Прихожанин - пасхальная радость. Пасхальная радость

О пасхальной радости 3

Многим, даже христианам, неведомо это чувство. Что такое пасхальная радость, как она ощущается, как переживается?

Пасхальная радость - это особое, благодатное состояние души, рождаемое в кульминационный момент пасхального богослужения и пасхального Причастия Святых Христовых Тайн. Словами эту радость трудно передать, потому что это - не обычное человеческое чувство, а состояние благодатное, мистическое, всеохватывающее. Это - радость о Христе, о Христе Воскресшем! Этим блаженным, возвышенным, восторженным состоянием может наделить человека только Бог, и оно овладевает не только сердцем, а всем существом человека.

Пасхальная радость сопровождается абсолютной, непоколебимой уверенностью в том, что Христос воскрес, что весь мир теперь изменился, что произошло какое-то невероятное, непостижимое чудо, что теперь каждый из нас обрел возможность спасения вместе с Христом. Это - ошеломляющее, ни с чем несравнимое состояние, которое не забывается.

Вот, как описывают православные христиане состояние пасхальной радости:

Марина
Свершилось! Впервые была на службе в Пасхальную ночь! Причастилась! Теперь я знаю, что такое Пасхальная радость ! Сама не ожидала такого. В нашу маленькую церквушку все не поместились, и час мы стояли на улице, молились (у нас - ноль с ветром холодным, да не беда!) В 12 звонили колокола и начался крестный ход с «Христос Воскресе»! И наш стройный хор: Воистину Воскресе! Потом - опять служба на улице. А дальше батюшка всех, кто хочет причаститься, пригласил в храм. Боялась не попасть, народ рванул, чуть двери не вынес. После - служба, и пение и радость от Причастия. Причащали всех!
Раньше я опасалась идти домой ночью одна. У нас никакой транспорт не ходил уже около трех ночи. А тут всю дорогу шла, улыбалась и пела: «Христос Воскресе... смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!
И вот уже несколько дней прибываю в этом радостном состоянии! Даже окружающие заметили перемены. Какая - то во мне душевность вдруг открылась. За других начала радоваться, сопереживать и подарки дарить от души. Хочется весь мир расцеловать.

Натуся
Я тоже была в этом году первый раз на службе в Пасхальную ночь и Причастилась! Полностью понимаю Ваше состояние и пою сегодня целый день: Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Анна
И меня принимайте в вашу радостную компанию. Никогда не думала, что Пасхальная радость - это не просто красивые слова
Хотя.. о многом в Православии не думала, что надо понимать практически буквально..

Саша
Мои искренние поздравления! Такие же ощущения и у меня . Христос Воскресе!

Екатерина
Перед Крестным ходим привезли Благодатный огонь, который после службы все разносили по домам.
Причащался весь храм, а после - были общие столы, разговление...
За 15 лет у меня, пожалуй, первая такая Пасха. Исполненная такой полноты радости,
я даже простояла всю службу, не заметив ни больной спины, ни ног...
Милость Божия!

В наши дни почти не осталось ученых, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20-е гг. I в. н.э. Современная наука установила, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфей, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. н.э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19:14–31). То есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мертвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ», по-своему. В этом и заключается основное содержание веры всякого христианина: «Верую во Иисуса Христа... страдавшего, погребенного и воскресшего в третий день», - говорится в Символе веры. В последних главах каждого из четырех Евангелий рассказывается, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они, было, надеялись, что Иисус должен принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чем не убедили. В пустую гробницу вошел ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), «вошел и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идет к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое-кто относится к этим явлениям с сомнением. Вера - это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт. Мало-помалу «скорбь обращается в радость».

Само слово «радость» - одно из ключевых, т.е. постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам Сам Христос. В прощальной беседе с апостолами, не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что-то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:21–22). «Радуйтесь», - говорит воскресший Христос женам-мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово; «Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связана и главная из христианских добродетелей - любовь.

Радость от начала до конца освещает все пасхальное богослужение.

