Рождение ребенка. Приметы и обряды, связанные с рождением ребенка

В разных странах на протяжении столетий формировались особые ритуалы и обычаи, призванные помочь маме и крохе. Многие приметы мы соблюдаем до сих пор, что-то считаем глупыми суевериями, а некоторые обычаи вызывают настоящий ужас. Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца соблюдают и по сей день?

3 165729

Фотогалерея: Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца?

У славян

Роды всегда были великим таинством, к которому женщина готовилась заранее. В этот период окружающие относились к ней с пониманием и заботой — освобождали от домашних обязанностей, выполняли все прихоти. Да и прихоти-то назывались по-особому. «Забожала» — говорили в народе. То есть все желания женщины от Бога, и перечить им нельзя. Да и не ее это желания, а ребенка, который высказывает их единственно возможным способом. Поэтому у нас существовал особый обычай — беременная женщина могла зайти в любой огород и съесть все, что пожелает: яблочко, огурчик, репку. И отказать ей считалось большим грехом. По особым критериям выбиралась повивальная бабка — женщина, имеющая только здоровых детей, обладающая чистотой души и помыслов. При первых же схватках она уводила роженицу подальше от жилья. Из-за опасения «дурного глаза» и «лихих людей» рожать часто приходилось на сеновале, в бане, а иногда и в печи, в то время как отец усердно молился перед иконой. Из-за того, что места для родов выбирались не по критерию чистоты, многие роженицы часто становились жертвой инфекции, зачастую ведущей к смерти матери и ребенка. В народе болезнь эту называли „родильной горячкой", и судьба женщины зависела исключительно от ее здоровья. Интересно, что первые роды были важны лишь тем, что оценивались как „пробный камень", — если они прошли успешно, значит, в будущем женщина сможет рожать. Гибель первенца не становилась трагедией, важен был сам факт успешного разрешения от родов.

Киргизия

В Киргизии рождение малыша всегда было самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Ведь ребенок считался символом бессмертия народа. Поэтому беременную всячески оберегали, запрещали выходить за пределы аула без сопровождения, следили, чтобы она носила амулеты от злых духов („тумар" с изречениями из Корана, амулеты из когтей медведя и лапы филина). Во время родов в юрте днем и ночью горел огонь, около очага лежал кинжал острием к двери, а над головой роженицы вешали заряженное ружье — по поверьям, все это отгоняло злые силы. А после родов существовал целый ряд действий и ритуалов: подарки вручали за сообщение радостной вести, за право впервые посмотреть на малыша, а для сородичей в честь новорожденного устраивался пир. Повеселиться надо было на славу.

Казахстан

У казахов существовал целый ритуал магических действий с последом и пуповиной. Обычно пуповину перерезала повитуха — многодетная подруга беременной или пожилая женщина, которая становилась для ребенка как бы второй матерью, „киндик шеше". Она должна была быть честной, энергичной и обладать исключительно хорошими качествами, которые, по поверью, передавались и ребенку. Если в семье долго не было детей и рождался сын, то пуповину перерезал мужчина. Послед закапывали далеко от дома, в „чистом" месте. А пуповина служила оберегом, ее пришивали к колыбели младенца. Иногда пуповину клали в воду, и через несколько суток этот „настой" использовали как лекарство для скота.

Кавказ

На суровом Кавказе роды (особенно первые) были радостным и значимым событием. Например, в Дагестане с самого начала супружества выполнялись определенные „магические" действия, которые должны были привести к зачатию. Так, молодая жена пила сырые куриные яйца и купалась в воде из семи родников. Также будущую мать обрызгивали водой с пеплом из домашнего очага. О беременных заботились, не загружали работой, всячески опекали. Сами роды проходили в доме мужа, откуда выгоняли всех мужчин.

Иран

В этой стране одной из самых жестоких по отношению к беременным является религия зороастрийцев, в которой болезни и рождение ребенка рассматриваются как осквернение чистоты организма и нарушение идеального физического состояния человека. Перед самыми родами женщины получали некоторые льготы — в их доме всегда горел огонь, и вся семья должна была поддерживать плавность его пламени. Считалось, что когда рождается малыш, к нему является дьявол, и уберечь ребенка от него может только плавно горящее пламя огня. После родов ритуал очищения матери и ребенка был очень тяжелым и продолжался 40 дней. В первые дни после родов женщина не могла пить чистую воду, подходить к очагу и греться около него, даже если роды происходили зимой и было очень холодно. Часто эти ограничения приводили к смерти неокрепшей после родов женщины и ее ребенка.

