Уход за недоношенным ребенком. Упражнения для грудничков

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем. Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка (рис. 14).

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается

Рис. 14. Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста

носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

По окончании периода новорожденности (3-4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры.

После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание проводят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-так» и др.).

Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.

После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для профи-

лактики опрелостей кожные складки смазывают стерильным растительным маслом или детскими кремами (косметические масла типа «Алиса», «Бэби Джонсон-и-Джонсон», мази «Деситин», «Драполен» и др.) в определенной последовательности: за ушами, шейную складку, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные и паховые области. Метод нанесения масла или крема называется «дозированием через материнские руки»: мать (медсестра) сначала втирает масло или крем в свои ладони, а затем остатки наносит на кожу ребенка.

Обработка пупочной ранки проводится 1 раз в сутки. В последнее время рекомендуется воздерживаться от применения красящих веществ, чтобы не пропустить красноту и другие признаки воспаления пупочной ранки. Обычно используют 70 % этиловый спирт, спиртовую настойку багульника и др. После отпадения пуповины (4-5-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.

Купание. Моют новорожденных детей с детским мылом под теплой (температура 36,5-37 °С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой легкими промокательными движениями.

Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному обычно после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни), хотя никаких противопоказаний к приему ванны с 2-4 дня жизни нет. В течение первых 6 мес ребенка купают ежедневно, во втором полугодии - через день. Для купания необходимы ванночка (эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.

Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.

Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия - 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни должна составлять не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами (рис. 15, а). На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой

(рис. 15, б). Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.

Рис. 15. Купание ребенка грудного возраста:

а - положение при купании; б - обливание после купания

Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше пенку-шампунь «от макушки до пяток» Johnson"s baby или «Детское». У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100-150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну.

Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия - сидя.

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.

Косметические средства ухода за новорожденным. Детская косметика- особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода и полноценной защиты чувствительной кожи ребенка. Косметические линии компаний «Мир детства», «Свобода», «Невская косметика», «Уральские самоцветы» (серии «Дракоша» и «Маленькая фея»), «Инфарма», «Johnson"s baby», «Avent"a», «Huggies», «Bubchen», «Ducray» (A-Derma), «Noelken GmbH» (Babyline), «Qiicco» и др. содержат

все необходимые средства для ухода за малышом: увлажняющие, защитные кремы, туалетное мыло, шампунь, пенки для купания, лосьоны, кремы, присыпки и др. Как и многие другие средства, детская косметика имеет в своем составе экстракты лекарственных растений: ромашки, череды, чистотела, календулы, тысячелистника и зародышей пшеницы. Эти экстракты хорошо переносятся и мягко влияют на кожу ребенка.

Обычно рекомендуют использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга. Отечественные детские косметические средства не уступают импортным. При изготовлении большинства из них соблюдаются основные дерматологические требования: нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими (в маслах), используются высококачественные животные жиры, экстракты трав, в шампунях применена формула «без слез», в кремы для опрелостей включаются эксклюзивные лечебные компоненты - пантенол или цинк.

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2-3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.

Пеленание проводят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи - чаще. Процесс пеленания схематично выглядит следующим образом: нужно подогнуть верхний край пеленки и уложить малыша; верхний край пеленки должен совпадать с линией плеча; руки малыша фиксируют вдоль туловища; правый край пеленки оборачивают вокруг малыша и закрепляют; обертывают малыша левой частью пеленки. Нижний конец пеленки расправляют, подгибают и закрепляют. Чтобы руки остались свободными, пеленку опускают таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек (рис. 16).

Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. При необходимости подкладывают полиэтиле-

Рис. 16. Этапы пеленания малыша. Объяснение в тексте

новую пеленку (клеенку) размером 30x 30 см (верхний край - на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку, при необходимости - накрывают сверху одеялом.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5-1 % раствором хлорамина. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) проводят в кровати.

При условии ежедневной стирки и кипячения белья для детей первых месяцев жизни предусматривается определенный комплект белья (табл. 11).

Таблица 11. Комплект белья для детей первых месяцев жизни

Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую - на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.

С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками или «боди», с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.

Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пинетками). На рис. 17 представлена основная одежда детей первого года жизни.

Подгузники. В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя многоразовые. Одноразовые подгузники - это иная система ухода за малышом, высвобождающая время родителям для занятия с младенцем, обеспечивающая реальные «сухие» ночи, возможность длительных прогулок, спокойного посещения медицинских учреждений.

Основная «цель» применения одноразовых подгузников - обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, его правильным

Рис. 17. Основная одежда детей первого года жизни

использованием, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под подгузником.

Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. При этом жидкость превращается в гель, что позволяет ей удерживаться внутри подгузника, оставляя поверхность сухой. В настоящее время уже не встречаются полиэтиленовые подгузники со сменными впитывающими вставками, которые задерживали влагу и создавали эффект «компресса».

При выборе подгузника необходимо обязательно узнать у родителей, какой маркой подгузников они пользуются. Тем не менее, подгузники известных фирм-производителей не сильно отличаются по основным характеристикам. Так, подгузник высокого класса (например, дышащие подгузники HUGGIES Super-Flex и др.) обычно состоит из 6 основных элементов:

1.Внутренний слой, который прилегает к коже младенца, должен быть мягким, чтобы не вызывать раздражение трением о кожу, хорошо пропускать жидкость.

2.Проводящий и распределяющий слой быстро поглощает влагу и способствует ее равномерному распределению по подгузнику так, чтобы она не скапливалась в одном месте.

3.Впитывающий слой поглощает влагу из проводящего слоя и удерживает ее внутри за счет превращения жидкости в гель. Количество впитывающего материала (абсорбента) не бесконечно, и в какой-то момент подгузник «переполняется», что можно понять по его внешнему виду или на ощупь. Это главный сигнал того, что подгузник надо менять. Если его не сменить, то дальше он функционирует по типу непроницаемого тканевого подгузника и выполняет роль компресса с локальным повышением температуры и парниковым эффектом.

