Занятия для детей на тему день ночь. Время суток для детей

Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Каждый временной промежуток отличается друг от друга положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями.

Так, утром мы просыпаемся, чистим зубы, завтракаем и готовимся ко дню. Днем ходим на занятия, обедаем, делаем уроки и посещаем кружки. Вечером играем, отдыхаем, ужинаем и готовимся ко сну. А ночью мы сладко спим.

(Некоторые картинки, на которых появляется курсор-ручка, можно скачать в большом размере. Для этого нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

Презентация для детей: время суток

УТРО

В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать.

Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.

Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках.

Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.

ДЕНЬ

Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.

Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час».

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.

ВЕЧЕР

Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.

Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток - ночь.

НОЧЬ

Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день.

Задания-игры для детей про время суток

Картинка часы для детей. Распечатай и вырежи картинку часы-будильник. Аккуратно вырежи стрелки, сделай посередине циферблата отверстие и закрепи стрелки на часах ниточкой. Теперь можно показать, который сейчас час! И что сейчас: утро, день или вечер?

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

А здесь уже готовые часы со стрелками в формате PSD для программы PhotoShop - скачать часы со стрелками (файл в архиве clock.rar 518Kb)

Часы с картинками времени суток

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка)

Цели:

Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов.
Учить детей наблюдать за предметами.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.
Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий. большой-маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в конструировании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Развивать умение повторять движения за воспитателем.
Развивать моторику, зрительное сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Часы настенные, наручные, песочные. Будильник.
Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур.
Картинка-схема с изображением часов с гирями в воде геометрических фигур, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры.
Строительный материал (кирпичики, арки, цилиндры, треугольные призмы).
Цветное силуэтное изображение часов из плотного картона, гири в виде шишки и гриба, прикрепленные на общую веревочку.
Пластилин, горошины, палочки.
Песок, воронки, прозрачные бутылочки.
Картинка-фон с изображением основания песочных часов разного цвета, силуэтные изображения колб с песком разного цвета.
Пуговицы разного цвета, двух размеров, изображение наручных часов с кругами того же цвета и размера.
Вырезанные из бумаги круги, циферблаты, ремешки; клей, скрепки.
Часы и ремешки к ним: широкий, средний, узкий.
Цифры. Картинки с изображением наручных часов с разным количеством дырочек в ремешках.
Пальчиковые краски, картинка фон с пустыми кругами возле цифр на циферблате и пустой рамкой-окружностью часов.
Цветные прищепки, часы, вырезанные из плотного картона.
Аудиозапись: «Часы! Бом!», Е. Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Что в сундуке?

В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать - тогда узнаете, что в сундуке.

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Этот предмет звучит вот так:
Тик-так, тик-так!

Наблюдение за настенными часами

Дидактическая игра «Подбери циферблаты к часам»

Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Конструирование «Собери часы»

Выложите изображение часов из разных геометрических фигур.

Изобразительная деятельность «Часы»

Дети наклеивают, а затем делают стрелки из пластилина.

Конструирование «Часы на башне»

В основание башни поставим кирпичик, на кирпичик сверху поставим арку, затем цилиндр с часами и сверху - призму-крышу.

Упражнение «Длинная и короткая»

Вытяните из часов гирю-шишку - сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой

Лепка «Часы»

Дети лепят лепешку-часы (круговое раскатывание, сплющивание). Из горошин выкладывают и вдавливают по окружности цифры, из двух палочек делают стрелки, накладывая их и вдавливая.

Игра с прищепками «Часы»

Прикрепите прищепки возле каждой цифры.

Динамическая пауза «Часы»

Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так.
(Наклоны головы то к левому, то к правому плечу)

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивание туловища, с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Руки на поясе, наклоны влево-вправо)

Наблюдение за песочными часами

Упражнение «Насыпь песок через воронку»

Дети вставляют воронку в горлышко прозрачной бутылочки и насыпают в нее песок.

Дидактическое упражнение «Песочные часы»

Разложите песочные часы на подставке. Какого цвета песок в часах, такого цвета должна быть подставка.

Наблюдение за наручными часами

Игра с пуговицами «Укрась часы»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера

Аппликация «Наручные часы»

Приклейте циферблат на круг, затем круг с циферблатом приклейте к ремешку. А теперь взрослые с помощью скрепок соединят концы ремешка.

