Изображения богов. Скифская богиня земли и плодородия

Змееногая богиня — родоначальница скифов

Среди скифских и греко-скифских памятников довольно часто встречаются изображения богини-женщины. Кроме богини Табити, скифы почитали богиню земли Апи.

Змееногие персонажи нигде они не получили столь широкого распространения, как в Северном Причерноморье. Змееногая богиня — родоначальница скифов, была божеством земли - Апи, так как змеи символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.

Имя скифской богини Апи, возможно, происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита означающего Апи , Апи-ети — apI , apy-eti — истекать, как река; изливаться в совокуплении; apyaya — изливая реки; выходя и исчезая (о водах)
ahi — змеи, символ подземных вод

апи — abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов. На санскрите — апи-пад — abhi-pad — падая ниц, подойти к (божеству) с мольбой.

Возможно, значение имени скифской богини Земли Апи содержат все символы плодородия, достатка, сытости, изобилия и процветания:

Апта — Apta — наполнить, получить, достигнуть изобилия, гарант здоровья (родственное слово в рус. яз. — аппетит). Аята — А-jaTA — еда, есть;
Апита — ApIta -. уПИТ Анный, полный, толстый, опухший, насыщенный. (родственные слова в рус. яз.: питание, питать, упитанный,аппетит…)

Апья (пьяяте, Апьяяти, Апипаян) — Apyai (pyAyate, A-pyAyayati, A-pIpayan) — изобиловать, процветать, набухать, расти, пополняться, жиреть.

АпиАя -ApyAya — становится полной, увеличиваясь, упиваясь.

АпиАяна — ApyAyana — Повышать благосостояние, радуясь; Акт насыщения и наполнения (жиром). Разбухать, увеличиваться и процветать. Сытость, удовлетворённость, веселье. (родственные слова в рус. яз. — опьянеть, пьян, пьянеть…) (Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche).

На Архаическом языке остготов (восточных готов), пришедших , в Приазовье и годах нашей эры , и долгое время жившими в соседстве с греческими переселенцами и скифами слово Апи - aiþi - мать, атта - atta - Вышний отец. В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии.

В Тавриде были построены готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), княжество Феодоро, торговцами готовами-трапезитами, живущими на «столовой горе» (близ Алушты) под покровительством и защитой Византии. В 1253 г., Фламандский монах В. Рубрук свидетельствует, что остготы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum).


Диодор Сицилийский повествует о том, что скифы произошли от совокупления со змееногой богиней; а по рассказу Геродота, оплодотворяющей мужской силой скифской змееногой богини был Геракл. Оба греческих автора подставили привычные для них греческие мифологические образы в скифские легенды.

На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметкой.

Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.

В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, владычицу зверей.

Черты богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником - животным тотемом – священным быком. Звериный стиль, господствовавший в скифском искусстве, показывает насколько образы животных ещё не утратили своего культового и магического значения.

Георгиевский собор — 1234 год, Юрьев Польской, Владимирская обл.

Скифская Великая Богиня — Мать. Курган-Большая-Цимбалка, конский налобник. 4в.до.н.э

Среди скифских и греко-скифских памятников довольно часто встречаются изображения женщины — Великой Богини Матери. Скифы называли её Апи и изображали в виде змееногой богини, с поднятыми руками или руками, в которых были зажаты змеиные или львиные головы.

Изображения змееногой богини получило широкое распространение не только у скифов Северного Причерноморья, но и в Индо-арийской цивилизации (Хараппа, Махен-джо-Даро — «Курган Мёртвых «), и на острове Крит в до греческую эпоху, и на Анатолийском полуострове и в Месопатамии.

Скифы считали Змееногую богиню своей родоначальницей и божеством земли. Змеи в скифской мифологии символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.

