Как отличить натуральный жемчуг? М. Блантер, И

Жемчуг - чудесный, удивительный, драгоценный камень. Он единственный из ювелирных камней не требует ни специальной обработки, ни огранки. Каждая жемчужина уникальна и является единственным украшением, порожденным живым существом. Это одно из самых совершенных творений природы!
Название «перл» произошло от латинского слова "pernula" - морская раковина . Слово "жемчуг" происходит от китайского "чженьджу", арабского "зеьчук", татарского "зеньджу". Другие названия минерала: скатень, перлы, ориенталь, жемчужная зернь, магарит, бисер. Кстати, название цветочка маргаритка - тоже означает «жемчужина» .

Жемчужина рождается в устрице, обитающей в теплых морских водах (Персидский залив, Таити, Австралия, Япония, Тайланд...).
Образование жемчуга - это своего рода защитная реакция моллюска на инородное тело , попавшее в его створки. Моллюск обволакивает песчинку слоем перламутра, изолируя ее таким образом. С течением времени, слой за слоем, образовывается жемчужина.
Перламутр представляет собой органоминеральный агрегат карбоната кальция и конхиолина (рогового вещества). Жемчуг состоит и из минерального, и из органического вещества.
Блеск и игра света на жемчуге обусловлены интерференцией света на волнистой поверхности слоёв перламутра. Обычно жемчуг имеет белый цвет , иногда кремовый или розовый ; встречаются также жёлтые , зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины.

В естественных условиях процесс образования жемчуга длится годами. Чтобы сформировать жемчужину диаметром 5мм, моллюску требуется почти 20 лет !

В начале XX века японский ловец жемчуга открыл тайну рождения жемчуга и предложил способ его искусственного выращивания . Во взрослую устрицу можно подсадить песчинку, чтобы через несколько лет образовалась жемчужина. Но окончательное решение о рождении жемчужины принимает природа - материнская устрица может отторгнуть инородное тело или погибнуть, не перенеся вторжения. Чувствительные к малейшим изменениям в составе и температуре морской воды, устрицы становятся жертвами глобального потепления и загрязнения атмосферы.

Жемчуг бывает различных цветов, форм и размеров . Наиболее ценными считаются ровные, крупные, сияющие жемчужины. В последнее время выращивают жемчужины различных форм: сердца, капли, груши, креста. Жемчуг бывает белым, черным, розовым, зеленым, голубым, желтым и лиловым. Существует сложная классификация жемчуга по различным характеристикам: размер, форма, цвет, блеск, прозрачность, сияние.
История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет.

Истории и легенды о жемчуге
Магическая аура всегда окружала жемчуг. Издавна жемчуг символизирует любовь и счастье, процветание и богатство. Жемчугу приписываются магические и целебные свойства, и все же на первом месте ценится его красота.

Жемчуг упоминают в Библии, Талмуде и Коране, священных индуистских и древнеславянских текстах, античных легендах.
Из двенадцати жемчужин
были сделаны двенадцать ворот Небесного града Иерусалима, а сам жемчуг считали слезами ангелов , оплакивающих грехи рода человеческого.

В Древнем Китае жемчуг считался одним из любимейших камней. Считается, что само название «жемчуг» происходит от китайского "чжень-гжу".
В Китае тогда ранг каждого сановника обозначался шариком на его головном уборе, шарики вытачивали из нефрита, коралла, но именно жемчужный шарик свидетельствовал о высшем ранге.

В Поднебесной империи существовало две версии того, как жемчуг попал на землю.
По легенде, однажды драконы затеяли битву среди облаков. От их столкновений началась сильнейшая гроза, гремел гром, сверкали молнии... А потом облака пролились на землю дождем жемчужин .
Другая легенда повествует, что когда полная луна смотрится в морские воды, лунный свет иногда попадает прямо в доверчиво распахнутые створки раковин, где и превращается в миниатюрные «Луны» - белые округлые жемчужины.

Легенды Древней Индии
Соперничать с Китаем в любви к жемчугу могла бы лишь Индия. Там этот самоцвет входил в тройку самых дорогих вместе с рубином и изумрудом, за право обладать изобилующими жемчугом заливами велись войны, а раджи и шахи хранили россыпи жемчуга и украшали им все от мебели до головных уборов.

В древних индийских текстах говорится, что все драгоценные камни - это кровь, которую пролил царь змей Ассур в битве с чудовищем . Там, где кровь упала на дно реки, образовались рубины, обагренные кровью пески Ганга превратились в гранаты. Из желчи побежденного царя, пролитой в пустыне близ моря, родился изумруд.
Несколько дней оплакивало море погибшего царя, и слезы моря стали жемчугом.
По другой индийской легенде, жемчуг - это попавшая в раковину и застывшая в ней капля дождя.

