Женщина богиня. Из семи греческих богинь, представляющих главные, самые общие архетипические

14 июня 2011, 12:31

"Богини в каждой женщине". Какие из них проявляются через вас? Почему для некоторых женщин самое главное в жизни - семья и дети, а для других - независимость и успех? Почему одни из них экстравертны, уделяют все свое внимание карьере, логичны и точны в деталях, тогда как другие охотно становятся интровертными домоседками? Каждая женщина узнает себя в одной или нескольких греческих богинях... и ни одна себя не осудит. Эта книга описывает новый подход к женской психологии, основанный на женских образах древнегреческих богинь, существующих в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Женская психология такого типа отличается от всех теорий, где "нормальная женщина" определяется как подчиняющаяся единственной "правильной модели", схеме личности или психологической структуре. Наша теория основана на наблюдениях за многообразием нормальных различий в женской психологии. (Джин Шинода "Богини в каждой женщине"). АРТЕМИДА: богиня охоты и луны, соперница и сестра
Богиня Артемида Артемида (Диана у римлян) – богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она – меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны – с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы. Артемида является воплощением качеств, идеализированных женскими движениями: независимость от мужчин и мужского мнения, успешность в жизни, забота о преследуемых беспомощных женщинах и девушках. Богиня Артемида помогла своей матери при родах, спасла Лето и Арифузу от изнасилования, наказала насильника Тития и вторгшегося в ее владения охотника Актеона. Она была покровительницей молодых девушек и особенно девочек-подростков. АФИНА: богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца Богиня Афина Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи. Существует определенный тип женщины, которая, кажется, наилучшим образом воплощает Афину в повседневной жизни. Она практична, уверена в себе, не рефлексирует, избегает каких бы то ни было сложностей и все воспринимает без суе-ты и беспокойства. Подобно самой Афине, которая также была и богиней здоро-вья, женщина-Афина энергична и отличается прекрасным физическим и душевным самочувствием. Она всегда элегантно выглядит, ее одежда отличного каче-ства, практична и хорошо сшита. В ее внешности нет никаких признаков сумасбродства. Ее стиль обычно остается неизменным в течение всей жизни. ГЕСТИЯ: богиня домашнего очага и храма, мудрая женщина и незамужняя тетушка Гестия – богиня домашнего очага – точнее, огня, пылавшего в круглом очаге в доме. Гестия – первый ребенок Реи и Кроноса. Она была старшей сестрой олимпийских богов первого поколения и, соответственно, незамужней тетушкой богов второго поколения. Женщина-Гестия разделяет свойства богини, будучи спокойным, тихим, скромным, ненавязчивым человеком, чье присутствие создает атмосферу теплоты и умиротворяющего порядка. Обычно она является интровертной женщиной, наслаждающейся уединением. ГЕРА: богиня брака, хранительница долга и жена Величавая, царственная, прекрасная Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она – супруга Зевса-Громовержца (Юпитера у римлян), верховного бога Олимпа, который правил небом и землей. Считается, что ее имя означает "Великая госпожа" Гера – дитя Реи и Кроноса. Женщина-Гера получает удовольствие, делая мужа центром своей жизни. Каждый знает, что ее муж – самый главный. Дети женщины-Геры хорошо представляют порядок в ее вселенной: лучшее всегда приберегается для Него. Другие люди тоже быстро получают представление об этом: она держит их "на пороге", пока занимается Им. ДЕМЕТРА: богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать Деметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Женщина-Деметра – прежде всего мать. В своих близких отношениях она кормит, воспитывает и поддерживает, помогает и отдает. Она обеспечивает других тем, в чем, как она видит, они нуждаются, – куриным бульоном, одобряющим объятием, деньгами, помогает другу преодолеть трудности, постоянно приглашает "заходить домой, как к матери". ПЕРСЕФОНА: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. В отличие от Геры и Деметры, представляющих архетипические образы, связанные с сильными инстинктивными чувствами, Персефона, как модель личности, не ощущает такого принуждения. Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей – быть податливой в поступках и пассивной в отношени-ях. Персефона-девушка также позволяет женщине казаться вечно юной. У богини Персефоны было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства. Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу. Афродита: алхимическая богиня, богиня красоты и любви,творческая женщина и любовница Афродита, богиня любви и красоты, Венера у римлян, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь. По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы. С тех пор как богиня Афродита возникла из морских глубин во всем блеске своей красоты, богиню любви олицетворяют золотоволосые, с соблазнительными фор-мами, сексапильные женщины, подобные Мерилин Монро. Иногда архетип Афродиты действительно узнаваем по внешнему виду, но чаще всего женщину-Афродиту можно узнать скорее благодаря ее притягательности, а не внешности. Архетип Афродиты излучает личное обаяние – магнетизм или электричество, – что в соединении с внешними данными и делает женщину "Афродитой".

