Коловрат против часовой стрелки значение. Значение славянского оберега коловрат.

«ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ ТАЙНЫ СВАСТИКИ» Таинственный знак из глубины веков. В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом — последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки — кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная (левосторонняя), так называемая собирательная свастика — «оберега». Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Фёдоровна.


Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её «фашиствующей Брунгильдой«, не ведая о древних христианских индийских традициях — оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом «оберегой», предчувствуя конец праздника жизни …

Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт своё начало из древней религии Ариев — «индоевропейцев». Первые его изображения на арийских Алтарях и Погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан древний город-храм ариев Вендагард (Аркаим), ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с Алтарём в центре.

Что же означала свастика? Это арийский символ единения всех небесных сил с Алтарём — местом слияния этих небесных сил. Поэтому Алтари ариев украшаются свастикой и почитаются Святыми, защищёнными от зла. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.

Изображениями Свастик в виде орнаментов покрывают Алтари Славянских и русских (христианских) храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде, Москве, Омске и многих других городах России. ….

К примеру, купол древнего коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен мозаичной фигурой вращающегося Солнца с расходящимися от него спирально-изогнутыми лучами и точками планет по периферии небосвода.

Завораживает воображение и древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная ещё при Ярославе Мудром в виде череды лево- и правовра-щательных свастик-коловратов и прямых крестов. О том, какое реальное значение могут иметь эти символы, мы поговорим позднее.

Одна из интересных загадок, связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом коломенском храме Вознесения Господня. Здесь в марте 1917 г. (то есть в дни отречения Николая II) найдена икона «державной Богоматери» со Свастикой в венце, скипетром и державой в руках. На иконе Богоматерь как бы берёт на себя заботы отрёкшегося царя о благоденствии Российской державы.

ОТ ПОСУДЫ ДО МОНЕТ

Свастика — это графическое изображение, состоящее из четырёх элементов — крест с загнутыми в одну сторону концами. Правда, Её можно интерпретировать и по-иному — изображение четырёх углов, соединенных в одной точке. Иногда углы изображались закруглёнными, иногда прямыми или тупыми.


В «переводе» с Русского Свастика суть (означает) Небесное Движение (Мироздания Движение) где Сва — Небеса, с’Тик (Сиг) — Движение (Перемещение).

В самскрыте (санскрите) «свастика» означает «благополучие, связанное с благом» (Учитывая то, что самскрыт (санскрит) язык относительно молодой, предпочтительнее и правильнее перевод с Русского, т.е. с наиболее Древнего Языка).

Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным.

Эта керамика, возраст которой учёные определяют в 5450 — 5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Хотя некоторые археологи считают, что эта прекраснейшая глиняная посуда на тысячу лет старше, то есть относится к середине VI тысячелетия до новой эры. Как бы там ни было, но до строительства египетских пирамид, до появления глиняных дощечек с первыми шумерскими письменами должны ещё пройти тысячелетия.

В начале III тысячелетия до н.э. трипольцев, прародителей великой индоевропейской семьи народов, стали теснить пришедшие с востока первые цивилизованные жители Великой степи — представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии.Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта — государства хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была ещё жива и понятна народам даже в пятом веке до н.э., свидетельствуют критские монеты с вычеканенным на них изображением Минотавра, человека-быка, и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, не понимая смысла этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам.

СВАСТИКА НА РУССКОЙ РАВНИНЕ

Во II тысячелетии до н.э. скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславянских народов их представления о мироустройстве. Свастика широко использовалась вплоть до IX века н.э. в степях к западу от Волги. Скифская свастика была представлена как в виде украшений сбруи коней, так и в виде амулетов. В XIII -VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на личные амулеты. В раннее же скифское время свастика вместе с праславянскими народами распространилась до берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана. Впрочем, в те далекие времена Северный океан еще не был ледовитым.

В предпоследний раз на Русской равнине свастика фигурирует на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI — XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая поднялась по Волге до Камы, где в Средневековье образовала небольшое государство Волжских Булгар.

ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК

Вместе с другой ветвью индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов.

Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива — III тысячелетие до н.э.) — на мисках, где она размещалась в самом центре композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю.

Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

С этой же волной индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, но приобрела мистический смысл. В самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира — «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где основатели буддизма оставили свои вехи.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал её своим символом.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

В конце девятнадцатого века Елена Блаватская, влюбленная в мистическую философию Востока, вернула свастику в европейскую культуру, придав ей смысл «вечного возвращения к жизни». Позже, в 1908 году, австрийский мистик фон Лист обнаружил мотивы свастики в магических орнаментах древних германцев, также являющихся частью индоевропейских племен, мигрировавших, по-видимому, с западного Предуралья под давлением скифо-сарматского нашествия.

Этот ничего не значащий сам по себе факт дал ему повод ошибочно противопоставить свастику «семитскому» кресту.

Свастика была не чужда и российскому императорскому дому. По-видимому, её появление в Санкт-Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны. глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Существует предание, что перед казнью в Екатеринбурге в 1918 году императрица начертала на стене комнаты, где была расстреляна вся царская семья, свастику и что-то написала. Но это изображение палачи уничтожили.

В новейшее время после Февральской революции в России в 1917 году Временным правительством были выпущены бумажные деньги со свастикой. Первые денежные знаки Советского государства также были орнаментированы этим символом.

С подачи фон Листа древний символ вечного вращения мира, его постоянного обновления, возвращения к жизни в начале 30-х годов нашего столетия попал на знамена германских нацистов. Вместе с ними свастика появилась на Русской равнине, на своей древнейшей родине, где, как исключительно германский фетиш, и была похоронена.

Как же возникла свастика, какой изначальный смысл имел этот символ?

Для ответа на эти вопросы вернемся к рубежу пятого — четвертого тысячелетия до н.э., к моменту её возникновения. Племена трипольской культуры в разное время занимали территорию от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели собственный взгляд на устройство мира, стройную систему религиозных верований. В дальнейшем миропонимание трипольцев легло в основу религиозно-мировоззренческих представлений древнейших мировых цивилизаций. Это был умный и очень любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий счёт и владеющий, видимо, письменностью. Свои воззрения на устройство мира, на влияние космоса на земную жизнь трипольцы отражали в великолепных многоцветных росписях культовой и бытовой керамической утвари.

В момент появления свастики северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды А (альфа) созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадет с этой звездой. Еще через пару тысячелетий она получит арабское название Тубан, что означает «дракон».

Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода,так и годовое. Суточное вращение человек полностью увидеть не может, поскольку днем звезды незаметны. А вот годовое при достаточном терпении и способности делать простейшие графические эскизы заметить можно. Древние трипольские жрецы обладали этими качествами. Они выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза за год: осенью, зимой, весной и летом.

В интересующее нас время северный небесный полюс, как мы знаем, находился вблизи звезды Тубан. Направление на полюс задается линией, проведенной через звезды g (гамма) и h (эта) созвездия Малой Медведицы. Теперь зарисуем положение Малой Медведицы ровно в 10 часов вечера в один из дней октября, января, апреля и июля. Соединим плавными линиями, проходящими через центр вращения — небесный полюс — часть звёзд малого ковша и рукоятки. В результате получим хорошо знакомый символ — свастику, — означающий годовой цикл изменения времен года. К сожалению, в XX веке этот древнейший символ приобрел негативный смысл. Его связывают с нацистами. Именно поэтому летом 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, по специальному приказу НКВД уполномоченные на местах изымали в российской глубинке одежду, домашнюю утварь с орнаментом в виде свастики. И не скоро придет время, когда мы сможем вернуть свастике то значение, которое придавали ему наши предки, — благополучие.

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД СВАСТИКОЙ

Вячеслав ЯР (Калужская Славянская Община)

Как это не удивительно может показаться иному русскому, пораженному заразным вирусом невежества, до безобразия пресмыкающемуся перед всем иностранным, знак солнцеворота, Коловрата, Коловорота (на санскрите свастика), является древнейшим знаком Славянского (русского) народа.

Коловрат-свастика запечатлен ещё на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге легендарный князь Святослав ходил на Константинополь, бил хазар. Этот лучезарный символ использовался языческими волхвами (жрецами) в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские, вологодские рукодельницы.

Совсем не удивительным является и тот факт, что гитлеровская Германия третьего рейха использовала этот знак (слегка изменённый) в своей государственной символике, т.к. германские племена и славяне имеют одно арийское происхождение из индоевропейского корня. К сожалению, в силу стечения исторических обстоятельств, они оказались по две враждебные стороны.

