Племя которое носит кольца на шее. Кольца на шее

Светлана Румянцева 18 сентября 2018, 14:02

Обручальные кольца имеют сакральный смысл, символизируя светлые чувства любви и верности супругов по отношению друг к другу. Такие украшения надеваются на безымянный палец правой руки и не снимаются на протяжение всей супружеской жизни. Однако можно заметить, что некоторые мужчины и женщины носят их иначе, например, на шее, на цепочке в качестве подвески. Такой вариант тоже уместен, особенно если есть веские причины для этого.

Обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце правой руки, но исключения из этого правила вполне допустимы

Обручальное кольцо на безымянном пальце руки

Когда можно носить обручальное кольцо на цепочке на шее

Ситуаций, когда ношение украшений на пальце неуместно, нежелательно и даже опасно для здоровья много . В их число входит:

  • профессиональная деятельность, при которой перстень может привести к травме конечности (автослесарь, сварщик, грузчик, стропальщик, строитель) или запрещено санитарными нормами (врач-хирург, кондитер);
  • размер изделия больше, чем нужно (его легко потерять);
  • ожоги, ссадины и другие увечья на пальце не должны соприкасаться с посторонними предметами, в том числе и с кольцом;
  • временная отёчность нередко возникает во время беременности, будущим мамам рекомендуется заблаговременно снимать украшения с пальцев, иначе сделать это потом будет затруднительно.

Отёк пальцев при беременности

Есть ситуации, когда обручальное кольцо в целях безопасности лучше носить на шейной цепочке, нежели на пальце.

Отдельно стоит сказать о тех, чей брак прервался по причине развода или вдовства. Казалось бы, нет семейных отношений – необходимости носить символизирующее их кольцо тоже нет. Но любовь не знает границ, она может переполнять сердце даже когда близкого и дорогого человека уже нет рядом. А ещё это чувство взаимосвязано с уважением и благодарностью, поэтому кольцо ценно как память, как связь с прошлым . Такое украшение хочется всегда носить при себе. Вариант с цепочкой в данном случае уместен, многие не снимают перстень даже при вступлении в последующие брачные отношения.

Приметы

Значение обручального кольца на цепочке довольно часто волнует тех, у кого нет возможности носить данное украшение традиционным способом, то есть на правом безымянном пальце руки. Многие волнуются, не принесёт ли это негативных последствий в семью, например, ссоры, развод и даже смерть супруга?

Переживать по такому поводу точно не стоит хотя бы потому, что мысли имеют свойства материализоваться. К тому же, никаких примет, предвещающих несчастье только из-за «неправильного» ношения кольца, не существует . Гораздо больший вред приносят негативные мысли, чем ношение обручального кольца не на безымянном пальце.

Да, некоторые вдовцы и разведённые люди надевают кольцо на шейную цепочку, но также они его носят и на левой руке, на разных пальцах (например, на среднем или на мизинце), а некоторые просто хранят в шкатулке. Каждый сам выбирает, что делать с ювелирным украшением после развода или ухода из жизни второй половинки . Есть даже такие, кто на цепочке носит сразу два кольца – своё и бывшего супруга (супруги).

Два кольца на цепочке

Обручальное кольцо – это красивое ювелирное изделие, основное предназначение которого кроется в символизме. Данное украшение надевается на палец второй половинки в знак верности и любви в день бракосочетания, а его потеря считается дурным предзнаменованием. Если же брак прервался, украшения на безымянном пальце утрачивают своё символическое значение. Носить их в качестве памяти о прошлом можно где угодно.

В заключение

К негативным приметам многие люди относят ношение обручального кольца на цепочке на шее. Но на самом деле существует ряд причин, по которым это особенное украшение всё-таки необходимо снять с пальца, например, чтобы не потерять его или чтобы избежать осложнений, связанных со здоровьем. В таких случаях каждый волен поступать так, как считает правильным и удобным : положить изделие в надёжное место (в коробку, шкатулку) или иметь всегда при себе, поближе к сердцу.

У вдовцов и разведённых людей свои причины, чтобы носить на шейной цепочке обручальное кольцо. Кто-то не может расстаться с прошлым, украшение дорого ему как память, а кто-то не придаёт символического значения и продолжает носить перстень в качестве простого изделия из драгоценных металлов.

Пожилая пара

Подводя итог можно сказать, что обручальное кольцо – это действительно всего лишь символ . Есть множество примеров супружеских пар, никогда не снимающих данные украшения с пальца, но живущих «как кошка с собакой». А есть и такие семьи, где муж и жена, не имея совсем обручальных колец, сохраняют любовь и верность друг к другу на протяжение долгой и счастливой жизни.

Приходится только удивляться, насколько разными могут быть представления о красоте у разных народов. Недавно Материнство писало о женщинах , украшающих свои подбородки татуировками наподобие бороды. Сегодня речь пойдет о представительницах народности падаунг из Мьянмы, которые отличаются противоестественно длинными шеями.

Для чего женщины падаунг носят кольца на шее?