Славянские легенды
На Руси жемчуг любили больше всех камней как исконно родной камень - то был розоватый жемчуг из северных рек . Поэтому с жемчугом на русском Севере было связано представление о радости. Славяне считали, что скатный жемчуг - это слезы зеркала, но слезы радости.
Другая славянская легенда, очень красивая, объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали в створку раковины.
Капля с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая имеет серебристый оттенок.

"Слезы моря", "застывшая капля дождя", "окаменевший лунный свет", "следы морских дев" - какие романтичные легенды объясняют тайну рождения этого удивительного камня!


В Древнем Египте жемчуг считался камнем, приносящим владельцу долголетие и красоту.
Известно, что царица Клеопатра носила ожерелья и браслеты из жемчуга, и ежедневно пила напиток из растворенной в уксусе жемчужины, смешанной с гранатовым соком (иногда пишут с молоком ослицы). Утверждали, что благодаря этому питью царица долго сохраняла молодость и привлекательность.
Другие легенды говорят так.

Жемчужная эссенция позволила однажды Клеопатре съесть вдвоем с Марком Антонием самый дорогой в мире ужин. Хитроумная Клеопатра заключила пари с Марком Антонием на ужин стоимостью в несколько миллионов. Пиршество приближалось к концу, и Марк Антоний готовился торжествовать победу… Но Клеопатре дали бокал с уксусом, в который она опустила свою серьгу с красивой крупной жемчужиной, пригубила глоток и с торжеством посмотрела на проигравшего Антония. Этому случаю итальянский художник Тинторетто посвятил свою знаменитую картину.

Жена императора Калигулы носила жемчужное ожерелье стоимостью свыше восьми миллионов. Говорят, что Калигула надел и на своего любимого коня бусы из жемчуга после того, как возвел его в ранг консула.

Сильным мира сего подносили напитки в перламутровых сосудах или же опускали в вино жемчужины, подобно королю в трагедии Шекспира «Гамлет».
«Король его здоровье будет пить. Сейчас в бокал жемчужину он бросит ценнее той, которую в венце четыре датских короля носили».

В средние века сложился обычай дарить невесте в день бракосочетания нитку жемчуга, так как считалось, что он укрепляет любовь и верность избранницы. А вот унаследованный жемчуг не надевали, считалось, что он принесет несчастье.

Христофор Колумб не только открыл Америку. После своей третьей поездки он привез в Старый свет мешки жемчуга , который выменял вдоль берегов Венесуэлы. Позже Панама и Калифорнийский залив также стали источниками добычи жемчуга.
Натуральный черный жемчуг впервые стал известным в Европе благодаря Эрнандо Кортесу (1458-1547), испанскому конквистадору и покорителю Мексики. Позднее благодаря исследованиям "цветного жемчуга", обнаруженного в Калифорнийском заливе. Ла-Пас в Байя, Калифорния, стал всемирным центром черного жемчуга.

В XVI веке самыми лучшими в Европе считались жемчужины из приданного французской королевы Екатерины Медичи . После замужества она подарила их шотландской королеве Марии Стюарт , а впоследствии они стали достоянием английской королевы ЕлизаветыI.
Мария Медичи на крещение будущего короля, сына Людовика XIII , надела платье, украшенное тремя тысячами алмазов и тридцатью тысячами жемчужин.
Королева Елизавета также была владелицей украшенного тремя тысячами жемчужин платья.

Знаменитые жемчужины
Самая знаменитая жемчужина - «Перегрина»
В 1579 году с острова Маргарита в Карибском море (остров назван в честь маргариток — жемчужин, в изобилии водившихся вокруг) испанскому королю Филиппу II была привезена удивительнейшая жемчужина «Перигрина», величиной с голубиное яйцо, совершенной формы и несравненного белого перламутрового блеска. Вес ее был -10,19 грамм, а сферичность ее так идеальна, что она скатывалась с любой плоскости при малейшем наклоне, за что и получила название «Перигрина», что означает «путешественница или паломница.»
Филипп подарил жемчужину своей невесте, королеве Марии Тюдор Английской. Позже принадлежал королеве Маргарите, Жозефу Бонапарту, королю Испании. Затем драгоценностью владел король Голландии Луи Бонапарт, а потом ее купил лорд Гамильтон и подарил своей красавице жене.
Одно время эта жемчужина принадлежала семье Юсуповых. (По другой версии у Юсуповых была жемчужина «Регент» или Пелегрина)
В 1969 году Ла Перегрина была куплена всего за 37 000 долларов знаменитым актером Ричардом Бартоном в подарок жене, Элизабет Тэйлор (исполнительнице роли Клеопатры в знаменитом фильме). Жемчужина, из-за которой начинались войны и совершались убийства, была потеряна новой обладательницей, а затем чудом спасена от зубов ее собственной собаки.

