Формирование грамматического строя речи у дошкольников. Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Развитие речи у дошкольников - понятие объёмное. С периода новорождённости и до начала школьной жизни малыш должен преодолеть сложный путь от своего первого слова до уверенного, грамотного использования сложных конструкций родного языка.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Что такое грамматика

Грамматика - это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

  • число;
  • падеж;
  • части речи;
  • члены предложения.

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией - наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е. уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно. Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме. Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи. Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы. Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

Грамматические игры для дошкольников

«Хвастунишка»

Игра помогает ребёнку отработать навык изменения слова по числам. Правила просты. Ведущий произносит фразу:

  • У меня есть {название предмета в единственном числе}.

На что ребёнок должен ответить:

  • А у меня есть {название предмета во множественном числе}.

Например:

  • У меня есть кукла. - А у меня есть куклы.
  • У меня есть орех. - А у меня есть орехи.
  • У меня есть пуговка. - А у меня есть пуговки.

Ребятам младшего дошкольного возраста можно упростить задачу, предварительно подготовив для игры парные карточки, с изображением одного/нескольких предметов. Показывая карточки ребёнку, просите его называть, что на них изображено:

  • Тут мяч, а тут мячики.
  • Тут девочка, а тут девочки.
  • Тут стул, а тут стулья.

Вы можете называть предмет в единственном или множественном числе, а ребёнок пусть показывает соответствующую картинку.

На базе этой игры можно тренировать ребёнка не просто менять слова по числам, но и по падежам. Для этого предложите следующее игровое упражнение.

«Один - много»

Для малышей подготовьте парные картинки. Можно предлагать произвольные слова или использовать игру для отработки определённой лексической темы:

  • посуда;
  • мебель;
  • фрукты и овощи;
  • животные и звери;
  • профессии;
  • мамы и их детёныши

Вы произносите название объекта, указывая на то, что он в единственном числе, а малышу надо образовать словосочетание со словом «много».

Например:

  • Один стол - много столов.
  • Один стул - много стульев.
  • Один банан - много бананов.
  • Одна груша - много груш.
«Мама с папой лучше всех»

Род - важное грамматическое понятие. Правда, даже к старшему дошкольному возрасту малыши могут уверенно им пользоваться, но испытывать сложности с определением рода отдельных слов.

Предложите ребёнку игру, в которой ему надо будет говорить комплименты любимым родителям. А чтобы ни мама, ни папа не были обделены вниманием любимого карапуза, проследите, чтобы каждому досталось равное количество комплиментов:

  • Моя мама самая красивая, а мой папа самый красивый.
  • Моя мама самая умная, а мой папа самый умный.
  • Мая мама самая добрая, а мой папа самый добрый.

А теперь обсудите с малышом, что мама - девочка, женщина. И все её качества, которые мы называли, имеют женский род. Слова «красивая», «умная», «добрая» использованы в женском роде. А какие слова у нас мужского рода?

«Волшебный трафарет»

Отличная развивающая игра для изучения цветов и отработки навыков образования словосочетаний «прилагательное + существительное». Вам понадобится несколько прямоугольников из картона разного цвета, а также прямоугольники такого же размера из белого картона с прорезанным силуэтом различных легко узнаваемых по контуру предметов. Предметы на силуэте должны быть как в единственном, так и во множественном числе.

Взрослый накладывает силуэт на цветной прямоугольник, а ребёнок должен ответить, что получается:

  • розовый чайник;
  • оранжевые мячики;
  • зелёные листья {листики|листочки};
  • красное платье;
  • голубая коляска.
«Командир»

Предложите ребёнку немного покомандовать его любимой игрушкой - куклой или плюшевой зверушкой. Суть игры проста. Вы называете ребёнку то или иное действие (глагол), а малыш должен скомандовать игрушке, что ей делать. Если приказной тон вам не по душе, можно добавить к глаголу слово «пожалуйста». Главное - чтобы ребёнок потренировался образовывать от глагола повелительное наклонение.

