Что дает каллиграфия. У кого самый красивый почерк? Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Инструкция

В первую очередь нужно научиться сидеть при письме. Поначалу это будет непросто, но потом правильное положение тела при письме войдет в привычку. Итак, сядьте прямо, держите плечи и туловище ровно, слегка наклоните голову вперед, спиной опирайтесь на спинку стула. Не наклоняйте туловище вперед и не опирайтесь грудью на стол! Не кладите одну ногу на другую, лучше согните обе ноги в коленях под прямым углом, проследите за тем, чтобы стопы касались пола. Руки положите на стол, опираясь на них. Локти при этом должны находиться за краем .

После того, как вы научитесь правильно сидеть, научитесь также держать ручку. Удивительно, но далеко не все взрослые правильно держат ручку при письме. Кого-то научили еще в детстве, а кто-то со временем переучился сам. В любом случае, нужно немного попрактиковаться. Ручку следует положить на левую сторону среднего пальца, указательным пальцем придерживая ее сверху, а большим – снизу. При этом расстояние от указательного пальца до кончика ручки должно составлять около 1,5-2,5 см. Пальцы не должны быть ни слишком расслаблены, ни слишком напряжены. При письме рука должна не висеть в воздухе, а опираться на мизинец.

Научившись правильно сидеть и держать ручку, возьмите несколько прописей и попрактикуйтесь. Не стоит сразу пытаться писать целые и , сначала научитесь рисовать ровные и красивые линии, писать отдельные и связки и только потом – слова. Не старайтесь сразу писать , скорость письма придет со временем.

После того, как вы научитесь писать почерком, медленно и аккуратно выводя буквы, начните постепенно увеличивать скорость письма. Пишите , тренируйтесь хотя бы по 10-20 минут каждый день, и тогда вы непременно добьетесь отличных результатов.

Видео по теме

Источники:

  • Развиваем руки для письма

Человек, владеющий одинаково хорошо обеими руками, называется амбидекстр. Считается, что у таких людей равномернее развиты оба полушария: логическое левое, отвечающее за правую сторону тела, и интуитивное правое, отвечающее за работу левой половины. Амбидекстры могут одинаково легко справляться как с логическими и техническими задачами, так и с творческими. Развить правое полушарие помогает, в первую очередь, навык письма левой , то есть, пассивной рукой .

Вам понадобится

  • Прописи.

Инструкция

Еще один совет заключается в том, чтобы вы как можно больше практиковались и перед тем как начать любой новый текст, составляли план. Всегда составляйте план будущей публикации – это позволит структурировать мысли и идеи, распределить их, отсортировать, определить, что именно вы скажете в начале статьи, а что – в конце. Ваш текст должен описывать место действия, причины этого действия, само действие и наконец, его или выводы, сделанные вами.

Научитесь грамотно и логично выстраивать свои тексты – только тогда они будут красивыми и интересными. Не отклоняйтесь от основной темы, о которой пишете, а также не переусердствуйте со сложными терминами и длинными предложениями. Пишите лаконично и старайтесь говорить только о главном, обходя второстепенные и неважные моменты.

Стремитесь добиться максимальной содержательности и завершенности при небольшом объеме готовой статьи – читатели предпочитают краткость и не любят тратить много времени на чтение тех или иных текстов.

Следите за чистотой языка. Не используйте в текстах просторечной и бранной лексики, пишите стилистически правильно, соблюдайте грамматики и орфографии. Удерживайте в тексте отстраненную авторскую позицию, но при этом не выделяйте собственное мнение как единственную истину, не пытайтесь поучать или осуждать читателей, а также избегайте грубостей. Текст должен быть красивым, вежливым и простым, привлекающим внимание любого человека.

Избегайте чрезмерного повторения междометий и местоимения «Я», а также тавтологии. Чтобы в тексте не было повторяющихся слов (тавтологии), ищите синонимы и стройте предложения без повторений. И наконец, для того чтобы было эффективным, регулярно практикуйтесь – заведите блог и постоянно публикуйте в нем новые заметки, общаясь с читателями и наблюдая за их реакцией на ваши тексты.

Связанная статья

Источники:

  • как красиво и быстро писать

Одна из задач начальной школы - научить детей каллиграфически, однако даже далеко не все взрослые владеют этим навыком. Научиться писать каллиграфически можно самостоятельно, используя определенные правила.

