Как закончилась ваша роковая любовь. Истории о любви

Женщины очень часто становятся жертвами роковой любви. Причем нередко бывает, что мужчина не только не хищник, но и вообще никакими роковыми чертами и навыками не обладает, заурядный человек, иногда совсем несимпатичный, бедный, а женщина или даже много женщин все равно становятся его жертвами. Как такое возможно?

Что такое, вообще, - стать жертвой в любви? Это значит вырастить в своем поле персону огромной значимости, сделать человека приоритетным для себя, в то время как ты для него - ноль или близко к тому, то есть ему не нужна или нужна не очень.

При нормальном развитии отношений двух людей по схеме "знакомство-узнавание-сближение-привязан ность" значимость персон растет синхронно, то есть взаимно. Сама динамика нормального сближения это все обеспечивает, не правда ли? Вы смотрите на человека, улыбаетесь ему, а он в ответ отводит взгляд. Улыбка слетает с вашего лица, вы говорите себе "он мне не рад" и мечты о том, как вы побежите, взявшись за руки, тают. Вы приходите домой, вспоминаете этого человека и думаете "нет, я ему совсем не нужна" и какие-то идеи, насчет того, а не позвонит ли он, не позовет ли куда-нибудь, кажутся настолько нереальными, что тратить на них время не хочется. Вам грустно, но се ля ви. Так чужой холод уравновешивает избыток собственного тепла.

Потом вы встречаетесь вновь, вы не ждете ничего особенного, хотя сердце может тоскливо сжаться от тех, прошлых, уже наполовину растаявших мечт, они вдруг оживут на мгновение, но холодный взгляд его глаз поможет растаять им окончательно. А вот приветливая улыбка, участливые вопросы и предложение пойти и попить кофе, то есть явно проявленный интерес с той стороны, могут не только возродить те мечты, но и укрепить их. Это пример банальной регулировки взаимности. Человек не хочет себе врать, ему неприятно растить иллюзии, ведь в будущем эти иллюзии дорого обойдутся, поэтому он внимательно следит за отношением той стороны. Все просто.

Но в эту простую ситуацию по саморегуляции баланса нередко вмешивается морок. Особенно часто такой морок возникает, когда сближение людей происходит не шаг за шагом, когда персона в поле растет не постепенно, а быстро, резко, сразу, до небес. В этом случае человек не успевает сопоставить свое отношение и чужое. Он чувствует себя сразу настолько влюбленным, что отдавать такое яркое чувство не хочет, испытывать боль потери не может и поэтому начинает создавать иллюзии. Он не видит холодного взгляда обычного человека, он видит сильный интерес немного холодного человека, а в ответе "нет" ему мерещится ревность, обида, вызов, недоверие, то есть он занимается тем, что выдумывает взаимность там, где ее нет.

Я сейчас расскажу об одном из самых мощных (для женщин) виде таких трюков, когда можно влюбиться быстро и вырастить значимую персону в поле настолько, что она захватит это поле, практически против воли.

Видов трюков много, разных, я расскажу про один (!). Хищники умеют это делать сознательно, но и обычные, нормальные люди очень часто оказываются в роли "хищников" поневоле. То есть морок в их сторону есть и еще какой, хотя они ничего специально не делали и ничего такого не хотели.

Речь идет о подстройке сверху. Чтобы подстроиться сверху специально, сознательно, нужно быть хищником типа . То есть вот так вот сознательно выбрать нужную, но пока безразличную к тебе женщину, взломать ее границы и встроиться в ее поле в виде авторитетной и доминантной фигуры - это хищничество. Хищники таким образом, чаще всего, просто зарабатывают или получают политическое влияние. Пикаперы этому пытаются учиться (цели как неэтичные, так и относительно этичные - типа жениться на очень понравившейся женщине), но получается у большинства не очень. У самых талантливых получается, но талантливых как и везде мало.

А вот ситуации, когда мужчина, не будучи ни хищником, ни пикапером, ничего не делая сознательно, даже сопротивляясь этому, оказывается в том же самом положении:

1. Мужчина-врач

Стоматологи, гинекологи, пластические хирурги - категории врачей, в которых часто, неожиданно и с неистовой силой влюбляются пациентки.

Все дело в уязвимом состоянии психики, когда женщина испытывает страх (особенно у стоматолога или хирурга), стыд (особенно у гинеколога), открытость и беззащитность, а также вынужденное доверие.

Врачи не используют никаких специальных приемов, обычно у них наоборот непроницаемый грозный вид (натерпелись уже, бедняги), но это может лишь усиливать эффект. Фигура в поле может вырасти почти мгновенно. Я не могу описать, сколько я выслушивала женщин, страстно влюбленных в стоматологов, был у меня клиент - страдающий от маниакальной любви одной женщины стоматолог. Одна клиентка моя влюбилась в акушера-гинеколога в роддоме настолько сильно, что бросила мужа сразу (пришлось восстанавливать брак). Много знакомых и не очень знакомых женщин влюблялись в пластических хирургов.

На всякий случай, просто учтите. Возбуждение и странное волнение, которое вдруг возникает от мыслей о враче-мужчине после его посещения, это нормально. Не нужно делать вывод, что это - вот она, любовь (нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь). Нет, это очень ожидаемо, это очень типично. Это нужно просто пережить и немножко фрустрировать. Просто ваша придушенная спонтанность включилась, обойдя контроль сознания, и в голове вспыхнула фикс-идея. Если ее не подкармливать, она сдуется и уйдет. Это наркотический эффект, и он пройдет через короткую ломку. К реальному человеку, врачу, обремененному скорее всего семьей и другими проблемами, это не имеет отношения, учтите. К тому же у него, скорее всего, таких влюбленных как вы, много. Вы не поразите его своим признанием, а огорчите. Хотя если он бабник (то есть пока еще не замучен), а вы - красавица, он может и обрадоваться. Но это все равно не то, чего вы хотите.

