Шесть причин, по которым мужчина охладевает к жене в браке. Право налево: как мужчины и женщины относятся к измене

Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

Наставления для мужа и жены об их правах и обязанностях в подлинно христианском браке

Господи, благослови!

Сама жизнь, ее неожиданные повороты, события, происшествия и наша на них реакция часто ставят пред людьми, живущими в христианском браке, ряд важных вопросов, без богоугодного разрешения которых жизнь в браке обречена на мучение, а сам брак – на разрушение.

Нам должно прежде всего установить твердые основания для брака и отношений в нем. Эти основания утверждаются на заповедях Господних, указаниях Писания и учении Церкви Христовой. Вместе с тем нам должно знать, что все бываемые в браке виды отношений нуждаются в нашем осмыслении и искусном употреблении для преодоления всех опасностей, восстающих против брака.

Прежде сего мы должны знать, что сам институт брака происходит от Бога. Бог создал мужской и женский пол для того, чтобы представители этих полов вступали в брак и прилеплялись друг ко другу. Вот почему брак основан на трех столпах:

  1. на вере Богу;
  2. на послушании Его слову (заповедям);
  3. на нерасторжимости брака (верности).

Мф.19:
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Из этих слов Христа Бога нам очень важно уяснить для себя следующие истины:

  1. Мужчину и женщину создал Бог, и создал Он их как равных партнеров для брачного союза;
  2. Брак и создание на его основе новой семьи преобладают над связями вступающих в брак лиц с их родителями. Чтобы новая семья появилась и устояла, надо непременно оставить старую, где жених и невеста были в качестве детей;
  3. Бог указывает не на какое-нибудь соединение в браке, а именно на прилепление мужа к жене и соединение их в одну плоть. Именно муж должен прилепляться к жене и хранить это свое прилепление;
  4. Поскольку людей в брачном союзе сочетает Сам Господь Бог, то Он требует нерасторжимости брачного союза со стороны человека.

Брачный союз может распасться по вине людей, если их действиями будет выбит хотя бы один столп, держащий брак.

Брак распадается, если один или оба участника брачного союза изменяют Богу и теряют веру в Него;
Брак разрушается, если один или два человека, вступивших в него, перестают слушаться Бога и исполнять Его заповеди и волю;
Брак уничтожается даже единократной изменой с другим лицом супруги, т.е. грехом ее прелюбодеяния, или прелюбодейным образом жизни супруга (одноразовая измена мужа, уврачеванная покаянием и исправлением, не разрушает брак).

Мф.19, 9: «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Нельзя развестись с женой кроме вины прелюбодеяния с ее стороны, измены вере в Бога или измены послушанию заповедям и воле Божией.

Нельзя мужу жениться на другой женщине после развода с первой женой по любой другой причине, кроме указанных выше.

Нельзя жениться на разведенной по трем указанным выше причинам, сообщенным нам Самим Богом через Его откровение в Священном Писании.

Святая Церковь Христова указывает на некоторые технические особенности, по причине которых брак может ею расторгаться.

Одной из причин такого расторжения может быть выяснение того факта, что брачующиеся находились в близком кровном родстве, но не знали этого.

Второй причиной расторжения Церковью брака может служить обнаружившееся у одного из супругов неисцелимое безплодие. По отношению к безплодному супругу заповедь Божия о нерасторжимости брака не прилагается. Сроком проверки безплодия, установленным Церковью, является минимум три календарных года (или более). Если по истечении трех лет (или более, до семи лет) один из супругов оказывается неспособным зачать ребенка по причине открывшегося в браке его безплодия, то по настоянию другого супруга, желающего иметь детей, брак расторгается. Если же супруги согласны жить без своих детей, то брак сохраняется. Последующая перемена желания здорового супруга о прекращении брака по причине безплодия второй половины более не приемлется. Решение о расторжении брака по причине безплодия должно приниматься здоровым супругом вовремя (т.е. начиная от трех и в течение семи лет). Право выхода из брака с безплодным супругом может быть использовано здоровым супругом только один раз, т.е. если в течение семи лет совместной супружеской жизни (годы пребывания мужа или жены на войне, в походе или тюрьме могут не учитываться) право на выход из брака не было использовано, то оно теряет свою силу.

Третьей причиной, по которой Церковь может развести супругов, является обнаружение того факта, что один из супругов постоянно терроризирует свою половину или склоняет ее на совершение тяжких грехов, таких, например, как богоборчество, цареборчество, колдовство, убийство, воровство, грабеж или разбойничество, половые извращения, растление детей, злоупотребление наркотическими средствами или алкоголем и т.п. Во всех этих случаях решение принимается церковным судом по получению неопровержимых доказательств вины одного из супругов.

Лица, брак которых был расторгнут Церковью по выше указанным причинам (кроме обвиненных в преступлениях), имеют право на повторное вступление в брак с благословения Церкви.

Последней возможной причиной прекращения брака является смерть одного из супругов. Вдова или вдовец имеют право на повторное вступление в брак.