Была и другая жемчужина с похожим названием - Пелегрина - Несравненная
Из-за схожести названий происходит путаница и трудно проследить историю жемчужин.
Жемчужину приобрел английский адмирал, возвращавшийся из Индии в Ливорно (Италия).

В начале XIX в. она стала собственностью З.П. Зосимы из монашеского братства "Святой Зосима" в Москве. Ее называли по-разному: "Московская жемчужина" и "Жемчужина Зосимы"…

Еще знаменитые жемчужины
Королевскому французскому дому принадлежала жемчужина «Регент», «превосходной игры и воды», величиною с голубиное яйцо, и свыше четырехсот жемчужин высшего класса. Все эти драгоценности принадлежали императрице Евгении, жене Наполеона III.
Жемчужина Регент

В замке Тауэр , старинной резиденции английских королей, хранится британская имперская корона из тридцати четырех самоцветов, двухсот семидесяти семи жемчужин и не менее трехсот бриллиантов.

Большая розовая жемчужина внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая крупная естественная абалонская жемчужина. Вес этого драгоценного камня, оцененного в 1991 году в 4 700 000 долларов, равен 470 каратам (94 грамма). Уэсли Рэнкин, добыл жемчужину в национальном парке Солт-Пойнт в штате Калифорния в 1990 году.

Жемчужина Хоупа ранее принадлежала Генри Хоупу. Жемчужина весит 450 каратов (90 граммов). Это изумительная каплеобразная жемчужина. По цвету — от зеленовато-золотистого в одном конце до белого на другом. Ее длина — 51 миллиметр, наибольший диаметр — 114 миллиметров. Жемчужина Хоупа хранится в Музее естественной истории в Лондоне.
…………….
Самая большая жемчужина в мире , какую только находили люди, зовется «Головой Аллаха», ибо по форме напоминает голову в чалме; по ее поверхности идут линии, напоминающие извилины мозга. Она была найдена в 1934 г. на Филиппинах, и вес ее составил 6,4 кг.
Рождение этого камня по легенде произошло 2500 лет назад, когда китайский философ Лао-Цзы , основатель религии даосизм, нацарапал на амулете свой портрет, а также лики Конфуция и Будды, и поместил вещицу в раковину-жемчужницу - то есть фактически открыл способ искусственно выращивать жемчуг задолго до нашей эры! Ученики столетиями следили за жемчужиной, пересаживая ее в большие по размерам раковины. Но однажды раковину перевозили на торговом корабле, который потерпел крушение у филиппинских берегов и драгоценная раковина ушла под воду, где и росла до своего обнаружения ныряльщиками.
Голова Аллаха

Одна знатная дама ради обладания особой жемчужиной заложила свой особняк. Теперь это - дом Картье в Нью-Йорке.
Самое дорогое фальшивое ожерелье принадлежало Джеки Кеннеди и было продано за 211 тысяч долларов.
Хотя выращивание жемчуга сделало его доступнее, цены на него остаются высокими. Так в 1992 году на аукционе Сотби было продано жемчужное ожерелье за 2,3 миллиона фунтов.
Жемчуг, который не носят и который хранится в ненадлежащих условиях, «умирает». В витринах японских ювелирных магазинов в прилавке обязательно стоит один или несколько стаканов с водой.
Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе , а также у берегов …………………


Замечательно, что жемчуг, оставаясь классическим украшением, никогда не выйдет из моды. «Жемчуг всегда прав», — сказала Коко Шанель , и сделала жемчуг наиболее демократичным украшением, которое идет любой женщине и подходит к любой одежде.

Она первая утвердила сочетание белого жемчуга с черным свитером, темным жакетом, маленьким черным платьем. Шанель считала жемчуг фаворитом своих коллекций и носила множество жемчужных ожерелий одновременно. Теперь же с легкой руки Коко Шанель жемчуг стал лучшим дополнением и к деловому костюму, и к вечернему платью.

Удивительно, что жемчуг никогда, ни в те времена, когда конкистадоры находили его в кладовых индейских храмов целыми мешками, ни сегодня, когда современные технологии позволяют выращивать жемчужины любой формы и любого цвета от фиолетового до ярко-розового, не обесценивался. И может виной тому именно то, что рождение жемчуга по-прежнему кажется чудом - фактически из ничего вырастает в течение нескольких лет чудесный драгоценный камень.
Жемчуг неуловимо переливается всеми цветами радуги и чуть мерцает, словно приглашая поверить в то, что он и есть дождь небесных богов, застывший лунный свет, навеки окаменевшая роса времени.
…………….
Примечание.
Ювелиры жемчуг измеряют в гранах. Один гран равен 0,25 карат, а карат-0,2грамма
...............