Учёные выяснили, что скифский язык принадлежит в Индоевропейской группе языков , к которому относятся и все славянские языки. Возможно, имя скифской богини Апи происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита : Апи, Апи-ети - apI , apy-eti - истекать, как река; изливаться в совокуплении; Апьяя — apyaya - изливая реки; выходя и исчезая (о водах); опьяняя; Ахи — ahi - змеи, символ подземных вод.

Апи - abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов. На санскрите - апи-пад - abhi-pad - падая ниц, подойти к (божеству) с мольбой.

Возможно, значение имени скифской богини Земли Апи содержат все эти символы плодородия, достатка, сытости, изобилия и процветания:

Апта - Apta - наполнить, получить, достигнуть изобилия, гарант здоровья (родственное слово в рус. яз. - аппетит).
Апита - ApIta — уПИТАнный, полный, толстый, опухший, насыщенный. (родственные слова в рус. яз.: пить, питать, упитанный,аппетит…)

Апья (пьяяте, Апьяяти, Апипаян) - Apyai (pyAyate, A-pyAyayati, A-pIpayan) - изобиловать, процветать, набухать, расти, пополняться, жиреть.

АпиАя — ApyAya - становится полной, увеличиваясь, упиваясь.

АпиАяна - ApyAyana - Повышать благосостояние, радуясь; Акт насыщения и наполнения (жиром). Разбухать, увеличиваться и процветать. Сытость, удовлетворённость, веселье. (родственные слова в рус. яз. - опьянеть, пьян, пьянеть…) (Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche).

На Архаическом языке остготов (восточных готов) , пришедших в Причерноморье, в Приазовье и в Тавриду в 150 – 235 годах нашей эры , и долгое время жившими в соседстве с греческими переселенцами и скифами слово Апи - aiþi - мать, атта - atta - Вышний отец. В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. Связи Крыма с христианской Византией

В Тавриде (Крыму) были построены готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), княжество Феодоро, торговцами готовами-трапезитами, живущими на «столовой горе» (близ Алушты) под покровительством и защитой Византии. В 1253 г.,Фламандский монах В. Рубрук свидетельствует, что остготы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum).

Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богини Апи — Матери Богов и легендарного Геракл . Имя Геракл п роисходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар - jar , что означает »зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» - яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.

На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметтой, похожей на бычьи рога.

Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.

В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, повелительницу всего животного мира и владычицу зверей.

Во многих скифских курганах встречаются золотые бляшки с изображением крылатой женской фигуры с тремя парами завитков и пальметкой вместо ног. Простёртыми в стороны руками она держит концы стеблей или змей, вырастающих из нижней пары побегов.

В керченском кургане Куль-Оба найдено изображение змееногой богини, которое отличается от изображения, найденного в кургане Цимбалки.


Скифская богиня земли Апи предстаёт в калафе, священном уборе, символизирующем плодородие земли, и в длинной одежде из тонкой летящей ткани, подпоясанной в талии. Из-под пояса женщины тянутся, поднимаясь вверх на длинных шеях, головы двух львиных грифонов и двух змей. За плечами богини, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. В одной руке богиня держит скифский акинак (кинжал), а в другой - отрубленную бородатую голову.

Изображение скифской змееногой богини, держащей в руках головы змей, символизирующих подземное царство. За плечами богини земли стилизованные головы крылатых грифонов, которые впоследствии стали изображаться в виде крыльев богини земли.

На бронзовой бляхе из Ольвия (VI век до н. э.) изображена скифская модель Мирового древа, в основе которого заложен знак Богини-Матери.
В центре крестового изображения свернулся крылатый хищник – символ динамической энергии мира, в окружении трёх голов крылатых грифонов, охраняющих верхний, средний и нижний мир скифского мироздания.
Композиция опирается на прямоугольник, в котором изображены четыре круторогие бараньи головы, между которыми расположился ромб-вульва – порождающий знак плодородия Богини-матери .

Крылатая богиня из кургана Большая БлИзница, д. Стеблиевки. Тамань.

