Сериал «Великолепный век» и Оттоманская мода – очарование Востока.

Многие могли бы подумать, что из-за обычая женщин, живших в Оттоманской Империи полностью скрывать свое тело и лицо под покрывалом, сейчас не найдется никакой достоверной и подробной информации об одежде женщин из Стамбула и других турецких городов. Но оттоманская мода всегда вызывала живой интерес у заморских гостей, и в результате до наших времен дошло множество изображений, которые подробно описывают одежду турчанок.

Дворцовые традиции хранить одежду султана после его смерти тоже сыграли свою положительную роль, и благодаря им у нас теперь есть примеры того, что носили в ту эпоху. Через столько веков до наших дней дошла огромная коллекция дворца Топкапи. Самые ранние образцы датируются временами правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481). В коллекции находятся предметы гардероба султанов, султанш и их детей.

Костюмы женщины в Оттоманской Империи 16-го века

Если взглянуть на различные иллюстрации, картины, изучить письменные источники, то можно легко воссоздать образ женщины, жившей в оттоманской империи 16-го века. Итак, непременной составляющей костюма женщины была рубашка с длинными расширенными рукавами, закрывающая ноги. На улице она носила длинное покрывало (чадру), яшмак (платок, закрывающий лицо), в некоторых случаях носилась вуаль.

Чадра покрывала полностью тело и руки, уходя в пол. Верхняя юбка открывалась спереди и надевалась, когда женщина выходила на улицу. С чадрой надевали или вуаль или яшмак. Вуаль была закреплена сверху и опускалась на лицо, яшмак подвязывался снизу и закрывал нижнюю часть лица до глаз.

Все женщины, выходя на улицу, должны были скрывать лицо, поэтому было невозможно отличить одну от другой. Даже муж не мог узнать свою жену в таком одеянии. Яшмак и вуаль, скрывающие лицо, были из очень хорошего материала, впрочем, как и остальная одежда богатых турчанок. Они носили наряды из золотого или серебристого атласа, шелка, парчи и дамаска.

В своих записях из путешествий Иоахим Зинцендорф, который был капелланом в императорском посольстве в Стамбуле в период с 1577 по 1581, отметил, что женщины на улице носили мешковатые штаны, пошитые из прозрачного шелка , тафты или другого материала очень хорошего качества. Сверху была надета другая свободная одежда той же плотности красного, желтого или синего цвета . Также сверху они носили шелковую рубашку, доходящую до колен, а на ней был надет кафтан из шелкового дамаска. Шаровары нужны были именно для того, чтобы полностью скрывать ноги, которые, как и лицо, не должен был видеть никто, кроме членов семьи.

На голове они носили небольшую шелковую шапочку, украшенную золотыми монетами и обвитую тесьмой из черного шелка. К этой тесьме крепилась полупрозрачная вуаль, которая скрывала лицо. Благородные женщины османской империи надевали вуаль, выходя на улицу – им нравилось носить роскошную одежду и даже то, что на них обращают внимание. Бедные женщины появлялись на людях покрытые с ног до головы шелковой накидкой.

Кафтаны или другие накидки бедными турчанками шились из шелка или бархата. В конце шестнадцатого века богатые женщины носили кафтаны из жесткой парчи с длинными расширенными рукавами, на который сверху мог надеваться еще один кафтан, с короткими. Воротник кафтана менялся с течением времени, но к семнадцатому веку он остановился на V-образной форме.

Женская и мужская обувь по своему стилю были схожими, но домашняя обувь была гораздо более комфортной. Дома носились туфли из сафьяна, остроносые, иногда без задника, с вышивкой. На улицу надевали обувь (туфли или более высокие сапожки) на деревянной подошве-платформе или на каблуке. Внешнее украшение обуви, конечно, могло рассказать о состоянии того, кто ее носит, как, впрочем, и головные уборы.

Турчанки носили длинные волосы, которые они заплетали в косы. В них могли вплетаться тесьмы из различных благородных материалов, а на голове была шапочка, богато расшитая, украшенная драгоценностями, что непременно указывало на принадлежность к высшему сословию.

