Процесс показа модной одежды потенциальным. Постановка модного показа

Для того чтобы твоя дебютная коллекция не пылилась в шкафу, ее нужно презентовать байерам — специалистам по закупкам модной одежды. Первым делом организуй фотосессию своих шедевров. Это может быть как обычная предметная, так и художественная съемка. В зависимости от сложности идеи цена составит от 3000 до 10 000 рублей, если, конечно, ты не договоришься с начинающим фотографом о бартере. Снимки понадобятся и для рассылки потенциальным покупателям, и для привлечения спонсоров и партнеров для показа. Дальше — поиск помещения для модного показа. Можно провести шоу на взаимовыгодных условиях в клубе или ресторане. Они предоставляют площадку, а ты обеспечиваешь рекламу в СМИ и фотографии мероприятия(стоимость репортажной съемки — от 3000 рублей). Или же приглашаешь на шоу гостей клуба. Этот вопрос решается индивидуально, здесь понадобятся снимки коллекции и ораторские навыки.

Для грамотной организации модного показа нужен режиссер. За его услуги придется отдать не менее 5000 рублей, если это новичок, и от 30 000 рублей, если это опытный специалист с помощником. Задача постановщика — выстроить концепцию шоу, продумать свет, звук, очередность выхода моделей. Своими силами не обойдешься, хотя бы потому, что тебе нужно будет общаться с потенциальными клиентами и другими гостями показа. Делать это и одновременно контролировать происходящее за кулисами трудно. Поэтому профессионалы советуют отдать на откуп режиссирование хотя бы первого шоу.

Кирилл Нестеров, режиссер-постановщик фэшн-шоу: «Ни один показ не обходится без накладок. Однажды в начале шоу выпустили эффектное облако дыма. Подиум покрылся капельками воды, стал невероятно скользким. Об этом с ужасом сообщили модели, вернувшиеся за кулисы. И я прямо перед выходом стал ножницами резать туфли девушек так, чтобы подошвы становились рифлеными. За тот вечер через мои руки прошло больше ста пар обуви! Никто не упал, но ладонь я поранил очень сильно».

Вместе шагать


Чтобы произвести впечатление на гостей показа, удели особое внимание подбору его участников. Искать моделей можно на специализированных сайтах или через агентства. Если речь идет о Неделе моды, то девушек на кастинг обычно приводит организатор мероприятия. В среднем участие каждой модели обойдется от 9000 до 15 000 рублей. В зависимости от сложности прически и макияжа будет оплачиваться труд стилистов-визажистов. Рассчитывай, что за каждым из них может быть закреплено не более 3−4 моделей.

Заложи в бюджет модного показа стоимость аксессуаров и обуви. Если первые можно сшить из остатков ткани, то вторые придется поискать. Покупать обувь специально для показа накладно, поэтому существует практика бартеров с различными брендами.

Если в твоей коллекции всего пять луков(лучше, конечно, чтобы их было двенадцать или больше) и по этой причине ты не видишь смысла организовывать целое шоу, скооперируйся с другими начинающими дизайнерами. Совместный показ значительно сократит твои расходы. Но есть и минусы: если твой коллега создал более яркие образы, то он может оттянуть все внимание гостей на себя.

На показ

Твоя конечная цель — найти покупателей для коллекции, здесь у тебя несколько вариантов. Ты можешь устроить продажу сразу после показа, возможно, первые ценители твоего творчества приобретут вещи уже там.

Если байеры хотят закупить сразу несколько размерных рядов, значит, у тебя появилась возможность выйти на массовое производство. Но сначала его придется организовывать самой. Легче всего подписать договор с одной из фабрик. За разумные деньги работники выполнят заказ на пошив коллекции.

Используй социальные сети или создай сайт, чтобы продвигать свой бренд. Выложи снимки, сделанные перед показом и на показе, установи ценовую политику. К этому пункту нужно отнестись крайне внимательно — ты выбираешь своего покупателя, указывая определенную стоимость вещей.

Юлия Данилова, руководитель отдела рекламы сети магазинов« Стильпарк»: «Сами показы нужны для байеров. Многие вещи можно оценить только после того, как увидишь их на модели. Чтобы заинтересовать коллекцией конечного покупателя, надо донести до него информацию. Важно, чтобы о показе написали как можно больше журналистов и блогеров. Подумай не только о том, кого пригласить, но и о контенте, который будет размещен в Сети и журналах после проведения шоу. Обычно организаторы готовят все необходимое — описание коллекции, фотографии — и раздают на самом мероприятии заинтересованным лицам. Дополнительно стоит продублировать материалы и на следующий день после показа, уже с фотографиями коллекции на подиуме. Главное правило — они должны быть хорошего качества».

Звездный путь

Сегодня многие знаменитости могут похвастаться собственной линией одежды. Но только для единиц это стало не разовой пиар-акцией, а реализацией давней мечты:

Виктория Бекхэм уверяет, что планирует связать с фэшн-индустрией следующие 20 лет жизни. Почему бы и нет? Ее модная империя ежегодно приносит в семью не менее 100 млн долларов.