Дидактическая игра «Подбери ремешки к часам»

Вот ремешки для часов. Они одинаковые или разные? Разные. Вот самый широкий, вот самый узкий. Подберите ремешки к часам по размеру.

Дидактическое упражнение «Сколько дырочек в ремешке?»

Сосчитайте, сколько дырочек в ремешке самых больших часов? Три. Обозначьте цифрой.

А сколько дырочек в ремешке средних(маленьких) часов? Две (одна). Обозначьте цифрой.

Наблюдение за будильником

Пальчиковое рисование «Красивый будильник»

Дети оставляют отпечатки-точки в пустых кругах возле цифр на часах, раскрашивают, обводя рамку часов пальчиком с краской.

Подвижная игра «Ночь-утро»

Пока будильник молчит, дети лежат на ковре - спят, когда будильник зазвонит - встают на ноги и делают зарядку - повторяют движения за воспитателем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Часы! Бом!»

Дети слегка постукивают палочками по барабану, на слова «Бом» бьют сильно и громко.

Тема занятия: Утро, день, вечер, ночь.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности.

Образовательные задачи:

    формирование представления о понятиях утро, день, вечер, ночь.

    Закрепление знаний о цифрах и числах (1, 2, 3, 4,5).

Развивающие задачи:

    Развивать связную речь.

    Развивать умение высказывать свое мнение;

    Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать любознательность и интерес к занятию.

    Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Тип занятия: Комбинированное.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Элементы технологии: личностно-ориентированного, игрового, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной.

Оборудование и ТСО: картинки для аппликации, подготовленные фоны для аппликации, картинка с изображением паровозика, презентация, музыка.

План занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

    Игра «Покажи число»

    Беседа по картинка.

    Игра «Части суток»

    Физминутка.

    Практическая часть занятия.

    Работа в тетрадях.

    Закрепление нового материала.

    Вопросы и ответы.

    Заключительная часть.

Подведение итогов.

Оценка работы детей.

Ход занятия.
I. Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

(Звучит музыка «Веселые цифры»)

Педагог: Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики

II. Основная часть.

    Вступительная беседа.

Педагог: Ребята, когда я сегодня шла на работу мне ворона рассказала такую необычную историю! Хотите послушать? (Дети: Да) – Вчера, в зимнем лесу, один зайчонок проснулся, умылся, почистил зубки и пришёл в детский сад. На небе сияли звёзды и луна, летала и ухала сова, но дверь в детский сад была закрыта, и в окошках не горел свет. Как вы думаете, почему? (Дети: на улице была ночь) Действительно, зайчонок перепутал утро и ночь. А что нужно, чтобы с вами не произошла такая история? Конечно, вам нужно научиться отличать утро, день, вечер и ночь друг от друга. Вы хотите научиться различать части суток? Тогда мы с вами отправляемся в волшебную страну Время. Итак, в путь.

    Игра “ Паровозик ”. (Работа с цифрами)

Педагог: А чтобы выбрать машиниста, нужно цифры считать.

Счет прямой и обратный.

Какое число стоит перед числом 2,3?

Назовите соседей числа 5.

Педагог: А поедем мы с вами на паровозе. Машинистом будет ….. Машинист давай сигнал и поехали. Музыка паровозик. Внимание, остановка, прошу всех выйти из вагонов и сесть.

    Знакомство с новым материалом.

    Беседа по картинкам.

Педагог: Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши детки просыпаются,

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

Дети: утром.

Давайте посмотрим на картинку. (В сопровождении песни «Утро начинается» из м/ф «Чучело-мяучело»)

Итак, что делает солнышко утром? (Дети: встаёт, просыпается, поднимается). - Да, оно ещё не высоко в небе, а только начинает подниматься.

Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).

Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).

Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).

Сколько стало грибов? Как получилось 3?

Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).

А что мы с вами делаем утром? (Дети: просыпаемся, завтракаем, делаем зарядку, умываемся) – Действительно, мы с вами просыпаемся (картинка 2), умываемся и чистим зубы (картинка 3), делаем зарядку (картинка 4), завтракаем (картинка 5) и идём в детский сад.

А теперь снова в путь. Паровозик, готов? Машинист, подавай сигнал. Музыка паровозик. Остановка, садитесь, пожалуйста.

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку пошли дети.