Инструкция

Для начала примите правильное положение тела. Для этого сядьте на стуле прямо, голову чуть наклоните вперед. Если вы правша, то положите левую руку на стол и перенесите на нее часть веса тела, одновременно придерживайте этой рукой бумагу. Если вы , то точку опоры перенесите на правую руку. Та рука, которой вы пишите, должна едва касаться поверхности стола.

Возьмите инструмент для письма – ручку или перо, - в рабочую руку. Большим пальцем прижмите ручку к ногтевой фаланге среднего пальца. Указательный слегка согните и придерживайте ручку сверху. Держать пишущий инструмент в руке нужно без напряжения.

каллиграфического написания букв русского алфавита

Строчная буква а состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз второй элемент буквы – это наклонная линия с закруглением внизу.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Справа, налево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква А состоит из трех элементов: переднего плавного элемента, удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу и горизонтальной палочки.

Начинаем писать букву выше нижней линии рабочей строки. Слегка закругляем вправо, и ведём наклонно вверх до середины межстрочной строки, опуская линию на себя, не отрывая руки, пишем второй элемент буквы - прямую наклонную линию с закруглением внизу. Третий элемент пишем на верхней линии рабочей строки, пересекая два первых элемента.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; слева направо.

Строчная буква б состоит из двух элементов: овала и удлиненной наклонной палочки, загнутой вверху.

Начинаем писать букву б, как и строчную а. Не отрывая руки от овала, пишем удлиненную наклонную линию вверх до середины межстрочной строки и заканчиваем плавным поворотом вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два.

Слева направо, вверх, влево, вниз; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вправо.

Заглавная буква Б состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева, правого полуовала и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать букву от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки закругляем влево и ведём вверх узкую петлю. Пересекаем наклонную прямую выше верхней линии рабочей строки. Опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Третий элемент пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; влево, вверх; отклоняясь вправо, вниз; слева направо.

Строчная буква в состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с наклоном вверх, закругляя на середине межстрочной строки влево. Ведём вниз удлиненную наклонную, закругляя у нижней линии рабочей строки в овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз; вправо, вверх, влево.

Заглавная буква В состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева и двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки, закругляя влево, ведём вверх узкую петлю. Не доводя до середины межстрочной строки, пересекаем наклонную прямую и продолжаем вести вверх, закругляя вправо, пишем верхнее и нижнее закругления. Верхнее закругление меньше нижнего.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-и-три-и.

Сверху вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево

Строчная буква г состоит из одного элемента: наклонной палочки с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, касаясь верхней линии, ведём наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква Г состоит из двух элементов: удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать прямую наклонную линию на себя от середины межстрочной строки. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Второй элемент накрывает первый. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два .

Справа налево, вниз, влево; слева направо.

Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и удлинённой наклонной палочки с петлёй внизу.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а. Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём петлю вверх, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква Д состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки, лежачей петли и правого большого полуовала.

Начинаем писать удлиненную наклонную линию от середины межстрочной строки. Внизу слева пишем небольшую петлю. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляя вверх, пишем правый большой полуовал.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три .

Сверху вниз, влево, вправо, вверх, влево, вниз .

Строчная буква е представляет собой петлю.

Начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Е состоит из двух левых полуовалов.

От середины межстрочной строки пишем верхний меньший полуовал, заканчивая над верхней линией рабочей строки. Не закругляя вверх, безотрывным движением влево и вниз пишем большой нижний полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо .

Строчная буква ё пишется так же, как и строчная буква е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо . Над буквой ставим две точки.

Заглавная буква Ё пишется так же, как и заглавная буква Е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три-четыре .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо. Над буквой ставим две точки
Строчная буква ж состоит из трех элементов. Два элемента - левый и правый полуовалы. Третий элемент состоит из трёх коротеньких прямых палочек.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем левый полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо; вверх вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Ж состоит из таких же трёх элементов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква з в своём составе имеет правый полуовал и нижнюю петлю.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки, закругляя ведём влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, пишем округлённую петлю, выходящую за нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква З состоит из двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вправо, пишем верхний полуовал. Не доводя до верхней линии рабочей строки, заводим далеко влево и начинаем писать нижний полуовал, больше верхнего.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.

Строчная буква и состоит из двух прямых палочек с закруглениями внизу.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква И

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три.

Строчная буква й состоит из трех элементов: двух наклонных палочек, закругленных внизу, и короткой выгнутой линии.

