Конспект занятия (НОД) для детей подготовительной группы «Двенадцать месяцев. Ситуация игрового взаимодействия с детьми подготовительной группы

Жанна Малая
Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей»

Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в Долине фей »

Ф. И. О. Малая Ж. Т.

Полное наименование место работы участника, должность : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район ,

Цель : закрепить полученные ранее знания с использованием дидактических игр.

Программные задачи.

Способствовать формированию умений пользоваться схемами при выполнении заданий.

Закреплять умение ориентировки на листе бумаги в клетку.

Закреплять знания о составе числа 5, о геометрических линиях.

Уметь применять знаки неравенства при решении задач.

Совершенствовать знания детей о дорожных знаках .

Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений.

Материал и оборудование : мультимедийная установка, презентация «Помощь долине фей » , конверты с заданиями, раздаточный материал, карандаши простые, тетради в клеточку.

Предварительная работа : математические дидактические игры.

Ход игровой образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята. Утром ранним кто-то странный заглянул ко мне в окно. На ладони появилось ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло. Будто руку протянуло тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной. Смотрите, какое яркое и весёлое солнышко заглянуло к нам. Как оно нам улыбается. Давайте и мы друг другу подарим свои улыбки

Ребята, к нам на электронную почту поступило сообщение. Вы хотели бы узнать, что там? Да это добрые Феи прислали нам сообщение. Оказывается у них беда (показ слайда 1-3) . На их Долину фей налетел сильный ураганный ветер и разбросал маленькие домики фей по всей долине . Ребята, а вы любите этих героев? За что? А хотели бы вы им помочь?

А как же нам найти эту долину ? Как вы думаете, чем пользуются люди, когда отправляются в путешествие , что им помогает?

Дети. Карта.

Воспитатель. Вот и наши волшебницы прислали нам карту, как нам добраться в сказочный лес .

Обратите внимание , что на карте есть знаки. А вы знаете, что это за знаки?

Дети : Дорожные знаки.

Воспитатель : А какую роль они выполняют на дорогах, подскажите мне? А как думает Ваня? А Лиза? А кто думает иначе?

Воспитатель. Добрые феи побеспокоились, чтобы мы не сбились с дороги, и чтобы были предупреждены об опасности. Надо отправляться в путь. А на чём мы будем передвигаться? (Дети предлагают свои варианты) . Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Выполняется графический диктант

Возьмите волшебные карандаши и слушайте, куда нам надо передвигаться. Что получилось у Вани? А что нарисовал волшебный карандаш Киры? На чём поедет Вероника? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель. Вот теперь мы готовы. Для того чтобы машина поехала, нам нужно ответить на вопросы. «Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой месяц?» и посчитать от 1 до 10.

Вот теперь мы можем двигаться вперед.

Машина везет нас и не устает,

Посмотрите ребята впереди знак, который перегородил нам путь. Подскажите, пожалуйста, о чём он нам говорит? А как думает Артём? А Лиза?

Воспитатель : Этот знак предупреждает, что впереди крутой поворот. А чтобы продолжить путь нам надо выполнить задание. Для этого надо найти конверт с этим знаком. Ваня, помоги мне найти этот конверт. (Ребёнок выбирает нужный конверт) .Вам интересно, что в этом конверте? Илья, посмотри, что там.

Дети. В конверте какие –то линии.

Воспитатель. Саша, тебе знакома эта линия, а тебе Софья?

Дети называют линии. Проводится игра «Назови линии» .

А вот и первые домики нашлися. Путь открыт. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Осторожно, тормозите ребята. Я вижу знак, только не вспомню, как он называется. Нужна ваша помощь. Саша, ты мне подскажешь? А Лиза знает этот знак? (Ответы детей ) .