Рим.7:
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

Третье вступление в брак одного из супругов допускается по снисхождению к крайней немощи такого лица. Такой брак считается зазорным и не венчается, но образуется лишь благословением Церкви посредством иерарха. На лиц, вступивших в брак третий раз или вступившим в брак первый или второй раз, но с лицом, ранее бывшим дважды в браке, накладывается церковная епитимья.

К созданию брака надо относиться самым серьезным образом и потому должно прежде всего молиться о даровании своего супруга (супруги) во спасение. Кроме этого должно исследовать кандидатуру супруги (супруга) на предмет возможных тяжелых последствий, висящих на нем (ней) по причине родовой порчи или личной греховной жизни до брака. Желающие вступить в брак должны поведать друг другу всю правду о себе, какой бы она ни была.

На отягчение брака могут впоследствии сказаться такие факты, имевшие место в жизни одного или обоих супругов:

  1. Неверие или кривоверие рода;
  2. Тяжкие и смертные грехи, бывшие в роду;
  3. Демонообщение, имевшее место в роду или у лица, вступающего в брак;
  4. Распутная жизнь до брака и практика половых извращений;
  5. Совершение человекоубийств или детоубийств во чреве;
  6. Наличие в роду самоубийц, отцеубийц, братоубийц, цареубийц, церкворазрушителей, ересиархов, святотатцев, кощунников, колдунов, бунтарей, богоборцев, вероломцев и т.п.;
  7. Наличие тяжелых наследственных заболеваний или проклятий.

Если милостью Божией брак состоялся и новоявленные муж и жена стали жить в союзе мира, согласия и любви, то по зависти бесов и злых людей, а также по немощи и неопытности самих супругов в браке начинают происходить различные напряжения и конфликты, которые оставшись неуврачеванными могут привести к самым плохим и печальным плодам.

Вот почему хорошо для укрепления брака кроме совершения церковного таинства заручиться следующими вспомоществующими средствами:

  1. Заручиться благословением родителей со стороны мужа и жены (если это только возможно). При этом не обязательно, чтобы родители были членами Церкви или имели общую с детьми веру;
  2. Иметь мужу и жене одного и того же духовного отца или духовника, у которого обоим исповедываться и разрешать все возникающие вопросы и конфликты;
  3. Иметь дружбу с хорошей, стойкой, дружной и опытной семьей.

В супружеской жизни имеют место такие пласты или виды отношений:

  1. Сопребывание;
  2. Общечеловеческое общение;
  3. Супружеская любовь и согласие;
  4. Семейный мир;
  5. Сексуальное общение;
  6. Сексуальная неудовлетворенность одного из супругов;
  7. Давление со стороны одного из супругов;
  8. Напряжение в отношениях между супругами;
  9. Шантаж со стороны одного из супругов;
  10. Конфликт между супругами;
  11. Противоречия и разногласия у супругов;
  12. Непонимание между супругами, потеря единомыслия и единодушия;
  13. Недоверие и подозрительность между супругами;
  14. Болезненная ревность одного из супругов;
  15. Одиночество вдвоем;
  16. Материальные и житейские трудности;
  17. Разногласия в отношении к детям и их воспитанию;
  18. Вампиризм одного из супругов;
  19. Рабское положение жены;
  20. Подкаблучное положение мужа;
  21. Отношения из человекоугодия;
  22. Черствость и игнорирование;
  23. Разлад отношений;
  24. Отторжение между супругами;
  25. Охлаждение отношений и взаимной любви;
  26. Опостылость женой;
  27. Чужесть мужа или жены (когда ощущаешь супруга или супругу чужим человеком);
  28. Крах брака и семьи.

Как мы видим, большинство из приведенных видов отношений имеют негативный характер и могут послужить к отягчению отношений между супругами. Вот почему обоим супругам нужно и должно постоянно бороться за сохранение своего брака и преодолевать все возникающие негативные моменты в их отношениях. Нужно овладеть искусством преодоления конфликтов.

Обоим супругам должно все время помнить, что мы живем не в раю, что наша земная жизнь кратковременна, что супруг (супруга) является несовершенным человеком, обложенным своими немощами и страстями. Должно помнить, что мы находимся на постоянной войне с бесами, борьбе со своими греховными страстями, злыми наклонностями и вредными навыками. Должно помогать друг другу в этой борьбе, а не воевать друг с другом.

Нельзя на основании слов Писания о том, что жена должна бояться своего мужа и слушаться во всем, делать из нее свою рабыню и удовлетворительницу своих страстей и похотей. Если муж уподобляется в отношениях Христу, то жена уподобляется Церкви. Церковь не есть рабыня Христа, но чистая и святая Его Невеста, которую Он любит, заботится, защищает, охраняет и сообщает все необходимое.

Если муж ведет себя по отношению к жене так, как Христос к Церкви, то жена должна повиноваться такому мужу и слушаться его во всем, что касается его власти или общих дел. Она должна бояться огорчить мужа или потерять его расположение или его самого. Если муж ведет себя иначе, чем Христос по отношению к Церкви, то он не восходит в свой статус мужа и потому не может требовать от жены безпрекословного повиновения и послушания во всем. Итак, вся забота мужа состоит в том, чтобы не выходить из своего статуса, любить и обезпечивать всем необходимым свою жену и своих детей.