Великобритания

В Шотландии был обычай открывать все замки и засовы в доме, когда женщина разрешается от бремени. А также развязывать узлы и распускать пояса на женских одеждах. Считалось, что это поможет ребенку легче появиться на свет. А в соседней Англии рождение ребенка сопровождалось веселым пиршеством и обильным застольем — всем гостям в этот день обязательно подавали чай с бренди или виски, печенье, булочки с изюмом, и считалось дурным знаком, если кто-то отказывался от выпивки или угощения.

Израиль

По библейским законам, после рождения мальчика женщина остается нечистой 7 дней, а потом еще 33 дня ей нельзя прикасаться ни к чему священному — „пребывать в очищении". При рождении девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом „пребывает в очищении" целых 66 дней. Несмотря на это, в Израиле иудеи признавали и до сих пор признают материнство особым путем служения Богу. Не зря же женщина-мать пользуется большим почетом, а родство передается по материнской линии. Изучив библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что раньше женщины-иудейки рожали, сидя на особом стуле, „машбере", или на коленях мужа. За неделю до родов к будущей матери приходили подруги и пели песни, прося счастливую судьбу для ребенка. В день родов роженица развязывала все ленты, расплетала косу, открывались все двери и окна — это должно было облегчить роды.

Папуа - Новая Гвинея

В этой стране до сих пор существует забавный старинный обычай (характерный, впрочем, для многих племен): узнав о беременности жены, мужчина обязан покинуть дом, не общаться с соплеменниками и жить в построенной им хижине, пока ребенок не появится на свет. В самом начале схваток женщина отправляется в лес, где рожает, сидя на корточках или стоя на четвереньках. В это время будущий отец в своей хижине стонет и бьется в судорогах, подражая роженице. Так он отвлекает злых духов от жены и ребенка.

Древний Китай и Древняя Индия

Очень рациональными, с современной точки зрения, были обычаи Древнего Китая и Древней Индии: уже через 3 месяца после зачатия начиналось „воспитание ребенка до рождения". Беременных окружали красивыми вещами, они слушали только прекрасную музыку — существовали даже специальные концерты для беременных, ели вкусную освященную пищу, рисовали, играли на музыкальных инструментах. Одежда для будущих мам шилась только из дорогих, приятных телу тканей. Такая гармоничная обстановка должна была развивать у ребенка чувство прекрасного. В Индии женщины обязательно должны были петь спокойные красивые песни. Важность пения заключалась в том, чтобы задействовать диафрагмальное дыхание, которое помогает насыщать организм кислородом. Глубокий вдох — долгий выдох. И сегодня такое дыхание — основа множества упражнений и расслабляющих методик для будущих мам.

Интересные факты

♦ Мать Наполеона, будучи беременной сыном, рисовала эскизы солдатиков, а потом устраивала с ними сражения. Возможно, это стало залогом страстной любви Наполеона к битвам.

♦ По преданию, Юлий Цезарь (Кейсар на иврите означало „император") родился в результате сечения, которое впоследствии и назвали „кесаревым".

♦ От „родильной горячки" (сепсиса) в период эпидемий в XIX веке в роддомах умирала треть рожениц; это продолжалось до 1880 года, когда широкое распространение получило применение антисептиков.

♦ Из 72 текстов „Гиппократова сборника" 3 посвящены непосредственно беременности и акушерству:

„О семимесячном плоде", „О восьмимесячном плоде", „Об эмбриотомии".

♦ У арабских женщин был самый длительный послеродовой отдых — он длился 40 дней.

Русские обряды на рождение ребенка, были неотъемлемой частью русской культуры, поскольку наши далекие предки считали, что все происходящее с человеком (рождение, смерть или болезнь) подчиняется темному, нечистому, загробному, злому миру.

Суеверные люди особенно боялись рождения и смерти человека. Существовало поверье, согласно которому, родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для всех остальных людей. В связи с этим практиковались русские обряды очищения матери и новорожденного от нечистой силы.

Поскольку мать являлась как бы проводником между двумя мирами: явленным миром и другим, нечистым миром, то в древности считалось, что не только новорожденный ребенок, но и роженица - носители нечистой силы. Ребенок приходит в этот мир через тело матери, а значит вместе с ним в земной мир может проникнуть и нечистая сила. Таким образом, русские обряды совершались не только над новорожденным, но и над роженицей. Такие обряды назывались «очистительные», то есть с их помощью мать и ребенок очищались от темных сил. «Очистительные» обряды делились на церковные и народные.