На Таманском полуострове в кургане Большая Близница образ скифской богини Апи ещё больше изменился, её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листьев растений, а вместо рук - большие крылья, поднятые, как руки вверх. На голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры.

Такие образы змееногой скифской богини часто встречаются на Боспоре, в Херсонесе в резных деревянных, каменных или гипсовых изображениях на саркофагах, на ритуальных чашах.


Под ручкою большой серебряной чаши из кургана Чертомлык изображена богиня земли и плодородия — Великая Мать богов с поднятыми вверх руками.

Во Фракии в мавзолее кургана Свиштари скифская Великая Богиня Апи предстаёт в элегантном греческом платье, края которого волнами поддёрнуты вверх и уж нет никаких голов змей и грифонов.

Великая Мать богов изображена с поднятыми руками, встречающая души, вернувшиеся домой, после долгого скитания на земле.
«Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на ее могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. «Земля сотворена, яко человек » (А.А. Коринфский)

Змееногая богиня скифов со временем меняет свой облик, на золотой бляшке их Херсонеса она изображена крылатой, летящие края платья загнуты вверх, напоминая изогнутые шеи грифонов и змей. В руках змееногая богиня крепко держит головы двух змей.

На зеркале из кургана Келермес изображена богиня владычица змей, держащая в руках двух леопардов.

В Александропольском кургане найдено изображение крылатая Богиня, в калафе на голове, с двумя животными по сторонам.

Образ женского земного божества скифов, владычицы зверей и змей близок культу малоазийской Великой Матери — Кибеле (Сибела, Сибера, Сибирь).


Влияние культа богини Кибелы (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele) , Цибела или Сибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη), прослеживается в изображении скифских звериных образов, подчиняющихся сильной руке властной богини. Богиня Килела (Сибела) известна под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов, её корону венчали символы Солнца, на груди изображён знак Луны - «Лунница», ей покорялись царственные львы, сидящие у трона Кибелы (Сибела, Сибера = Сибирь).
В древнегреческой мифологии Кибела - богиня богатства и сокровища, властительница Севера, царица царей, Великая Мать Богов.

Изображения Кибелы появляются на предметах явно не Причерноморского происхождения, но они схожих по форме с ионийскими изображениями Великой Матери, восседающей на троне, в окружении львов.

Несмотря на грубость и бесформенность изображения, в этой богине можно узнать характерные черты владычицы зверей, Великой Матери богов, культ которой был распространён в Скифии и в греческих колониях Причерноморья.


Змееногая богиня окружена головами грифонов, по канонам геральдики, их головы обращены в противоположные стороны. Скифская богиня, подобна Кибеле, держащей львов, она попирает ногами две драконьи головы и держит за рога головы двух драконов.

Великая Мать Богов, повелительница царей Природы — львов , всей жизни человеческой, именно поэтому её

изображали много рукой, эта традиция до сих пор сохранилась в Индии. Триединое женское божество — Великая Мать Богов повелевает Рождением (плодородием), Жизнью и Смертью.

В 1946 г. в Херсонесе найдена терракотовая пластинка с изображением змееногой крылатой богини, увенчанной бычьей головой в высоком калафе, головном уборе богини земли.

Ноги божества земли переходят в растительные завитки, концы которых с листьями и цветами схвачены, раскинутыми в стороны руками богини. Божество с бычьей головой олицетворяет природу и её плодоносящие силы.

Образ таврского божества, отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество - это ещё матриархальная богиня, родоначальница скифов, предок и властительница всего живого и мёртвого, олицетворение всей природы, а не только людей и животных, начинает менять свой облик.

