Интегрированное занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Познай себя. Конспект интегрированного занятия по окружающему миру" земля- наш общий дом" ІII Формирование новых знаний – путешествие

Интегрированное занятие по окружающему миру и речевому развитию, во второй младшей группе. «В мире животных»

Цели:

1. Формировать у детей представление о домашних и диких животных: их внешнем виде, питании, особенности образа жизни.

2. Развивать моторику артикуляционного аппарата. Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь.

3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Оборудование: видеопроектор, мяч, картинки с изображениями животных, весеннего леса, воздушные шарики.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Восп.: Мы с вами собрались в музыкальном зале, чтобы отправиться в путешествие. А вы знаете на чем можно путешествовать?

Ответы детей: На машине, на поезде, на самолете.

Восп.: А что такое путешествие – это когда люди отправляются на прогулку в далекие места. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие! Посмотрите, какой у нас с вами есть воздушный шар на волшебном экране. Рассаживайтесь поудобнее.

Предложить детям сесть на стулья, расставленные полукругом.

Восп.: Закройте глазки, сейчас мы будем взлетать. Полетели. Открывайте глаза. Ребятки посмотрите, как мы высоко поднялись, какое красивое небо.

На экране изображение неба.

Восп.: Какого оно цвета? (голубое, синее). А вон там летит птица, а вон еще одна. А вот летит целая стая птиц.

(На экране рисунок неба и птиц.)

Воспитатель : Ребята посмотрите там, кажется, что-то виднеется. Что это? Вы видите? Это домик. Давайте приземлимся и посмотрим, кто же там живет.

Рисунок домика.

Воспитатель: Приземляемся. Закрывайте глазки. Приземлились. Открывайте глаза. Как вы думаете, кто может жить в таком сказочном домике.

Ответы детей:

На экране появляется изображение Машеньки.

Восп.: Вы узнали, кто это?

Ответы детей: Машенька.

Восп.: Правильно, это Машенька. Посмотрите, какая она веселая и задорная. А Машенька живет не одна. Хотите узнать, какие животные живут во дворе у Машеньки. Я сейчас загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьёт,

Песенки поёт. (кошка)

Голодна - мычит,

Сыта - жуёт,

Малым ребяткам

Молоко даёт. (корова)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (собака)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, всё это шутка,

Ну конечно это - (утка).

Скок-скок, скок-скок,

Хвост и грива на бочок.

Иго-го кричит он громко

Бьет копытцем звонко-звонко. (лошадь)

Хвост крючком,

Нос пятачком. (поросенок)

(Воспитатель загадывает загадки. К каждой загадке на экране появляется изображение животного: петух, собака, кошка, корова, свинья, лошадь, поросенок)

Воспитатель : Молодцы ребятки! Все загадки разгадали. Теперь предлагаю вам отдохнуть. А сейчас давайте поиграем с вами в игру «У кого кто есть? Я буду называть вам взрослое животное, а вы мне их детенышей.

(воспитатель кидает ребенку мяч и называет взрослое животное)

У кошки?....котенок

У коровы? - теленок ….

У собаки?....щенок

У утки?...утенок

У лошади? –жеребенок

У свиньи?...поросенок

Поиграли, отдохнули, предлагаю продолжить путешествие.

Рисунок неба

Ребятки посмотрите внимательно, что там виднеется внизу?

(На экране появляется весенний лес.)

Ответы детей: Это лес.

Восп.: Правильно, это лес. Давайте приземлимся и заглянем в него. Посмотрите, как красиво в весеннем лесу. Все вокруг просыпается после долгой зимы. Деревья скоро станут зеленые.

Воспитатель:

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

По тропинке мы пойдем,

Тихо мы в него войдем.

Давайте пройдем по дорожкам нашего волшебного леса.

Воспитатель: Когда мы идем по лесу, кажется, что в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Кто же живет в лесу?

Ответы детей

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это сидит под елочкой?

На экране появляется зайчик

Ответы детей: заяц.

Восп.: Правильно, это заяц.

Воспитатель: Посмотрите, какой зайчик? Какого цвета у него шубка? (белая). А если мы его потрогаем, какая у него шубка? (мягкая, пушистая). Какие у зайки ушки? (длинные). А какой хвостик? (короткий). А как называется детеныш у зайчика? (зайчонок). А теперь давайте поиграем с зайчиком. Как прыгает зайка?

Зайка прыгал, прыгал, прыгал!