Ошибка века

В 2011 году на экраны всего мира вышел красочный турецкий сериал «Великолепный век», рассказывающий о жизни дворца Топкапи при правлении Сулеймана Великолепного. Сериал моментально обрел миллионы поклонников по всему миру, которые с интересом стали наблюдать за пылкими страстями и жесткими придворными интригами. Модные дизайнеры прониклись оттоманской модой и начали даже выпускать коллекции, на которые она их вдохновила. А историки моды и эксперты-турковеды схватились за голову, и на то есть причина. Век, разумеется, изображен великолепный, но не совсем тот, который остался в исторических справочниках.

Жалобы на сериал начали поступать на турецкое телевидение практически с выхода первого эпизода. По словам специалистов неточностей в нем огромное количество, и это касается как сюжетной линии, так и визуальной составляющей, в частности, костюмов героев.

Наибольший резонанс вызвало заявление турецкого дизайнера одежды Зухал Йоргансиоглу. Она много лет работает с оттоманскими мотивами, которые вдохновляют ее на создание новых коллекций. По словам дизайнера, костюмы, показанные в «Великолепном веке», безусловно, очень красивы, роскошны, но… они вовсе не из Турции шестнадцатого века. Йоргансиоглу говорит, что женщины Оттоманской Империи не могли носить настолько обтягивающие платья с глубоким декольте, тем более во время правления Сулеймана Великолепного.


В оттоманских дворцах носили красные, зеленые, черные, темно-синие и светло-розовые кафтаны. Они были совсем не облегающими и не тесными в талии. Под кафтан обязательно надевались шаровары. Очень распространена была ткань хереке, богатая вышивка шелком и золотом. Поэтому, здесь нет речи об Оттоманской Империи шестнадцатого, потому что то, что мы видим на экране скорее ближе к костюмам Франции девятнадцатого века. Именно оттуда взяты платья с сексуальными декольте и корсеты, в которых появляются в сериале придворные дамы и наложницы султана. Также они носят роскошные букли, которые лежат свободно на плечах или струятся по спине, тогда как в Оттоманской Империи шестнадцатого столетия волосы аккуратно заплетались.

О том, что одежда в сериале имеет слишком много черт от более поздней западной моды, подчеркивали многие. Действительно, в Турции впоследствии носили платья и костюмы, позаимствованные по дизайну у Запада, но это было гораздо позже – в восемнадцатом и девятнадцатом веках.


Немудрено, что и 500 лет спустя этот стиль очаровывает, завораживает и восхищает. Впрочем, если подходить к вопросу объективно, восхищаемся мы не одеждой той эпохи, а ее современными интерпретациями, самая смелая из которых, пожалуй, принадлежит художникам и костюмерам сериала «Великолепный век» . Костюмы его героинь не раз подвергались критике за историческую недостоверность. И это еще мягко сказано! Настоящим современницам султана Сулеймана и мечтать не приходилось о столь соблазнительных фасонах, в которых щеголяют женщины на экране.

Домашний

Простота интригует . При всей экзотичности образа одежда восточных красавиц в средние века была весьма примитивной. Портные тогда попросту не умели создавать сложных нарядов, им только предстояло постичь эту тонкую науку, совершенствуя навыки в течение, как минимум, трех веков. Пока же мужская и женская одежда не слишком отличались друг от друга. Основой гардероба была просторная, прямая рубашка. Как правило, с неглубоким v-образным вырезом или на пуговицах до пояса. Вниз женщина надевала брюки – тоже прямого и простого кроя, которые позже несколько усложнились и приобрели форму шаровар. Выходя на улицу, красавицы должны были закутываться с головы до пят, поэтому в качестве верхней одежды выступали длинные и широкие прообразы халатов, а также – чадра, закрывавшая голову до плеч, и вуаль, скрывавшая лицо. Самая большая вольность, которую они могли себе позволить, – слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться, встретившись со знакомой на улице, это было предписано этикетом.


