Клоун - подвижная игра для детей. Химическое шоу для детей

Мы в редакции SIMHOST редко скучаем, мы постоянно горим идеями и сегодня окунулись в атмосферу кануна Дня всех святых. Кто-то набрал , которые составят вам компанию в этот день. Ну а я... я просто боюсь клоунов. Даже сейчас, в свои 20 лет, я стараюсь избегать их везде, где только можно.

Так случилось, что в детстве меня вдарил клоун. Дело было в цирке, и он однозначно был пьян, ну а я не хотел фотографироваться и сидеть на его коленях. Потом был фильм «Оно». После которого я до сих пор не смотрю в сливы канализации на улице. В общем, отношения с представителями этой профессии сложились не самые лучшие. Да и как могут радовать эти безобразно раскрашенные мужики, которые искажают свою фигуру и внешность, как это может быть смешно?

С такими рассуждениями я пришел к маленькому топу клоунов из игр, что всколыхнули детские страхи.

Mall Clown – Heavy Rain

Не знаю почему, но этот клоун одно из самых ярких воспоминаний об игре Heavy Rain . Я прошел игру несколько раз, но это яркое пятно постоянно обращает на себя внимание. Этот клоун встречается в начале игры, где Итан (главный герой) подходит к нему по просьбе сына купить воздушный шарик. После этого Джейсон исчезает. Совпадение? НЕ ДУМАЮ!

Fargus – Pandemonium 1 & 2


В эту игру я долго не хотел играть (хотя она и хороша) лишь потому, что на обложке я видел это холодное, полное смерти лицо - Фаргуса, одного из героев игры. В детстве я не знал подробностей и мне почему то казалось, что в игре таится ОНО - страшное и неизвестное.

Sweet Tooth - Twisted Metal Series


А эту игру я обожал. Обожал потому, что я мог (хоть и виртуально) взорвать эту чертову машину с клоуном к чертам собачьим! Кстати, эта возможность была доступна игрокам всех частей серии, т.к психопат и убийца Сладкий Зуб - единственный персонаж, присутствующий во всех частях серии.

Adam Mcintyre, aka Adam the Clown – Dead Rising 2


Этого клоуна мы встречаем в торговом центре в качестве одного из боссов. Воображение сразу рисует зловещую картину. Вот дети смотрят вступление, рядом сидят взрослые и вдруг клоун набрасывается и съедает свою аудиторию. Брррр... Потаенный страх выполз на поверхность, и как же я был рад, когда накрутил его на зубья бензопилы.

Zombie Clowns - Left 4 Dead 2


Итак? Что может быть страшнее клоуна? Правильно - Клоун-зомби. Так решили и создатели кооперативного шутера Left 4 Dead , когда смешали эти два отвратных состояния в гремучий коктейль. Тут они мерзкие и противные, скрипом своих ботинок привлекаюшие зараженных. Не-на-ви-жууууууууу!

Kefka - Final Fantasy VI


Кефка пугает. Он вспыльчивый маньяк, деструктивная и жестокая личность. Его взгляд смотрит в душу и вынимает её. В игре он психопат, который не обращает внимания на человеческие жизни. У него нет ни капли раскаяния за свои зверства, которые он находит развлечением. И если до него все предыдущие злодеи FF были холодными и расчетливыми, то Кефка напрочь сломал этот шаблон.

CarnEvil


А в эту игру я поиграл в детском мире в Москве начала 90-ых. Изначально она представляла из себя обычный рельсовый шутер для аркадного автомата со световым пистолетом, но... Весь последний уровень просто кишит адскими Клоунами! Их здесь столько разновидностей, что у меня закружилась голова! Игру я так и не прошел, растерялся и умер. В тот день мне снились кошмары.

Condemned 2

Да, пусть технически эти враги - не клоуны, а безумцы в клоунских масках. Но боже, какая же для меня была неожиданность увидеть их здесь. Тем более, что геймдизайнеры постарались и вряд ли придумаешь маски страшнее, чем эта. И пусть Condemned 2 сама по себе страшная игра, но уровень Doll Factory запомнился мне навсегда.

А кция! Химическое шоу с лизунами и сухим льдом 9000 - 6500т.р . 1 час!

Детское научное шоу – это серия невероятных опытов, которые не увидишь в школе, а если и увидишь, то не то и не так. Как проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул?

Как поместить яйцо в бутылку? Что станет если цветок заморозить?

