Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека

Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Забавляясь и играя, дети обретают себя личностями. Разнообразие коррекционных игр обеспечивает детям даже с серьезными отклонениями в развитии разнообразие удовольствий и разнообразие средств связей в детской среде и в обществе в целом. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть – значит вступать в контакт с кем – то. В этом плане и коррекционная игра – диалог между партнерами, одним из которых на первом этапе обучения игровой деятельности является учитель (воспитатель), потом сверстник или группа играющих детей.

Игра необычайно информативна, она не только знакомит детей с окружающим миром, но и многое «рассказывает» самому ребенку о нем самом и воспитателю об играющем ребенке. Игра для ребенка с разного рода отклонениями – это модель, избавляющая его от многих личных тягот, переживаний, болезненных ощущений, душевного дискомфорта.

Игра – это школа произвольного поведения, по определению известного психолога Д. Б. Эльконина. Заставьте ребенка, с какими – то отклонениями стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель уже будет с успехом достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!»

Замирают и стоят неподвижно самые больные мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Кроме того, игра – школа морали и действий. Так определил ее психолог А. Н. Леонтьев: «Можно сколь угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями». Игры при умелой организации взрослых учат и аномального ребенка многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке и т. д. Только времени на воспитание таких положительных качеств уходит немало.

Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Интересной игре он отдается целиком, если ему привиты самые элементарные навыки игровой деятельности. Ему не всегда важен результат игры, больше нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был.

Для любого ребенка игра – это труд.

Теоретические основы игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких учёных, как Е.П. Флерина, Е.А. Аркин; позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, П.Ф. Каптерева и других.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей её развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их последователей. Учёные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Сюжетно-ролевая игра согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.) – ведущая деятельность дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только ребёнок умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребёнка.

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты. Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец, четвертый - реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми.

Правила, установленные самим ребенком, рассматриваются в психологии как правила внутреннего самоограничения, самоопределения. Л.С. Выготский подчеркивает, что творческая ролевая игра - преобладающая деятельность ребенка трех-шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения... За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера... Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста».

В таком понимании игра имеет чрезвычайно важное значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.

Как отмечает К.Н. Поливанова, игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую стороны деятельности. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением.

Сюжетно-ролевая игра разворачивается обычно в группе детей, которая поддерживает выполнение ребенком взятой на себя роли. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми. Вопрос о новообразованиях, которые возникают на этапе сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности, окончательно не решен. Среди них называют произвольность, воображение, планирующую функцию мышления, децентрацию и др. Вместе с тем, всеми психологами подчеркивается огромное значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Таким образом, игра при правильном её формировании решает важные задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и осознание ценности игровой деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте раскрывает огромные воспитательно-образовательные возможности для психического и личностного развития каждого ребенка.

Было бы большой ошибкой считать, что полноценная игра может развиваться без влияния среды и определённого руководства со стороны взрослых. Это лишь тогда достигает цели, когда учтены факторы, формирующие собственно игровую деятельность, а также внутренние закономерности развития этой деятельности. Без знания внутренних закономерностей развития игры, как деятельности, попытки управлять ею могут разрушить её естественные механизмы.

Задачи гармоничного воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные преобразования в психике ребенка и его интеллектуальной сфере, которая является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

А.В. Запорожец указывал на необходимость изучения детской игры, начиная с раннего детства, выявления движущих причин и закономерностей её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях.

В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, определяется ряд направлений. Представляется важным, особенно в настоящее время, обсудить вопрос о том, что объединяет педагогов-исследователей детской сюжетно-ролевой самостоятельной игры понимание того, что игра – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения.

Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры (конечно, при согласовании с партнерами); в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры (как будто не нарушает логики развития игры, логики жизни).

Своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место в значительной мере и сейчас. Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют.

Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят, даже малыши-дошкольники, такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участи в играх.

Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор же, воспитатель получают возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.

Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершении игры: организует беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др.

В условиях детского сада игра - одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, - игра и труд, игра и занятие.

Сюжетно-ролевая творческая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. С этой позиции мы делим игры на следующие виды:

1)Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экспромтные игры и развлечения;

Освобождающие игры и забавы;

Лечебные игры (игротерапия).

2)Интеллектуально – творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно – интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно–предметные, обучающие, познавательные);

Строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные, игры – автоматы (кнопочные игры);

Игровые методы обучения, игры – упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психику.