Стихотворения Владимира Владимировича Набокова (1899 — 1977), напечатанные в нашей антологии, относятся ко времени его молодости. Все они, сколько бы ни различались ритмами, образами, соотношением лирического и эпического начал, сходны в одном: автор их идет от библейских сюжетов к новым, возникающим в его воображении с поразительной отчетливостью, со множеством точных деталей, словно он сам живет и странствует в этом мире, словно беседовал со старушкой — соседкой Марии и Иосифа в Назарете, слышал разговор Учителя с учениками о мертвом псе, лежащем на дороге, стоял в онемевшей толпе перед Голгофой...

Разумеется, домысел всегда присутствует в творении любого художника; и развитие библейских мотивов — одна из особенностей многих произведений, содержащихся в этой книге. Но стихотворения Набокова кажутся словесным аналогом театрализации или экранизации — разумеется, талантливой настолько, они создают впечатление сиюминутного присутствия и достоверности. Оставаясь верным источнику, автор каждый раз поражает читателя неожиданным поворотом знакомого образа. Вот ученики отворачиваются от смердящей падали, а Учитель говорит о мертвом псе: «Зубы у него — как жемчуга...» У старенького Петра, стоящего перед райскими вратами, ладони все еще пахнут «гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб». Навсегда входят в память два облика Богоматери: юной Жены плотника, легкой, лучистой, хоть «и была, голубка, на сносях», и Матери, «седой страшной Марии», которую уводит с места казни Иоанн, а она видит своего смуглого Первенца, играющего у родного порога... И не уходит из сознания читателя вопрос, который задает себе Иоанн, слыша «ее рыданья и томленье»:

Что, если у Нее остался бы Христос и плотничал, и пел? Что, если этих слез не стоит наше искупленье?

Печ. по кн.: В. В. Набоков. Стихотворения и поэмы. М., 1991.

«Садом шел Христос с учениками...» Впервые опубликовано в 1921 г. под названием «Сказание (из апокрифа)».

Стихотворение посвящено годовщине смерти Достоевского. Возможно соотнести его с образом князя Мышкина из «Идиота» (1868): герою романа свойственно замечать и ценить красоту среди житейской грязи.

Иоанн, Матфей — апостолы Иисуса Христа.

«...и плотничал, и пел? « — Согласно Евангелию, Иисус унаследовал профессию своего земного отца Иосифа, который был плотником. (Евангелие от Матфея, ХШ, 55; Евангелие от Марка, VI, 3).

Фома — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа; он отсутствовал, когда воскресший Учитель приходил к ученикам и отказался поверить в Воскресение, пока сам не увидит раны от гвоздей и не коснется их. Через восемь дней Иисус вновь явился к ученикам и предложил Фоме коснуться его ран. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие.» (Евангелие от Иоанна, XX, 24 — 29). Отсюда известная поговорка — «Фома неверный».

«Лепивший воробьев на солнцепеке...» Имеется в виду эпизод из апокрифического Евангелия от Фомы: пятилетний Иисус в субботу, когда всякая работа по иудейскому обычаю запрещена, вылепил из глины двенадцать воробьев и на упреки Иосифа «ударил в ладоши и закричал воробьям: летите! И воробьи взлетели, щебеча.» (См.: Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 142).

Назарет — городок в Галилее, где Иисус провел детство.

Легенда о старухе, искавшей плотника. Впервые опубликовано в 1922 г.

Вифлеем — город в Палестине, где родился Иисус.

«Когда я по лестнице алмазной...» Впервые опубликовано в 1923 г.

«...пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб.» — Имеется в виду Гефсиманский сад на окраине Иерусалима, где Иисус провел с учениками последнюю ночь перед казнью (упоминается во всех четырех Евангелиях; см., например, Евангелие от Матфея, XXVI). Иордан — река, вытекавшая из Геннисаретского озера. Петр, как и брат его Андрей, был в молодости рыбаком.

В. В. НАБОКОВ

На годовщину смерти Достоевского

Садом шел Христос с учениками... Меж кустов, на солнечном песке, вытканном павлиньими глазками, песий труп лежал невдалеке.

И резцы белели из-под черной складки, и зловонным торжеством смерти заглушен был ладан сладкий теплых миртов, млеющих кругом.

Труп гниющий, трескаясь, раздулся, полный склизких, слипшихся червей. Иоанн, как дева, отвернулся, сгорбленный поморщился Матфей...

Говорил апостолу апостол: «Злой был пес, и смерть его нага, мерзостна...» Христос же молвил просто: «Зубы у него — как жемчуга...»