Мифы Древней Греции помогут вам получше узнать себя.

Нет, сегодня мы не будем опускаться до «50 оттенков серого», вспоминая тупую фразочку «Моя внутренняя богиня ликует». Лучше займемся прикладной психологией, освежив в памяти мифы Древней Греции. Замечательный психотерапевт Оксана Спиваковская в книге «Настоящие женщины не спят в одиночестве» определила 8 архетипов женщин, которые похожи на греческих богинь. Знакомство с ними поможет вам, девочки, получше познакомиться с самими собой и получить наконец-то от жизни то, что вы хотите.

Артемида – богиня охоты и женского целомудрия


Женщина-Артемида – энергичная, целеустремленная, с холодным и цепким взглядом. Это женщина, которая любит немного прохладной, сестринской любовью. Про таких часто говорят: у нее мужской характер. Она всегда принимает решения сама. Современные Артемиды всегда в отличной форме и умеют выглядеть на все сто. Недостатки Артемиды – прямолинейность, неумение просить, быть слабой, проигрывать. Рядом с такими мужчины часто чувствуют себя неуютно, потому что охотницы не дают им доминировать и проявлять мужскую силу.

Деметра – богиня-мать, богиня плодородия



Женщина-Деметра – в первую очередь, хозяйка и мама. Чаще всего у современной Деметры пышная, статная фигура. Она практична, поэтому при выборе мужчины не руководствуется страстью, а просчитывает, пригодится ли партнер в хозяйстве, достигнут ли они вместе богатства. Недостатки Деметры – желание контролировать все и вся. Она создает поток материнской ласки, в котором будет непросто выжить как ее партнеру, так и ребенку. Ради ребенка Деметра зачастую и затевает брак, и после рождения наследника для этой богини мужчина неизбежно уходит на второй план.

Персефона – богиня царства мертвых



Персефона – это женщина-дочь, игривая, наивная, юная. Неважно, сколько ей лет. Она непосредственна, мягка, обладает ангельским характером. «Я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу платье» - это про Персефону. Женщины такого типа страдают от недостатка отцовского внимания, поэтому для брака выбирают себе папиков, которые будут их защищать и содержать. Она очень нуждается в подарках, ласке и опеке. Недостатки Персефоны – постоянное стремление флиртовать и кокетничать, и это может сильно тревожить ее партнера.

Афина – богиня войны, мудрости и ремесел



Женщина-Афина – статусная и дорогая. Она покупает бренды ради брендов и выбирает состоявшихся мужчин. Это перфекционистка, девочка-отличница, которая мечтает удачно выйти замуж. Этакая стерва, которая не остановится ни перед чем, чтобы прийти к своей цели.

Гера – покровительница брака



Гера – это идеальная жена. Она как альфа-самка, равная своему альфа-самцу. Если вы забыли, Гера была женой Зевса, которая сумела закрыть глаза на бесконечную череду увлечений своего мужа-бога. Современная Гера настолько заморочена на замужестве, что свадьба – это главное событие в ее жизни. Она обязательно должна быть пышной, шикарной, дорогой, где-нибудь на Бали и с сотнями гостей. Иначе никак. Недостаток Геры заключается в том, что подруга из нее никудышная – она вообще не воспринимает незамужних женщин, потому что они в ее понимании не сумели реализоваться. Своего мужа, которого маниакально любит, она будет хранить, как зеницу ока, и скрывать от своих знакомых и коллег женского пола. А то мало ли что.

Гестия – богиня семейного очага


Женщина-Гестия – это серая мышка, неприметная, тихая, скромная, внешне не примечательная. Для мужчины она – тихая гавань, к которой он будет возвращаться снова и снова. Гестия любит хорошие книги и картины классиков, у нее нет амбиций, она не стремится к внешней мишуре и статусу. Часто Гестия не умеет наряжаться и краситься, а выход в свет для нее – целое испытание.

Геката – богиня лунного света

Про современную Гекату все говорят: «У нее тараканы в голове». Главное для нее – чувства, интуиция. Она обожает все странное, любит мистику. Кстати, у Гекаты хорошее чувство юмора, мужчинам с ней интересно. Она наполнена внутренней свободой и ненавидит условности, противоположный пол пленяется этим. Недостатки Гекаты – резкие перепады настроения, излишняя эмоциональность.

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь. Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

С искренней любовью к Вам,

P.S. По всем вопросам обращайтесь

Сегодня хотела с Вам поговорить о том, кто же такая Женщина- Богиня. Мы много делаем практик, чтобы стать Богиней. Но первый шаг к состоянию Богини — это осознание того, что женщина — это целый мир разных состояний и граней индивидуальности. Она может быть разной в различных ситуациях. Она трепетна и ранима. В ней есть всё , что нужно для счастья.