На эти и другие вопросы нам дадут ответы занимательнейшие науки – Физика и Химия. Вы же хотите, чтобы ваши дети были отличниками?

Прививайте интерес к знаниям безотлагательно. Позвоните и закажите «Шоу химии » домой. Кроме того, «Шоу химии » приглашают в детские сады и школы.

Все опыты, проводимые ведущими, абсолютно безопасны и безумно нравятся не только детям, но и взрослым. На наших шоу все принимают участие в экспериментах!

Стоимость Шоу химии немного дороже, чем приглашение на детский праздник клоуна, зато участие в опытах чокнутого профессора или ведьмочек, Гарри Поттера или Алладина запомнятся детямна всю жизнь.

ПРЕДЛАГАЕМ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

1."Волшебная лаборатория" (7-8 лет)

2. "Много всего!"(большая программа от 7 до 13 лет)

3. "Чудо химия" (10-13 лет)

4. "Веселье в темноте!"(8-13 лет). Элементы

5. " Шоу молекулярной кухни"

Мы предлагаем необычное химическое шоу , за основу которого взята сама идея непредсказуемо-вкусной молекулярной кухни.

6."Химическое шоу для малышей" (5-6 лет). Химия для самых маленьких. Новая увлекательная программа для маленьких детей. Мороженое на основе жидкого азота в режиме реального времени и элементы молекулярной кулинарии, эксперименты с жидким азотом – все в один момент и в одно время! Абсолютно экологически чистый продукт – мороженое не содержит химических добавок и состоит из свежих сливок и сахара и другие веселые опыты для малышей.

7. Мастер-класс "Сластена(5-13 лет)-изготовление шоколадных конфет. Шоколадный фонтан.

Разноцветная сахарная вата.

8.Шоу с житким азотом "Крио-хаос"(8-100 лет)Разбивание цветов. Гость разбивает об голову ведущего цветы, замороженные в жидком азоте! Эксперименты с жидким азотом. Разбивание замороженных в азоте предметов, обливание зала азотом, создание азотного облака, азотного крио мороженного и другие опыты.

Химическое шоу на праздник для детей, занимательная наука для детей - стоимость 7500р 1 час работы.

NEW Химическое шоу мини - 3000р. 20 минут работы. Входит в анимационную программу. Дополняет игровой сюжет.

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.

1. Кеннет (Клоун) Чейз

Кеннет Чейз появился на свет в 1932 году. Роды были трудными и его мать их не пережила. Эта трагедия воздвигла вечный барьер между отцом и сыном. Мальчик рос, а вместе с ним рос алкоголизм отца и его отвращение к сыну. Они уже практически жили каждый своей жизнью, к времени, когда Кеннет пошел в школу.

Успеваемость была средней, но Кеннет сиял в спорте. Он вырос высоким и сильным, был прекрасным бегуном, но наотрез отказывался играть в команде.

По дороге домой Кеннет собирал перья птиц, и скоро у него образовалась целая коллекция в коробке из-под сигар, которую он прятал под кроватью. Папаша либо пропадал на работе, либо пребывал в пьяном угаре, так что Кеннет в основном был предоставлен сам себе. Он помешался на перьях - на узорах, на их разнообразии, даже начал водить себе ими по губам. Наблюдая за птицами на кормушке в саду, Кеннет воображал, какими мягкими они должны были быть, и решил поймать одну. Он познакомился с местным дантистом и вскоре разжился анестетиками. С ее помощью он соорудил ловушку, в надежде что птица будет без сознания какое-то время, и он сможет ее потрогать.

После нескольких неудачных попыток, он поймал малиновку. Когда та была в его руках, мальчика охватило странное возбуждение. Он планировал отпустить птицу, как только та отправится от анестетика. Вместо этого, когда птица пришла в себя и начала сопротивляться. Кеннет не ослабил хватки. Его пальцы продолжали крепко сжимать тельце, пока то не перестало подавать признаки жизни. Он избавился от трупа, оставив себе перо, которое положило начало новой коллекции.

К концу сороковых годов Кеннет бросил школу и стал мальчиком на побегушках в закусочной. И уже переключился на другую живность - белок, енотов и собак, выверяя дозу анестетика для каждого вида.

В 1954 в городе исчез без следа молодой человек и все бросились его искать. Спустя несколько месяцев отец Кеннета нашел коробку из-под сигал в подполье дома. Открыв ее, он с ужасом осмотрел содержимое - перья, лапы животных и человеческий палец.