А вот для Дженнифер Лопес опыт оказался неудачным: в 2009 году ее бренд стал убыточным, и магазины по всему миру закрылись.

Экс-солистка No Doubt Гвен Стефани сама шила сценические костюмы для своей группы. Теперь у одежды ее марки множество ценителей.

Успеха добился и Джастин Тимберлейк. Вещи William Rast носят Кэмерон Диас, сестры Хилтон и сам Джастин.

Вышла на демонстрацию

Чтобы заявить о себе и при этом не потратить огромных денег, можно принять участие в одной из Недель моды.

Russian Fashion Week

— победители конкурсов имени Надежды Ламановой и «Русский силуэт» могут появиться здесь бесплатно, остальные должны заполнить заявку на сайте http://mercedesbenzfashionweek.ru/ .

Moscow Fashion Week

— чтобы стать участником, придется пройти собеседование с органи­затором. http://www.fashionweek.ru/ .

«Дефиле на Неве»

— помимо основной информации на сайте http://www.defilenaneve.ru можно найти сведения о других конкурсах и мероприятиях для дизайнеров.

Подготовила Анна Гринева

«Неделя моды » - словосочетание давно не новое. Если спросить любого человека о том, что же такое «неделя моды» или «неделя высокой моды », то можно будет получить вполне вразумительный ответ. Если давать определение этому словосочетанию официальным языком, то оно представляет собой важное и значимое событие в жизни моделей и дизайнеров, которые организовывают шоу с участием своих последних коллекций одежды. Это шоу происходит на глазах у зрителей, которые получают шанс оценить новые направления и тенденции, касающиеся модной индустрии в каждом конкретном сезоне.

Уже из названия «неделя высокой моды» можно догадаться о том, что событие длится не более недели и проводится в крупных центрах модной индустрии мира. Как правило, это общепризнанные столицы моды: Милан, Рим, Нью-Йорк, Париж.

Показы в Париже

Париж выделяется на фоне своих «соседей». Раз в 6 месяцев во Франции в «Карусели Лувра» можно наблюдать неделю моды. Многие авторитетные люди являются постоянными зрителями закрытия сезона.

Начались показы в далеком 1973 году. За это время по подиуму прошлись модели в нарядах от известнейших дизайнеров: Кристиана Диора, Нины Риччи, Шанель, Луи Виттона и других.

Главная изюминка любой парижской недели моды состоит в том, что дизайнеры не просто показывают публике свои неординарные модели, но и делают из простого показа настоящее шоу с продуманным сюжетом, а зрители, в свою очередь, получают просто фейверк эмоций. Именно по этим причинам ни Клаудиа Шиффер, ни Мила Йовович, ни Лили Ален, ни многие другие топ-модели и голливудские звезды не пропускают событие таких масштабов. Не раз в Париже публике доводилось увидеть коллекции Валентина Юдашкина и Алены Ахмадулиной, ведущих российских дизайнеров.

Неделя моды в Нью-Йорке

Нью-Йорк – это единственный город, находящийся не в Европе. На показах, которые организуются два раза в год, собираются самые влиятельные люди не только мира моды, но и политики. Яркое тому доказательство – присутствие на мероприятии такого масштаба Билла Клинтона, который в свое время был президентом США.

Самая первая неделя моды прошла еще раньше, чем в Париже, в 1943 году. Уже более 70 лет публика наслаждается неиссякаемым фонтаном идей дизайнеров. Немало и курьезных случаев произошло за это время, а некоторые из них изрядно веселят общественность. Например, бесконечные падения манекенщиц. Нередки и акции протеста, которые исходят от ярых защитников животных, выступающих против использования меха, и это далеко не все.

Как правило, неделя моды в Нью-Йорке проводится ежегодно в феврале, где дизайнеры представляют осенне-зимние коллекции, и в октябре – в период весенне-летних нарядов. Публика знакомится с показами и коллекциями от таких именитых дизайнеров, как Донна Каран, Майкл Корс, Марк Джейкобс.

Неделя моды в Милане

До 1979 года недели моды проводились во Флоренции, а позже перекочевали в Милан. Только в Милане неделя моды является настоящим олицетворением грациозности и изящности Италии. Смелые фантазии и идеи дизайнеров воплощаются в самые невероятные коллекции, которые только можно создать. Зрителям таких показов дарится возможность увидеть собственными глазами веяния и тенденции моды.

Отличительной и, пожалуй, самой главной особенностью итальянских показов, является их доступность всем слоям населения. Только в Милане по всему городу расположены огромные экраны, с которых ведутся прямые трансляции именитых показов. А иногда можно наблюдать и импровизированное шоу.

Италия – для итальянцев. И модная индустрия не исключение. 85% всех дизайнеров – истинные итальянцы. Хотя на показах встречаются и другие знаменитые модельеры и дизайнеры. Главными лицами являются Дольче Габанна, Гуччи, Версаче и Прада.