Мать

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, спускается толпа, виясь между олив, подобно медленному змию; и матери глядят, как под гору, в туман увещевающий уводит Иоанн седую, страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он, и будет до утра подслушивать сквозь сон ее рыданья и томленье. Что, если у нее остался бы Христос и плотничал, и пел? Что, если этих слез не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен; у гроба, в третий день, виденье встретит жен, вотще куривших ароматы; светящуюся плоть ощупает Фома; от веянья чудес земля сойдет с ума, и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей! Неосязаемо над горестью твоей дни проплывают, и ни в третий, ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов, твой смуглый первенец, лепивший воробьев на солнцепеке, в Назарете.

Берлин, 1925 г .

Легенда о старухе, искавшей плотника

Домик мой, на склоне, в Назарете, почернел и трескается в зной. Дождик ли стрекочет на рассвете, — мокну я под крышею сквозной.

Крыс-то в нем, пушистых мухоловок, скорпионов сколько... как тут быть? Плотник есть: не молод и не ловок, да, пожалуй, может подсобить.

День лиловый гладок был и светел. Я к седому плотнику пошла; но на стук никто мне не ответил, постучала громче, пождала.

А затем толкнула дверь тугую, и, склонив горящий гребешок, с улицы в пустую мастерскую шмыг за мной какой-то петушок.

Тишина. У стенки дремлют доски, прислонясь друг к дружке, и в углу дремлет блеск зазубренный и плоский там, где солнце тронуло пилу.

Петушок, скажи мне, где Иосиф? Петушок, ушел он, — как же так? все рассыпав гвоздики и бросив кожаный передник под верстак.

Потопталась смутно на пороге, восвояси в гору поплелась. Камешки сверкали на дороге. Разомлела, грезить принялась.

Все-то мне, старухе бестолковой, вспоминалась плотника жена: поглядит, бывало, молвит слово, улыбнется, пристально-ясна;

и пройдет, осленка понукая, лепестки, колючки в волосах, — легкая, лучистая такая, — а была, голубка, на сносях.

И куда ж они бежали ныне? Грезя так, я, сгорбленная, шла. Вот мой дом на каменной вершине, глянула и в блеске замерла...

Предо мной, — обделанный на диво, новенький и белый, как яйцо, домик мой, с оливою радивой, серебром купающей крыльцо!

Я вхожу... Уж в облаке лучистом разметалось солнце за бугром. Умиляюсь, плачу я над чистым, синим и малиновом ковром.

Умер день. Я видела осленка, петушка и гвоздики во сне. День воскрес. Дивясь, толкуя звонко, две соседки юркнули ко мне.

Милые! Сама помолодею за сухой, за новою стеной! Говорят: ушел он в Иудею, старый плотник с юною женой.

Говорят: пришедшие оттуда пастухи рассказывают всем, что в ночи сияющее чудо пролилось на дальний Вифлеем...

Когда я по лестнице алмазной поднимусь из жизни на райский порог, за плечом, к дубинке легко привязан, будет заплатанный узелок.

Узнаю: ключи, кожаный пояс, медную плешь Петра у ворот. Он заметит: я что-то принес с собою — и остановит, не отопрет.

«Апостол, скажу я, пропусти мя!.. Перед ним развяжу я узел свой: два-три заката, женское имя и темная горсточка земли родной...

Он поводит строго бровью седою, но на ладони каждый изгиб пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб.

И потому-то без трепета, без грусти приду я, зная, что, звякнув ключом, он улыбнется и меня пропустит, в рай пропустит с моим узелком.

Вы подумываете купить жемчужное украшение? А может такие украшения достались вам в наследство? Есть несколько простых способов проверить подлинность жемчуга всего за несколько минут. Узнайте о том, как распознать настоящий жемчуг сейчас, и вы никогда больше не купите подделку.

Шаги

Визуальная проверка

    Обратите внимание на незначительные дефекты. Как сказано выше, настоящий жемчуг редко бывает идеальным . Как правило, у настоящего жемчуга не совсем правильная форма. Помимо этого верхний слой жемчуга по-другому отражает свет на разные участки жемчужины. Искусственный жемчуг зачастую «чересчур идеальный». Он имеет идеальную сферическую форму, отличается блеском по всей поверхности и не имеет вмятин или других изъянов.

    Проверьте, имеет ли жемчуг здоровый блеск. Блеском ювелиры называют отражение света на драгоценном камне. Блеск жемчужин – это именно то, что делает их такими красивыми. Качественный жемчуг имеет яркий чистый блеск, который появляется при попадании света на его поверхность. Если присмотреться, то вы увидите ваше собственное отражение на поверхности жемчуга.

