Теоретические основы изучения материнского отношения в отечественной и зарубежной психологии. Отношения матери и ребенка

Семейная микросреда, та тонкая система отношений, которая складывается у ребёнка с окружающими его родными, близкими продолжает оставаться значимым фактором психологического здоровья и в раннем возрасте.

Прежде всего, в системе «мать - ребёнок». Конечно, имеются свои нюансы в отношении каждой матери к своему ребёнку, но, вместе с тем, есть основания говорить и об определенных типах материнского отношения. Некоторые из них уже выявлены и описаны.

В числе таковых следующие четыре типа матерей , различающиеся преимущественно чувствительностью к потребностям своего дитя, теплотой, естественностью чувств, проявляемых при уходе за ним, характером предъявляемых ребёнку требований.

Матерям первого типа свойственны легкость и органичность приспособления к потребностям ребёнка, поддерживающее, разрешающее поведение. Они терпеливо относятся к потребностям и особенностям своего малыша, не навязывают ему свои требования (не пытаются, например, рано приучать ребёнка к туалету, а терпеливо ждут, когда тот сам «дозреет» и т.п.).

Для матерей второго типа характерно сознательное стремление приспособиться к потребностям ребёнка; склонность к доминированию, нередко влекущая за собой напряженность в общении с малышом.

Матери третьего типа не проявляют большого интереса к своему ребёнку. В отношениях к нему отсутствует естественность, теплота. Их материнство основывается преимущественно на чувстве долга. Характерен жесткий контроль за поведением малыша, частые замечания в его адрес.

Матерей четвёртого типа отличает низкий уровень чувствительности к потребностям своего ребёнка, их понимания; предъявляемые ими требования к малышу отличаются противоречивостью, часто не учитывают его возрастные особенности, возможности; их воздействия по отношению к малышу характеризуются непоследовательностью (С. Броди).

Оказалось: риск для здоровья малыша представляют последние типы материнского отношения, и прежде всего - четвертый.

Повышенная тревожность, чувство беззащитности, ощущение нестабильности у ребёнка - характерные «плоды» этого типа материнского отношения, предвестники дискомфорта как физического, так и психического. Неблагоприятен для здоровья и третий тип отношения матери к своему малышу - при нем нередко у последнего возникает чувство опасности, а впоследствии - апатия, депрессия, низкий уровень поисковой активности.

Чрезмерное ограничение свободы ребёнка , его самостоятельности с одной стороны, и материнская гиперопека с другой, также в этот период выступают факторами риска психологического здоровья малыша . Замечено: дети, которых слишком часто подвергали наказаниям и ограничениям, вырастают часто пассивными, зависимыми, покорными. Что касается гиперопеки, то она проявляется чаще всего в чрезмерной близости с ребёнком, избыточном продлении периода ухода за ним «как за маленьким», подавлении независимого поведения малыша. Такое отношение к ребёнку, нередко наблюдаемой со стороны тревожной матери, тормозит, блокирует проявление «самости» малыша. Кроме того, у них впоследствии возникают трудности общения с другими детьми, в адаптации к новой обстановке, к детскому саду, а впоследствии - школе.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Осо­бенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспи­тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них - применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специали­стов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от­цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль­чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще­ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ­ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую­щих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в поведении матери после развода заклю­чается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, кон­тролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребен­ка, что способствует формированию эмоционально рани­мой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич­ности.

Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстере­гающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их пси­хическом и личностном развитии.

Соблазн первый - жизнь для ребенка. Потеряв мужа, жен­щина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его вос­питании единственный смысл и цель своей жизни. Для та­кой женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...».

Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры. Ребе­нок не должен ничем рисковать, не должен проявлять са­мостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В ре­зультате пара «мать - ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.



Такие отношения ребенку сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понима­ние того, что мать не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными жизненными планами и установками: он должен принести свою жизнь в жертву ста­реющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!».

Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кри­зис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких фор­мах она ни проявлялось.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, вырос­ший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы - такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материн­ской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материн­ской любви, имея самые неопределенные представления о муж­чинах, может совершить непредсказуемые поступки.

