Закаливание детей в детском саду. Закаливающие мероприятия

елена зверева

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

«Закаляйся , если хочешь быть здоров!» . С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.

Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии) . Закаливание также нормализует состояние нервной системы , укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий , включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур . Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность . При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий , тогда организм закаливается всесторонне . Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности , пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы : 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети , то им можно применять любые закаливающие мероприятия , вплоть до интенсивных); 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию , или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание , наиболее применимо в ДОУ) .

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно :

Если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

Если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

Повышенная температура у ребенка вечером,

Страх у ребенка перед закаливанием .

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих) . В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания , которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают : теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом . Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка .

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19 °

Перед дневным сном мы проводим специальное контрастное воздушное закаливание , его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот (игровой прием «Перелет птиц» , «Самолеты» «Сороконожка» «Поезд» и т. д). Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки) .

Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма .

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

Закаливание водой

Водные процедуры возбуждают нервную систему , поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой .

До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки : предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ . Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы , увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

Все процедуры закаливания проводятся в соответствии с Санитарно-гигиеническими нормами от 22.07.2010г. Глава 8 пункт 136.





Модель закаливающих мероприятий

в старше-подготовительной группе

№ п/п

Виды закаливания

старше - подготовительная группа

1.

Полоскание рта

После каждого приема пищи

2.

Чистка зубов

После завтрака

3.

Ходьба босиком

Во время физкультурного занятия и гимнастики после сна

4 .

Ходьба босиком в летний период

Ежедневно до 7 минут

5 .

Обширное умывание и растирание

После всех физкультурных мероприятий: (утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных занятий

6 .

Воздушные ванны

(нахождение детей в спортивном зале в трусах, без маек, босиком)

Во время физкультурных мероприятий

8.

Погружение ног и ходьба по воде

I , II , III , IV квартал

температура воды 18 градусов

9.

Сквозное проветривание помещений

Ежедневно в отсутствии детей

10.

Обеспечение температурного режима в помещении

Ежедневно

11.

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

В течение года по плану

12.

Режим прогулок

Ежедневно

13.

Сон с доступом свежего воздуха(без маек)

Ежедневно

14.

Проведение солнечных ванн (по возрастающей)

Ежедневно до 30 минут

При ё мы закаливающий мероприятий

Наименование

Методика проведения

Обширное умывание

1.Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

2.Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать « раз».

3.Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать « раз».

4.Намочить обе ладошки и умыть лицо.

5.Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Примечание: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два» и т.д. В старших группах они старательно обмываются водой их - под крана.

Наименование

Методика проведения

Обливание ног

1.В мойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш.

2.Ребенок садиться на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает о голень и стопу одной ноги, затем голень и стопу другой ноги.

Примечание : При проведении процедуры пол около ногомойки застилается ковриком.

Наименование

Методика проведения

Погружение ног в воду и ходьба по воде

1. В ногомойку наливается вода.

2.Ребенок входит в воду с одной стороны ногомойки, а выходит - с другой стороны.

3.Насухо вытирает, энергичными движениями, ноги ножным полотенцем

Примечание: по мере привыкания ребенок немного стоит в воде (для отсчете времени говорит « один, раз, три, четыре и т.д.)

Наименование

Методика проведения

Полоскание рта

1.Полоскание проводиться кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, набирает в рот немного воды и производит во рту «журчащие движения» с одной щеки на другую.

4.Затем воду выплевывает.

5.Процедура проводиться несколько раз.

Наименование

Методика проведения

Чистка зубов

1.Чистка зубов проводиться с использованием кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, моет щетку, кладет зубную пастус горошину и производит возвратно - поступательные движения по зубам вправо и влево затем, вверх и вниз, движения щеткой из-за щеки.

4.Небольшим количеством воды прополаскивает рот.

5.Затем воду выплевывает.

Людмила Терещенко
Закаливающие мероприятия в детском саду

Закаливающие мероприятия

Общие требования

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей :

Соблюдение санитарных и гигиенических требований;

Сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей) ;

Поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку) .

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду .

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

Организованная двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика (ежедневно)

2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю)

3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями :

После завтрака

На прогулке

После сна

На второй прогулке

5. Базовая и игровая деятельность

6. Закаливание :

Оздоровительные прогулки, ежедневно;

Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

Полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)

Взбадривающая гимнастика после сна.

Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно) .

Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание

2. Санитарный режим

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей

5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)

6. Утренняя гимнастика

7. Физкультурные занятия

8. Подвижные игры

9. Закаливание :

Оздоровительные прогулки;

Умывание прохладной водой;

- воздушные ванны :

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики) ;

б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период

11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы : солнце, воздух и вода.

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий , повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют , легче переносят заболевания. Доступность средств , что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся : постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия . Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия . Если проводятся все мероприятия , а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.

Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно . Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях , знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение : если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными .

Вода - общепризнанное средство закаливания . Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том , что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды : можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил :

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям : хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы) . Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание : обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания . Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются : сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания . Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно :

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания . Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему :

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Одежда детей на прогулке в зимнее время года

от + 6 до - 3 : 4-хслойная одежда : белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t0 выше 0 градусов) .

от -3 до -8 : 4-хслойная одежда : белье, платье, кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.

от -9 до -14 : 5-тислойная одежда : белье, платье, кофта или свитер, колготки, рейтузы (2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги.

Сон в группе при t0 +16 +15 - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло.

Одежда детей при различной t0 воздуха помещения

23 и выше

1-2-х слойная одежда : тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.

2-х слойная одежда : белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.

2-х слойная одежда : белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.

3-х слойная одежда : х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.

Традиционные виды закаливания детей .

Утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

Оздоровительная прогулка

Воздушные ванны

Воздушные ванны с упражнениями

Сон с доступом свежего воздуха

Умывание в течение дня прохладной водой

Полоскание рта прохладной водой

Хождение босиком до и после дневного сна

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

(массажные коврики) после дневного сна

Солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18 , зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

4. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет, горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик :

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит.

«Закаляйтесь - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений .

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. «Легкий массаж» . (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики

2-я – ребристая

3-я – с жесткой мочалкой

4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся ! Закаляйся !

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Ребёнок должен :

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз» ; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз» .

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз» .

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно : каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

2 младшая группа

Приём детей на улице (при температуре выше -15°)

Утренняя гимнастика в группе 8.00

Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов

Физкультурные занятия (в носках)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кровати

(с 3 квартала)

Элементы обширного умывания

Средняя группа

Приём детей на улице (при температуре до -15°)

Утренняя гимнастика

(в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

(с октября по апрель)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек и подушек

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

После полдника полоскание полости рта

Старший дошкольный возраст

Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки : утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кроватях

Обширное умывание, ходьба босиком

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

После полдника полоскание полости рта

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Оборудование :

Дорожка «Зигзаг»

Ребристая доска

Канат (скакалка)

Ленточки

Коврики с пуговицами

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

1. А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

ловко хвостиком махнут.

руки перед собой, ладони вместе,

показ махов

2. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки :

Ква-ква, ква-ква.

И. п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек» , с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку) .

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь) .

Полоскание рта.

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2

(декабрь, январь, февраль)

Оборудование :

Ребристая доска

Канат (скакалка)

Коврики с пуговицами

Снежинки

Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И. П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3

(март, апрель, май)

Оборудование

Ребристая доска

Коврики с пуговицами

Мешочки с песком

Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна .

Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

И. п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание ,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать.

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем. И. п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза И. П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.

Раз, два, три ровно иди

Тогда сильным и здоровым

От зарядки станешь ты.

ходьба по ребристой дорожке

и коврикам с пуговицами

Комплекс оздорозительно-закаливающих мероприятий включает широкое использование природных факторов (солнце, воздух, вода) и специально организованных воздушно-водных процедур (обтирание тела, обливание ног, общее обливание тела).

Прежде всего необходимо приучать детей находиться в помещении при нормальной температуре воздуха (21-22°С) в облегченной. одежде, состоящей из двух слоев: нижнего белья и легкой рубашки или платья с короткими или длинными рукавами. Одежда должна быть подобрана по росту, не сковывать движения ребенка. Для физкультурных занятий необходимо иметь трусики и майку. Обувь должна быть легкой, удобной.

