Известный российский ювелир Карл Фаберже: биография, творчество, память. Яйца Фаберже

Когда речь заходит о Карле Фаберже, первым делом в памяти всплывают его удивительные шедевры – пасхальные яйца, прославившие этого мастера на весь мир. Но не менее прекрасны и другие его ювелирные изделия, изготовленные из различных самоцветов, особенно это касается удивительных по красоте и изяществу цветов, из которых он больше всего любил скромные полевые.

Для этих целей Фаберже использовал палитру самых разных минералов. Он первым, оценив многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, начал с ними работать, научился менять их природный цвет, чтобы добиться требуемого оттенка, умел придавать любой цвет золоту, смело сочетал в своих изделиях благородные материалы и не очень. Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор.

Карл Густавович Фаберже

Интерес к изготовлению цветов возник у Фаберже вскоре после того, как однажды в мастерскую принесли на реставрацию необыкновенной красоты букет хризантем, сделанный в Китае. Фаберже был восхищен работой китайских мастеров, загорелся идеей создать собственный «гербарий» и вскоре совместно со своими мастерами приступил к созданию каменных цветов.

В ювелирном доме Фаберже работали настоящие искусники, такие как Михаил Евлампиевич Перхин, Август Вильгельм Хольмстрем, Генрик Эммануил Вигстрем, Эрик Август Коллин, которые и прославили имя Фаберже на всю Европу.

В 1896 году купцы из Нижнего Новгорода преподнесли императрице Александре Федоровне в честь коронации необыкновенной красоты подарок – букетик лесных ландышей в золотой корзине, при этом цветы ландышей были сделаны из жемчуга и бриллиантов, а листья, совсем как живые, – из нефрита. Эта работа представляла собой копию украшения из дворца китайского императора.

Корзина с ландышами, Фирма Фаберже, мастер Август Хольстрем. 1896 г. Золото, серебро, нефрит, жемчуг, алмаз

Следует отметить, что чистое копирование Фаберже не приветствовал, он считал, что изделия каждого художника должны быть уникальными.

Стоимости изделий Фаберже не придавал особого значения, они могли быть оценены как в один рубль, так и в сто тысяч рублей, в зависимости от используемых материалов. А превыше всего Карл Фаберже ценил идею, художественную фантазию и мастерство ювелиров и камнерезов-виртуозов.

Не испытывал он особого благоговения и перед дорогими материалами. Если готовое изделие ему не нравилось, не было в нем того очарования, которое он хотел в итоге увидеть, Фаберже мог без сожаления разбить его.

Вазочки для цветов мастера дома Фаберже в основном делали из горного хрусталя с применением особой технологии. Благодаря его прозрачности создавалась иллюзия, что цветы стоят в сосудах с настоящей водой.

Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914-1917 гг. Оружейная палата

Глядя на этот одуванчик, создается полное ощущение того, что это хрупкое создание только что аккуратно сорвали и поставили в воду. А мастеру удалось остановить мгновение…

Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы.
Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, и возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности – совершенно непонятно…

Еще одно уникальное творение под названием «Анютины глазки», подобного которому нет в мире, было создано в 1904 году.

Анютины глазки. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля

Внутри него скрыт особый миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы.

Мастера и дизайнеры дома Фаберже создали множество цветочных композиций из отдельных цветов и букетов, глядя на которые, невозможно поверить, что они сделаны из камня.

Давайте полюбуемся на эти удивительные цветы…












Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных.
Основную часть коллекции собрала в свое время королева Британии Александра, приходящаяся сестрой русской императрице Марии Федоровне.

Мы, люди XXI века, считаем, что знаем о роскоши все: дорогие гаджеты, спортивные машины, огромные драгоценные камни в ювелирных украшениях, маленькие лейблы на одежде, которые специально не отрезают. Для нас роскошь – это, в первую очередь, цена бренда. Но есть такие вещи, элитарность которых и по сей день характеризуется не только «именем», но и своей искусностью.

Фамилия Фаберже еще с конца XIX века стала синонимом искусства для богатых.

Наследник отцовского дела Петер Карл Густавович обучался ювелирному делу в Европе и в двадцать четыре года взял управление фирмой в свои руки. Поворотным моментом для него и компании стала Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года, после которой императором Александром III ему было присуждено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Карл действительно был талантлив. Он разрабатывал и утверждал эскизы, скрупулезно следил за всеми этапами работы и мог с легкостью разбить почти готовое изделие, если оно не соответствовало его ожиданиям. Однако главной силой Фаберже было его организаторское чутье, позволившее собрать в одной фирме более десятка талантливых мастеров и художников, среди которых были Хольмстрем, Коллин, Перхин, Вигстрем, Дербышев и многие другие. Кроме того, он нередко приглашал к сотрудничеству мастеров из других областей: архитектора Шехтеля, живописца Савицкого, скульптора Обера. Компания «квартировалась» в Санкт-Петербурге, хотя ее фирменные магазины были и в других городах, в том числе и в Москве.

