Фраза что имеем не храним потерявши плачем. Философия потери

Мы сидели уже не один час в этом кафе. Все новости были рассказаны, новые наряды показаны, горячие вопросы обсуждались уже по второму кругу, даже на политику переключились. Я начала откровенно зевать и поглядывать на часы. Муж позвонил двадцать первый раз - в общем пора было закруглятья и ехать домой.

Полин, ты как-будто никуда не торопишься. Че это тебе муж не звонит?
- Да, нет, почему… я честно говоря даже не знаю, где он...- как-то виновато ответила она, пряча глаза.
- Как это? - мы с Ленкой откровенно выпучили глаза и рты пораскрывали.
Сообразив, что брякнула что-то лишнее Полина натянуто улыбнулась и ответила, шутя.
- Ну, в смысле он у меня не ревнивый. Скорее всего с друзьями в боулинг пошли, вот и не звонит…
- Везет же, - подхватила Ленка, - у меня б… А, ну да, я ж уже рассказывала.

Повисла какая-то неловкая пауза, я посмотрела на Полину и почему-то ей не поверила.

Вова, ее муж, был что называется мужчиной мечты. По крайней мере, внешне. До того хорош, что женщины, провожая его завороженным взглядом, еще долго вздыхали. Одним словом, женщины его любили, а он беспордонно этим пользовался. Каких только красавиц не было с ним рядом, а женился на нашей Польке. Поля не выделялась на фоне других совершенно ничем. Эдакая серая мышка. Тихая, спокойная, домашняя. Друзья Вовы еще долго делали большие удивленные глаза после свадьбы и не раз, провожая ее взглядом, вопрошали: «Ну что ты в ней нашел?!»

Вова победно улыбался и говорил о том, что любит она его, как Бога, холит и лилеет. Ни слова упрека, ни скандалов, словом, о чем еще ему мечтать можно было? «А что с этими длинногими делать? Они к плите не знают с какой стороны подойти. В голове одни шмотки! А я поесть люблю, причем вкусно и много...»

Полю он любил, по-своему, но никогда не ревновал, ни закатывал сцен типа «где ты была?», и сам никогда себя не утруждал оправдываться в своем отсутствии.
Полька любила его наверно слишком сильно, если можно было так выразиться. Мы с Леной много раз пытались ее «расшевилить».

«Тебе надо как-то изменить себя - перекрасить волосы, подстричься, вообще изменить прическу, стиль одежды… И не сидеть дома, как верный пес, дожидаясь блудного мужа.»

«Раз не пришла бы ночевать, посмотрели, как бы он запел. Заведи себе любовника в конце концов! Не хочешь буквально, я попрошу своего знакомого, будет тебе днем и ночью названивать, и смс-ки вагонами слать, пусть поймет, - тебе тоже мужики проходу не дают. И глаза разует, какая ты красавица. А такую красоту надо беречь, чтоб кто-нибудь шустрый на кривой кобыле не объехал. Может хоть чуть-чуть испугается. Трястись за тебя будет и опасаться, что может потерять.» - твердили мы с Ленкой на перебой. «Совсем ты его разбаловала, вот он тебе на шею и сел. Жена верная дома сидит, никуда не денется - вот и расслабился. А ты между прочим женщина. И очень эффектная… особенно, если снимешь с себя эту „мешковину“ и оденешь нормальные тряпки. Такую фигуру нельзя прятать - это ж преступление!»

Полька была непоколебима. Но, как говорится, вода камень точит. И даже железному Полькиному терпению рано или поздно должен был прийти конец. Вовка не первый раз приходил домой под утро, изрядно «наигравшись в боулинг». На вопросительные взгляды жены махал рукой и отвечал дежурное «че-то с пацанами засиделись» и валился спать. А с утра Полька ему рассольчик, горячий борщик, 100г… Вова улыбался, вздыхал тяжко (мучаясь то ли похмельем, то ли совестью)и говорил «какая ж ты у меня золотая!»

В этот раз он превзошел самого себя…

Поля, пыталась дозвониться, но в 10 раз услышав в трубке "… недоступен или находиться вне зоны действия...", бросила телефон и легла спать…
Кто-то отчаяно колотил ногами в дверь. Сон как ветром сдуло. В первое мгновение Поля испугалась, вскочила, хотела будить мужа, потом сообразила, что это собственно муж наверно и ломает двери, и поплелась открывать.