3) Социальные игры:

Творческие сюжетно – ролевые (подражательные, режиссерские, игры – драматизация, игры – грезы);

Деловые игры (организационно – деятельные, организационно – коммуникативные, ролевые, имитационные).

4) Комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность). Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников. Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

Игра издавна использовалась для обучения и воспитания. Отечественная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного.

Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Так в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий. Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так, в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в соответствии с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Тема этих игр основывается на жизненном опыте детей. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. В них заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей. Отображая в игре жизненные впечатления, ребёнок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Ценность такой игры для дальнейшего психического развития и гармоничного воспитания ребёнка заключается в том, что

В сознании ребенка происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана;

Ребенок в своем развитии плавно переходит от игр индивидуальных к играм коллективным;

Новый уровень осмысления окружающей действительности расширяют творческие возможности ребёнка.

Важно умело использовать все виды игр в воспитательном процессе. Самостоятельная сюжетная игра тесно связана с обучающими играми. Одни виды игр взаимно обогащают другие.

Уже в игре детей раннего возраста создаются благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления и речи, развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья.

На первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувство дружбы.

В играх рядом, в первых деловых контактах, воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребёнка. В индивидуальных и в первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей. В играх дети проявляют своё отношение к действительности, дают нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой).

Результаты игры не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребёнок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности.

Таким образом, особенно важным моментом формирования игровой деятельности дошкольника является целенаправленное руководство сюжетной игрой со стороны воспитателя, вовлечение им детей в игровой процесс.

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.


Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда , мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.



Сюжетные игры для детей 3-4 лет.


Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка , тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин : во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.



Сюжетные игры для детей 2-3 лет.


Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.



Ролевые игры для детей 2-3 лет.


Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья », для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка », для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин ». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. последовательности, комментируя свои действия. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности.

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи , расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине , деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.


Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.


День рождения Степашки

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе , расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», « ».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Веселое путешествие

Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.


Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения , расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно-ролевые игры для детей 5-6 лет

Если вы захотите провести со своими детьми эту игру, придется заранее приобрести проектор или подобрать "домашний кинотеатр". Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

"Интервью"

При помощи считалки дети выбирают "журналиста", а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: "Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать "Кто ты?" он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: "Что вы варите?", "Кому вы хотите помочь?", "А станцуйте для меня!" - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью


"Илья Муромец" и "Горыныч"

В этой игре дети делятся попарно на "Ильей Муромцев" и "трехголовых змеев". Для того чтобы "Горынычей" было видно, им надо дать три длинные палки, соединенные подвижно вместе, на конец каждой можно прикрепить маску змея. Игроки, изображающие "Муромцев", держат в руках пластмассовые кольца. Змеи должны коснуться любой из голов Ильи Муромца, чтобы убить его. Илья Муромец может накинуть на шею змею кольцо - "отрубить голову", поэтому задача Змеев - крутить головами.

Каждая пара во время игры должна стараться подражать характерным репликам своих персонажей: "Горыныч" угрожающе шипит, а "Илья" насмехается над ним и отшучивается. Остальные выбирают наиболее вжившуюся в образ пару.

"Плохой" и "хороший"

Эта игра позволяет оценить нравственную сторону характера детей, понять, кого из сказочных персонажей они считают плохим, а кого хорошим. После игры, выявив основные ошибки детских представлений, можно научить детей выбирать.

В первой части игры ведущий просит, чтобы дети самостоятельно выбрали для себя сказочного персонажа, и объясняет задание: после сигнала дети должны разбежаться в две стороны - сторону плохих и сторону хороших. Распределение заканчивается по свистку, неуспевшие делаются наблюдателями. Затем проигрываются сценку с ранжированием характеров (от более плохого/хорошего к менее), а затем проходит обсуждение, на котором дети должны объяснить, почему они характеризуют роли именно так, и подтвердить свои рассказы примерами из фильмов/книг.

Один из мощнейших способов формирования навыков личностного поведения — это ролевая игра. Как было показано в первой главе, роль это основа детской игры. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берет на себя играющий ребенок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребенок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребенка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

Остановимся на некоторых ролевых играх, влияющих на личностное развитие ребенка.