4.Внутренние барьеры блокируют жидкость, не позволяя ей вытекать сбоку подгузника, вокруг ног. Качество внутренних барьеров является важным признаком при подборе подгузника младенцу, так как соотношение плотности прилегания и эластичности отличаются в разных видах подгузников. Это и определяет ряд негативных явлений: протекание влаги при движениях ребенка, пережимание или неплотный охват бедер и т.д.

5.Внешнее покрытие подгузника. Оно не должно пропускать жидкость, но при этом должно быть пористым (воздухопроницаемым). Воздухопроницаемость обеспечивает пористая ткань, пропускающая воздух к коже малыша, что создает дополнительный эффект испарения и повышенной сухости.

6. Механические застежки. Они могут быть одноразовыми и многоразовыми. Многоразовые и эластичные застежки более удобны, так как позволяют неоднократно перестегивать один и тот же подгузник в случае необходимости. Например, для того чтобы убедиться, что ребенок сухой и не грязный.

При использовании одноразовых подгузников предпочтительнее ничем кожу не смазывать, а лишь обсушивать ягодицы. В необходимых случаях используют специальные кремы, легкие лосьоны или молочко под подгузники с дозированным через руки ухаживающего их нанесением, присыпки, но не тальк или муку. Нежелательны также жирные масла.

При появлении раздражения или опрелости необходимо как можно чаще делать воздушные ванны, а после нанесения лечебных мазей или кремов следует выждать не менее 5-10 мин для их максимального впитывания, остатки снять влажной салфеткой, и лишь потом надеть одноразовый подгузник.

Менять подгузник необходимо при его наполнении и обязательно после стула - это является важнейшим фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков.

Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно более продолжительное время.

Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. С первыми каплями молока (в первые 5-7 дней после рождения ребенка - это молозиво) новорожденный получает комплекс специфических и неспецифических защитных компонентов. Так, в частности, иммуноглобулины (Ig) классов А, М, G обеспечивают передачу от матери ребенку факторов пассивного иммунитета. Уровень этих иммуноглобулинов особенно высок в молозиве.

Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикла-

дывание в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5-8) до десятков (20-30) г полноценного в иммунологическом отношении белка. Например, IgA в молозиве содержится от 2 до 19 г/л, IgG - от 0,2 до 3,5 г/л, IgM - от 0,5 до 1,5 г/л. В зрелом молоке уровень иммуноглобулинов снижается, составляя в среднем 1 г/л, что тем не менее обеспечивает естественную защиту от различных патогенных микроорганизмов.

Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди - в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными - это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.

С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного.

При кормлении ребенка грудью соблюдают определенные правила:

1.Перед кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.

2.Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков.

3.Принять удобное положение для кормления: сидя, поставив левую ногу на скамеечку, если кормит из левой груди, и правую ногу - из правой груди (рис. 18).

4.Необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал ртом не только сосок, но и околососковый кружок. Нос ребенка должен быть свободен, чтобы правильно дышать. Если носовое дыхание затруднено, то перед кормлением носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, или с помощью электроотсоса.

5.Продолжительность кормления не должна превышать 20 мин. В течение этого времени не следует давать ребенку засыпать.

6.Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду (в бутылочку с воронкой или стакан). Наиболее эффективный способ - отсасывание молока вакуумным аппаратом. При его отсутствии используют резиновую накладку, молокоотсос с резиновым баллончиком. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы (рис. 19).

Рис. 18. Кормление ребенка грудью в положении: а - сидя; б - лежа

Рис. 19. Варианты молокоотсосов

При отсутствии молокоотсоса молоко сцеживают руками. Предварительно мать моет руки с мылом, насухо их вытирает. Затем кладет большой и указательный пальцы на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимает пальцы. Сосок трогать не следует.

7. В целях профилактики образования трещин и мацерации сосков грудь по окончании кормления необходимо обмыть теплой водой и осушить чистой, тонкой полотняной пеленкой.

При грудном вскармливании ребенок сам регулирует количество необходимой ему пищи. Тем не менее, чтобы знать точное количество полученного им молока, необходимо систематически проводить так называемое контрольное кормление. Для этого ребенка как обычно пеленают перед кормлением, затем взвешивают (в пеленках), кормят, повторно взвешивают в той же одежде, не меняя пеленок. По разнице в массе судят о количестве высосанного молока. Контрольное кормление обязательно при недостаточной прибавке ребенка в массе и при заболевании.

Если ребенок высосал недостаточное количество молока, а также если он болен или болеет мать, то его кормят или докармливают сцеженным женским молоком. Хранить сцеженное молоко необходимо в холодильнике при температуре не выше 4 °С. В течение 3-6 ч после сцеживания и в случае правильного его хранения оно может быть использовано после подогрева до температуры 36-37 °С. При хранении в течение 6-12 ч молоко можно использовать только после пастеризации, а после 24 ч хранения его необходимо стерилизовать. Для этого бутылочку с молоком ставят в кастрюлю, наливают теплую воду несколько выше уровня молока в бутылочке. Далее при пастеризации воду нагревают до температуры 65-75 °С и бутылочку с молоком выдерживают в ней в течение 30 мин, при стерилизации воду доводят до кипения и кипятят в течение 3-5 мин.

Бутылочки со сцеженным молоком хранят на сестринском посту в холодильнике вместе с молочными смесями. Каждая бутылочка должна иметь этикетку, на которой написано, что в ней содержится (грудное молоко, кефир и т.д.), дата приготовления, а на бутылочке со сцеженным молоком - час сцеживания и фамилия матери.

Необоснованное введение частичного питания через бутылочку (другой пищи и питья) нужно запрещать, поскольку это может отрицательно сказаться на грудном вскармливании. Кроме того, кормящие матери должны знать, что возвращаться к грудному вскармливанию очень сложно.

При недостатке грудного молока применяют дополнительную систему кормления. Ребенок будет сосать грудь, получая при этом питание из бутылочки через специальные капилляры. При этом сохраняются физиологический и психоэмоциональный компоненты грудного вскармливания и стимулируется выработка молока.