Большой и вредной шибкой со стороны мужа бывает то, когда он своим самовластием лишает свою жену ее внутрисемейного удела, в котором она имеет свободу и отдохновение от возможного давления с его стороны. Нельзя оставлять жену без такой ее женской области. Нельзя мужу лезть со своим мнением и желанием в женские и материнские дела без крайней нужды. В своей женской области жена должна быть свободной и нести всю ответственность за благополучие и порядок в этой ее области.

К сугубо женской и материнской области относятся:

  1. Кухня и приготовление еды на семью;
  2. Женская часть супружеских (сексуальных) отношений (т.е. жена имеет право требовать от мужа исполнения им супружеских обязанностей и удовлетворения ее в этой части отношений);
  3. Уборка, чистота, опрятность, убранство и оформление (дизайн) в доме;
  4. Стирка белья, ремонт и изготовление одежды;
  5. Материнская забота о вынашивании плода, выкармливании и воспитании младенца (до 6 лет);
  6. Уход за больным мужем и больными детьми;
  7. Женская часть работы по приему гостей и приготовлению к праздникам и семейным торжествам.

Муж по нужде и просьбе жены может помогать своим участием в женской части, но делать все по решению и усмотрению жены. Он не должен навязывать ей в этой области ничего своего, но лишь смиренно просить, например, приготовить то-то и то-то.

Серьезной ошибкой мужа является его невнимание к сексуальной удовлетворенности своей жены. Эгоизм в этом деле со стороны мужа не только ставит жену в мучительное положение, но и провоцирует ее на отлепление от него и прилепление к другому мужчине, который удовлетворяет ее женские потребности полной мерой. Апостол Павел был озабочен этой проблемой подопечных ему семей. Вот как он наставлял их в этом немаловажном вопросе:

1Кор.7:
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Если мужу не надо без крайней нужды вторгаться в сугубо женскую область, то тем более не следует это делать жене, т.е. вторгаться в сугубо мужскую область. Жена должна довольствоваться тем, что муж изволит ей поведать о своих делах и не выпытывать более того. Вера и полное доверие мужу в его делах являются большим преимуществом для мудрой жены.

Вредоносной ошибкой со стороны жены является унижение мужского достоинства своего мужа. Плохо, когда это происходит наедине с ним, еще хуже, когда это происходит при детях и совсем плохо, когда это происходит при посторонних свидетелях.

Ни в коем случае жена не должна укорять мужа за то, что он мало зарабатывает и не может обезпечить ее и детей тем, что им хочется. Нельзя также попрекать своего мужа за имеющиеся у него немощи и недостатки.

Большой ошибкой является сварливость жены. Быть женой-«пилой» недопустимо для христианки. Если подобное качество имеется, то его нужно решительно искоренять покаянием и молитвой, а также внимательным наблюдением за собой и сдерживанием себя. Контроль над языком очень важен для жены, ибо необузданный язык жены может принести много зла мужу и всей семье.

Частой ошибкой является нытье и жалобы жены на жизнь и житейские неурядицы пред своим мужем. Если подобное отношение будет продолжаться продолжительное время, то оно может перейти в так называемый «вампиризм», когда посредством нытья и жалоб из страсти саможаления жена начинает незаметно для себя «подпитываться» жизненными силами мужа и привыкает к этому. Таким образом жена может держать своего мужа в угнетенном или болезненном состоянии, а то и просто свести в могилу. Вторым способом такой подпитки является устраиваемый женой своему мужу конфликт или ссора, которые чаще всего бывают по совсем неважным мелочам или надуманным придиркам. Бесы тут же примешиваются к началу ссоры и раздувают ее до большого конфликта и вражды. Много грехов соделывается супругами во время такого конфликта. Муж и жена оскорбляют друг друга словесно, кричат друг на друга, желают друг другу зла, угрожают, а то и проклинают сгоряча. Часто кто-то из них высказывает сожаление, что женился или вышла замуж. К этому присовокупляется угроза подачи на развод и ухода из дома. Иногда жена начинает демонстративно собирать свои вещи или вещи мужа, с тем, чтобы выставить их за дверь. Подобного христианам никогда не надо допускать.

Недопустимо в словесной перепалке унижать родителей мужа (или жены), какими бы они по жизни не были и как бы они не относились к вашей семье.

Большой проблемой для любой жены является так называемое женское лукавство. Это настолько злое качество, что о нем и о лукавой жене особо упоминается в Священном Писании. Жена-христианка должна всячески бороться со своим лукавством и искоренять его в себе до полного исчезновения. Должно противопоставить своему лукавству молчание в разуме, смирение, простоту, тихость и терпение. Эти добродетели вместе с покаянием и молитвой не оставят даже следа лукавства.

Из своего лукавства жена часто допускает шантаж в отношении мужа. Таким образом она пытается добиться от него того, что ей хочется и что он ей не предоставляет. Предметами шантажа могут быть собственные дети, недопущение мужа к супружескому соитию, отказ в поддержке важного для мужа дела, которое зависит от жены и многое другое.

