Открытое занятие по сенсорному развитию в старшей группе. Конспект

Евгения Чикиш
Конспект занятия по сенсорике

Конспект итогового открытого занятия по сенсорному воспитанию

в 1 младшей группе

Тема : «Принимаем в гости куклу Дашу»

Воспитатели : Людмила Николаевна Колбасина

Чикиш Евгения Анатольевна

Цель : Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи :

1. Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) ; размера (большой, маленький) ; геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) ; форм (куб, шар, конус) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Продолжать учить группировать предметы по одному из признаков : форме, цвету, величине.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями .

Материал :

Кукла, сенсорная скатерть , веселые фигурки, волшебный мешочек (куб, шар, конус, мыльные пузыри, плоскостные ежики с прищепками, воздушные шары.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Давайте мы друг другу улыбнемся и с хорошим настроением поиграем.

Стук в дверь воспитатель вносит куклу Дашу с корзиной.

Маша : Здравствуйте дети! Меня зовут Даша. Какие вы все красивые, нарядные. Вы мне очень нравитесь. А я вам понравилась? Посмотрите, какой у меня сарафан. Какого он цвета? А еще я принесла для вас подарок (скатерть с геометрическими фигурами) .

Воспитатель : Какая красивая скатерть. Посмотрите, она украшена геометрическими фигурами. Давайте расстелим ее на столе. Какие здесь фигуры? (ответы детей) .

Воспитатель : Катя, найди большой круг красного цвета. Архип, покажи квадрат маленький черного цвета, и т. д.

Дети находят нужную фигуру, показывают ее и называют.

Даша : Молодцы, ребята! Но я пришла не одна, со мной пришли веселые фигуры. Они хотят поиграть с вами в прятки.

Выставляются плоскостные фигуры в виде человечков на магнитную доску.

Воспитатель : Давайте, Даше, назовем эти фигуры (квадрат, круг, треугольник) .

Даша : А ну-ка, закройте глаза (убирает одну фигуру) .

Игра «Кто ушел?»

Воспитатель : Ребята, а у меня для веселых человечек есть подарки. Вы должны угадать, какой подарок мы кому подарим.

Воспитатель достает волшебный мешочек с геометрическими формами (куб, шар, конус) .

Дети на ощупь достают по очереди геометрические формы и ставят их внизу в соответствии с геометрическими фигурами.

Физ. минутка.

Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем, а Даша посидит и посмотрит на нас. У меня есть волшебные, мыльные пузыри.

Дети подпрыгивают, ловят пузыри, сравнивают их по величине.

Даша : Прислушайтесь, кажется кто-то пыхтит. Слышите? «Пых-пых-пых» . Кто же это? Это ежик.

Даша находит ежика.

Даша : Ребята, посмотрите, какой ежик печальный, что же случилось? Ежик рассказал, что у его друзей-ежиков осыпались иголки и они стесняются выходить на прогулку.

Воспитатель : Ребята, а давайте вернем ежикам их иголки (прищепки) .

Воспитатель раскладывает цветных ежиков и цветные прищепки.

Дети выполняют задания самостоятельно. Ежики благодарят детей за новые иголки.

Даша : Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощание я хочу сделать вам подарки (разноцветные шары) .

Дети называют цвет шара, Даша раздает шары и прощается с детьми.

Цель:

Учить детей различать геометрические фигуры;

Воспринимать предмет, состоящий из частей;

Различать и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

Закрепить понятие «один», «много»;

Развивать воображение, внимание;

Воспитывать умение сочувствовать, желание помогать.

Оборудование: мишка, три коробки с различными набором для дидактических игр.

Ход занятия в младшей группе детского сада по сенсорике

1. Психогимнастика «Я - солнце!»

Я - маленькое солнце.

Я просыпаюсь, умываюсь.

Я расчесываю свои лучи и поднимаюсь свободно и торжественно.

2. Сюрпризный момент.

К нам в гости пожаловал мишка. Мишке подарили много подарков на день рождения и он хочет показать их детям. Открывают первую коробку - там геометрические фигуры (Мишка удивляется, не знает, что это такое)

3. Мотивация.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они что это? Дети отвечают и называют фигуры. Воспитатель обращает внимание, что эти фигуры не простые, а волшебные, они могут превращаться в различные картинки.

