Семейные правоотношения. Как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединённая общностью быта, взаимной помощью


Как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединённая общностью быта, взаимной помощью и ответственностью Как союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака




Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец. матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью


Как добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи– регулирует семейные отношения, права и обязанности супругов Характеристики брака: Брак – это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки. Цель брака – создание семьи. Брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений называется фиктивным и поэтому признаётся недействительным. Брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния) Брак – это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности






Его участники (субъекты) не посторонние, а близкие люди – члены семьи Основанием возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и др. Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи Права и обязанности членов семьи разделяются на две группы. Первую составляют личные (неимущественные) правоотношения. Вторая группа включает имущественные правоотношения


Право на свободный выбор фамилии вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства право на совместное решение вопросов семейной жизни обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность


Родители: имеют право и обязаны воспитывать детей право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет


Дети: право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы право на защиту право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой ребёнок имеет право на содержание от своих родителей 15

Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности












Отклонения от идеальной модели семьи неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов распавшаяся семья из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод семья, переживаю щая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом






Семейное право Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье Семейное законодательство Условия и порядок вступления в брак Регулирует личные и имуществе нные отношения Определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей








Заключив брачный договор,вы сможете: - Оставить за собой право на владение после развода любым имуществом из указанного в брачном договоре. - Наказать за супружескую неверность, закрепив в договоре пункт о компенсации морального вреда. - Передать любое имущество, являющееся Вашей собственностью, жене или мужу. - Не расплачиваться своим имуществом за долги любимой "половины".


Город _____________________________________________, (дата) Мы, нижеподписавшиеся, гражданин_____________________________________________, прож.по адресу:________________________________________, и гражданка ___________________________________________, прож. по адресу:________________________________________, намеревающиеся вступить в брак (состоящие в зарегистрированном браке кем, когда зарегистрирован брак, N свидетельства_______________________), именуемые в дальнейшем "Супруги", заключили настоящий договор о следующем.


1. Общие положения 1.1 Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично принадлежавшего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре. 1.2 В случае расторжения брака супругами по взаимному согласию на все нажитое во время брака имущество сохраняется правовой режим (общей совместной собственности или собственности одного из супругов), действующий в отношении соответствующего имущества в период брака, если настоящим договором не предусмотрено иное. 1.3 В случае расторжения брака по инициативе гр-на ____________ либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.), имущество., нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну _____________ принадлежит одна четвертая доля названного имущества, а гр-ке ________________ принадлежит три четвертых доли названного имущества..


1.4 В случае расторжения брака по инициативе гр-ки ________________ либо в результате ее недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну_____________ принадлежит три четвертых доли названного имущества, а гр-ке ________________ принадлежит одна четвертая доля названного имущества.


2. Особенности правового режима отдельных видов имущества 2.1 Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а также проценты по ним являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны. 2.2 Акции и другие ценные бумаги, приобретенные во время брака (кроме ценных бумаг на предъявителя), а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в случае его расторжения тому из супругов, на имя которого оформлено приобретение акций и других ценных бумаг. 2.3 Доля в имуществе и (или) доходах коммерческих организаций, приобретенная во время брака, является во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имя которого оформлено приобретение указанной доли.


2.4 Ювелирные украшения, приобретенные супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался. 2.5 Свадебные подарки, а также полученные супругами или одним из них во время брака иные подарки, предназначенные для пользования обоих супругов (кроме недвижимого имущества) - автомобиль, мебель, бытовая техника и т. п., - в период брака являются общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака - собственностью того из супругов, чьими родственниками (друзьями, знакомыми, сослуживцами и т.п.) эти подарки были сделаны. Подарки, полученные во время брака супругами или одним из них от общих друзей (знакомых, сослуживцев и т.п.) и предназначенные для пользования обоих супругов, являются как в период брака, так и в случае его расторжения, общей совместной собственностью супругов.


2.6 Приобретенные супругами во время брака посуда, кухонная утварь, кухонная бытовая техника являются в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака - собственностью гр-ки _____________________________. 2.7 Автомобиль, приобретенный супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака - собственностью гр-на ____________________________.


2.8 Приобретенный супругами в период брака до заключения настоящего договора земельный участок площадью _________________, расположенный _____________________ и зарегистрированный ______________________________ (кем, когда) на имя __________________, является долевой собственностью супругов. При этом гр-ну _____________ принадлежит две третьих доли названного земельного участка, а гр-ке ________________ принадлежит одна третья доля этого участка. Настоящее условие вступает в силу со дня регистрации долевой собственности супругов на названный земельный участок в установленном порядке.