Воспитатель. Этот знак «Главная дорога» . А что вы знаете про этот знак? Вы его видели у нас в посёлке? Надо найти конверт с очередным заданием, помоги мне, пожалуйста, Рита. (Ребёнок находит конверт) . Ребята, в конверте какие-то схемы и пирамидки. Кто знает, что надо сделать? (Надо раскрасить кольца пирамидки согласно схеме) .

Задание «Распиши пирамидку» .

Воспитатель. Вот и с этим заданием справились. Смотрите ребята, вот ещё два домика нашлись. Сколько же всего мы уже нашли их?

Дети. Четыре.

Воспитатель. А как считает Артём, Валя правильно посчитала? Целых четыре домика мы с вами нашли. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Что-то там впереди опять. Что вы видите ребята?

Дети. Знак дорожный.

Воспитатель. Ребята, подскажите, какой?

Дети. Место отдыха.

Воспитатель. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети. Отдохнуть.

Физминутка. Мультзарядка

Воспитатель. Смотрите ребята, ещё обнаружились домики, целых два. Кто уже подсчитал, сколько домиков у нас всего? А у Киры сколько получилось? А какой результат у Толика? Какие мы молодцы, и отдохнули и домики нашли. Отправляемся дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает.

Нажимайте на тормоз, нас встречает знак. Кто узнал его?

Дети : Знак внимание.

Воспитатель. Может кто-то хочет рассказать об этом знаке.

Ответы детей .

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали про этот знак. Будем внимательны и найдём конверт с этим знаком и заданием. Валера уже нашёл его.

Игра «Реши задачу, не ошибись» .

Задача № 1

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят : 2 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки. (3)

Задача № 2

«Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (4)

Задача № 3

У бабушки Даши внучка Маша

Кот, Петушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

Воспитатель. Какие вы были внимательные и поэтому не ошиблись ни разу. (На экране высвечивается домики) . А вот и пропажа, ещё домики. Сколько уже их нашлось, ребята?

Дети : Восемь.

Воспитатель. Ребята, мы с вами всё ближе и ближе. Уже видна долина фей . Будьте осторожны впереди вновь знак. Кто уже увидел его? Дима, а как ты думаешь, что это за знак?

Воспитатель. Ребята, нам надо собрать яблоки в корзинку , решив пример, в сумме который даёт 5. Только не обгонять друг друга (ведь знак нас предупреждает, дать высказаться друг другу.

Игра «Собери яблоки в корзинку» .

Воспитатель. Ребята. Смотрите, мы с вами нашли ещё два домика. А вот и долина фей . Вы видите домики? Вы хотите помочь жителям этой долины . А как это сделать, кто знает?

Дети. Надо используя схемы расположить домики фей.

Воспитатель. Ребята, выбирайте схемы и домики, которые мы нашли и верните их на свои места. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Ура! Все домики на месте. Какие вы ребята настоящие друзья. Сразу согласились помочь феям, выполнили все задания, восстановили домики. Как радуются фей. Ребята, феи хотят знать, как труден был путь к ним. Какие задания вы выполнили?

Ответы детей .

Воспитатель. Что было интересного?

Что было ново?

(ответы детей )

Воспитатель. А теперь нам надо вернуться обратно в наш детский сад . Закроем глаза и посчитаем все в обратном порядке от 10 до 0 . Да, ребята, вы молодцы! Я была в вас уверенна! И за ваши подвиги феи вам говорят спасибо. Они передали вам на память сувениры о сегодняшней встрече.

Публикации по теме:

Игровая образовательная ситуация по аппликации. «Кораблик из салфеточных шариков». Активизировать и разнообразить технику работы с салфеткой:.

Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Игровая образовательная ситуация по формированию знаний о геометрических фигурах «Пригласительный билет» (младшая группа) Игровая образовательная ситуация на тему: «Пригласительный билет».(младшая группа) Цель: развивать умение детей различать геометрические.

Игровая образовательная ситуация по математическому и сенсорному развитию детей второй младшей группы «Бусы для мамы» Игровая образовательная ситуация № 1. Бусы для Мамы. Программное содержание Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков.