Бычья голова божества указывает на культ почитаемого священного животного — таврского быка , который является звериным двойником и символическим образом богини земли. Культ рогатого таврского божества лёг в основу представлений жителей Херсонеса о богине - покровительнице города — «белой корове». Высокий культ местной у греков-херсонеситов позволяет допустить, что эти местные культурные начатки религиозных воззрений никогда не истреблялись и существовали до великой смены религий. Константин Философ застал в Таврии и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Константин Философ назвал этот народ, с реди «многих родов», «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu ) в перечне народов между обрами (аварами) и козарами. Слишком явно здесь наличие греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый» , «Тавры-росы» , *Ταυρο-ρως (греч. ταυ̃ρος -«бык»;*ros/*rus– «белый»,), то есть *tur-rus– «Тур светлый»; известно, что Ταυροσκúθαι — тавро-скифы поклонялись белому быку. .

Греки, поселившись на южном берегу Тавриды, и познакомившись с таврским божеством, восприняли его, как образ весьма близкий религиозным греческим верованиям.

Промахос (Мать Богов) — змеи за плечами, на юбке квадраты с точками — знак плодородия. 580 г. до н.э. Сицилия.

На юге Крыма, где владычествовало таврское божество , греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос), как Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος - «Афина-Дева»). Синоним имени Девы-Афины (греч. Ἀθηνᾶ Παρθένιου) Парфенос (греч. Παρθένιου -Дева) - Партенит Античные греческие писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией , то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров («Тавры-росы», *Ταυρο-ρως) очень рано проникли в древнегреческую религиозную культуру.

Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёх ликой богиней луны и ночных призраков- Гекатой, или двойником Артемиды.

В Херсонесе богиню Деву изображали, как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.

Образ владычице зверей, богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в Тавриду.


Облик таврской Девы с её бычьей головой , змеевидными растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифской богини Матери (Апи), властительницы животных и покровительница плодородия - Мать-Сыра-Земля .


На схеме рисунка для вышивки изображены квадраты с 4 точками - это магический знак «засеянного поля» - символ плодородия. Этот символ - знак «засеянного поля» и изображение Богини-Матери, восходит к древнейшим эпохам зарождения Индоевропейской культуры, временам праславянского единства языка, традиций и общей культуры.


Сопоставления образов богинь указывают на близкое родство змееногой прародительницы скифов и образа
Великой Матери богов, принятом в до греческую эпоху на острове Крит, а также поклонению «змееногой богине» праславян и русов Азово-Черноморской Руси. .


Змеевик князя Владимира Мономаха

На языческом обереге (1076-1094 гг.) , найденном в Черниговской земле, надпись упоминающая христианское имя владельца, данное ему после обряда крещения: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]» . Василий - крестильное имя Владимира Мономаха (греч. Μονομάχος - «единоборец») .


Драхма. 340 — 325 г.г. до н.э. Херсонес Таврический.

Бык, как символ земли, был на монетах древнего Пантикапея (Керчь), столицы Боспорского царства, с надписью «П-А-N» . Буква «А» располагалась на монете над головой быка, причём перевёрнутая буква «А» была символом Быка, напоминала бычьи рога.

Минойская цивилизация, Крит. Увенчанная бычьими рогами Великая Богиня Мать, между двумя львиными грифонами, 1650-1450 до н.э.-оникс-перстень

Во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, которую всегда изображали с поднятыми вверх рукам, в окружении зверей, львов, грифонов, змей.


В минойском пантеоне богов Великая Богиня Мать-кормилица, увенчана бычьими рогами, её часто изображали в виде козы, сидящей на священном алтаре. Как известно из минойских мифов коза Амальтея выкормила верховного бога Зевса в одной из пещер острова Крит.

Черты богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником - животным тотемом – священным быком.

Великая Богиня Мать на Крите изображали и в виде крылатой пчелиной матки (лат. Апи -apium - пчела ), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.

Основываясь на мифах Минойской цивилизации Крита, создавались религиозные воззрения и мифы и легенды древней Эллады.