Версий, объясняющих этот обычай, несколько. Одни говорят, что кольца якобы способны защитить от укусов тигра. Другие утверждают, что украшения на шее мешали женщинам убежать в соседнее селение. Есть даже мнение, что таким образом женщины хранили принадлежащие семье драгоценные металлы. Но наиболее правдоподобной представляется объяснение, основанное на народной легенде.

Падаунги верят, что они произошли от союза ветра и драконихи. Узнав, что дракониха беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Так или иначе, длинная шея у падаунгов считается признаком красоты и благополучия. Поэтому, начиная с пятилетнего возраста, девочки носят на шее медные спирали (со стороны похожие на кольца). Постепенно число колец (точнее, витков спирали) увеличивается, и шея становится все длиннее и длиннее.

Наращивать число колец на шее женщины прекращают после выхода замуж. К тому же к этому возрасту шея перестает расти. У взрослой женщины количество колец на шее может доходить до двадцати, а их вес составляет четыре-пять килограммов.

А вот утверждение, что в случае снятия колец женщина не в состоянии удерживать голову и в любой момент может сломать шею - не более чем миф. На самом деле, падаунги вполне способны поворачивать голову и управлять ею, разве что ослабшие мышцы шеи придется укреплять. Говорят, шея приходит в нормальное состояние через пару лет.

Как надевают кольца на шею?

Медную проволоку закручивает на шее девочки специально обученная мастерица, которая постоянно занимается этим ремеслом. Витки укладываются плотно друг к другу, образуя сплошной воротник из колец.

Как женщины моют шею?

Женщины имеют возможность смещать кольца, чтобы вымыть шею. Сами кольца они тоже моют с помощью мочала.

Вероятно, впервые европейцы увидели необыкновенных женщин с длинными шеями, когда три из них приехали в Лондон в 1935 году. Фотографии сохранили для нас эту историю.

В наши дни ношение колец уже не столь обязательно, но женщины падаунг не спешат их снимать. Дело в том, что они сделались своего рода аттракционом для туристов, приезжающих в деревню падаунгов в великом множестве и готовых платить немалые деньги, чтобы посмотреть на «женщин-жирафов».

Белая блузка простого покроя с V-образным вырезом - традиционная одежда падаунгов. Ее носят все, от маленьких девочек до старух.

Падаунги носят обручи не только на шее, но также на руках и ногах.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

На юге и юго-востоке Бирмы (Мьянмы) обитает этническая группа Карены. Из-за военных конфликтов с правительством часть племен мигрировало в Северный Тайланд.
Среди них есть одно племя Падаунг, хорошо известное в мире благодаря национальному обычаю "вытягивания" шеи у женщин при помощи металлических колец. Их еще часто называют "женщинами-жирафами" или "длинношеями".

Кольца начинают носить примерно с пятилетнего возраста. Точнее это даже не кольца, а медный прут толщиной примерно в сантиметр, который спирально закручивается вокруг шеи. С каждым годом количество оборотов (колец) увеличивается, что, собственно, и приводит к удлиннению шеи.
У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а вес такого украшения составлять 5-6 килограмм.
Наращивать кольца женщины прекращают к 25 годам или к моменту замужества. Также к этому времени скелет перестает расти и шея просто больше не удлинняется.
Чуть позже стали популярны и кольца на ногах и запястьях.

В настоящее время доказано, что за счет веса колец деформируется плечевая зона и опускаются ключицы, что и создает визуальный эффект удлиннения шеи, а в самой шее никаких изменений не происходит.)

Иногда спирали делают слишком высокими и они плотно прилегают к подбородку и плечам. Тогда женщина может потерять способность поворачивать голову. В случае снятия колец есть риск сломать шею, т.к. мышцы могут атрофироваться. Но такое встречается редко. Обычно верхняя часть колец не доходит до подбородка и остается возможность для движения головой.

Племена длинношеев можно встретить не только в Азии, но и в Африке. В отличие от азиатских, африканские племена одевают именно кольца, вытягивающие шейные позвонки. В этом случае снятие колец реально грозит переломом шеи.

Самый длинный латунный браслет насчитывал 25 витков и весил около 8 килограммов.
Самая длинная шея, зафиксированная в Книге Рекордов Гиннеса, имела длину 40 см.

Почему они стали носить кольца?
Точного ответа никто не знает. Есть несколько версий:
1. По одной легенде однажды на племя падаунгов напали тигры. Часть племени было убито, тигры перегрызли им шеи. Это обеспокоило людей, ведь род мог прекратиться. Глава племени решил одеть на женщин своеобразную защиту в виде металлических колец для увеличения шансов выжить в следующий раз и как оберег от несчастий. Сначала кольца были золотыми, но после заменены на более дешевые и легкие металлы.
2. По другой легенде считается, что предки падаунгов произошли от союза драконихи и ветра. Когда ветер узнал, что его жена беременна, он начал кружить вокруг нее от счастья, пока она не родила кокон, из которого появился первый падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят на шее спиралевидные кольца.
3. Таким образом падаунги делали женщин непривлекательными для вражеских племен, тем самым спасая их от рабства.
4. Есть версия, что так хранились драгоценные металлы.
5. Конечно же для красоты.) Считалось, что длинная шея - это привлекательно и у женщины больше шансов выйти замуж.