Когда у матери возникают временные сложности с кормлением ребенка грудью или грудным молоком, рекомендуется пользоваться мягкой ложечкой (SoftCup). Градуированная ложечка удобна для кормления благодаря непрерывной дозированной подаче питания. Градуированной ложечкой можно кормить ребенка сразу после кормления, в до- и после операционный период у детей с патологией челюстно-лицевого аппарата.

Смешанным называется вскармливание, при котором ребенок, наряду с грудным молоком, дополнительно получает искусственные молочные смеси.

Искусственным называется вскармливание ребенка на первом году жизни искусственными молочными смесями.

Для гигиенически безупречного кормления грудных детей используется специальная посуда: бутылочки из чистейшего и термоустойчивого стекла, соски из каучука и силикона и быстрые стерилизаторы для них (рис. 20).

Кормление ребенка молочной смесью при смешанном и искусственном вскармливании преимущественно осуществляется через соску из бутылочки. Используют градуированные бутылочки вместимостью 200-250 мл (цена деления - 10 мл). На бутылочку надевают соску с дырочкой. Дырочку в соске прокалывают иглой, прокаленной над пламенем. Отверстие в соске должно быть небольшим, чтобы при перевертывании бутылочки молоко вытекало каплями, а не лилось струей. Смесь или молоко следует давать ребенку подогретым до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку «Для подогрева молока». Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли она горячая.

При кормлении детей адаптированными (приближенными по своему составу к материнскому молоку) молочными смесями типа «Детолакт», «Малютка», «Бона» последовательность подготовительных операций несколько иная. В простерилизованную бутылочку наливают кипяченую воду, мерной ложкой добавляют сухую молочную смесь. Затем бутылочку встряхивают и надевают на нее чистую соску. После кормления бутылочку моют содой при помощи ерша.

Рис. 20. Бутылочки для детского питания, соски, пустышки, термосы и стерилизаторы для бутылочек, щеточки для мытья бутылочек

При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что часто приводит к срыгиванию и рвоте (рис. 21).

Ребенка держат на руках в таком же положении, как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой. Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка. После кормления нужно тщатель-

Рис. 21. Правильное (а) и неправильное (б) положение бутылочки при искусственном вскармливании

но обсушить кожу вокруг рта ребенка, осторожно приподнять его и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

При кормлении ребенка имеют значение любые «мелочи». Детям, склонным к икоте и метеоризму, лучше использовать так называемые эксклюзивные противоикотные соски, например Antisinghiozzo Кикко, имеющие разгрузочные каналы-бороздки для свободного доступа воздуха внутрь бутылочки во время кормления. Это компенсирует объем высасываемого ребенком молока. Уменьшается процесс образования газа, а тем самым - и возможность развития кишечных колик у новорожденного и ребенка грудного возраста. Обеспечивается выбор специальных прорезей в соске для любого вида питания, чтобы была возможность предложить ребенку нужный вариант в нужное время (рис. 22).

Рис. 22. Варианты отверстия в соске для различных видов искусственного питания

Рис. 23. Кормление «в подоле»

поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника у ребенка, кроме того, она удобна для кормящей матери.

Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6-7 раз, до 5 мес - 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет - 5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.

Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают в пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях. К рекомендуемым для кормления детей первых шести месяцев жизни относят смеси «Нутрилак 0-6» («Нутритек», Россия), «Nutrilon-1» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-1» («Semper», Швеция), «Pre-Hipp» и «ХиПП-1» (ХиПП, Австрия), «Хумана-1» («Humana», Германия), «Энфамил-1» («Mead Johnson», США), «НАН-1» («Nestte», Швейцария), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Фрисолак-1» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

«Последующие» смеси, рекомендуемые для кормления детей второго полугодия жизни: «Нутрилак 6-12» («Нутритек», Россия), «Nutrilon 2» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-2» («Semper», Швеция), «ХиПП-2» (ХиПП, Австрия), «Хумана-2», «Хумана Фольге- мильх-2» («Humana», Германия), «Энфамил-2» («Mead Johnson», США), «НАН-2» («Nestte», Швейцария), «Галлия-2» («Данон», Франция), «Фрисолак-2» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

Для детей первого года жизни, помимо сладких адаптированных смесей, созданы адаптированные кисломолочные смеси: жидкая кисломолочная смесь «Агуша-1» (Россия) для детей в возрасте от 2-4 нед жизни до 5-6 мес; «Малютка» (Россия); «NAN кисломолочный» («Nestb», Швейцария) с бифидобактериями, «Gallia lactofidus» и «Lactofidus» («Danon», Франция). Частично адаптированная кисломо-

Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении («Алпрем», «Гумана-0»), при непереносимости молочного сахара (А1-110, «НутриСоя»), при поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее («Алфаре», «Прособи», «Портаген», «СимилакИзомил»).

При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.

Уже на первом году жизни, начиная с 4-5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и т.д. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специальным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на грудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.

Сроки введения прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, регламентированы Институтом питания

РАМН (табл. 12).

Таблица 12. Сроки введения блюд прикорма при естественном вскармлива-

нии детей


На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.

Вскармливание недоношенных детей - чрезвычайно трудная и ответственная задача. Недоношенные дети, у которых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 24). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2-3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.

Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала проточной водой, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их выворачивают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10-15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой «Чистые соски». Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой «Грязные соски».

Стерилизация бутылок проводится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой

Рис. 24. Кормление недоношенного ребенка через зонд

снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных - 2-6 раз в сутки, к году - 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскар-

мливании стул наблюдается реже - 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул.

Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, при наличии мягкой постели, высокой подушки, при неправильной позе ребенка на руках.

С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сгибания головки, а также предупреждает срыгивание.

Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению дыхания.

Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - голову и спину.

Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста не представляет серьезных трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис. 25, а). Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, используя для переноски ребенка только одну руку, а вторую - оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис. 25, б, в).