Жена не должна отказывать мужу в его желании быть с ней. Если имеется веская причина (например, болезнь или крайняя усталость) не позволяющая жене допустить мужа к себе, то она должна спокойно все ему объяснить и попросить его потерпеть до ее полного восстановления. Частые и необоснованные отказы жены в супружеском соитии могут провоцировать ее мужа искать удовлетворения на стороне. Это также касается и мужа. Здесь и мужу, и жене должно хорошо помнить слова Апостола Павла, что каждый из них не владеет в этом отношении своим телом, но уступает это супругу (супруге).

Однако жена может толкать своего мужа на сторону не только отказом в супружеских отношениях. Такими факторами могут служить, например, отсутствие с ее стороны по отношению к своему мужу ласки, нежности, внимания, отзывчивости, теплоты отношения и прочего, из чего создается домашний уют и комфорт для мужа. Жена просто обязана создать в доме такую атмосферу тепла и уюта, чтобы мужа всегда тянуло в свой дом и к ней. Для этого немаловажно ей следить за собой, поддерживать опрятность в доме и хорошо, разнообразно и вкусно готовить. Развязанность речи, неприглядный вид жены, неопрятность ее волос и одежды, неприятный запах изо рта или от тела, суровость в отношении к мужу – все это способствует его охлаждению к жене.

Жена должна быть всегда приветливой, скромной, заботливой, внимательной, немногословной, любезной, искренной, смиренной и послушливой мужу.

Большим злом в отношениях супругов является попытка жены руководить и управлять своим мужем. В народе подобное положение называется «держанием мужа под каблуком». Подобное положение не только унижает мужа, но и саму жену, и действует разрушительным образом на эту семью.

И мужу, и жене должно знать и помнить, что основным источником любого возникающего между ними искушения или возмущения мира являются бесы.

Должно знать, что очень редко бывает так, чтобы Бог попустил бесам одновременно напасть и на мужа, и на жену. Чаще всего попускается бесам напасть на кого-то одного из них. Вот почему, если муж или жена заметят, что поведение второй половины стало ненормальным (например, человек возбудился, разгневался, повысил голос, стал кричать, ругаться, придираться и т.п.), то нужно осознать, что бесы совершили нападение на твою вторую половину и любимого человека. Осознав это, должно правильно действовать, ибо задача бесов – попытаться через задействованного ими супруга (супруги) вовлечь в ссору и конфликт супругу (супруга). Незадействованный еще бесами супруг (супруга) должен не допустить это и сразу начать решительно бороться за свою супругу (супруга). Бороться надо не с попавшим под влияние бесов человеком, а с самими бесами. Вот почему незадействованному супругу (супруге) важно не отвечать колкостью на колкость супруги (супруга), на ее (его) злоречие, оскорбления и прочие нехорошие действия и слова, но взамен этого немедленно приступить к молитве о супруге. Если и отвечать жене (мужу), то очень мягко, нежно, с непритворной любовью и смирением, понимая, что сейчас говоришь не столько с женой (мужем), как с ее (его) духовной болезнью (или бесами). Смирение и усердная молитва о возбужденном супруге обязательно принесут свой добрый плод. Обязательно придет помощь Божья, и бесы вынуждены будут отступить. Тогда ты вновь обретешь своего мужа (жену) таким, каким он (она) бывает обычно. Так достигается реальная победа над бесами, которые всячески пытаются внести разлад в любую дружную семью.

Без жертвенности, без уступок друг другу, без скорейшего примирения с испрашиванием друг у друга прощения ни муж, ни жена не смогут одолеть воюющих с нами врагов нашего спасения.

Уступчивость, готовность уступить, настрой на уступчивость – это великолепное качество и надежный инструмент, который позволяет разрешать многие начинающиеся между супругами конфликты в их самом начале.

Уступать нельзя лишь в том, что касается Бога, веры, Церкви и дела спасения. В остальном лучше ущемить себя, только бы сохранить мир и согласие в семье.

Если случится несчастье и муж (жена) заболеют или получат травму, то жена (муж) обязаны не только позаботиться о скорейшем выздоровлении любимого человека, но и взять на себя те обязанности по дому, которые исполнял вышедший из строя супруг.

Уж совсем недопустимо для мужа и жены рукоприкладство. Если действительно возникнет какое-то принципиальное разногласие, то должно немедленно обратиться к своему духовнику за помощью.

Наличие в семье детей накладывает на мужа и жену дополнительные обязанности по отношению к ним.

Недопустимо одному из супругов унижать другого супруга в присутствии детей. Дети легко схватывают это неуважение и часто начинают использовать противостояние родителей в своих целях.

Недопустимо при детях драться, ругаться и оскорблять друг друга. Недопустимо, чтобы муж и жена высказывали в присутствии детей в их адрес какие-либо противоположные вещи. Родители всегда должны представать пред своими детьми единодушными и единомысленными во всем. Муж и жена обязаны поддерживать один другого в отношении каждого из своих детей. Разногласие родителей, а тем более ссоры и вражда между ними скажутся самым плохим образом на воспитании их детей. Дети должны расти в атмосфере семейного мира, согласия, единомыслия, единодушия, любви, нежности, ласки и дружелюбности. Строгость по отношению к детям и наказание их должны иметь место по нужде. Наказание всегда должно поддерживаться двумя родителями. Оно должно быть взвешенным, мерным и справедливым. Ничто так не отягчает душу ребенка, как несправедливое наказание его родителями. Наказывая ребенка, отец или мать должны объяснить ему причину этого наказания и то, что они требуют от него. При этом они должны наказывать ребенка не из состояния гнева и раздражения, но быть спокойными и свидетельствовать о своей любви к наказуемому ребенку.