И устал! (дети выполняют движения)

Хвостиком пошевелил,

Ушки вверх поднял…

Воспитатель: Посмотрите, кто это сидит и на нас смотрит?

На экране изображение белки.

Ответы детей: белочка.

Здравствуй, белочка! Цок-цок-цок. Это так белочка с нами здоровается. Давайте и мы с ней так же поздороваемся (цок-цок-цок). Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки). А хвостик? (пушистый). Глазки? (маленькие, круглые, черные). А как называются, детеныши у белочки? (бельчата). Правильно.

Восп.: Ребятки, а где же живет белочка? (в дупле). У белочки в дупле есть кладовочка, она там хранит свои запасы. Знаете какие?

Ответы детей: грибы, орехи, шишки.

Воспитатель: Белочка, послушай, какую песенку мы о тебе знаем.

Ритмическая игра «Белочка»

Я пушистый зверек!

Цок-цок-цок, цок-цок-цок. (хлопают в ладоши)

Очень ловкий зверек!

Цок-цок-цок, цок-цок-цок. (ударяют указательными пальцами)

Хочешь белочка орешков?

Цок-цок-цок, цок-цок-цок. (сжимают и разжимают пальцы)

Хочешь беленький грибок?

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

Восп.: Ой, ребятки тихо. Тут где-то мишка живет, сейчас он спит в своем домике. А вы знаете как называется дом у медведя?

Ответы детей: берлога.

Восп.: Правильно, берлога.

Медведь в берлоге крепко спит, его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.

У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать.

картинка с изображением медведя

Восп.: Давайте вспомним, какого цвета его шубка? (коричневая). Какие ушки? (маленькие, круглые). Что у него на лапах? (когти). А что ест медведь? (ягоды, орешки, рыбу, мед). А как мы называем детенышей медведя? (медвежата)

Восп.: Ну что, мы погостили в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас на воздушный шар. Садитесь поудобнее. Закрываем глазки, взлетаем.

Картинка с изображением группы

Восп.: Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, кого мы сегодня видели в гостях у машеньки?

Ответы детей (корову, поросенка, лошадь, кошку, собаку…)

Восп.: А как мы можем назвать этих животных одним словом?

Ответы детей: домашние животные.

Восп.: А кого мы встретили в лесу?

Ответы детей: зайчика, белочку, медведя.

Восп.: А как мы назовем этих животных одним словом?

Ответы детей: дикие животные.

Рефлексия:

На этом наше путешествие закончено. Вы бы хотели еще попутешествовать. А на память об этом путешествии я вам всем дарю по воздушному шарику. Вы все молодцы!

Воспитатель раздает детям воздушные шарики.

Восп.: Давайте попрощаемся с нашими гостями, и пригласим их к нам в гости еще раз.

Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных признаках осени. Учить находить их в природе. Уточнить представления об изменениях происходящих осенью в жизни птиц и растений. Продолжать учить различать некоторые деревья. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Совершенствовать умение силуэтного вырезания по заранее нарисованному контуру.

Развивающие задачи: развивать внимание и память.

Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Воспитывать эстетические качества, умение работать сообща.

Материал: картинки птиц, ватман с нарисованными стволами деревьев. Раздаточный материал – ножницы, силуэты листьев на цветной бумаге, клей, салфетки.

Предварительная работа: Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры, различные виды вырезывания из цветной бумаги.

Цели интеграции: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Способы интеграции: соподчинение

Интегрирующие факторы: тема, задачи.

ОО «Речевое развитие»: закрепить у детей речевую активность.

ОО» Познание»:: Обобщить и систематизировать знания детей об характерных признаках осени.

ОО «Художественно-эстетическое»: закрепить умение создавать прекрасное своими руками.

Ход занятия:
Орг. Момент

Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».

Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».

Дети садятся полукругом.

Воспитатель: Хорошо, вы любите загадки? Умеете их отгадывать? Послушайте мою загадку.

Пришла без красок,

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Воспитатель: Про какое время года эта загадка?

Дети: Осень.

Воспитатель: хорошо. Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: молодцы, а какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: правильно. Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?

Дети: С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче.

Воспитатель: Правильно. Птицы начинают улетать в октябре, а вы знаете какие птицы улетают первыми?

Дети: Стрижи и ласточки

Воспитатель: правильно, а почему?

Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают.

Воспитатель: молодцы. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном.