Рис. 25. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте

Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослабленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез - специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются постоянная температура, влажность и необходимая концентрация кислорода в воздухе. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 26). Верхняя часть кувеза прозрачная, сделана из органического стекла или пластмассы, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.

Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию кувеза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6-8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще на 5-6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.

Включение кувеза проводится в следующей последовательности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.

Рис. 26. Кувез закрытого типа

Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34-37 °С и относительная влажность воздуха 85-95 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.

Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.

Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий и выхаживания, снижает риск возникновения различных осложнений.

Рис. 27. Реабилитационная кровать для новорожденных с неврологической патологией

Кровать реабилитационная для новорожденных и грудных детей. Для недоношенных новорожденных и грудных детей с неврологической патологией применяют специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»), обеспечивающие комфорт для больного ребенка за счет создания эффекта плавучести и имитации условий, близких к внутриутробным. Максимально низкое контактное давление на тело ребенка предотвращает микроциркуляторные и трофические нарушения. Устройство представляет собой ванну из нержавеющей стали с пористым дном, заполненным стеклянными микрошариками. Под ванной на раме расположены нагнетатель, узел стабилизации температуры нагнетаемого воздуха, система управления и автоматического контроля. Фильтрующая простыня отделяет тело ребенка, плавающего в «сухой жидкости», от стеклянных микрошариков (рис. 27).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?

2.В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?

3.Как проводится гигиеническая ванна?

4.Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?

5.Назовите правила кормления ребенка грудью.

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

В ожидании младенца каждая женщина изучает информацию о первых днях в роддоме. Процесс родов и все время пребывания в стенах роддома хоть и страшат, но все же в этот период молодая мама будет под присмотром медперсонала. Сложности могут возникнуть после выписки, поэтому о том, как ухаживать за новорожденным младенцем, стоит узнать заранее.

Кто научит ухаживать?

Вопросы ухода за новорожденными карапузами обсуждаются на курсах для будущих мам, так что если беременная посещает такие занятия, она будет теоретически подготовлена к предстоящим заботам о младенце. Также информацию об уходе за малюткой будущая мама может получить из специальных журналов и книг.


До родов приобретите вещи, которые нужны при уходе за крохой

Научить на практике уходу за младенцем и объяснить его основные принципы также должны в роддоме. Детская медсестра и педиатр расскажут и покажут роженице все действия, которые понадобятся ей для ухода за крохой. Первый туалет малютки проводится медсестрой, а затем, получив пошаговую инструкцию, молодая мама под присмотром медсестры выполняет основные гигиенические процедуры самостоятельно.

Кроме того, сразу после выписки маму с новорожденным малышом должны посетить участковый педиатр вместе с осуществляющей патронаж медсестрой. Им можно задать любые вопросы относительно ухода за младенцем и здоровья крохи. Заранее

Уход в роддоме

Сразу же после рождения младенцу перевязывают пуповину с накладыванием на нее специальных стерильных зажимов. Завернув малютку в пеленку, кроху переносят на подогреваемый стол для проведения первых гигиенических процедур. Акушерка берет стерильную салфетку, окунает ее в стерильное масло, после чего частично обтирает новорожденного от первородной смазки. Далее карапуза взвешивают и измеряют.

Когда маму с крохой переводят в палату, их посещает медсестра или педиатр, показывая женщине, как обрабатывать пуповину, а также как подмывать малютку под струей воды. Каждое утро новорожденному в роддоме проводят утренний туалет, включающий умывание лица и глаз, а также обработку остатка пуповины. Нос и ушки промывают при появлении в этом необходимости.


В роддоме вам должны показать, как нужно ухаживать за крохой

Ежедневный утренний уход

После выписки каждое утро новорожденного младенца должно начинаться с умывания. Для этого ватный диск окунают в кипяченую теплую воду и отжимают, после чего влажным диском протирают:

  • Личико малютки.
  • Глазки крохи. Движения должны быть от наружных уголков в сторону носика. Для каждого глаза используют отдельный ватный диск.
  • Ушки младенца. Протирать нужно кожу за ушами и завитки раковины.
  • Шею малыша.

Кроме того, мама должна ежедневно осматривать всю кожу младенца и вовремя выявлять покраснения складок. При появлении опрелостей малютке показаны воздушные ванны и специальные косметические средства.

Правила утреннего туалета подробно рассказаны в видео канала "Заботливая мама" на Youtube.

Обработка пупка

Пупочек новорожденного обычно заживает в течение первых двух недель жизни малютки. Обработка пупка должна проводиться до полного заживления.


После купания ранку, которая осталась после отпадания пуповинного остатка, следует обрабатывать так:

  • Для обработки нужно подготовить антисептик, ватные палочки и раствор перекиси.
  • Маме обязательно нужно вымыть руки.
  • Ватную палочку смачивают перекисью, после чего обрабатывают ранку, чтобы она была очищена от отделяемого.
  • Остатки перекиси убираем сухой палочкой.
  • Еще одну ватную палочку смочите в антисептике и обработайте пупочек. Чаще всего используют зеленку, но это также может быть хлорофилипт, раствор йода или настойка календулы.
  • Старайтесь при обработке не затрагивать кожу.

Подмывание и подгузники

После каждого стула новорожденного малыша следует подмыть. Если стула не было, подмывание проводят каждые 2-3 часа. Эта процедура проводится под проточной водой, так как вследствие подмывания в ванночке или тазу возможно возникновение инфекции мочевых путей. Не забудьте убедиться, что вода, которая течет из крана, имеет комфортную для младенца температуру. Подмывая новорожденную девочку, следует двигаться спереди назад.

О том, как купать новорожденного ребеночка, смотрите в следующем видео.

Когда подмывание завершено, положите малютку на пеленальный столик или диван, затем промокательными движениями уберите с кожи воду с помощью чистой пеленки. Далее обработайте складочки ватным шариком, смазанным растительным маслом. Также для обработки складок можно воспользоваться детским кремом.