Недопустимо отцу или матери ходить даже перед своим малолетним ребенком любого пола обнаженными, а тем более дать ему увидеть акт их супружеского совокупления. Отец и мать всячески должны поддерживать у своих детей авторитет один другого и уважение к каждому из них.

Родители должны уметь различать у своих детей причины их возбуждения или любого ненормального поведения. Должно различать естественные причины (например, болезнь, боль или недомогание) от бесовского воздействия. В случае последнего должно принимать соответствующие средства – молитва за ребенка, осенение его крестным знамением, окропление его и напоение освященной водой, помазание его освященным елеем, прикладывание к нему креста или имеющихся в доме святынь. В серьезных и затянувшихся случаях должно обращаться за помощью к своем духовнику, прося его совершить своему ребенку чин вычитки или подходящий молебен, а также особое поминовение за литургией.

Очень мощным, сильным, действенным и плодоносным средством помощи своему ребенку является чтение над ним Иисусовой молитвы. Для этого должно удобно сесть самому и посадить (положить) ребенка так, чтобы можно было возложить ему на голову обе свои руки. Если детей двое, то каждому из них можно возложить свою руку. Совсем маленького младенца можно просто держать на руках. Хорошо перед этим смочить свои ладони крещенской святой водой и дать им высохнуть. Молитву должно читать вслух, спокойным голосом и мерным успокаивающим тоном. Можно применять два варианта Иисусовой молитвы:

  1. «Г.И.Х.С.Б. помилуй нас»;
  2. «Г.И.Х.С.Б. помилуй младенца (отрока) Имярек (т.е. называется имя ребенка).

Любой вариант указанной молитвы (я лично предпочитаю первый по его краткости и охвате всех членов семьи) должно произносить со вниманием и сокрушением не менее 1000 раз.

Это средство настолько сильно, свято и уникально, что может не только снять с ребенка любую порчу или бесовское действо, но исцелить недуг, успокоить нервы, устранить возбуждение, улучшить память, соображение, умственные способности, способности к успешной учебе и многое другое. Если не жалеть на молитву за своего ребенка время и добавить к 1-1,5 тысяче Иисусовых молитв хотя бы 300-500 молитв «Отче наш» и столько же «Богородице Дево радуйся», то данное средство может стать чудодейственным. С его помощью можно избавить своего ребенка от сглаза, застаревшей порчи, текущей болезни, нарушений в его организме, снизить высокую температуру и выровнить кровяное давление. Например, могут уйти неприятные бородавки, папиломы и прочие нездоровые образования на коже. Могут быстро и хорошо заживляться раны и ожоги, уходить опухоли, проходить «шишки», синяки и отеки. В любом случае такое чтение указанных молитв над вашим ребенком принесет ему и вам самим только пользу. Потрудитесь над призыванием Имени Божьего, и Оно потрудится над улучшением состояния вашего ребенка.

Конец труду сему и Богу нашему слава!

Хотя мужчины и женщины равны в отношениях с Христом, Священное Писание выделяет для каждого из них отдельные роли в браке. Муж должен принять на себя руководство в доме (Коринфянам 11:3; Эфесянам 5:23). Это руководство не должно быть диктаторским, снисходительным или исполненным превосходства, но должно соответствовать примеру Христового руководства Церковью. «Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь. Он отдал Свою жизнь ради нее, чтобы посвятить ее Богу Своим словом» (Эфесянам 5:25–26; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Христос любит Церковь (Своих людей), проявляя участие, милосердие, прощение, уважение и бескорыстие. Точно так же мужья должны любить своих жён.

Жёны должны покоряться авторитету своих мужей. «Подчиняйтесь друг другу – из благоговения перед Христом. Жены – своим мужьям, как Господу, потому что муж – глава жены, точно так же, как Христос – Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всем подчиняться мужьям» (Эфесянам 5:21–24). Хотя жёны должны покоряться своим мужьям, Библия несколько раз указывает мужьям, как им следует обращаться со своими жёнами. Муж не должен превращаться в диктатора, ему следует проявлять уважение к своей жене и к её мнению. Фактически, Эфесянам 5:28–29 призывает мужчин любить своих жён таким же образом, как они любят свои тела, насыщая и заботясь о них. Любовь мужа к своей жене должна быть такой самой, как любовь Христа к Своему телу – Церкви.

«Жены, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом. Мужья, любите жен и не будьте с ними резки» (Колоссянам 3:18–19). «Точно так же и мужьям следует в совместной жизни относиться к женам с должным пониманием и уважать их, потому что хотя они и более слабый пол, но равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни» (1 Петра 3:7). Из этих стихов мы видим, что любовь и уважение характеризуют роли как мужей, так и жён. Если эти качества присутствуют, тогда авторитет, руководство, любовь и покорность не будет проблемой для любого из партнёров.