Возвращаясь с работы, Кеннет застал своего отца с коробкой в руках. Кеннет развернулся и убежал, больше не появляясь дома.

После нескольких недель скитаний, он наткнулся на бродячий цирк, и, учитывая телосложение, был принят работать на канатах. Он придумал себе новое имя - Джеффри Хоук.

Внезапно окруженный дружным коллективом, "Джеффри" пришлось учиться вести себя в компании. Он искусно отыгрывал свой новый образ, быстро прослыв услужливым и радушным человеком среди членов своей новой семьи.

Более десяти лет он оставался в цирке, исследуя США вдоль и поперек. Но новый образ жизни накладывал свой отпечаток и Кеннет приобрел много вредных привычек. Алкоголь, фастфуд, наркотики - все это было в порядке вещей. Поначалу этого было достаточно, но былая природа брала свое - ему снова нужно было убивать. Кеннет украл грим и одежду у коллег, и этот маскарад позволял приближаться к жертвам, чтобы безопасно усыпить их. После этого он тащил их к каравану, где те приходили в себя, понимая, что они теперь в его власти. Он наконец-то снова веселился, подпитываясь энергией от криков своих жертв, когда те вопили в ночи.

Как только сила жертв угасала, Кеннет тщательно осматривал их пальцы, выбирая самый красивый, а затем облизывал их, выбирая самый вкусный. Как только выбор был сделан, он отрезал палец и гордо добавлял его в свою коллекцию, выбрасываю тело, как ненужный мусор.

Мужчины, женщины, старые, молодые - ему было все равно. Суть хорошей коллекции состоит в разнообразии экспонатов и того, какие воспоминания они порождают.

Он все реже выбирался из костюма, постепенно принимая личину клоуна как свою собственную.

Со временем, Кеннет стал нерасторопным. Пока он отсыпался после пьянки, жертва смогла сбежать из его пут. Она убежала, крича, а затем Кеннет проснулся, обнаружив, что все циркачи бегут к нему. Он хлестнул коня и растворился в ночи.

С тех пор он слонялся по все стране, прибиваясь к бродячим циркам, но никто не видел, чтобы он когда-либо выступал. Он заманивал тех смельчаков и глупцов, которые сближались с ним, и сбегал, пока их не хватились.

В какой-то момент Кеннет покинул дороги США, передвигаясь по мгле, обнаружив, что вошел в другой мир. Окружение стало призрачным и непостоянным, что как нельзя кстати подходило к его новому образу жизни. Впервые за все свою жизнь Кеннет почувствовал себя дома. Он разбил лагерь и приготовился к визиту своей первой жертвы.

2. Перки Клоуна

Розыгрыш
РЕДК. НАВЫК

Вы перелезаете через препятствия на 5/10/15% быстрее. После перелезания через препятсвие Сущность заблокирует его на 8/12/16

Навык может заблокировать только одно препятсвие за раз. Препятствие заблокировано только для выживших.

Комментарий: Перк достаточно хороший, особенно при игре за Клоуна. Берешь, находишь сурва. Он бежит к инфиниту, ты кидаешь к окну бутыль, перелезаешь через него и сурву в итоге некуда деваться. Хороший перк. Помогает с инфинитами.
Полезность перка: 7 из 10

Обучающий перк открывается на 30 уровне.

Клоунофобия
ОЧ.РЕДК. НАВЫК

Само ваше присутствие внушает сильный страх. Находясь в радиусе вашего террора, Выжившие лечатся на 30%/40%/50% медленнее.

Комментарий: Мощно. Прям. Нет слов. Хороший перк. Я бы сказал отличный. Девсы потрудились в этот раз. Перк даже не ситуативный. Он ходовой. Ну кого не бесили свинки, пытающиеся лечиться перед окнами или паллетками? Ну это же просто сказка. Да и подлотать у крюка сразу не получится, даже если клоун рядом. А в связке с "Невыносимое присутствие" прям. Четко.

Полезность перка: 8 из 10

Обучающий перк открывается на 35 уровне.

Чертик из Табакерки
ОЧ.РЕДК. НАВЫК

Глубокая Связь с сущностью дарит вам силу. После того, как вы повесили Выжившего, поломка генератора сразу отнимает у него 15%/20%/25% общего прогресса. После этого прогресс будет уменьшаться с обычной скоростью.
Чертик из Табакерки активен в течение 30 секунд.

