психологу .И,если он подтвердит гипотезу-то в семье желательно менять атмосферу отношений.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Юлия, то, что происходит с вашим ребенком, с одной стороны, является здоровой особенностью того возраста в котором он находится! Через фантазии и страшилки дети дошколного возраста перерабатывают те эмоции, с которыми сталкиваются в жизни. Это их способ переживать что-то происходящее в жизни, что-то, с чем они сталкиваются, что-то, что они видят и слышат!.. Например, узнав о том, что люди умирают, ребенок начинает тревожиться, что с близкими ему людьми что-то случится, и выплескивает эту тревогу в форме таких вот фантазий. Конечно, бесознательно! Но именно так он становится способным справиться с этой тревогой. И нет ничего плохого, а главное - криминального, в том, что ребенок представляет эти образы. Большинство детей видят подобные "кошмары", проходя через эту стадию. А маньяками становятся совсем по другим причинам!..

Кроме того, это очень здорово, что вы дали ребенку "инструмент", как менять эти образы: превращать их в смешные из страшных, и таким образом справляться с ними! Это позволяет вашему сыну выплескивать подобные эмоции и меньше страдать от них!

Стоит подчеркнуть: чем меньше тревоги вы сами будете испытывать по этому поводу, Юлия, тем спокойнее ребенок будет относиться к своим фантазиям. А значит, тем скорее они пройдут. В письме чувствуется, что вас очень беспокоит эта тема! Это естественно - вы не знали, почему это происходит, а главное - к чему это может привести! Однако, этой тревогой заражается и ваш сын... И это усугубляет его состояние. А значит, чтобы помочь ему вам очень важно сначала справиться со своим волнением!..

С другой стороны, Юлия, то, что эти фантазии появились - явное свидетельство того, что в жизни вашего ребенка есть "тревожная тема"! Причем, эта тема только чувствуется ребенком, но не осознается - иначе тревога выражалась бы по-другому, напрямую! И вам действительно стоит обратить внимание на то, что происходит в саду и семье. Есть вероятность, что ребенку сейчас нужна ваша помощь! А его "кошмары" - это способ рассказать об этой потребности.

Источник тех эмоций, которые выражаются в форме этих фантазий находится во внешнем мире. Причем, как правило, на детей этого возраста не так сильно действует внешнее социальное окружение, как семья ! И с большой вероятностью именно в семейной жизни находится источник тревоги сына. Есть что-то, что беспокоит его, но о чем он не может говорить!..

Следует отметить, что дети этого возрасат ОЧЕНЬ чувствительны ко всему, что присходит в семье . Они мало понимают головой, но ощущают абсолютно все - буквально, кожей! Если что-то тревожит вас саму, это тут же ощущает и ребенок! Не понимая почему, он начинает чего-то бояться, о чем-то волноваться и так далее. Если в семье происходят какие-то процессы, о которых с ребенком не говорят - он тоже это чувствует, но не может об этом говорить!..

По своему опыту знаю, что подобные "страшилки" видят дети от которых скрывают какую-то семейную тайну (которую они все равно нутром чувствуют), у которых родители находятся в кризисных отношениях друг с другом (и дети это тоже чувствуют, и таким образом проявляют свой страх потерять кого-то из них), с которыми не говорят о важном семейном событии, которое волнует всех (и дети заражаются этим волнением, а поговорит об этом не могут - ведь они не знают О ЧЕМ они волнуются...). Примеров можно привести много! Обобщая: это дети, которые ощущают тревогу по поводу происходящего в семье , но у которых нет возможности осмыслить эту тревогу и говорить о ней, так как они не знают ее причин!..

Иногда причина кроется в самих отношениях между матерью и ребенком. Каких-то бессознательных ожиданиях, которые противоречат друг другу, в амбивалентных чувствах и т.д.

Задумайтесь, Юлия, происходит ли что-то похожее в вашей семье! Если да, ваша задача поговорить с ребенком о происходящем, дать ему возможность тревожиться "в открытую".

Если же у вас есть ощущение, что ничего подобного в семье не происходит, возможно, имеет смысл обратиться к психологу. Только так вы сможете определить источник этой тревоги и помочь своему сыну. А заодно - помочь самой себе! В любом случае, психолог сможет помочь вашему ребенку справиться с этими переживаниями и оставить их позади.

Обязательно обращайтесь, если потребуется помощь или будут вопросы, Юлия! Успехов вам и вашей семье!

Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

О своем желании убить близких чаще всего можно услышать от детей с ранним детским аутизмом (РДА). Они могут спокойно или, находясь в сильном раздражении, даже описать, как именно они хотят убить: заколоть ножом, расчленить, закопать, застрелить и пр.
Как показывает опыт, такое желание может появиться и у вполне психически здоровых детей, в основном из числа тех, у кого есть какие-то проявления минимальных мозговых дисфункций. При этом желание убить родителей проявляются у таких детей в виде навязчивых мыслей. К ним они, в отличие от детей с РДА, относятся критически, винят себя в этом, ощущают себя плохими, гадкими. Кроме того, они редко говорят о своих "плохих мыслях" тем, по отношению к которым они испытывают агрессию.