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Этот стих из 117 псалма вошел в пасхальное богослужение из древнейшей пасхальной Литургии, не дошедшей до нас. Христос отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью, или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин, составивший в начале VIII века тот Пасхальный канон, который и теперь поется в пасхальную ночь в каждом православном храме. Православные читают в пасхальную ночь начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слово…») на как можно большем числе языков, напоминая тем самым, что апостолы разнесли благую весть о Воскресении по всему миру. Католики читают рассказ о Воскресении (Ин 20:1–9). В древнейшей пасхальной Литургии читались слова Иисуса о добром Пастыре: «Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу свою полагает за овец… Я душу Мою полагаю за овец... Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее и власть имею снова принять ее» (Ин 10:17–18). Добрый пастырь знает своих овец по имени и поэтому зовет к себе не всех вместе, а каждого в отдельности. «Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живет в его сердце, в самой его глубине. Как добрый пастырь всегда находится при овцах в отличие от наемника, который "видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит", так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей "во все дни до скончания века"».

Канон Иоанна Дамаскина весь пронизан пасхальной радостью:

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога

Радуйся с ангелами, Богоблагодатная,

Та, Которая «радуйся» первой

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

«Чистая Дева, радуйся».

И я повторяю: «Радуйся,

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых».

Люди, радуйтесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о, Пасха.

Пасхальная радость - радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси: «Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать "ура", чтобы рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту радость, которая дается нам в пасхальные дни, дается в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была погружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодрствовать над умершим и плакать, она все время повторяет и людям и ангелам одну и ту же фразу: "Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его". В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же Сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она Его не узнает, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир. Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что Его видела, слышала, прикоснулась к Нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполнявшая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: "Я видела Господа, и Он сказал мне это". Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри. «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришел Иисус, и стал посредине и говорит им: "Мир вам!"» (Ин 20:19). Это и есть пасхальная радость.

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов». («Праздники в воскресной школе». - М., 2000.)

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети) .
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его.

А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля…
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную.

В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне…
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил!

И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку…
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью.

Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить.

И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос».

И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.
Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.

В первый раз в своей жизни настоящую Пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой ещё были неофиты, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января пришлось на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо на душе. С нами был наш почти годовалый сын Павел. Он привлёк её внимание, и она протянула ему апельсин. – Ваааа,- раздался Пашкин голос и довольный ребёнок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушке стало легче. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.
К настоящей Пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крёстный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие и тяжёлые службы страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты в эти дни позволяют почувствовать во всей полноте радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в своё время позволило не уйти от креста жёнам мироносицам и апостолу Иоанну.
Не уйти от креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с крестного древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!
Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешения Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы ещё и нашей сопричастности этому чуду.
Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть ещё и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печём куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.
У меня в этом году в семье новшество: жена и дочки научились оплетать яйца лентами и бисером. Их можно будет подарить друзьям и знакомым и разделить с ними самую главную и самую важную в жизни православного человека Пасхальную радость!

Не забыты мы у Бога

Не забыты мы у Бога -
Пасха снова настаёт,
И нелёгкая дорога
К празднику нас вновь ведёт.

Крёстный путь пройдя тяжёлый,
Сострадали мы Христу.
С верой в этот день воскресный
Подвизались на посту.

А теперь ликуем вместе
С небом, солнцем и землёй.
Радость сердце наполняет -
Ведь Христос для нас родной!

Максим Терехов 2016

Пост длится долгих сорок дней, со Страстной — почти все пятьдесят. А если прибавить и подготовительные недели (в духовном смысле), то еще дольше. Пост начинаешь ждать заранее (часто с некоторым страхом), готовишься к нему. Потом постишься в меру своих сил, под конец обычно все становится как-то особенно тяжело, иногда даже мучительно. Силы физические покидают, моральные кончаются еще раньше, а уж Страстная обычно — это какой-то апофеоз бессилия: хочется только спать, есть и чтобы никто не трогал. В этом-то году еще ничего, спасибо выходным, а обычно гораздо тяжелее. И уже ждешь, ждешь Праздника, причем, чего скрывать, и по разным, вполне прозаическим земным причинам тоже 🙂

И вот пришел Светлый Праздник Пасхи, какая радость! Радость разного характера. На службе, конечно, с восторгом голосишь «Воистину Воскресе!» и подпеваешь пасхальному канону. Слушаешь слово Иоанна Златоуста, причащаешься со множеством народа вместе и испытываешь невероятный душевный подъем. Кажется, радость эта будет с тобой теперь постоянно, и вообще – все теперь будет хорошо и прекрасно. Потом разговение, как же без него, это отдельный момент. Главное, чтобы желание съесть скорее кусок мяса не перекрыло душевную радость, хотя мне лично это желание очень понятно. Хорошо, конечно, когда все в комплексе — физическая и духовная радость. А иногда думаешь даже: и неплохо, что ты жестко не постился (в той или иной степени, по разным причинам), зато и такого пищевого вожделения не испытываешь.