4. Игра «Разноцветные картинки»

Дети подходят к столикам разного цвета. Синий цвет - дети называют предметы синего цвета (река, небо) и составляют из геометрических фигур кораблик.

Зеленый цвет - поляна. Дети из геометрических фигур выкладывают дома для зайчика и мышки.

Желтый цвет - солнышко. Дети из маленьких кружочков выкладывают глаза, из крупных - щечки, из треугольника - рот.

Красный цвет - цветок. Дети из геометрических фигур выкладывают бабочку, севшую на цветок.

5. Физкультминутка

Хорошая бабочка, а вы хотите стать бабочками и найти красивый цветок? (Играет музыка, дети «летают», а воспитатель раскладывает цветы, по окончании музыки «бабочки» садятся на цветы и называют цвет своего цветка).

6. Игра «Один - много»

Затем открывают вторую коробку Мишки - там пчелки. Дети берут по одной пчелке и ставят их в дом - улей.

Сколько пчелок? (Много) Сколько домов? (Один)

Мишка, ой, как интересно и какие красивые подарки подарили мне друзья. А давайте откроем еще одну коробку.

7. Игра «Сварим кашицу»

Воспитатель открывает коробку: а в ней тарелочки и ложки разного цвета.

Медвежонок, ты умеешь варить кашу?

Нет, не умею.

А мы тебя научим.

Обыгрывается потешка «Сорока-ворона».

Воспитатель раздает тарелочки, а в конце говорит:

Ложку не дала, вы сами ее найдите и подберите.

8. Итог занятия. Рефлексия

Мишка благодарит ребят за то, что они его многому научили и угощает их конфетами.

Сколько у мишки конфет (много), возьмите по одной.

Дети благодарят Мишку и прощаются.

Конспект занятия по сенсорному развитию в 1 младшей группе "В гостях у бабушки"

Воспитатель: Морякина Ирина Сергеевна, МБДОУ МО "Детский сад комбинированного вида №1"
Описание
Предлагаю вам конспект "В гостях У бабушки" для детей первой младшей группы. Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Цель: создавать условия для развития у детей сенсорных способностей.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Образовательные: продолжать формировать знания о геометрических фигурах(квадрат, треугольник, круг); знания основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый);понятия большой,маленький;
Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде; воспитывать отзывчивость.
Оборудование:
домик-ширма, мягкая игрушка котенок, рамки-вкладыши 4 цветов: квадраты, треугольники, круги, (маленькие, большие); клубочки 4 цветов: желтый, зеленый, красный, синий; коробочки, соответствующих цветов.

Ход занятия:

В группе стоит домик-ширма. Из него выходит воспитатель в роли бабушки.
Дети располагаются свободно на ковре.
– Здравствуйте, ребята. Я бабушка, а вы кто такие, как вас зовут?
– Я очень рада. Мне нужны помощники. В мой домик прибежали мышки, они прогрызли мои коврики, поможете мне их зашить?

Педагог выкладывает на стол «коврики», высыпает «заплатки». Дети встают вокруг стола.
Показывая детям геометрические фигуры (заплатки) педагог спрашивает:
– На какую фигуру похожа эта заплатка?
Педагог спрашивает о цвете геометрических фигур. Педагог берет два разных по размеру квадрата, спрашивает у детей какой квадрат больше, какой меньше.
Дети закрывают рамки геометрическими фигурами (заплатками).
– Молодцы! Как замечательно зашили все мои коврики.
-Вы наверное устали. Давайте немного поиграем.

Физминутка:

«Все котятки мыли лапки вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки вот так, вот так!
А потом они играли вот так, вот так! (прыжки)
А потом они устали, сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!»
Из домика слышится мяуканье.
– Ой, ребята, вы ничего не слышите, кто это мяукает?
Возвращаются к домику, возле домика сидит котенок.
– Ребятки, это котенок Васька.
Ребята гладят котенка. Котенок скрывается в домике (педагог кладет игрушку в домик), из домика на ковер выкатываются разноцветные клубочки.
– Вот видите, ребятки, какой он баловник. Васька перепутал все мои клубочки, помогите мне собрать клубочки в коробочки.
Педагог выставляет коробочки 4 цветов на ковер.
– А теперь собирайте клубочки в коробочки, не перепутайте.
– Васька, пойдем, проверим, все ли клубочки нашли свою коробочку.
Воспитатель-бабушка вместе с детьми обсуждают цвет каждой коробочки, цвет клубочков в них.
– Спасибо вам большое, ребятки. А теперь нам пора прощаться, до свидания.