Собранные в столице шедевры мирового искусства и обучение Карла за границей сыграли немаловажную роль в развитии художественного почерка фирмы. В противовес московским выдающимся ювелирным мастерам, делавшим упор на национальные мотивы и древнерусскую тематику, Карл предпочитал тонкую игру историзма. Мотивы табакерок екатерининского времени покрывали изящные папиросницы, а элементы безделушек становились частями настольных часов, чернильниц и других вещей более утилитарного назначения. Компания Карла создавала украшения, рамки, декоративные коробочки, культовые предметы, сервизы, вещи для быта и туалета.

Но, хотя большую часть работ мастерской можно было не только поставить на полку, но и использовать, к ним порой относились как к излишествам и даже мещанству. Владимир Набоков писал, что его «семья презирала работы Фаберже как олицетворение гротескной безвкусицы» .

Причиной тому отчасти был широчайший диапазон техник и материалов, применявшихся для создания. Ни один работник конкурирующих фирм того времени не владела эмалями лучше, чем мастера Фаберже. Их насыщенные краски нередко сочетались с несколькими оттенками золота, драгоценными камнями. Больше чем кто-либо до этого Карл приветствовал использование в ювелирном деле полудрагоценных и поделочных камней.

Самыми известными работами мастерских Фаберже до сих пор являются пасхальные яйца, которые представляют собой апофеоз всего русского золотого и серебряного дела того времени. Пасхальные яйца делались по принципу матрешки – в раскрывающейся скорлупе хранился сюрприз. Первой такой работой стало яйцо «Курочка» , прототипом для которого стала жемчужина датской сокровищницы – яйцо из слоновой кости, с вложенной короной и кольцом.


Заказанное Александром III для своей жены Марии Федоровны, оно должно было напоминать ей о доме. В этом самом простом из всех яиц Фаберже сюрпризов было целых два. В матовом желтке скрывалась курочка, внутри которой в свою очередь были маленькая копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном.

Каждая подобная работа выполнялась целый год. Помимо традиционных проектов, включавших сюрпризы, произведение могло порадовать владельца и другими особенностями: так часть яиц стала часами. Их заказывали члены императорской семьи или приближенные. И после «Курочки» фирма Фаберже нередко повторяла уже известные произведения, но искусность художников и мастеров, внимательный подход к работе, позволяли создать совершенно новое произведение.

«Сравнивая работу Фаберже с оригиналом Ле Роя, обратите внимание на то, насколько точно следует современный ювелир композиции ларчика. Однако, разглядев в нем намёк на яйцевидную форму, он исполняет свое изделие в более изысканной манере, приспосабливая соотношение размеров украшенного трельяжной сеткой оригинала к изящному силуэту яйца, и утяжеляет основание» , - писал в 1953 году Кеннет Сноумен (Kenneth Snowman) о яйце «Ренессанс» и его прототипе – шкатулке мастера Ле Роя (LeRoy) XVIII века.


Теперь яйца, так же как и другие произведения фирмы, украшают коллекции музеев и галерей, включая недавно появившийся в Санкт-Петербурге «Музей Фаберже», основателем которого является В. Вексельберг.

Можно по-разному относиться к работам Фаберже. Как часть элитарной культуры они всегда вызывали раздражение у более демократично настроенной публики. Но в то же время и по сей день мало найдется людей, которые не восхитятся и не удивятся мастерству обработки металлов, камней и стекла. Достаточно просто представить, что все эти вещи делались на рубеже веков вручную, чтобы понять, насколько это был кропотливый труд настоящих профессионалов ювелирного дела. Как утверждает гуманитарная наука эстетика, прекрасное – это то, что способно нас поразить. Раз так, то произведения фирмы Фаберже прекрасны вне всяких условий.

Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

Ю велир по рождению - менеджер по призванию. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней. Унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот.

Обрусевшие французы Фаберже . Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое - во Франции и отправился по свету. Изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров. На родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже . Воспитывал вкус на произведениях старых мастеров.

От семейного бизнеса до международного холдинга . В 26 лет ювелир взялся за дело отца. Пока коллеги творили в стиле ренессанс, рококо и ампир, Фаберже ударился в модерн. На выставках присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам. В итоге в многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой встал яркий талант.

Судьбоносные вернисажи . В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ получили золотую медаль, а их создатель - право ставить на изделия клеймо двуглавого орла. На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.

Революция в ювелирном деле . От стоимости материала к художественной ценности. «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», - говорил Фаберже. В произведениях искусства мастер использовал даже сталь и олово. А броши из карельской березы, в которые он вкраплял бриллианты, благодаря Фаберже вошли в моду.

«Фаберже - несравненный гений нашего времени» . Столь лестно о мастере отзывалась Мария Федоровна в письме своей сестре - английской королеве Александре. Фаберже делал для императрицы знаменитые пасхальные яйца , которые она помнила еще по датскому детству. Форма яйца, сюрприз внутри, уникальность. Три составляющих - главная светская интрига каждого светлого праздника Пасхи в императорской семье.

«Левша Петербурга» или «певец изящных грез» . Среди высокопарных эпитетов сам ювелир предпочитал емкое «поставщик Высочайшего двора». И двора не только российского. Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.