Выспаться после службы, а потом снова разговеться, наконец-то поваляться и отдохнуть, погулять, если погода позволяет, в общем, за долгое время устроить себе настоящий полноценный выходной – это тоже очень празднично. Правда, под конец дня обычно народ начинает слегка икать и мучиться животом, но это пройдет:). А дальше-то начинаются новые рабочие будни. К непостной пище быстро привыкаешь, пост забывается, быт, повседневные дела и проблемы опять затягивают, и вот – где же Праздник? Даже воспоминания о нем быстро затираются…

Как же так? Пост так долго длился, а Праздник всего день? Неделю? А ведь Пасха длится наравне с постом, 40 дней! Мои старшие дети временами начинают возмущаться, мол, что за несправедливость, раз пост был 40 дней, то и сплошная должна быть не неделя, а тоже сорок дней. Я-то как большая понимаю, что колбаса и мороженое скоро приедятся и сохранить радость вряд ли помогут. А что поможет? Как радоваться Пасхе все сорок дней до отдания Праздника? Пасхальную радость в баночку не положишь и в холодильник не уберешь.

Легче всего удержать эту радость в первую неделю, в Светлую. Тут тебе и пасхальные часы вместо утреннего и вечернего правила, и каждодневные службы, и пение Пасхального канона. Молитва перед едой не обычная, а «Христос Воскресе…». К тому же, и бытовая сторона – скоромная пища еще не приелась, всякие специфические пасхальные снеди еще в наличии, не съедены куличи и пасхи. В этом году и четыре выходных на Светлой – ходи на службы, в колокола звони сколько угодно! Да просто наконец-то есть возможность спокойно встретиться с друзьями, выехать на пикник, вместе порадоваться. Тут же и пасхальные праздники в воскресных школах (а у нас и в саду), и пасхальный фестиваль.

А вот дальше уже пойдет тяжелее. Снова работа, заботы, привычные дела, на службу не выбраться и прочее и прочее. Что же делать? Честно говоря, всегда ужасно жалко так быстро расставаться с Пасхой, с этой особенной радостью. Всего-то раз в году, с такими трудами идет подготовка, а тут раз и всё… Обидно. Явно надо что-то с этим делать!

Наверняка в каждой семье есть маленькие приемчики, которые помогают не забыть о том, что Пасха все еще продолжается. Например, у нас когда-то дети решительно отказались молиться перед едой обычным способом по окончании Светлой седмицы. А вместо этого потребовали петь «Христос Воскресе» и дальше. Так что теперь мы все сорок дней Пасхи так и делаем. А это как никак три раза в день:) И почему-то именно пасхальный тропарь не забываешь пропеть, в отличие от обычных молитв перед едой. Споешь «Христос воскресе из мертвых» и снова помнишь – Пасха, снова улыбнешься, обрадуешься. Очень помогает праздничному настроению и пасхальное украшение дома, все эти, казалось бы глупые безделушки. Висят везде пестрые веселые яички, венок какой-нибудь пасхальный, верба в вазе, салфетки или что-то еще, как говорится «мелочь, а приятно».

Можно дополнительно порадовать себя и физически, например, пасхальной едой. Когда-то давно я ездила в один женский монастырь уже ближе к Вознесению. И обратила внимание, что хоть времени с Пасхи прошло много, а на столе в трапезу по-прежнему куличи. В течение недели только для украшения стола, а в выходные и для угощения. Эта традиция допекать куличи в течение сорока дней до отдания Пасхи мне кажется очень хорошей. Хорошо бы и куличи печь, и пасху делать. А то всего-то раз в году все это готовишь, все так любят и ждут, так отчего бы не повторить? И для вкуса, и для настроения!

Это все, конечно, такие бытовые, «низкие» способы продлить радость. Основное-то все равно в храме. Все-таки на утрене все это время поют пасхальный канон вместо обычного. И пасхальное «Христос Воскресе!» звучит. И крестный ход после каждой литургии во время всей Светлой седмицы. (Кстати, в том же монастыре крестный ход бывает все сорок дней). А еще – всю неделю открыты Царские врата во время службы. В общем, в эту первую неделю самое время как следует напитаться пасхальным настроением, а потом стараться как можно дольше сохранить его. И не слишком отчаиваться, если не удалось – дай Бог, эта Пасха не последняя!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.


Top