Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей). Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность... Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

«Главное – не занимать позицию страуса!»

- Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

- Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период - родители или подростки?

Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

- Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

- Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

- Как вести себя родителям?

Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»

- Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения , и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты - от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

- Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами - это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты - дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»

Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человекасобственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

- Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

- Так все-таки подростки - кто они?!И как характеризовать подростковый период?

Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона

В каком случае нужна помощь родителям подростков чаще всего? Думаю, многие из нас часто были свидетелями таких «картин» на улице, когда совсем юные подростки, хохоча во все лёгкие, стреляют сигареты у прохожих или на глазах у всех целуются без всякого стеснения, а может быть, кто-то уже закрывал уши от матов, которые сопровождают их милые беседы? Вам наверняка казалось, что с этим что-то нужно делать?

Многих из родителей интересует, что нужно предпринимать, если в дневнике дочери-отличницы вдруг стройным рядом стали появляться тройки, а говорить она стала только о мальчиках. Или на каждое сказанное слово сын выдаёт десять фраз, нелучшего содержания. Откуда это всё вдруг свалилось на родительскую голову, которая итак болит от забот?

Давайте я открою вам «страшную» тайну: «вдруг» ничего не происходит, все жизненные процессы закономерны и объяснимы. Вас стало огорчать поведение вашего взрослеющего ребёнка? Значит, пришла пора изменить стиль воспитания, здесь не имеется в виду, что в руки нужно взять плётку вместо ремня. Оглянитесь назад, может быть, вы пропустили что-то очень важное, где-то не заметили, когда ваша строгость, авторитетное мнение, ласка или внимание были так нужны вашему подростку. А может быть, вы пропустили тот момент, о котором говорится в статье ?

Иногда бывает достаточно одного упущенного момента, чтобы конфликтная ситуация преобразовалась в вердикт «слишком поздно». Поэтому, всегда лучше заранее воспользоваться советами психологов, которые и даются в помощь родителям подростков, и обратить внимание на «пиковые» периоды взросления своего ребёнка. Их всего лишь два (самых острых).


Первый период взросления ребенка

Первый наступает в 12-13 лет и проходит под лозунгом: «Оставьте меня все в покое! » Всё это происходит всего лишь из-за гормональной перестройки всего организма. Подросток быстро устаёт и часто испытывает желание побыть в одиночестве.

Одновременно с этим ему очень хочется закрепить за собой авторитет среди сверстников, а его статус среди них зависит от того, как он себя сможет «поставить». Следовательно, ему нужно бывать среди ровесников довольно часто.

И каков результат? Внутренний конфликт из-за того, что хочется побыть одному, а возможности такой нет, поэтому появляется раздражительность сверх всякой меры, сквернословие, непонятные капризы. Всё свободное время он будет проводить не с родителями, как раньше, а с друзьями. И мнение какого-то Васи станет для него намного важнее, чем папино или мамино.

Что обычно делают в этом случае родители?

Они всё ещё помнят, каким послушным, плюшевым зайчиком был их малыш совсем недавно, поэтому всеми силами стремятся вернуть эту «идиллию» в отношения, пытаясь посадить этого зарвавшегося молодого человека на короткий поводок. Родители убеждают его уйти из «этой дурной компании», доказывают ему, что он больше всего времени должен проводить в семье, ведь «Вася никогда не будет о тебе заботиться так, как мы, он вообще хулиган и двоечник, и ты можешь стать таким». В порыве эмоций, родители могут вообще накричать, а то и… Нужно ли удивляться тому, что молодого человека потом не сыщешь дома даже с кинологами, а его уверенность в том, что Вася намного лучше родителей, потому что «он-то его понимает», только возрастает?

Какую же помощь родителям подростков можно оказать в этом случае, что посоветовать? Как ни странно, но в этой ситуации ничего не нужно делать, этот период пройдёт сам собой, если вы перестанете смотреть на своего ребёнка именно как на малое дитя, научитесь прислушиваться к его мнению и уважать его, перестанете унижать его друзей и делать ему выговоры. Вы также можете использовать те приёмы, которые мы оговаривали в статье , где вырабатывали рецепты продуктивной беседы.

Будет совсем неплохо, если его приятели начнут посещать ваш дом. Во всяком случае, вы сможете лучше узнать, что они собой представляют.


Второй период взросления ребенка

Второй период наступает в возрасте 14-15 лет и называется: «Перестаньте указывать, как мне жить! » В этот период гормональный фон начинает постепенно выравниваться, однако возникает переизбыток энергии, и его куда-то нужно деть. Именно в это время подростку становится некуда девать силу, а ума ему не требуется. Его логика становится прямолинейной, а мир начинает делиться на то, что хорошо, и то, что плохо.