Обычно дети с такими навязчивыми мыслями и желаниями попадают к психологу по поводу страхов, кошмарных снов, ночных энурезов, грызения ногтей, аффективных вспышек, сноговорения, снохождения, психосоматических и других проблем. Они не сразу признаются в своих противоестественных желаниях или, как они обычно называют их, "плохих мыслях". Только убедившись, что психологу можно довериться, дети и подростки могут открыть свою "страшную тайну". Это происходит уже тогда, когда у них исчезают страхи или другие проблемы, что позволяет им чувствовать себя в безопасности. Обычно о своих "грешных" мыслях они рассказывают, непременно прося родителей или близких выйти из кабинета психолога.

Бывает, что ребенок иногда может не сдержаться и признается родителям, что у него есть такие "плохие мысли". В таких случаях он обычно сразу начинает плакать, просить прощения или же вынужден сказать, что он это придумал, пошутил, поскольку реакция матери или родителей, конечно, бывает шоковая. Вполне благополучным, добрым и заботливым родителям услышать такое от доброго и любимого малыша - это настоящий стресс. Однако, услышав признание ребенка, они не спешат к психологу, надеясь, что это случайность, неудачная шутка или просто нервы. Нередко такие дети годами живут со своими действительно страшными мыслями и желаниями, пока не попадут к психологу совсем с другой проблемой.

Причины, которые рождают у детей навязчивые желания убить родителя или родителей, могут быть самыми разными. И это не зависит от того, благополучная семья или нет. Просто по разным причинам ребенок зацикливается на этом грешном желании: "Хочу убить маму(папу)!"

Например, у шестилетней девочки желание убить маму появилось после того, как насмотревшись каких-то ужастиков, она стала видеть сны, что мама превращается в привидение и убивает ее. Она боялась рассказать маме, что она видит ее во сне такой. Она признавалась, что видит страшные сны, но говорила, что ничего не помнит. Малышка стала грызть ногти до крови, плохо засыпать, боясь увидеть повторяющийся сон. Стала агрессивной и неуправляемой, часто плакала, просила прощения. Девочка призналась, что хочет столкнуть маму с балкона, когда та выходит на балкон. У нее пропало навязчивое желание убить мать, когда перестала видеть свои страшные сны и прошли все страхи.

В другом случае восьмилетний мальчик признался, что хочет заколоть ножом маму, когда они находятся на кухне. Чтобы не искушать себя, он просил убрать подальше ножи, придумав версию, что он боится ножей. Когда после психотерапии он избавился от своего страшного желания заколоть ножом маму, он рассказал, как о еще бОльшей тайне, то, что ему нравятся женские груди. Возбуждение от созерцания женской груди, груди, которую он ассоциировал с маминой грудью, давало ему громадное чувство вины, с которым он не мог справиться. В результате все это переросло в желание заколоть мать. Когда разрешилась и эта проблема, уже было понятно, что "плохих мыслей", от которых он так страдал, уже не будет.

Если дети признаются, что они хотят убить маму, родителей, то ни в коем случае нельзя их наказывать, ругать, стыдить. Разобраться, что же происходит с ребенком и помочь сможет только квалифицированный специалист. Походами к бабкам и экстрасенсам можно только усугубить проблему. Молитвы, к сожалению, тоже вряд ли помогут. Если у ребенка есть такая проблема, и она годами не разрешается, то может привести к суицидальной готовности, психосоматическим заболеваниям, невротическим и психотическим проявлениям.


"Дурные" мысли и контрастные желания

Это весьма интересное психическое явление особенно смущало в свое время священников. На исповеди глубоко верующий человек говорил сокрушенно, что вопреки его воле, вопреки его убеждениям ему часто приходят в голову кощунственные мысли относительно Бога! Исповедующийся жаловался, что, отчаянно отгоняя такие мысли, он все же думает, что Бог "плохой" и представляет себе Бога в непотребном виде. Лет двадцать тому назад один десятилетний ребенок со слезами на глазах признался матери, что у него "очень плохие" мысли о Ленине, хотя он любит "дедушку Ленина" и учительница много раз рассказывала в классе каким умным и добрым был Ленин. Нередко встречаются и дети с жалобами на то, что, любя своих мать, отца, бабушку, брата или сестру, они в то же время часто испытывают сильное, пугающее их стремление сказать о них что-то чудовищное, грубое, оскорбительное, "грязное" или даже ткнуть вилкой, ножом им в глаз. Однажды мать грудного ребенка испуганно сообщила, что у нее неизвестно как, неизвестно откуда и почему возникает желание бросить свое дитя с балкона или под колеса трамвая.

А вот другой случай: девочка восьми лет испугана тем, что, сидя на первой парте перед учительницей, которую уважает, в то же время борется с острым желанием ткнуть ей в лицо шариковой ручкой или произнести ругательство.