Образовательная ситуация в подготовительной группе

(интеграция образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Тип ситуации : открытие нового знания

Тема: «Цифра 8. Число 8 и его состав»

Педагог : , воспитатель МДОУ № 24, первая квалификационная категория

Цель : формирование представления об образовании числа 8, цифре 8 и составе числа 8 из двух меньших чисел

Задачи :

Образовательные:

1.Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2.Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.

3.Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7.

Развивающие:

1.Содействовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, логического и образного мышления.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений (работа в парах).

3.Способствовать развитию умения объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательные:

1.Содействовать развитию у детей отзывчивости, желания помочь.

2.Содействовать развитию у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с изображением осьминожки (веселый и грустный) – 2шт.

Таблички с квадратами (7 красных и 1 синий)

Таблички с числовыми выражениями: 1+6=7; 6+1=7; 7-1=6; 7-6=1;

Цветные счетные палочки (полоски) Кюизенера

Демонстрационные кости домино (10-12 шт.)

Стручки гороха (из бумаги с нарисованными горошинами)

Цифра «8»

Раздаточный:

Наборы карточек с цифрами от 0 до 9 (по количеству детей)

Коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера (по количеству детей)

Фломастеры или цветные карандаши

Другие материалы и оборудование:

Магнитно-маркерная доска с магнитами и маркерами

Фланелеграф

Записка от осьминожки

Предварительная работа

Реализация работы по формированию элементарных математических представлений по направлениям:

· «цифры»

· «состав чисел 3, 4, 5, 6, 7»

Игровая деятельность (настольная игра «Домино)

1. Введение в игровую ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

Обращение к личному опыту детей;

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и познавательную деятельность

Ход занятия (Дети сидят на стульчиках в один ряд)

Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам на занятие! (воспитатель выставляет изображение грустного осьминожки)

Вы узнали, кто это? (Да, осьминог, осьминожка.)

Какое у него настроение? (грустное)

А вы знаете, почему он расстроен? (нет)

Ребята! Вы хотите помочь осьминожке? (да)

А вы сможете это сделать? (да, сможем)

А почему вы так решили? (мы знаем цифры; мы умеем считать и мы научим считать осьминожку.)

Я предлагаю вам поиграть и выполнить несколько математических заданий.

2.Актуализация в игровой ситуации

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

Тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)

На доске выставлен ряд квадратов

Ребята, посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты)

Чем отличаются квадраты? (цветом)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Каким по порядку стоит синий квадрат? (третьим)

Какие равенства можно составить? (1+6=7, 6+1=7, 7 - 1=6, 7 - 6=1) (вывешиваются таблички с числовыми выражениями)

Итак, число 7 состоит из двух чисел 1 и 6 или 6 и 1.

А еще из каких двух меньших чисел можно составить число 7? (2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3)

Вы молодцы! Вы правильно выполнили задание. Я очень довольна вами.

3. Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению причины затруднения

Требования:

Создание ситуации затруднения

Фиксация в речи причины затруднения

Игра «День – ночь»

Ребята, запомните, как расположены квадратики на доске.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет!

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель меняет синий квадрат на красный).

Что изменилось? (убрали синий квадрат; все квадраты красные, стало 7 красных квадратов).

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель ставит на восьмое место 1 синий квадрат).

Что изменилось? (появился 1 синий квадрат).

Сколько всего стало квадратов? (8)

Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов).

Значит, как получилось число 8? (7+1=8) (Воспитатель выставляет изображение веселого осьминожки).

Ребята! Посмотрите, наш гость-осьминожка повеселел. Это потому, что у вас он научился считать и даже сосчитал сколько у него ножек. А вы знаете сколько? (8)

Правильно. Осьминожка хотел написать письмо своему другу крабику и сообщить ему, что у осьминогов 8 ног. Но вот осьминожка вдруг опять загрустил. (выставляется изображение грустного осьминога). Это потому, что он не знает, как пишется цифра 8. У осьминожки возникло затруднение.