За утром к нам приходит день. (в сопровождении песни«Какой чудесный день»из м/ф"Песенка Мышонка" слова: Карганова Е., музыка: Флярковский А.)

Ребята, что солнышко делает днём? (Дети: светит в небе) – Правильно, оно высоко на небе, ярко светит, поэтому на улице днём светло. (картинка 1)

Полон день забот, хлопот,

Быстро времечко идёт.

Надо только захотеть,

Сможешь многое успеть.

Что же мы с вами можем успеть сделать днём? (Дети: поиграть, погулять, почитать, поспать и др.)

Действительно, днём мы можем рисовать (картинка 2), читать (картинка 3), гулять (картинка 4), играть (картинка 5), обедать (картинка 6) .

А хотите поиграть? Хорошо, я буду говорить вам что-то. Если это происходит утром вы, поднимаете ручки вверх, если днём - хлопаете в ладоши. Ну что, начнём:

Солнышко высоко в небе.

Девочка делает зарядку.

Мальчик идёт гулять.

Дети умываются.

Солнышко просыпается, встаёт.

Дети обедают.

Молодцы. А теперь снова в путь. Машинист, поехали. Новая остановка, прошу всех выйти из поезда.

Как наступит вечер, солнышко садится,

Засыпают травы, замолкают птицы.

Следом за днём приходит вечер (в сопровождении музыки С. Прокофьева «Вечер»).

Что же делает солнышко вечером? (Дети: оно садится, опускается)

Конечно, солнышко садится, оно уже не светит так ярко, как днём, поэтому становится всё темнее. И чем ниже опускается солнышко, тем темнее на улице. (картинка 1)

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду. (М. Садовский)

Что вы делаете вечером? (Дети: играем, смотрим телевизор, едим, рисуем, читаем)

Да, вечером вы дома можете посмотреть немного телевизор (картинка 2), порисовать (картинка 3) или поиграть в спокойные игры (картинка 4), поужинать (картинка 5), почитать с мамой или папой (картинка 6) или помыться в ванной (картинка 7).

Ребята, наш поезд устал и отправляется на свою последнюю остановку. В путь. Приехали прошу всех сесть.

В небе звёздочки горят,

Птицы спят и рыбы спят,

Спят цветы в саду на грядках,

Ну а мы в своих кроватках.

Когда это бывает? (Дети: ночью)

Правильно, следом за вечером приходит ночь. (в сопровождении песниколыбельной медведицыиз м/ф"Умка")

Что солнышко делает ночью? (Дети: его нет, оно спит, оно село)

Правильно, оно село, его не видно. А что мы можем увидеть на небе ночью? (Дети: луну и звёзды) – Да (картинка 1)

А что люди, животные и птицы делают ночью? (Дети: спят) – Правильно, спят (картинка 2)

    Игра «Части суток»

А теперь нам нужно разделиться на две команды и поможет нам в этом волшебный цветок. Сейчас каждый из вас оторвёт по одному лепесточку. У кого красные лепестки садятся за справа, на котором красная корзинка, а у кого жёлтые - слева, на котором жёлтая корзинка. На столе лежит лист бумаги, разделённый на две части, одна его половина – голубая, а другая – чёрная. Как вы думаете, что это значит? В корзиночках лежат картинки с изображением людей и животных, все они что-то делают: играют, спят и т. д. Как вы думаете, что мы будем с вами делать? Да, ребята, вам нужно правильно разделить картинки, то, что можно делать днём – на светлую половину, а что ночью – на тёмную. Всё понятно? Тогда приступайте.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Всё ли здесь правильно? А здесь?

Молодцы, садитесь, пожалуйста на стульчики.

Но есть птица, которая не спит ночью.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Днём спит, ночью летает

Ухает и всех пугает.

Дети: сова

Правильно.

Давайте все встанем и расскажем стихотворение про сову.

    Физминутка «Сова»

Совушка-сова, дети машут руками, изображая крылья

Большая голова рисуют в воздухе руками большой круг

На суку сидит, присели

Головой вертит повороты головой влево - вправо

Во все стороны глядит

Да вдруг как полетит. дети встали, побежали, при этом машут

руками, как крыльями.

    Практическая часть занятия.

    Работа в тетрадях.

    Закрепление нового материала.