Подгузники для новорожденного могут быть как одноразовыми, так и многоразовыми. Младенец не должен пребывать в одноразовом подгузнике дольше 4 часов. Надевают подгузник на новорожденного кроху так, чтобы пупок оставался открытым. Это будет способствовать более быстрому заживлению ранки. В течение дня ребенок должен проводить некоторое время без подгузника.

О правилах ежедневного ухода за новорожденным смотрите в следующем видео.

Еженедельный уход

К такому уходу относят процедуры, которые не проводятся каждый день, а выполняются по мере необходимости.

Уход за носиком

У новорожденных младенцев крохотные носовые ходы, поэтому даже при небольшом засорении дыхание крохи утрудняется. Для прочистки носика малыша используют жгутики, которые скручивают из ваты. Их смачивают в растительном или вазелиновом масле, после чего вращательным движением вводят максимум на 1 см внутрь носика. Также можно намочить ватный жгутик обычной кипяченой водой или грудным молоком.

Для каждого носового хода используется отдельный жгутик. Ни в коем случае не используйте для очистки носика новорожденного ватные палочки.


Как это правильно сделать, смотрите в видео.

Уход за ушками

Ушная сера выделяется в норме и для удаления ее избытка следует использовать специальные палочки с ватными кончиками. Так как ушки новорожденных очень маленькие, такие палочки должны быть с ограничителем, чтобы палочка не проникла излишне глубоко и не вызвала раздражение барабанной перепонки.

Вместо палочки можно воспользоваться ватным жгутиком, но вставлять его в слуховой проход нельзя. Также не следует сильно тереть ушки. Чтобы сера удалилась легче, ватку можно немного увлажнить кипяченой водой, однако при этом вода не должна капать с ваты.

Уход за ногтями

У многих новорожденных длина ногтей сразу после рождения такая, что требуется обрезать их еще в роддоме. Растут ноготки у грудничков очень быстро, но они очень тонкие, поэтому часто загибаются или ломаются.

Еженедельно ногти обрезают специальными щипчиками или маникюрными ножницами, стараясь не отрезать слишком сильно, чтобы не задеть кожу на пальцах. На ручках малыша края ногтя нужно немного закруглять, а на ножках срезать ноготь следует ровно. Новорожденным удобно стричь ногти во время сна, тогда процедура не потревожит малютку.


Ножницы должны быть с тупыми краями, чтобы вероятность поранить малыша сводилась к нулю

О том, как нужно обрабатывать ноготочки новорожденных детей, смотрите в следующем видео Ольги Васильевны Паршиковой.

Купание

Впервые искупать новорожденного разрешено в тот же день, когда кроху с мамой выписали из роддома.

Особенности процедуры должна разъяснить патронажная медсестра:

  • Удобнее всего купать младенца перед кормлением, которое будет предпоследним.
  • Новорожденного следует купать в отдельной ванночке до полного заживления пупка.
  • Средняя длительность процедуры составляет от трех до семи минут.
  • До момента, когда пупочная ранка полностью заживет, купание крохи должно проводиться в кипяченой воде.
  • Оптимальными параметрами температуры воздуха в помещении, где проводят купание, называют +24+26°С.
  • Во время купания в помещении не должно быть сквозняка.
  • Перед процедурой ванночка должна быть помыта с использованием мыла, а также ошпаренной кипятком.
  • До того, как наполнить ванночку водой, подготовьте все, что понадобится при купании. Вам нужно поставить рядом с ванночкой кипяченую воду, детское мыло, мягкую байковую рукавичку, термометр для воды, кувшин для обливания, полотенце, масло либо крем для обработки после купания, чистую одежду.
  • Руки купающего младенца человека должны быть вымыты с мылом и с остриженными ногтями. Кольца и часы перед процедурой следует снять.
  • На дно ванночки советуют положить пеленку, а затем налить воду, температура которой должна составлять около +37°С.
  • Воду наливают до уровня 10-15 см, чтобы после погружения в нее голова и верх груди малыша оставались над водой.
  • Опускать младенца нужно медленно, начиная с ног. Голову удерживают на локтевом сгибе, а второй рукой намыливают кроху. При этом тереть малыша не следует, чтобы не повредить нежную кожу.
  • После смывания мыла кроху поворачивают спиной вверх, чтобы облить кипяченой чистой водой из кувшина, температура которой должна быть на один градус ниже температуры воды при купании.
  • Завернув малютку в полотенце (кожу при этом тереть не советуют), складки обрабатывают маслом либо кремом, затем одевают кроху в чистую одежду, дают немного отдохнуть и кормят.
  • После заживления пупка можно начинать купать малыша в обычной ванне, используя для этого водопроводную воду. Время купания начинают увеличивать до 30-40 минут.

Ежедневно малышу промывают с мылом только ягодицы и половые органы. Все тело рекомендуют мыть с мылом не чаще одного или двух раз в неделю.


До момента заживления пупочка кроху купают в кипяченой воде, после - в обычной водопроводной

Согласно российской статистике, один из каждых 10 родившихся младенцев является недоношенным, то есть рождается раньше 37 недель беременности и имеет рост менее 45 см, а вес меньше 2,5 кг. Страхи родителей о том, что малыш будет по всем показателям отставать от ровесников, ничем не обоснованы, так как такие детки абсолютно нормальны. Просто их органы и системы не успели созреть в утробе матери, поэтому такие малютки нуждаются в особом уходе.

Причины и стадии недоношенности

Выделяют 4 степени недоношенности ребенка в зависимости от веса при рождении и срока гестации:

I ст. – 35-37 нед., вес ребенка от 2001-2500 г;

II ст. – 32-34 нед., вес 1501-2000 г;

III ст. – 29-30 нед., вес 1001-1500 г;

IV ст. – 28 нед. и менее, вес менее 1000 г.

Глубокой считается недоношенность при массе тела новорожденного менее 1500 г. Частота появления таких детей колеблется от 0,2% до 0,4% от общего числа недоношенных детишек.