Домашний

Слишком закрытые одеяния больше всего изумляли иностранцев – особенно европейцев, оказавшихся в Османской империи в то время. В путевых записках многие из них писали, что турчанки так укутываются, выходя из дома, что их при встрече часто не узнают даже собственные мужья.

Возможно, кому-то такая закрытость и покажется чрезмерной, но Восток – дело тонкое, и женский силуэт, который едва угадывается за нагромождением тканей и одежд, лишь сильнее разжигал интерес и будил воображение…


Домашний

Свобода или рабство? Интересная закономерность: чем богаче и знатнее была дама, тем более закрытым был ее уличный наряд. В то же время служанка из числа невольниц, сопровождавшая свою госпожу в баню или за покупками, как правило, вышагивала рядом в гораздо более открытом туалете и с открытым лицом. Возможно, причиной столь нелогичного, на первый взгляд, подхода был предприимчивый, но чрезмерно ревнивый нрав турецких мужчин. Рабыня-служанка была, прежде всего, дорогим товаром, которым было не грех похвастаться, а при случае – и выгодно перепродать. Супругу же, какой бы по счету она ни была в гареме, следовало оградить от посторонних вожделенных взглядов. Закрытая одежда была и своеобразным оберегом – скрывала женщину от чужой зависти и «сглаза», которые в то время считались вполне реальной и серьезной опасностью. Кстати, отголоски средневековых суеверий дают о себе знать и сейчас – кто из нас не привозил с турецких курортов традиционный сувенир – пестрые амулеты с большим нарисованным глазом посередине – оберег от косых взглядов?


Домашний

Искусство быть красивой. Классические приемы превращения в красавицу, известные любой современной женщине, в эпоху Великолепного века не работали. В распоряжении османских женщин не было ни пикантных декольте, ни облегающих фасонов, ни мини-юбок. Максимум, чем они могли «освежить» однообразное одеяние – это расшить лентами рукава или вышить на рубахе живописный узор. Самые дерзкие и отважные выбирали для себя рубашки поуже и шаровары поярче. Та, которой подобные уловки удавались лучше всего, могла претендовать на повышенное внимание мужа и определенное первенство в гареме. И это, пожалуй, все. Ведь ни у кого из посторонних не было даже возможности оценить ее старание и вкус.


Домашний

Впрочем, закрытость существования вовсе не отменяла роскоши и удовольствий. Конечно, это касалось богатых и влиятельных семейств. Мужья щедро одаривали свои гаремы дорогими украшениями, а одежду себе женщины шили из самых роскошных тканей. Особую роль приобретала прическа. Не имея возможности подчеркнуть достоинства фигуры, османки тщательно ухаживали за волосами и, стремясь очаровать супруга, изысканно переплетали длинные густые пряди со сверкающими нитями драгоценностей. Самые богатые расшивали одежду нитями из золота и серебра.

Особым украшением дам из богатого сословия была маленькая шелковая шапочка. Ее расшивали золотыми монетами и оторачивали тесьмой из черного шелка. К этой тесьме и крепилась вуаль, которой женщины должны были закрывать лицо, выходя на улицу или представая по необходимости перед гостями мужа. Последнее было большой редкостью. Обычно рядом с мужчинами женщины не появлялись, оставаясь на своей половине дома. К месту встречи гостей ненадолго допускалась лишь служанка, которая подавала кушанья к столу.


Домашний

Творческий подход. Художники по костюмам, одевшие героинь «Великолепного века», непреложно соблюли единственное правило гардероба богатого семейства: все женские туалеты выполнены из очень дорогих, фактурных и ярких тканей, в числе которых преобладают шелк и бархат. Что же до фасонов – они изысканны, великолепны, безупречно подчеркивают достоинства и особенности характера и статуса героинь, но… не имеют ничего общего с исторической достоверностью. Зауженная талия, шнуровки, элементы корсета, наконец, отделка из тонкого кружева, – все это появится в дамских туалетах не раньше, чем через 300 лет.

Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, это декольте. Его изобрели еще в XIV веке, при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глубокий вырез на груди и европейки поначалу использовали вовсе не в целях обольщения. Просто в моду вошли плотные, не слишком эластичные ткани, которые плохо облегали фигуру. А фасоны требовали максимальной обуженности лифа. В закрытом, плотном, узком платье женщине нечем было дышать, вот и пришлось обеспечивать себе свободу вдоха за счет глубокого выреза.


Домашний

Османские дамы, которые не представляли себе, как и, главное, зачем нужно потуже затягивать на себе одежду, были избавлены от необходимости открывать грудь. Платья в пол, отрезные и присборенные по линии бедер тоже появились гораздо позже, не говоря уж о рукавах, верхняя часть которых напоминает «фонарик».

Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но – положа руку на сердце – кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам?


Домашний

«Великолепный век» – самый дорогой за всю историю турецких сериалов, и он с лихвой оправдывает этот статус. В конце концов, как сказал когда-то классик, кино – это величайшая иллюзия. А разве иллюзия бывает достоверной?

Люди, вынужденные всю жизнь скрываться под маской палача. Кто они?

В Османской империи важную часть в правосудии играли казни. Многие государственные деятели попали под их действие. Также интересны и те, кто приводит в исполнение казнь.

Далеко не каждый мог стать палачом. Одним из важнейших требований к ним были немота и глухота. Благодаря этим качествам палачи были безжалостны. Они просто не слышали страданий тех, кого убивали и поэтому были равнодушны.

Нанимать палачей правители Османской империи стали с XV века. По национальности это были люди из числа хорватов или греков. Также был особый отряд, состоящий из пяти человек-янычар, который занимался казнями во время военных походов. Палачи имели своего начальника, он был ответственным за их «работу».

Палачи хорошо знали человеческую анатомию, не хуже любого врача. Но начинали всегда с самого простого, выполняя роль ассистента у опытного коллеги, познавая все тонкости ремесла. Благодаря полученным знаниям палачи могли как принести жертве максимальные страдания, так и лишить его жизни без мучений.

Палачи не женились, так после их смерти на будущих поколениях лежала бы негативная печать предка-палача. Таким образом, палачи как бы исчезали из общества.

Приказ казнить провинившегося поступал от главы бостанджи (гвардия султана - прим. ред.), который отдавал его главному палачу. Большое значение имело положение в обществе осужденного на казнь. Так, в случае казни великого визиря, например, чаще всего использовалось удушение. А простым янычарам отрубали головы.

Членам правящей династии и прочим членам «касты избранных» делали «чистое» удушение с помощью тетивы от лука, которой их душили. В таком случае не было крови.

Большинство госслужащих умерщвлялось путем обезглавливания мечом. Но тем, кто был осужден за воровство, убийство или грабеж везло не так сильно. Их могли подвесить на крюк за ребро, посадить на кол и даже распять.

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль, Терсане и Румели Хисар. Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож. Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

В этом месте задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли великому визирю в качестве доказательства совершенной казни.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как местная религия запрещает пытки. Но в отдельных случаях по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушание серьезно наказывается.

Женская одежда в Османской империи (продолжение)

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о традициях в одежде в Османской империи. Речь пойдет о женских нарядах.

«Женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто...»

Как мы уже отмечали в предыдущей публикации, одежда была делом государственной важности в Османской империи. По одежке не только встречали, но и делали далеко идущие выводы. Существовал ряд законов, регулирующих из какого материала и для какой «социальной категории» шили тот или иной предмет одежды. В особенности данное регулирование касалось женской одежды, государство строго следило за тем, чтобы внешний вид женщин Османской империи соответствовал нормам шариата. В Стамбуле эпохи тюльпанов в 1726 году даже был издан указ великого визиря Ибрагима паши, согласно которому за нарушение предписанных норм женщину могли отправить в ссылку в другой город, хотя это было крайней мерой. Обычно в качестве наказания срезали слишком длинные головные уборы и воротники и уничтожали одежду, не соответствующую нормам. А портного, сшившего запрещенную одежду, ждала более суровая участь, его мастерскую могли закрыть, а самого отправить в места не столь отдаленные.