    Вопросы и ответы.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, а помогут нам вот эти картинки. Части суток всегда наступают в определённом порядке, они не могут поменяться местами. …, подойди ко мне, давай с тобой подумаем, какую картинку нужно повесить первой. Девочка проснулась. Почему? Да, потому, что это утро. Что ёще можно делать утром? Садись, умница. Иди ко мне …. Какая картинка будет следующей? Девочка играет. Когда это происходит? Днём. Что ещё можно делать днём? Отлично. Теперь подойти, пожалуйста,….. к доске. Что будет дальше? Девочка читает. Какое это время суток? Вечер. Правильно, что ещё можно делать вечером? Садись, молодец. Ну и осталась последняя картинка. Подойди ко мне ….. Давай с тобой повесим эту картинку. Что на ней изображено?

III. Заключительная часть.

    Подведение итогов.

    Оценка работы детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: Закрепить знание частей суток, формировать понятие о времени;

Развивать логическое мышление, память;

Воспитывать умение слушать других;

Учить выражать свои мысли, используя сложноподчиненные предложения.

Материал: иллюстрации «утро», «день», «вечер», «ночь».

Схемы рассказов (картинки на каждое действие) :

Утро - встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю;

День – занимаемся, играем, идем на прогулку, обедаем, спим;

Вечер – играем, отдыхаем, читаем книги, смотрим телевизор, ужинаем, готовимся ко сну;

Ночь – спим.

Символы, обозначающие части суток. Часы, глобус.

В сутках 24 часа (показ. на часах). За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси (показ. на глобусе). На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

На доске иллюстрации: утро, день, вечер, ночь.

Как вы думаете, какое время суток изображено на 1 картинке? (утро)

Почему вы так думаете?

Кто пойдет к доске, выберет картинки и расскажет нам, что делают люди утром? (2ч.)

Кто вспомнит и расскажет стихи об утре?

Доброе утро! Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце встает и идет по следам.

Скажите, какое это стихотворение по характеру? (доброе, веселое, радостное)

Я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки.

Мы с вами знаем весёлую физкультминутку про утро. Отдохнем.

Физкультминутка

Каждый раз по утрам делаем зарядку.

Очень нравиться нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать, руки опускать,

Приседать, вставать, прыгать и скакать.

2. –А сейчас, отгадайте, о чем будем говорить дальше:

С зарей родился чем больше рос, тем меньше становился (день) .

Посмотрите на наш плакат. Что изображено на следующей картинке? (ответы детей)

Кто пойдет и выберет картинки, действия на которых происходят днем? Разложите по порядку и расскажите, почему вы так думаете.

(Люди днём делают самые важные дела- дети находятся в детском саду: они занимаются, играют, гуляют, обедают, спят и т. д. ; школьники учатся , взрослые работают) .

А что делаете днем вы?

Молодцы!

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

3.-Кто мне скажет, о каком времени суток мы будем говорить дальше? (о вечере)

Снова обратимся к нашему плакату. Что изображено на этой картинке?

Ребята, кто вспомнит стихотворение о вечере и расскажет его.

Солнце на гору садится,

Звезды зажигаются,

На траву роса ложится-

Вечер начинается.

Молодцы!

Какое по характеру стихотворение? (спокойное)

Что люди делают вечером? Кто пойдет, выберет картинки и расскажет (возвращаются домой с работы, детского сада, учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать)

Кто еще расскажет, что люди делают вечером?

А что ночью делаете вы?

5. Игра «Верно - неверно»

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

Утром солнышко встает +

По утрам нужно делать зарядку +

Утром люди ужинают-

Нельзя умываться по утрам-

День наступает всегда за утром +

Днем в небе ярко светит луна-

Днем люди обедают +

Днем на улицах светят фонари-

Заканчивается день и наступает утро-

Вечером всегда темно- +

Вечером дети идут в детский сад-

Ночью люди обедают-

Ночью все спят +

Молодцы! Всё верно!

Кто еще раз напомнит из каких частей состоят сутки?

5. – А теперь еще одна задачка для вас. У меня есть 4 символа частей суток. Вы должны расположить их по порядку так, чтобы они соответствовали частям суток и при этом объяснили, что обозначает каждый символ и почему вы расположили их именно в таком порядке.

(Желтое солнце с маленькими лучами, желтое солнце с большими лучами, оранжевое солнце, заходящее за красную тучку, на черном облаке месяц и звезды)

Молодцы! Итак, утро, день, вечер, ночь -как одним словом назвать?