Причём деление это очень интересное: хорошо – это то, что нравится лично подростку: бесшабашные компании, мат, выпивка, прогулы в школе, ничегонеделание и прочее, что позволяет ему весело и интересно проводить время. А плохое, это соответственно всё то, что касается «воспитания взрослых». Практически любое слово учителей и родителей будет восприниматься в штыки. В этот период подростку всегда кажется, что если он не подчиняется родителям, то сохраняет себя как личность, своё чувство собственного достоинства.

Что в этом случае делают взрослые?

Обычно они полагают, что без конца объясняя подростку, что на самом деле плохо, а что хорошо, они смогут добиться от недоросля послушания. А он тем временем становится ещё более неуправляемым. Поэтому негодование родителей выливается в крик и брань. И непослушное чадо уходит из дома, начинает сначала тихонько ненавидеть отца и мать, а потом делает это всё «громче». И если ему говорят, что он плохой, то он и старается стать таким, поэтому пускается во все тяжкие.

Какую помощь родителям подростков можно оказать в этом случае? Попробовать им объяснить, что их сын или дочь – уже почти сформировавшаяся личность. Поэтому разговор должен быть спокойным, строгим, почти деловым.

Здесь нужно суметь донести до подростков мысль о том, что родители в курсе того, что они повзрослели, поэтому будут отвечать за свои поступки как все взрослые люди. Берут деньги без спроса? – Значит, на эту сумму будут урезаны их карманные расходы. Не возвращаются вовремя домой? – Значит, или не будут больше гулять (скажем, день-два), или встреча с друзьями будет сокращена на время опоздания в следующий раз. И придерживаться выбранного наказания, не вступая в пререкания и выяснения отношений.

И некоторые универсальные можно будет прочитать в следующей статье. Как вы считаете, уважаемые взрослые, если бы в подростковом возрасте по отношению к вам применяли такие меры воздействия (если в этом была такая необходимость), они бы подействовали?

«Подростковый» возраст — это время эмоциональных бурь и стрессов. В это время происходит взросление личности. Именно в этот период человек познает множество новых для себя вещей: первая любовь, первые серьезные разочарования и обиды, первая ответственность за себя и других. Психика подростка очень обострена, воспринимает все несколько гротескно, из-за чего переживания часто происходят очень бурно. И не всегда есть возможность справиться с этим самостоятельно. В результате могут появиться такие последствия, как курение, ранний секс, ранние беременности, секты, скандальное поведение, наркотики и крайняя степень — суицид.

Но никогда не стоит сдаваться и опускать руки. Если есть понимание, что самостоятельно решить проблему не удастся, разве не лучше обраться к специалисту? Психологи консультационно-тренингового центра «Бурхан» с удовольствием вам помогут. То, что кажется неразрешимым, может оказаться элементарной задачкой для психолога.

Занятия психолога с подростком могут проходить в различной форме. По желанию, человек может договориться об очном приеме у психотерапевта и поговорить с ним «с глазу на глаз», или же устроить сеанс прямо у себя дома: специалисты оказывают помощь через Интернет, по скайпу. Центр психологической помощи подросткам старается достичь максимального комфорта клиентов. Не у всех есть возможность посетить психолога лично, но в настоящее время практически у всех имеется скайп.

Эмоциональные переживания очень сильны в этот период. В связи с этим может возникнуть неблагоприятная, накаленная обстановка в семье (извечный конфликт отцов и детей во всей красе). Также молодой человек может связаться с плохой компанией, где его якобы понимают — вот только понимание это выражается как то странно (например, в наркотиках и алкоголе). Психолог для подростков может помочь наладить отношения в семье, установить в доме гармонию, справиться с любовными переживаниями, а также помочь избавиться от вредных привычек и комплексов.

Очень часто оказывается так, что корни у, казалось бы, очевидной проблемы расположены совершенно в другой области жизни: например, конфликты родителей между собой могут сказаться на построении личной жизни их ребенка.

Однако стоит помнить, что одного разговора вряд ли хватит. Советы психолога подросткам следует внимательно выслушать и тщательно следовать его рекомендациям. Только в таком случае психологическое консультирование будет иметь результат. Иначе все старания пропадут втуне.