Мать девятилетнего мальчика испуганно и возмущенно жалуется: "Послушайте его, доктор! Он вам расскажет что-то очень интересное, и я не понимаю, что творится в его голове...". А мальчик тихо и смущенно говорит: "Да не хочу я этого, да не думаю я так, да я люблю маму, но почему-то выколол ей на ее фотографии глаза, а сидя перед ней, хочу, например, плеснуть ей в лицо горячий чай...". И этот ребенок сам, рассказав матери о своих странных мыслях и желаниях, попросил ее срочно отвести его к врачу.

А все дело в том, что глубоко в подсознании того, кто склонен к хульным мыслям и представлениям о Боге, угнездился подавленный, погребенный в подсознании протест против Бога как против несправедливости вокруг, когда возникает вопрос: "А где же Бог? И эпизодически этот неосознаваемый протест проникает в сознание. А женщина, испуганная странным, "непонятным" ей желанием бросить своё дитя с балкона или под колеса трамвая, неосознаваемо желает от него избавиться! Она неосознаваемо не приняла, не полюбила своего ребенка, он мешает ей быть свободной, он повязал ее по рукам и ногам, он вызывает у нее неосознаваемую досаду, так как мешает ей уйти от мужа к любимому человеку... Вот и все тут. В хульных мыслях, в желании совершить недопустимое выплеснулось неосознаваемое отношение к Богу, к ребенку, а у девочки - к учительнице, а у мальчиков - к Ленину, к матери, а еще у одного ребенка - к "дорогому братику", которому родители уделяют так много времени, обделяя вниманием старшего.

Ребенку говорят, что учительница учит его, что ее надо уважать, любить, слушать. Он принимает это умом как истину, без сомнений, сам думает так, сознательно относится к учительнице так, как ему говорят. Но если учительница его обидела, испугала, была несправедлива к нему, он воспринял и это. Воспринял как противоречащее внушаемому ему, принятому сознанием, вытеснив все отрицательное в подсознание. Там это отрицательное накапливалось, подпитывалось новыми отрицательными впечатлениями, и вот иногда оно вдруг причудливо выплескивалось желанием ткнуть в глаз учительницы ручкой.

В менее ярких случаях все это - контрастное отношение к кому-то или к чему-то - проявляется в том, что вроде бы случайно толкнул кого-то, толкнул "непонятно" почему так сильно или так "неудачно" (а неосознаваемо - как раз очень удачно!), что у человека травма. И так всегда случается при встречах именно с этим "кем-то". "Почему-то" игрушки брата, взятые чтобы только поиграть с ними, оказываются сломанными. Мама попросила помочь бабушке... Помог, но, как всегда, когда дело касается бабушки неудачно, причинив ей ущерб. За всем этим - неосознаваемое отношение к объекту агрессии, а контрастность таких действий, как и мыслей, в том, что они противоречат позициям сознания. И неосознаваемо ребенок кого-то не любит, а в сознании - положительное отношение к этому лицу.

Причины же подобной раздвоенности нередко прозрачны, ясны, если подобное уметь анализировать. Так, оказывается, что у мальчика, испуганного возникновением у него злых мыслей о Ленине, с глубокой неприязнью относился к Ленину дедушка, и время от времени эта неприязнь прорывалась у него при внуке в резких замечаниях и оценках. Дед думал о Ленине именно так, он осознанно не принимал Ленина. Внук же думал о Ленине по-другому, но на неосознаваемом уровне принял к нему отношение своего любимого дедушки. Ну а мама - это мама, мальчик любит ее. Но мама изгнала из семьи его отца и привела "дядю Колю", она ласкова и весела с "дядей Колей", часто уходит с "дядей Колей" куда-то, а с ним, сыном, сурова, требовательна, раздражается, когда он требует ее внимания, кричит на него. И он любит маму, но время от времени ему хочется плеснуть ей в лицо горячим чаем "непонятно почему". А такое желание возникает у него потому, что в его подсознании накопился протест.

И все это - "высшая математика" психологии, но она доступна для понимания каждому, она бесконечно поучительна, она - предостережение многим, не думающим о своеобразных последствиях своих поступков и отношений. Добавим, что сегодня, в детстве, эта "непонятные" мысли и желания, завтра же, когда ребенок вырастет, это будет то "непонятное" отношение к матери, когда звучит: "Не знаю, доктор, что со мной происходит... Ведь я люблю свою мать, понимаю, как много она для меня сделала, но как только я прихожу к ней, у меня портится настроение, все у нее, в ней, в ее словах, в словах хороших, нормальных, нестерпимо раздражает меня. И я ищу малейший повод, чтобы побыстрее уйти от нее, а она обижается, переживает, плачет..." Все это "непонятное" становится понятным, как только вспомнишь, что есть подсознание и бесконечно важно, чем и как оно было наполнено в детстве. И надо так говорить с ребенком, так говорить при ребенке, надо так относиться к ребенку, чтобы в его психике не было таких контрастных отношений.


Top