Что касается наших соотечественников, то они весьма благосклонно относятся к неделям моды в Милане и многие звезды шоу-бизнеса с удовольствием тратят баснословные суммы на коллекционные наряды. В Милане успели засветиться и Кира Пластинина, наряду с Юлией Далакян, которым выпала возможность представить итальянскому взору свои дизайнерские творения. Кстати, в Риме в 2008 году коллекция совсем еще юной Киры Пластининой, настолько поразила публику, что итальянская мэрия удостоила ее медалью, которая обычно достается самым молодым и талантливым дизайнерам.

Неделя моды в Риме

Рим не только столица Италии, но и одна из столиц моды. Италия богата на дизайнеров, поэтому ежегодно зрителям выпадает возможность увидеть модные показы еще и в Риме. Гуччи, Роберто Кавалли, Фенди и Валентино вместе с другими известнейшими домами моды дополняют прекрасные вечерние наряды изысканными ювелирными украшениями . Все это составляет главную «изюминку» показа.

В Риме, конечно, все поскромнее и нет такого бурного ажиотажа, если приводить в сравнение Милан, но нельзя не отметить и преимущества. Например, неделя моды в столице отличается изысканностью и светским характером. К тому же, чтобы сделать акцент и в который раз подчеркнуть великие традиции мира моды и культурное наследие страны, кроме основного показа организаторы проводят и иные культурные мероприятия.

Что у вас возникает в голове, когда вы слышите слова «показ мод»? Несомненно - шаблонная картинка, атрибутами которой являются красавицы модели, платья коктейльные и естественно подиум. Однако что же осталось без внимания? Где происходит событие? Какие мероприятия будут после него, и какие были до? Для многих эти вопросы не играют особой роли. Ведь они даже не приходят в голову, при просмотре фотографий сделанных на показе. Исключением являются дизайнеры - для них всё это очень значимо, и играет большую роль!

В данной статье мы обсудим, какие показы мод существуют, где они проходят, что выбирают сами дизайнеры для своих коллекций одежды либо аксессуаров.

Показ мод во время Недели моды

Неделя моды для многих дизайнеров является отличным способом для демонстрации своих коллекций. Обычно Неделя моды существует в каждой стране, а в некоторых проводятся даже несколько таких недель. Наряду с Россией две недели моды подряд проводятся и в Бразилии - первая Рио-де-Жанейро, вторая в Сан-Пауло.

Для дизайнера Неделя моды представляется отличным средством для презентации своих нарядов. При этом большая часть организационных вопросов перелаживается с его плеч на плечи организаторов мероприятия. Стоимость такой роскоши весьма высока, однако и оказываемые услуги вряд ли вызовут недовольство. Организаторы помимо предоставления подиума и гримерных комнат, решают все дела с прессой и безопасностью.

Однако не стоит думать что участвуя в Неделе, дизайнеру ничего не приходиться делать. Множество модельеров помимо поддержки организаторов Недели, предпочитают еще и самостоятельно договариваться с прессой и находить себе дополнительных спонсоров. Ведь зачастую им приходится своими силами оплачивать и находить моделей для показа. Но, не смотря на это, участвуя в общей Неделе моды, дизайнеры находятся в весьма выгодном положении по сравнению с другими вариантами.

Собственный показ мод

Некоторые дизайнеры, исходя из различных причин, предпочитают организовывать собственный показ. Такой вариант даёт дизайнеру много свободы, но естественно он более трудозатратный, ведь вся организация ложится на его плечи.

Собственные показы мод обладают рядом неоспоримых преимуществ. Наиболее главным из них является личный контроль, и как результат полное соответствие пожеланиям самого дизайнера. Такие отдельные показы обычно устраивают дизайнеры, у которых достаточно богатая клиентура, к примеру, Игорь Чапурин или Юлия Янина.

Где провести модный показ ? Модельеры, как правило, устраивая свои показы мод, выбирают дорогие шикарные банкетные залы, либо другие помещения соответствующие их высокому статусу. Если вы гость то вас встретит не охранник, а приятная молодая девушка. Вы не будете толкаться, ожидая своей очереди у входа, и переживать за место в зале.

Основной задачей при организации таких показов является обеспечение максимального комфорта для гостей. Дело даже доходит до предоставления гостям VIP-мест. Конечно, это дорогое удовольствие и не каждый молодой дизайнер может себе это позволить.

Все личные показы, можно условно разделить на три подвида:

Показ для клиентов

Представляет собой небольшой камерный показ, который рассчитан на ограниченное число элитных клиентов, но возможен и более широкий показ с множеством гостей и прессой. Главной сутью такого мероприятия является ориентация на клиентов. Обычно заказ больших залов необязателен, ведь такую презентацию можно провести даже в бутике, закрыв его на время.

Показ для байеров

Такого рода показ, не является, каким либо шоу, производится исключительно для байеров без сторонних гостей. Носит чистый бизнес-характер. Здесь презентуются вещи, которые пригодны для запуска в серийное производство. Отношение к байерам также должно быть безупречным, ведь от этого во многом зависит заключение сделки.

Как организовать байерский показ мод? Вы можете организовать подиум в рамках Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности “Текстильлегпром”, где вам предоставят возможность продемонстрировать свой товар в формате дефиле, с реальными моделями, а также на выставке у вас будет собственный выставочный стенд, где потенциальные покупатели смогут поближе рассмотреть вашу продукцию.