  • Пора спать - Машенька, спи!
  • Пора есть - Машенька, ешь!
  • Пора танцевать - Машенька, танцуй!

А если мы будем командовать всеми твоими куколками сразу?

  • Куклы, спите!
  • Куклы, ешьте!
  • Куклы, танцуйте!

Чтобы игра стала интереснее, а её развивающий потенциал шире, не озвучивайте действие, а показывайте его на картинках.

«Что это делает»

Увлекательная игра на развитие навыка образования глагола от существительного. Для малышей лучше всего использовать наглядный дидактический материал: предметы, игрушки или картинки. Для ребят старшего дошкольного возраста достаточно просто называть слова, от которых им надо образовать действие.

  • Что делает дудочка? Дудит!
  • Что делает гром? Гремит!
  • Что делает звонок? Звонит!
  • Что делает бегун? Бежит!
  • Что делает пловец? Плывёт!

Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку добавить к предмету и действию их признаки:

  • Красивая дудочка красиво дудит.
  • Громкий гром громко гремит.
  • Звонкий звонок звонко звонит.
  • Быстрый бегун быстро бежит.
  • Ловкий пловец ловко плывёт.
  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания - игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу. Ведь играть любят все мальчики и девочки!
  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок. Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.
  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.
  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Цель: уточнять представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.

2. Ребенок самостоятельно показывает и называет части тела.

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, борода, подбородок.

Рот: губы, зубы, язык.

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва.

«Один - много» (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Человек и его здоровье»; закреплять умение детей словоизменения.

Задание. педагог называет часть тела в единственном числе (нос) и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает изменением слова в множественное число (носы) и возвращает мяч педагогу.

«Ласковое слово» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку)

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы - волосики»

Голова - …, лоб - …, брови - …, ресницы - …, глаза - …, затылок - …, щеки - …, нос - …, подбородок - …, рот - …, язык - …, горло - …, зубы - …, уши - …, грудь - …, губы - …, руки - …, локти - …, пальцы - …, ногти - …, плечи - …, шея - …, спина - …, живот - …, ноги - …, колени - …, пятки - …, лопатки - … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

У меня глаза.

У тебя глазки. У меня рот.

У тебя ротик. У меня нос.

У тебя носик. У меня зубы.

У тебя зубки. У меня локти.

У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша - Сашенька, Алена - Аленушка, Лена - …, Вова - …, Женя - …, Алеша - …, Дима - …, Коля - …, Ваня - …, Вася - …, Оля - …, Таня - …, Катя - …, Люда - …, Наташа - …, Люба - …, Света - …, Лиля - … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме « «; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову - части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»; чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? - На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос - нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят - …, дышит - …, трогают - …, слышат - …, жуют - …, нюхает - …, работают - …, стоят - …, говорит - …, бегают - …, машут - …, пишут - … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает - …, дышит, ест и говорит - …, шьют, пишут, играют - …, слушают и слышат - …, жуют, кусают и сжимаются - …, думает, кивает, вертится - … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: - активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

Уточнять представления детей о реальных объектах;

Развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

Развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

Только одного цвета - цвета своего озера;

Искаженной формы;

Искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди - роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово - определение к ОБЪЕКТУ - глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов - определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой - маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная - здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные - короткие, большие - маленькие, сильные - слабые, красивые, стройные - кривые, крепкие, развитые (мышцы), устойчивые и т.д

Руки: сильные - слабые, большие - маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые - грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные - короткие, густые - редкие, кудрявые - прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой - маленький, широкий - узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.

Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .

Чтобы говорить на иностранном языке правильно, необходимо знать грамматику этого языка. Это верное утверждение, но верно оно в большей степени для взрослых, изучающих иностранный язык. Дети могут не знать грамматику с точки зрения теории, но они могут «чувствовать» и интуитивно говорить грамматически правильно. Ведь ребенок до школы или соответствующих занятий дома не знает, что такое будущее время, что такое глагол и существительное, не знает, как правильно склонять существительные и прилагательные, но при этом без проблем может сказать на родном языке: «Мы завтра пойдем на детскую площадку». Он просто знает, что нужно сказать именно так.

Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка?

Все очень просто. Дети постоянно слышат, как употребляются разные слова в реальной жизни, как они соотносятся друг с другом и как согласовываются между собой. Дети видят применение одних и тех же грамматических структур в похожих жизненных ситуациях тысячи раз. Мозг человека активнее всего развивается до 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка в состоянии анализировать бесконечные объемы информации, выявлять логические закономерности и запоминать исключения. Дети анализируют речь взрослых и сами пытаются по аналогии говорить фразы, которые они раннее не слышали. Если они ошибаются, то взрослые поправляют их. Так ребенок узнает об исключениях и о новых для себя правилах. Таким образом основной принцип изучения грамматики родного языка для маленьких детей это многократное повторение правильных грамматических структур в устной речи.

Что же такое грамматика?

Знание грамматики любого языка означает знание закономерностей построения правильных осмысленных фраз на этом языке.

Грамматика включает в себя:

  • знание разницы между частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), их правильное применение и согласование между собой (с использованием окончаний, приставок. предлогов, частиц или артиклей)
  • знание порядка слов в предложении (в русском языке нет строгого порядка слов, но во многих языках порядок довольно строгий и, переставив слова местами, можно изменить смысл фразы)
  • знание временных категорий глагола (как передать будущее, настоящее, прошедшее время)
  • знание принципов словообразования (например, переходы из одной части речи в другую за счет окончаний, частиц или предлогов (на основе глаголов формируются инфинитив, герундий, причастие))

Чтобы Ваш ребенок освоил все эти области грамматики иностранного языка, нужно постепенно включать их все в Ваши занятия. Это значит, что сначала Вы будете говорить с ребенком самими простыми фразами из 2-3 слов, потом количество слов в одном предложении будет увеличиваться, появятся прилагательные, наречия и служебные части речи. Сначала Вы будете говорить только в простом настоящем времени, а постепенно подключать к речи все остальные времена. Важно постепенно включить в речь все основные грамматические структуры языка, а не ограничиваться только самими простыми. Не нужно недооценивать своего ребенка, детям процесс изучения грамматики дается намного проще, чем взрослым.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка?

Чтобы изучение иностранного языка было для ребенка естественным процессом, при его изучении нужно использовать такой же принцип как и при изучении родного языка. Повторение-повторение-повторение. Причем не отдельных слов, а фраз, и эти фразы должны быть привязаны к реальным ситуациям. Поэтому обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста должно строиться только на играх. Так как для ребенка создать реальные ситуации применения устной речи на иностранном языке можно только в играх (если нет возможности долго и часто путешествовать). Обыгрывайте любые сценки из жизни Вашего ребенка. Например, чтобы изучить прошедшее время, вспомните, что ребенок увлекательного делал в прошлом, и сделайте такую сценку с его игрушками, проговаривая все на иностранном языке в прошедшем времени.

Однозначно Ваш ребенок сначала будет говорить грамматически неправильно. Но это нестрашно. Пусть говорит с ошибками. Главное, чтобы он говорил. В основном ошибки будут потому, что он будет переводить дословно с родного языка на иностранный. Поэтому чтобы он начал говорить правильно, нужно стараться избегать перевода на родной язык. Не стремитесь объяснять правила на родном языке с примерами на иностранном языке. Ребенку будет скучно и неинтересно это слушать. Он намного быстрее заговорит правильно, если будет слышать правильную речь. Он быстрее проанализирует ее сам и начнет говорить правильно.

Поэтому никаких специальных занятий грамматикой с дошкольниками и даже младшими школьниками не нужно. Минимальное количество объяснений на родном языке, да и то только в том случае, если ребенок Вас спрашивает.

Просто говорите больше, читайте больше, учите стихи.