2. Мужчина-учитель

В школе девочки влюбляются в мужчин-учителей не потому, что мужчин в школе мало, а потому, что это – учителя. Мальчики тоже влюбляются в молодых учительниц, но это жажда взрослой жизни скорее, а вот девочки влюбляются из-за того же гендерно-физиологического эффекта, который был уже частично описан.

Взрослые женщины влюбляются в преподавателей и особенно в гуру, поэтому в любых сектах и фанатичных общинах женщин всегда намного больше, чем мужчин. Их религиозная или какая-то иная "духовная" аддикция почти всегда подкрепляется любовной аддикцией по отношению к Учителю.

Из сект как раз труднее всего вытаскивать женщин, они умудряются влюбляться даже в священников, хотя и платонически, а вот гуру секты для них – это почти всегда безумная сексуальная страсть, согласие быть в его гареме, желание приносить хоть какую-то пользу, рожать ему детей, трудиться и молиться на него. Гитлера и других «мессий» любили и мужчины, но как их любили женщины и как рыдали от обожания, не описать (хотя видео посмотреть можно). Так происходит даже с божком очень мелкого масштаба, потому что это для вас его масштаб – мелкий, а для человека погруженного с головой секту, этот божок – божище, он занимает целый небосвод.

3. Тренер

Простой фитнес-тренер в клубе или тренер по йоге тоже обладает способностью срывать крыши тем женщинам, которые в обычной жизни на него бы не посмотрели. И дело не в красоте, не в пластике, не в мужественности. Все это рационализации, которыми женщина, когда влюбится, будет объяснять свою страсть. Ей вдруг станет казаться, что красота тела – главное, это самое важное, важнее интеллекта, она захочет бросить своего умного, но слегка пузатого мужа. Но это совсем не потому, что она вдруг «прозрела» и расставила приоритеты правильно. Нет, она влюбилась, раздула значимость фигуры тренера, а потом уже стала рационализировать и объяснять это тем, что «объективно» красота – это главное для любви. Вчера была не главным, а сегодня стала главным. Ну-ну.

На самом деле, это все тот же гендерно-физиологический эффект подстройки сверху. Как только в поле женщины появляется доминантная фигура мужчины (а тренер или учитель по умолчанию таким становятся, она ведь платит ему, чтобы он руководил ею и учил ее) она может быстро вырасти, как на дрожжах. Потом возникнет вот это вот странное сердечное возбуждение и эротическое волнение, женщина обрадуется, воспримет это как родство душ и влечение тел, а так же новый мотив к тренировкам и обучению, даст этому максимальный зеленый свет, и фигура в поле начнет расти еще быстрей. И вот уже она – с дом. Огромная, важная, сияющая как божество. Самая главная в жизни женщины.

Однажды я помогала женщине с очень сложной аддикцей, которая была успешной в бизнесе и замужней, но не умела плавать и решила научиться в 40 лет. Состояние беспомощного котенка, которого тренер в клубе стал довольно жестко, хоть и эффективно учить, буквально макая в воду, для этой успешной и властной женщины было слишком непривычным, но так как она сознательно на него согласилась, сломав свое сопротивление (решила же твердо учиться плавать) преодолев сильнейший страх, почти фобию перед водой, подействовало так, что она безумно влюбилась (полетели к черту все защитные механизмы, а с ними - границы). Тренер не был хищником, но едва не стал им в полной мере, потому что оказался в роли огромного плюса, которому женщина готова была отдать все, чтобы он был с ней. А человек – существо слабое и корыстное.

4. Мужчина-начальник

Да, в начальников тоже влюбляются и еще как. Это далеко не всегда харассмент, хотя и он бывает часто, в силу примерно тех же причин. А бывает смесь харассмента и влюбленности со стороны женщины, иногда фатальной.

Мужчина, который по праву имеет право требовать отчета, делать замечания, руководить, может восприниматься как неприятная фигура, и многие женщины имеют хорошую рефлексию на этот счет, к счастью, то есть границы осознают и разделяют. Однако, все зависит от случая. Все может так сложиться, что строгость или властность начальника (или наоборот его снисходительность, опека, нежность из позиции сверху) создадут эффект проникновения в границы, и женщина вдруг почувствует, что ее влечет к начальнику, что он ей "как родной".

Табу на связь начальника и подчиненной – потому и важно, что начальник изначально имеет больше влияния на разум женщины, чем она на его, они в очень неравных положениях, она уязвима. И это не только прямое влияние (возможность приказать ехать с ним в командировку, например), но и непрямое, куда более опасное. Женщина действительно может чувствовать, что ее сексуально волнует фигура начальника, при том что сам этот человек при других условиях был бы ей совсем не интересен.

Женщины часто с ужасом рассказывали мне о том, что внезапно обнаружили в себе мазохизм, поскольку обида и раздражение на жесткость начальника на работе вдруг вызвали в них эротические мысли, он показался сексуальным садистом и к нему возникло влечение. Мазохизм настолько пугал этих женщин, что они начинали осмыслять это, вновь и вновь обдумывать, зацикливались на этой идее и еще больше раздували в своем поле и значимость фигуры «доминанта» и этот самый пугающий мазохизм.

На самом деле – это все тот же физиологический эффект. Если мозг фиксирует подчинение, но принимает решение о том, что нужно принять ситуацию и подчиниться, у женщины может возникнуть сексуальная реакция, для компенсации диссонанса. У мужчины такое тоже бывает, однако, чаще всего мужской гендер табуирует эту реакцию. Сексуальность мужчины в гендерном поле противоположна подчинению, а вот женщина может найти образ собственной подчиненности достаточно эротичным и женственным.