К церковным русским обрядам относились следующие действия: чтение молитв во время рождения ребенка, окропление святой водой помещения, в котором рождался ребенок и т.п. В настоящее время в некоторых отдаленных населенных пунктах еще иногда практикуют такие очистительные обряды. Особенно эти традиции чтут староверы.

Рассмотрим поподробнее, как проводятся русские обряды на рождение ребенка.

В день родов к роженице приходит повитуха, близкие подруги и родственницы. Повитуха обычно выполняет роль акушерки и медсестры.

Кстати, все, кто во время родов находился в комнате с роженицей также считаются опасными для других людей. Считалось, что поприсутствовав при «греховном событии» - рождении младенца – в людей вселялся нечистый дух, сошедший на землю в процессе родов.

Как только роды заканчивались и роженица получала всю необходимую помощь, хозяин дома должен был позвать священника. В обязанности священника входило кропление комнаты, в которой родился малыш и всего дома святой водой, чтение молитв на очищение матери и ребенка и отдельно проводилось очищение женщин, присутствующих на родах.

После того как священник провел все необходимые процедуры, мать с отцом должны были дать имя своему ребенку (имя давалось младенцу в день родов). После этого родители договаривались со священником о дне крещения ребенка. Священник уходил из дома, и это означало, что первый этап очищения завершен. После этого все домочадцы могли уже не волноваться за свое будущее, поскольку нечистая сила была изгнана.

Следующим этапом очищения считалось мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях вообще была традиция рожать в бане. После родов женщина и ребенок около недели жили прямо в бане. Женщины, родившие дома, также потом переселялись в баню и проходили там второй этап очищения.

Как в православии, так и в язычестве, родившая женщина считалась «нечистой», поэтому очистить ее по русской традиции можно было только в бане.

Уже спустя несколько часов женщину и младенца переносили в баню, где повитуха сначала очищала ребенка, а затем мать.

Наши предки считали, что новорожденный ребенок рождается твердым как кость, и чтобы его «размягчить» наполняли баню паром. Затем повитуха клала малыша на банный веник и начинала «растягивание». Считалось, что во время растягивания повитуха придает телу новорожденного нужные формы и исправляет родовые дефекты. Затем ребенку делался массаж, который делал его кожу эластичной, а суставы – гибкими.

Поскольку существовало поверье, что в темном мире все перевернуто, то и ребенок приходит в наш мир перевернутым. Дело повитух и было «вывернуть» ребенка, чтобы он стал нормальным.

После очищения новорожденного повитуха приводила в порядок организм роженицы. Банное очищение проходило ежедневно в течение недели, пока женщина полностью не восстанавливалась.

Следующим важным этапом было крещение ребенка.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Произнесения азана в ухо после рождения

Абу Рафи’ рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима” . Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514.

Однако ученые разошлись в отношении достоверности этого хадиса. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи называл его достоверным и говорил, что по нему действовали имамы. Шейх аль-Альбани также в начале считал этот хадис хорошим, однако впоследствии пересмотрев его пришел к заключению, что этот хадис слабый. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 1/493.

Но несмотря на это сам шейх аль-Альбани говорил, что это действие усиливается другим слабым хадисом. И о желательности этого говорили некоторые имамы.

Например, шейх Ибн аль-Къайим писал: “Объясняется это (азан в ухо новорожденного) желательностью того, чтобы первыми словами, которые услышит ребенок, были слова, возвеличивающие Аллаха и свидетельствующие о Его единовластном господстве. Также известно, что слова азана прогоняют шайтана” . См. “Тухфатуль-маулюд” 25.

Что же касается хадиса: «Кто прочитал ребенку, родившемуся у него, в правое ухо азан, а в левое икъама, то ему не причинит вреда джин Умм Сыбьян» , то этот хадис является ложным. См. “ас-Сильсиля ад-даифа” № 321.

Кто желает совершить азан в ухо ребенка, опираясь на упомянутое, тот инша-Аллах не заслуживает порицания.

ат-Тахник

Так называется практикующееся по примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей неба новорожденного, сразу после рождения или вскоре после этого.

Передают со слов ‘Аиши, что “новорожденных детей обычно приносили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их небо” . Муслим 1/237.