Второй соблазн - борьба с образом мужа . Развод для боль­шинства женщин драматичен. Чтобы оправдать себя, жен­щина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супру­га. Так она старается снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце. Не­гативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встре­чам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запреща­ет. Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об от­це увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и при­вязанности. Если при этом негативное отношение матери рас­пространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у него формируется женский тип психологических качеств и интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, легко переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении, - опасные суще­ства, способные только обманывать женщин. Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на любви и доверии, будет нелегко.

Вариант второй: проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка в том, что отец действительно пло­хой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В по­следующем подобная семейная атмосфера может стать причи­ной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мне­нию) чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется соблазн тре­тий - наследственность , который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать - сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушед­шего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понима­нии: избыточной активности, агрессивности. Под отцовской наследственностью мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою даль­нейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответст­венность за ошибки, допущенные в воспитании.

Соблазн четвертый - попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям - преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А папа меня не ру­гает... а папа мне подарил...» Такие эпизоды больно ранят мать. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «пере­купить» у него детскую любовь. Она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Родители вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать и ему, и самим себе, и окружающим: «Я люблю его ничуть не меньше и не жалею для него ничего!» В такой ситуа­ции ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внима­ние родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем не­скромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба ро­дителей за его любовь не связана с какими-либо его заслугами.

В основе всех перечисленных соблазнов - неуверенность женщины в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа она больше всего боится, что и ребенок может ее разлюбить. Именно поэтому она любыми средствами пытается добиться детской благосклонности.

Таким образом, распад семьи всегда болезненно пережи­вается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контроли­ровать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стес­няясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего суп­руга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ори­ентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмо­ций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом раз­витии ребенка в подобной ситуации.

Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положе­ния его семейного «кодекса», адресованного разведенным ро­дителям, сводятся к следующему:

1 . Разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем.

2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выража­ет открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания про­должаются многие годы.

3 . Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем пре­жде, он чувствует себя отвергнутым и ею.

4. Какое-то время после развода отец регулярно навещает ребенка. Это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще
мучительнее и необъяснимее, он с недоверием и обидой смот­рит на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребе­нок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ру­гая один другого, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно дает малышу нормальная семья.

5. Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может стал­кивать родителей друг с другом и извлекать из этого выгоду для себя. Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок вынуждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей.

6. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из за их нескромных расспросов, сплетен и его нежелания отвечать на вопросы об отце.

7 . С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее водить мальчика на стадион, развивать его чисто мужские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за не скрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на примере отца и потому может оказаться неверным.

8. На малыше так или иначе отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: структура психологической готовности к материнству, мотивы сохранения беременности, стили переживаний во время беременности, функции матери, мотивационно - потребностная сфера матери, её становление и содержание, особенности поведения во время беременности и другие аспекты.

Проблема психологической готовности к материнству изучалась рядом авторов (Филипповой Г.Г., Мещеряковой С.Ю., Брутман В.М., Родионовой М.С.).

Цель исследования выявить отношения беременных женщин к будущему ребёнку. Мы исходили из того, что отношение матери к будущему ребёнку может быть как позитивным, так и негативным, проблемным, в зависимости от гармонии внутреннего мира женщины во время беременности. Для решения поставленной задачи разработан опросник на основе модели методики «Незаконченных предложений». Опросник содержит 8 блоков: отношение беременной к жизненным перспективам, отношение родителей беременной к её положению, жизненные функции женщины, страхи и опасения во время беременности, знания о ребёнке, нереализованные жизненные возможности, отношение родителей мужа к беременности, желание или не желание иметь ребёнка.

Перед работой с опросником проверялся уровень личностной тревожности, а после опросника измерялась реактивная тревожность (методика Спилберга и Ханина).

В основу анализа полученных результатов положен метод сравнения данных двух выборок испытуемых: беременные первым или вторым ребёнком. Основные результаты исследования сводятся к следующему. Беременные и первым, и вторым ребёнком показали высокую оптимистичность к будущему, негативное отношение к вмешательству в воспитание ребёнка, его будущими бабушками и дедушками, для большинства и первой, и второй ребёнок являлся желанным, что свидетельствует о наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Сравнительный анализ исследования материнства позволил выявить и некоторые различия в позиции между беременными первым и вторым ребёнком по ряду вопросов. Так беременные вторым ребёнком практически не интересуются дополнительной информацией о беременности, объясняя это тем, что всё уже знают.