4. Заключительные положения 4.1 Супруги ознакомлены нотариусом с правовыми последствиями избранного ими правового режима имущества, в том числе с изменениями порядка определения наследственной массы. 4.2 Настоящий договор вступает в силу: а) с момента его нотариального удостоверения (в случае заключения договора после регистрации брака); б) с момента регистрации брака (в случае заключения договора до регистрации брака). 4.3 Расходы, связанные с составлением и удостоверением настоящего договора, супруги оплачивают поровну. 4.4 Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один из которых хранится у нотариуса, ________________________________, второй выдается гр-ке ________________, третий выдается гр-ну ________________________ Подписи: Гр-нин _________________ Гр-ка _____________


Современная демографическая ситуация в России 1. Число россиян убывает (Население России не воспроизводится с середины 60-х гг. XX в.) естественная убыль эмиграции в зарубежные страны 2. Сокращение трудоспособного населения депопуляция суженное воспроизводство и сокращение численности населения инфантилизации подрастающего поколения




1.Продолжение человеческого рода 2.Воспитание детей 3.Удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, взаимопомощи, моральной и материальной поддержке организации отдыха 4.Организация домашнего хозяйства, ведение семейного бюджета Роль семьи

Семейное право.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейное право – самостоятельная отрасль права, регулирующая личные и производные от них имущественные отношения возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, а также принятия детей на воспитание.

Основные принципы семейного права: добровольность брачных отношений; единобрачие; равенство супругов; забота государства о защите материнства, детства и отцовства; приоритет семейного воспитания детей; недопустимость непроизвольного вмешательства в дела семьи.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины заключенный с соблюдением определённых правил с целью созданию семьи.

В соответствии с законодательством российской федерации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В качестве таковых могут выступать консульские учреждения за границей.

Лица, желающие заключить брак, подают в ЗАГС в письменной форме заявление. Причём необходимо подача заявления от каждого брачующегося. Регистрация брака происходит по истечению одного месяца с момента подачи заявления (по общим основаниям) в присутствии лиц вступающих в брак. Вместе с тем, по просьбе лиц и наличии уважительных причин этот срок может быть изменён в большую или меньшую сторону, но не более 1 месяца. Но при наличии особых причин, брак может быть заключён в день подачи заявления. К таким причинам относится беременность, рождение ребёнка, угроза жизни одному из брачующихся.

Личные права супругов: право выбрать фамилию в качестве общей; выбор профессии, рода занятия и места жительства; право на решение совместных вопросов жизни семьи; право на расторжение брака.

Имущественные права супругов: делятся на две группы – законный режим имущества и договорной режим имущества.

Прекращение брака установлено в статье 16-ой семейного кодекса. Основаниями для расторжения брачного договора являются: смерть одного из супругов; объявление судом одного из супругов умершим; расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов; расторжение брака по заявлению опекуна супруга признанного судом недееспособным. Брак может быть расторгнут в суде или в органах ЗАГСа. В органах ЗАГСа брак расторгается если отсутствуют имущественные споры и если нет совершеннолетних детей. Брак прекращается с момента вступления в силу решения суда.

Возникновение прав и обязанностей между родителями и детьми возникает с момента рождения детей. При рождении детей необходима государственная регистрация. Происхождение ребёнка от матери устанавливается медицинскими средствами, а происхождение ребёнка от отца либо в судебном порядке или добровольном. В случае добровольного признания отцовства, отцом записывается мужчина, состоящий в зарегистрированном браке с матерью новорожденного ребёнка. Кроме того, отцом ребёнка может быть записан бывший супруг матери, если ребёнок родился в течение трёхсот дней с момента: расторжения брака; признания брака недействительным; смерти.



Лишение родительских прав обоих родителей или одного из родителей. Основания: виновное, противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия; уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе уклонение от уплаты алиментов; отказ родителей взять своего ребёнка из родильного дома, медицинского учреждения и так далее; злоупотребление родителей своими родительскими правами; жесткое обращение родителей с детьми, включая психическое и физическое насилие над детьми; заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение родителями умышленного преступления против жизни и здоровья детей, либо супруга. Лишить родительских прав может только суд. Исковое заявление о лишении родительских прав может направить один из родителей, прокурор или орган опеки и попечительства.

Под опекой и попечительством понимается забота о детях, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и защиты интересов. Опекун устанавливается над ребёнком до 14-ти лет, с 14-ти до 18-лет устанавливается попечительство.

Приёмная семья – форма устройства детей сирот на основании договора о передаче ребёнка, либо детей, на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приёмными родителями.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Так же, семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства

Жизненный цикл семьи l Жизненным циклом семьи называется последовательность значимых, этапных событий в существование семьи. Этот цикл начинается с заключения брака и заканчивается в период его расторжения. Стабильные (крепкие семьи) имеют только один момент – заключение брака, и не имеют другого – развода. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующим: заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи

Вторая стадия роста семьи l Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзавёдшийся собственной семьёй

Третья стадия l На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским голосом и заботами о подрастающим поколение. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками. В разных семьях и разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.

Четвёртая стадия l Когда внуки взрослеют, они начинают вести самостоятельный образ жизни, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов

Заключительная стадия l Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь

Проживание семей l В Европе и Америке пожилых пар, живущих отдельно от детей, больше, чем в других странах, по двум причинам: а) молодым легче найти жильё, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. А эта значит, что стадии «пустого гнезда» у такой семьи нет.