6. Игра «Какое время суток пропущено? »

Детям предлагаются картинки, и они рассказывают какое время суток пропущено.

7. Рефлексия.

На какие 4 части можно разделить сутки?

Какое время суток самое светлое?

Какое время суток самое темное?

Молодцы!

Утро, день, вечер, ночь-

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь,

Поиграть с друзьями

И помочь маме.

www.maam.ru

Стихотворение «Части суток»

Стихотворение и песня собственного сочинения. Стихотворение помогает детям лучше запомнить название и последовательность частей суток.

Части суток.

Утро наступает, солнышко встает,

Всех ребяток будит, в детский сад зовет.

День уж наступает, много дел у нас:

Погулять, покушать и настал сончас,

А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет.

Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,

И спать мы будем крепко до самого утра!

Песенка про елочку!

(Под музыку "Голубой вагон бежит качается. ")

Голубой вагон бежит качается,

Елку в детский сад везет для нас,

С елкой новый год всегда встречается,

Наряжаем елку каждый раз!

Огоньки на елочке волшебные,

Дружно скажем елочке:"Гори! "

Пусть для нас сверкают разноцветные,

Яркие, красивые огни!

Весело, весело проведем Новый год,

Всем запах праздника елочка несет,

Каждому сладостей Дед Мороз принесет,

А со снегурочкой встанем в хоровод!

www.maam.ru

"Детские презентации" - Детская презентация Минутки. Часы. Сутки (1 часть) - viki.rdf.ru

Дата: 2010-08-05

Елена! Большая просьба, при сохранении файла выбирать "Сохранить как: презентация". Это самая верхняя строка.

Вы сохраняете автоматически в офисе 2007, а он не у всех стоит. Если вы будете сохранять ВООБЩЕ в презентации, то посмотреть смогут все и не будет вопросов и претензий ни у кого. По теме: презентация очень хорошая.

Но... технически есть проблемки. Что-то не переключается, что-то идет по щелчку. Перейдите в режим "смена слайдов" и настройте все. Следующе: взят очень большой объем. Это программа всего д/сада.

Получается, что дать детям можно только в подготовительной группе на закрепление.

От: Елена Щедрова

Дата: 2010-08-05

Большое спасибо за отзывы. Если сохранять презентацию в офисе 2003 года, то по объёму она получается больше. Также будут претензии. Презентацию проверила несколько раз, всё переключается, всё работает. В играх настроены гиперссылки на переход на следующий слайд.

Там, где переход по щелчку, есть стрелочки. Смотрите внимательно. Что касается объёма: у меня не было цели разработать занятие для детского сада.

Можно использовать не всю презентацию, а только часть, в соответствии с программным содержанием. Для подготовительной группы детского сада она и предназначена, думаю. что будет полезна и для младших школьников.

От: Ольга Максимова

Дата: 2010-10-21

Елена, спасибо большое за ВСЕ Ваши презентации! ... и когда только успевает? :) открывается в данной презентации всё и работают все переходы там, где надо. Сама перешла на 7 офис. Гораздо удобнее.

Всех Благ Вам!

От: Наталья

Дата: 2011-01-14

Елена, спасибо за качественные, познавательные презентации. Сыну 3 г 5м. смотрит с удовольствием. Здорово, что есть вопросы и ребенок не просто смотрит, а участвует.

П. С я сыну показываю и не в детском саду, а просто дома, по объему ино\формации самое то, все устраивает. Тут уж от развития ребенка зависит, на всех не угодишь:)

От: мария назарова

Дата: 2011-11-06

Елена, огромное спасибо! Отличная презентация, все работает))) А насчет объема, можно самостоятельно поделить на несколько частей, если надо)))

Стихи о природе: дни недели, времена суток, время, часы. Обучающие и развивающие стихи для детей по природоведению. Начальная школа.

Летние занятия.

Для чего на свет родился? У меня душа болит. А Четверг ему в ответ: Вот и я уж много лет После дождика страдаю Жду того, чего и нет.

(Г. Ильина ¦ )

Какое ты, Завтра? Дай мне ответ. Пока не имею особых примет, Но отвечу без запинки: Если день начнешь с разминки, С бега и с зарядки буду я в порядке!