Воспитатель: Последними улетают гуси, утки, лебеди. А вы знаете почему?

Дети: Пока водоемы не замерзли, корма им хватает

Воспитатель: А вы знаете что птицы летят по разному?

Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком,а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).А птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам?

Дети: Развесить кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель:

Смотрите, ребята, какие красивые и разные листья принесла нам осень. Давайте посмотрим, с какого дерева этот лист (с дуба, значит он (дубовый,а этот (с берёзы)значит он (берёзовый)А ещё у нас есть лист (клёна)значит он (кленовый)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я говорю предложение,а вы должны ответить одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)

Когда идет дождь - дождливая,

Когда дует ветер – ветреная,

Холодно – холодная,

Пасмурно – пасмурная,

Сыро – сырая,

Хмуро – хмурая,

Ясно – ясная.

А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?

Дети: Листопад

Воспитатель: Ребята, что бы красота осеннего листопада могла нас долго радовать, предлагаю вам сделать его у нас в группе, а поможет нам в этом аппликация. У нас три вида листьев и три разных дерева нарисованы на ватмане. Стволы каких деревьев у нас нарисованы? Предлагаю вам выбрать листок, вырезать его по контору и приклеить к нужному стволу дерева и под деревом. И у нас получиться настоящий листопад. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с ножницами.

Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

Ножницами нельзя вырезать на ходу

А теперь разомнем наши пальчики и начнем вырезать листочки.

Пальчиковая гимнастика: «Осенью»

Разбросала осень листья,

(делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.

(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,

(шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладоши)

(И. Михеева)

(Дети выполняют работу под музыку).

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята мне так понравилось, как вы сегодня старались, были внимательными, хорошо выполняли все задания. Посмотрите какой красивый получился листопад. И осень приготовила для вас подарки. (Воспитатель раздает яблоки.)

Людмила Юртаева
Интегрированное занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Познай себя»

"Познай себя "

Интегрированное занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста .

Цель : формировать представления о своем физическом «я» - строении и функции человеческого тела.

Направление «Социально-личностное»

Образовательная область «Социализация» :занятие , игровая деятельность, общение детей .

1. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться,отстаивать свое мнение.

2. Побуждать детей к познавательно -активной деятельности.

3. Развивать устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.

Направление «Познавательно- речевое »

Образовательная область «Коммуникация» : развитие речи, звуковая культура речи, формирование словаря детей .

1. Развивать знания о человеке через игровую деятельность (дидактические игры) .

2. Расширять словарный запас : зрачок, глазное яблоко, радужная оболочка, веки, близорукость, дальнозоркость.

Образовательная область «Познание » РиОМ, развитие речи, расширение кругозора детей .

1. Познакомить детей со строением глаз и их значимости в жизни человека.

2. Формировать умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначение.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отгадывание загадок.

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

1. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством гимнастики для глаз «Солнышко» .

2. Создание психологического комфорта в коллективе – психогимнастика «Свет мой, зеркальце, скажи….» .

Образовательная область «Безопасность»

1. Воспитывать правила гигиены и безопасности глаз.

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Психогимнастика» «Приветствие»

Здравствуйте ладошки , хлоп-хлоп-хлоп

Здравствуйте ножки,топ-топ-топ

Здравствуйте щечки,

Пухленькие щечки,плюх-плюх-плюх

Здравствуйте зубки,щелк-щелк-щелк

Здравствуйте губки, чмок-чмок-чмок

Здравствуй носик, би-би-би

Здравствуйте гости, Привет!

2. Вводная часть :

«Я-человек»

-Ребята послушайте загадку : Две ноги, две руки, а голова одна

И та мыслей всяких полна

(человек)

Ребята, посмотрите друг на друга,улыбнитесь! И я вам улыбнусь : и Савве,и Веронике, и Данияру.

А как можно назвать Веронику? Кто она (человек) .

А Савва кто? Тоже-человек. И я человек, и Миша тоже человек.

Все вместе-мы люди!

Когда один –называют «человек» , когда много - «люди» ! (показ иллюстраций) .

3. Основная часть :

«Моё тело»

Ребята. На Земле живет очень много людей. Все они имеют свое тело и похожи друг на друга.

И у каждого из вас тоже есть свое тело. Ребята давайте рассмотрим наше тело. (дети встают ирассматривают себя ) .

Тело человека состоит из головы. туловища, двух верних конечностей- это руки, двух нижних конечностей-это ноги.