Относительно распределения обязанностей в доме, Библия говорит мужьям обеспечивать свои семьи. Это значит, что мужу следует работать и зарабатывать достаточно денег, чтоб обеспечивать все нужды своей жены и детей. Уклонение от этого несёт определённые духовные последствия. «А кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тимофею 5:8). Поэтому мужчина, который не прилагает усилий для обеспечения своей семьи, не имеет права носить звание христианина. Это не значит, что жена не может помогать ему в этом – Притчи 31 демонстрирует, что благочестивая жена, несомненно, может участвовать в этом – но обеспечение семьи не является её первоочерёдной обязанностью. Хотя муж должен помогать с детьми и домашним хозяйством (выполняя свою обязанность любить свою жену), Притчи 31 также даёт понять, что дом является первоочерёдной сферой влияния и ответственности жены. Даже если ей приходится поздно ложиться и рано вставать, её семья должна быть надлежащим образом ухожена. Это нелёгкий стиль жизни для многих женщин, особенно в благополучных западных нациях. Тем не менее, слишком много женщин подвергаются большому стрессу и напряжены до предела. Чтобы избежать таких стрессовых ситуаций, и муж, и жена должны с молитвой изменить порядок своих приоритетов и следовать библейским указаниям относительно их ролей.

Конфликты относительно разделения обязанностей в браке неизбежны, но если оба партнёра посвящены Христу, то эти конфликты будут сведены к минимуму. Если пара видит, что ссоры происходят слишком часто и интенсивно, или если ссоры, по видимому, характеризуют их брак, проблема лежит в духовной плоскости. В таком случае, партнёры должны, прежде всего, перепосвятить себя молитве и покорности Христу, а тогда – с любовью и уважением – друг другу.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Согласно последним данным западных социологов, 80% не единожды состоявших в браке мужчин, желают сойтись со своими первыми жёнами. Если бы женщины дали хоть призрачную надежду на возрождение отношений, ловеласы, не раздумывая, оставили бы нынешних пассий и бросились назад в прошлое.

Почему так происходит? Ведь, казалось бы, первая жена - давно пройденный этап, чужая женщина, и вообще, сразу вспоминается поговорка, что в одну реку не войти дважды. Но есть ещё и другая народная мудрость, которая гласит, что первая жена - от Бога, вторая - от людей, а третья - от самого черта.

Иногда сами мужчины не могут ответить на вопрос, почему их тянет к бывшим жёнам. Многие из них заключают браки, будучи молодыми и неопытными. И как ни печально это звучит, но по этой самой молодости и неопытности, и разводятся. Позже, с годами, приходят опыт и понимание, анализируются ошибки и появляется ностальгия по молодости. Человек понимает, что того беззаботного времени уже не вернуть, и такой любви, искренней, как в юности, а для многих и первого сильного чувства, тоже больше не будет.

Один мой разведённый знакомый, у которого уже давно есть другая семья, как-то признался, что ему до сих пор снится, что он живёт с первой женой. И в его снах они оба молодые, для него его молодость и первая жена - вещи неразделимы. И даже если все последующие жены мужчины будут младше его первой половинки, они не дадут ему ощущения его собственной молодости. Ведь именно с первой супругой мужчина был по-настоящему молод, чист и наивен. В последнее время мужчины в возрасте женятся или берут в любовницы молоденькую девушку, но это лишь создаёт иллюзию молодости, люди всего-навсего обманывают самих себя. Нередко первая жена-ровесница ассоциируется у мужчины с матерью, ведь при вступлении в первый брак он плавно переходит из рук родительницы в руки жены. Со вторыми супругами такого не бывает.

По истечению некоторого времени после развода с первой женой мужчины часто забывают то плохое, что было в их совместой жизни. Зато прекрасно помнят хорошее. В результате вторая супруга оказывается не в выигрышном положении, поскольку о плохом с ней они не успевают забыть. В мыслях же мужчины всегда сравнивают партнёрок. И нередко это сравнение оказывается в пользу первой жены, а не второй. Женщины, как правило, объясняют свой брак с первым мужем фразой «он предложил, а я не отказала», даже не заикаясь о любви, в то время как мужчины поют дифирамбы своей первой жене и настаивают на чувствах - сильных, искренних и чистых. А старая любовь всегда жива. И первый развод обычно гораздо более болезненный, чем все последующие. Поэтому мужчина может пронести через годы и чувства, и душевную боль, и желание воссоединиться с первой супругой.

В последующих союзах бывает, что у второй жены имеется ребёнок от другого мужчины, позже появляется общий малыш. И это маленькое чудо для мужчины обычно дороже чужих детей. Именно поэтому в новоиспечённой семье возникают разногласия, с которыми в первом браке мужчина не сталкивался. И снова его посещают мысли о том, что при той жене ему было лучше и комфортнее. Как показывает практика, именно во втором браке мужчина осознает, что любит только её, свою первую жену. Жизнь без неё кажется ему скучной и бессмысленной, а уход и второй брак - глупой ошибкой. И даже занимаясь любовью со второй супругой, он представляет в постели ту, которую бросил. Далее приходит решение вернуться - вернуться в прошлое, к прошлому и за прошлыми и забытыми ощущениями. Однако, возвращаясь к первой жене, мужчина тем самым ломает жизнь второй. А это ужасно, потому как очередная женщина остаётся несчастной из-за его бессмысленных хождений. Так что мужчинам, прежде чем уходить в первый раз, стоит сто раз подумать - нужно ли это, сделать все возможное, чтобы спасти брак. Тем более, что зачастую и возвращаться бывает уже некуда.