☺ Игра «Обмен ролями»

Технология игры очень проста. На короткое время Вы с ребенком обмениваетесь ролями. «Давай, ты будешь мамой (папой), а я дочкой (сыном)!» Например, предложите ребенку накрыть стол к завтраку, как это делает мама, проконтролировать, чтобы «дети» (например, папа и мама или бабушка) не забыли вымыть руки, правильно «вели» себя за столом и т.д.

Для более старших детей игра обмен ролями имеет еще более существенное значение. Например, Ваш сын пришел «не в духе» из школы, получил двойку, не выполнил свои обязанности и т.п. Вам необходимо серьезно с ним поговорить. Попытайтесь изменить форму: «Сядь, мне надо серьезно с тобой поговорить» на вариант «Сядь, поговори со мной».

Предложите своему ребенку высказать все, что по Вашему или его мнению должны ему сказать Вы. Несомненно, Вы убедитесь в совершенно потрясающем результате взаимопонимания. Тут выявится и то, что вы с ребенком по-разному видите проблему, и то, в чем это различие. Вы узнаете своего ребенка с новой, неизвестной Вам стороны. Но и он гораздо глубже поймет Вас и Ваше настроение, отношение, чувства.

☺ Игра «Пустой стул»

Ваша маленькая дочка прибежала к Вам с жалобой на старшего брата. Не торопитесь устраивать следствие и разборку. Поставьте пустой стул, предложите девочке сесть напротив и скажите: «Представь, что на этом стуле сидит Витя. Он хороший? Плохой? А что тебе в нем не нравится? Что мы ему скажем? Начинай. А что ты ему сделала? Что он тебе ответил?» И так далее. При спокойном отношении и переориентации в игровую деятельность ребенок постепенно будет успокаиваться и в значительной мере пересмотрит оценку ситуации. Не исключено, что выяснится иная роль Вити и что дочка сама не совсем права, Витя не такой плохой.

☺ Игра «Шаг в будущее»

Игра, в которой проигрываются ожидаемые явления. Любая мама знает, какой стресс испытывает ребенок, когда ему предстоит визит к врачу. Он рисует в своем воображении ситуации, связанные с болевыми процедурами, вне зависимости от действительного положения дел. (Например, вы должны посетить обычного педиатра, осмотр которого, как правило, безболезненен.) Если Ваш ребенок сильно беспокоится, предложите ему сыграть в предстоящий визит к врачу. Пусть он выберет роль по вкусу: врача или пациента. И начинайте играть. Проигрывайте всю ситуацию последовательно.

Вот Вы собираетесь в поликлинику, пришли к врачу, проиграйте все этапы осмотра, назначьте процедуры, выпишите рецепты, сходите в аптеку и проведите лечение. Попытайтесь проиграть разные сценарии. (Какой ребенку больше понравится.) Посмотрите результат. Дети склонны в игре выплескивать свое волнение и объективно делаются спокойнее. Не исключено, что после такой игры Ваш ребенок даже захочет идти к врачу, для того чтобы удовлетворить любопытство: а так ли все на самом деле, как в игре?

☺ Игра «Сновидения»

Мы часто видим разные сны. Дети не исключение. Обычно ребенок не запоминает, что ему снилось. Но бывают особые случаи, когда сон сильно эмоционально насыщен и занимает ребенка в бодрствующем состоянии. Чаще это тревожные сны или кошмары. Если ребенок проснулся и продолжает переживать страшные события сна, предложите ему поиграть в этот сон. Распределите роли и в путь! Предложите ребенку роль сильного героя, пускай он уничтожит, разобьет в игре то или того, что его испугало.

Проиграйте события сна так, чтобы они имели благоприятный или даже счастливый исход. Еще лучше, если в игре события примут комическую окраску. Не жалейте времени на игру, и Вы очень поможете своему ребенку, успокоите его нервную систему.

Игра «Сновидения» поможет и тогда, когда ребенок просто возбужден или очень волнуется перед каким-либо событием. В этом случае она имеет другую форму. Предложите ребенку представить, что он «заснул» и «видит» сон. Сон веселый и приятный. «Во сне» он совершает разные действия. Предложите ему разыгрывать свое поведение «во сне». Помогите ему направить сюжет игры в спокойное и оптимистичное русло. Как показывает наша практика, такая игра детям очень нравится.

☺ Игра «Парное бильбоке»

Это старинная игра, развивающая координацию, внимание в совместной деятельности. Эта игра тренирует способности адаптироваться к другому человеку, «подстраиваться» под него, и является хорошей моделью взаимодействия и выработки личностного самоконтроля. Игра проводится вдвоем и может проходить как в комнате, так и на открытом воздухе.

