Презентация на тему вологодское кружево. Презентация "история развития кружевоплетения в россии"


Послушайте удивительную историю, не сказку, а быль. Царь Пётр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Пётр, - говорит он. – Живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются. - Показывает он кружевную скатерть.


Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

Быть того не может! – вскричал король. Стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Смотри, не смотри – берёза берёзой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались во всём:

Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь…


  • Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? - Разгневался заморский король. Тут уж Петру пришлось за купцов заступиться. - Есть в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть никогда не видел. А заморский король разошёлся – царю Петру веры нет.
  • Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажешь мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!

Ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь да поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут.


Едут, едут, Смотрят – навстречу возок ползёт. В нём – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский страж:

- Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам?

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Можете взглянуть. Развернул купец занавески. Все так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной - про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Прекрасную. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

Мои! Покупаю! – И бросил купцу кошелёк с золотом. А царь Пётр молчит, будто его это не касается. Двинулись дальше.


  • Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?
  • Купец отвечает:
  • Знаю, как не знать! Вот за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли? – Развернул купец покрывало – чудо да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идёт.
  • Покупаю! Покупаю! – кричит. – Казначей, дай ему шапку золота. – А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил.

Ещё немного проехали – и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили.

У каждой на подушечки свой узор заплетён: у одной будто волны под рукой струятся, у другой над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей по кружеву звёзды рассыпаны…

Дух захватило у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает:

- А кто вам узоры делает? Кто их придумывает?

Отвечают кружевницы:

Нет у нас никаких узоров. Сказки нам народные помогают. Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.


  • Сказки не продажные. У нас, что не кружево – то сказка.
  • Попросил царь Пётр рассказать им их. И рассказала старшая Катерина ему сказку, которая называется…








Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)


История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей- сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт- Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались мастериц, в 1912 году


В годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.


В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.






В 1960 г. В связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

«Вузы культуры и искусства» - 2. Организационно-технологические задачи вузов: Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов». Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ. «О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем». Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ.

«Художественный образ» - Представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы.

«Совокупность художественных культур» - Исторические топонимы. Мировая художественная культура как совокупность художественных культур. Художественное творчество. Форма общественного сознания. Процессы, связанные с искусством. Классификация, предложенная философом. Устойчивые формы существования. Энциклопедический словарь. Художественный стиль.

«Художественная культура» - Дубровский. Особенности развития художественной культуры. Усложнение культурной жизни. Особенности развития. Театр. Гоголь. Русско-византийский стиль. Русская литература. Адмиралтейство. Ампир. Архитектура. Художественная культура. Рейтнер. Музыка. Глинка. Издание «Писем русского путешественника». Критический реализм.

«МХК 11 класс» - Задание №19. Задание №7. Задание №11. Задание №15. Задание №9. Задание № 5. А) М. Добужинский Б) А. Бенуа В) К. Сомов Г) В. Серов. Задание №13. Контрольная работа №3 по МХК 11 класс. «Русская культура «серебряного века». Задание №21. Задание №18. Задание №14. Задание №10.

«Культура и природа» - Пьер-Огюст Ренуар. Айвазовский «Ледяные горы». На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Константин Васильев. Живой мир в картинках Стихи о природе Скульптуры из природных материалов. Живой мир в картинках. Пушкин. Борис Пастернак. Вся комната янтарным блеском Озарена. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

Всего в теме 15 презентаций

История развития кружевоплетения в России ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕННА УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ХАБАРОВОЙ Ж.А. г. Ставрополь 201з г. АЖУРНАЯ СКАЗКА