В блоке о жизненных функциях женщины на вопрос, что значит быть женщиной, беременные первым ребёнком основные акценты расставили на том, что важно быть любимой, привлекательной, а для беременных вторым важно быть матерью, показывая положительное отношение к материнству и готовность к появлению очередного ребёнка.

Чаще сожалеют о нереализованных жизненных возможностях беременные первым ребёнком (сожалеют, что рано вышли замуж, не успели получить образование, прервался карьерный рост). Беременные же вторым ребёнком показали большую готовность к расширению семьи, по-новому определились с жизненными приоритетами. Находясь перед выбором между семьёй и реализации себя в какой-то сфере, они выбрали семью и уже поменяли ритм жизни в связи с первым ребёнком. Приспособившись, они знают, что и как лучше успеть, что реализовать во время беременности, что после рождения ребёнка. Беременные первым ребёнком часто не могут себе представить, во что им придется окунуться, в связи с этим, и повышен интерес к литературе о новорожденных, они ищут там ответы на вопрос « а что будет дальше?». Они бояться потерять свою привлекательность (из-за физиологических изменений), на этом фоне возникают также семейные и личностные проблемы (вдруг муж мне изменит; я же стала настоящей уродиной; не могу смотреть на себя в зеркало; а если у меня будет выкидыш, муж меня бросит).

По характеру преобладающего переживания период беременности делится на 3 этапа: принятия женщиной решения о сохранении беременности или её прерывании, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме. Любая беременность сопровождается семейным кризисом и оканчивается отказом или принятием нового члена семьи, поэтому гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от умения быть матерью.

В ходе обработки данных по тревожности были выявлены следующие результаты: высокий уровень тревожности у беременных первым ребенком до опросника составлял 30%, а после опросника13%,в результате можно наблюдать снижение тревожности, что является показателем психотерапевтического эффекта при работе с опросником. У беременных вторым ребёнком наблюдалось обратная тенденция, до опросника было меньше женщин с повышенным уровнем тревожности, а после опросника их стало больше (соответственно 9% - 35%).

Высокий уровень тревожности при работе с анкетой был обусловлен проблемностью следующих вопросов: если бы всё можно было вернуть назад, то Вы бы…, вам хочется перестать бояться…, большинство близких Вам людей не знают, что Вы боитесь, и большинство вопросов связанных с родителями, как самой беременной, так и с родителями мужа. Можно предположить, что высокая тревожность вызвана вопросами, о которых беременные раньше не задумывались, (так как иногда они, отвечая, признавались, что не думали об этом), поэтому эта тревожность является временной.

В результате можно сказать, что беременные вторым ребёнком находятся в более выгодном положении, они более спокойны, уверены, большинство их не испытывают постоянной тревоги, знают как лучше для ребёнка, и что можно ожидать в ходе беременности, они меньше подвержены стрессам, и они готовы снова стать матерью.

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Рассмотрим эти исследования подробнее.

Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. Некоторые авторы считают, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, который она проделывает в детстве и подростковом возрасте. Разными авторами выделяются этапы развития материнства (как варианта родительства) от планирования до реализации в первом и втором поколении, этапы беременности, связь беременности с развитием личности, беременность как стадия развития материнства. В течении онтогенеза некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, а также конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющими определенные особенности: слабоумие, физические недостатки, уродства, последствия несчастных случаев и травм) влияют на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли и интерпретацию своих переживаний по поводу материнства (И.А. Захаров, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло и Л.Л. Баз, Г.Г. Филиппова, G. Levy, W.B. Miller и др.).

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли. Одним из важнейших считается период беременности; содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания он делится в свою очередь на этап, связанный с необходимостью принятия женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности, этап, связанный с началом движения плода, и этап, определяемый подготовкой к родам и появлению ребенка в доме. Не менее важным считается период после рождения, в котором происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему. Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

1) Фаза преднастройки. До беременности -- формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я - концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».

2) Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку, и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым.

Материнское отношение представляет собой сложное, системно организованное качество поведения матери и является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений -- профессиональных, престижных и т.д.)

2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.).