Рефлексия

Воспитатель-бабушка скрывается в домике, выходит воспитатель.
– Ребятки, к вам никто не приходил, я слышала какой-то шум? (Ответы детей)
– Во что вы играли? (В клубочки)
Какого цвета они были? (желтого, синего, красного, зеленого)
- А что вы помогали зашивать? (коврики)
-На какие фигуры были похожи заплатки?(Квадрат, треугольник, круг)
- Молодцы! Вы очень хорошо постарались.

Программное содержание:

  • Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя.
  • Развивать умение работать индивидуально, выполняя поставленную задачу.
  • Активизировать словарь (кукла, платье, пуговица, жёлтый, зелёный, бант).
  • Вызывать интерес и желание заниматься.

Материалы и оборудование :

Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.

Ход

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.

– Детки, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.

Давайте с ней поздороваемся: «Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить!».

(Дети здороваются с куклой за руку).

Постановка проблемной ситуации. Ввод детей в занятие .

Дети, кукла Маша пришла к нам за помощью. Она купила себе в магазине два платья (показ на фланелеграфе). Но на них совсем нет узоров. Маша хочет, чтобы детки ей украсили платья. Поможем? (Да).

Выполнение заданий на анализ и синтез.

– Посмотрите, какие платья купила Маша. Они одинаковые? (Да) Ответы детей.

— А это? (Пуговички) Ответы детей. А это, что на платье? (Бантик). Ответы детей.

– А у кого-нибудь из вас есть пуговицы на одежде? Найдите и покажите. (Дети осматривают себя). – Скажите, на платьях бантики одинакового цвета? (Нет). Ответы детей.

Закрепление знаний цветов (сенсорика).

– На этом платье бантик зелёного цвета. Какого цвета бантик? (Зелёного). Ответы детей.

– А на этом платье бантик жёлтого цвета. Какого цвета бантик? (Жёлтого). Ответы детей.

– Иди, найди и покажи бантик зелёного цвета. (1-2 человека). Иди, найди и покажи бантик жёлтого цвета. (1-2 человека).

– А пуговички на платьях одинакового цвета? (Нет). – На этом платье пуговички зелёного цвета. Какого цвета пуговички? (Зелёного). Ответы детей.

– А на этом жёлтого цвета пуговички. Иди, покажи жёлтые пуговички? Какого цвета пуговички.

Динамическая пауза «Пляска».

Две резвушки-хохотушки (поворачиваем кисти рук к себе и от себя),

Пляшут танец «Таратушки» (передвигаем руки в указанном направлении),

Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх-вниз).

Ножкой топ, ещё раз топ (топаем),

Пляшут лихо, топ да топ (топаем и хлопаем 3 раза).

Дидактическая игра «Найди платье».

— На одном платье зелёный бантик и зелёные пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).

– На другом платье жёлтый бантик и жёлтые пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).

Дидактическая игра «Укрась платье».

– А теперь давайте украсим платье для куклы. Посмотрите, украшать мы будем вот такими кружочками. Что это? (Кружочки). (1-2 человека).

– Иди, найди и покажи кружочки зелёного цвета. Какого цвета кружочки? (Зелёного). (1-2 человека). Иди, положи кружочки зелёного цвета на платье с зелёными бантиком и зелёными пуговицами. Кружочки и бантик одинакового цвета? (Да). Какого цвета кружочки? –

— Иди, найди и покажи кружочки жёлтого цвета. Какого цвета кружочки? (Жёлтого). На какое платье ты положишь жёлтые кружочки? (На платье с жёлтым бантиком).

Практическое задание «Соответствие».

– Теперь мы помогли кукле Маше и сделали её платья нарядными. – А теперь пойдем, посмотрим, что у нас на столе. (Платья и карандаши). Посмотрите внимательно на платье, которое у вас в руках и возьмите карандаши такого же цвета, какого бантик и пуговички на платье. А теперь нарисуйте кружочки и украсьте ими платье. (Дети работают с раздаточным материалом).

Подведение итогов. Оценивание.