Приведем некоторые выдержки из указа: «…Соответствие внешнего вида народа нормам шариата является делом государственной чести, однако некоторые непослушные женщины, пользуясь тем, что султан занят в Эдирне важными государственными делами, нарушают данное положение и, в целях обольщения окружающих, ходят по улицам в орнаментальных одеждах, подражая женщинам не мусульманкам, что плохо сказывается на целомудренных женщинах… Некоторые мужья, будучи не в состоянии обеспечить своим женам вычурные и дорогостоящие наряды или не желающие, чтобы их жены ходили по улицам в подобных нарядах, в отчаянии доходят до развода… В связи с этим женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто, воротник которого больше одной пяди, размер платка «йемени» не должен превышать трех «дегирми», а лента, украшающая пальто, не должна быть толще одного пальца».

Мужья в долгах как в шелках из-за жен

Здесь необходимо дать некоторые пояснения. У читателя может возникнуть вопрос, откуда у женщин Османской империи может появиться желание подражать женщинам не мусульманкам, ведь на улице всем предписывалось одеваться одинаково? Дело в том, что характерной особенностью эпохи тюльпанов (1718-1730) было довольно близкое знакомство жителей Великой Порты с европейской культурой. Именно в этот мирный период начинается увлечение Европой, развиваются книгопечатание, живопись, архитектура и многие другие виды искусства. Организовывались посольства в крупных европейских городах, что, в свою очередь, привело к появлению европейских нарядов в Османской империи. Однако стоит отметить, что влияние было взаимным, так благодаря османам в XVlll веке в Европе появился стиль Тюркери.

После завершения эпохи тюльпанов во времена султана Махмута I (1730-1754), особенно в летние месяцы, женщины Стамбула снова начинают испытывать терпение местных властей и носить легкие и открытые наряды в общественных местах. Данное «противостояние» заканчивается указом султана, который запрещал женщинам появляться в каретах в таких районах Стамбула, как Ускюдар, Чамлыджа, Мердивенкёй, Булгурлу, Касыклы и т. д.

Век XVlll примечателен еще и тем, что среди жительниц Османской империи становится популярным ношение дорогих одежд и использование драгоценных камней. Это приводит к тому, что некоторые люди, стремясь быть «не хуже других», начинают влезать в долги. Экономическое состояние ухудшается, что вызывает опасение дворца. По этой причине в 1764-1765 годах издается указ, предписывающий женщинам одеваться соответственно рангу своего супруга. В данном указе также говорится, что большая часть предметов одежды является привезенным из других стран. Об объемах привозимой одежды и тканей можно судить по тому, что государство начинает беспокоиться о том, что в стране, по причине импорта одежды, сокращаются запасы золота и серебра. Для поддержки местных производителей и для того, чтобы деньги оставались в стране, закон запрещает покупку индийских тканей и предписывает портным использовать ткани, которые производятся в Бурсе и Стамбуле.

Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды является указ Абдулхамита II (на фото) от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Фото wikipedia.org

Запретить паранджу

Вплоть до первой четверти XlX века все законы и указы султанов, касающиеся одежды и внешнего вида, были направлены на сохранение азиатских традиций и норм шариата. Поворотным моментом становится период правления султана Махмута II. Именно на это время приходится начало эпохи Танзимата, который, по утверждению некоторых исследователей, и заложил основы лаицизма (секуляризма) современной Турции. Танзимату был характерен поворот в сторону Европы (армия и чиновники начали одеваться по европейскому образцу), однако женские наряды по-прежнему подвергались многим запретам, касающимся длины, цвета, количества пуговиц, материала и т. д. Несмотря на это, женщины продолжали носить то, что считали нужным.

Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды, является указ Абдулхамита II от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Этот закон был отменен в 1892 году самим же Абдулхамитом II, и тому было несколько причин. Приведем две основные:

  1. Возвращаясь с пятничной молитвы, султан увидел женщин в парандже, которая по виду была очень тонкой, а лицо прикрывала черная вуаль. Данную одежду можно было легко спутать с траурным нарядом христианок.
  2. Участились случаи, когда мужчины, надев паранджу и притворившись женщиной, входили в дома состоятельных людей и совершали ограбления.