Вы поможете ему выйти из затруднительной ситуации? (Да, поможем).

4. Открытие нового знания

Цель : формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.

Требования :

Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

Создание ситуации успеха

Ребята! Цифра «8» решила с вами поиграть. Она предлагает вам отгадать загадку:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Вы поняли, как выглядит цифра 8? (Да)

Подойдите к столу. Там для каждого из вас приготовлены наборы карточек с цифрами (от 0 до 9). Вам нужно найти карточку с цифрой 8. (Дети выполняют задание).

Молодцы! Вы все правильно выполнили задание: нашли карточку с цифрой 8.

Динамическая пауза. Игра «Напиши цифру 8»

Покажите, как цифру 8 напишет Буратино своим носом.

Как цифру 8 пишет дирижер?

Как цифру 8 напишет футболист?

Игра «По порядку становись!»

Дети получают карточки с цифрами от 1 до 8. Они свободно двигаются по площадке подскоками под звучание бубна. После слов воспитателя: «по порядку номеров становись!» дети строятся по порядку от 1 до 8.

По порядку номеров рассчитайсь! (первый, второй, …, восьмой)

(Дети садятся за столы)

Ребята, осьминожка очень доволен тем, что знает цифры и сможет написать цифру 8. Но он еще хочет узнать, из каких двух чисел можно составить число 8.

А вы хотите это узнать? (Да, хотим).

Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (бордовая)

А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки? (белая и черная; розовая и фиолетовая; голубая и желтая; 2 красные палочки).

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот какой получился красивый ковер!

(Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе с демонстрационными счетными палочками).

Ребята! Назовите все варианты состава числа 8! (1+7; 7+1; 2+6; 6+2; 3+5; 5+3;4+4)

(Воспитатель рядом с палочками выставляет таблички с записью числовых выражений всех вариантов состава числа 8)

5.Включение нового знания в систему

Цель : формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач

Требования:

Соответствие используемых игр и упражнений цели занятия;

Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

Индивидуальные затруднения в играх;

Ситуация успеха в совместной деятельности.

Игра «Домино»

(на отдельно стоящем столе лежат большого размера карточки, изображающие кости домино, 10-12 шт).

Ребята, вы умеете играть в домино? (да, умеем).

Я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить такое задание: каждой паре детей нужно найти 1 кость домино, чтобы общее количество точек на ней было 8. (дети выполняют задание).

Рассмотрим кости домино. На какие две части разбили 8 точек? (6+2; 5+3;4+4)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая правой? (2+6; 3+5; 4+4).

А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1) (При затруднении обратиться к цветным палочкам на фланелеграфе).

Игра «Горох»

(На магнитно-маркерной доске нарисовано растение горох. Стручки гороха прикреплены с помощью магнитов. Над растением прикреплена цифра «8».

Ребята, что за растение изображено на доске? (горох)

Правильно! А цифра «8» говорит нам о том, что в каждом стручке должно быть по 8 горошин.

Посмотрите, заполнены ли стручки горохом полностью? (нет)

Ребята, снимите с доски каждый по одному стручку, сядьте за столы и нарисуйте столько горошин, сколько не хватает до 8! (дети работают за столами)

А теперь расскажите, как вы выполнили задание. (В стручке была 1 горошина. Чтобы стало 8 горошин, я нарисовал еще 7 горошин: 1+7)

(Дети рассказывают о выполнении задания и прикрепляют заполненные горохом стручки к рисунку растения на доске. Воспитатель делает на доске записи: 1+7; 2+6; 3+5; 4+4; 5+3; 6+2; 7+1)

Молодцы! Вы очень старались и правильно выполнили задание.

6. Итог (осмысление)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

Организация анализа детской цели;

Фиксация нового знания в речи;

Определение выполнения взрослой цели;

Создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Дети и воспитатель садятся на стулья.