Если ты проспишь полдня, Если будешь все дела делать еле-еле, То, наверно, покажусь я длинней недели. Если сам не будешь скучный, День наступит самый лучший! А пока я вот какое: Ни смешное, ни плохое.

Материал zanimatika.narod.ru

Время суток для детей

Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Каждый временной промежуток отличается друг от друга положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями.

Так, утром мы просыпаемся, чистим зубы, завтракаем и готовимся ко дню. Днем ходим на занятия, обедаем, делаем уроки и посещаем кружки. Вечером играем, отдыхаем, ужинаем и готовимся ко сну.

А ночью мы сладко спим.

(Некоторые картинки, на которых появляется курсор-ручка, можно скачать в большом размере. Для этого нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

Презентация для детей: время суток

Скачать видео презентацию время суток

УТРО

В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать.

Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.

Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках.

Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее.

Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.

ДЕНЬ

Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.

Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час».

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.

ВЕЧЕР

Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах.

Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.

Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток - ночь.

НОЧЬ

Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны.

Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние.

В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день.

Задания-игры для детей про время суток

Картинка часы для детей. Распечатай и вырежи картинку часы-будильник. Аккуратно вырежи стрелки, сделай посередине циферблата отверстие и закрепи стрелки на часах ниточкой. Теперь можно показать, который сейчас час!

И что сейчас: утро, день или вечер?

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

А здесь уже готовые часы со стрелками в формате PSD для программы PhotoShop - скачать часы со стрелками (файл в архиве clock.rar 518Kb)

Часы с картинками времени суток

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка)

С удовольствием знакомимся еще:

Источник xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Все чаще в нашем обществе наблюдается картина, когда дети не могут четко сказать, какое сейчас время года или время суток. Возможно, малыш и слышал эти слова в речи взрослых и даже употреблял в собственной, но не может соотнести утро, день, вечер, ночь и их признаки. Иногда это происходит не от незнания, а от отсутствия в представлении ребенка целостной картины в природе в данный период.

Основные правила

Как правило, утро, день, вечер, ночь ассоциируются у малыша с действиями, которые производит в это время он или окружающие его люди.

  1. Так, утром он идет в детсад, а мама на работу;
  2. днем он обедает и спит;
  3. вечером мама приходит с работы, забирает его из детсада;
  4. ночью он должен спать.

Ребенку не очень интересно, что в это время происходит в природе, а наблюдать полную картину каждого времени суток порой бывает некогда родителям. Однако малыша всему можно и нужно научить.

Для этого предлагаем вам картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь». Обучение по ним можно проводить различными способами.

  • Во-первых, можно опереться на методику Домана и показывать ребенку картинки в течение нескольких секунд, давая вслух названия времени суток. Постепенно малыш запомнит картинку и будет различать утро, день, вечер, ночь по их признакам в природе.
  • Во-вторых, картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно повесить в разных частях комнаты, и, подходя к одной из них, рассказывать ребенку о времени суток.
  • В-третьих, просто выберите картинки и побеседуйте о них с малышом: рассмотрите все детали, обговорите их и прокомментируйте. Так, постепенно утро, день, вечер, ночь для ребенка будут связаны не только с повседневными занятиями – малыш научится понимать природу и видеть в ней красоту.

Картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно скачать и распечатать с нашего сайта. Идеально, если для занятий по ним вы будете отводить строго определенные часы в одно и то же время суток.

Так, утро вы изучаете утром, сравнивая картинку на рисунке с видом за окном и находя сходные характеристики. Также поступаем с другими картинками. Все признаки ночи можно наблюдать вечером в зимнее время, когда еще не поздно и малыш не спит.

Обсуждаем картинки с ребенком

После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.

Попросите малыша сказать:

  1. что происходит на небе ночью,
  2. как наступает утро,
  3. почему становится светло,
  4. почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.

Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!

И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток.

Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.

Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.

Подробней на сайте steshka.ru

Тема: «Части суток». Программное содержание: Основная задача: уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях. Сформировать представление о последовательности частей суток,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью,ориентироваться во времени..Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.

Развивающая среда: глобус, фонарик(или настольная лампа) ,круг, разделенный на 4 части,на каждой части круга – картина с изображением времени суток: утро, день, вечер, ночь (на каждого ребенка) ; картинки с изображение частей суток, игра – календарь «Части суток» с набором карточек, книжка, раскраски.. Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Чтение стихотворений о времени суток, пальчиковая игра, настольная дидактическая игра «Части суток», словесные игры, беседы. Методические приемы: Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.