Она может быть слабой и сильной одновременно.

Женщина — Богиня осознав свою силу, даёт всем природным стихиям и силам проявится в себе, тем самым развивая в себе уникальные качества. Этим делая себя и своих близких счастливей. Она создаёт свой мир мудро и честно.

Ведь главное счастье каждой женщины — это осознание своей волшебной женственности и принятие её, а это порой бывает сделать очень сложно из-за разных причин (травмы детства, неправильное воспитание девочки, неправильные представления о женщинах).

Я недавно стала задумываться об этом, раньше я всегда хотела добиваться всего сама, быть самостоятельной, развивая тем самым мужскую энергию.

А когда осознала, что женщина — это такое волшебное и чудесное состояние, я просто была поражена тем, что женщина творит свой мир своими действиями и мыслями и ей совсем не нужно бороться со своим миром, ведь это удел мужчин совершать подвиги и добиваться грандиозных побед.

А у Женщины — Богини другое предназначение — усовершенствовать свой мир, дарить любовь и реализовывать себя, тем что ближе всего к её душе, что радует её и дарит миру красоту и добро.

Женщина — Богиня может гармонично проявлять (Хозяйка, Королева, Девочка, Любовница), причём проявлять их в нужное время и в нужном месте. В этом и есть мудрость каждой женщины, знать как себя проявить в различных ситуациях.

Недавно к одной из моих статей написали комментарий — » что Богиня не может быть кухаркой» . И я поняла, что тема Женщины-Богини недостаточно раскрыта, нет понимания, кто же на самом деле Богиня.

Такая женщина делает любое своё действие в состоянии любви и света, и если она что-то готовит, так это просто проявление её чувств. Также и уют в доме и все отношения она строит на этом понятии проявления себя.

Она гармонично живёт с собой и окружающим миром. Женщина- Богиня не может быть всегда только Королевой, которой все поклоняются, это как — то однобоко, и проявление всего лишь одного состояния женщины.

Порой хочется быть маленькой и беззащитной Девочкой и знать, что твой мужчина защитит тебя от всех невзгод, иногда хочется устроить ночь любви и стать самой лучшей Любовницей, а ещё порой хочется сделать свой дом уютным и комфортным, чтобы твой любимый мужчина стремился домой и знал, что его ждёт любимая женщина и она позаботиться о нём (покормит, поймёт и примет такого, как он есть).

Мне кажется, в этом мудрость настоящей . При таком подходе не нужно бороться за свои права, нужно просто излучать любовь и свет и всё будет,так как ты захочешь — Вселенная даст тебе это, а чьими руками это будет сделано уже не важно.

В заключении, скажу что Богиня живёт в каждой из нас, её нужно просто разбудить и осознать, принять это состояние. Тогда всё будет прекрасно.

Желаю Вам осознания своей женственности.

С любовью к вам, Марина Данилова .

Апсары = Валькирии = женщины-богини Племени богини Дану.

Как они выглядели на Земле?


Тождественность апсар, валькирий и женщин-богинь Племени богини Дану устанавливается по следующим признакам:
1)
Апсары, валькирии и, с очень большой долей вероятности, женщины Племени богини Дану сопровождали павших воинов соответственно во дворец Пушкарамалини в Амаравати, Вальгаллу в Асгарде и Авалон. Все они прислуживали им там. Апсары – ублажали музыкой и танцами и разносили прохладительные напитки (?), валькирии - разносили питье и пищу, феи-волшебницы, сопоставляемые мной с Туата де Дананн, занимались целительством.
Город богов Амаравати , скорее всего, был тождествен «небесному городу» Асгарду . Амаравати являлся столицей
Гипербореи (Сварги, Джамбудвипы) . А Авалон = Земля обетованна я = Страна вечной юности = Страна волшебниц и чародеек = Острова бессмертных был той же самой Гипербореей в период «золотого века ».
2)
Апсары, валькирии и женщины Племени богини Дану перевозили воинов по небу: апсары - в небесных экипажах, сами управляя конями, или на летающих колесницах , валькирии – на неоседланных крылатых конях, феи, сопоставляемые мной с богинями Племени богини Дану – неизвестно как (на средневековых рисунках у них самих нарисованы крылья).
3)
Апсары, валькирии и женщины Племени богини Дану были девами-воительницами. Все они принимали участие в сражениях на стороне солнечных богов (адитьев , асов , гандхарвов , Туата де Дананн) наравне с мужчинами.
4)
Апсары, валькирии и женщины Племени богини Дану были бессмертными (или долгожителями) очень красивыми вечно юными девами. Все они обладали совершенным знанием магии, способностью переноситься в пространстве, даром оборотничества (что объясняется владением ими силами-сиддхами) и любили превращаться в лебедей . Они (апсары и женщины Племени богини Дану) были великолепными музыкантами и танцовщицами, имели одинаковые права с мужчинами и вступали с ними в браки и междинастические союзы по обычаям гандхарвов , чаще всего бросали своих детей (апсары) или отдавали их на воспитание в другие семьи (женщины Племени богини Дану).
Несмотря на обилие в Индии и Индокитае скульптур, барельефов, фресок с изображением апсар, в индийских преданиях их внешний вид почти не рассматривается, за исключением постоянных упоминаний о том, что апсары были умопомрачительно красивыми и стройными, многократно превосходя своей красотой всех земных женщин, а их походка - изящной и грациозной. В апсар влюблялись самые закостенелые отшельники, и даже боги иногда спорили из-за них между собой.
Значительно лучше охарактеризованы женщины Племени богини Дану, облик которых, если руководствоваться немногочисленными описаниями внешности валькирий, полностью соответствовал скандинавским девам-воительницам. На основании приведенных выше рассуждений, можно полагать, что точно также выглядели и апсары.