Императрице и горничной . Доступность. Один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена - в расчете на любой кошелек.

Драгоценная шутка . Не только изысканный вкус, но и чувство юмора отличали придворного ювелира. Уникальный натюрморт 1905 года - шутливый «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с горячительным напитком, закуска. Кирпич - из яшмы; желток - из янтаря; газета, рыба, мухи - из серебра; стакан и содержимое - из кварца. Прозаичный сюжет на выходе стал произведением искусства.

«Так жить нет смысла», - говорил Карл Фаберже после революции 1917 года. Советским правительством была продана в Великобританию и США большая часть уникальной коллекции. Придворный ювелир не пришелся ко двору новой власти и уехал с семьей в Швейцарию. Но заниматься любимым делом в Европе не получилось. Карл Густавович Фаберже умер в 1920 году и был похоронен в Каннах.

Возвращение в Россию . Музей Фаберже открылся в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга в 2013 году. Главная ценность музейной экспозиции - девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи.

Поставщик Высочайшего двора, придворный ювелир королей Европы и Азии, революционер в ювелирных техниках… Конечно, мы говорим о Карле Фаберже. Изделия, техника и мастера фирмы Фаберже в свое время определили развитие целой отрасли.

В этой статье мы расскажем о неповторимом стиле изделий Фаберже, а также о мастерах и продолжателях его дела.

Стиль Фаберже

Карл Фаберже обучался в лучших школах Европы и требовал от своих сотрудников большого мастерства. Перед тем как приступить к работе, все мастера должны были изучить европейские технологии ювелирного дела. Карлу Фаберже было неважно, сколько времени это займет, - главным оставалось качество изделия.

В фирме постоянно искали новые направления, изобретали новые техники. При этом Карл Фаберже был еще и отличным менеджером: в свое время на него работали различные мастера - ювелиры-оправщики, художники-миниатюристы, резчики, золотых дел мастера и даже химики. Так Фаберже обеспечивал заказами лучших мастеров того времени, и в итоге они могли создавать настоящие шедевры.

Визитной карточкой Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца. Каждое яйцо было не просто красивым изделием, украшенным драгоценными камнями. В них находилась сложная система механизмов, которые прятали внутри изделия секрет.

Поражает то, насколько детально исполнялись эти изделия. Например, в яйце «Сибирский поезд» находилась миниатюрная копия транссибирского экспресса. Этот поезд - пример тончайшей работы мастеров Фаберже. Экспресс был выполнен из золота и приводился в движение с помощью механизмов.

Чтобы достичь такой поразительной точности, М. Е. Перхин - художник экспресса и главный мастер фирмы довольно продолжительное время изучал строение поездов. Теперь, глядя на его миниатюрное творение, мы можем составить полное представление о том, как выглядел транссибирский экспресс.

Другая характерная черта стиля Фаберже - мастерская работа с эмалью. Особых успехов фирма достигла в изготовлении эмалей по гильошированному фону. Вдохновленный искусством Франции XVIII века, Карл Фаберже научился воспроизводить эту сложную технику.

Гильошировка - это способ декорирования металла, при которой на поверхность наносят тонкий гравированный узор из различных линий в геометрической последовательности. Это может быть узор из параллельных или пересекающихся линий, прямых или волнообразных. Сверху этот узор покрывали эмалью различных цветов.В итоге этого трудоемкого процесса получались удивительные изделия, которые «играли» и переливались различными оттенками.

Искусство эмали по гильошированному фону уже много лет поражает своим цветом, игрой света и разнообразием рисунка. В то время как современники Фаберже овладели несколькими простыми цветами эмали, Фаберже мог изготовить эмаль более чем 150 оттенков. Эмали, от нежных тонов до ярких, около 200 вариантов гильоша - в этой технике Фаберже не было равных.

Искусство Фаберже в наше время

В наши дни известно не так много продолжателей дела Фаберже. Их выявлением занимается Мемориальный фонд Карла Фаберже, который учредила правнучка Карла Татьяна. Фонд ищет и награждает достойных мастеров-ювелиров, художников и исследователей дела Фаберже.

Среди них и Квашнин Сергей Иванович - создатель Ювелирного дома «Квашнин». За время своей работы он изобрел серию ювелирно-граверных инструментов, которыми пользуются ювелиры по всей стране. Среди инструментов особенно выделяются гильошировочные станки - с их помощью можно изготовить более 10 000 вариантов рисунка. Такого разнообразия орнаментов не было даже в фирме Фаберже.

Чтобы отметить заслуги мастеров ювелирного дела, Мемориальный фонд Карла Фаберже учредил серию наград. Из всех ювелирных фирм мира их создание доверили Ювелирному дому «Квашнин». Начиная с первого ордена, созданного в 2008 году, по сей день все награды разрабатывает Дом «Квашнин».

Работа в стиле Фаберже - это одно из основных направлений деятельности Дома «Квашнин». В Ювелирном доме возможно реализовать самые сложные и интересные задачи.

Убедиться в этом вам поможет наш . Также советуем посетить раздел, посвященный . И не забудьте на обновления нашего блога, чтобы первыми читать интересные статьи из мира ювелирного дела.


Top