В настоящее время жительницы племени продолжают носить кольца в дань предкам, а также потому что это привлекает туристов и позволяет зарабатывать.
Основным занятием женщин-длинношеев является ткачество. Они делают прекрасные платки и не только. Остальные жители племени падаунгов занимаются выращиванием риса, чая и т.д.






















Также нам встретились представители племени Акха.
На женщне традиционный наряд, они так ходят каждый день.

И девушки из племени Лаху, которые имеют характерные тоннели в ушах.)



Ну и курящая бабушка.)
К сожалению, не могу идентифицировать ее народность, скорее всего Карены.

В 2006 году среди молодежи появилось движение, отвергающее традиции. Девушки начали снимать кольца с шеи. Даже одна 40-летняя падаунг сняла свои кольца. В течение нескольких дней она испытывала дискомфорт, потом состояние пришло в норму. После пары лет форма шеи возвращается к обычному виду.

Очень жаль, что молодежь перестает ценить свои традиции. Новое поколение отказывается от национальной одежды и обычаев. Многие одеваются "по-современному", типичная одежда, ничем не выделяющая их из толпы.
Еще каких-то 10 лет и все красочные племена останутся только на картинках..

Также мне жаль несчастные племена падаунгов, которые сделали туристической диковинкой. Некоторых насильно переселили в Паттайю, чтобы зарабатывать на них деньги.
Туристов приводят, как в цирк, а падаунги сидят и смиренно позируют для них.
Мы, к сожалению, были тоже в туристической деревне, потому что до настоящих племен добраться не просто, нужно ехать в джунгли.)

После в голове крутились разные мысли и родилось желание проехаться по Бирме, Лаосу, Вьетнаму, Камбодже и еще раз Тайланду в поисках реальных племен с реальными бабушками, которые курят опиум и занимаются своими традиционными промыслами.

Фотограф: Александра Наветная
http://navetnaya.com/
Тайланд, Чианг Рай

В очередной раз мы приготовили для тебя удивительную историю о том, на какие . Обычаи некоторых диких племен могут показаться тебе жуткими, но, с другой стороны, ринопластика тоже не для слабонервных. Во всяком случае, далеко не всегда подобные преображения действительно приносят счастье, и женщины племени Падаунг – живой тому пример.

Племя Падаунг – настоящая достопримечательность Мьянмы и Таиланда. Дело в том, что женщины этого небольшого народа облают фантастически длинными шеями, на которые надеты золотые кольца. Такими же кольцами девушки украшают ноги и руки. Непропорционально длинная шея считается здесь эталоном красоты.


Этот обычай называется «ян па дунг». Кольца на шее девочки начинают носить с пяти лет. Опытные женщины плотно наматывают на шею ребенка спираль из латунного прута толщиной в 1 см − вначале не более десятка колец, но с возрастом количество витков увеличивается. Весь процесс занимает несколько часов. Взрослые женщины носят около двадцати колец общим весом примерно 10 кг, а иногда и более. Благодаря постоянному увеличению количества витков спирали в среднем шея женщины вытягивается до 30 см, но бывают и исключительные «красавицы» с шеями длиной до 40 см.


Из-за постоянного давления кожа в местах, где железо давит на плечи, воспаляется и покрывается коркой, а позвоночник сильно деформируется. Люди говорят, что без колец эти женщины жить уже не могут: если их снять, шея просто переломится. Но это не так. Конечно, атрофия и деформация мышц не проходит бесследно, но время от времени эти женщины все-таки снимают свои кольца, чтобы вымыть шею.

Ряд исследователей утверждают, что на самом деле от колец шейные позвонки не деформируются, но под тяжестью металла деформируются и сильно опускаются вниз плечи, вследствие чего шея кажется длиннее. Однако после снятия колец шея и плечи возвращают себе нормальный вид уже через год.


Удивительно, как эти женщины терпят такие неудобства, ведь в своих кольцах они и спят, и едят, и работают. В них совершенно невозможно согнуть шею или размять ее. На все эти муки они идут только ради красоты.


Единой теории происхождения этой традиции нет, но существует мнение, что таким образом мужчины племени Падаунг отмечали своих женщин, чтобы те не убегали в соседние племена. По другой версии, так женщины хранили семейные драгоценности. Как бы то ни было, сегодня этот обычай служит всего лишь приманкой для туристов и единственным средством заработка для племени Падаунг.

Вероятно, девушки, которые носят туфли Louboutin, испытывают похожие ощущения, однако кольца на шее – это, на наш взгляд, все-таки перебор. Женщины племени Падаунг продемонстрировали всему миру, что в погоне за красотой можно легко потерять голову!


Top