Прямоугольник из ткани, размером 30 х 50 см закрепить по коротким сторонам на двух палочках. Справа и слева в ткани вырезать два отверстия. В центре на бечевке, длиной 80 — 100 см прикрепляется небольшой шарик.

Складывая и натягивая ткань, два игрока заставляют взлетать шарик. Задача каждого игрока — поймать падающий шарик в свою лунку. За каждое попадание считается одно очко. Играют до пяти очков или до трех подряд у одного игрока.

Игра направлена на формирование у ребенка внимания к другой личности, попытке оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.

Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задает находящимся в комнате вопросы:

— На какое растение похож этот человек?

— На какое животное похож этот человек?

— В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

☺ Игра «Угадай меня!»

По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребенка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остается в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребенок.

☺ Игра «Живые картины»

Эта игра была известна еще нашим прабабушкам. Ее психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают в круг. Один (водящий) находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

Важно не только уметь играть, но и уметь организовать игру. Для этой цели тоже необходим определенный навык.

☺ Игра «Затейник»

Это групповая игра. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать ее проведение в группе. Участники группы выставляют «затейнику» оценку за проведенную игру по пятибалльной шкале. Подсчитывается общая сумма поставленных оце-нок. У кого она больше по итогам игры, тот и выиграл.

☺ Игра «Концерт»

Эта игра характеризуется тем, что готовится заранее, причем процесс подготовки для ребенка не менее занимателен и привлекателен, чем сама игра.

Кто-то из участников игры берет на себя роль конферансье. Он заранее готовит и вывешивает перед игрой на видном месте афишу о том, что состоится концерт, на котором выступят следующие участники (перечень). Если эта игра проводится в семье, то в качестве участников должны быть все члены семьи, включая домаш-них животных и случайно оказавшихся гостей. Задача каждого участника будущего концерта — придумать себе номер, реквизит, костюм и все это подготовить. Затем в назначенное время состоится сам концерт. Все участники выполняют роль зрителей, когда не заняты в номере. Затем путем голосования присваиваются призы. Важно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз. Для этого нужно придумать соответствующее число номинаций. От самых обычных (за «лучший номер», «костюм») до нетрадиционных (за «самую широкую улыбку», «за работу всеми четырьмя лапами», «самую длинную юбку» и т. п.).

☺ Игра «Xopoвая песня»

Эта игра направлена на развитие коллективной деятельности, совместной координации. Вперед выходит «дирижер» (по желанию). Все вместе выбирают песню для исполнения. Это должна быть всем знакомая и простая по мелодии песня. (Можно заранее заготовить шпаргалки со словами и раздать их игрокам.) По знаку «дирижера» все дети громко начинают петь, затем по хлопку «дирижера»

наступает тишина, но все продолжают петь мысленно. По следующему хлопку вновь поют вслух. И так несколько раз. Тот кто собьется, становится «дирижером» и руководит исполнением другой песни. Выигрывают те игроки, кто дольше всех продержался в «певцах».

☺ Игра «Комплимент»

Участники разбиваются на пары (можно случайным образом), и эти пары должны на время говорить друг другу ласковые и хорошие слова, не останавливаясь и не повторяясь. Один говорит, в ответ другой говорит, вновь первый, вновь второй и т. д. Выигрывает самая «долгоиграющая» пара.

☺ Игра «Дразнилки с солью»

Чтобы уметь общаться, ребенок должен хорошо знать окружающих его людей, внимательно к ним относиться. Вместе с тем, он должен уметь «посмотреть на себя со стороны», правильно представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Решение этих двух задач обеспечивает веселая игра «Дразнилки» . Дразнилки и всякие нелепицы особенно популярны у детей 5—7 лет . Дети любят дразниться. «Дразнилки» в косвенной форме негативно оценивают поведение другого человека, дают выход отрицательным эмоциям, восстанавливают справедливость. Часто нелепые стишки используются детьми не с целью обидеть напарника по игре, а просто для развлечения компании, как своеобразная форма проявления чувства юмора детей. Стремление посмешить других и повеселиться самому характерно для детей. Предлагаемая игра как раз и направлена на придание «дразнилкам» позитивного, веселого (а не обидного) контекста.