Ради справедливости надо отметить, что и под пятиконечными звёздами, которые до сих пор носит наша российская армия, была развязана одна из самых кровопролитнейших гражданских войн, а затем последовало чудовищное, массовое самоуничтожение, под руководством генералиссимуса Сталина с большими звёздами на погонах. Стоит вспомнить любому неискушенному в истории, что при крещении Руси по указанию «равноапостольного» князя Владимира был подожжён Новгород, а одна треть населения, оказавшаяся креститься, была попросту уничтожена. И подобное затем происходило почти во всех землях русичей. Исключением в этом плане не стала и Западная Европа. Именно под знаком христианского креста осуществлялась запредельная по жестокости инквизиция средних веков, стоившая жизни, по приблизительным данным, 10 миллионам человек. Перед вышеупомянутыми злодеяниями носителей «слова Божьего» и пятиконечных звёзд меркнут даже гестаповские застенки. Однако несмотря на это, благочестивый Запад так же как и русский народ, почему-то не отвергает эти иностранные ближневосточные символы.

А между тем свастика — это первооснова сущности бытия и мира для всех белых северных народов. Она олицетворяет собой Ярило-Солнце, Свет, смену времен года, является великой очищающей и оберегающей силой, вот почему ее так ненавидят темные силы зла. Не случайно Коловрат был начертан на красных щитах славянских воинов, идущих на смертный бой, зачастую против превосходящих сил противника. Эта решительность свастики вызывала панический страх у врагов, в конечном итоге принося победу славянам. Так наши великие Предки, на протяжении тысячелетий, сдерживали все опустошающие нашествия: греков, римлян, гуннов, готов, обров, хазар, половцев, печенегов, византийцев, варягов. Лишь после того, как на Руси была насильственно привита иностранная, христианская религия, призывающая к рабскому долготерпению и любви к врагам своим, наш славянский народ попал под жесточайшее иго, последствия которого мы ощущаем и в наше сегодняшнее, смутное время.

Но Славянский Дух не истребим, вот почему в эти тяжелые для РОДИНЫ дни, тысячи её сыновей встают под священный образ Коловрата.

Загадка «Коловрата»

Неожиданная разгадка значения древнеславянского символа «коловрат» (который присвоила в качестве эмблемы организация Русское Национальное Единство — РНЕ) и древнеарийской свастики пришла в голову одного из наших авторов, когда он разглядывал астрономический атлас. В атласе было дано изображение положений созвездий Большого ковша и Малого ковша (Большой и Малой медведицы) в 0 часов 00 минут дней зимнего и летнего солнцестояния (22 декабря и 22 июня), а также дней весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября).

Схема в атласе как две капли воды походила на свастику и элементы коловрата! Собственно «плечи» символа — воображаемые оси, соединяющие Большой ковш и Полярную звезду. Вторичные плечи — положение самого Большого ковша в разные времена года. Центром коловрата (началом «рукоятки» Малого ковша) является Полярная звезда — самая яркая звезда созвездия и одна из наиболее ярких звёзд северного склона неба. При суточном вращении неба все звезды описывают круги (суточные параллели), а Полярная остается практически неподвижной поскольку она расположена вблизи северного полюса мира — одной из двух самых неподвижных точек небесной сферы. Таким образом, Полярная звезда указывает направление на север и помогает наблюдателю ориентироваться по странам света. В пособиях по звездной ориентации, чтобы найти Полярную звезду, рекомендуется провести воображаемую линию между бэта и альфа Большого ковша и отложить далее вдоль этой линии пятикратное расстояние, заключающееся между бэта и альфа. Эта прямая и есть собственно «плечо» свастики.

Нет нужды говорить о том, что замечательное свойство Полярной звезды указывать стороны света было известно нашим самым далеким предкам, заселившим территорию нынешней России. Да и положение созвездий в дни солнцестояний не могло остаться незамеченным. Вероятно так и родился символ «коловрат», выполнявший поначалу функции древнейшего календаря и, что, полагаем, более важно символически обозначавший солнцеворот, смену времен года. Известно, что Россия находится как раз в той природной зоне, где смена времен года наиболее выражена и имеет огромное значение для обитателей данного региона.

Памятуя о том, что представителям каждой этнической группы свойственны общие архетипы (Юнг), можно предположить, что для людей издревле обитавших под определенными созвездиями, их рисунок составляет важный бессознательный образ. Видимо этот рисунок связан с чувством Родины. Ты под родным созвездием, а значит — дома. Не случайно же распространено выражение «родиться под счастливой звездой».