Показ для друзей

Является наиболее бюджетным вариантом. Каждый из нас может его провести дома или на природе, взяв в качестве моделей пару своих подружек. В статусе гостей отлично подойдут друзья и родные. Конечно, вы также можете сделать из такого показа настоящее шоу - всё зависит от ваших финансовых возможностей.


Множество выставок собирающих производителей одежды, организовывают показы мод прямо своих площадках.

В принципе, это миниатюрная Неделя моды для специалистов, но тут меньше шума, нет толпы, спонсоров с закусками и отдельных аккредитаций. Такие показы происходят в режиме нон-стоп. За день может пройти большое количество показов с различным составом фирм.

К сожалению, на таких презентациях очень мало экспонентов. Ведь для того чтобы показать вещь её нужно снять со стенда, и время затрачиваемое на переодевание и дефилирование моделей может быть убыточным для фирмы. Вещи не видят потенциальные клиенты, и шанс заказа сводится к нулю.

Показ мод на личном стенде во время выставки.

Как и при собственном показе мод, некоторое число дизайнеров желают отлучиться от коллективного показа и устраивают личные демонстрации прямо на своем стенде. Да, мероприятие длится в течении десяти минут. Да, здесь нет большого подиума. Но, есть свои преимущества. Во-первых, это отличный способ для мгновенного привлечения клиентуры, во-вторых, это полноценная демонстрация своей коллекции. При этом дизайнер несколько не зависит от других участников, как при коллективном показе. Стоит также учесть, что одежда не увозится со стенда.

Также стоит обратить внимание на следующий момент. При коллективной выставке, всегда присутствует пресса, и фото новых коллекций тут же разлетаются по всему интернету. Для компаний которые опасаются за кражу своих идей, такая ситуация вряд ли нравится. А вот при показе на собственном стенде, они всегда могут нанять секьюрити, которые будут отгонять фотографов и запрещать им делать снимки.


Конкурсы подобного рода проводятся часто. В них могут участвовать как молодые дизайнеры, так и работающие промышленные марки. Показы на таких конкурсах практически аналогичны показам на выставках. Разница заключается лишь в том, что в конце победившие выигрывают приз или звание.

Участвуя в конкурсе молодых дизайнеров, участник может презентовать сразу несколько моделей. К примеру, мини-серию в 3-7 выходов. Требования, предъявляемые к таким мини-коллекциям, могут быть на всех конкурсах разными. Где-то оценивается креативность, где-то пригодность к производству, где-то соответствие модным тенденциям . Из этого видно, что коллекция может одержать победу в одном конкурсе и проиграть в другом.

Где можно провести показ одежды молодому модельеру? К примеру, на конкурсах молодых дизайнеров Русский Силуэт (участие бесплатно), на конкурсе «Экзерсис» (участие бесплатно), на московском конкурсе молодых модельеров (орг.сбор примерно 8000 руб), на Международном конкурсе "Bezgraniz Couture™" (победитель получит примерно 15 000 долларов!!!), на конкурсе молодых модельеров им. Н. Ламановой (оплачивается только работа моделей), на конкурсе молодых дизайнеров журнала Grazia (бесплатно), участие в таких конкурсах даст начало профессиональной карьеры для многих молодых дизайнеров.

В этом варианте показ мод представляется как элемент шоу. Представление коллекции происходит между стриптизом, танцами и музыкально-эстрадными номерами.

Яркий пример такого показа является показ коллекций Валентина Юдашкина на каждое 8 марта. Здесь поют артисты, танцуют балетные труппы, а между этими выступлениями в несколько приемов происходит демонстрация дизайнерских вечерних платьев. Преимуществом является то, что это публичное мероприятие, и на него можно попасть, купив билет в обычной театральной кассе.

Подобной схемой обладают и показы для ограниченного круга гостей. К примеру, в день открытия ресторана либо дня рождения владельца заведения. При этом показ сопровождается разного рода развлекательными номерами и сюрпризами.


Такие показы совмещают в себе принципы выставочных показов (общность тем коллекций и ориентация на продажи) и развлекательных шоу (номера с артистами, танцами и стриптизом), однако они всё-таки отличаются. Самым главным отличием является малый бюджет и некоторая одноразовость. Такое положение дел приводит к малому числу гостей, отсутствию освещенности в СМИ и низкому уровню организации мероприятия.

Справедливости ради, стоит отметить, что такие показы можно отнести к классу «отдельных» или «дизайнерских конкурсов». Однако малый бюджет не позволяет таким мероприятиям выйти в «высшую лигу» и они остаются чисто «местечковыми». По этой причине, на них приходят лишь друзья и представители местной «тусовки».

Однако это не говорит о том, что их не следует проводить. Главное помнить, что для вывода такого показа в более высокий ранг, требуется хорошо вложиться как в финансовом плане, так и в плане времени.