Строчная буква й пишется так же, как и строчная буква и, только над буквой пишем третий элемент - короткую выгнутую линию движением вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Заглавная буква Й также состоит из трех элементов.Пишется так же, как и заглавная буква И ,только над буквой пишется третий элемент, как и в строчной й.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Строчная буква к состоит из трёх элементов: прямой и двух кривых.

От верхней линии рабочей строки пишем наклонную прямую вниз. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному, линию повтора опускаем ниже середины строки. Вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква К состоит из четырех элементов: острого элемента, удлиненной прямой с левой петлёй и двух кривых.

Начинаем писать от середины межстрочной строки короткую прямую вправо вверх. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением и, не отрывая руки, возвращаемся по написанному, вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

В составе строчной буквы л выделяются передний плавный элемент и наклонная палочка с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Заглавная буква Л похожа на строчную л составом элементов и написанием.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква м состоит из трех элементов: переднего плавного и двух наклонных палочек с закруглениями внизу.

Начинаем писать, как строчную л, выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

В состав заглавной буквы М входят те же самые элементы, из которых состоит строчная буква м,только большего размера.

Начинаем писать заглавную букву, как и строчную. Пишем выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква н состоит из трех элементов: прямой наклонной палочки, горизонтальной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз, к верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква Н состоит из острого элемента, удлиненной наклонной палочки с петлёй внизу влево и удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и закруглением.

Начинаем писать короткую прямую от середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, продолжаем вверх до середины межстрочной строки, закругляем влево и плавно опускаем удлиненную наклонную вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вверх, влево, вниз, вправо.

Строчная буква о - один элемент - овал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква О - один элемент - овал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо, вверх.

Строчная буква п состоит из двух элементов: первый - прямая палочка, второй - прямая с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква П в своем составе имеет три прямых с закруглениями.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя вправо. Третий элемент накрывает первый и второй. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-и-три.

Сверху вниз, влево; сверху вниз, вправо; вверх, вправо.

Строчная буква р в своём составе имеет два элемента. Первый - наклонная удлиненная палочка, второй - наклонная палочка, закруглённая внизу и вверху.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки удлинённую наклонную прямую вниз до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному до середины рабочей строки, отклоняясь вправо до верхней линии рабочей строки, пишем закругление вправо и ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Р имеет два элемента. Первый - удлиненная наклонная палочка с закруглением внизу влево, второй – верхний полуовал.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. От середины межстрочной, закругляем вверх вправо и продолжаем прямую вдоль межстрочной, закругляя в правый полуовал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Справа налево, вниз, влево; вниз, вверх, вправо, вниз.

Строчная буква с - левый полуовал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.

Форма заглавной буквы С подобна форме строчной. Это - левый полуовал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и. Справа налево, вниз, вправо.

Строчная буква т состоит из трех элементов. Первый - это прямая наклонная палочка. Второй - прямая, закругленная вверху. Третий элемент - прямая, закругленная вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо, вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Т состоит из четырех элементов. Один из них - прямая линия, три - прямые с закруглениями.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Четвёртый элемент накрывает три предыдущих. Пишем от середины межстрочной линии, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-три-и-и-четыре.

Сверху вниз, влево; сверху вниз; сверху вниз вправо; слева, направо.

Строчная буква у имеет два элемента: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки вниз. Ведём наклонную прямую, закругляя вправо у нижней линии рабочей строки и продолжаем вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз удлиненную прямую до середины межстрочной строки. Закругляя влево, пишем петлю, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква У состоит из двух элементов: прямые с закруглениями. Начинаем писать от середины межстрочной строки.Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишемнаклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево.

Строчная буква ф - это удлиненная наклонная палочка с двумя овалами.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а . Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем правый овал, касаясь второго элемента.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; вверх, вниз, вверх; слева направо, вниз, влево.

Заглавная буква Ф состоит из трех элементов: двух овалов и удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем левый овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем правый овал, касаясь левого овала. Не отрывая руки, ведём прямую вверх к середине межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую вниз, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-и-три-и.

Строчная буква х

Начинаем писать букву с левого полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. Отклоняясь вправо, пишем, правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Заглавная буква X имеет два полуовала: левый и правый.

От середины межстрочной строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. Отклоняясь вправо, пишем правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква ц состоит из трех элементов. Первые два - это наклонные палочки с закруглениями внизу, третий - маленькая петля.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Ц пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Строчная буква ч состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной палочки, закругленной внизу.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Не отрывая руки, пишем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-и-раз-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Ч имеет два элемента. Один из них - наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу, второй - удлиненная прямая, закругленная внизу.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки.Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква ш состоит из трех элементов. Это три наклонные палочки, закругленные внизу.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Ш состоит из четырёх элементов.