На это обращают внимание Р. Зобов и В. Келасьев в своей книге «Социальная мифология России и проблемы адаптации». В частности они пишут: «…важно, что символика, в которой неразрывно связаны в единое целое как образно-эмоциональные, так и логико-рациональные компоненты коллективного разума, оказывается соотнесенной с определенными географическими координатами. Такая символика отражает важные черты социокультурного мифа. Такой социокультурный миф в своих символах всегда содержит элементы той среды, в лоне которой возник и оформился этнос. Действительно, в рамках каждой конкретной культуры всегда можно найти, разумеется в измененном виде, элементы вполне определенного ландшафта, животных, растений, небесных светил (созвездий и пр.), точно соотнесенных с конкретным регионом планеты. Значит, такой миф всегда поддается расшифровке, которая будет означать установление соответствия конкретного социокультурного мифа с определенным регионом».

Зобов и Келасьев призывают искать среди таких символов образы для государственной символики. Ибо «символы социокультурного мифа в сильной степени будут содействовать сплочению нации, вызывая у людей похожие образы и установки, присущие всем членам общества, соответствующие переживания и. т. п. Разумеется, поиск, выделение, фиксирование и защита таких символов во все времена является чрезвычайно важной и актуальной проблемой».

Интересно, что подобного рода символы могут послужить своеобразной системой опознавания «свой-чужой». Члены одного этноса, чьи предки обитали на одной территории будут, как уже говорилось, реагировать на предьявляемый символ положительно. А люди, не имеющие соответствующих корней либо окажутся эмоционально незатронутыми, либо отреагируют агрессивно. У каждого народа есть свои, «родные» символы.

Это очень интересная проблема. Современные методы компьютерной диагностики (психосемантический анализ, полиграф), позволяют запечатлеть импульсы, которые испускает человеческий мозг при предьявлении ему определенных слов, картинок, сцен. Демонстрация проводится на экране компьютера на большой скорости и сознание не успевает охватить увиденное. А вот подсознание срабатывает молниеносно. Так можно выявлять психические паталогии, некоторые соматические заболевания, деструктивные наклонности личности (метод даже помогает изобличить убийцу или предотвратить преступление), установить настоящее имя и… страну происхождения. Мы полагаем, что разведки и фирмы многих стран уже используют такие методы для выявления шпионов и предателей.

Но все это относится к «тайнам политики». А представьте что будет, если вдруг какой-нибудь диктатор вздумает проверить граждан совей страны «на архетипы»? А от тех, кто «не прошел тест», просто избавится. А что, если при приеме в РНЕ будут проводить «тест на коловрат» ? Глядишь, и сам Баркашев не пройдет! Ну а уж если начать тестировать наше нынешнее российское правительство… Это вам почище психиатрической экспертизы будет…

Для нас, хилых детей городов, где даже в ясную ночь звезды не видны из-за уличного освещения или смога, значение древних небесных символов в значительной мере утрачено (не здесь ли следует искать истоки разъедающего общество космополитизма?). Нужно быть деревенским крестьянином или чудаком-философом, чтобы в полной мере ощутить всю мощь космического символизма. Нужно глубокой ночью выйти в поле и взглянуть намириады звезд в небе, чтобы почувствовать себя причастным именно к той земле, на которой сейчас стоишь. Многим ли из нас сейчас доступна роскошь этого чувства?

Но, разумеется, это не умаляет глубокого мистического и исторического значения древних символов коловрата и свастики. К сожалению Гитлер успел свастику опорочить на долгие века. Хочется надеяться, что такая судьба не постигнет коловрат.

А вот еще один материал. Так, согласно древнеславянской книге Велеса, наши предки наблюдали движение небосвода вокруг Полярной звезды:

Сварга — это также и Звездное Небо, именуемое Колесом Сварога. Сложно устройство этого Колеса. Оно укреплено у Полярной звезды или Седава- звезды, на Стожаре-Стлязи — небесной оси.

Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет. И приводит это вращение к тому, что медленно сменяют друг друга зодиакальные созвездия, видимые в момент весеннего равноденствия на Севере. Это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет.

Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой. Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, близится эпоха Крышня-Водолея.

Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога, бог времени и звездочетов — Числобог.

И Числобог наши дни здесь считает,

Он говорит свои числа Богам -

Быть Дню Сварожьему, быть ли Ночи.