(дети повторяют названия частей тела и показывают руками)

Посмотрите, моё тело похоже на Катино,на Артема,мы с вами похожи, потому что мы – люди!

А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Вани.

(дети подходят) . Называют и показывают части тела : голова, туловище,руки, ноги.

Д /игра «Выбери правильно»

Выберите игрушку которая похожа на человека. Правильно, Буратино. Почему? Потому что у него точно так же устроено тело. Как у человека (у него есть голова, туловище,ноги,руки) .

Ребята а какой сказки этот герой? А как он появился в сказке? Из какого материала сделал папа Карло Буратино? А у нас в гостях Буратино тоже деревянный? Нет. Он сделан из ткани и ваты (мягкая игрушка) .

А теперь выберите игрушку, которая похожа на животное. Правильно, собака.

Мы уже сказали,что все люди похожи друг на друга.

А на животных мы похожи? Конечно же нет.

У собаки- лапы, а у человека-руки, ноги.

Собака ходит на 4-х лапах, а человек на 2-х ногах.

У собаки-хвост, а у человека-нет.

У собаки-пушистая шерсть, а у человека- гладкая кожа.

Человек-разговаривает, а собака-лает.

Но у человека есть туловище и голова как у человека.

Все-таки похожи мы на собаку или нет? Конечно же, нет. Мы-люди, а собака-животное.

У собаки свое тело, а у человека своё.

«Тело нужно, чтобы жить»

Ребята. А зачем нам нужно тело (ответы детей ) .

Наше тело действует как чудесная машина, которая умеет смеятся, плакать, ходить, бегать, а также играть,рисовать,кушать.

Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.

(воспитатель предлагает детям набор предметов и игрушек для совершения с ними действий-мяч, книга, лист бумаги и карандаш, набор лего).

Вот видите ребята, как много умеет ваше тело.

Д / игра «Собери человечка из геометрических фигур»

Что находится в тарелке?

Выложите геометрические фигуры так, чтобы у вас получился человечик.

Каждый собрал своего человечка.

Все ли правильно выложили своего человечка?

Одинаковые ли они у вас?

Сколько мальчиков и девочек получилось у вас?

Ребята, а чего не хватает вашим человечкам?

Правильно-глаз, носа, рта, ушей, ресниц, бровей.

Всё то что располагается на лице человека.

Мы обязательно рассмотрим и узнаем строение каждой части лица, узнаем для чего они нам нужны и как они нам помогают жить.

«Мои глаза»

А какую часть лица мы будем сегодня изучать, вы узнаете как только отгадаете загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются.

(глаза)

Это очень интересно-

В барабан ли бьет гроза

Это, это же чудесно,

Что у всех, у всех людей

На лице живут глаза!

Ребята, о чём это стихотворение (о глазах) .

Сколько глаз у человека (два) .

Посмотрите друг на друга. У всех ли глазки одинаковые (ответы детей цвет , размер) .

Игра «Что ты видишь»

(предложить детям закрыть глаза ладошками со словами «не видно» ).

Ребята, что вы чувствуете сейчас (ответ детей ) .

Ребята, а вы можете с закрытыми глазами сказать мне, что я вам показываю (Нет) .

Откройте глаза. А сейчас вы видите,что у меня в руках (Да) .

Часы-круглой формы, желтого цвета, среднего размера (закрыли глаза) .

Книга-прямоугольной формы, большая, название сказки.

Ребята значит зачем нам нужны глаза (чтобы видеть) .

Едва открывшись утром, наши глаза начинают зрительно воспринимать окружающий мир , глаза не только различают все предметы-деревья,кусты, дома, дорогу, игрушки, но и указывают, где они находятся-далеко близко. Их форму, размер и цвет.

Глаз-это орган зрения

Не зря говорят. Что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» .

Посмотрите на глазки друг друга. Что защищает наши глаза? (веки) .

Рисую верхнее веко и нижнее веко.

Какой формы у нас глаза? Правильно круглой (воспитатель поэтапно рисует верхнее и нижнее веко) .

Рисую круг - это называется «глазное яблоко» . Почему называют яблоком? (ответ детей ) .

Посередине глазного яблока есть круглое цветное пятнышко.

Рисую цветное пятнышко-это «радужная оболочка» . У всех оно разного цвета : коичневое, серое,зеленое,голубое. Почему назвали радужной оболочкой? (ответ детей ) .