Ход занятия:

(Дети входят в зал и встают возле стола, на котором приготовлено все для проведения эксперимента.)

В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы сегодня будем играть, запоминать и не только. А чтобы не было скучно - я вам приготовила сюрпризы.

Ребята, кто знает, что это? (показывает глобус) . Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля.

Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить.

Первый сюрприз – мы сегодня проведем небольшой эксперимент. Усаживайтесь поудобнее(дети садятся на стульчики) . Представьте себе, что мы отправились с вами в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем) . Кто знает, почему ее увидели?

Конечно. Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны?

Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону) . Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день.

Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни телевидения.

Люди добирались до нужного им места несколько дней или месяцев, в зависимости от расстояния. Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно.

В: ребята, а можно ли сутки разделить на части?

В: и как же они называются?

Д: утро, день, вечер и ночь.

В: верно. Я вам буду ставить картинки, а вы расскажете что можно делать в то или иное время суток. Хорошо?

(Дети садятся на стульчики перед планшетом.)

В: кто может сказать, что это за часть суток (ставит картинку «Утро») ?

В: (читает стихотворение)

Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встает и идет по делам!(А. Кондратьева) .

В: А с чего начинается ваше утро?

Д: (Дети перечисляю) .

В: за утром следует -… (день) (ставим «День») .Что вы делаете днем?

(Воспитатель ставит остальные картинки, дети их комментируют.)

В: какие молодцы. Вы много рассказали о том, что делаете вы и все люди в разное время суток. А что же происходит в природе? А чтобы это узнать, хочу подарить вам небольшую, но очень поучительную книжку. В свободное время, мы ее почитаем(показывает книгу детям) .

В: что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть. Вот вам конвертики.

Ваша задача – как можно быстрее построить части суток по порядку. Смотрите, не перепутайте. (дети выполняют задание на полу. Затем все вместе еще раз повторяют последовательность и исправляют ошибки) .

В: а теперь еще одна игра. И называется она – «Соседи». Вы закрываете глаза и называете соседей той части суток, которую я вам скажу (если дети ошибаются, им разрешается подсмотреть) .

В: а чтобы еще лучше запомнить части суток, послушайте стихотворение:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.

Исследования процесса формирования временных представлений у детей с речевой патологией показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, но и отличаются качественно. Дети с тяжёлой речевой патологией путаются в названии дней недели, названия месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.

Детей с речевой патологией с временными представлениями необходимо знакомить поэтапно, начиная со средней группы, в следующем порядке:

  • Средний возраст:
  • Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
  • Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
  • Дать общие представления о временах года.
  • Старшая группа:
  • Расширить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь) .
  • Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
  • Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
  • Называть времена года, знать их отличительные особенности.
  • Подготовительная группа:
  • Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
  • Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
  • Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
  • Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час) .

Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с тяжёлой речевой патологией необходимо «показать» время. Его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) . Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта.

Знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, дидактические игры. На основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемые через действия и эмоциональные переживания, у дошкольников формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

И лишь потом делается обобщение о том, что такое сутки. Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображена деятельность людей в дневное и ночное время или состояние природы и явления. Затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребёнка в разное время суток и затем – четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток.

Рассматривание картин сопровождается пояснением педагога. – В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия, можно играть, гулять, дневной сон. Что, ты делаешь днём? – Ночью темно. Почти все люди спят.

Что, ты делаешь ночью? (Сплю) . – Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером? (Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну) . – Когда заканчивается ночь, наступает утро.

Всходит солнце. Что, ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад) .

Целесообразно поиграть в игры:

  • «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображённой на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить или назвать время.
  • «Разложи картинки по порядку» (выкладывание последовательности событий) . «Назови соседей».

Положительный эффект даёт использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток, а также работа с таблицей «Режим дня».

Педагог рассказывает детям:

– Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус. (Предлагает детям обратить внимание на глобус. Рядом с глобусом расположена настольная лампа.

Педагог включает лампу и объясняет, что глобус это модель – Земли, а лампа – солнце) . – Скажите, где на земле день, а где ночь? – В какую сторону падают лучи солнца? – Какое там время суток? – Через определённое время земля повернётся вокруг своей оси (педагог поворачивает глобус) – там, где был день наступает ночь, а там где была ночь наступает день.

Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Для закрепления можно провести обобщающее занятие «Сутки» (см. приложение) .

Как объяснить карапузу, что такое время суток? Малыш быстро поймет, что днем светит солнышко, а ночью на небе виднеются звездочки. Но как объяснить такие понятия, как «утро и вечер»? Для этого следует показать тематические картинки, ведь наглядность материала — основа понимания ребенком информации. Рассмотрим вопрос: время суток для детей в картинках.

Для детей очень важно связывать новые понятия с конкретными примерами. Допустим, ребенок быстро усвоит слово «день», если его связать с видимым солнышком на небе. То есть, абстрактные символы и понятия для мозга детей пока недоступны. Поэтому в методичках для детского сада можно найти множество наглядного материала для обучения детей.

День/ночь ребенку понятны и осознаются легко. Сложнее объяснить, что такое утро и что такое вечер. Почему они по-разному называются, и в чем их принципиальное отличие? Для этого следует показать малышу картинки, на которых изображена деятельность человека.

Допустим, утро отличается от дня тем, что нужно чистить зубки и умываться после сна. Это наглядно показывает картинка. Днем детки гуляют на улице и играют на детской площадке, а вечером играют дома или в помещении детского сада. Таким образом, в сознании ребенка упорядочиваются процессы деятельности и формируется логическая цепочка «время суток — действия».

Закрепление материала

Чтобы изученный материал закрепился в памяти малыша, необходимо ежедневно вести разговоры на заданную тему. Например, вы спрашиваете ребенка:

  • чем вы занимались в садике утром?
  • что выкушали на завтрак утром?
  • вы играли на площадке днем?
  • что выкушали на обед днем?

Здесь важно связать время суток с приемом пищи: завтрак — утро, обед — день, ужин — вечер. Это новые понятия для малыша, но он легко их усвоит на конкретных примерах. В повседневном общении с крохой чаще упоминайте названия приемов пищи (пойдем ужинать, зайчик хочет завтракать и т. д.).

Также можно использовать наглядный материал в картинках. Допустим, кладете перед ребенком картинку «вечер» и спрашиваете о времени. Важно наладить диалог с малышом и побуждать его к рассказу с помощью наводящих вопросов. Допустим, спрашиваете ребенка: на дворе вечер или день? После ответа спрашиваете, почему он так утверждает?

Важно! После усвоения различия между вечером/утром/днем/ночью необходимо пояснить, что они составляют сутки и являются их частью. Так же, как и мишка с зайчиком имеют общее название — игрушки.

Развитие мышления

Когда в сознании малыша четко отпечатается разница между утром и вечером, можно пойти дальше — активировать его мышление. Для этого необходимо показать картинки с изображением деятельности человека и спросить, в какое время суток занимаются такими делами.

Вопросы необходимо задавать так:

  • когда появляются звездочки на небе — днем или ночью?
  • когда детки обедают — днем или вечером?
  • когда делают зарядку — утром или днем?
  • когда светит солнышко на небе — днем или ночью?

Такие вопросы вы можете придумать сами, побуждая малыша к беседе и оперированию основными понятиями времени. Также вы можете спрашивать ребенка, чем занимается солнышко утром/ночью/вечером.

Завтра и вчера

Категории времени «завтра, сегодня, вчера, послезавтра» пока недоступны пониманию малыша, потому что не связаны с деятельностью и тактильными/зрительными ощущениями. Чтобы приучить малыша к различению этих понятий, необходимо отталкиваться от деятельности. Например, малыш хорошо запомнил поход в цирк. Как можно использовать это событие для обучения времени? Нужно говорить:

  • завтра мы пойдем в цирк;
  • сегодня мы смотрели тигров в цирке;
  • где мы были вчера?

Понятие «вчера» ребенок поймет быстрее, ведь он помнит вчерашние события. Сложнее объяснить и осознать слово «завтра». Для этого расскажите, когда приходит «завтра»:

  • сначала малыш должен лечь спать ночью;
  • следующим утром наступит «завтра».

Постепенно малыш начнет осознавать разницу между «сегодня, завтра и вчера». Главное, не следует торопить ребенка в освоении новых (абстрактных) понятий и злиться на его непонимание. Со временем он все освоит.


Top