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква щ по форме похожа на малую ш, только имеет ещё небольшую петельку.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Щ пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Твердый знак ъ состоит из двух элементов: фигурной линии и буквы ь.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Буква ы состоит из трех элементов: наклонной с закруглением, короткой наклонной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, у нижней линии закругляем вправо, поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево, не касаясь написанной части. Не отрывая руки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, влево, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Мягкий знак ь представляет собой один элемент.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: раз-и-два.

Сверху вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Строчная буква э состоит из двух элементов: правого полуовала и короткой прямой линии.

Начинаем писать букву с полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем полуовал. Второй элемент проводится до середины первого, слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Заглавную букву Э начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем вверх, закругляя вправо, полуовал. По верхней линии рабочей строки до середины первого элемента пишем горизонтальную короткую прямую движением слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Слева направо, вниз, влево; вправо.

Строчная буква ю состоит из трех элементов: двух прямых и овала.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз. Пишем овал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Заглавная буква Ю состоит из четырех элементов.

Начинаем писать с середины межстрочной строки короткую прямую. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, которая пересекает удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, вниз и пишем овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Строчная буква я состоит из трех элементов: плавного переднего овала и двух наклонных палочек с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляя влево, пишем небольшой овал. Не отрывая руки, ведём до верхней линии рабочей строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Заглавную букву Я н ачинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до середины межстрочной строки, закругляя влево, пишем небольшой овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём до середины межстрочной строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, влево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. знают далеко не все. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Но большая часть людей, особенно это касается подрастающего поколения, и вовсе не имеют представления о красивом и изящном письме.

Возникновение каллиграфии в мире

История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин начали использовать в XVI веке в Европе. В этот период красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфическим письмом. Однако все предыдущие 16 веков искусство каллиграфии постоянно развивалось. Еще древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись.

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией.

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

Письменность у славянского народа

Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде.

Данных о возникновении письменности у славян довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Константин и Мефодий. Моравский князь Ростислав попросил Константина создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему.

В XV столетии начал появляться первый красивый - рукопись. Следом за ним - тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

С вопросом, что такое каллиграфия, вроде бы теперь все понятно, но кто же такой каллиграф и чем он занимается.

Кто такой каллиграф

Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники.

Каллиграф - человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. В наше время очень популярно уметь каллиграфически писать. Такой навык придает любому человеку признак хорошего воспитания и элегантности. В элитных семьях даже самые маленькие знают, что такое каллиграфия.

Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства. Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый.

Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение. В любом случае попробовать научиться красиво изображать буквы стоит каждому.

Учимся каллиграфии

Каллиграфическое письмо подразумевает использование пера и чернил. Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе (лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов), и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву. Такой вид каллиграфии называют искусственной.

Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие (в отличие от шарика в ручке), им легче воссоздавать каллиграфические буквы.

Когда каждая буква шрифта отработана, пора научиться их соединять и украшать. Посмотрите, как выглядят соединения в выбранном шрифте, и попытайтесь их повторить. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером.

Инструменты для каллиграфии

Как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев.

Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв.

В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен (авторучка с наконечником пера). Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила.

Место для занятий

Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой - это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

Каллиграфия для самых маленьких

Что такое каллиграфия для детей и нужна ли она им? Несомненно, ответ - да! Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. К тому же при изучении каллиграфии у детей выравнивается почерк. Буквы в школьных тетрадках приобретают одинаковую величину, а у ребенка развивается

По почерку школьника можно сказать очень многое: характер, психическое состояние, умственное развитие. Красивая каллиграфия откроет ребенку множество дорог в будущем.

Каллиграфия (от греч. — "красивый почерк") — одна из отраслей изобразительного искусства. Каллиграфию так же не редко называют искусством красивого письма .

История искусства каллиграфии связана с историей создания рукописного шрифта и инструментами для письма. До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления текста.

Письменность зародилась примерно 5000 лет назад. В этот период память людей стала ослабевать и возникла необходимость записывать информацию. Примерно тогда же возникла и каллиграфия. Ее стили и начертания меняются под влиянием времени. Она находится в состоянии постоянной эволюции, и каждый раз принимает стили той эпохи, в которой существует. Особое отношение к каллиграфии наблюдалось на востоке. В качестве инструментов написания использовались кисть или перо, чернила.