Ребята, а где же наш гость-осьминожка?

Посмотрите, здесь какая-то записка.

«На вашем занятии было очень интересно. Я многому научился у вас. Спасибо за все! Тороплюсь, мне пора возвращаться домой. Осьминожка»

Скажите, за что вас благодарит осьминожка? (за помощь)

Что вы узнали сегодня нового? (как образуется число 8; как выглядит цифра 8; из каких двух меньших чисел состоит число 8)

А где вам могут пригодиться эти знания? (в школе; в жизни; при решении задач; при решении примеров).

Ребята, я очень довольна вами. Вы растете добрыми, отзывчивыми, любознательными. Вы познакомились с цифрой 8, с составом числа 8. Я уверена, что эти знания вам пригодятся в жизни.

Игровая деятельность - это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:


Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:


Классификация видов игровой деятельности

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
  • строгие правила;
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы - это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Задача

Игровые действия: Дети приходят в гости к лисенку (ребенок) их встречает мама лиса (воспитатель), которая пытается вылечить лисенка (ребенка), но не знает, как и просит детей ей помочь. Дети, дают советы и помогают из подручных предметов вылечить лисенка и поднять ему настроение.

Предварительная работа : беседа о простуде, кгн

Инвентарь: запарник, кружки, блюдца, лимон, трава от простуды, прихватки, салфетки, ложечки, чеснок, мед, медальон (сделанный из киндера сюрприза для ароматеропии)

Шаль, природный материал, обводилки, клей, краски карандаши, фломастеры, чистые листы.

Ход игровой ситуации:

Ребята заходят в зал с воспитателем, здороваются с гостями и воспитатель просит их отвернутся и закрыть глаза и посчитать до пяти. Когда они открывают глаза, оказываются в гостях у лисенка.

Лиса: Здравствуйте ребята! Как хорошо, что вы заглянули к нам в гости. У меня простыл лисенок. Весь дрожит, чихает, кашляет – даже не знаю чем ему помочь. Ребята, подскажите, чем можно вылечить лисенка?

Дети: теплым молоком с медом, чай с лимоном и т.д.

Лиса: Хорошо, молодцы. Ребята, а мне кажется у меня есть что то, из того что вы назвали. Пойдемте, посмотрим.

Дети подходят к столам. На одном столе стоит: запарник, блюдце с кружкой, лимон, мед, трава от простуды, салфетки. Открывается скатерть.

Лиса: Посмотрите ребята, а как вы думаете, что из этого можно приготовить?

Очень хорошо, молодцы. Кто хочет приготовить чай?

Открывает скатерть с другого стола.

А посмотрите сюда, что можно приготовить из этого?

На другом столе стоит: блюдце с чесноком, ложечки, измельчитель чеснока, чесночный-медальон, салфетки

Лиса: Очень хорошо, кто попробует сделать чесночный-медальон.

Дети подают чай лисенку и вешают чесночный медальон.

Лиса: Лисенок тебе уже получше?

Ой, ребята, а посмотрите, какой-то лисенок у нас грустный. Грустный, ребята?

Дети: грустный

Лиса: Но чтобы лисенку поднять настроение и он быстрей поправился. Как вы думаете, ребята, что для этого нужно сделать?

Дети: подарок, рисунок…

Лиса: А кто хочет помочь поднять настроение лисенку, что бы он быстрей выздоровел?

У меня где-то и на этот случай, что то было. Пойдемте ребята.

Дети подходят к третьему столу, где лежат чистые листочки и все для творчества. Дети дарят свои работы. Лисенок выздоравливает.

Лиса: Спасибо ребята помогли вылечить лисенка. Ой, я совсем забыла, у меня же есть волшебные таблетки от простуды.

Угощает конфетами. И прощается с ними.

Самоанализ

Задача с использованием театрализации. Направлена на освоение детьми элементарных правил культуры здоровья и на развитие их здоровье –сберегающей компетенции, инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности.