Боитесь учить ребенка грамматике и говорить с ребенком, потому что сами не знаете грамматики?

Не стоит этого боятся. Если Вы сами начинаете заниматься иностранным языком с ребенком с нуля, то сначала Вы будете говорить с ребенком самими элементарными фразами, где сложно ошибиться (см.статью ). То есть первые занятия будут состоять с фраз на иностранном языке «я бегу», «я иду», «я стою» и т.д. При этом Вы будете вместе ребенком бежать, ходить и стоять. Постепенно фразы будут усложняться, но и Ваши собственные знания будут увеличиваться. Вы будете постоянно практиковаться с ребенком в устной речи, постепенно переходя от простого к сложного. Поэтому и Ваши познания в грамматике быстро окрепнут.

Дети дают нам уникальную возможность, освоить то, что мы сами в детстве или юности по каким-то причинам упустили. Воспользуйтесь этим! Работайте над собой!

В чем подход при изучении грамматики взрослыми отличается от детей?

Взрослые, начиная изучать иностранный язык, уже обладают большим количество шаблонов грамматики родного языка (или изучаемых раннее других иностранных языков). Обладая этими знаниями, мы по аналогии начинаем использовать их в других языках. Где-то это облегчает процесс обучения, если правила в языках похожи. Например, мы знаем, чем глагол отличается от существительного. Зная корень одного иностранного слова, мы быстро понимаем смыл однокоренных с ним слов из других частей речи.

английский: to read – reading – reader – read

немецкий: lesen – das Lesen – der Leser – gelesen

Нам не нужно учить каждое слово по отдельности. А для малыша каждое слово будет уникальным.

С другой стороны дети легче чем взрослые осваивают те шаблоны другого языка, которых нет в родной речи. Ребенку все равно учить китайский или английский.

Когда начинать заниматься с детьми грамматикой иностранного языка?

Переходить к изучению грамматических правил в теории иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста стоит:

  • если ребенок уже начал понимать теорию грамматики родного языка (неважно в школе или дома) и
  • если ребенок уже слышал и начал использовать эти грамматические структуры в своей речи на иностранном языке.

Первый пункт важен, чтобы не тратить время дважды на изучение одних и тех же понятий. К тому же на примере родной речи грамматические правила освоить намного проще.

Второй пункт взрослым переварить бывает сложно. Как это начать говорить в прошедшем времени, не зная правил образования глаголов в прошедшем времени? Но ведь дети именно так начинают говорить на родном языке.

Чем старше становится ребенок, тем раньше нужно начинать с теоретических правил грамматики. Чем мы старше, тем больше мы хотим понимать, почему нужно говорить так, а не иначе. Меняется психика, меняется подход к обучению.

В любом случае при изучении грамматики с более старшими детьми и взрослыми желательно использовать учебники отечественных авторов. То, что легко понять англичанину, опираясь на шаблоны английского языка, бывает сложно понять русскому. И наоборот. В русском нет артиклей и строгого порядка слов, поэтому частые ошибки у русских именно в этих областях грамматики. Англичанам же крайне тяжело даются русские падежи, которых нет в английском.

Но в любом возрасте обучение грамматике должно строиться на многократном применении правил. Правила нужно «чувствовать», а не только знать. То есть их применение должно быть уже на уровне рефлексов, а не на уровне воспоминаний таблички из учебника. Для этого нужно не бессмысленные письменные упражнения делать, а нужно либо много говорить, либо много читать. Только тогда правила из теории перейдут в рефлексы.

Грамматику учить скучно, и тем более к этому не готовы маленькие дети. Но чтобы говорить понятно, хотя бы основы грамматики знать нужно обязательно. Мы все смогли освоить грамматику родного языка, и если сделать для ребенка этот процесс максимально естественным, он сможет освоить без особых сложностей грамматику любого иностранного языка. Говорите, читайте, учите стихи, играйте! Грамматика освоится постепенно сама.

Примеры занятий на 5 языках, отвечающих этим принципам, Вы можете найти


Top