Комментарий: Как я писал выше: "Девсы потрудились". Хороший перк. И опять же, ходовой. 70% крюков расположены в непосредственной близости от генераторов. Поэтому: Повесил и сломал. Всё просто! А первый кэтч от майкала в Первом Чистом Зле, так вообще сказка в начале игры!

Полезность перка: 7 из 10

Обучающий перк открывается на 40 уровне.

3. Способность Клоуна

Добивающий Тоник
СИЛА

Годами Кеннет экспериментировал с анестезирующими препаратами и миорелаксантами, разработав в итоге несколько эффективных формул. Его любимая смесь - Добивающий Тоник. Кеннет пользовался им очень часто, отравляя и обездвиживая с его помощью жертв.

  • Нажмите (или замжите) клавижу Силы, чтобы бросить бутылку Добивающего Тоника. Когда она разбивается, то выпускает токсичный газ, поражая Выживших вдохнувших его.
  • Отравленные Выжившие страдают от замутненного зрения, медленнее двигаются и кашляют в течении 2 секунд.

    Чтобы перезарядить количество бутылок в инвентаре, нажмите и держите клавишу Активного Умения

    Комментарий: Хм. Спорная штука. Для начала хочется отметить особую траекторию кидания бутыля. Это не топор охотницы, который летит по прямой. Это бутыль, который летит по дуге. Причём дуга достаточно странная, потому что если мы целимся в небо, то дуга идет у нас вверх, а потом уже приземлется в точке, которая предположительно была выбрана вами за цель. А если целимся ниже горизонта поля зрения нашего Клоуна, то бутыль летит не так высоко, как в предыдущем случае. Это слегка затрудняет метание бутыля. Долго нужно учиться, чтобы метать их на огромные расстояния. Ладно. Пару слов о силе: Да, не рыба, не мясо. Средне. Имбой не назвать и бесполезной способностью не назвать. Заметили, что не ноет, что киллер имба? Да, заметили. А потому что люди с крюгера уже привыкли к такому дер*му и все поняли, что ныть бесполезно. Все в дальнейшем научаться играть против него. Ну да, замедляем мы, зрение портим настолько, что невольно щуришься в монитор. Это реально имбово. На своем опыте уже могу сказать, что вольно бегать в инфинитах и в паллетках против умелого клоуна просто так не получится. Ну в итоге. Неплохо. Этот маньяк будет ходовым в дальнейшем.

4. Улучшения Клоуна

5-процентный эфир ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

Органическая Анестезирующая смесь

  • Слегка увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Вонючие стельки ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Заплесневелые стельки, помогают успокоить уставшие ноги

  • Слегка увеличивает скорость передвижения во время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Перо малиновки ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Оранжевое перо, мягкое на ощуп

  • Слегка снижает временной промежуток между бросками бутылок Добивающего Тоника
  • Эффект суммируется

    Клоунские перчатки без пальцев ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Атрибут стандартного клоунского наряда с отрезанными пальцами для лучшей хватки.

  • Слегка снижает время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Перо скворца НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Чёрное перо с изумрудным блеском, крайне мягкое на ощуп

  • Умеренно снижает временной промежуток между бросками бутылок Добивающего Тоника
  • Эффект суммируется

    Липкая бутылка из под газировки НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Пустая бутылка, покрытая липкой оболочкой из сахара и соли

  • Вы стартуете с 1 дополнительной бутылкой Добивающего Тоника
  • Увеличивает максимальное количество бутылок в инвентаре на 1
  • Эффект суммируется

    Канистра Керосина НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Чистая легковоспламеняющаяся жидкость с резким запахом, при вдыхании притупляет разум

  • Отравленная жертва страдает от эффекта Слепота в течение 30 секунд
  • Эффект суммируется

    Сосуд с растворителем НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Легковоспламеняемая химическая смесь, которая раздражает дыхательные пути человека

  • Отравленная жертва страдает от эффекта Усталость в течение 30 секунд
  • Эффект суммируется

    Толстая пробка НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Плотная пробка, прекрасно подходящая к бутылкам Добивающего Тоника

  • Умеренно снижает время Перезарядки
  • Эффект суммируется

    10-процентный эфир РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Органическая едкая анестезирующая смесь

  • Умеренно увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Порнуха на Кассете РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Классическая кинолента, на которой записаны все выпуски FilthyFranka`a про Пироги.