На остров Крит зародилась Крито-Микенская культура, ставшая родоначальницей древнегреческой культуры, было занесено первыми переселенцами из Причерноморья имя скифской Великой Богини Матери Земли-кормилицы АПИ , где оно трансформировалось в имя АФИна (др.греч. (Άθηνά). Древнегреческая богиня Афина во многих чертах напоминает Змееногую богиню скифов Апи.

Шлем богини Афины украшает крылатая богиня-мать, рядом с нею два крылатых грифона с львиными телами и орлиными головами. Как известно лев — царь зверей, а орёл — царь среди птиц. На груди богини Афины щит из-под которого выползают змеи Богини Матери-Земли-кормилицы — это змеиная эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») сделана из шкуры мифической козы Амалфеи , которая выкормила Зевса в пещере на острове Крит.

Звериный стиль, господствовавший в скифском искусстве, наглядно демонстрирует тесную связь образов животного мира с культом Природы и плодородия.

Изображения богов

Символы, изображенные на скалах, нельзя изучать, не учитывая контекста. Спрокхофф показал важность орнаментов, помещавшихся на бронзовых бритвах и других металлических предметах того времени, – некоторые характерные узоры возникли из изображений кораблей, лошадей и птиц. На протяжении всего бронзового века, как и прежде, люди оставляли в священных местах различные вещи. Поэтому в болотах находят множество небольших металлических статуэток того времени, которые, судя по всему, являются изображениями антропоморфных божеств.

В Скандинавии не было найдено ни одной модели корабля с людьми, зато такое деревянное судно с семью обнаженными мужчинами на борту было обнаружено в Роос Карр, в Йоркшире, в 1836 году. Рядом археологи нашли еще две похожие фигурки. Исследователи предположили, что таких лодок было две, причем в каждой из них находилось по четыре человечка. Сама лодка была стилизована под змею с глазами из кварца. Эту находку сначала отнесли к эпохе викингов. Но когда в Дании, Швеции и Бранденбурге в слоях эпохи бронзового века были найдены другие подобные фигурки с глазами из кварца, многие ученые приняли гипотезу Линдквиста о том, что и находки из Роос Карр относятся к тому же времени.

Небольшие статуэтки мужчин и женщин могли быть частями сложных моделей, предназначенных для церемонии, таких как знаменитая культовая повозка из Штреттвега, расположенного в Австрии, недалеко от Юденбурга. На ней вокруг большой фигуры женщины, которая, судя по всему, олицетворяет богиню плодородия, стоят несколько статуэток мужчин. Некоторые мужские статуэтки из Скандинавии, возможно, держали оружие, но в большинстве случаев их руки не сохранились, как у двух маленьких фигурок мужчин, найденных в Лосхульте (Скания). На них набедренные повязки и шлемы с крохотными дырочками, в которые, вероятно, были вставлены рога. В Гревенс Венге, близ Нестведа, в Дании, обнаружена одна статуэтка в рогатом шлеме, похожем на найденные в Виксё. Правда, у этого человечка также не хватает правой руки. Сейчас появилась возможность восстановить всю группу статуэток, в которую он входил. На двух рисунках, выполненных в 1778–1779 годах, он изображен стоящим на коленях рядом с другой такой же фигуркой. В руке каждый из них держал по топору, а вторая рука была приложена к груди. Такая же композиция украшает ручку ножа из Симриса (Скания), но у фигурок опять же не хватает правых рук.

Из четырех женских фигурок, найденных в то же время, сохранилась только одна. На ней короткая юбка, перевязанная веревкой, и гривна на шее. Она танцует или выполняет какой-то акробатический трюк, выгибаясь назад так, что ее затылок касается земли. Судя по всему, художник, зарисовывавший эту фигурку, хотел изобразить ее в прыжке, хотя он намеренно придал ей такую позу. Судя по его записям, существовали еще две подобные статуэтки, а четвертая девушка просто стояла. На ней была надета длинная юбка с боковым разрезом. О том, что это женщина, свидетельствует вдетая в одно из ее ушей серьга и наличие груди. Она стояла на подставке, и это дало основания предполагать, что у нее, как и у мужчин в рогатых шлемах, была «напарница».