Нужно хорошо понимать, что возникшая сексуальная реакция не имеет отношения к тому, что там за человек, это реакция на его роль, на его позицию, поэтому не стоит развивать это чувство по отношению к конкретной личности, думать, что именно личность начальника, его особенная индивидуальность произвела на вас такой волнующий и эротический эффект. Нет, всего лишь его ситуативная верхняя роль, благодаря которой случилась неожиданная подстройка, фигура попала в ваше поле. Как попала, так и исчезнет, если понимать, что она там - случайно, что ваше поле - для равных отношений, а не для чьего-то доминирования в нем.

5. Психотерапевт

Это отдельная тема. Но да, все предыдущее к этому тоже относится и даже более того, поскольку сама ситуация терапии - это законное проникновение в границы человека в одностороннем порядке и очень глубоко (иначе эффекта лечебного не будет). Правда, хороший терапевт сам должен справляться со всеми такими проекциями. Но иногда и бывает сложно справиться. Поэтому просто учтите, это опять не имеет отношения к личности человека. Вы «влюбились» в авторитетную родительскую фигуру. Собственную проекцию.

Вообще суть всех роковых невзаимных любовей именно в том, что в силу каких-то причин была создана очень мощная проекция и перенос. А реальный человек остался совершенно не при чем, во всю эту вашу свистопляску даже не включенным и поэтому совершенно равнодушным к вам.

© Марина Комиссарова

Ленька не был в числе лучших учеников в классе. Не видел в этом необходимости. По его мнению, чтобы стать отличником в школе, много ума не надо. Программа рассчитана на средний уровень интеллекта. Чтобы ее освоить, достаточно проявить усидчивость и дисциплинированность. «Пока, - размышлял он, - в этом нет необходимости». Четверки и даже тройки его устраивали вполне. Зато не приходилось напрягаться в учебе. Читал книги, какие нравились. Играл в шахматы до одури, иногда по двадцать пять партий сразу. Увлекался настольным теннисом, ну и, конечно, преферансом. Бывало, просиживал за картами до утра. Не на деньги, а так, на интерес. Родители не докучали «моралью строгой», и педагоги относились к ученику терпимо.

Но однажды, в одиннадцатом классе, к ним прибыла из другого города ученица Вера. Сначала, как новенькая, девушка какое-то время находилась в центре всеобщего внимания. Она не была привлекательной. Невыразительное лицо немного бледноватое. Узко посаженные глаза серого цвета. Жидковатая пепельная косичка. Очень даже ординарная юная особа. Характер, правда, покладистый. Поэтому новенькая легко вписалась и вскоре стала равноправным членом ученического коллектива. Все относились к ней так, будто знали с детства. Ни завышенных требований, ни льгот прибывшей уже не полагалось. В общем, стала своей.

И только один Леонид разглядел в девушке что-то такое, из-за чего его сильно потянуло к ней. Сначала возникла просто симпатия, но потом он влюбился, да так, что места себе не находил.

Ученице нравилось, как парень пожирает ее страстными глазами, вертится возле нее, оказывает какие-то услуги. Она даже поощряла это. То попросит показать достопримечательности города, то обратится за консультацией по физике или математике.
Леньке все предметы давались без труда. А тут он из кожи лез вон, чтобы не ударить в грязь лицом. Выучивал все по программе и читал дополнительную литературу. Новый материал объяснял однокласснице не хуже преподавателя.

Почти все свободное от занятий время они проводили вместе. Все считали парочку женихом и невестой. Никто не догадывался, какая чисто платоническая была у них любовь. Парень не сводил глаз с девушки, не отходил от нее, но ни разу не поцеловал и даже не делал попыток.

Как-то Вера завела разговор на эту тему:
-Почему это в кино, да и в жизни все влюбленные целуются? Это что, обязательная составляющая любви?
-Я думаю, что поцелуи и секс только опошляют любовь. Это что-то от животных. Человек - высшее существо, и его чувства должны быть совершеннее. Настоящая любовь - субстанция не физическая, не материальная, а духовная, - растолковывал юный философ.

Вероятно, в этот момент Вера впервые насторожилась. Ничего не сказала, но у нее стали появляться причины, чтобы на вечер-другой «оторваться» от своего поклонника. То она уезжала к дальней родственнице за город, то ходила с мамой на вечерние курсы кройки и шитья. Кавалер дожидался ее в подъезде. Сначала удовлетворялся объяснениями, а затем стал высказывать упреки:
- Ты меня не любишь, ты избегаешь меня.
Девушку это забавляло, но упреки стали перерастать в подозрения и обвинения:
- Ты, наверное, полюбила другого. У тебя кто-то есть. Ты с ним целуешься. Думаешь, я не могу? Вот, - он неожиданно обнял девушку и поцеловал.
Тут она впервые сорвалась:
- Что ты себе позволяешь? Разве я давала повод? Разве я говорила, что люблю тебя? Оставь меня в покое. Не ходи за мной. Мне это надоело.

Леня побледнел, медленно отступил на шаг, затем, словно ошалелый, убежал. Дома закрылся в ванной комнате и прорыдал несколько часов. Родители пытались всячески успокоить влюбленного неудачника, а он все бился в истерике. На следующий день в школу не пошел. Неизвестно, что было бы дальше, но после уроков забежала Вера:
- Извини, Ленечка. Я, наверное, дрянная девчонка. Ты хороший мальчик. Помиримся?

Окончили школу, поступили в политехнический институт. Причем, парень сначала думал об институте связи, но изменил мечте, чтобы быть с девушкой рядом. Теперь они вместе шли в институт и вместе возвращались. Влюбленность у Леонида не проходила. Но Вера через некоторое время стала избегать своего воздыхателя. Снова начались упреки и скандалы, пока однажды девушка не сказала:
- Я люблю другого и выхожу замуж. А с тобой мы останемся друзьями. Хочешь?