3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями. Можно выделить параметры взаимодействия -- характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка -- характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка . Параметры материнского отношения: -- выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия) -- эмоциональность матери в целом (неэмоционалы, эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфликтная) -- психологическая дистанция между матерью и ребёнком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.) -- доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.) -- способность матери к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой). Возможно выделение 4 типов материнского отношения -- эмоционально поддерживающее и принимающее -- эмоционально подавляющее -- эмоционально отвергающее -- жестко агрессивное .

По характеру доминирующих эмоций в каждом из поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:

В эмоционально поддерживающем отношении;

Оптимистическое, спокойное и ypaвновешенное отношение;

С проявлениями пессимизма, депрессии;

Аффективное, неуравновешенное, взрывчатое -- в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты -- рациональное, форсировано развивающее, отношение;

Тревожное, депрессивное;

С повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией -- в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты: властно-авторитарное;

Властно-подавляющее;

Безучастно-равнодушное;

Конфликтное -- в жестко агрессивном отношении возможны варианты: пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение;

Либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия .

Одним из главных показателей родительского отношения являются личностные особенности родителя, отмечая при этом, что именно благодаря им, родители реализуют те или иные стили семейного воспитания.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

1) спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;

2) экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

3) «социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы .

Исследуя особенности поведения матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.

Белоусова И.В. считает, что у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей .

Захаров А.И. метафорично выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:

- «царевна Несмеяна», озабоченная, обеспокоенная мать, излишне принципиальная, сдержанная в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской непосредственности, любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;

- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;

- «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, часто грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;

- «суматошная мать», эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями. Часто эмоционально не сдержана;

- «наседка», тревожно-беспокойная, жертвенная натура, во взаимодействии с ребенком руководствуется принципом гиперопеки;

- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка «на поруки» кому-либо .

Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком .

Мамы, отличающиеся спонтанностью в действиях и поступках, будут потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка.

У агрессивной мамы наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная мама может потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.

Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка предъявляет недостаточность требований, у нее наблюдается стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и желание культивировать в ребенке, не зависимо от пола, женские черты .

Сензитивная, чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.

Для тревожных мам характерно предпочтение женских качеств в воспитании ребенка независимо от его пола

Рассмотрим причины разного отношения матерей к детям этот вопрос волнует многих учёных и практиков. Выявлены сотни факторов, влияющих на своеобразие видов материнского отношения к ребенку. Для удобства принято объединять эти факторы, определяющие особенности материнского отношения, в отдельные группы. Дональд Вуд Винникотт в книге «Маленькие дети и их матери» упоминает главные из них:

§ мать сама была ребёнком, и вся смесь переживаний, связанных с постепенным переходом от зависимости к самостоятельности, сохранилась в её памяти;

§ она играла в дочки-матери, учась нянчить куклу, возможно, у нее были младшие братья и сестры, она наблюдала, как ухаживает за ними мать;

§ будучи подростком и заболев, она как бы снова возвращалась в состояние ребёнка, испытывая при этом заботу матери;

§ возможно, ожидая ребёнка, она посещала курсы подготовки будущих матерей или читала книги, из которых усвоила определённый подход к ребёнку;

§ кроме того, на её взаимоотношения с малышом влияют местные обычаи и культура.

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми.

Первым научным направлением, изучающим детско-родительские отношения, был классический психоанализ. Именно психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни, др.).

В западной психологии популярными являются теоретические модели. И была предложена классификация родительских стилей поведения, включающая 3 типа:

Попустительский стиль.

Психологи разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью.

В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено. Показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, имеющая свои цели, задачи и методы. Л.Ф. Обухова предлагает выделять четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество .

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости ребенка сталкиваются с его сопротивлением, он отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя . Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе и подвержены эмоциональным срывам в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система признания возможности и целесообразности независимого существования взрослых от детей, называется тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок «встанет на ноги», практически всякая забота о нем прекращается) .

Сотрудничество как тип родительского отношения предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Таким образом, семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития -- коллектив.

Какие же условия воспитания способствуют формированию психологически здоровой личности? В этой статье я приглашаю вас рассмотреть нюансы взаимоотношений матери и ребенка в период младенчества. Может показаться, что в этом возрасте ребенок еще маленький и ничего не понимает, поэтому никаких психологических травм получить не может. Но, как показывают последние исследования психоаналитиков, именно в этот период закладываются основы отношения к миру, себе, другим. То есть будет ли он доверять миру, себе; сможет ли он опираться в этом мире на себя и других; будет ли закрыт, холоден, отстранен или открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отношения.