Необходимо соблюдать соответствующий воздушный режим помещений. Групповая комната должна хорошо проветриваться, оптимальный воздушно-тепловой режим в ней поддерживается постоянно. В присутствии детей допускается одностороннее проветривание (1-2 фрамуги оставляют открытыми), с тем чтобы исключить возможность возникновения сквозняка. Оно может быть постоянным при условии, если температура воздуха в помещении не падает ниже установленной нормы, отсутствуют сквозняки от входных дверей и форточек из смежных комнат.

Сквозное проветривание осуществляется только в отсутствие детей. Оно проводится в течение 5-7 мин несколько раз в день. Перед возвращением детей с прогулки в группу, примерно за 30 мин, сквозное проветривание прекращается и температура воздуха доводится до нормальной. Туалетные комнаты можно проветривать также только в отсутствие детей.

В каждой группе должен быть график проветривания. Контроль за его соблюдением осуществляет старшая медицинская сестра и заведующая дошкольным учреждением. Для правильного физического развития и закаливания организма детей важно соблюдение всех санитарно-гигиенических требований к содержанию и оборудованию помещений.

Режим строится таким образом, чтобы ребенок мог находиться на свежем воздухе зимой до 4-8 ч в сутки (в безветренную погоду при температуре воздуха до - 15°С), а летом почти весь день (за исключением времени, отведенного на кормление и сон).
Специальные воздушные и солнечные ванны, как правило, не проводятся. Во время пребывания на воздухе при температуре 22-24°С дети подвергаются воздействию воздуха и солнечных лучей в процессе игр на участке, находясь в майках и трусиках или только в трусиках. В первое время пребывание детей на участке, освещенном прямыми солнечными лучами, не должно превышать 5-6 мин. После привыкания детей, появления легкого загара продолжительность пребывания на солнце увеличивается. В дальнейшем целесообразно организовывать игры детей на участке с рассеянным солнечным освещением.

Закаливание детей водой должно проводиться при благоприятном эмоциональном состоянии. При этом необходимо соблюдать индивидуальный подход и все основные принципы закаливания: постепенность, непрерывность, систематичность.

Очень важно постепенно приучать детей умываться, а затем мыть руки до локтя водой комнатной температуры, воспитывать у них потребность в водных процедурах. У каждого ребенка должно быть индивидуальное полотенце. Контроль за методикой и организацией водно-закаливающих процедур в яслях-саду осуществляют медицинские работники. Все гигиенические процедуры, основанные на использовании воды, при правильной их организации могут оказывать также и закаливающее влияние.

Воздушно-водные закаливающие процедуры могут быть общими и местными. К местным относится обливание ног. Систематическое обливание стоп и нижней части голеней водой дает хороший закаливающий результат и может сочетаться с гигиенической процедурой мытья ног перед сном. Время обливания не имеет принципиального значения для закаливания, поэтому можно устраивать обливание и после сна. При этом важно учитывать: если ноги ребенка охлаждены, обливание следует начинать только после того, как они согреются до нормы. Проводимая систематически в одних и тех же условиях, в одно и то же время процедура обливания ног способствует выработке положительного отношения ребенка к закаливанию. Применяют два способа обливания ног - контрастное и с постепенным снижением температуры воды с 30 до 18°С.

После местных водных процедур можно переходить к общим - обтиранию тела ребенка и обливанию. Общее обливание тела ребенка эффективнее начинать в теплое время года, сочетая гигиеническую и закаливающую процедуры, а затем продолжать круглый год. Температура воды при обтирании и обливании тела постепенно снижается с 35 до 26-28°С. После водных процедур тело ребенка необходимо растереть мягким полотенцем до легкого порозовения кожи.

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя комбинированные воздействия в определенной последовательности: за воздушной ванной проводится водная процедура. В летнее время дети, вернувшись с прогулки, принимают общее обливание и садятся обедать в трусах и майках (время обеда может использоваться и для воздушной ванны).

Важно обеспечить постоянный врачебно-педагогический контроль за организацией всех видов деятельности и отдыха детей, за режимом дня, физическим воспитанием, закаливанием.

1. Значение, цели и задачи закаливающих мероприятий в режиме дня в ДОП

Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей в дошкольном отделении.