Ирландские, скандинавские и индийские девы-воительницы (все они были родом из Гипербореи) были высокими идеально сложенными хрупкими худощавыми девушками со стройными изысканной формы ногами и руками с маленькими ступнями, коленями и кистями, молочно-белой (белоснежной), иногда почти полупрозрачной с просвечивающими венами, кожей, удлиненным лицом с тонкими чертами, тонкими красными губами, голубыми и серыми глазами и длинными золотистыми, желтоватыми или светлыми (светло-русыми?) волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума не только простых смертных, но и отшельников, богов и демонов. В некоторых описаниях и картинах с изображением таких дев они как бы испускали вокруг себя божественное сияние.

За всю свою жизнь я видел всего лишь двух представительниц прекрасного пола, которых с некоторой натяжкой можно было бы отнести к указанному «образцу». Особенно запомнились цвет их волос – он действительно был золотистый, словно солнце, от природы с красивыми искрящимися локонами, голубые глаза, гордая осанка, королевская поступь и независимое поведение, которое как бы говорило противоположному полу – «не подходи, обожжешься».
Конечно, судя по фильмам и фотографиям, подобные «штучные экземпляры» с внешностью фотомодели (и часто действительно работающие фотомоделями) встречаются в нашем мире почаще. Однако, они являются лишь слепками с тех горделивых дев-воительниц, которые существовали задолго до появления человека (и ), а также тогда, когда боги жили вместе с людьми.
Но, тем не менее, апсары, валькирии женщины Племени богини Дану, вступавшие в любовные связи с представителями других народов и людьми все-таки оставили часть своего «я» на генетическом уровне в потомках. В первую очередь, в живущих в северных странах индоевропейцах (это естественно, так как они сами раньше жили на Севере). Не случайно, поэтому, что блондинки от природы из северных стран со светлой кожей считаются более фригидными, более эмансипированными и менее подходящими для домашнего очага (с точки зрения мужчин, которые хотят видеть жен-домохозяек и нянек), чем кареглазые жгучие брюнетки. Правда, от этого они не становятся менее желанными – скорее, наоборот, из-за своей экзотичности и относительной редкости, а может быть еще и какого-то скрытого, передаваемого из поколения в поколение, очарования они являются объектом вожделения многих мужчин (об этом говорит изобилие крашенных под блондинок брюнеток и шатенок).

Апсары, валькирии, женщины-богини Племени богини Дану = эльфийки. Великая эльфийская цивилизация юношей-воинов и дев-воительниц


Племя богини Дану и валькирий сближает еще одна немаловажная деталь. И те и другие сопоставляются в преданиях с эльфами . Представителей Племени богини Дану (Туата де Дананн) стали называть эльфами после того, как они потерпели поражение от людей Миля Испанского (в 1700-700 гг. до н.э.) и ушли жить в подземные жилища-сиды. Валькирии же, согласно англо-саксонским легендам, сами произошли от эльфов.
В работе «Племя богини Дану – эльфы «Волшебной страны » я сопоставил богов и богинь Племени богини Дану с эльфами, в работе «Цивилизация эльфов – историческая реальность» показал, что давным-давно на Земле существовала цивилизация эльфов, численность которой, возможно, была сопоставима с численностью людей, а в работе «Гандхарвы и апсары – эльфы с других планет » отнес к эльфам еще и родственных к Племени богини Дану гандхарвов и апсар.
Как было сказано выше, к эльфам также следует относить валькирий.
Таким образом, все охарактеризованные в работе умопомрачительные по красоте девы-воительницы были не кем-нибудь, а легендарными и горячо любимыми любителями фэнтези эльфийками .

Начало / Часть 4. Богини-воительницы Египта и Шумера. Вытеснение дев-воительниц людьми

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах


Top