Можно соблюдать несколько простых правил, которые окажут значительное влияние на взаимоотношения родителей и подростков. Со стороны родителей — это внимание к своим детям, терпимость. Стоит помнить, что этот человечек уже не малыш, а самостоятельный молодой человек, который очень боится, что окружающие не оценят того, какой он уже «взрослый и крутой». Со стороны подростка стоит проявлять терпение и внимание к словам взрослых. Не стоит забывать, что они старше, опытнее и уже переживали по сто раз такие проблемы, которые и представить сложно. Не стоит считать, что ситуация, в которой находится девушка или юноша, совершенно безнадежна, и что «ни у кого таких проблем нет, как у меня». Все решаемо, и все уже пережито тысячи раз людскими поколениями. Главное никогда не сдаваться и, в случае необходимости, не стесняться обращаться за помощью. Если ситуация в семье доброжелательная и доверительная, то, как правило, все проблемы юности переживаются гораздо легче.

В случае необходимости, если самостоятельно справиться с проблемами не получается, психологическая помощь детям и подросткам нашими специалистами поможет разрешить спорные вопросы. Также, следует помнить, что не стоит доводить все до критической точки. Если возникает понимание того, что ситуация начинает выходить из-под контроля, и вернуть все в прежнее русло самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Разговаривая с юным посетителем, подростковый психолог даст совет, как лучше всего пережить любовный разрыв, как не озлобиться в окружающем, хотя и прекрасном, но жестоком мире. Поможет справиться с комплексами, которые в этом возрасте появляются в огромном количестве (и часто выражение их носит характер яркого отрицания, подавления окружающих для того, чтобы скрыть свою слабость) — причем, как правило, совершенно беспочвенно появляются. Психотерапевт подскажет, как лучше разрешить конфликты с ровесниками или как их избежать, как умерить свою агрессивность или окружающих людей — ведь, на самом деле, отношение окружающих во многом зависит от того, как человек себя преподносит.

Также специалисты нашего центра предлагают свою помощь родителям подростков. Психологическое консультирование родителей нередко оказывается не менее результативным, чем сеанс, проведенный с самим ребенком. Кроме того, в некоторых случаях это может помочь скрыть от любимого чада то, что его поведение вызывает серьезные опасения. Иногда это тоже бывает необходимо.

Советы психолога родителям подростков помогут им определиться с линией поведения в воспитании своего дитя. Специалист укажет на ошибки, которые они допускают, и подскажет, как их исправить. Где нужно усилить контроль, где ослабить. Где следует проявить нежность, а где суровость. Где казнить, а где помиловать.
Рекомендации психолога родителям подростка очень важны, поскольку именно мама с папой оказывают наибольшее влияние на стремительно развивающийся разум молодого человека. К ним стоит прислушиваться и стараться максимально точно соблюдать.

В центре психологической помощи «Бурхан» работают квалифицированные специалисты, имеющие за своими плечами немалый опыт работы с различными людскими проблемами. Данное заведение уже успешно помогло многим людям, и, обращаясь сюда за подмогой, можно быть уверенным в том, что поддержку будет оказывать действительно хороший подростковый психолог. Детский подростковый психолог, используя свои знания и опыт, всегда с охотой поможет избавиться от психологических проблем, справиться с агрессивным влиянием окружающего общества.

Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия - как разобраться, как отнестись ко всему этому?

Только с уважением.

Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка - что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет иные перемены предвидеть, другие - предупреждать, третьи - поддерживать.

Более того, этот опыт открывает взрослым благодатную возможность в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все это - ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает по-своему.

Отнесемся с уважением и к этому выбору. А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда?И к этому отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим…Пусть его стремление кажутся нам нелепыми, претензии - преувеличенными, суждения - необоснованными.

Понять все это он может только как взрослый человек - собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде.Нам открывается последняя возможность стать для него такими близкими”.Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

Когда нельзя наказывать и ругать подростка:

а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;

б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;

в) когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность - короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;

д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.

21 способ повышения самосознания Вашего ребенка.

1. Крепкие семейные узы способствуют формированию здоровой самооценки у детей.

2. Прежде, чем Вы будете критиковать своего ребенка, сначала задайте себе вопросы:

В состоянии ли он изменить то, за что я его собираюсь ругать?

А не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать?

Подходящий ли я выбираю момент для его научения и воспитания?

Не скрываются ли мои личные проблемы в данном желании его покритиковать?

3. Попытайтесь применить альтернативный подход к критике. Может быть, будет больше пользы, если поговорить с ребенком и задать вопросы:

Чему научил тебя этот промах?

Как бы иначе ты мог поступить?

Могу ли я тебе помочь в этом?

4. Ни в коем случае не используйте унижения похожие на «четвертования»: те, что связаны с внешностью и подростка. Шутить над «петушиным» ломающимся голосом, прыщами или неуклюжестью - означает нанести серьёзную травму детскому самолюбию. У подростков и помимо насмешек уйма проблем, связанных с половым созреванием. Они и так ощущают себя «не в своей тарелке» - в своём формирующемся теле. Наши «невинные» шуточки могут прочно войти в их негативное восприятие самих себя.