В центре радужной оболочки видна чёрная точка.

Рисую чёрную точку-это «зрачок» . Почему называется зрачок? (ответ детей ) . Потому что именно через зрачок лучи света попадают внутрь глаза и рисуют изображение.

Природа заботливо оберегает глаза.

o Пот течёт со лба-его остановят брови (рисуют дети) .

o Ветер понесёт в лицо пыль-её задержать ресницы (рисуют дети) .

o А если пылинки попадут в глаза- их тотчас слизнёт мигающее веко.

o Если же близко к глазу появится какой нибудь предмет-веки захлопнуться сами раньше,чем ты об этом подумаешь (хлопнуть друг другу перед глазками) .

Игра «Кого не хватает»

(Дети стоят в ряд. Воспитатель вызывает ребенка-водящего и предлагает ему внимательно посмотреть на ребят и запомнить, кто где стоит. Затем водящий отворачивается и закрывает глаза. Воспитатель просить другого ребенка уйти в другую комнату. Водящий открывает глаза и называет имя того ребенка, которого не хватает.

«Как беречь газа»

Часто наши глаза заболевают или мы начинают плохо ими видеть (глазки краснеют, слезятся, щиплит) .

Видели наверное, что многие люди носят очки. Кто у вас в семье носит очки? (ответ детей ) . Зачем они носят очки? (чтобы лучше видеть) .

Близорукость-видят только близко.

Дальнозоркость-видят предметы, расположенные далеко.

Зачем они носят очки? (чтобы лучше видеть) .

Где берут очки? Очки покупают в аптеке, а выписывает им очки в больнице врач-окулист.

Живут люди, которые лишены зрения. Это слепые люди-инвалиды, они ориентируются в пронстранстве с помощью палочки, им нужна наша помощь и поддержка.

Физминутка : (гимнастика для глаз) .

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули.

Это ветер обвивает росу.

В сторону руки плавно потянем.

Это птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложим назад.

Правила гигиены и безопасности

(если правильный ответ дети хлопают в ладоши)

Осторожно обращаться с острыми предметами.

Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.

Нельзя близко смотреть телевизор.

Летом носить солнцезащитные очки.

Каждое утро надо умывать глазки теплой водой.

Если заболели глазки, нужно обратиться к врачу-окулисту.

Упражнения для глаз

1. Вращение глазами : смотрим вверх, вправо, вниз, влево (2р) ;

2. Жмурки : закрыть глаза, посильнее зажмурить их. Открыть глаза пошире (2-3р) ;

3. Моргание : моргаем глазками;

4. Темнота : ладони на веках закрытых глаз;

5. Массаж век : глаза закрыты, кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.

«Нарисуй свои глаза»

Воспитатель предлагает детям нарисовать, на подготовленном заранее листе бумаги с изображением овала лица, свои глазки (веки, глазное яблоко, радужную оболочку, зрачок) .

4. Заключительная часть

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Потянуться руками вверх

Ручки мы вложим в ладошки твои ,

Похлопать в ладошки над головой .

Нас покружи оторви от земли

Покружиться , подняв руки вверх.

Солнечный зайчик быстро скакал,

И на плечо к ребяткам упал.

Вытянуть вперед правую руку, медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследить движение пальца глазами.

Весело лучик песенку пел.

Каждый себе на плечо посмотрел.

Повторить тоже самое с левой рукой.

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребяткам упал

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел

Вытянуть руку и коснуться пальцем кончика носа.

Проследить это движение взглядом.

Хлопают радостно наши ладошки ,

Быстро шагают резвые ножки.

Похлопать в ладошки , и походить на месте.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Закрыть глаза и положить руки под щеку.

Мы же на место сядем с тобой.

Психогимнастика «Свет мой, зеркальце, скажи …»

(воспитатель выносить волшебный мешочек с зеркальцами и раздает детям, дети смотрят на зеркало любуясь собой проговаривают вместе с воспитателем).

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые

Видят лучше всех они.

Ребята, молодцы. Посмотрите-ка к нам в гости кто-то спешит. Правильно ребята, это солнечные зайчики. Игра детей с солнечными зайчиками.