Основная цель, преследуемая работниками дошкольных отделений общеобразовательныхучреждений - это система проводимых мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма ребенка к перепадам суточных и сезонных температур, негативному воздействию атмосферного давления, изменению магнитных и электрических полей Земли и других разнообразных неблагоприятных процессов, которым подвергается ребенок за время своей жизни. Закаленный организм ребенка дошкольного возраста абсолютно не реагирует на подобные негативные атмосферные и температурные изменения. Однако, совершенно невозможно закалить ребенка один раз на всю жизнь.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что в дошкольных учреждениях в целях закаливания детей исполь-зуются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обти-рание, обливание, душ, купание). Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям ок-ружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).

Закаливающие мероприятия наиболее эффективны, считает Э.Я. Степаненкова, в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содей-ствует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В про-цессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ре-бенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоцио-нальный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.

Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс тре-бует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет спо-собность приспособления к условиям окружающей среды, сопро-тивляемость различным неблагоприятным воздействиям.

Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он вклю-чает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение уста-новленной длительности прогулок и режима двигательной актив-ности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это, считает А.В. Кенеман, обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем бла-гоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики), сте-реотипизирует условия и поведение ребенка в дошкольном отделении.

2. Структура, содержание и организация закаливающих мероприятий

Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, про-должительность; необходим индивидуальный подход в соответствии рекомендациями врача. К основным средствам закаливания, при-меняемые в дошкольных учреждениях, относятся:

1. Воздушные ванны - обеспечивают непосредственное воздей-ствие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двига-тельной деятельности детей. Наиболее целесообразным и есте-ственным видом такой воздушной ванны является утренняя гим-настика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовитель-ной к школе группах.

Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые вхо-дят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

Однако, несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительно-го регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяют необходимость дви-гательной активности детей во время купания. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруппами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря это-му ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.

Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэро-бикой. Тщательная проверка места купания, одновременное пребыва-ние в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания опреде-ляется для каждой возрастной группы врачом детского учрежде-ния. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ре-бенка.

2. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая об-менные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, ко-торые обладают бактерицидным действием (останавливающим раз-витие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляю-щим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар).

Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка тре-бует особой осторожности. При неумеренном использовании сол-нечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (воз-буждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудше-ние состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнеч-ные ванны должны проводиться только в соответствии с назначе-нием врача, с обязательным учетом индивидуальных особенно-стей детей.

3. Водные мероприятия — это обтирание, обливание, душ, ку-пание (в бассейне, в реке, в озере, в море). Основанием для назна-чения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особен-ностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, сти-мулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действо-вать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полу-круге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находит-ся в движении, не мерзнет и получает под руководством воспита-теля необходимый жизненный навык.

Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систе-му, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка расти-рая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

Во многих детских учреждениях при систематическом закали-вании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовитель-ных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в раз-личных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания це-лесообразно приучать детей.

Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохлад-ная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми луча-ми, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказыва-ет чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.

3. Методика проведения закаливающих мероприятий в старшей группе ДО

Основные задачи закаливания - укрепления здоровья детей, развития выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Руководствуясь требованиями «Программы», необходимо ввести закаливания детского организма в практику физического воспитания детей во всех детских садах и во всех возрастных группах.

Примерная схема закаливания детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:

1. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

2. Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

3. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +16, зимой до +18. Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.

4. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

5.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

6. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.

7. В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы следующие закаливающие мероприятия:

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°);
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику);
  • Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: утренняя 7.00 - 8.00; дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика в кроватях;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: проведению закаливания на достаточно высоком уровне способствуют наличие методического обеспечения, знание и применение разнообразных методических приемов со стороны инструктора по физической культуре, правильная структура гимнастики, подбор упражнений согласно возрасту детей. Все структурные части закаливания выдержаны по времени.

Музыкальное сопровождение; не громкая, спокойная, доброжелательная речь взрослых, использование педагогами методов одобрения и поощрения способствуют созданию комфортных условий, помогают большинству детей получать удовольствие от закаливающих процедур.

Опыт лучших детских садов и дошкольных отделений общеобразовательных организайий подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регу-лярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в дет-ском учреждении, только тогда оно приобретает привычный ха-рактер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.


Top