Среди причин преждевременных родов выделяют 3 такие группы:

  • Социальные: жилищные условия, семейный доход, условия труда женщины, питание в период вынашивания плода, уровень медицинского обслуживания, брачный статус женщины и др.
  • Биологические: возраст беременной, число предыдущих беременностей и длительность промежутка между ними, многоплодная беременность и др.
  • Клинические: токсикоз беременности, инфекционные и соматические заболевания матери, аномалия развития матки, хромосомные нарушения плода, изосерологическая несовместимость плода и матери; курение, алкоголизм, наркомания матери, прием некоторых лекарств и др.

Физиологические особенности недоношенного ребенка


За недоношенными детьми нужен особый уход.

Характерные особенности имеют не только строение тела малыша, но и развитие внутренних органов и систем, напрямую зависящие от степени недоношенности. Чем больше срок рождения младенца отличается от нормального срока родов, тем более выражена незрелость детского организма:

  1. Из-за слабого развития подкожно-жировой клетчатки (или ее полного отсутствия) и потовых желез у деток нарушена терморегуляция тела, то есть ребенок может быстро перегреваться и переохлаждаться.
  2. Отмечается несоразмерность частей тела: относительно большая головка и короткие конечности.
  3. Кожа сморщенная, как у маленького старичка, тонкая; ладошки и стопы гладкие, без рисунка.
  4. Все тело (в том числе личико) покрыто пушковыми волосами.
  5. Вследствие недостаточной минерализации открыты малый и боковые роднички, кости черепа мягкие, ушные раковины прижаты к голове и недоразвиты ногти.
  6. При выраженной недоношенности яички у мальчиков , недоразвиты половые губы у девочек.
  7. Не полностью сформировавшаяся нервная система у ребенка может стать причиной судорожного синдрома. При глубокой недоношенности может развиться детский церебральный паралич. Рефлексы (в том числе сосательный) слабые или отсутствуют. Движения конечностей хаотичные. Часто отмечается и , вздрагивание.
  8. Вследствие недоразвития дыхательной системы легкие плохо расправляются, дыхание поверхностное, до 50 дыханий в минуту, возможны кратковременные остановки дыхания (апноэ).
  9. Со стороны сердечно-сосудистой системы может отмечаться и незаращение боталлова протока (что проявляется шумами в сердце), слабый пульс и снижение артериального давления.
  10. Незрелость пищеварительного тракта приводит к недостатку пищеварительных ферментов и затруднению с перевариванием пищи, срыгиваниям и вздутию кишечника. Слизистые пищеварительных органов легкоранимы, объем желудка маленький; как правило, отмечается . Желтуха новорожденных держится до месяца.

Учитывая эти особенности, недоношенные дети нуждаются в специальном уходе. В первые несколько суток ребенка помещают в специальный кювез, или «инкубатор»: пластиковую палатку, в которой поддерживается постоянная температура, влажность, содержание кислорода в воздухе и стерильность. Длительность пребывания в кювезе зависит от степени недоношенности.

Особо опасными являются первые 6 недель жизни, так как существует риск развития следующих осложнений:

  • остановка дыхания во сне;
  • дыхательная недостаточность за счет недоразвития легких;
  • и последующая гипоксия мозга;
  • создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний;
  • высокий уровень в крови во время желтухи может оказать токсическое действие на клетки головного мозга.

При глубокой недоношенности ребенок может находиться в реанимационном отделении под наблюдением монитора в течение нескольких месяцев. В случае нарушения глотательного и сосательного рефлексов младенца кормят через специальный зонд материнским молоком либо внутривенно.

В этот период выхаживания малыша матери нужно постоянно сцеживать молоко из груди, чтобы сохранить лактацию, ибо грудное молоко с его уникальным составом лучше способствует росту и развитию недоношенного ребенка, чем любая смесь. Кроме того, антитела, поступающие с молоком матери, защитят малыша от инфекций.

Выписывают ребенка домой обычно при достижении им массы тела 2,5 кг и при наличии хорошего сосательного и глотательного рефлексов, способности удерживать температуру тела вне кювеза в течение 1-2 суток и стабильном росте и развитии (постоянной прибавке веса).

При глубокой недоношенности новорожденного может стать необходимым дыхательный монитор и дома, чтобы получить сигнал об остановке дыхания у ребенка и своевременно оказать ему помощь. Мать и другие взрослые члены семьи должны быть ознакомлены с принципами работы такого аппарата и научиться оказывать первую помощь. Можно взять у врача рекомендации по оказанию помощи и повесить их в доступном, видном месте.

Уход в домашних условиях

После выписки малыш нуждается в тщательно организованном уходе, любви и заботе родителей и других членов семьи. Мелочей в вопросах ухода нет.

Прежде всего, необходимо обеспечить младенцу необходимый температурный режим : в комнате до 25 0 С, под одеялом 30-32 0 С. Для контроля температуры под одеялом термометр кладут рядом с малышом. Не менее 2 р. в сутки надо контролировать температуру тела: она должна быть от 36,5 0 С до 36,8 0 С. В некоторых случаях врач назначает измерение при каждом пеленании.

При необходимости дополнительного обогрева ребенка нужно использовать несколько резиновых грелок с температурой воды в них до 65 0 С. Грелки следует завернуть в пеленку или полотенце и положить по бокам сверху одеяла на расстоянии примерно 8-10 см от ребенка, а одну – в ногах. Меняют воду в них через 1,5-2 ч. Нельзя класть грелки под ребенка (риск перегревания и ожога) или сверху него (затруднит дыхание).

Не следует пользоваться электрогрелками. Нельзя прикрывать личико малыша. К началу второго месяца ребенок начнет удерживать температуру самостоятельно, и необходимость в подогреве отпадет. Влажность в комнате должна быть 50%. Для контроля за ней надо приобрести гигрометр и повесить на высоте 1,5 м.

Купать малыша с весом при рождении до 1500 г можно через 2-3 недели, а если вес был больше – то через 10 дней. Первая ванна должна продолжаться всего 4-5 мин., после чего ребеночка надо завернуть в теплую пеленку или полотенце и аккуратно промокнуть кожные покровы. Причем в течение 3 месяцев для купания используют кипяченую воду при температуре 38 0 С, а в помещении должно быть не холоднее 25 0 С.