Разработка урока на конкурс «Мастерская гения»

Название работы: Урок окружающего мира по теме «Про кошек и собак»

Участники: учащиеся 2 класса

Цель: изучение особенностей пород собак и кошек

Задачи:

    систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;

    воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Аннотация (краткое описание урока)

Урок проводится в соответствии с программой «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока окружающего мира. Урок посвящён изучению различных пород собак и кошек, их особенностями. Урок носит интегрированный характер (окружающий мир, проектная деятельность, литература)

Урок выстроен на основе технологии диалога, технологии проблемного диалога; активно применяется метод проектов, методы индивидуального и коллективного опережающего задания. Работа на уроке выстроена на основе технологии групповой деятельности, коллективных творческих дел.

Проблемно-игровая ситуация на уроке урока позволяет обучающимся самостоятельно постановить цель, разработать план ее достижения, обобщить полученные результаты.

Урок выстроен таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность активно работать с научным текстом, приводить примеры и подтверждать свою точку зрения

Дифференцированное домашнее задание позволяет осуществить выбор и творчески подойти к его выполнению

Методологическая база:

    технология развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. УМК «Школа России»

    Программа: Плешаков А. А. Зеленый дом. Программа «Школа России». Москва «Просвещение» 2011г.

    Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012год.

Материально-техническое оснащение учебного процесса:

Компьютер, проекционный аппарат, экран, доска, музыкальные эффекты, мягкие игрушки кошек и собак, вещи для игры (поводок, миски, ошейник, игрушки кошек и собак, корм в пакетиках), выставка книг.

Дидактический материал: картинки с изображением животных живого уголка, аквариум с рыбками, кот, сидящий на аквариуме, карточки для индивидуальной, самостоятельной, парной работы, мини-плакаты с породами собак, тесты, рисунки детей.

Учебные пособия: атлас-определитель «От земли до неба» А.А Плешаков (один на группу), учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Планируемый результат

Предметные: знать некоторые породы собак и кошек, их особенности Метапредметные: уметь формулировать цель урока; составлять план работы; работать в группе, оценивать правильность выполнения действий на уроке в соответствии с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы в действия; высказывать свои предположения. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать понимать и анализировать речь других (коммуникативные УУД).

Ход урока.

I.Организационный момент.

Все ли на месте? -- (да)

Всё ли в порядке? -- (да)

Ручка, учебник и тетрадка? -- (да)

Все дружно беритесь скорей

За работу.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спинка? – ПРЯМАЯ

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь придти!

Слайд 1.

Минутка календаря

III. Введение в тему урока

Тему урока определите сами, посмотрев фотографии и послушав песенку. (Слайд 2.По одной появляются фотографии собак и кошек, звучит песня «Человек собаке – друг» из м/ф «Бобик в гостях у Шарика»)

Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

3 слайд. Тема нашего урока: Про кошек и собак.

Постановка цели.

Вспомните тему урока, посмотрите на утверждения и скажите, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке. (Учитель записывает вопросы на доске)

Чтобы ответить на интересующие вопросы, придётся потрудиться.

Предлагаю работать под девизом:

4 слайд (Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!)

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?

IV. Работа по теме урока

Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. (Составление списка «известной информации»; верные и неверные утверждения)

Подумайте и обсудите то, что вам известно.

1) Работа в группах. Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.

1 группа

2 группа

3 группа

Составить рассказ по плану:

    Где живёт?

    Чем питается?

    Для чего держат?

    Какие породы известны?

Отметить верные и неверные утверждения.

    Пород кошек существует больше чем собак.

    У кошек есть свой язык.

    Породы собак можно разделить на три группы.

    Человек приручил собак и кошек, чтобы они ему помогали.

О собаках

Проверка.

Расскажите, что вам уже известно об этих домашних животных. Какие породы знаете ещё?

3 группа прочитает вопросы и свои утверждения.

3 слайд (Утверждения верные и неверные)

3) Поговорим о кошках.

5 слайд (Фотографии кошек различных пород)

Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?

На свете около 60 разных пород кошек. Любые кошки нуждаются в заботе и добром отношении человека.

(По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя, сибирская)

4) Рассказ учителя.

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.

К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

7 слайд (Фотографии кошек)

Учитель. Назовите качества кошки.
Ученик. У кошки очень тонкий слух.
Ученик. Кошка часто умывается.
Ученик. У кошки очень острое зрение.
Ученик. Ходит бесшумно, лазает ловко.
Учитель. Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. А что вы можете рассказать о кошках?

Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.

Рассказ учителя

У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.

За своей кошкой наблюдал Новиков Никита.(Рассказ обучающегося об языке своей кошки)

V.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.