– Ну, вот все платья разукрасили. Очень красиво. Посмотрите, бантик и кружочки на платьях одинакового цвета? (Оценка работ детей). Кукле Маше очень понравились ваши платья. А теперь ей пора идти домой. Скажем ей «До свидания». А платья вы можете показать своим мамам.

Занятие 1
Тема: «Сенсорное воспитание детей»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные. Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.
Материал: 2 матрешки (большая и маленькая), 2 домика (большой и маленький), 2 елочки (большая и маленькая), 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких), сюрпризная коробочка с двумя появляющимися лентами (2 короткие и 2 длинные), 2 петушка с цветными перьями, шкатулка.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на
столе две матрешки. Воспитатель: «Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая это Леля, а другая маленькая - это Ляля. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая?), а это матрешка маленькая (спросить у детей какая?)».

Дать установку на закрепления понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?»
Продолжаю рассказ: «Большая матрешка жила в большом домике, а
маленькая в маленьком домике». Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. «Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка.» Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. «Однажды захотелось пойти матрешкам в лее по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними.» Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку. В лесу воспитатель находит сюрпризную коробку. Рассматриваем коробочку вместе с детьми, закрепляем цвет (красный, желтый, зеленый). Дети вытягивают ленты из коробки, а воспитатель объясняет - это лента длинная, а это - короткая. Установка на закрепление: предложит нескольким детям самим определить, какую ленту вытянул ребенок (длинную - короткую), назвать. «Теперь, дети, отправляемся домой.» Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: «Дети, кто кричит КУ-КА-РЕ-КУ?», дети отвечают, что это петушок. Воспитатель продолжает: «Жили-были два петушка, красивые да нарядные. Один раз захотелось им на забор взлететь, кукареку пропеть. Один петушок взлетел, а второй упал и все перышки растерял. Давайте ребята поможем найти петушку его перышки.» Дети ищут перышки по групповой комнате. После того как все перышки найдены, названы по цвету и приложены к хвосту петушка, воспитатель благодарит детей и от имени петушка угощает детей горошком - конфетами из шкатулки.

Занятие 2
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Знакомство с формой предметов»
Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами.
Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая
эмоционально-положительный отклик. Закрепить понятия: кубик, кирпичик, шар.
Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания
предметы разной формы и цвета: Пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек,
цилиндр, яичко, мячик. Медведь - игрушка, корзина.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель рассказывает: «Дети, к нам сегодня в гости пришел Медвежонок и принес нам волшебное ведерко, а что в нем - мы сейчас узнаем». Затем воспитатель показывает детям ведерко, закрытое крышкой и поясняет, что в нем что-то есть. Снять крышку вместе с Медвежонком и поочередно показать предметы, находящиеся в ведерке и назвать их (положить обратно в ведерко). Затем воспитатель предлагает ребенку опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или кирпичик. Взрослый радостно восклицает: «Какой красивый кубик (кирпичик), молодец Никита, что достал его из ведерка!». Похвалить, вызвать эмоциональный отклик. Воспитатель продолжает: «Это, дети, кубик». Предоставить возможность рассмотреть его, поиграть, обследовать руками, попросить повторить, как называется. Положить его на
стол, обратить внимание на то, что он стоит устойчиво. «Кубик - это маленький домик, а кирпичик (достать из ведерка) - дорожка к домику». Попросить детей повторить название «кирпичик», дать возможность посмотреть, обследовать. «На кирпичик можно поставить два кубика, он длиннее кубика. Кубик и кирпичик стоят устойчиво на столе, а вот этот предмет катается (достать изведерка мячик, яичко)». Дать возможность детям рассмотреть, обследовать, поиграть. «Это дети мячик, он круглый как шарик, и стоит неустойчиво на столе и катается». Затем предложить детям достать по очереди предметы из ведерка, назвать их. На столах дать возможность поиграть с ними, наложить друг на друга, покатать круглые предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются. Когда все предметы будут рассмотрены, обследованы и названы появляется Медвежонок и говорит детям что ему пора в сказочный лес и просит, чтобы дети помогли ему сложить все игрушки в ведерко. Дети старательно помогают Медвежонку. За это он благодарит детей и предлагает поиграть в игру «У медведя во бору».
«У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит»
Веселая игра повторяется 2-3 раза. Медвежонок рычит и никого из детей
не может догнать. Затем Медвежонок говорит детям, что ему пора в сказочный лес и раздает детям из корзины конфеты.


Top