Некоторые ученые говорили, что тахник делал только пророк (мир ему и благословение Аллаха) из-за его благословения, а к другим людям это не относится. Однако многие имамы указывали на желательность этого, среди которых ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, ас-Сан’ани и другие. Имам ан-Науауи сказал: “Ученые единогласны в рекомендации тахника для ребенка, после того, как он родился” . Также он назвал главу следующим образом: «О желательности тахника для новорожденного ребенка и желательности отнести его к праведному человеку, чтобы он совершил тахник». См. “Шарху Сахих Муслим” /122.

Ибн Хайр говорил: “Если нет возможности найти сушенный финик, то можно использовать свежий финик, если и это не доступно, то можно использовать что-либо сладкое” . См. “Фатхуль-Бари” 9/588.

Тахник может сделать любой праведный мусульманин. Тому, кто делает тахник для ребенка, следует обратиться к Аллаху за него с мольбой, по примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) и призвать на него благословения Аллаха.

Однако нельзя совершать тахник с намерением получить благодать для ребенка от совершающего тахник, ибо это было особенностью только посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Дать хорошее имя ребенку

После рождения ребенка, следует дать ему красивое имя, и желательно это сделать на седьмой день после рождения. Му’аз ибн Джаббаль поведал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нарекать именем ребенка на седьмой день после рождения” . ат-Тирмизи 2832. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Имя должно нести хорошее и достойное похвалы значение, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» Абу Дауд 4948, ад-Дарими 2694. Имам ан-Науауи и Ибн аль-Къайим назвали иснад хадиса хорошим.

Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с ‘Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имен Аллаха. Однако самыми лучшими именами являются Абдуллах (раб Аллаха) и Абруррахман (раб Милостивого). От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» . Муслим 2/1682.

Запрещается назвать ребенка именем, содержащим в себе элемент многобожия, или именем, которое обозначает рабство кому-либо другому, помимо Аллаха. Также, запрещается называть детей именами кафиров, а также именами, несущими в себе дурной смысл.

‘Акъикъа

На седьмой день после рождения ребенка, следует совершить жертвоприношение, в благодарность Всевышнему Аллаху, за оказание великой милости родителям: дарования им ребенка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения» . Абу Дауд 8/38, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух барашек, а за девочку одного» . Абу Дауд 2842. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Жертвоприношение следует совершать на седьмой день после рождения ребенка, если же нет такой возможности, то на четырнадцатый или на двадцать первый день. От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акъикъа (жертвоприношение) совершается на седьмой день или на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребенка)» . аль-Байхакъи 9/303. Хадис достоверный.

Побрить голову ребенка

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения, а также побрить ему голову и дать ему имя» . Ибн Маджах 3165. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-Масабих” 4153.

Следует брить всю голову, а не часть головы, поскольку это не дозволено, брить одну часть и оставлять другую, на на это указывают хадисы о къуз’а.

Желательно побрить голову младенца после совершения жертвоприношения, и это мнение многих ученых.

К сожалению, многие мусульмане наших дней упускают эту Сунну и не уделяют должного внимания этому важному обряду, не брея головы своих детей на седьмой день, так как боятся их поранить. Но ведь если это было бы опасно, то наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) его сподвижники и их праведные последователи не делали бы этого!

Кстати среди ученых есть разногласие относительно бритья головы девочки. Некоторые считали что в хадисе речь идет только о мальчиках. Однако лучше сделать так, как сказали ученые, посчитавшими эти хадисы обобщенными, поскольку в этом есть польза, ибо с бритьем улучшаются волосы и это также способствуют такой красивой Сунне, как совершение садаъка на вес волос ребенка. И тем более новорожденная девочка не подобна взрослой женщине, которой не дозволено брить голову.

Уа-Ллаху а’лям.

Сделать садаъка на вес побритых волос в размере серебра

Сообщается, что когда родился аль-Хасан, внук пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Побрей его голову, и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос» . Ахмад 6/390, ат-Тирмизи 1519, аль-Байхакъи 9/304. Хадис хороший. См. “аль-Ируа” 1175.

Это весьма красивая Сунна и не следует это оставлять тому, кто имеет возможность.

Хафиз Ибн Хаджар писал: “Во всех версиях хадисов, в которых упоминается о милостыни на вес волос, речь идет о серебре, и ни в одном из них не сказано о золоте, и пошел этому в противоречие ар-Рафи’и, который сказал, что желательно сделать садакъа золотом, и если нет возможности, то серебром” . См. “ат-Тальхис” 4/148.

Совершить мальчику обрезание

Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил жертвоприношение (‘акъикъа) за Хасана и Хусейна, и сделал им обрезание на седьмой день (после рождения)» . ат-Табарани в “ас-Сагъир” 2/122, аль-Байхакъи 8/324.