(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)

VIП. Продолжение темы

7) Поговорим о собаках

9 слайд (400 пород собак, различные породы собак)

10 слайд (Фотографии «На службе у человека»,

Посмотрите на экран и скажите, как помогает собака людям?

Учитель. Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь.

Все породы собак можно разделить на 3 группы.)

11 слайд (Служебные, охотничьи, декоративные)

А есть и вовсе беспородные – дворняжки.

Учитель. Как вы думаете, сколько пород собак существует? Может быть, вы какие – то породы знаете?

Ответ на этот вопрос можно найти в учебнике на с. 84. (Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. И у каждой породы свои особенности).

8) Групповая работа. «Виды собак». (Во время работы тихо звучит песня «Пропала собака»)

Сейчас каждая группа будет работать с определённым видом.

Выступления детей

Выступление первой группы.(охотничьи собаки)

12 слайд (Охотничьи собаки)

Такса. У нее лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

Русская борзая – крупная охотничья собака, грациозна, изящна. Разводится в России уже несколько веков для охоты на волков и лисиц. Хороший бегун, может развивать скорость до 60 км/ч.
Выступление второй группы

Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи. (Вывешивается табличка на доску)

13 слайд (Служебные собаки)

Колли – это красивая, умна, добрая собака. Её называют шотландской овчаркой, т. к. она была выведена в Шотландии. Там она помогала пасти и охранять местных овец. Эта собака очень ласкова и любит детей.

Ньюфаундленд – служебная собака, которую часто называют «водолаз», потому что он и хорошо плавает и ныряет. С давних пор используется для спасения утопающих.

Выступление третьей группы

Декоративные собаки

Это красивые собачки с необычайными стрижками «под льва». Их название происходит от немецкого слова, которое означает «промокший до нитки». Это очень сообразительные собачки. Они часто встречаются в цирке, т.к. хорошо поддаются тренировке.

Маленькая собака, много столетий жившая только в императорском дворце в Китае. Игривая, с пышной шерстью и короткими ногами

VII. Закрепление.

1) Игра «Помоги разобрать личные вещи четвероногих друзей»

(Каждый достаёт одну вещь из пакета и кладёт перед игрушкой собаки либо котёнка)

Необходимо помнить всегда

15слайд. (Мы в ответе за тех, кого приручили. А. С. Экзюпери.)

Как вы понимаете это высказывание?

Плата за предательство – это брошенные, голодные кошки, одичавшие и опасные своры собак, которые опасны в стае, так же могут быть переносчиками опасных болезней.

Стихотворение Асадова Собака

(Читает подготовленный ученик)

Что случилось с собакой?

Почему она погибла?

Собаки- самые верные, потому что не одно другое животное не предано человеку, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

За эту преданность люди устанавливают собакам памятники.

Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро “Менделеевская”, рядом с переходом. (Презентация. Слайд 29)

Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

Чтобы покинутых собак и кошек было меньше, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Вывод:

Каждый человек мечтает или мечтал когда – нибудь иметь собаку или кошку. У одних мечты сбываются, у других нет. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг - собака, ты с ней поиграл, попрыгал и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести домашнего питомца, надо все о нем узнать.

Питомец требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал своего друга. Предательство – одно из самых плохих поступков человека. Помните об этом. Давайте не будем обижать наших меньших братьев, будем о них заботиться, чтобы стать настоящими верными друзьями

А теперь вновь возвратимся к нашим высказываниям. Кто же был прав?

VIII . Обобщение знаний

Исследовательская работа (работа в группах)

А) А что общего у собаки и кошки? (1 группа)

Б)Чем отличаются собаки от кошек (2 группа)

В) Составление синквейнов. (3 группа)

В конвертах находятся заготовки для составления синквейна:

– кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость.

– собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг.

Дети представляют по группам получившиеся синквейны

Рефлексия

Урок закончился. Можно было много еще говорить о животных.

Что интересного, нового вы узнали о своих четвероногих друзьях?

Удалось ли вам получить ответы на интересующие вас вопросы?

IX. Домашнее задание по выбору.

1) Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. Или ответить на вопросы викторины

2) Написать сочинение-повествование о своем четвероногом друге.

  1. Внешний вид.

    Особенности характера.

    Твоё отношение к животным.

3) Написать сочинение – рассуждение «Почему собака бывает кусачей?»

Стихи о рыжей дворняге э. Асадов

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чисте


Top