Начало прогулок с ребенком зависит от степени недоношенности и времени года. С прогулками торопиться не стоит, так как резкая смена температурного режима может отрицательно повлиять на здоровье малыша.

Деток с весом при рождении свыше 1,5 кг в теплое время и при температуре свыше 25 0 С можно выносить через 2 недели от рождения на 10-15 мин. Постепенно время прогулки увеличивают (ежедневно на 5 мин.) и доводят до 1,5 час.

В осенне-весенний период при температуре выше 10 0 С начинают прогулки с 1,5 мес. и массе тела не меньше 2,5 кг. Если же температура воздуха ниже 10 0 С, то недоношенных детей можно выносить на прогулку после 2-месячного возраста и достижения веса 2,8-3 кг.

Немаловажную роль играет одежда для младенца. Если вес при рождении был свыше 2 кг, то одевают ребенка так же, как и доношенных деток: трикотажный чепчик и кофточки (лучше с зашитыми рукавами), подгузник и ползунки.

При более низком весе малыша, одетого в вышеперечисленную одежду, заворачивают в байковое одеяло и укрывают сверху фланелевым.

По мере роста и развития постепенно отказываются от одеяла. Не следует затруднять дыхание малыша тугим пеленанием. Чтобы лучше расправлялось легкое, не было застойных явлений в легких, надо во время сна менять положение дитяти (класть то на один бок, то на другой).

Маме следует чаще брать малыша на руки, так как контакт с матерью очень важен, он ускорит адаптацию и развитие ребенка. Даже с таким маленьким ребенком рекомендуется разговаривать, петь ему песенки. Хотя малыш не реагирует на мамины слова, но он все слышит и чувствует материнскую любовь. Это способствует психологическому развитию ребенка. Если позволяют условия, следует уже несколько окрепшего малыша голенького класть на обнаженный мамин живот.

Ни в коем случае не следует допускать попадания сигаретного дыма в комнату ребенка. Родителям желательно совсем отказаться от курения, так как токсические вещества выделяются с выдыхаемым воздухом и вне самого процесса курения.

Недоношенный ребенок часто не в состоянии высасывать достаточное количество молока. К ормить малыша следует медленно, с небольшими паузами для отдыха. Частота кормлений должна быть 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. Оптимальный перерыв между кормлениями – 2 часа.

Если ребенок не просыпается для кормления, следует осторожно разбудить его. Необходимо контролировать срыгивание после кормления, чтобы не допустить аспирации рвотных масс.

Недоношенный ребенок нуждается в продолжительном сне. Нельзя допускать сна на животе, чтобы уменьшить риск возникновения . Спать ребенок должен на твердом матрасике без подушки.

Календарь прививок для каждого недоношенного ребенка индивидуальный. Если вес при рождении был менее 2 кг, то в роддоме ребенка не прививают. БЦЖ ему делают по достижении массы тела 2,5 кг. Если была еще более высокая степень недоношенности, то прививки начинают проводить в конце первого года, если нет других противопоказаний. Если же малыш родился с весом более 2 кг, то его прививают по обычному календарю прививок.

Чтобы предупредить возникновение инфекций у малыша, следует ограничить посещение семьи посторонними людьми. В случае заболевания членов семьи необходимо исключить возможность их контакта с ребенком. В квартире надо поддерживать чистоту, проводить влажную уборку ежедневно. Проветривание комнаты для новорожденного проводить каждые 3 часа по 15-20 минут.

Для улучшения физического развития не нужно забывать о массаже и водной гимнастике для малыша. С методикой проведения массажа мать может познакомиться у врача, под наблюдением которого ребенок будет находиться после выписки из стационара.

Недоношенные новорожденные находятся на диспансерном учете и наблюдении до 7-летнего возраста. Так как такие детки в большой мере подвержены риску развития рахита, проводится его профилактика витамином D. Обязательными являются периодические осмотры невропатолога и кардиолога. Каждые 2 месяца и в годовалом возрасте проводится ЭКГ и ЭХО-кардиография (УЗИ сердца).

Недоношенные детки отстают в первые месяцы от родившихся в срок детей примерно на 2 месяца. По психомоторному развитию рано родившиеся детишки догоняют ровесников к 6 месяцам.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т.д.. Большая ча стина заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем л. Икар. Уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного младенцевтини.

Особенности ухода за младенцем

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно в должно в ояты ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мыломилом.

Детскую белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 °. С), затем обливают водой, температура которой на 1 °. С меньше. Темпер ратура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 °. С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой подмывает спереди назад (от половых органов до заднего прохода), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные ст адкы смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней10 днів.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки н необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 °. С пеленают ребенка перед каждым кормлениянням.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста

нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно соблю формироваться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, ул юбленимы игрушками, специальными детскими мебелью, манежем этот же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживаю чего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, скорее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная системстема.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить младенцев ну до прохладного воздуха зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, потом ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 °. С н а 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 °. С по 20-30 мин 1-2 раза в день концу года дети могут гулять при температуре -15 °. С до 2-3 ч в жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, ги мнастикою, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 °. С, а к концу года - 20 °. С. Продолжительность процедуры составляет вначале 2-3 мин, под конец г глазу она увеличивается до 30 хдо 30 хв.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 °. С), во втором - 36 °. С. Обтирание рекомендуют по очинаты с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 °. С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 °. С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливание и душ, конечно, назначь ають детям после рокроку.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофты инками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движение ив.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильное, гармоничное развитие ребенка

Туалет грудного ребёнка включает обработку носа, глаз, ушей. Ватным тампоном, смоченным в тёплой кипячёной воде, протирают лицо, ушные раковины и вход в наружный слуховой проход, следя за тем, чтобы в него не попадала вода.111

Глаза промывают от наружного угла к внутреннему углу отдельным тампоном для каждого глаза. Нос очищают ватными жгутиками. При наличии в носу сухих корочек жгутик смачивают прокипячённым растительным или вазелиновым маслом.