Леонид прибежал домой, закрылся в ванной и вскрыл себе вены. Родители, почувствовали неладное, вышибли дверь, увидели умирающего сына, вызвали скорую помощь. Медики спасли, выходили несчастного. В наши дни сватовство не модно. Но здесь отец и мать, пренебрегая гордостью, пошли к родителям возлюбленной своего чада и стали умолять отдать дочь за их сына. Все вместе принялись уговаривать девушку, ссылаясь на то, что любовь - благородное чувство, и что ей посчастливилось быть так сильно любимой. Уговорили. Молодые поженились.

Но недолгим было их счастье. Муж буквально подавлял волю жены, лишил всякой свободы, так деспотична была его любовь. Молодая женщина не выдержала и ушла к родителям. Тогда он вышел на балкон и прыгнул с третьего этажа. Покалечился основательно, но остался жив. С сотрясением мозга, переломами ног и нескольких ребер был доставлен в больницу. Приходя в сознание кричал, что все равно жить не будет. Утихомирился только, когда его стала навещать жена.

Через несколько месяцев выписался домой. Целыми днями ожидал Веру из института, расспрашивал о том, что делала, где была. Наконец поправился и сам приступил к занятиям. Опять молодые весь день вместе. Муж не сводит влюбленных глаз с жены.

Вскоре Вера почувствовала, что у нее приближается нервный срыв. Вероятно, супруг был из числа вампиров, которые питаются биоэнергией других. Она заявила, что порывает с ним, иначе станет истеричкой. Собрала вещи, чтобы уйти. Леонид закрыл дверь на защелку, вышел на балкон, облил себя бензином и позвал жену. Она решила еще что-то сказать на прощание, вышла, но, почувствовав странный запах, хотела убежать в комнату. Муж задержал ее одной рукой сзади, другой чиркнул зажигалкой. Пламя мгновенно обхватило парочку, но Вера успела вырваться и занавеской с окна загасила огонь на себе. Как-то открыла дверь, позвала соседей, а те бросились спасать самоубийцу. Наконец пламя сбили, Леонид упал без сознания на пол. Прибывшая скорая помощь зафиксировала, что ожогом поражено семьдесят процентов кожи. Некоторые участки просто обуглились.

На этот раз Леонид пролежал в больнице около семи месяцев. Что только не делали врачи. С немногих уцелевших участков кожу пересаживали на пораженные очаги. Она плохо приживалась, раны гноились из-за почечной недостаточности и интоксикации крови. Наступил летальный исход. Умер больной в страшных мучениях, но не произнес ни одного плохого слова о возлюбленной и не выразил сожаления по поводу содеянного.

А Вера выздоровела. Более-менее все обошлось благополучно. Правда, на затылке волосы расти не будут, так как там был сильный ожог. Ну да это не страшно - можно прикрыть отращенной косой или париком. Она постепенно успокоилась, стала регулярно посещать кладбище, где похоронен муж. Подолгу сидела молча, уставив отрешенный взгляд в одну точку. Родителям покойного, конечно, было приятно, что сноха постоянно приносит цветы на могилку. Но им стало жалко ее:
- Верочка, дорогая, не надо так убиваться. Ты молодая, живая, следует думать о будущем. А Ленечку уже не воскресить.
Вера обычно отмалчивалась или говорила что-то о злой судьбе, а своим сокурсникам объясняла:
- Я воздаю должное самой любви. Несчастье в том, что мне довелось встретиться с роковой страстью, но многим ли дано быть так любимыми, как была я...

Я не из тех женщин, по которым сходят с ума и которым посвящают стихи (лишь разве пара - тройка человек что – то такое придумали). Не из тех, к чьим ногам бросают состояния и честь, не из тех, кто кочует из отношений в отношения или из брака в брак. Нет, я обычная. У меня были замечательные отношения и страстные романы. От меня теряли голову, и я теряла тоже. Были очень достойные мужчины, были, и совсем нет. Но вот чего никогда не было, это любви, от которой сердце заходилось бы в полном восторге. От которой бы трепетали душа и каждая клеточка тела, от той всепоглощающей любви, о которой мечтает наша тоскующая женская душа. Вот такого не было никогда. Да я и не хотела, по правде. Хотелось спокойных и уважительных отношений, партнера именно партнера. А роковой любви - нет. От такой любви одни неприятности и никогда, ничем хорошим она не может закончиться. Чувства на пике – это приговор. Но в глубине души ползал такой червячок желания, ползал и ползал… доползался.

Мы никогда и ни при каких обстоятельствах не должны и не смогли бы быть вместе. Мы вообще не должны были встретиться. Отношения с человеком его уровня невозможны, а тем более чувства. Ни к нему, ни от него. Нет, он не олигарх, и не женат, и не преступник, все иначе. Но есть веские основания, почему я не имею права рассказать о том, кто он. И почему мне выпала честь обрести его любовь… И потерять. У нас изначально не могло быть будущего. Был лишь один вопрос, устоим ли мы перед напором чувств или нет. Мы не устояли.

Знакомство, от которого не отвертеться, когда уважаемые друзья просят вас подвезти уважаемого гостя. Отказать невозможно. Да и не хочется. Потому что как только мы посмотрели друг на друга, то оба все поняли. От начала и до самого конца. С этого момента уже ничего было не изменить, как в поговорке «коготок увяз - всей птичке пропасть».

- Надеюсь, ты хорошо водишь . Его улыбка ярче солнечного света, открытая доброжелательная.

- Удовлетворительно , - бубню я, слегка ослепнув то ли от его улыбки, то ли от последнего осеннего солнышка.