  • Умеренно увеличивает скорость передвижения во время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Пробирка с серной кислотой РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Жидкость без цвета и запаха, по плотности напоминающее масло. Обладает сильными разъедаюшими свойствами.

  • Отравленная жертва значительно страдает от эффекта Травма в течение 120 секунд
  • Эффект суммируется

    Бутылка хлороформа РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Сладкопахнущая смесь органического происхождения с сильными анестезирующими свойствами

  • Умеренно увеличивает радиус действия газового облака после броска добивающего тоника
  • Эффект суммируется

    Мензурка с отбеливателем

    Сильный химикат, способный вызвать раздражение кожи, ожоги и повреждения легких

  • Отравленная жертва дополнительно умеренно страдает от эффекта Замедление
  • Продолжительность эффекта отравления слегка снижена
  • Эффект суммируется

    Бутылка дешевого Джина ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Напоминает о былых дешевых временах и адской головной боли

  • Вы стартуете с 2 дополнительными бутылками Добивающего Тоника
  • Увеличивает максимальное количество бутылок в инвентаре на 2
  • Эффект суммируется

    15-процентный эфир ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Крайне взрывоопасная анестезирующая смесь

  • Значительно увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Коробка из-под сигар ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Мрачная и незавершенная коллекция пальцев. Наполняет клоуна сильным желанием и улучшает его способность создания Анестезирующих препаратов.

  • Слегка увеличивает радиус действия газового облака после броска добивающего тоника
  • Слегка увеличивает эффект размытого зрения у отравленных жертв
  • Эффект суммируется

    Набор яркого грима ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Что-то из этого ляжет на лицо, а что-то пойдет в Тонизирующий Тоник. Разведенный грим намертво прилипает к легким жертвы

  • Умеренно увеличивает радиус действия газового облака послеброска добивающего тоника
  • Умеренно увеличивает эффекта продолжительности газа
  • Эффект суммируется

    Мизинец рыжей девушки УЛЬТР.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Трофейный мизинец рыжей девушки. Источает едва уловимый аромат. На вкус, как поппури и лак

  • Если бутылка разбивается о выжившего, тот будет страдать от эффекта уязвимость
  • Слегка уменьшает эффект продолжительности отравления
  • Эффект суммируется

    Татуированный средний палец УЛЬТР.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Трофейный палец большого татуированного мужчины. Имеет терпкий вкус машинного масла.

  • Вы видите ауры отравленных выживших в течение 6 секунд
  • 5. При попадании в вас бутылкой, вы можете страдать от эффекта «Уязвимость» Да, и такое возможно. Есть такое улучшение: «Палец рыжей девушки», которое такою хню предоставляет к бутылям. Сбросить его никаким образом нельзя. Имбовая вещь однако.
    6. Инфиниты против него не работают. Один бутыль в окно и вам кабзда...
    7. Чтобы не произошло, не спасайте выжившего с крюка, если в нем пердеж. Даже если клоун далеко. Почему так? Да очень просто. Входя в Облако, сначала вы замедляетесь и кричите. Клоун оповещается о вашем присутствии, бежит к вам. Потом снимаете с крюка сурва. Он тоже в отраве. Теперь у вас отравление 2ой стадии. Поздравляю. Клоун тут как Тут, а вашего тиммейта добивают и вешают.
    0. - псст, ну можно ведь и подписаться за проделанную работу)
    8. Если вы отравлены и замедлены, то вы будете перелезать через окно чуть-чуть медленнее, нежели чем без отравления
    9. Нарезайте круги!! Он не особо поворотлив!
    10. Не бегите по прямой, так как в вас легко попасть бутылкой.
    11. При перезарядке бутылей он улыбается. Не знаю зачем это здесь. Пусть будет)
    12. Его перезарядка достаточно мобильная. В отличии от охотницы и её топоров. Ему перезаряжать бутыли мобильнее. К тому же, если он начинает перезаряжаться, то это не значит, что он будет это делать до конца. Он может отменить по надобности. Поэтому если вы видите, что клоун перезаряжается, то не маячьте перед его носом. Он вам въ*бет.
    13. Многие сурвы не осознают, что клоун может действовать на усталость. Очень популярен аддон «Сосуд с Растворителем». При отравлении вызывает усталость на 30 секунд. Некоторые этого не замечают и поэтому просир*ются на том, думая что «Крепкий орешек» их спасёт...
    14. Не щурьтесь в экран, если вы отравлены. Это вам не поможет)))
    15...