Рис. 12. Крышка урны из песчаника из Мальтегордена, Гентофле, Дания. Диаметр – около 11 см

Другие фигурки женщин в шейных гривнах, а иногда и с серьгами, найдены в Дании. В Фардоле была обнаружена статуэтка стоящей на коленях девушки. Ее правая рука поднята, а левая – согнута. Автор тщательно вырезал кисть, чтобы показать, что ее пальцы сжимают сосок груди. У женщины были большие золотые глаза, довольно странно смотрящиеся на маленьком бронзовом личике, волосы коротко подстрижены по бокам, а сзади убраны в небольшую косу. Она была найдена рядом со странным змееобразным существом с двумя ножками, больше похожими на птичьи когти. Возможно, она ехала верхом на этом создании, так как в правой руке, судя по всему, держала веревку, которая должна была пронизываться через тело и челюсть чудовища. Также были найдены головы быков или лошадей с рогами. Эти статуэтки, как и все остальные, судя по всему, должны были составлять группу, стоявшую, возможно, на повозке или на корабле.

Ручка ножа из Итцехое (Гольштиния) была сделана в форме стоящей прямо женщины с шейной гривной и обнаженной грудью. Подобные фигурки с гривнами найдены в Явнгиде (Фангел), где девушка стояла на коленях, а ее руки были прижаты к груди, в Фарё и в Скании.

Судя по всему, все эти статуэтки – не что иное, как изображение богини плодородия. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье эта богиня также изображалась с гривной на шее и с руками, приложенными к груди, а иногда и верхом на каком-либо животном. Отсутствие таких изображений на наскальных рисунках может говорить о том, что они имели отношение только к женским таинствам и к церемониям погребения умерших. Правда, символом богини могли быть змей или корабль, тесно связанные с ней в других регионах.

Рис. 13. Урна из Рёгинда, Виборгегнен, Дания, с изображением богини, силуэт которой постепенно переходит в очертания дома.

Высота – около 35 см (по Брёнстеду)

Следы ее культа присутствуют на урнах для кремации и вотивных подношениях. На урне из Мальтегордена изображены мужчина и женщина с гривной на шее. Возможно, таким образом изображалась сцена приветствия богиней, которую можно узнать по гривне умершего, заключаемого ею в объятия. Интерес представляет и другая урна из Дании, на которой изображена женщина с длинными волосами (судя по всему, та же богиня), чей силуэт постепенно переходит в изображение урны в форме дома. Я не могу согласиться с Брёнстедом, видящим в этом пример бессмысленности символов. Столь странный сюжет должен был появиться на этой урне не случайно. Возможно, таким образом подчеркивалась функция богини как той, кто принимает умершего в потустороннем мире и заботится о нем. Вспомним хотя бы мегалитические погребения. Гривны были найдены в Дании вместе с женскими украшениями, а также с тремя разными косами, которые, судя по анализу пыльцы, были срезаны в эпоху бронзового века. Одна из них была обнаружена в болоте Стербигорда (Дёструп) и состояла из волос семи разных женщин. Когда их обрезали – перед свадьбой, после смерти или во время какого-то ритуала, посвященного богине, – мы не знаем, но они, как и наскальные рисунки, свидетельствуют о том, насколько могущественной считалась в древности эта богиня.