Что же является главным в этот период для воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Я уверена, что все более и менее вменяемые мамы прилагают массу усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, увы, ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания.

Взросление ребенка происходит вследствие естественного роста и развития на основе правильной родительской любви. Многое зависит от того, как и какие отношения складываются между матерью и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка. В свой первый год жизни ребенок беспомощен, полностью опирается на родительскую опеку, его выживание и развитие зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.

В младенчестве родительская любовь имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы. Основная задача матери в этот период открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка. Поддерживать с ним настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь правильно угадывать состояние и потребности ребенка и предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В психотерапии это называется эмпатическое вчувствование.

Тесная физическая, эмоциональная, чувственная связь глубоко необходима для ребенка в этот период, она является живительной силой для его выживания и развития. Благодаря этой связи, через контакт с матерью, ребенок начинает чувствовать и понимать себя, свое тело. Равнодушие взрослых в этот период - самый опасный враг для ребенка, это грозит остановкой в развитии, иногда даже остановкой жизни. Даже недостаточно внимательная мать, в чем-то неудовлетворительные, фрустрирующие для ребенка отношения с матерью - это все равно лучше, чем их отсутствие.

Основное общение, основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, а также и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции. Так он познает мир, знакомится с матерью и с собой, чувствует отношение матери к нему, начинает понимать, чувствовать про отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться.

Ребенок чувствует отношение матери к себе, впитывает его в себя. Чем внимательнее и заботливее мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим. Но забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка, то есть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.

Гиперопека и гиперстимуляция ребенка матерью, то есть когда мать дает больше опеки и заботы, чем он может выдержать, чем ему необходимо, может привести к апатичному, отчужденному и закрытому характеру ребенка. В отношениях с такой матерью единственной возможностью поддерживать комфортную для себя дистанцию - это прятаться внутри себя. Внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Так формируется замкнутый, закрытый характер.

Если забота матери в период младенчества была адекватна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, базовое доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко, словно рыба в воде. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым».

Лишь мать, способная на «первичную материнскую озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», дает здоровое начало развитию его личности. Причем ее воздействие столь реально, что личность ребенка будет сильным или слабым в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой. Согласно этой точки зрения, человеческая личность взращивается непосредственно в персональных «объектных связях» в качестве отправной точки всякой человеческой жизни.

Очень тесная связь вначале отношений, где мать просто зациклена на отношениях с ребенком постепенно ослабевает и у нее появляется, освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и к другим отношениям.

По мере взросления ребенка интенсивная эмоционально-психологическая, телесная включенность матери будет сокращаться до меньших пропорций. Она выполнит свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Позже, в латентный период и период юности, родители оказывают ребенку поддержку и побуждают думать, чувствовать и действовать самостоятельно, исследовать, экспериментировать, идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, и ему помогают «быть собой». Это, в конечном счете, приводит к замене ранних эротических связей, которые обусловлены зависимостью ребенка и поддержкой взрослого, зрелыми отношениями взаимного уважения, равенства и дружеской привязанности.

Родительская любовь изменяется в неэротическую, несобственническую, недоминирующую привязанность, которая оказывает ребенку поддержку в его развитии как отдельной и независимой личности.

Затем, повзрослевший ребенок сможет перенести свой эротический отклик на другого, и без тревоги или вины вступить в эротическую связь с партнером вне круга семьи. А также сформировать другие важные личные связи, в которых происходит подлинная встреча родственных душ без эротического элемента. Он становится способен далее развивать активную и спонтанную личность, свободную от тормозящих страхов.

Завершить эту статью я хочу словами моего любимого юнгианского аналитика Джеймса Холлса. «Задача родителя заключается в обязательной поддержке и смягчении экзистенциального стресса отделения, которое мы называем рождением, а затем в ходе постепенного покидания ребенка, которое происходит за несколько стадий. Этот процесс ребенок должен выдержать, чтобы в соответствующее время покинуть родительский дом, уже практически став взрослым».


Top