    Обратите внимание на блики. Качественный жемчуг зачастую особенно ценится благодаря бликам, то есть не явно выраженным оттенкам, которые появляются при попадании света на внешней поверхности жемчуга. Искусственные жемчужины, как правило, не обладают таким эффектом, поэтому жемчуг так сложно подделать. Это означает, что, скорее всего, он настоящий, если кажется слегка затемненным под освещением. Розовый цвет и цвет слоновой кости – самые распространенные оттенки белого жемчуга, хотя существует множество других оттенков, например черный.

    • Хотя цвет некоторых жемчужин определить довольно сложно, это не обязательно означает, что жемчуг поддельный.
  1. Поищите признаки подлинности вокруг отверстия в жемчужине. Жемчуг на нитке или ожерелье зачастую имеет отверстие для продевания нитки. Осмотр этого отверстия поможет вам понять, настоящий ли жемчуг. Вот несколько важных аспектов, на которые следует обратить внимание:

    Загляните в отверстие, чтобы узнать, нет ли линии между внешним перламутровым слоем и ядром. Настоящий жемчуг почти всегда имеет чистый внешний перламутровый слой, в то время как фальшивый жемчуг зачастую имеет несколько тонких слоев искусственного перламутра или вообще не имеет таковых. Если в вашем жемчуге есть отверстие, вы можете проверить, нет ли в нем внутреннего перламутрового слоя, заглянув в него через увеличительное стекло. Настоящий жемчуг обычно (но не всегда) имеет ярко-выраженную линию, отделяющую верхний перламутровый слой от ядра (внутренней части жемчужины).

    Попробуйте сделать проверку рентгеном. Этот способ проверки на подлинность выполняется специалистом с помощью рентгена. Под рентгеновским облучением настоящие камни приобретут полупрозрачный серый оттенок. Фальшивые камни будут белыми на негативе и черными на позитивном снимке.

    Попробуйте сделать рефрактометральную проверку. Это высокоточная проверка, показывающая уровень преломления света на жемчуге, что помогает определить настоящий ли он. Обычный уровень преломления света (также известный как «рефракция») равняется 1.530 и 1.685. Разницу между этими двумя показателями (0.155) называют "двойным преломлением", которое влияет на то, как жемчуг выглядит на свету. Эти качества указывают на большую вероятность подлинности жемчуга.

Проверка при помощи органов осязания

    Потрите жемчуг между передними зубами. Возьмите одну или две жемчужины большим и указательным пальцами и аккуратно прикусите их передними зубами. Потрите их между зубами движением из стороны в сторону. Настоящий жемчуг обычно слегка шершавый и имеет песчаную текстуру с незначительными неровностями на верхнем перламутровом слое. Поддельные жемчужины делают из стекла или пластмассы, поэтому они почти идеально гладкие .

    Натуральный жемчуг можно отличить от культивированного при помощи ультрафиолетовых лучей: натуральные жемчужины будут излучать небесно-голубой цвет, а культивированные - зеленоватый.

    При определении настоящего жемчуга, можно воспользоваться таким советом: бросьте жемчужину на пол, на должна высоко подпрыгнуть. Жемчужина созданная искусственно, обычно не обладает подобной прыгучестью.

    Здравствуйте! Определить на глаз, натуральный природный жемчуг без практически невозможно. Есть несколько способов проверить натуральность жемчуга, но они не дают сто процентной гарантии. Первый - это бросить жемчужину на пол, по сравнению с искусственным, натуральный будет прыгать дольше и интенсивней. Так же можно по весу сравнить натуральный жемчуг с искусственным. Натуральный заметно тяжелее искусственного.

    Отличить жемчуг от специального стекла или пластика легко, он много тяжелее и главное обладает очень шершавой поверхностью. Достаточно попробовать сомкнуть зубы на натуральном жемчуге, чтобы вы почувствовали о чем я говорю. Но если стоит вопрос, как отличить природный, естественный жемчуг от также натурального, но выращенного на жемчужных фермах, то тут все сложнее. Обычно рост жемчужин на таких фермах стимулируется введением достаточно крупного предмета, в отличии от крошечной песчинки в жемчужине натуральной. Это создает в такой жемчужине внутренние неоднородности, которые во-первых отразятся на прыгучести жемчуга, он будет тяжело отскакивать, а то и просто катиться, а во-вторых их можно попытаться увидеть сквозь отверстие для нитки, если это жемчужные бусы. Других способов я даже не знаю, ведь на вкус такой жемчуг практически одинаков. Хотя, от природного жемчуга зубы просто сводит судорогой, крайне неприятное ощущение, а выращенный можно укусить лишь слегка поморщившись.

    Натуральный жемчуг не бывает дешвым.

    Обычно, натуральные жемчужины не бывают идеально ровными.

    Пробуя на зуб, услышите скрип. Она слегка шероховатая, не гладкая.