Нуклеарная семья Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называется нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающий за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальная и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т. п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, много поколенной. Последнее прилагательное уточняет, что семья расширяется за счёт 3 -4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. l По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья всё больше вытесняется современной двухпоколенной, или нуклеарной, семьёй. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей l

Аспекты семьи Выделяют следующие аспекты семьи: l Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. l Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом. l Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания. l Биологическая: состоит из родителей и детей. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» . На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком» , а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка» . Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

Семейный цикл l l С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией) прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейные традиции l l l Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли» , «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы» , «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей» , «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию» , «родители обязаны заботиться о воспитании детей» , а «дети должны уважать своих родителей» . Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными другу, любить друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости» . К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)» ; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью» , то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине» . Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман» , «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях» . Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания. «Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58, 3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа. » Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

Международный день семьи Существует так же всемирный праздник – день семьи. Международный день семей других официальных языках (на ООН: англ. International Day of Families, фр. Journée internationale des familles) - отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Ежегодно публикуются послания Генерального секретаря ООН по текущей теме Международного дня семей. В послании 2005 года, например, говорится о большой роли семьи в поддержке ВИЧбольных, о необходимости помощи детям, заботящимся о больных родителях

Распад семей l l l l С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода это – субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги не редко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются: Отсутствие общих взглядов и интересов. Несходство характеров. Любовь к другому человеку. Супружеская неверность. Алкоголизм и связанный с ним грубость и побои. Отсутствие нормальных жилищных, а так же материальных условий. Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Повод к разводу l Надо учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Поссорились и бросились к загсу писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но и многие идут до конца. Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавление одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз

Основания и причины развода l Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами. Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов. l Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине прежде всех человека, друга и личность. Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому поводу очень точно писал Н. А. Добролюбов “Не того можно назвать человеком истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, какое-то тяжелое иго. . . , а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение“. Таким образом, верность, преданность - это нравственный долг перед другим партнером.

Вывод l Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым место на свете

Презентация Марчук Анастасии, ученицы 8 «В» класса МАОУ СОШ № 5 Проверил: Сергей Александрович Галицкий

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.
Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший матриархальную или патриархальную организацию.
В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.- патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчиной же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. формации, но различные её модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.
С переходом к феодализму «...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобождённый от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при к-рой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой браяно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем - мужчиной и порабощённой женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Ка-питалистич. индустриализация разрушила - по крайней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и произ-вом, а из всех экономич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной
собственностью, брак из экономич. института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспитании детей. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля обществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
В капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, «реконструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для пара-зитич. слоев. Экономич., политич. и моральные противоречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму её «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутри-семейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов.
В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистич. типа С.
Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обязательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуни-етич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутри-семейных отношений. Подавляющее большинство браков в социалистич. обществе заключается не по экономич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не свободно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порождённые 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жилищного фонда, экономич. трудности.
Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и обеспечивающего первичную социализацию де-
тей обусловило активизацию теоретич. и практич. работы, направленной на укрепление брачно-семейных отношений. В 1968-70 были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой гос-ва. Забота о воспитании детей является одной из осн. конституционных обязанностей сов. граждан. В стране создаётся служба С., включающая подготовку молодёжи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консультаций по вопросам планирования материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми и их воспитания.
Вопреки прогнозам нек-рых бурж. теоретиков, предсказывающих замену уже в недалёком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм исходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.
Энгельс Ф., Происхождение С., частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, ПСС, т. 48; его же, [Письмо] от 4 (17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития С. и собственности, СПБ, 1895; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; X а р ч е в А. Г., Брак и С. в СССР, М., 19792; Юркевич Н. Г., Сов. С., Минск, 1970; X а р ч е в А. Г., Голод С. И., Проф. работа женщин и С., М., 1971; Дарский Л. Е., Формирование С., М., 1972; Семенов Ю. И., Происхождение брака и С., М., 1974; Чуйко Л. В., Браки и разводы, М., 1975; В а с и л ь е-в а Э. К., С. и ее функции, М., 1975; Герасимова И. А. Структура С., М., 1976; Изменение положения женщины и С., М., 1977; Демографич. проблемы С., М., 1978; X а р ч е в А. Г. Мацковский М. С., Совр. С. и ее проблемы, ?., 1978; С ы-с е н к о В. А., Устойчивость брака, М., 1981; Аннотированная библиография работ по проблемам С. в СССР (1957-1971) в. 1-2, М., 1972; С о о d e W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family ed. H. T. Christensen, Chi., 1964; A modern introduction to the family, ed. N. Bell and E. Vogel, rev. ed., ?. ?., 1968 Sussman М. В., Sourcebook in marriage and the family" N.Y., 19683; Hill R., Family development in three generations, Camb. (Mass.), 1970; Rapoport R., R a p o-p or t R. N., Leisure and the family life cycle, L., 1975; K einig R., Die Familie der Gegenwart. Ein interkultureller Vergleich, Munch., 1977; Chombart de Lauwe P.-H., La vie quotidienne des families ouvrieres, P., 1977s; Contemporary theories about the family. Research-based theories, ed W. R. Burr (e. a.), V. 1, N. Y.-L., 1979. А. Г. Xapчeв.


Top