Он улыбается и садится в машину. Он всегда неизменно спокоен. Монументально. Я стараюсь не обращать внимания на его мужественный профиль, вообще не обращать внимания, чтобы он не мог даже подумать о бурях, бушующих во мне.

Мы поговорили ни о чем, так какие – то общие вопросы. Я старалась отвечать односложно, чтобы не было возможности продолжить диалог. И мечтала скорее добраться до места и смыться. По жизни, чувство самосохранения у меня зашкаливает и я прекрасно понимала, что если что-то между нами произойдет, я от этого только пострадаю.

К счастью, мы доехали быстро, и я с облегчением выдохнула, но он…

- Подожди меня, пожалуйста. Я быстро здесь.

Ну конечно…

Маленькая девочка Алиса внутри меня, завопила от радости. Я же, покорно кивнула.

Он действительно вернулся быстро и я повезла его в контору, надеясь, что в этот раз уж точно от него отделаюсь.

Разумеется, не вышло…

- Чем ты занимаешься, Алиса?

Я отчаянно пытаюсь ответить нормальным, а не блеющим от волнения голосом.

- Журналист, начинающий писатель.

- Любопытно. О чем пишешь?

По итогам разговора выяснилось, что в их контору такой человек и нужен, причем очень. Ему в помощь, разумеется.

Приехав, мы зашли к нему на работу. На нас посматривали. В кабинете он объяснил мне задачи и напоил чаем с вареньем. А я мечтала только об одном – скорее исчезнуть отсюда и вернуть душевный покой. Но кровь кипела и лицо пылало. Я не могла оторвать глаз от его рук и губ. У него необыкновенно мужественная внешность, он красив, настоящей мужской красотой и умен, практически энциклопедичен.

Единственное, своим спасеньем я считала то, что живу в другом городе, а сюда приезжаю по делам лишь раз в два – три месяца.

Увы, моя надежда лопнула как мыльный пузырь. Он попросил меня приезжать раз в месяц, а все остальное время мы будем работать дистанционно, загрузки не большая, так что я смогу совмещать с основной работой.

- Отлично - говорит он и смотрит мне в глаза, я упорно отвожу взгляд.

В общем, я взяла задания и уехала. Но через несколько дней он стал звонить и писать. Так мы начали общаться. Так мы начали дружить.

Признаюсь, я даже верила, что дружбой все ограничится и отчаянно искала романа или скоропостижного замужества, чтобы оградить себя от возможных любовных отношений с ним. Это Табу, понимаете? Табу – любовь с ним. Так бывает, просто поверьте. Так тоже бывает.

Мы стали делиться всем. Нам всегда было о чем поговорить, кроме рабочих дел. У нас общие интересы, взгляды на жизнь, мы вообще похожи невообразимо, даже внешне. Но он, безусловно, во всем лучше.

Так, за разговорами, я безнадежно привязывалась, так за разговорами, стало появляться то глубокое чувство, что в последствие скует нас узами, которые уже никому не разорвать.

Прошло несколько месяцев, мы общались, я приезжала как и договаривались. Уже так не тряслась при его виде. Просто любила и была счастлива, ничего не ожидая.

- Почему ты избегаешь моего взгляда?

Я недоуменно поднимаю глаза от бумаг.

- Ты никогда не смотришь мне в глаза.

Замечали, наверное, в фильмах, перед первым поцелуем или фатальным сближением, герои всегда долго смотрят друг другу в глаза. Этот безмолвный диалог – некий договор о переходе на новый уровень, после этого люди связаны и ничего уже не может быть, как было до того.

Я поднимаю лицо и смотрю ему в глаза. И не могу оторваться и этим срываю замки с нашей безумной страсти.

- Я не могу так больше .

Он встает и идет ко мне. У меня, кажется, температура 120’C, и мне нет дела до всего мира. Я поднимаюсь ему навстречу, и он буквально набрасывается на меня, вжав стену.

Как же я этого ждала! Когда тебя так целует самый желанный и крутейший мужчина на Земле, вся эта Земля уходит из - под ног. Остаются лишь его сильные и горячие руки, его нереально жадные губы. Мы так впились друг друга, словно можем стать одним целым и раствориться. Мы срываем все, что мешает, чтобы уже ничего не оставалось.

Улыбаясь, лежим и смотрим. Он на меня, я на него. Мы так похожи, так влюблены, так желанны и обожаемы. Так счастливы. Два человека наконец-то получивших друг друга, давших волю своим чувствам. Два преступника - нарушивших законы и табу. Точнее преступник я. Потому что в нашем мире всегда и во всем виновата женщина. Она источник бед. Ну, разумеется, а как иначе.

Но пока мы счастливы. Пока нас не найдут, ни обличат и не осудят. До тех пор – мы свободны.

Кажется, прошло полгода, но ничего не поменялось. Мы по-прежнему не можем насытиться друг другом. Едва встречаясь, мы не в силах расстаться, чувства все так же бурлят, огонь так же силен.

Он всегда так неистов, я все так же желанна.

Он лучшее, что могло со мной случиться. Две половинки одного целого, нашедшие друг друга на этой огромной Земле, чтобы познать свое короткое счастье. Но мы не думаем об этом, пока еще есть шанс сохранить Нас в тайне. Но взглядов все больше, я просто вдыхаю этот воздух враждебности и подозрений. Слишком часто мы вместе, это нельзя не заметить. Люди не слепы.

Он гладит меня по щеке, водит пальцем по губам. Целует. Я растворяюсь в сумасшедшем удовольствии его прикосновений.

- Пойдем.