    Изделия из натурального жемчуга ощутимо тяжелее, чем имитация.

    Крайний случай - попробовать над огнм. С натуральной жемчужиной ничего не может случится.

    Пластиковая оплавится.

    Настоящая жемчужина, если е уронить, должен всегда подпрыгнуть.

    Зажмите жемчужину в ладонь, или наденьте ожерелье на шею. Натуральный жемчуг вы почувствуете сразу, он всегда прохладный.

    Кроме всего прочего, если вы попробуете провести натуральной жемчужиной по зубам, то почувствуете, что поверхность немного шероховата, в то время как у искусственной она идеально гладкая. Натуральный жемчуг всегда на ощупь немного прохладный, даже в самый жаркий день. Еще чтоб узнать искусственный перед вами жемчуг или нет, можно потереть две жемчужины друг о друга, в месте трения появится царапина, но при смачивании водой она тут же исчезнет.

    Тут уже описали основные способы определения настоящего жемчуга. Добавлю еще один способ. Если речь идет о бусах ил ожерелье, нужно внимательно и под увеличением рассмотреть отверстие в жемчужине. У натурального жемчуга поверхность отверстия будет обязательно неровной и иметь сколы. В случае с искусственным жемчугом внутренняя поверхность будет ровной и гладкой.

    Как отличить натуральный жемчуг

    Можно выделить три вида жемчуга: природный, культивированный и искусственный.

    Природный жемчуг очень дорогой и редкий. Сейчас жемчуг практически не добывают, а культивируют. Культивированный мало чем отличается от природного. Он точно также вырастает в раковинах моллюсков с тем лишь отличием, чтообразуется не под влиянием природных факторов, а вследствие лействий человека: в раковину внедряется имплантант.

    А вот искусственный жемчуг делается полность человеком, без участия моллюсков. Обычно полый шарик покрывается многими слоями перламутра. Поэтому подделку можно вычислить по весу, он гораздо легче натурального жемчуга. Так же они легко повреждаются от внешних воздействий.

    Также подделку выдаст идеально ровное покрытие, настоящий же жемчуг несколько неодноролен, это можно заметить, если потереть жемчужины друг о друга или о зубы.

    Ну и натуральный жемчуг не может стоить дешево.

    Натуральный жемчуг обычно тяжелее своих подделок. Так же можно бросить жемчужину на пол, если она высоко подскочила - значит натуральная. Еще натуральный жемчуж блестит на солнце и переливается, искуственный более блеклый.

    Отличить натуральный жемчуг от искусственного можно очень легко (тут имеется в виду не культивированный жемчуг, выращиваемый в раковинах, а именно искусственный, не имеющий к жемчугу вообще никакого отношения и напоминающий его лишь внешне) - нужно попробовать жемчужину на зуб. В буквальном смысле. Поверхность натурального жемчуга несколько шершавая - при трении о зуб это прекрасно ощущается. Покрытие искусственного жемчуга абсолютно гладкое.

    Насколько я знаю, есть три вида жемчуга: натуральный, культивированный и искусственный. Так вот, именно натуральный жемчуг и культивированный можно отличить только при помощи рентгена в натуральной жемчужине в центре будет полость, а в культивированной жемчужине будет виден маленький инородный предмет.

    А все другие методы определения качества жемчуга, описанные другими авторами, помогают отличить именно то, где настоящий жемчуг (натуральный или культивированный), а где искусственный.

Владимир Набоков

(1899-1977)

Стихотворения Владимира Владимировича Набокова, напечатанные ниже, относятся ко времени его молодости. Все они, сколько бы ни различались ритмами, образами, соотношением лирического и эпического начал, сходны в одном: автор их идет от библейских сюжетов к новым, возникающим в его воображении с поразительной отчетливостью, со множеством точных деталей, словно он сам живет и странствует в этом мире, словно беседовал со старушкой - соседкой Марии и Иосифа в Назарете, слышал разговор Учителя с учениками о мертвом псе, лежащем на дороге, стоял в онемевшей толпе перед Голгофой...

Разумеется, домысел всегда присутствует в творении любого художника; и развитие библейских мотивов - одна из особенностей многих произведений, содержащихся в этой книге. Но стихотворения Набокова кажутся словесным аналогом театрализации или экранизации - разумеется, талантливой настолько, они создают впечатление сиюминутного присутствия и достоверности. Оставаясь верным источнику, автор каждый раз поражает читателя неожиданным поворотом знакомого образа. Вот ученики отворачиваются от смердящей падали, а Учитель говорит о мертвом псе: «Зубы у него - как жемчуга...» У старенького Петра, стоящего перед райскими вратами, ладони все еще пахнут «гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб». Навсегда входят в память два облика Богоматери: юной Жены плотника, легкой, лучистой, хоть «и была, голубка, на сносях», и Матери, «седой страшной Марии», которую уводит с места казни Иоанн, а она видит своего смуглого Первенца, играющего у родного порога... И не уходит из сознания читателя вопрос, который задает себе Иоанн, слыша «ее рыданья и томленье»:

Что, если у Нее остался бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез
не стоит наше искупленье?