Малый бюджет не позволит устроить такое представление в достаточно серъезном помещении. Поэтому «тусовочные показы», обычно проводятся в домах культуры, местных клубах, и спортзалах школ. Наиболее оптимальным местом являются именно клубы. Здесь все условия для хорошего настроения - расслабляющая атмосфера и алкоголь. Вам также может понравиться:

Несколько раз в году знаменитые модельеры, чьи идеи становятся тенденциями моды, демонстрируют свои последние коллекции всему миру. Париж, Лондон, Нью-Йорк на целую неделю становятся столицами моды. Показы мод или дефиле - это демонстрация новых коллекций прессе и будущим покупателям. Это стартовая площадка для новых тенденций.

Что нужно знать о Неделе Моды

Мода и кутюрье живут в другом времени, намного опережающем настоящее. Так в сентябре и октябре происходят показы весенней коллекции, а в феврале и марте - зимней. Столицы моды в установленные сроки представляют по порядку свои «недели моды». Порядок один и тот же: Нью-Йорк, Лондон, Милан, Париж.

Показы никогда не пересекаются во времени, чтобы журналисты и покупатели смогли побывать на всех показах.

Прет-а-порте (prêt-à-porter)/ От кутюр (haute couture)

Чтобы хорошо различать эти виды моды, запомните, что прет-а-порте - это концепции для обычной повседневной одежды. От кутюр - это оригинальная и уникальная одежда. В Париже более 30 домов моды два раза в год устраивают показы прет-а-порте, в то время как коллекции от кутюр делают всего 10 домов моды. Коллекции от кутюр - это настоящие произведения искусства, рассчитанные на очень узкий круг клиентов. Такие уникальные модели одежды становятся воплощением стиля той или иной торговой марки. Показы прет-а-порте рассчитаны на более широкую публику, и в новом сезоне эта одежда с подиума попадет в бутики.

Как проходит сам показ

Как правило, показы моды проходят в местах, специально для этого предназначенных (например, Карусель дю Лувр). Под вспышки фотоаппаратов по подиумам проходят манекенщицы.

Но все чаще модельеры устраивают свои показы в неожиданных (заброшенные заводы), исторических (музеи) или совсем непривычных (арена парижского цирка) местах. Интерьер и магия места играет большую роль в ус пехе показа.

Обычно показ начинается с опозданием примерно на полчаса. Но как только начинают звучать первые звуки музыки, начинается настоящее шоу. Музыка и свет - очень важная составляющая показа. Модели идут по подиуму, сменяя друг друга и демонстрируя новую коллекцию.

Во многих случаях показ заканчивается выходом манекенщицы в свадебном платье. Это финальная точка. После чего на подиуме появляются все манекенщицы вместе с модельером, который приветствует прессу и зрителей.

После показа у прессы и именитых гостей есть шанс попасть за кулисы и пообщаться с модельером.

Каждый более или менее заметный игрок на отечественном fashion -рынке рано или поздно сталкивается с необходимость проведения показа. С одной стороны это свидетельствует об определенной зрелости бренда и является отрадным фактом для его владельца; с другой - несет с собой массу организационных трудностей. И, как показывает практика, отсутствие соответствующего опыта является критичным. Сегодня директор по маркетингу молодежной одежды Sabotage Евгения Климкова поделится нами своим опытом организации сезонного показа коллекции для своих региональных партнеров и представителей СМИ.

Подготовка

Подготовка к показу должна начинаться по крайней мере за 3 недели до проведения мероприятия, а еще лучше если вы сделаете первые шаги за 2-3 месяца. Такой «системный» старт позволит вам выстроить правильную схему реализации проекта: выбрать лучшую дату и время в сочетании с местом проведения, подобрать команду и моделей, разработать сценарий, тщательно продумать меню и заказать подарки и сувениры, заранее анонсировать мероприятие для гостей. Показ – сложное, многогранное мероприятие, в организации которого участвуют профессионалы из разных областей. Это, конечно, дизайнер, отвечающий за одежду и общий концепт, режиссер-постановщик, который превращает рядовое дефиле в привлекательное шоу, это модели, от поведения которых на подиуме и правильного понимания замысла автора зависит настроение показа, это осветители, которые расставляют световые акценты и добавляют драматургии в действие, и другие важные герои зоны бэкстэйдж, среди которых костюмеры, стилисты, визажисты, охранники, координаторы, разнообразные помощники. Наличие времени при организации показа означает, что у вас есть один из самых главных ресурсов; и наоборот его отсутствие с большой степенью вероятности скажется на уровне показа – непременно «вылезут» косяки, которые были допущены в подготовительной суете. Когда мы готовили последний большой показ Sabotage в центре MOD Design, мы действовали именно так. К показу, который состоялся в конце сентября, мы начали готовится в начале лета. И это обеспечило нам качественный результат.

Цель показа

Занимаясь подготовкой к показу, важно помнить о том, какие стратегические цели преследуются. Это могут быть, например, следующие:

1. Представить новую коллекцию так, чтобы она запомнилась.

2. Добиться максимального освещения показа в СМИ.

3. Заинтересовать байеров, представителей модных магазинов одежды и конечных покупателей представленной коллекции, мотивировать их на осуществление закупок (покупок).