На пороге, шатаясь стоял Вова в компании двух девиц, которые его бережно поддерживали. Рубашка застегнута всего на одну пуговицу, воротник в помаде, растрепанный какой-то, на груди отчетливо выделялся засос…
- Поля! Я при-шел! - веселися Вова, - девчонки, помогли до дома добраться, - тщательно выговаривая каждое слово, все-таки произнес он.
Троица дружно ввалилась в прихожую и тут же оказалась на полу. Девицы взвизгнули, Вова заржал… Молча, переступив через них, Полина зашла в свою комнату, оделась и ушла… Ушла совсем. Прошло два месяца. Сколько раз он ей звонил, просил прощния, умолял вернуться… Ничего.

Я сидела и смотрела на нее, помешивая уже давно остывший чай. Поля выглядела усталой какой-то, а во взгляде не было ничего. Совершенно пустые, «мертвые» глаза. Я даже не знала, что говорить. Лучше бы она рыдала, била посуду, материла мужа на чем свет стоит… ну хоть что-нибудь делала… Чем так.
Тишину нарушил звонок в дверь. Я бросилась открывать. На пороге стоял Вова. Клянусь, я никогда в жизни ни видела его таким потерянным! Складывалось впечатление, что человек был тяжело болен или только что перенес тяжелую болезнь. А в глазах такое отчаяние. У меня сердце сжалось. В первое мгновение я даже замешкалась малость, он ли? Я молча пропустила его и осталась в коридоре, чтоб не «путаться под ногами». Вову стало по-человечески жалко. Он прошел в кухню. Полина даже головы не повернула в его сторону. Сидела на подобие истукана и пялилась в стену напротив. Вова сел на пол, обнял ее ноги и… заплакал. Мне стало как -то не по себе. Он плакал долго, навзрыд, то опуская голову, то заглядывая в ее глаза. А она смотрела сквозь него и даже ни один нерв ни дернулся на ее лице. Складывалось впечатление, что она вообще ничего не видит и не слышит вокруг.
- Поля, девочка моя, я умру без тебя, не бросай меня, не уходи. Я больше никогда тебя не оставлю ни на минуту, слышишь… Я забуду всех своих друзей, мне никто не нужен, кроме тебя… Прости меня. Нет, ну хочешь, ударь меня, ударь, я заслужил это… Я подлец. Поля, ну не молчи, - крикнул он, встал на колени и стал трести ее за плечи. Каменное лицо, пустые глаза, ни слез, ни эмоций.
Я готова была уже сама разрыдаться и простить этого несчастного Вову, лишь бы все это закончилось. Она молча встала, легонько отодвинула Вову в сторонку, вышла в коридор, посмотрела на меня безразличными глазами и сказав «что-то я устала, поеду я...» и ушла…

Именно так!

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Того, что имеет, человек не ценит. Обладание, владение чем-то воспринимается как данность. Лишь с потерей приходит понимание важности утраченного.
О былом здоровье вспоминают с появлением болезней. Жгучая потребность поговорить по душам с родителями является с их уходом. Когда дети были маленькими, выслушивать их, ласкать, баловать не было ни сил, ни времени, ни желания. Выросли, всё появилось, да им не нужно

Автором выражения «что имеем — не храним, потерявши плачем» является поэт, драматург-переводчик, режиссер Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879). Одноактный водевиль такого названия был им создан в начале 1840-х, одобрен цензурой в 1843 году, поставлен в 1844 году. Водевиль имел успех, много лет шел на сценах русских многих театров, одна из постановок, например, состоялась 16 марта 1894 года в Варшаве. Кроме водевиля «Что имеем — не храним, потерявши плачем» Соловьёв сочинил, перевёл, переделал с французского ещё множество водевилей, комедий и драм