Первый вариант. Все участники садятся в круг (например за столом) так чтобы все видели друг друга и берут в зубы по соленой палочке. Затем они должны дразнить друг друга словами и мимикой, но чтобы не выронить изо рта соленую палочку. По мере того, как ее кончик во рту станет размокать, его откусывают и глотают, не выпуская палочку изо рта и не используя руки. Выронивший палочку может выходить из игры, но как вариант — оставаться в ней (вновь взять палочку в рот), получив за каждую потерю палочки штрафные очки. Побеждает тот участник, кто дразнился дольше всех и ни разу не выронил палочку изо рта.

Второй вариант игры «Дразнилки». В игре участвуют не менее десяти детей. Все участники игры встают в широкий круг. В центр круга выходит первый игрок, сообщает на ухо взрослому ведущему, кого он собирается «дразнить», и начинает в смешной форме изображать кого-либо из участников игры. Все остальные наблюдают за ним и угадывают, кого из присутствующих изобразили. Если игрок достоверно изобразил своего товарища и того угадали с первого раза, то угаданный меняется местами с «ведущим». Если с первого раза человек оказался неузнанным, то дразнивший выходит из игры. Игра проходит по кругу. Выигравшими считаются те, кому дольше всех удалось продержаться в игре.

Шпаргалка для ведущего

Для развития навыков коллективного поведения хорошо использовать активные моторные игры. Вы можете предложить ребенку игры с мячом.

1. Все дети делятся на две команды и встают по кругу. Они должны быстро передавать по кругу мяч из рук в руки, не выронив его и не перебросив его по воздуху. Какая команда дольше удержала мяч, та и выиграла.

2. Дети произвольно передвигаются по площадке, водящий держит в руках мяч. По команде ведущего все замирают, а водящий должен попасть в кого-то из игроков мячом, не сдвигаясь со своего места. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний остался на площадке.

3. Дети встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Тот, кто не поймал мяч, садится в центр круга на корточки. Время от времени игроки кидают мяч в сидящих в центре круга. Если кто-то из них ловит мяч, то он вновь встает в круг. Победителем остается последний в круге игрок.

☺ Игры «бегунов»

1. Дети делятся на пары, и по команде каждая пара, взявшись за руки, бежит к финишу. Побеждает та пара, которая прибежит первой и не расцепит руки.

2. Все дети встают в широкий круг. Водящий выбирает одного игрока, называя его, и пытается его догнать. Они бегают с внешней стороны круга детей. Тот, кого догоняют, может выкрикнуть любое имя стоящего в круге. Тот, кого назвали, быстро покидает свое место и бежит от водящего, а первый бегущий игрок занимает освободившееся место. Тот, кто «попался» в руки водящего, сам становится водящим.

3. По сигналу все начинают бегать по площадке, а водящий пытается «осалить» кого-то из игроков. Тот, кто попался, становится помощником водящего и тоже гоняется за игроками, пытаясь «осалить» их. Победитель тот, кто остался последним «неосаленным».

☺ Игра «Сиамские близнецы»

Все дети делятся на пары, желательно равные по росту. Затем каждая пара, взяв по листку чистой бумаги, встает лицом друг к другу. По команде дети прижимаются друг к другу лбами, между которыми зажат лист бумаги. Начинает звучать музыка, и под нее пары «сиамских близнецов» медленно двигаются в танце. Их руки должны быть заведены за спину; листок удерживается лбами. Оставаться на месте без движения нельзя. Если листок упадет на пол, пара останавливается и замирает в той позе, в которой оказалась, когда листок коснулся пола. Эти позы дети должны сохранить до конца игры, создавая помехи другим парам. Побеждает та пара, которая протанцевала дольше всех, удерживая листок бумаги.

☺ Игра «Воздушный волейбол»

Игра развивает координацию, кроме того, воспитывает у детей дух взаимопомощи, упорство, настойчивость. Все участники игры располагаются на площадке равномерно — так, чтобы между двумя любыми игроками расстояние было не менее полутора метров. Затем в группу играющих вбрасывается надутый воздушный шарик. Задача игроков — отбивать друг другу шарик, не давая ему упасть на землю. Однако игроки не могут сдвигаться с места и отрывать пятки от пола. Кто сдвинулся с места или последним коснулся шарика, перед тем как тот упал на землю, получает штрафное очко. Получивший три штрафных очка выбывает из игры. Победителями признаются два игрока, последними оставшиеся на площадке.