***

На годовщину смерти
Достоевского

Садом шел Христос с учениками...
Меж кустов, на солнечном песке,
вытканном павлиньими глазками,
песий труп лежал невдалеке.

И резцы белели из-под черной
складки, и зловонным торжеством
смерти заглушен был ладан сладкий
теплых миртов, млеющих кругом.

Труп гниющий, трескаясь, раздулся,
полный склизких, слипшихся червей.
Иоанн, как дева, отвернулся,
сгорбленный поморщился Матфей...

Говорил апостолу апостол:
«Злой был пес, и смерть его нага, мерзостна...»
Христос же молвил просто:
«Зубы у него - как жемчуга...»

Мать

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
спускается толпа, виясь между олив, подобно медленному змию;
и матери глядят, как под гору, в туман
увещевающий уводит Иоанн седую, страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он,
и будет до утра подслушивать сквозь сон ее рыданья и томленье.
Что, если у нее остался бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;
у гроба, в третий день, виденье встретит жен, вотще куривших ароматы;
светящуюся плоть ощупает Фома;
от веянья чудес земля сойдет с ума, и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов,
твой смуглый первенец, лепивший воробьев на солнцепеке, в Назарете.

Берлин, 1925 г .

Легенда о старухе, искавшей плотника

Домик мой, на склоне, в Назарете,
почернел и трескается в зной.
Дождик ли стрекочет на рассвете, -
мокну я под крышею сквозной.

Крыс-то в нем, пушистых мухоловок,
скорпионов сколько... как тут быть?
Плотник есть: не молод и не ловок,
да, пожалуй, может подсобить.

День лиловый гладок был и светел.
Я к седому плотнику пошла;
но на стук никто мне не ответил,
постучала громче, пождала.

А затем толкнула дверь тугую,
и, склонив горящий гребешок,
с улицы в пустую мастерскую
шмыг за мной какой-то петушок.

Тишина. У стенки дремлют доски,
прислонясь друг к дружке, и в углу
дремлет блеск зазубренный и плоский
там, где солнце тронуло пилу.

Петушок, скажи мне, где Иосиф?
Петушок, ушел он, - как же так?
все рассыпав гвоздики и бросив
кожаный передник под верстак.

Потопталась смутно на пороге,
восвояси в гору поплелась.
Камешки сверкали на дороге.
Разомлела, грезить принялась.

Все-то мне, старухе бестолковой,
вспоминалась плотника жена:
поглядит, бывало, молвит слово,
улыбнется, пристально-ясна;

и пройдет, осленка понукая,
лепестки, колючки в волосах, -
легкая, лучистая такая, -
а была, голубка, на сносях.

И куда ж они бежали ныне?
Грезя так, я, сгорбленная, шла.
Вот мой дом на каменной вершине,
глянула и в блеске замерла...

Предо мной, - обделанный на диво,
новенький и белый, как яйцо,
домик мой, с оливою радивой,
серебром купающей крыльцо!

Я вхожу... Уж в облаке лучистом
разметалось солнце за бугром.
Умиляюсь, плачу я над чистым,
синим и малиновом ковром.

Умер день. Я видела осленка,
петушка и гвоздики во сне.
День воскрес. Дивясь, толкуя звонко,
две соседки юркнули ко мне.

Милые! Сама помолодею
за сухой, за новою стеной!
Говорят: ушел он в Иудею,
старый плотник с юною женой.

Говорят: пришедшие оттуда
пастухи рассказывают всем,
что в ночи сияющее чудо
пролилось на дальний Вифлеем...

* * *

Когда я по лестнице алмазной
поднимусь из жизни на райский порог,
за плечом, к дубинке легко привязан,
будет заплатанный узелок.

Узнаю: ключи, кожаный пояс,
медную плешь Петра у ворот.
Он заметит: я что-то принес с собою -
и остановит, не отопрет.

«Апостол, скажу я, пропусти мя!..
Перед ним развяжу я узел свой:
два-три заката, женское имя
и темная горсточка земли родной...

Он поводит строго бровью седою,
но на ладони каждый изгиб
пахнет еще гефсиманской росою
и чешуей иорданских рыб.

И потому-то без трепета, без грусти
приду я, зная, что, звякнув ключом,
он улыбнется и меня пропустит,
в рай пропустит с моим узелком.


Top