    Девичьи клятвы, или Вся беда от романов
    Тетушки и добродетель
    Старый математик
    Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем
    Колечко с бирюзой
    Волшебная Роза, или Уездные честолюбцы
    Домик холостяка, или Не рой яму, сам попадешь
    Что и деньги без ума
    Небо и земля или Жизнь художника
    Невесте сорок пять, приданого сто тысяч
    Чудная девушка, или Редкость XIX века
    А справочку навести не мешает!
    Ночное привидение или Преступник поневоле
    Война в малом виде, но в большом свете
    Вдвоем поехали, втроем воротились
    Вдова замужем, или Мертвый живому житья не дает
    Отец — жених, а дочь невеста, или с Больной головы на здоровую

Однако, не смотря на популярность спектакля, крылатым фразеологизм «» стал благодаря сочинению «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», в 1854 году опубликованном в номерах втором и шестом журнала «Современник»

Мысли, аналогичные выражению «что имеем — не храним, потерявши плачем»

  • Цену людям, нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем (Писемский)
  • То, что у нас есть, мы не признаем (Шекспир)
  • Добро потерянное - добро оцененное (Иоганн Готфрид Гердер)
  • Ненавидим добродетель при жизни, исчезнувшую с глаз с завистью ищем (Гораций)
  • Душа желает то, что потеряла (Петроний)
  • Тогда только мы считаем наше хорошим, когда мы потеряли, что имели (Тит Макций Плавт)

Применение пословицы в литературе

«Вот уж воистину: что имеем ― не храним, потерявши ― плачем…» (Михаил Щукин. «Белый фартук, белый бант…»)
«Потерять можно только то, что имеешь. Что имеем ― не храним… А я Машу не взял» (Алексей Иванов «Географ глобус пропил»)
«Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши ― плачем» (Леонид Утесов «Спасибо, сердце!»)
«Мы, русские, что имеем ― не храним, чего не имеем ― тем хвастаемся!» (Сергей Залыгин «Комиссия»)
«Ценность, как бы она ни была субъективна, я могу с чем-то сравнить, выразить, осознать, пусть даже и запоздало («что имеем не храним, потерявши плачем»), а значимость…» (Владимир Леви «Искусство быть собой»)
«Обыкновенно люди не ценят того, что им дано, ― банальное ― Что имеем, не храним, Потерявши, плачем. Но кому выпало счастье жить в «волшебном городе на берегах Невы» ― ценили его, гордились им и любили его» (Г. В. Иванов «Закат над Петербургом»)
«Мы не дорожим тем, что достается легко, ― что имеем не храним, хотя потерявши плачем» (А. А. Фет «Из деревни»)

Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Название одного из водевилей (1844) русского драматурга-водевилиста С. Соловьева.
Но выражение стало популярным, как афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Афоризм из "Плодов раздумий" (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Что имеем, не храним, потерявши, плачем" в других словарях:

    Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ. Есть старый (отецъ), убилъ бы его; нѣтъ стараго купилъ бы его. «Цѣну вещи узнаешь, какъ потеряешь». Ср. Цѣну людямъ, истинно насъ любящимъ, мы, по большей части, узнаемъ въ то время, когда ихъ теряемъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Есть старый (отец), убил бы его; нет старого купил бы его. Цену вещи узнаешь, как потеряешь. Ср. Цену людям, истинно нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем. Писемский. Тысяча душ. 2, 9. Ср. Eher schätzet man das… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Что имеем, не храним, потерявши, плачем - крыл. сл. Афоризм из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux de Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки, названные водевирами, а позднее водевилями. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Коллективный псевдоним русских писателей: Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича, Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменен… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Список серий американского телевизионного сериала «Частная практика» в жанре медицинской драмы с Кейт Уолш в главной роли доктора Эддисон Форбс Монтгомери.Сериал вышел на экраны 26 сентября 2007 года и выходит по настоящее время. Сериал… … Википедия

    КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

    СЛОВНО ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ - кто быть; жить, чувствовать себя В полной безопасности, под покровительством,под надёжной защитой. Имеется в виду, что лицо (обычно женщина) или социальный коллектив (X) не имеет в жизни проблем и трудностей, поскольку всю заботу о ней (о нём)… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Камера хранения , Соколов Б.. Название книги отталкивается от известной поговорки: «Что имеем -не храним, потерявши - плачем». Чтобы не терять почвы под ногами и оставаться людьми, необходимо беречь от забвения богатство,…

Top