При подготовке к показу следует постоянно держать их в голове, поскольку организация показа зачастую сопровождается хаосом. В процессе подготовки в голову вдруг приходят новые гениальные идеи по тем или иным моделям, масштабы задумок не соответствуют реальным возможностям. Приходится отказываться от запланированных элементов шоу… В этой ситуации только фокус на стратегических целях позволяет принимать рациональные и взвешенные решения. Что важнее, представить сделанную не полностью коллекцию или реализовывать до последней минуты новые идеи с ножницами в руках? Что важнее, вывести на подиум неудачную девочку или отказаться от представления той или иной вещи как таковой? Что важнее, собрать на показ журналистов или потратить время и деньги на приглашение случайных прохожих? Упрощенно ключевая цель вашего показа могла бы звучать так – произвести впечатление. Ее достижение лежит на пересечениивсех тех грамотных организационных решений, о которых мы говорили выше.

Место проведения

Выбор площадки для проведения показа всегда является нетривиальной задачей. Обычно брендов, дизайнеров и организаторов дефиле это является настоящей проблемой. Удачное место для проведения показа должно соответствовать следующим критериям: быть доступным по деньгам, быть пригодным для проведения показа с точки зрения размера, интерьера и внутреннего устройства, в той или иной степени коррелировать с настроением и концепцией коллекции, по возможности быть малоизвестным и неизбитым в глазах светской публики и журналистов моды.

Найти место, соответствующее всем этим критериям, даже в таком мегаполисе как Москва, на самом деле весьма непросто. В большинстве случаев организаторам приходится делать выбор в пользу того или иного аргумента. Скажем, конференц-холл подходит по размерам, но имеет не подходящий офисный дизайн, а многоярусная автостоянка, несомненно, концептуальна, но не соответствует современным требованиям к комфорту. В большинстве случаев организаторы делают выбор в пользу пространства и комфорта, что вполне объяснимо. Однако это, как правило, означает, что вы теряете возможные PR -очки. Самые сильные впечатления производят показы, проходящие в необычных местах.

В целом место проведения показа имеет чрезвычайно высокую значимость для PR вашей марки. Выбирая место для проведения показа, следует обращать внимание не только на внешнюю атрибутику, авторитетность зала, удобный подъезд, хорошую парковку, но и на элементы, организующие пространство, создающие энергетику. В некоторых случаях пространство, выбранное для показа, само по себе может служить визитной карточкой мероприятия, поддержать определенный имидж показа. Конечно, за необычные креативные места нужно платить и, как правило, платить немало во всех смыслах этого слова. Однако же это целесообразно и обычно окупается сторицей.

Продюсирование атмосферы

Настоящее искусство продюсирования показа состоит в том, чтобы создать в зале и перед его дверьми желаемую атмосферу. То, что я имею в виду, на самом деле сложно описать словами. В некоторых случаях вы приходите на показ и чувствуете: здесь драйв. Внутренний голос вербально или невербально как будто говорит вам: «Здесь сейчас будет происходить что-то важное. Это интересно и захватывающе». В других же случаях все вроде бы на своих местах: построен солидный подиум, собрались зрители, слышен негромкий звон бокалов, но на самом деле никакой энергетики нет. Внутри скука и пустота. Невысказанная мысль звучит примерно так: «Давай побудем здесь полчасика, коли уж пришли, и двинем дальше».

Важно продумать то, каким будет сценарий проведения показа, где будут находиться гости до показа и как будет организован их проход на мероприятие. Важно заложить в сценарий элементы, искусственно создающие атмосферу напряженного ожидания у гостей и журналистов. Хорошо могут работать такие приемы как фэйсконтроль, создание очереди, ажиотаж зевак у входа. Искусство «продюсирования атмосферы» и заключается в том, чтобы найти взвешенный баланс между столпотворением и ожиданием, между желанием ждать и желанием уйти. Как и в случае с выбором грамотного места для проведения показа, если вам удалось создать на мероприятии правильную атмосферу драйва, вы можете записать ее в свой актив. Теперь шансы на то, что о вас напишут и расскажут друзьям, значительно выше.

Как представить

Формат представления коллекции поклонникам и журналистам чрезвычайно важен. Можно как «вытянуть» плохую коллекцию, так и зарубить хорошую. Поэтому концепция и сценарий показа должны быть продуманы заранее и реализованы максимально четко. Начиная подготовку к показу, следует, прежде всего, определить его целевую аудиторию. Для большинства из вас она, скорее всего, понятна. Это ключевые поклонники и друзья марки и журналисты. Первые – самым непосредственным образом связаны со стилистикой и духом представляемого вами бренда. И поэтому логично предположить, что они ждут, от показа того же настроения, той же, если угодно, концепции, которая ощущается ими в самой марке. Строгая минималистичная однотонная одежда предполагает соответствующую тональность показа, выдержанную, строго неспешную интеллектуальную. Мешковатая, цветная молодежная одежда однозначно требует соотнесения с той рэп-культурой, частью которой она является. Роскошные вечерние платья зовут к неспешному гламуру, веерам и более классической музыке. Если этот ключевой принцип будет нарушен, то у зрителя случится то, что в психологии называют «разрыв шаблона» или, если угодно стилистический диссонанс.