Он берет меня за руку и я, укутавшись в простыню, следую за ним в сад. Лежа на благоухающей травой земле, мы смотрим в небо. Я беру его ладонь и целую. Он сводит меня с ума. Мне плевать на будущее, точнее его отсутствие, здесь мы сполна отдаемся нашим чувствам. Здесь и сейчас.

Он смотрит на меня и вновь гладит по щеке.

- Я так люблю тебя.

Я улыбаюсь и отвечаю в духе своей любимой Рапунцель-

- А я тебя больше.

Он целует мои разбухшие от страсти губы.

Дальнейшее, пусть лучше останется между нами…

- С каждым днем ты нужна мне все больше.

Мы в его кабинете, с его текстами. Он словно не замечает, что уже давно мы привлекаем внимание и никто не верит в платонизм нашего сотрудничества. Все стало слишком очевидно.

- Алиса, ты нужна мне рядом.

Это нас погубит, но ему все равно. Потому что он выпутается, а я нет. С каждой минутой, что мы вместе, все то, что существует между нами все крепче и крепче. Мы все ближе к краю. И я точно не хочу падать. Как бы ни было сильно опьянение, трезвость – всегда со мной.

- Я всегда тебя любил.

О да, это те слова, о которых я мечтала, и только он мог сказать их, потому что я чувствую тоже. С первой секунды мы узнали друг друга.

Многие мечтают о такой любви. Многие мечтают о таком отношении. Люди, не испытавшие подобного - считают себя несчастными. Но самые несчастные это те, кому разрешили познать это чувство. А потом лишили всего. Оставив память, что никогда не сотрется. Оставив любовь, что никогда не угаснет. Оставив пустоту, которую ничто не заполнит. Оставив необратимость. Самые несчастные – это мы и нам подобные. Те, у кого был целый мир, которого больше нет. И мы никогда ничего не можем уже изменить.

В этот раз, сидя на его кровати, вдыхая его неповторимый запах, испытывая космическое чувство, которое мне подарила вселенная, я благодарила ее за столь щедрый дар. Все так, как должно быть. Я приняла решение. Эта ночь была особенной: такой чувственной, словно мы уже не отдавались друг другу сотни раз до этого, как в последний раз. Мы будто стали одним целым, пожалуй, это даже невообразимо описать. Но я не могу и пожелать такого никому, чем больше дар, тем выше плата. Всегда. Я отдала все и все взяла, наутро уехав.

Мне кажется, он чувствовал, что я никогда не вернусь. И он не будет искать, потому что никогда не найдет.

Прохладный осенний вечер, мы с друзьями в теплом ресторане. Отмечаем мой отъезд. Завтра, я уезжаю в Англию, меня пригласили помочь организации, которая спасает диких животных. Чтобы получив опыт там, я смогла создать подобное в России.

Нет ни дня, чтобы я не вспоминала о нем. Но наши отношения подвергали риску не только меня. Я не любитель трагедий, лучше так, чем публичная казнь. На письмо, что я отправила ему, он не ответил, да и что тут можно было ответить?

«Я люблю тебя невообразимо. Неописуемо. Помилосердствуй, прошу. Нам нельзя дальше. Твоя А.»

Я закрыла все средства связи с ним. И я прекрасно знаю, что он согласен со мной. Мы чувствуем друг друга и не встречаясь.

Не будь он тем, кто есть, все безусловно было бы иначе. Можно карать меня за малодушие, что сбежала, что не боролась, что не искала варианты. Безусловно. Но есть вещи невозможные. И это было лучшим выходом для нас всех.

Сказать, что я не скучаю? Я знаю, что он существует и мне этого довольно. Я всегда буду любить его всем сердцем, это не может исчезнуть. Не может забыться. Но это не должно мешать жить.

Мы поднимаем бокалы с вином, и я вижу его. Там, за панорамным окном ресторана он ждет меня. Ничего удивительного нет в этом, это же Он.

Мы стоим прижавшись друг к другу лбами. Мы никогда не будем вместе, но всегда будем любить.

Сына назови Михаилом.

Он, безусловно, это знал. Не догадывался, а именно знал. Это так очевидно, благодаря нашей связи. Он гладит меня по еще маленькому животику я, улыбаясь, киваю. Он будет похож на него. Он уже похож. Часть его всегда будет со мной. Я беру его ладонь в свою руку и целую, в последний раз вдыхая неповторимый аромат его кожи, его тепло. И ухожу, не оглядываясь назад.

Он догоняет меня. Мы так неистово целуемся, что со стороны может показаться, что мы вот-вот друг друга съедим. Мы бы и съели, будь такое возможно. Чтобы уже всегда быть вместе. Его лицо мокрое или это мое, уже не разобрать. Нет лучше него мужчины, и никогда не будет. Потому что он мой, а я его. Нас создавали друг для друга. Нас сотворили, чтобы мы не могли быть вместе.

П.С. Я люблю тебя всегда.

Англию я любила с детства. Начиталась рыцарских романов, насмотрелась исторических фильмов. Эта страна всегда мне была родной. Бесконечные поля и зеленые холмы; вековые дубы Гринвича, окутанные легкой дымкой водной взвеси. Архитектура, уклад, - эта некая английская чопорность и сдержанность, все всегда мне было близко. Не удивительно, что поездка проходила отлично. У нас общее дело, интересы, цель. Я оказалась среди друзей, а мое положение обеспечило мне еще и необыкновенно трогательное отношение. Я бесконечно гуляю среди этих неповторимых пейзажей и не могу надышаться чарующим воздухом.