Основные направления развития каллиграфии это: Западно-Европейская каллиграфия и Восточно-Азиатская . В Китае, Японии и мусульманских (арабских) странах каллиграфия появилась раньше, чем в западно-европейских и достигла статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии .

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение — усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком.

Несколькими движениями кисти опытный мастер-каллиграф может зафиксировать мимолетное настроение, зарифмовать промелькнувшее в просветленном сознании четверостишье и в одно мгновенье создать художественный объект, достойный углубленного созерцания многими поколениями.

Китайская каллиграфия считается "прародительницей" японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н.э., в то время как история японской каллиграфии начала свой отсчет с V века до н.э.. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах.

В Японии каллиграфия — самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке.

Японская каллиграфия — это одна из практик дзен , такая же, как искусство чайной церемонии (чадо), икебана, японское фехтование на мечах (кендо) и другие боевые искусства (будо). Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь — женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма шодо (Shodo), где Sho значит каллиграфия, do — путь. И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин .

"В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти — мазок, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец" , — так определил различия между китайским и японским направлением С.Н.Соколов-Ремизов.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения "красотой письма" (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности . В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны еще в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.

Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII-IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства.

Как и древние времена, так и в современном обществе каллиграфия часто используется при изготовлении магических предметов: амулетов, оберегов, талисманов, кулонов, колец и т.д. В древности, так же использовалась и при создании холодного оружия и защитного вооружения, нанесения каллиграфических образов, рун, иероглифов, несущих ту или иную информацию, направленную либо на защиту носившего броню рыцаря, либо на качество его вооружения.

С появлением и развитием книгопечатания, машинописи и, появлением компьютерной техники каллиграфия формально утрачивает свое первоначальное значение. И скорее выступает как эстетический элемент в оформлении текстов.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, в виде шрифтов и рукописных логотипов, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Каллиграфия — это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения . Но помимо эстетического у нее есть и еще один немаловажный аспект — медицинский .

Ученые заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции , что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.

Каллиграфия благотворно влияет на человеческую психику, развивает тончайшие мышцы рук,

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Это было рисуночное письмо, и такая его форма называлась пиктографией, рисунок передавал сообщение целиком. Впоследствии, рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определенное смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография - символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность.

«О, ты, который хочешь стать мастером в письме.
Стать людям приятным и другом,
Устроить край письма своим местопребыванием;
Чтоб весь мир знал тебя,
Тебе следует оставить покой и сон,
И это надо сделать со времени молодости;
Голову о бумагу, как колем тереть.
День и ночь от этой работы не отдыхать.
Отказаться от своих желаний,
Отвернуться от страсти стяжательства и алчности.
Бороться также с плотскими страстями,
Рубить шею плохим страстям,
Дабы ты знал, что такое малая священная война.
Что такое обращение к великой.
То, что считаешь невозможным для себя.
Этим никого не должен ты оскорбить.
Берегись, я сказал тебе, не обижай душу,
Так как от обижающего душу истина отвращается.
Сделай своим постоянным занятием - довольство и послушание,
Не будь ни одного часа нечистым,
Всегда признавай необходимым отстранение
От лжи, вожделения и клеветы,
Удаляйся от зависти и завистливых людей.
Так как от зависти происходит для тела сто несчастий;
Не имей в обычае козней и плутовства,
Не избирай нехороших свойств;
Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия,
Очистился,- стал мастером в письме.
Кази - Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках


Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, ещё в палеолите - «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть «рисую-пишу» (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Шумерская клинопись (четвёртое тысячелетие до н.э.).

Рисуночный характер символов, характерный для первобытных людей, теряет связь с изображениями, и постепенно заменяется на иероглифы. Это начальный этап возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название - шумерская клинопись. Отдельным иероглифам соответствовали конкретные звуки, а из них в устной речи складывались слова или простые фразы.

Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве «matres lectionis» («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появившимися к тому времени системами записи языка.

Египетское иероглифическое письмо (четвёртое тысячелетие до н.э.)

Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э.. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков - довольно чёткие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлечённых понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе - ваза с вытекающей водой, старости - сгорбленный человек.

В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos - жреческий) письмо, а из него - более упрощённое, демотическое (от греч. demotikos - народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Греческое капитальное письмо (III век до н.э.)

С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселённые греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикиян, сосредоточивших в своих руках большую часть торгово-промышленной деятельности Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка.