Это очень важно увязать с имиджем марки. Если вы представляете молодежную марку, то аудитория и место должны соответствовать имиджу марки. Готовя показ для Sabotage , мы всегда помним об этом.

В случае, если вы попадаете в ожидания целевой аудитории, вы можете быть уверены в положительной оценке вашей работы. Зрители и поклонники подарят вам цветы, а журналисты напишут более или менее прогнозируемые отзывы. Такой подход гарантирует в какой-то степени стабильный результат, он позволяет вам планировать будущее с точки зрения, как возможных объемов продаж, так и интереса представителей СМИ.

Вообще идея, что каждый человек может самостоятельно организовать свой собственный кинопоказ, посещала меня давно. Но в итоге я всё же провёл вечера, которые очень мне запали в душу и точно перевесили мою симпатию в сторону частного кинопоказа. Давай по-порядку. Первый вопрос, который может возникнуть, следующий: зачем париться с собственным кинопоказом, когда есть куча кинотеатров, куда можно спокойно ходить?

На этот вопрос легко будет ответить, так как минусов у массовых кинотеатров куда больше, чем плюсов, но давай расскажем о плюсах. Наверное, самый главный – это большой экран, качество его разнится от кинотеатра к кинотеатру, но он почти всегда большой. 3D фильмы также интереснее, наверное, будет смотреть на большом полотне, чем на маленьком. Еще, в некоторых редких случаях, плюс заключается в массовости, так как нахождение в массе увеличивает эмоции, особенно это хорошо видно при просмотре комедии или фильмов ужасов. На этом, пожалуй, всё, не был упомянут звук, и не был упомянут он справедливо, так как звучание нередко оставляет желать лучшего.

Не нужно, думаю, перечислять минусы, лучше рассказать о преимуществах закрытого просмотра, в которых уже будут видны минусы массового и открытого.

Плюсы закрытого показа перед обычным кинотеатром

1. Люди

Ты можешь пригласить только тех людей, в которых ты уверен. Не будет всякого пьяного быдла, которое мешает нормальным зрителям, не будет тупых телок, которые светят своими айфонами во время показов или разговаривают по телефону. Это типичная картина любого кинотеатра, администрация зала зачастую забивает на всё это, что очень бесит. Охрана протирает штаны и вообще не за чем не следит.

2. Место

Если ты живешь в большом городе, то вполне сможешь найти сразу несколько потенциальных точек возможного показа. Можешь выбрать ту, которая удобна именно тебе и технически тебе подходит.

3. Закуски

Ты вполне можешь организовать свои собственные закуски. Не нравится поп-корн? Сделай свой или замени его ход-догами, не нравится разбавленная водой кока-кола, купи сам нормальную или вообще сделай алкогольные коктейли.

4. Атмосфера

Можно устроить тематический вечер, чтобы подчеркнуть атмосферу фильма. В этом есть особое удовольствие. Допустим, делаешь трешевый хоррор показ, соответственно, придумываешь, как развить атмосферу. Может, музыкой перед показом, пока все собираются?

5. Интимность

Естественно, ты не сможешь собрать сотни людей в маленьком зале, однако 30-40 вполне. Что это тебе даёт? Такое количество людей более индивидуально оценивают тебя. Это уже не серая безликая масса, которая приходит поржать. Здесь собираются те люди, которым либо интересно само кино, либо знакомства. Как в старые добрые времена.

6. Звук

Да, это спорная история. Однако, если ты организовываешь кинопоказ в каком-нибудь музыкальном клубе, качество звука тебя приятно удивит. Фильмы звучат совершенно по-другому, звукооператору легче контролировать маленькое пространство, к тому же он больше мотивирован, ведь перед ним этот фильм не будет показываться сотни раз, да и ему самому будет интересно. В кинотеатрах часто забивают на звук, мы слышим всё сплошной стеной, а также слышим какие-то сильные перепады громкости. К тому же, если кинозалы ограничены тонкой стеной, то можно услышать звук другого фильма. Когда организовываешь кинопоказ сам, такого дерьма не будет.

1. Помещение

В первую очередь тебе нужно найти подходящее место. Совет: избегай всяких антикафе. Лучше найди заинтересованного директора какого-нибудь арт-пространства, клуба или даже бара. Там необходим нормальный звук, если в помещении есть сцена, то должен быть и пульт, и концертные колонки. Обговори с директором все детали: оборудование, аренду, возможность привоза своих закусок. Условия бывают разные, выбирай их с умом. Наверняка найдется владелец бара с хорошим оборудованием, условием которого будет небольшая аренда и отсутствие алкоголя со стороны арендатора (то есть бар за твой счёт). Некоторые могут согласится лишь ради идеи или процента от входа, обычно это ровно половина. В любом случае это уже полдела.

2. Оборудование

Тут всё просто. Если со звуком ты вряд ли справишься сам, его аренда вполне дорогостоящая, то с проектором, полотном и ноутбуком ты должен будешь разобраться самостоятельно. Всегда устанавливай всё заранее, можно даже за день. Всегда есть вероятность того, что проектор не включится, или не будет работать ноутбук, или формат фильма не подойдет. Так что имей запасной план и прогоняй фильм до показа, включай проектор пораньше (он обычно должен прогреться).