☺ Игра «Забавный теннис»

Игра позволяет не только развивать координацию, но и лучше чувствовать другого человека, научиться согласовывать совместные действия. Два игрока встают друг другу в затылок на расстоянии одного метра. Первый игрок наклоняет туловище вперед, горизонтально земле. На шею, под затылок, ему кладут теннисный мячик. Резко распрямляя туловище, игрок «отбрасывает» головой и шеей мячик заднему игроку. Второй игрок ловит мяч, поворачивается спиной к первому и описанным способом «кидает» мяч партнеру. Каждая потеря мяча дает одно штрафное очко. Игра продолжается до пяти очков. Кто их быстрее наберет, тот и проиграл.

☺ Игра «Догони фишку»

Играют группы по четыре человека. По двое садятся напротив друг друга за стол. На столе перед ними лист бумаги с нарисованным игровым полем.

В среднюю клетку игрового поля помещают фишку. Разыгрывается право первого хода. Теперь пара, которая ходит первой, «выкидывает» вперед правые руки, ладонями вверх или вниз. Для пары, сидящей с правой стороны стола, выигрышным вариантом является совпадение рук обоих участников (обе ладони повернуты вверх или вниз). Если положение ладоней совпало, то они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону, если нет, то на одну клеточку в сторону противоположной пары. Пара, сидящая с левой стороны стола, заинтересована в том, чтобы их «выкинутые» ладони не совпали: одна смотрела вверх, другая вниз. В этом случае они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону. Если их ладони совпали по положению, то они передвигают фишку на одну клеточку в сторону «противника». Задача каждой играющей пары — «довести» фишку как можно быстрее до самой ближней к себе клеточки. Тот, кто сделал это раньше, выиграл. Количество клеток игрового поля может достигать девяти, но это существенно удлинит игру.

Сложные модели поведения в группе формируются у ребенка путем накопления личного опыта, нередко путем «проб и ошибок». Ему можно помочь, предложив сюжетные игры, моделирующие отношения в обществе взрослых людей.

☺ Игра «Этикет»

Это сложная игра, помогающая детям освоить определенные модели поведения. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап «Приветствие» . Все участники игры рассаживаются на стульях так, чтобы видеть друг друга. Затем они по очереди выходят и приветствуют всех остальных. Основная задача: приветствие каждого игрока должно чем-то отличаться от других. Например, один сказал «Здравствуйте!»; другой — «Добрый день!»; третий — помахал рукой; четвертый — «отдал честь»; пятый — поклонился; шестой помахал рукой и сказал: «Привет!» и т.д. Дети могут комбинировать несколько приветствий в одно, взрослый может им помогать. Когда все друг друга поприветствовали, начинается второй этап игры.

Второй этап «Комплимент». Дети избирают из своей группы Короля и Королеву, которых усаживают на трон (можно поставить на стол два стула, изобразив «трон»).

Все остальные участники игры — подданные, которые по очереди подходят к «трону», кланяются Королю и гово-рят комплимент Королеве. Когда все подданные сказали свои комплименты, роли Короля и Королевы переходят к следующим участникам, и так до тех пор, пока все не получат свою «долю» поклонов и комплиментов.

Третий этап «Приглашение на танец» . Участники подходят друг к другу и приглашают на танец. Приглашенные благодарят.

Четвертый этап «Угощение» или «Подарок» . Дети по очереди «угощают» друг друга мороженным (шоколадом, конфетой, яблоком) или «дарят» друг другу «подарок». В ответ получают слова благодарности. Каждый игрок должен кого-то «угостить» или что-то «подарить» и поблагодарить, когда «угостили» его.

Пятый этап «Прощание». Все дети по очереди «прощаются» и выходят из комнаты. Игра закончена.

Затем все вместе обсуждают, кто был лучшим в игре на ее различных этапах.

☺ Игра «Сколько у меня друзей!»

Детям предлагается указать три качества, которые они хотели бы видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

☺ Игра «Близнецы»

Игра позволяет ребенку более четко усвоить содержание конкретных понятий и их антиподов. Особенно она полезна для усвоения нравственных категорий и норм.

Детям рассказывают историю: «Жили два близнеца. Одного звали Витя, а другого Митя. Они были очень похожи, и различить их можно было только по тому, что и как они делали. Витя всегда все делал правильно: правильно говорил, учился, вел себя. А Митя все делал наоборот, то есть неправильно».

Вот мы сейчас и выясним, кто был Витя, а кто Митя в каждом случае. Итак:

— Один мальчик ел суп ложкой, а другой — вилкой. Кто Витя и кто Митя?