Говорят, мужчин и женщины - существа с разных планет. Желающим в этом убедиться достаточно узнать, как относятся к измене представители обоих полов - отношение к походам на сторону партнера у мужчин и женщин диаметрально противоположное. ELLE решил разобраться, где же проходит грань дозволенного в восприятии обоих, в чем кроются истинные причины сексуальных контактов на стороне, на что партнеры готовы закрыть глаза, а что не простят никогда, и есть ли универсальное средство от неверности в отношениях?

Как мужчины относятся к изменам

По статистике, мужчины изменяют женам в четыре раза чаще, чем женщины мужьям. Но и к самой измене отношение у сильного пола более легкомысленное, чем у женщин. Все дело в том, что мужчина по натуре прямолинеен в суждениях и не осознает связи романа на стороне с отношениями в семье. Грубо говоря, мужчины искренне считают, что секс с другой женщиной не может нарушить семейную идиллию - одно другому совершенно не мешает. Мужчина помнит о своих обязанностях по обеспечению семьи и воспитанию детей и думает, что никому не навредит любовной интрижкой. Ведь для адюльтера он не ищет женщину, лучшую в чем-либо, чем его жена. Любовница может иметь скверный характер, плохо готовить - все это для мужчины не столь важно, ведь он выбирает ее не в спутницы жизни.

Женская измена в их восприятии не равна мужской, поскольку разрушительна для отношений и брака. Вспомните, шекспировский Отелло не простил Дездемоне даже мнимый адюльтер. С объектом измены женщина ощущает эмоциональную связь, которая вероятно может перерасти в более сильное чувство и привязанность. Женщина не может одновременно иметь роман на стороне и поддерживать полноценные отношения с мужем. Подсознательно она будет сравнивать партнеров между собой, с чем законный супруг ни за что не смирится.

Как женщины относятся к измене

Если мужчина воспринимает собственную измену , как нечто поверхностное и несерьезное, то для женщины походы на сторону - радикальная и необратимая мера. Крайне редко женская неверность становится результатом сиюминутной слабости, и сама женщина отдает себе в этом отчет. Если в мужском адюльтере часто нет того самого деструктивного предательства, то в женском - он присутствует в полной мере. Женщина не ищет «дополнительного» партнера и уж точно не отдастся первому встречному, к которому безразлична. Она ищет замену своему мужу, в ее восприятии походы «налево» означают бесповоротный крах прежних отношений.

Измену партнера женщина никогда не встречает спокойно, поскольку трактует ее аналогично своему восприятию. Узнав о неверности мужа, жена посчитает, что он предал их чувства и хотел нанести ей обиду. В действительности, как мы уже говорили, мужчины могут совершенно не соотносить интрижку с семьей. Чаще всего женщины начинают искать причины неверности партнера в себе, на фоне чего у них развиваются комплексы.

Доказательством всего вышесказанного служит исследование швейцарского психолога Вилли Пассини. Он опросил 400 пар о том, что для них скорее допустимо: если партнер изменяет, но в это время думает о своей второй половине, или же спит с законной половиной, думая при этом о другом человеке?

В результате большинство женщин признались, что простят партнеру, если он спит с другой, но думает при этом о законной супруге, а мужчины - что готовы смириться с тем, что жена, будучи с ними в постели, представит кого-то другого.

Каким бы не было отношение к измене у партнеров, для обоих это тяжелое испытание. Екатерина Любимова, основательница международной сети «Тренинг-центр СЕКС.РФ», считает, что за супружеской неверностью стоят куда более глубинные проблемы, чем просто «разлюбил» и «захотел». Причин адюльтера очень много, но среди них можно выделить основные.

1 Кванта коста

Как ни странно, одна из главных причин супружеской неверности – проверка своей «рыночной стоимости». Находясь в длительных отношениях, особенно в период личностного кризиса , люди начинают сомневаться в собственной значимости, не могут оценить себя, понять, насколько они будут интересны противоположному полу, если эти отношения закончатся. И тогда один из партнеров (чаще мужчина) решает проверить свои «активы». Ему необходимо подтверждение своей сексуальной привлекательности от кого-то кроме постоянной спутницы.

2 Мы выбираем, нас выбирают

Еще одна причина измены кроется в, казалось бы, изначально позитивном изменении. К примеру, изначально супруги имели определенный небольшой доход и соответствующий ему круг общения, а потом дела мужчины резко пошли в гору, и он стал интересен совершенно другим женщинам, с которыми столкнуло его повышение статуса. Мужчина стремится воспользоваться открывшимися возможностями, в том числе и отношений с женщинами, которые раньше были недоступны.