3. Обстановка

Сделай всё красиво. Расположи места так, чтобы у всех была возможность нормально смотреть на экран, а также спокойно держать в руках закуску или что-то в этом роде. Приглашенным гостям должно быть комфортно, это и так понятно.

4. Свет

Со светом отдельная тема. Это всё-таки показ кино, поэтому убедись в том, что все источники света выключены во время показа. Глаза не должны улавливать свет кроме того, что идет от фильма. Должно быть темно!

5. Билет

Если ты тратишь деньги на это мероприятие, то нет ничего зазорного в том, чтобы установить стоимость входа. Всё равно получается, в большинстве случаев, дешевле, чем в кинотеатрах сегодня.

6. Фильм

Ну, и конечно, самое главное – фильм. Тут всё просто: ставь то, что тебе хочется посмотреть, от чего ты получишь удовольствие. Нравится смотреть треш – отлично, его и ставь. Любишь испанский порно-хоррор – ставь. Вечер закрытый, вход по приглашению, никто тебя попрекать за это не будет.

В итоге, как ты уже понял, ничего сложного в организации закрытого кинопоказа нет.

Недели моды принято ассоциировать с показами, однако модное шоу — всего лишь конечный результат долгого и кропотливого процесса создания коллекции. Вдохновение, работа в ателье, создание образа, примерка, поиск локейшена — и это только основные этапы на пути воплощения идеи в жизнь. 15 февраля 2017 года состоялся показ осенне-зимней коллекции Delpozo под руководством Джозефа Фонта, который в этом году празднует свой пятилетний юбилей на посту креативного директора бренда. Специально для Buro 24/7 дизайнер в серии дневниковых записей рассказал о каждом этапе создания коллекции, а мы, в свою очередь, собрали все эти главы в краткий гид.

О начале карьеры

О кастинге моделей

«Мы всегда ищем в моделях харизму. В них должно быть что-то, что отличает их от других, что-то уникальное. Это может быть взгляд, жест... Иногда сложно объяснить, что это, оно просто есть: девушка примеряет лук, и он мгновенно преображается на ней. И тогда мы понимаем, что модель нам подходит. Именно поэтому мы работаем с разными агентствами: нам важно иметь возможность выбирать. Мы всегда в поиске новых лиц, и это гораздо интереснее, чем работать с моделями, которые делают все шоу. Этим мы отличаемся от других. Плюс ко всему, в силу архитектурности вещей Delpozo, у каждой модели должен быть подходящий рост. Пропорции и баланс очень важны».

О поиске локейшена

«Сама идея показа коллекции осень-зима 2017 претерпела значительные изменения. Теперь секрет успеха — в сюрпризах, создании зрелища, выходящего за рамки моды. Но мне все равно нравится придерживаться минимализма и фокусироваться на самой коллекции. К примеру, я люблю устраивать показы днем, чтобы использовать натуральное освещение, чтобы каждое мое творение по-настоящему выделялось ярким цветом. Что касается декораций, обычно я выбираю чистый белый цвет, который не отвлекает от одежды. В этом сезоне у нас на подиуме был только один декоративный элемент — белые арки. Еще один важнейший элемент любого показа —музыкальное сопровождение. Я люблю приглашать на показы живую музыку. Она добавляет драматичности моменту выхода моделей и создает незабываемую атмосферу. Мне и моей команде нравится лично выбирать группу на каждый сезон — ту, что больше всего подходит под коллекцию».

«Конечно, Delpozo не может игнорировать власть социальных медиа . Они открывают доступ к широкой аудитории, помогают найти общий язык с будущими клиентами и — самое важное — дают возможность делиться контентом здесь и сейчас. Благодаря социальным сетям бренд Delpozo, у которого нет магазина на каждом углу, получил возможность установить диалог со своими покупателями. Для нас это способ делиться со своими подписчиками интимными моментами — работой в ателье, бэкстейджем или специальными проектами. Чаще всего я пользуюсь инстаграмом, помимо официального аккаунта Delpozo веду свою ».

О том, что происходит в день показа


«В день показа я заранее приезжаю на место проведения шоу, чтобы в последний раз проверить, все ли в порядке. Внезапные сюрпризы нам не нужны. Все утро я пью зеленый чай, он помогает мне успокоиться. Декорации всегда готовы с вечера накануне показа. Как только прически и макияж моделей закончены, мы тестируем звуковую аппаратуру и репетируем с директором по кастингу. Мы должны быть уверены, что девушки знают, куда им идти и в особенности в каком ритме двигаться. Показы коллекций Delpozo сопровождаются только живой музыкой, и мы обязательно устраиваем дополнительную репетицию за день до показа. Для Delpozo очень важно показывать коллекции при утреннем свете, так как я предпочитаю естественное освещение. Обычно нам не везет, и прямо перед показом начинается снег или дождь, но в этот раз солнце было на нашей стороне».


Top