Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм


Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания

Рассмотрим ритуальное полотенце - рушник древних славян с орнаментом , который показан на рисунке 1. Далее мы будем совмещать изображение макета рушника с матрицей Мироздания.

Рис. 1. Фрагмент вышивки северорусского полотенца - рушник, как считается, изображает богинь плодородия и магический орнамент, символизирующий плодородие. Такие полотенца использовались в ритуальных целях. «Рушни́к - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные - символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные - дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические - ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение» .

В словаре Даля о ряде назначений полотенца - «рушника, ширинки » в славянских обычаях сказано следующее:

«Рушник - полотенце - Рукомытие - размывание рук , обряд между родильницей и бабкой (повитухой). На 9-ый день после рождения ребенка обе моют вместе руки, и вторая (повитуха) получает ширинку (полотенце) от роженицы.

Ширинка - низанная жемчугом . Фата, плат (платок полотенце) , т.е. не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и производишь все чудеса! »».

Славяне знали что тот, кто принимал роды ребенка, должен быть «развязан» с «судьбой» этого ребенка. И это не суеверие - это сакральные знания древних. Более того, плацента, в которой рос ребенок в матке матери должна быть «похоронена» и ни в коем случае не должна быть употреблена для изготовления «лекарств».

Например, собаки при рождении щенят поедают это место, а место откусанной пуповины на теле щенка зализывают. Они делают это инстинктивно, но это «знание» дает возможность потомству быть здоровым. Современное безбожное общество с помощью невежд модельеров раздело молодых девушек и женщин, выставив «напоказ» демоническим силам все детородные «области» последних. О каком здоровом потомстве нации может идти после этого речь. Эти невежды, мнящие из себя неизвестно что, просто убийцы нации и не только у нас в стране. Славянские женщины даже в простом варианте поверх рубах носили фартуки с «защитным» орнаментом. Наши предки были умнее современных «мудрецов моды», можете не сомневаться в этом. И я не ханжа.

На рисунке 2 показан результат совмещения макета рушника с северорусской вышивкой на его концах с матрицей Мироздания.

Рис. 2. На рисунке показана модель ритуального полотенца, совмещенная с матрицей Мироздания . Ключом для совмещения макета ритуального полотенца с матрицей было горизонтальное «основание орнамента» и характерный узор орнамента как показано на рисунке. Изменив характер рисунка на боковых частях орнамента на модели полотенца, я сохранил количество ветвей орнамента в его центре.

Модель идентична оригиналу, который показан на рисунке 2.

1. Уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы, с которым совмещен орнамент на полотенце.

2. - соответственно 15-ый уровень двух миров матрицы.

3. - 9-ый уровень матрицы. Руки больших «Богинь» расположились на 17-ом уровне, а их головы касаются 18-го уровня матрицы. Руки малой «богини» расположились на 16 уровне матрицы, а основание на 15-ом уровне.

А - место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, где показаны два священных Тетрактиса и «звезда Давида». Характерный орнамент покрывает 7 уровней (вертикальная дуговая скобка) Верхнего и Нижнего мира матрицы.

Из рисунка видно, что Характерный «крючочный» орнамент, большие и малые «богини» и основание орнамента с чередующимися малыми вертикальными «метками» точно совместились с матрицей, и последняя была шаблоном или каноном для построения орнамента славянской вышивки. Обычно рушники имели размер в поперечнике равный 30-и сантиметрам и длину до 3-х метров и более - «Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной.».

Поперечный размер орнамента, как видно из рисунка равен 9-и уровням. Тогда соответственно 9 уровням матрицы, например, соответствуют 30 см, а трем метрам в сантиметрах - (300см/30см) = будут соответствовать 100 уровням матрицы Мироздания. С учетом размера Нижнего мира матрицы Мироздания в 36 уровней (Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания) в Духовном мире матрицы Мироздания верхний край орнамента ритуального полотенца достигнет - 100 уровней - 36 уровней = 64 уровня Духовного мира матрицы. До обители Верховного Господа остается - 108 уровней- 64 уровня = 44 уровня матрицы Мироздания. Тогда длина рушника должна быть увеличена на - (30см/9уровней)=3.34 х 44 уровня = 147 см. И ритуальное полотенце при ширине 30 см и длиной 447 см будет «простираться» от Божьего «дна Мироздания» в Материальном мире матрицы до «обители» Верховного Господа на 108-ом уровне Духовного мира матрицы. При этом оно «покроет» 144 уровня матрицы Мироздания!

И это не пустые вычисления. Они нас приводят к пониманию сакрального смысла ритуального полотенца славян. Очевидно «вытираться» после мытья полотенцем длиной в 4,5 метра, по меньшей мере, не удобно.

На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.

Рушник составной .

Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.

Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков . Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов . Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда . Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":

"Первая мать - Пресвятая Богородица,
Вторая мать - сыра Земля,
Третья мать - кая скорбь приняла.
(Гол. Кн.220)" .

Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери , средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.

Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.

В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.

На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца. Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.

Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля . Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.

На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле, колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь. Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.
Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.

Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .

Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов.

Следующий рушник , на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!

Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного "иного" мира, "того света". Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!

Верхняя часть, "белый свет" , имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом.

В середине стройное геометрическое изображение "столба" с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом - древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева.

Фигура увенчана дубовым листком - символом Перуна . Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням.

Например:

А святой Илья
По межам ходил,
По межам ходил,
Житушко родил
.

Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое - неживое, природное - рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса. Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что "идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи" . Однако не иллюстрирует свое сообщение. Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.

Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание:

"В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами ".

В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия.

Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.

Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. "Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство" .

Дополнение

Волнистая линия - знак Воды . Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды - горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

Символ солнца можно встретить чаще всего на наличниках домов. А вот он в вышивке:

Часто встречаются в вышивке различные животные , например, лоси.
Ну и роженица , конечно же, как символ плодородия:

Оригинал записи и комментарии на

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

  • Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

  • На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.


Вышивка на полотенце

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица

  • Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.


Конь

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.


Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода

  • Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.


Название и предназначение полотенца

  • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.


Родильное полотенце

  • Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.


Поясок для новорождённого

  • На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.


Свивальник

  • Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.


Вытиральное полотенце

  • У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебное полотенце

  • На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.


Погребальное полотенце

  • И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.


Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.

Задачи:

  • развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
  • развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
  • воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение на основе учебного материала;
  • выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
  • ориентироваться в учебнике;
  • уметь пользоваться разными графическими материалами;

Коммуникативные УУД:

  • использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь выражать свои мысли,
  • уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок - исследование с элементами творческой деятельности.

Технические средства обучения

для учителя:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint

Для ученика:

  • учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.

План урока

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Рефлексия

5. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация .

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

Что такое вышивка?

Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.

Для чего украшают изделия вышивкой?

Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.

Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1 )

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка - это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)

Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2 )

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.

Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.

Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3 )

Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Представим, что наш белый лист - льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.

4. Практическая работа

  1. Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
  2. Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
  3. Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
  4. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
  5. Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
  6. Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.

5. Рефлексия

Давайте составим синквей со словом вышивка

Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна:

Вышивка
Народная, красивая
Вышивать, украшать, создавать
"Поспешишь, людей насмешишь"
Украшение

Самооценка

Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

А) целостность композиции

Б) насыщенность цветовых оттенков

В) аккуратность выполнения работы

6. Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?

Какие трудности испытали во время работы?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились на уроке?


Top