3 Мятущаяся душа

Рано или поздно всех людей начинают пугать мысли из разряда «неужели все, конец, больше не будет никого другого», «я до конца жизни буду просыпаться в постели с одной и той же женщиной/мужчиной», «а вдруг есть кто-то лучше». Обычно такой страх возникает, когда пара давно вместе, и страсть начинает постепенно угасать. У партнеров нет новых впечатлений, и они начинают думать, что ошиблись с выбором спутника «на всю жизнь».

4 Сексуальная неудовлетворенность

Эта причина самая очевидная из всех перечисленных, настоящая бомба замедленного действия. Зачастую в браке мужчина или женщина не высказывают друг другу претензий относительно качества секса и не говорят партнеру о своих предпочтениях, опасаясь быть не понятыми. Такая «партизанщина» в итоге приводит к тому, что неудовлетворенный партнер начинает «добирать» недостающую ласку «на стороне».

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Универсальное средство от измены, как ни странно, есть. Это большая, трудная и долгая работа над всеми сферами своих отношений (особенно сексуальной), которая состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Осознание

Измена не происходит ни с того, ни с сего. К ней есть предпосылки, которые с каждым днем становятся все более явными: изменение поведения партнера, претензии, проблемы в постели, ссоры. На первом этапе «борьбы» вам нужно осознать, в чем именно проблема. Она может быть «зарыта» где угодно: в отсутствии оргазма, в несовпадении темпераментов, в нехватке внимания и интереса со стороны спутника.

Шаг 2. Разговор

После того, как проблема обнаружена, нужно вывести партнера на разговор, при этом не обвиняя, а просто обозначая проблему. Необходимо, чтобы партнер был уверен в вашей лояльности по отношению к нему, в том, что вы примете его со всеми его желаниями. На этом этапе – прислушивайтесь, ищите компромисс и предлагайте. Важно установить контакт.

Шаг 3. Не изменять, а меняться

После того, как взаимопонимание достигнуто, наступает время для перемен. Не бойтесь пробовать себя в новых форматах интимной близости, раскрывать свою сексуальность. Любой мужчина придет от этого в восторг. Ведь вы меняетесь ради него, а это лучшее доказательство любви.

До недавних пор считалось, что мужчины нетерпимо относятся к женским изменам: если на неверность представителей сильного пола общество смотрит сквозь пальцы, то к представительницам прекрасной половины человечества - иной подход. Однако зарубежным ученым удалось опровергнуть этот миф. Исследование показало, что мужья в большинстве случаев готовы прощать неверных жен.

В нем приняли участие около полутора тысяч мужчин, которым пришлось столкнуться с изменой партнерш. Выяснилось, что 70 процентов опрошенных по-прежнему любят своих спутниц жизни, несмотря на то, что те позволили себе связь на стороне.

Всего восемь процентов участников опроса заявили, что расстались с изменницами сразу же, не пытаясь спасти свой брак. 92 процента сообщили, что-либо не были убеждены в факте измены, так как им не удалось поймать жену с поличным, либо слишком дорожили своим брачным союзом для того, чтобы расстаться из-за неверности.

Правда, при этом 91 процент мужчин назвали измену жены самым худшим событием своей жизни. И только девять процентов заявили, что с ними происходили вещи и похуже - такие, как тяжелые болезни, травмы или смерть близких.

При этом практически никто не отнесся к измене жены спокойно. Почти все рассказали, что это событие стало для них сильнейшим эмоциональным шоком. Тем не менее, как показал опрос, мужчины крайне редко становились инициаторами разводов из-за измен, тогда как женщины чаще всего подают на развод именно потому, что муж завел интрижку или же постоянно изменяет.

Почему же все-таки мужья готовы простить измену? Возможно, потому, что чувствуют свою вину в том, что жена стала искать утешения на стороне, считают психологи. Чаще всего они полагают, что уделяли своей партнерше недостаточно внимания, в том числе и сексуального. Поэтому мужчина оправдывает изменницу и пытается ее понять. К тому же считается, что женщины изменяют реже мужчин, поэтому, если жена пошла на измену, значит, у нее были на это серьезные причины. Есть даже мужчины, полагающие, что, если у жены высокий сексуальный темперамент и они не получают полного удовлетворения в супружеских сексуальных отношениях, то вполне логично, если женщина будет искать его у любовника…

Как это ни парадоксально, но мы ищем друг в друге противоположность. Бабники обычно женятся на особах с высокими моральными принципами, истинных хранительницах семейного очага, а порядочные мужчины выбирают дам, для которых семейные ценности играют не слишком большую роль… Союзы же, в которых и муж, и жена пускаются во все тяжкие, как правило, оказываются недолговечными.

Нередко любовь мужа к жене после ее измены становится еще сильнее, ведь многие из нас по натуре мазохисты и страдания только укрепляют наши чувства к партнеру. А сознание того, что мы в любой момент можем потерять любимого человека и он будет принадлежать кому-то другому, только добавляет остроты ощущениям.

Вместе с тем, любая измена свидетельствует о неблагополучии отношений в семье. Если это произошло, то необходимо не просто простить и пытаться жить, как раньше, а разобраться в причинах случившегося. Ведь, так или иначе, но неверность нормой не назовешь, и нельзя рассматривать ее в качестве решения проблем.


Top