5. Разговаривайте со своим подростком сразу же, как только он захотел поговорить. Воспользуйтесь преимуществом этого времени! Ни в коем случае не читайте при этом газету и не смотрите ТВ! Полностью отдайте своё внимание подростку!

6. Когда Вы что-то поручаете своему подростку, дайте ему возможность нести полную ответственность за то, что он делает! Если Вы попросили ребенка подмести пол и Вам не нравится то, как он это сделал, то не хватайте веник и не исправляйте его работу! Подобное действие ни чему его не научит! Объясните ребёнку ещё раз порученное дело и предоставьте ему ещё одну возможность это сделать самому!

7. Будьте разумны в возлагаемых на подростков ожиданиях. Часто мы ожидаем от своих детей слишком многого. Каков результат? Они сдаются. Если Ваш подросток спотыкается слишком часто, то его самооценка страдает. Лучше возлагать на подростка позитивные ожидания, нежели завышенные.

8. Избегайте сравнений. Ваш ребенок - это Ваш ребенок, а не ребенок Вашего близкого друга. Когда Вы сравниваете своего подростка с членами своей семьи или с семьёй друзей это наносит вред самооценке ребёнка. Сфокусируйтесь на его уникальности и помогите ему развивать свои личностные качества.

9. Вешайте на своего подростка только положительные «ярлыки». Дети имеют такую особенность жить соответственно тем «ярлыкам», которые им присвоили. «Ленивый, эгоистичный, базарный, избалованный, невыносимый, лгун, бестолковый» - негативные ярлыки. «Заботливая, умная, добрая, ответственный, надёжный» - положительные «ярлыки».

10. Научите своего подростка самому решать свои проблемы. Не бросайтесь «сломя голову» на помощь. Если подросток научится решать проблемы без Вашей постоянной помощи, то у него сформируется здоровая самооценка. Направляйте, но не спасайте от проблем!

11. Просите прощения, когда Вы неправы. Для Вашего ребёнка совершенно потрясающе осознавать, что его родители не совершенны! Это учит Вашего подростка умению прощать, а так же показывает тот факт, что все могут совершать ошибки.

12. Дайте своему ребёнку право на ошибку. Будьте рядом, когда он испытывает неудачу. Помогите ему извлекать уроки из ошибок и неудач.

13. Показывайте подростку пример настойчивости, но не агрессивности. Между этими понятиями существенная разница. И если подросток научится быть настойчивым, не становясь агрессивным, его самосознание формируется правильно.

14. Не путайте два понятия: ребёнок и его поведение. Вам нужно научиться «атаковать» плохое поведение, но не личность. Когда отец говорит сыну: «Ты такой идиот!- никогда не делаешь ничего путного!»- он говорит о сыне, а не его плохом поступке. Его сын не идиот, просто поступил глупо.

15. Обнимайте чаще своего подростка!

16. Уважайте личную жизнь своего подростка. Слежка без уважительной на то причины- не допустима не в коем случае! Конечно, это большое искушение - подслушать телефонный разговор или прочитать дневник, но это не повышает ни степень доверия к Вам, ни степень формирования адекватной самооценки.

17. Проводите - качественно и количественно - время со своими детьми. Если Вы оставили подростка дома, чтобы он побыл с семьёй, придумайте что-либо интересное для всей семьи!

18. Уважайте чувства своего подростка. У детей ест большая потребность выражать свои чувства без риска быть униженным и пристыженным.

19. Интересуйтесь тем, что интересует Вашего ребенка. Посещайте соревнования и выступления, в которых участвуют Ваши дети. Расспрашивайте их об их увлечениях и хобби. Постарайтесь быть каким-то образом вовлечённым в то, что привлекает их.

20. Установите ясно очерченные границы дозволенного. Ни что так не раздражает Вашего подростка, как нарушение границы, о которой он не подозревал. Ребёнок должен знать, что ему ожидать. Если Вы хотите, чтобы ребёнок соблюдал установленные Вами правила, возьмите на себя труд понятно изложить ему эти правила. Лучше всего составлять правила и определять границы совместно с Вашим подростком. Если правила не будут поняты и восприняты Вашим ребёнком, то Вы услышите что-то типа: «У меня никогда ничего не получается».

21. Чаще разговаривайте со своим подростком о его самовосприятии. Помогите выразить ему свои чувства о самом себе.

Например, он должен сказать:

- «что мне нравится в себе…» (назвать 5 моментов);

- «что мне нравится в самом себе больше всего, это…»;

- «часто я испытываю…» (назвать чувства и эмоции).

22. Уважайте и доверяйте своему подростку.


Top