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Идолы, изображения и вотивные приношения Мы уже кое-что знаем о храмах и святилищах кельтов и о друидах, которые были жрецами по крайней мере у некоторых кельтов. Теперь встает следующий вопрос: изготовлялись ли в доримское время культовые изображения? Почитали ли кельты

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

СВЕТСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Крест и орнаменты на нем – это область, где искусствовед может проводить сравнения с другими памятниками искусства раннего Средневековья, однако одной из наиболее замечательных характеристик пиктской рельефной скульптуры является множество

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

автора Мараев Максим

7. Послание богов Уилтшир в Великобритании – то место, откуда берет начало феномен кругов на полях. Каждый год на территории Южной Англии появляется до 70 кругов на полях в радиусе до 24 километров. Их размер варьируется от небольших до многометровых, превышающих

Из книги Хроники необъяснимого автора Мараев Максим

17. Город богов Теотиуака?н – заброшенный город, расположенный в 50 километрах к востоку от Мехико в Сан-Хуан-Теотиуакане.Спасавшиеся от вулкана люди должны были расселиться по различным долинам этого района. Они могли продвинуться дальше на север и основать там

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Посланец богов Молва о бессмертном белом человеке разлетелась по всему побережью и близлежащим островам. К его дому ежедневно приходили любопытные, приносили кокосовые орехи, бананы, сахарный тростник и почтительно, с большим интересом и изумлением рассматривали

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Правитель богов Японского императора все долгое время считали богом. И он был не просто одним из многих. Он всегда был самым важным и самым могущественным из всех синтоистских богов. Он считался олицетворением богини солнца, которая управляла всеми людьми и всеми богами

Из книги Религия древних кельтов автора Маккалох Джон Арнотт

Изображения Согласно Цезарю, галлы обладали plurima simulacra (изображениями) местного Меркурия, отличающимися от образов других богов. Мы не должны делать отсюда вывод, что у кельтов против отображений богов были предубеждения, поскольку у ирландских кельтов описания богов

автора Дэвидсон Хильда Эллис

Наскальные изображения В Скандинавии эпохи бронзового века на поверхности скал вырезались очень сложные сцены и символы. Большинство из этих рисунков находится на территории Западной Швеции, между Готенбургом и Осло-фьордом. Особенно много их в провинции Бохуслэн,

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Сокровища богов Некоторые предметы, найденные в болотах, ни на что не похожи. Судя по всему, это ритуальные ценности, которые, как правило, разбирали и ломали, а затем клали в небольшие ямки, как котел из Бро, или на участки земли, выступающие из болота, подобно повозкам из

Из книги Запретный Марс [Выжить на Красной планете] автора Осовин Игорь Алексеевич

Летающие камни Марса и другие странные изображения Надо отметить, что еще лет десять назад конспирологическая тематика в большинстве российских средств массовой информации вызывала скорее подозрительное отношение, чем одобрение. Но времена меняются. Сегодня ведущие

Из книги Великие тайны великих людей автора Прокопенко Игорь Станиславович

Герои славянских богов Громовержец Перун славился своим грозным нравом, даже просто разгневать его боялись остальные боги. Лишь однажды смягчилось сердце Перуна, когда увидел он юную деву Рось – прекрасную дочь князя Днепра. Девушка тоже полюбила отважного бога-воина. И

Из книги Миллениум, Стиг и я автора Габриэльссон Ева

Месть богов В книгах трилогии описывается, как Лисбет Саландер делает себе татуировки в память о том или ином зле, которое ей причиняли окружающие и за которое она желала отомстить. Эти татуировки глубоко врезались мне в память.Многие недели после смерти Стига я не

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Из книги Как NASA показало Америке Луну автора Рене Ральф

Изображение изображения Как оказалось, NASA настаивало на том, чтобы допущенные до трансляции телестудии вели съемку с гигантского экрана в зале ЦУПа, то есть передавали в эфир увеличенное изображение. В 1969 году экранов больших размеров еще не было. Приходилось

Из книги Австралоиды живут в Индии автора Шапошникова Людмила Васильевна

11 Любимец богов «Бум-бум-бум» - бьет барабан. Бьет методично и размеренно. И в этой размеренности есть что-то странное и завораживающее. Ритм боя не меняется. Как будто в барабан бьет не живая рука человека, а какая-то механическая сила. Кажется, что никто и ничто уже не


Top