В игровой ситуации ребятами решали проблемную ситуацию, т.е. лечили лисенка от простуды. Направляя их действия, помогала им приобрести новый опыт, активизируя детскую самостоятельность и индивидуальность.

Эта ситуация имеет диалоговый характер определяющий совместные решения детей и взрослого в поставленной задаче.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Подготовительная группа

Проблемные ситуации

Ситуация

Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие.

У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.

Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?

Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей?

Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий.

Плачет девочка, как её успокоить?

Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников.

Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека.

Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил?

Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов.

Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение?

Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка?

Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

Если в театре выключили свет, твои действия?

Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах.

Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?

Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой

Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность.

Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?

Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность.

Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома…

Развивает отзывчивость к другим,сочувствие.

На занятии достались новые краски не всем,как быть?

Учит не быть жадным по отношению к другим.

За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить…

Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных.

Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела.

Сопереживание, по отношению к близким.

Тебе очень понравилась игрушка в магазине …

Развивает терпение.

Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать?

Умение находить выход из ситуации.

Тебе хочется завести домашнее животное…

Чувство ответственности:«Мы в ответе за тех кого приручили..»

К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь?

Развивать чувство доброжелания.

Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает..

Понимание по отношению к близким

Твой друг упал,а другие смеются…

Сочувствие сопереживание к близким.

У друга нет носового платочка, надо ли ему дать?

Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким.

В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть

Развивает терпение

Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли?

Развивает чувство ответственности

Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку.

Представление о способах поддержания родственных связей(переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.

Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой?

Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях.

Каким я вижу себя в будущем?

Кем хочу стать?

Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование).

Где работают твои близкие, родственники и кем?

Представление о ценности труда родителей и близких родственников

Жизнь детей разных стран.

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям).

Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?

Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками.

Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним.

Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа?

Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.

Если бы я был воспитателем?

Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр.

Догадайся, почему возникло такое настрое?

Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых.

Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом?

Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.

Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова.

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.

Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг

Реагирование на негативные действия других детей, их последствия

Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр.20)

Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать.

Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?

Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта.

« Как подружить Лису и Журавля?»

Развивать коммуникативные отношения.

Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41)

Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза.

«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41)

Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом.

«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон - громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?»

Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять.

«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?»

Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым

Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча?

Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.

«Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям.

«Какой путь ты выберешь?»

Прямо пойдешь - встретишь старушку, которой нужно помочь

Налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку.

Направо - найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.

Мальчик - инвалид сидит в коляске, но хочет поиграть с вами в мячик.

Как быть?

Приучать детей даже в ущерб себе помогать слабым (чувство доброты).

«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?»

Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам.

«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124)

Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать.

Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться?

Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться.

Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела).

Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле.

Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85)

Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства.

1.успокоить, угостить конфетой.

2.помочь найти дорогу.

3.посмеяться над ней.

4.пройти мимо.

Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда.

«Скучен день до вечера коли делать нечего!»

1.Вы скучали когда- нибудь?

2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.

«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?»

Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы.

«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?»

Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе.

Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109)

Воспитывать чувство щедрости.

Что такое страх?... Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то:

Можно упасть с балкона

Впустить в квартиру преступника

Попасть под машину;

Обжечься

Затеять пожар

Быть укушенным собакой. . (стр.115)

Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.

Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки?

1.Где живется животным лучше?

2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка?

3.Чего нельзя делать в зоопарке?

4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел»

5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей

6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150)

Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке.

«Что мы можем сделать для леса?»

1.Рассматривание серии картин

«Что случилось с мальчиком?»

2.Чем лес помогает нам?

3.Чем мы поможем лесу?

4.Чтение письма Лесовичка.

5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141)

Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать.

Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга.

Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться.

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..

Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать.

Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите?

Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех.

Если вы читаете это сообщение, значит регистрация прошла успешно и вы можете начать вести свой сайт


Top