Неподалеку от нашего небольшого городка, расположено огромное старинное поместье. В нем живет одинокий, загадочный и еще довольно молодой Лорд. Его зовут Ричард и ему чуть за сорок. Его мать и сестра давно переехали в Лондон и изредка приезжают в гости. Только женщины этого рода свободны в выборе своей деятельности. Семья благородной крови, чьи мужчины всегда жили в поместье, служили своему небольшому городу, являясь его меценатами и общественными деятелями. Такой уклад в этой семье заведен не одно столетье. На пожертвования от доходов поместья и прочих владений, содержатся местная библиотека, больница, проводятся детские мероприятия, и, конечно же, полностью финансируется деятельность организации, которая выручает всех попавших в беду зверушек Графства. Той, которая пригласила меня.

Разумеется, мы не могли не встретиться с Ричардом. Это совершенно неизбежно. И, разумеется, когда мы познакомились, мое прилично подросшее «положение» говорило само за себя.

Но мы стали часто общаться и сдружились. Виной тому - взаимная симпатия. Я стала ассистировать ему в его благотворительных проектах, что еще больше нас сблизило. Он чем-то похож на Бэтмена, честно). Такой же загадочный, образованный, сильный, печально-одинокий и такой надежный. Решительный и смелый, но при этом ранимый и довольно ласковый, с отличным чувством юмора и стальным внутренним стержнем. Говорит, что ждал меня всю жизнь. Наверное, он мой подарок, такой поощрительный приз за тот разрыв.

Сегодня вечером, сидя у камина в его гостиной, я рассказала ему свою историю. Конечно, без подробностей. И запивая горячим облепихово – имбирным пуншем. Его совершенно не смутило ни мое положение, ни история. Он никогда ни о чем не спрашивал, ожидая, когда я наконец сама все расскажу. Правда…

- Наконец-то, а то я уж было собрался нарушить все приличия и расспросить тебя о твоей жизни.

Он улыбается и поднимает бокал, типа cheers , отхлебывает свой дымящийся пунш. Я утыкаюсь носом в свою кружку. Ну надо же, такой благородный мужчина. Не будь той истории, я бы без памяти в него влюбилась.

Мы продолжаем общаться и он никуда меня не торопит, пока просто дружим, хотя очевидно, что движут нами совсем не дружеские чувства. И он совсем не претендует занять место в моем сердце, что принадлежит другому.

У нас общие интересы, мы оба любим природу, обожаем книги и читаем друг другу вслух по вечерам. Такие старомодные, надо сказать, мы оба. Часто гуляем вдвоем, забираясь высоко в горы. Нам идеально быть вместе. Скучно? Нет, поверьте. Мы как – то очень разумно подошли друг к другу, да без сумасшедшей любви, но так оно и лучше. Сколько можно пылать? Он на редкость достойный человек и мне крупно с ним повезло.

Когда Мише исполнится семь, мы расскажем ему правду. А в шестнадцать, я открою ему, кто его отец. Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать, что сын сразу рванет к нему (слишком они похожи). Не думайте, Ричарда он очень любит и считает папой, а для Ричарда он всегда был и будет сыном. Лучше отца сложно даже пожелать. Но… Миша всегда хотел жить в России, а теперь тем более. Эти двое копии друг друга и вполне справедливо, что одну часть жизни сын провел со мной, а другую рядом с родным отцом. Хорошо, что у Ричарда есть наша Аврора, он хоть и мужественный очень, но довольно тяжело перенес расставание с Мишей. Дочка здорово помогла ему, скрасив разлуку.

По правде, все складывается наилучшим из возможных, образом. И как бы ни тосковала временами душа, она знает, что мы непременно встретимся. Пусть и не здесь.

1952 год. Похороны в мусульманской семье. Вдруг с неба на маленького Риззу (Парзан Дастур) падает красная дупатта… В этот же день за обедом Риззу стал свидетелем ссоры бабушки Файязи (Сурекха Сикри-Реге) и деда (Амриш Пури); бабушка просила своего мужа простить наконец их единственную дочь… Мальчика эти события стали тяготить, и он попросил свою няню Зайнаби рассказать ему о маме, спросил где она. Тогда няня рассказывает Риззу о его «второй маме»- сказочной принцессе Зубейде, которая танцевала в кино, а потом ее встретил махараджа и увез на ковре-самолете в далекую сказочную страну, но этот самолет упал и сейчас дом Зубейды среди звезд. Звезды мерцают, когда она начинает танцевать… Риззу уснул, и во сне ему явилась сказочная принцесса Зубейда…

Проходят годы. Действие фильма переносится в 1980 год. Риззу/Риаз Масуд (Раджит Капур) — киножурналист, он задался целью узнать правду о жизни своей матери, которую от него так тщательно скрывали все эти годы и попытаться понять тайну ее гибели. Он мечтает раздобыть пленку единственного фильма Зубейды «Девушка-цыганка» с ее легендарным танцем. Молодой человек едет в Пуну, где встречается с постановщиком этого танца Мастером Хиралалом (Шакти Капур), который с любовью вспоминает о талантливой красавице Зубейде ("Зубейда!!! Как она танцевала! Она могла стать известной актрисой! Сейчас же девушки напялят на себя короткие маечки и мини-юбки и прыгают как обезьяны! И это танцы?»), но помочь с пленкой не может. Хиралал направляет Риаза к Роуз Девенпорт/Рози (Лиллит Дубей) — известной актрисе и танцовщице того времени, подруге Зубейды, музе и любовнице Сулеймана Сетха, отца Зубейды, владельца киностудии.

Так, из обрывков воспоминаний разных людей и чтения дневника Зубейды, перед Риазом открывается картина жизни его матери.