  • Сначала о кружеве
  • Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
История кружевоплетения Кружево
  • Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
  • Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).
  • Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в.
Изделия которые хранятся в музеях Инструменты мастериц
  • Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.
  • Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.
  • Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.
  • Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.
Вологодское кружево
  • Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.
  • В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве.
  • Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
  • Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Особенности кружева
  • Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой
Тропинин В.А. «Кружевница» Образ кружевницы
  • Талантливый художник Василий Андреевич Тропинин создал более семисот работ. В основном это портреты современников. Люди известные и неизвестные, богатые и бедные, господа и крестьяне становились героями полотен Тропинина. Одной из самых знаменитых его картин стала «Кружевница», написанная мастером в 1823 году.
  • На холсте изображена обаятельная девушка, плетущая кружева. Картина тиха и спокойна, в ней нет страстей и драматизма. Цвет полотна ясный, естественный, выдержан в золотисто – коричневых тонах.
  • Ласково и доверчиво смотрит на нас кружевница. Миловидное лицо девушки удивительно женственно. Его обрамляют темные волосы. Они гладко зачесаны, только у висков вьются непокорные прядки. Быстрый взгляд выразительных глаз обращен к зрителям. Кажется, что мастерица на мгновение оторвалась от работы, чтобы взглянуть на нас и подарить добрую, немного таинственную улыбку. От нежного лица девушки словно исходит мягкий, обволакивающий свет.
  • Очень выразительны руки кружевницы. Они изящны и грациозны. Тонкие пальцы хорошо знают свое дело и будто порхают над работой.
  • Художник часто одевал своих персонажей не в парадные мундиры и пышные светские наряды, а в традиционные русские костюмы. Этим подчеркивалась неофициальность, «домашний» дух картин. Вот и кружевница одета в простое платье, на плечах у нее скромная косынка. Она сидит, склонившись над работой, олицетворяя собой мир домашнего уюта и душевного тепла.
  • Картина полна глубокой, всеобъемлющей любви к человеку. «Кружевница» стала новым, очень ярким явлением в русском искусстве того времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РУССКОЕ КРУЖЕВО

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛА

В России термин «кружево» не сразу получил современное значение. Изначально в русском быту под этим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е. украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли быть вышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Новый вид рукоделия - плетение узора из нитей на коклюшках - привезен в Россию из Западной Европы в начале XVII века.

Введение Петром I западноевропейского костюма в России в начале XVIII века весьма способствовало распространению кружева. В 1725 году в Новодевичий монастырь Москвы даже были выписаны 30 мастериц из монастырей Брабанта, организовавшие мастерскую, где обучались плетению кружев.

К концу XVIII -- началу XIX века практически все виды известного в европейских странах кружева производились в России

К середине XIX века кружевоплетение на коклюшках в России начало обретать форму народного художественного промысла

К концу XIX -- началу XX века в 17 губерниях России насчитывалось более 100 тысяч кружевниц

Крупнейшие центры кружевного промысла

Ш Вологодские кружева

Ш Липецкие кружева

Ш Кировские (Вятские) кружева

Ш Рязанские кружева

Ш Ленинградские (Киришские) кружева

Вологодские кружева - занимает в России первое место по выпуску кружев. Отличаются четким делением на фон и рисунок, четким построением геометрических узоров, край оканчивается плавно очерченным зубцом.

Липецкие (Елецкие) кружева - существует с начала XIX века. Елецкие кружева отличаются четкими мелкими формами орнамента, изящными решетками; в сцепном кружеве преобладают крупные формы растительного орнамента: цветы, листья.

Кировские (Вятские) кружева - кружевоплетение в Вятской губернии возникло в начале XVIII века. Узоры отличаются легкими ажурными формами, заканчиваются острыми зубцами, обогащенными петельками «пико». Сцепные кировские кружева характеризуются сложными узорами и своеобразием в плетении тесьмы «велюшка».

Рязанские (Михайловские) кружева - особого развития кружевной промысел достиг в 70-х годах XIX века. Кружевам присущи несложные кружевные узоры с названиями «бубенцы», «мыски» и т.п. Отличаются богатой расцветкой, а также для них характерно сочетание кружева с вышивкой.

Ленинградские (Киришские) кружева - известны с XVIII века. Для сцепного плетения характерно редкое переплетение и сетка, сплетенная из отбеленных ниток с добавлением синих и красных. В рисунках кружев преобладают обобщенные формы растительных и геометрических мотивов

кружево промысел ручной машинный

2. МАШИННЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУЖЕВА

a Наиболее сложные художественные рисунки получают на многочелночных кружевных машинах. Они позволяют изготавливать кружева не только разной ширины, но и различной плотности и толщины

a Плетеные кружева изготавливают на плетельных коклюшечных машинах, работающих по принципу, аналогичному ручному плетению на коклюшках

a Вышитые кружева и гипюрное полотно изготавливают на вышивальных машинах-автоматах

a Все больший удельный вес приходится на кружева, изготавливаемые на основовязальных рашель-машинах типа «Супергарант»

3. РУЧНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУЖЕВА

Кружева ручной работы могут быть изготовлены узловязанием:

Макраме -- технология представляет собой завязывание узелков в сочетании с элементами плетения. Узоры этого кружева в основном геометрические

Кружево фриволите не имеет изнаночной стороны. Основные его элементы -- кружочки и дужки из узловых цепочек

Плетение является наиболее распространенной техникой изготовления ручных кружев

Наиболее известный способ плетения -- коклюшечный . В процессе плетения участвует большое количество нитей. Технология плетения кружева основана на двух приемах: перевивке и сплетении.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РУЧНОГО КРУЖЕВА

1. Валик имеет цилиндрическую форму. Для изготовления понадобится кусок плотной ткани, которую необходимо набить сеном или мелкими сухими опилками.

2. Подставка используется во время работы для устойчивости валика. Ее можно поставить на стол или на пол.

3. Коклюшки -- это деревянные палочки, более тонкие в «шейке», т. е. в той части, на которую наматывают нити для плетения кружев.

4. Булавки предназначены для закрепления переплетений нитей или коклюшек.

5. Шило представляет собой тонкую иглу, вправленную в деревянную ручку, применяют для перекалывания рисунка кружева на сколок.

6. Вязальный крючок всегда используют, работая в сцепной технике плетения.

5. Сколок -- это рисунок, на котором показаны точки наколов, в которые ставят булавки, оплетаемые нитями

5. ЭЛЕМЕНТЫ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ

В кружевоплетении существуют 4 основных элемента: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Кроме основных элементов используют дополнительные переплетения, украшающие кружево: скань, различные виды решеток, паучков, цепочки, отвивные петельки и др.

Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый.

Сегодня кружева украшают разные виды одежды, и это очень красиво! Сохранились старинные промыслы кружевоплетения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Техника плетения и отличительные особенности вятского кружева. Вологодское кружево как вид русского кружева. Развитие кружевного промысла. Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью. Стилистические особенности вологодского кружева.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии. Виды кружевоплетения: фриволите, макраме, филейное), стилистические особенности вологодского кружева.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Классификация и особенности коклюшечного кружева. История кружевоплетения в Европе и на Руси. Рекомендации по выбору и изготовлению инструментов и материалов для рукоделия (валик, коклюшки, сколок, булавки, нити). Основные используемые приемы плетения.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Использование золотосеребряного кружева в украшении предметов светского быта и церковного культа. История появления этого вида декоративно-прикладного искусства на Руси, центры кружевоплетения. Примеры готовых изделий из таких кружев, их особенности.

    презентация , добавлен 02.03.2011

    Природные мотивы и растительные орнаменты - отличительная черта елецких кружев. Материалы, используемые для них. Способы плетения узоров. Сцепная техника кружевоплетения. Оплеты для носовых платков. Популярность кружева "русский валансьен" за границей.

    реферат , добавлен 25.05.2015

    История русского кружевоплетения, специфика орнаментальных мотивов в парном кружеве. Японская легенда о Даруму - предшественнике и прообразе матрешки, изготовление ее первых образцов в России. Технология плетения кружевных изделий и вытачивания матрешки.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Направления применения кружевных изделий, их сочетание в одежде. Применение кружева в различные исторические эпохи и в настоящее время. Разработка эскизных коллекций современного костюма с использованием различных элементов и разновидностей кружев.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Создание и производство художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту. Гжель как основной центр русской керамики. Хохломская роспись по дереву. Технология производства палеха. Происхождение вологодского кружева.

    презентация , добавлен 12.03.2014

    Разнообразие композиционных построений коклюшечного кружева в историческом развитии. Оборудование, материалы, инструменты для создания панно "Первоцветы" и его поэтапное выполнение. Композиция и выразительные средства создания творческой работы.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    История развития промыслов. Стилизованные мотивы орнитоморфного орнамента филиграни, росписи по дереву и кружева. Образцы вологодского кружева. Черты городецкой росписи. Традиции и навыки казаковской филиграни, технологический процесс ее производства.


Top