Рот здорового ребёнка не протирают, так как его слизистая оболочка легкоранима. При появлении у ребёнка на слизистой оболочке рта в области щёк, дёсен и языка белого налёта, что может свидетельствовать о грибковом заболевании, называемом молочницей, необходимо обратиться к врачу.

Умывание проводят ежедневно утром и перед ночным сном. Вечернее умывание особенно необходимо для детей 2-го полугодия жизни. В силу своей подвижности загрязняются руки.

Гигиенический туалет связан с необходимостью подмывать младенца после каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания. В области половых органов у маленьких детей легко нарушается целостность кожи и слизистых оболочек, могут появиться болезненные трещины, опрелости.

Нужен особо тщательный уход. Нельзя оставлять малыша в грязных памперсах. Их необходимо менять, а детей подмывать после каждого мочеиспускания или дефекации под струёй тёплой воды (температура 36-37 °С) из-под крана.

Не рекомендуется вместо подмывания обтирать ребёнка сухим краем пелёнок. Почему? Оставшиеся па коже частицы испражнений, минеральных солей и шлаковых веществ мочи раздражают её. Обсушивают тело промоканием прокипячённой пелёнкой без трения. Для профилактики опрелости кожу в области половых органов после подмывания и высушивания целесообразно смазывать прокипячённым и остуженным растительным маслом или детским кремом.

Присыпки менее желательны, так как образуют комочки, травмирующие кожу. Необходимо следить за тем, чтобы кожа в области наружных половых органов не раздражалась грубыми швами ползунков или складками.

Уход за ногтями. Ногти стригут маленькими ножницами с тупыми концами, предварительно обработав их спиртом или одеколоном, впервые обычно на третьей неделе жизни ребёнка. В дальнейшем через каждые 7- 10 дней.

На пальцах рук ногти стригут так, чтобы свободный их край имел дугообразную форму, на ногах - линия среза ногтей должна быть прямой (это предотвращает возможность врастания их уголков в мягкие ткани).

Уход за волосами. Волосы у большинства детей 1-го года жизни короткие. Но если они на радость родителям выросли в длинные буйные кудри, то лучше их подстричь, особенно если голова потеет или на её волосистой части появилась себорея, так как они мешают уходу за кожей. Ножницами срезают и короткие волосы на затылке, если они начинают спутываться от лежания. Расчёсывают волосы ребёнку ежедневно после купания индивидуальной детской щёткой или чистым гребешком.

Купание ребёнка - одна из главных гигиенических процедур ухода за малышом. В первом полугодии жизни ребёнка проводится ежедневно.

После 6 месяцев - через день. Здорового новорождённого младенца купают сразу же после выписки из родильного дома. Перед купанием необходимо заранее приготовить ребёнку полотенце, бельё (распашонку, кофточку, пелёнки, подгузник, одеяльце), мыло, мочалку и кувшинчик с водой для обливания. Купают ребёнка в специально предназначенной для этого ванночке, которую предварительно тщательно моют с мылом и ополаскивают кипятком.

Все купальные принадлежности должны содержаться в чистоте, еженедельно их желательно кипятить, перед купанием обдавать крутым кипятком. Воды в ванночку наливают столько, чтобы она покрывала всё тело ребёнка.

Впервые недели его жизни, до заживления пупочной ранки, необходимо использовать для купания кипячёную воду (температура - 36,5 -37 °С). В дальнейшем температуру воды можно снизить до 35°, а воду кипятить лишь в том случае, если она взята из открытого водоёма (пруда, реки). Температура окружающего воздуха во время купания должна быть 20 — 22 С (для новорождённого - 22 -24 °С).

Правила и условия купания меняются с возрастом ребёнка. В первом полугодии малыша купают лёжа. На дно ванны кладут сложенную в несколько слоёв чистую пелёнку, на которую осторожно опускают ребёнка. Сопутствующие этому ласковые, нежные слова матери вызывают у малыша положительные эмоции. Это способствует быстрому привыканию к гигиеническим ваннам. Если мать купает ребёнка одна, то одной (левой) рукой она поддерживает головку ребёнка, а другой моет его мягкой мочалкой с мылом.

При наличии помощника головку поддерживает он. Головку моют осторожно, следя, чтобы вода не попадала в глаза, рот и нос. Мыло применяется один раз в неделю. После купания малыша ополаскивают водой из кувшина, температура которой на один градус ниже, чем в ванночке. При этом мать укладывает ребёнка на свою левую руку лицом вниз, обхватив его грудь ладонью.

Ребёнок свободно висит на кисти матери. Обливание ребёнка водой после купания является первой необходимой закаливающей водной процедурой. Применять рекомендуемый многими раствор марганцовокислого калия при купании нецелесообразно, так как он может вызвать повышенную сухость кожи. В зависимости от состояния кожи малыша в воду можно добавлять отвары некоторых трав ромашки, череды, чистотела.

Продолжительность купания решается индивидуально для каждой младенца. Впервые недели жизни не должна превышать пяти минут. После купания его заворачивают в мягкое полотенце и вытирают промокательными движениями, чтобы не травмировать кожу, тщательно обсушивают все кожные складки и естественные углубления. Напрасно многие родители боятся попадания воды в уши ребёнка. Необходимо только после купания хорошо высушить их специальными марлевыми или ватными фитильками.

С 8-9-месячного возраста ребёнка купают сидя. Сначала моют голову (без мыла - лицо, с мылом - волосы). Чтобы мыло не попадало в глаза, его смывают, слегка наклонив головку ребёнка назад. Затем намыленной варежкой или губкой последовательно моют туловище и конечности.

В заключение малыша окатывают чистой водой из кувшина. Эта отвлекающая процедура позволяет без сопротивления вынуть малыша из воды. Обсушивать кожу ребёнка после ванны можно уже не только промоканием, но и лёгким растиранием мягким полотенцем. Купать ребёнка лучше всего вечером. После купания малыша кормят и укладывают спать.


Top