    7. Советы по игре за Клоуна

    1. Чтож, для начала: Ваш пердеж - имбовая вещь! Если играть правильно.
    2. Если свинка водит хороводы вокруг препятствий с паллеткой. То делайте просто. Раз бутыль, перед паллеткой, два бутыль, туда, где стоит сурв. И всё, некуда ему бежать. Побежит по кругу, отравится, и получит хит.
    3. Старайтесь выживших не выводить из облаков. С каждой секундой, проведенной в облаке, им начисляется время отравления и замедления.
    4. Старайтесь учиться кидать бутыли издалека, по дуге, таким образои, чтобы вы могли издлека заблочить генератор.
    5. Инфиниты - ваши друзья! При правильном разыгрывании бутылок вы будете превращать способ сурвов для избежания погони, в способ получения хита от вас.
    6. Делайте фейк перезарядки! Шумите! Дайти свинкам запутаться!
    7. При подборе сурва с оскролком, киньте под себя Бутыль. Таким образом мы замедлим, спрыгнувшего с плеча.
    8. Учитесь разбивать бутылки о сурвов. Они будут сильнее страдать от замедления и отравления, если они попадут под хит бутыля.
    9. Перед тем, как подобрать сурва, разбейте перед собой бутыль, чтобы никто не смогу вам посветить в ебл*т)
    10...

    Спасибо за прочтение

    Надеюсь, это руководство помогло вам узнать об этом убийце. Пр моему мнению - это самый сбалансированный убийца из всех, которые выходили в DBD (не считая первых трех: Траппера, Призрака, Деревенщину, так как они были в игре изначально). Всё чудесно. И способность и подношения, и стили игры. Мне кажется этот убийца даже один из лучших. Но как ни странно некоторые до сих пор ноют, что он имбовый)

    Если вам не трудно, то подпишитесь на меня:
    Добавьте в избранное и поставьте лайк:3

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"ЦИРК"

Физическое развитие

Этюд на выразительность жестов «Клоуны»

Цель: развитие пантомимических умений, сообразительности. Взрослый называет или показывает эмоциональное состояние.

Игры - имитации: «Артисты цирка»

«Шустрые обезьянки»

Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развитие ловкости, умения действовать на сигнал.

Упражнение на дыхание «Змея шипит»

Сидя по-турецки, руки сложить ладонями друг к другу, медленно поднимать вверх.

Физминутка «Вышел клоун»
Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

Физкультминутка «Вышли мышки»
Вышли мышки как-то раз

(Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час.

(Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши)
Мышки дернули за гири.

(Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири")
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту)

Расслабляющий массаж

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

И.П. - стоя. Лёгкие поглаживания от лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

И.П. - тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

И.П. - тоже. Погладить руки, плечи в направлении сверху-вниз (5-20 раз)

И.П. - тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке (5-20 раз)

Игровое упражнение «Ласточка» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Дыхательная гимнастика «Весёлый мячик»

Встать прямо, ноги расставить.

Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками (у-х-х-х) (выдох), догнать мяч. ИЛИ имитация игры в мяч.

Игровое упражнение « Факиры» (под муз. сопровождение)
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа. Ход игры: дети сидят, ноги скрестно, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена, подбородок касается груди. Глаза закрыты. Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"ЦИРК"

Физическое развитие

Коммуникативная игра «Змея»

Цель. Учить с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него. Ход игры. Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

Я змея, змея, змея. Я ползу. Ползу. Ползу. Будь моим хвостом!

Ну, тогда пролезай.

После этих слов участник пролезает под ногами водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и вновь произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте.

Подвижная игра « Цирк»
Дети делятся на две команды. Обручи надеваются на руку и ногу, с обеих сторон туловища. Пробежав определенное расстояние, ребенок передает снаряды следующему. Усложненный вариант: при передаче обручей, участник надевает и свои обручи.

Подвижная игра «Ловля обезьян»

Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.

Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 - 6 человек - это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян.

«Ловцы» пытаются поймать тех, кто не успел забраться на свое дерево, и уводят пойманных к себе. Так повторяется несколько раз, а затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, сумевшая поймать больше «обезьян».

Подвижная игра «Мы весёлые мартышки»

Ведущий говорит слова:

"Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри."

Игроки повторяют всё за ведущим, согласно тексту.


Top