В целях предотвращения подобных случаев и был принят закон, запрещающий ношение паранджи.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов - исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Каждая страна гордится своей историей и традициями, включая национальную кухню, одежду, обряды и пр. К одним из самых древних государств относится Турция, на территории которой жили разные народности, сохраняя свои обычаи и своеобразное одеяние. Поэтому неудивительно, что турецкий национальный костюм в течение долгого времени претерпевал изменения. На это повлияла богатейшая история развития империи и, конечно же, культурного наследия ее жителей.

Историческая зарисовка

Начиная с 16-го столетия, Османская империя переживает период расцвета, и с этого времени одежда постепенно стала восприниматься обществом как показатель статуса. По внешнему виду любого человека можно было определить финансовое состояние, семейное положение и религиозные взгляды. Даже место работы или службы легко было распознать по наряду. Кстати, практически до начала 20-го века турецкий национальный костюм сохранил свой первозданный вид.

Особенности женских нарядов

Например, у первой жены султана было законное право надевать лишь самое лучшее и дорогое из шелка с внушительным декольте, длинными разрезами и великолепным поясом со вставками из драгоценных камней.

Женщины, исповедующие ислам, носили верхнюю одежду свободного кроя под названием «фераджа», рубашки из хлопчатобумажной ткани и свободные штаны. Самым важным элементом была чадра, закрывающая полностью голову (кроме глаз) и плечи. Однако, по мнению некоторых исследователей, лицо должны были прикрывать исключительно барышни из богатого сословия, в то время как рабыни и бедные девушки не обязаны были этого делать.

На голову надевали шапку или феску, а позднее в моду вошли хотоз и вуаль. Одежду шили в основном из шелка и бархата, а что касается цветов, то предпочитались зеленые и синие оттенки.

Для немусульманок (армянок, венгерок, гречанок) допускалась в гардеробе юбка-фустанелла, штаны свободного кроя голубого оттенка и платок на голову.

Мужская одежда

Мужчины, независимо от статуса и сословия, надевали широкие штаны, рубаху, кафтан, камзол или куртку. Также добавлялись верхний кафтан и кушак. Штаны (или «дзагшин») надевались на голое тело и подпоясывались. Позднее появился их укороченный вариант до колен, который носили Поверх штанов обязательно носили рубаху с длинным рукавом, которая обычно изготавливалась из шелка или хлопчатобумажной ткани. Кафтаны тоже были длинными, их подол иногда подворачивали и закрепляли на поясе. Что касается янычар - военных - то они предпочитали кафтаны без рукавов, чтобы не сковывать движения.

После 16-го века вместо кафтана начали надевать камзол, украшенный вышивкой и пуговицами, и куртку. Все это подпоясывали кушаком, а воины - специальным ремнем из кожи и металла.

Серьезные перемены

Заметно изменился турецкий национальный костюм в начале 18-го столетия. Причиной этого стал культурный и торговый обмен со странами Западной Европы. Для изготовления фераджи теперь используют ткани более светлых тонов и меньшей плотности. Чадра также меняется - нет необходимости облегать лицо, она может свободно свисать до уровня плеч.

Домашнее облачение становится более раскрепощенным, в моду входят прозрачные ткани и ткани с цветочным орнаментом, приталенные фасоны. В конце 18-го века в женском гардеробе появляется новая вещь - шаль, которую повязывали на бедра.

19-й век не приносит существенных изменений в наряды. Лишь вуаль теперь шьют из прозрачной ткани, через которую видны украшения. Также в домашнем наряде встречаются корсеты и воротники из кружева.

Реформы в одежде

Поскольку Османская империя всегда была мусульманской державой, представительницы слабого пола одевались по законам шариата. Иными словами, женщины обязаны были соблюдать скромность и сдержанность в нарядах и скрывать свое тело от взглядов посторонних лиц. Для этого и была придумана фераджа - верхняя одежда (накидка), закрывающая платье, которую надевали при выходе на улицу. Лицо закрывала вуаль, а на голову надевали головной убор под названием чалма.