Финикийский алфавит, созданный во II тысячелетии до н. э., состоял из 22 согласных букв. Осознавая несовершенство такой фиксации речи, финикийцы для более точного понимания написанного использовали вспомогательные знаки, которые указывали, какой гласный звук должен идти за той или иной согласной буквой. Однако текст, записанный без гласных, был малопонятен.

Под влиянием египетской, ассиро-вавилонской, крито-микенской систем письма, знаки финикийского письма совершенствовались, принимая простую, удобную форму.
На Ближнем Востоке под влиянием финикийского письма возникло арамейское письмо, давшее начало всем восточным алфавитам. Финикийский алфавит в своей первичной форме был воспринят в Малой Азии, в Греции и Италии. Возникшее на его основе греческое письмо стало исходным для развития всех западных алфавитов.

Наиболее древние, дошедшие до нас греческие надписи, учёные датируют VIII - VII веками до н. э. К сожалению, древнегреческие рукописи почти не сохранились. Но по материалам, собранным археологами, по фрагментам книг, изображениям, можно получить представление о развитии и особенностях греческого алфавита. Письменность древние греки считали даром небес. Согласно одной из древнегреческих легенд, греков научил письму Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплывший на своем быстроходном корабле на остров Фера (Санторин). Греки были поражены искусством писания и считали Кадма полубогом, отдавая ему надлежащие почести. Исторические данные свидетельствуют о том, что греки действительно заимствовали алфавит у финикийцев, значительно усовершенствовав его. В начале VII в. до н. э. греческое письмо испытывало его значительное влияние.
Так, пользуясь финикийским алфавитом, можно без особых трудностей прочитать древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин.

Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили.

Финикийские буквы, открытые влево, были повернуты лицом вправо. Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма (от греч. Bustrophedon - поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая - слева направо и т. д., причём и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо.

Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма и в латинской письменности. В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.

Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают всё больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округлённости форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.
В связи с этим развилось римское курсивное письмо, как наиболее устойчивая противоположность капитальному. В повседневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки, на которых писали заостренной палочкой - stilus (отсюда - стиль). При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение.
Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало.

В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер.

Римское капитальное письмо (I-V вв.)

В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 21 (26) знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма, видимо, развилось латинское письмо.
Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов.
Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Во II веке до н. э. происходит стабилизация латинского письма. Архаические формы многих знаков были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма. Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Переписывалось очень много произведений греческих авторов. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты -грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма.
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой.

Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век).

В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.

Кроме надписей на камне, капитальное письмо употребляли и в письме ширококонечным пером. Оно особенно стремительно стало развиваться после того, как появился пергамент. Буквы капитального письма, имеющие специфический характер оформления ширококонечным пером, известны под названием квадратных капиталов (capitalis quadrata).

Для длинных текстов ширококонечное перо было мало приемлемо из-за сложности письма и малой беглости. Но, всё же, капитальное письмо применялось приблизительно до X века, главным образом в декоративном письме и заголовках.
Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма - рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо).

Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий и выделения слов. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, в основном написаны рустикой, а частично - квадратным капитальным письмом.
Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причём горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце первого века, под влиянием Востока в римскую архитектуру стал всё больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал всё более проникать и в письмо. В произведениях третьего столетия, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

Вырабатывается новый стиль - унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, полностью развившееся в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более чёток, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.

В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах.
Следует различать унциал старый и новый. Простейшим признаком старого унциала (IV-VI вв.) является диагональное, примерно 45 градусное направление пера и отсутствие засечек. В новом унциале (VI-VIII вв.) наблюдаются, в общем, легкие засечки и горизонтальное направление пера. Но встречаются и такие рукописи, в которых техника старого и нового унциалов смешана. Реже встречается унциал, писанный наклонно. Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.

Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)

Со временем в унциал стали всё больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом, в V столетии был нарушен принцип размещения букв в строке в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.
Возникшая на основе курсива модификация унциального письма, так называемое полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis) переняла все эти инновации, в результате чего писать и читать такое письмо стало гораздо легче. Верхние и нижние удлинения некоторых букв (d, h, l, f, p, q) отчётливо выделяли своеобразные формы этих букв среди других букв строки. Развитие полуунциального письма знаменовало переход от прописных букв к строчным. Оно было первым строчным письмом для ширококонечного пера. В этом письме наблюдается уже целый ряд прообразов букв современного строчного алфавита (a, d, e, g, h и другие). Полуунциальное письмо распространяется по всей Западной Европе и в отдельных её районах подвергается различным изменениям.