Однако относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, но хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия.

Ибн аль-Къаийм сказал: «Не следует опекуну откладывать совершение обрезания для ребенка до тех пор, пока он достигнет совершеннолетия» . См. “Тухфатуль-маудуд” 60.

И в действительности чем раньше сделать обрезание ребенку, тем менее безболезненней пройдет инша-Аллах этот процесс.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Культура ногайского народа

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.110 .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.111 .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца - "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.

"Рожала женщина в той же юрте, где жила до замужества. При родах присутствовали мать, и ее енге (сноха). Роль акушерки выполняла опытная бабка - повитуха" Там же - стр. 111 .

Отрезав и завязав пуповину ребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и соблюдая обычай "аналык" (материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Эта женщина получала от семьи подарок - серебренное кольцо. "Суът ана" (молочная мать) становится как бы второй матерью ребенка бала почитаема им всю жизнь.

С материнско-родовым началом можно связывать обычай, согласно которому родители, после того как внук или внучка отнимались от груди, нередко воспитывали их сами.

Очень важным моментом, сопровождавшимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественное укладывание ребенка в люльку "бесик" через неделю после рождения. В это день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивали богатое угощение. Гости приносили подарки ребенку и бабке. Когда все были в сборе одна из родственниц приносила младенца в столовую семьи и передавала его в руки старшей женщины - "куртка", которая торжественно укладывала его в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд она каждый раз, обращаясь к присутствующим: "Правильно ли я кладу? ". Те отвечали: "нет". Наконец, в третий раз она укладывала ребенка как надо.

После этого одна из женщин, которая специально держала в руках кошку тут же клала его на грудь ребенка, чтобы он спал "много и спокойно как кошка". В этот момент другая трижды подкатывала под люльку куриное яйцо со словами "юмырткадай тыгырсын" (пусть катится как яйцо). Обряд этот завершался тем, что одна из присутствующих женщин, имеющая ребенка грудного возраста, давала младенцу свою грудь.

На этих же торжествах ребенку давали имя. Обычно имя заранее одобренное семейным советом, кричали в ухо ребенка (рис.7).

"Если дети часто умирали, то пологая, что семью преследует дух смерти, через 5-6 дней, а иногда и через год после рождения ребенка инсценировали обряд его похищения или усыновления" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.114 . В таких случаях кто-нибудь из соседок или родственников уносили ребенка к себе. В новой семье ему меняли имя, надевали на левое ушко кольцо. Родители инсценировали поиски "пропавшего" ребенка через некоторое время его "находили" и "покупали" за деньги. Считалось, что семья, отдав на время ребенка в другой дом могла запутать дорого "нечистым силам".

Через год-полтора ребенка отнимали от груди, столько же, а иногда и больше держали в люльке. Молодая мать не имела право качать своего ребенка в люльке, держать его на руках при старших - эти обязанности выполняли старшие женщины или девочки подростки. Колыбельные песни обычно пела бабушка такого содержания:

Почему не ложился мой маленький?

Почему все время плачешь?

Солнце пошло на закат,

Солнце спряталось, не видно

Все в мире живо сном.

Ушли спать и птицы,

Курица, цыпленок - все спят ночью

Спи, мой глаз не плачь

Перестань меня мучить.

Закрой глаза, что бы заснуть

Сон - лекарство для существования Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.116 .

После шести месяцев или года ребенку впервые стригли волосы. Для этого ребенка везли к деду или дяде по матери.

Как все исповедующие ислам, ногайцы делали своим сыновьям обрезание. Обычно, это осуществлялась в возрасте от двух до восьми лет. Для этой процедуры семья приглашала муллу.

Детей воспитывали в строгости, беспрекословном послушании, уважения к страшим. Мальчиков с раннего возраста приучали к труду по дому и хозяйству. Девочек учили кроить, шить и вышивать,

Светского образования дети не получали. Зато в каждом ауле было примечетская школа, где учили читать Коран. Особое место уделялось физической подготовке мальчиков.

В вечерние часы дети слушали традиционную музыку, обычно в исполнении деда. Песни деда об удальцах-батырах воспитывали в ребятах храбрость.

Изменение коснулись обрядов, связанных с рождением ребенка. Исчез старый порядок, согласно которому роженица рожала с помощью бабки на полу. Ногайки теперь рожают в больничных условиях. По традиции ногайцы часто дают детям имена своих покойных предков.