… Зубейда (Каришма Капур за работу в этом фильме удостоена премии Национальной ассоциации кинематографистов Индии и Filmfare Awards как Лучшая актриса 2001 года) — единственная дочь известного и влиятельного кинопродюсера Сулеймана Сетха. Она молода, красива и талантлива и мечтает стать актрисой, но отец категорически против. Он может показаться деспотом, на самом же деле он старается уберечь дочь от возможного пагубного влияния мира кино. На вечеринке Сулейман объявляет о предстоящей свадьбе дочери. Слезы Зуби, ее нежелание выходить замуж за нелюбимого не смогли сломить волю отца: «Любовь только в кино и в поэзии. Какое это имеет отношение к замужеству?» Сулейман насильно выдает дочь замуж за Мехбуба Алама (Винод Шерават) — сына своего старого приятеля Саджида Масуда (С. М. Захир), который переехал из Пакистана.

Вскоре у Зубейды рождается сын Риззу, но именно в этот день главы породнившихся семейств ссорятся и Мехбуб разрывает брачные узы… Зуби остается одна с ребенком на руках, но судьба дает ей еще один шанс — однажды на скачках, куда она поехала вместе с Рози, в нее с первого взгляда влюбляется привлекательный правитель княжества раджпутов махараджа Фатехпура Виджейендра Сингх/Виктор (Манодж). В жизнь Зубейды приходит любовь, и она наполняется смыслом. Но, оказывается, Виктор женат и не собирается разводиться со своей женой Мандирой Деви (Рекха), у него двое маленьких детей. Зубейда соглашается стать его второй женой.. .

Мать благословляет Зуби и дает добро на этот брак при одном условии — Риззу останется с ними, чтобы продолжить их род. Зуби уезжает в Фатехпур и проводит там несколько счастливых лет с любимым человеком, став младшей госпожой Минакши Деви. Конечно, не все было гладко; жизнь во дворце текла по строгим правилам и эти правила являлись частью культуры раджпутов.» У нас есть права и долг, это две стороны нашей жизни и мы должны следовать этому» — сказала однажды Мандира Деви/Манди. Обязанность же Зуби заключалась, по словам Виктора, в том, чтобы всегда выглядеть красивой и ублажать своего мужа.

Сам Виктор большое количество времени уделял государственным делам, подготовке к выборам и в этом ему помогала Манди. Зуби жила в охотничьем домике, куда ровно в 13 часов приходил на обед Виктор и оставался с ней до вечера… Зуби все чаще ощущала себя птичкой в золотой клетке. И однажды красивая сказка о принцессе-танцовщице и прекрасном правителе княжества закончилась трагедией…

Режиссер фильма Шьям Бенегал — известный мастер серьезного думающего кино. В своих ранних работах он предпочитал снимать мастеров «новой волны» индийского кинематографа — Смиту Патиль, Шабану Азми, Насируддина Шаха, Амриша Пури, Кулбхушана Кхарбанду, Саида Джаффри, Ома Пури, Гириша Карнада, Ананта Нага и других. Наиболее известны его фильмы в России — «Росток», «Конец ночи», «Трудная роль», «Рыночная площадь». «Zubeidaa» нисколько не уступает лучшим работам гениального Мастера; это драматическая и печальная история девушки, страстно ищущей свою дорогу в жизни, свое счастье, на которые она имеет полное право. Это история любви в контексте семейных отношений и традиций. Кто побеждает в этом поединке? И есть ли виновные?

Фильм поставлен просто отлично, нет ни единого момента, где бы не хотелось верить происходящему на экране. Абсолютно все актеры играют изумительно и очень достоверно, никакого переигрывания, вставных эпизодов, все песни гармонично вплетены в канву повествования. Превосходно передан колорит той эпохи, от костюмов и песен до воссоздания домов и сооружений, не говоря уже о быте, нравах и традициях. Я была восхищена искусством перевоплощения Лиллит Дубей. Роль Зубейды, наверное, лучшая в карьере Каришмы, настолько замечательно переданы все эмоции и чувства своей героини, что порой я забывала, что смотрю фильм, искренне сопереживая Зуби. Манодж величав и статен, настоящий махараджа. Рекха красива и грациозна, ее героиня мудра и спокойна. Сурекха и Амриш замечательно смотрелись в роли диаметрально противоположных, но образующих одно целое супругов — суровый и деспотичный Сулейман и безропотная Файязи.

Все мы часто слышим выражение «роковая любовь». Но к счастью, не всем понятно настоящее значение этого выражения. По своей сути «роковая любовь» - борьба не на жизнь, а на смерть между двумя любящими людьми.

В результате такой любви один из партнеров превращается в жертву, а другой в охотника. Многие в юности испытали на себе такую любовь и до сих пор носят на сердце, оставленные «любимым охотником» шрамы, но зато у человека вырабатывается своего рода «иммунитет» на такую «любовь».

Одним из первых психологов, заинтересовавшихся этой темой, был К. Г. Юнг. Именно он, в своё время, ввёл в психологию два понятия «Анима» и «Анимус». Понятие «Анима» означало образ необычайно красивой и таинственной, но в то же время сильной женщины-самки, который глубоко в подсознании имеется у каждого мужчины.

Одна сторона «Анимы» это что-то божественное, а другая сторона сродни ведьмам и падшим женщинам. Именно такой образ и характеризует «роковых женщин». Они обладают какой-то необычайной мистической притягательностью, причем, часто их внешность совершенно не соответствует общепринятым стандартам красоты. Такая женщина получает наслаждение от того, что осознает наличие полной власти над мужчинами. Она может запросто их уничтожать, разбивать их семьи, разрушать карьеру, подталкивать к преступлениям, и даже доводить до самоубийства. После того, как мужчина жертва приходит в себя, он вспоминает, что был словно в бреду, он никак не может логически объяснить свои поступки.

Примеры «роковых» мужчин можно привести из художественной литературы. Так, например, отличным примером является Джакомо Джованни Казанова или Дон Жуан, или может быть «Синяя борода». Результат подобной борьбы между влюбленными представителями противоположного пола всегда зависит от успеха в любви, характерной для различных типов личности.


Top