Все изменилось после реформы 1925 года. Именно тогда турецким женщинам было позволено надевать совершенно любой наряд, который, по их мнению, считался модным. Данное право до настоящего времени закреплено в Конституции страны.

Отличительные элементы турецкой одежды

Турецкий национальный и мужской варианты) обязательно включает шаровары - свободные штаны, которые изготавливают из тонкого материала, драпируют и украшают сложными рисунками. Отличие их состоит в том, что они достаточно широкие по всей длине и сужаются лишь на уровне лодыжек.

Еще одним обязательным элементом традиционного наряда является длинная рубашка свободного кроя. Представители сильного пола, как правило, заправляют рубашку в штаны, а женщины, наоборот, носят поверх шаровар. Помимо рубахи дамы также надевают платье, похожее на яркий кафтан. Эти платья могут быть выполнены как с длинными рукавами, так и с короткими. Данный наряд «закрепляет» специальный пояс - кушак.

Из каких тканей изготавливался турецкий национальный костюм? Мужской наряд по большей части шили из муслина, бархата, меха, тафты, а женский - шелка, парчи и пр.

Современные национальные одежды

Интересно, что в каждом регионе Турции существуют свои традиции относительно одеяния. Например, в одних селениях проживали исключительно купцы и богатые торговцы, которые могли позволить себе одежду из дорогих тканей. А в других поселках - бедные крестьяне, не имеющие лишних средств.

Однако сейчас, несмотря на постоянные изменения, турецкие национальные костюмы, фото которых можно найти в нашей статье, сохранили свой общий первоначальный вид. Первое, что бросается в глаза, - это яркие цвета: голубой, ярко-синий, зеленый, малиновый, желтый, оранжевый и др. Мужская одежда выполняется в более темных тонах, включая коричневый, темно-серый, синий, черный. Рубашки обязательно белого цвета. Что касается поясов, то на них можно увидеть разноцветные полоски, шнурки сиреневого или желтого оттенка.

В основном свободного кроя, но фигуру удается подчеркнуть. Верхняя одежда женщины зачастую украшается вышивкой из серебряных или золотых нитей. Это могут быть национальные или цветочные орнаменты.

Примечательно, что современные дизайнеры позаимствовали некоторые элементы турецкого гардероба для создания своих коллекций в восточном стиле. Так, прочно в моду вошли шаровары, удлиненные туники, красивые шали.

Обувь и дополнительные аксессуары

Стоит отметить, что турецкий национальный костюм для девочки (или женщины) обязательно включает многослойный платок. Иногда барышни надевают сразу несколько платков, чтобы прикрыть от посторонних глаз голову, шею и плечи. Помимо платков можно увидеть головные уборы с дополнительной передней частью - вуалью, которая закрывает лицо.

Для украшения одежды и демонстрации статуса в обществе наряд украшают драгоценными или полудрагоценными камнями, различными ювелирными изделиями. Интересным элементом одежды являются носки, достаточно высокие, чтобы прикрыть ноги. На них зачастую присутствует ручная вышивка.

Мужские головные уборы представляют собой феску или тюрбан. Военный костюм для мужчин можно узнать по укороченным шароварам. Обувь обязательно кожаная.

Костюмы для детей

Детские национальные одежды по своему составу слишком не отличаются от взрослых. Так, турецкий национальный костюм для мальчика включает шаровары, рубашку, пояс и жилет. Девочки, как и взрослые барышни, надевают свободные штаны, рубашку (или, как сейчас ее называют, тунику), верхний халат, шапочку. На шапочку для красоты иногда пришивают декор, например, маленькие монетки. Обычно на детском костюме отсутствуют дорогие вышивки и редкие ткани, то есть материалы используются немного проще. Как правило, наряды для малышей выполняются из тканей ярких цветов с красочными орнаментами.


Top