После падения Римской империи и переселения народов, в Европе возник целый ряд новых государств. Государства эти освободились от политического и культурного влияния Рима, и в них стали свободно развиваться свои виды письма, применявшиеся до того очень ограниченно. По-прежнему быстро развивается полуунциал. Возникают новые виды латинского письма.

Шрифты раннего средневековья.

Раздробленность ранней средневековой Европы привела к появлению различных региональных видов письма. Их можно разделить на четыре основные группы, которые часто называются национальными видами:
1) ирландско-англосаксонское (островное), распространённое в Ирландии и Англии;
Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространенное у народов Скандинавии, у древних германских племен),

И от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные.

2) меровингское письмо - во Франции;
3) вестготское - в Испании;
4) староиталийское - в Италии.
Характерной чертой ирландско-англосаксонского письма является наличие надломов и угловатости. Это письмо вышло из употребления в эпоху ранней готики. Отдалённость Ирландии изолировала художников от влияния римского и византийского искусства шрифта и оформления книги, и способствовала развитию самобытного искусства. В Ирландии было высоко развито искусство обработки драгоценных металлов, резьбы по дереву, кости, камню, нашедшее свое отражение в богато орнаментированных переплётных крышках книг. Украшение ирландско-англосаксонской книги отличается тёмными и мрачными тонами чёрных, золотых, зелёных и красных красок. В монастырских скрипториях Франции развивалось меровингское письмо, которое достигло каллиграфического совершенства в VIII веке. Письмо характеризуется сжатым, высоким и узловатым рисунком с удлинёнными выносными элементами некоторых букв, что придает ему динамичность. Имея декоративный вид, письмо, однако трудно читается. Шрифт употреблялся для написания грамот и других документов, широкое распространение получил в дипломатической переписке.
В меровингском письме развивается чёткая, стройная и изящная каллиграфическая форма заглавных букв, выполненных пером. Чаще всего это были контурные буквы, середина которых заполнялась другой краской. Меровингская книга оформлялась по определённому замыслу, страницы богато украшались орнаментом. Под влиянием иконописи византийских художников в меровингской книге появляется много украшений, имеющих символическое значение (крест, телец, звёзды, голубь). Орнаментальные мотивы содержат в себе строгие геометрические формы и изображения листьев, веток лозы, цветов, птиц, рыб, животных и т. д.

В Испании, прежней римской провинции, где в V столетии основали государство вестготы, из римского курсивного письма возникло вестготское письмо, но и курсив долгое время сохранял свои права. Вестготское письмо употреблялось в VIII-XI столетиях, причём до X столетия оно было широкое и жирное, а позже узкое и угловатое. Оно превосходит другие виды письма своей ясностью и удобочитаемостью.

Арабы, покорившие в начале VIII столетия Испанию, ввели здесь и свою культуру и своё письмо, основали здесь школы. Арабское (мавританское) письмо, распространявшееся среди населения, оказало сильное влияние и на характер вестготского письма.

Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)

Старо-италийские виды письма развивались с IX века, достигли своего совершенства в XI веке и были в употреблении ещё в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии - монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии. В старо-италийских видах письма в качестве прописных букв употреблялись элементы унциального и капитального письма и увеличенные строчные буквы.

Нередко традиции искусства письма переносились из одной страны в другую, где оказывая взаимное влияние переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всём государстве швейцарских Франков, но и за его рубежами. Почву для этого подготовили предшествовавшие ему наиболее значительные виды письма.

В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым, формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля.
Таким образом, в каролингском минускульном письме завершилось создание строчных букв и делались попытки создать соответствующие им прописные знаки. Пока вместо них употреблялись минускулы в увеличенном виде или буквы капитального и унциального письма, а часто и оба вперемешку. Лишь к XI столетию из капитального и унциального письма развилась самостоятельная форма прописных букв, так называемые ломбардские версалы (часто называемые готскими маюскулами).


Готика, текстура (XI-XV вв.)

В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля - готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоёвывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а её место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.

В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим практически во всей Европе. Особенностями раннего готического письма являются тёмная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что ещё раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (от латинского textura - ткань). Плотно и равномерно покрывающий страницу текст действительно напоминал сотканную ткань.

Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутри буквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное «t» своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой «i» для выделения её стойки среди других появляется чёрточка - точка. По-иному стали писаться и некоторые другие знаки. В ранних видах готического письма прописными буквами служили ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем готическое письмо вырабатывает свои особые формы прописных букв.