7. Аталычество

"Существовавший у многих народов под различными под различными названиями общественный институт аталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья, бытовал у ногайцев" Там же - стр.118 .

Первая форма аталычества заключалась в том, что ребенка сразу же после появления на свет передавали на воспитание в другую семью. Передача на воспитание осуществлялась следующим образом: еще до рождения ребенка для этой цели намечалась семья. При отдаче на воспитание требовалось, чтобы жена аталыка была здоровой кормящей матерью. В день рождение ребенка или на кануне прибывала в дом кормилица. Она оставалась в доме до тех пор, пока младенец не был наречен именем. После пира, посвященного наречению именем, который происходил с участием аталыка и его родни, ребенка перевозили в дом воспитателя. Жена аталыка кормила грудью и своего и чужого ребенка. Но если она чувствовала, что молока двоих не хватает, то предпочтение должна была оказать второму. Кормилица должна была избегать новой беременности, в противном случае ребенка тут же отбирали и отдавали в новую семью.

Срок пребывания воспитуемого в старину колебался от двух лет и вплоть до совершеннолетия. В конце 19-20 веков ребенок находился у аталыка обычно до трех лет. Семья аталыка должна была за свой счет кормить, одевать воспитанника, учить военному делу, управлению хозяйством, стрельбе, а иногда и грамоте.

Воспитанницу семья учила будущим обязанностям хозяйки. Она должна была много времени уделять рукоделию, золотому шитью и т.д.… Аталык вместе с женой время от времени на несколько дней отвозили ее домой. Иногда родители навещали.

Готовя воспитанника к возвращению в родительский дом, богатые справляли ему красивую одежду, дарили дорогого коня, скот, а бедные ограничивались скромными подарками.

Возвращение воспитанника сопровождалось целым рядом торжественных церемоний. Родители готовили богатое угощение. Члены двух семей, отныне связанные крепкими узами дружбы, выступали с благодарственными речами.

8. Кровная месть

Даже убийство среди ногайцев случалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали "выпивший кровь". Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь. Это должен сделать самый близкий родственник по отцу - прежде всего родной брат, а при отсутствии двоюродные, троюродные. Почти всегда это кончалось миром. "До того как объявлялся мир, убийца и его близкие родственники должны были находится под защитой влиятельного аульчанина или князя. Соблюдая обычай, за кровь убитого вносили выкуп. Если был убит кормилец семьи, то убийца всю жизнь должен помогать ей их своего хозяйства.

Примирение происходило следующим образом: через несколько дней после похорон убитого люди аула - аксакалы, мурзы - устраивали обряд "лицезрения" во время которого враждующие стороны должны были несколько минут постоять лицом к лицу в 20-30 шагах" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.132 .

Примеряющие размещались между ними, увещая из прекратить вражду. После перемирия обе стороны расходились по домам.

Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка "ЛИМПИК"

Рассмотреть существующий регламент внедрения новых секций в структуре работы кампании. Запустить к реализации проекты «Мастерская-Z» и «Lympik BEATbox CLUB» на базе Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»...

Библиотека и семья

Быт древних римлян

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Дети при рождении, по условленному ритуалу опускались на землю...

Жизнь современных девочек

2.1 Самые популярные куклы Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина...

Искусство скандинавских народов V-VIII веков

Обряды кремации и ингумации совершались бок о бок, и общих правил погребения не существовало. Сожжение остается более популярным в Центральной Швеции, что, возможно, связано с популярностью в этом регионе культа Одина...

Культура ногайского народа

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа)...

Культура, традиции и обряды Кореи

В традиционной Корее рождению детей (точнее, детей мужского пола) придавалось огромное значение, так как в соответствии с господствующими представлениями они не только служили продолжателями рода, но и, принося жертвы душам своих предков...

Мифология восточных славян как источник народной художественной культуры

Обряд - это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего - порядку в мире духовном. Обряд не есть нечто оторванное от жизни, условное...

Обрядовый театр

Слово "календарь" восходит к латинскому "calendae" (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу "calare", что означает "выкликать": в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца...

Основные функции библиотечного обслуживания

библиотека обслуживание читатель В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции: ь социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные...

родильный обряд крещение православный Безусловно, обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основанными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых устно из поколения в поколение...

Родильно-крестильный обряд как один из основных элементов семейной обрядности

Представления о младенце как существе иного мира, мира неживых, отразилось в поверии о появлении детей. Объясняя детям деторождение в иносказательной форме, связывали его с колодцем, родником: поясняя, "что ребенка зачерпнули в колодце"...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. }


Top