— Один мальчик спать ложился вечером, а другой — утром. Кто из них кто?

— Один мальчик старался получать только пятерки, а другой учился на тройки. Кто Витя, а кто Митя?

— Один, входя в дом, снимал шапку, а другой нет. Кто был Митя?

— Один мальчик съел много конфет, а сказал, что не трогал их вовсе. Другой не брал конфеты без разрешения и ждал, когда позовут к чаю. Кто был кто?

— Один мальчик сидел на уроках тихо, а другой болтал. Кто Витя, а кто Митя?

Эти вопросы можно продолжать, противопоставляя правильное и неправильное поведение.

Другая форма этой игры предусматривает, что ребенок сам предлагает правильные и неправильные формы поведения по механизму противопоставления.

— Витя честно признался, что случайно разбил чашку, а Митя... (Дальше ребенок достраивает фразу сам.)

— Витя перед едой вымыл руки, а Митя...

— Митя входил в класс самый первый, отталкивая девочек, а Витя...

— Митя ждал, когда бабушка погладит ему рубашку, а Витя...

— Митя считал очень веселым испугать девочку, неожиданно крикнув ей в ухо, а Витя...

Так можно продолжать, пока игра представляет интерес для детей. Можно предложить ребятам самим придумать, что делал Витя и что Митя. Этот вариант вызывает особенно бурную и активную реакцию детей — вы услышите множество возможных правильных и неправильных форм поведения. В зависимости от возраста детей, понятия, заложенные в формулировки, можно

менять — от более простых к более сложным.

☺ Игра «Репортаж»

Игра поможет освоить новые формы поведения, научит общаться. Участники игры должны подготовить и провести «телевизионный репортаж». В качестве темы можно избрать событие, знакомое всем участникам игры. (Например, репортаж о прошедшей экскурсии, вчерашнем уроке, о летних каникулах и т. п.)

Все участники игры делятся на пары. Один из пары будет «репортером», а другой — «гостем телевиде-ния». «Репортер» заранее готовит несколько вопросов по теме, которые он задаст своему гостю. Затем играющая пара садится на сцене перед остальными участниками-зрителями. Начинается «телевизионный репортаж». «Репортер» представляет «гостя», называет тему беседы и задает первый вопрос; «гость» отвечает; следует

второй вопрос, и так далее. В ходе беседы «репортер» может описывать какие-то события, делать комментарии, задавать импровизированные вопросы. В свою очередь «гость» тоже может отклоняться от темы, задавать встречные вопросы. Когда «репортаж» закончился, место на «экране» занимает другая пара. Так продолжается, пока себя не покажут в роли «репортера» и «гостя» все желающие.

Игра будет интереснее, если каждая пара будет разрабатывать свою тему. За каждый «репортаж» игроки, исполняющие в данный момент роль зрителей, выстав-ляют паре свои оценки: 3, 4 или 5 баллов. Оценки выставляет каждый участник отдельно. Затем оценки суммируются, а суммы каждой пары сравниваются между собой. Победителем является та пара, которая набрала больше всего баллов.

☺ Игра «Эксперимент с лабораторной мышью»

Эта игра для достаточно больших детей (начиная с 9 лет) направленные на развитие навыков понимания другого человека и лидерства. Играют два человека, остальные дети — зрители. Пары активных игроков последовательно меняются. Суть игры в том, что один игрок выполняет роль «экспериментатора», а другой — «лабораторной мыши». «Мышь» выходит из комнаты, а «экспериментатор» вместе с другими детьми решает, какое задание должна выполнить «мышь». Например, подойти к столу и сесть на стул или подойти к окну и т. п. Задания должны быть динамичными и достаточно простыми. Затем приглашают «мышь» в комнату, не объясняя, что от нее требуется. Она делает, что хочет, а «экспериментатор» за ней наблюдает. Когда действия «мыши» будут близки к тому, что от нее требуется, экспериментатор говорит ей: «Умница». Это единственное слово, которое может произносить «экспери-ментатор», причем это надо делать с одной и той же интонацией. Игра заканчивается, когда «мышь», наконец, сделает то, что от нее требуется. Выигрывает та пара, которая справится с заданием быстрее и точнее всех. Ей можно выдать шуточный «Диплом кандидата мышиных наук».

☺ Игра «Казаки — разбойники»

Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».

– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, паззлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).

1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.

На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так и сыпались: спасатели, сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку... И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей.


Top