Ротунда, швабское письмо (XV в.)

В Италии развивается особый вид раннего готического письма - так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. Rotondo - круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.

Круглоготическое письмо считается одним из красивейших стилей письма Западной Европы всех времен. Оно достигло расцвета в XV столетии и теряет свое значение лишь с переходом от готики к ренессансу.
Развитие готического письма в Южной Европе закончилось круглоготическими формами, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода, названного поздней готикой.
Поскольку потребность в скорописи никуда не исчезла, в конце XII века появляется и готический курсив.

А в XIV веке в результате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива возникает новая разновидность готического шрифта - бастарда (от французского bâtard - смешанный).

Из позднейших видов готического письма самым старшим было швабское письмо (или швабахер). Оно очень просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.

В немецкоязычных странах разновидности готического шрифта активно использовались и после эпохи средневековья. Например, шедевр канцелярской эстетики XVII-XVIII веков - канцлей (от немецкого Kanzlei - канцелярия), утвердивший красоту бумаги, как высшую бюрократическую добродетель.

Или популярная в тех же XVII-XVIII веках фрактура, чьё название происходит от немецкого «Fraktur» - излом, перелом, и иногда употребляется в качестве названия готического шрифта как такового.

В эпоху Возрождения происходят огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные зарождением в недрах феодализма буржуазных отношений.
Развитие городов, усиление в них классовых противоречий, изменения, происходившие в мировоззрении людей, способствовали созданию качественно новой литературы, опиравшейся на античность, народные литературные традиции.
В конце XIII и в начале XIV века зарождается капитализм в Италии, происходит образование государств-городов, таких, как Венеция, Флоренция. Этот процесс сопровождается быстрым развитием культуры. В Италии XIV века развивается книжное дело. Наряду со скрипториями появляются светские учреждения книгописания. Огромный вклад в развитие светской культуры внёс выдающийся гуманист итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304 - 1374 г.г.). Франческо Петрарка не только собирал рукописи, но и сам был хорошим каллиграфом. Ему приписывается создание нового вида письма - гуманистического минускула, послужившего в дальнейшем образцом для создания многих типографских шрифтов.

Поджо Брачолини (1380 - 1459), учёный-гуманист, переводчик, археолог и библиограф тоже собирал античные римские надписи, древние рукописи латинских авторов. Во Флоренции он основал училище, в котором обучали письму чётким и красивым каролингским минускулом. Его ученики распространили это письмо по всей Италии.
Эпохе Возрождения так и не удалось поставить точку в истории «варварской» средневековой эстетики. Более того, по иронии судьбы стремясь отмежеваться от мрачного средневековья и построить новую культуру на основе чистых античных образцов, каллиграфы Ренессанса на самом деле лишь возродили доготический, но всё же средневековый стиль письма. Они самозабвенно копировали исполненные каролингским минускулом манускрипты, ошибочно принимая их за подлинники греко-римской античности. Из этого копирования родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой (от латинского antiquus - древний).

В деловых кругах ренессансной Италии стало употребляться так называемое «торговое» письмо - гуманистический курсив, большинство букв которого исполнялось одним движением пера. В его основе также лежит каролингский минускул.

Параллельно с развитием гуманистического минускула развивалось и рукописное письмо, выполняемое тонким или обыкновенным пером. Безупречное исполнение этого письма стало называться каллиграфией . Термин «каллиграфия» (от греч. kallos - красота и graphos - графическое изображение, письмо) появился в Европе в XVI веке одновременно с гуманистическим курсивом. В XVII веке, когда был разработан канон классического каллиграфического письма, служившего основным стилем до второй половины XX века, этот термин означал - «стилистически безупречное исполнение письма тонким пером».

Существует множество видов каллиграфического письма. Обычное каллиграфическое письмо - двухнажимное (имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи). В старину искусство каллиграфии ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. Самым распространенным видом каллиграфического письма в XVIII веке было английское. Созданное на основе его русское письмо считается одним из красивейших образцов каллиграфического письма. Для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв, например наклон букв английского письма равен 54°. Однако встречаются варианты без наклона (прямые) и с левосторонним наклоном. Вместе с искусством каллиграфии развивались и получили распространение линейно-орнаментальные украшения - росчерки.

В XIX - начале XX веков распространяется круглое письмо - рондо, которое значительно отличается от гуманистического курсива и приобретает качества каллиграфического письма, выполненного ширококонечным пером.

На основе рукописных каллиграфических образцов письма были созданы типографские каллиграфические шрифты.


Top