Книга Велеса, Тригл. 21

Медленно вращается Колесо Сварги. Его движет сам Перун Сварожич. Числобог говорит ему числа, а люди молят Перуна., чтобы он не переставал следить за миропорядком, за вращением Звездных Колес.

И Громовержцу — Богу Перуну,

Богу битв и борьбы, говорили:

Ты, оживляющий явленное,

Не прекращай Колеса вращать!

Книга Велеса, Тригл. 4

Переходят стрелки Космических часов из одного знака зодиака к другому. И в новом знаке, в новую зодиакальную эпоху, силы Космоса проявляют себя согласно Закону, данному в Ведах.

СВАСТИКА

Мы получили множество вопросов, касающихся Свастики: почему она была выбрана, и что она значит для Национал-Социализма. Ниже следует небольшой комментарий по этой теме, который, надеюсь, ликвидирует неразбериху и объяснит обозначение Свастикой: большинство людей предполагают, что Адольф Гитлер выбрал Свастику в качестве эмблемы Национал-Социализма. Адоль Гитлер, на самом деле, разработал Национал-Социалистический флаг и множество обозначений, но Свастика была уже символом на штандарте партии до того, как Гитлер стал членом Германской Рабочей Партии (DAP).

В 1919 году А. Гитлер служил в армии, наблюдая различные националистические и народные рабочие партии, до того, как присоединился к Германской Рабочей Партии (DAP), позднее ставшей Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии (NSDAP). Хотя точно не известно, но была причина, послужившая его присоединению к этой особенной партии. Германская Рабочая Партия(DAP) была основана, защищаема, и секретно финансируема Обществом Туле, относящееся впредь к мноогочисленному английскому отделению Общества Туле, которое было самой элитной и мощной секретной народной организацией в Германии.

Общество Туле

Общество Туле было резко антиеврейской, антимарксисткой, Нордической организацией, которая была посвящена созданию Народного Строя и высшей эволюции Арийской расы. У них было реальное понимание пропасти между рабочими классами и аристократией, и необходимости устранить этот разрыв в порядке реализации Народного Государства. Среди его членов был широкий слой влиятельных адвокатов, учителей, университетских профессоров, служащих полиции, промышленников, врачей и учёных. Кроме Германской Рабочей Партии, Общество Туле финансировала Верхнеземельный Вольный Корпус (Oberland Freikorps), которая контролировала ведущую баварскую антисемитскую газету «Народный Наблюдатель»(Völkischer Beobachter). Совершенно точно известно, что Дитрих Эккарт, Альфред Розенберг и Макс Аманн, который впоследствии стали соответственно редактором, помощником редактора и экономическим управляющим «Народного Наблюдателя», когда он был продан НСГРП(NSDAP), были все членами Общества Туле.

Свастика была официальным символом Общества Туле. Свастика свободно использовалась в печатных заголовках и литературе организации, и знамёна со Свастикой украшали их собрания. НСГРП(NSDAP) лишь унаследовала Свастику от своего наставника, который, в конце концов, превратил всех членов Общества Туле в членов НСГРП.

Значение Свастики

Официальное значение Национал-Социалистической Свастики, на которое мы натолкнулись, есть только в 7й главе 2го тома «Моей Борьбы»(Mein Kampf): «Как национал-социалисты мы видим нашу программу в нашем флаге. В красном цвете мы видим общественную идею движения, в Свастике — миссию.» Это, конечно, возможно, только один аспект более глубокого значения, придаваемого Свастике, но мы никогда не встречали более глубокое объяснение, данное Обществом Туле или НСГРП. Однако, исследование некоторых исторических и эзотерических толкований Свастики конечно даёт нам понимание её значения.

Большинство из нас знают, что Свастика — это священный символ во многих землях и многих традициях. Тем не менее, с тех времён, когда Общество Туле было Народным Движением и радикально Нордическим, мы можем предположить, что они приняли Свастику из Германских традиций, или исторических, или, может даже псевдо-исторических или истических источников.

Рунический мистицизм XIX века

Всякое исследование Рун (Германская Свастика считается Руническим Символом) нуждается в пояснении, что в течение XIX века было много самостильных рунистов, которые вложили некие ложные мистические толкования в старинные Руны. Много сомнительной информации всё ещё публикуется сейчас (часто евреями и выкрестами, которые стали новоявленными рунистами и руническими волшебниками). Национальная Социалистическая Партия, которая была стихийным Народным Движением, включила несколько Рун в знаки различия на форме. Увы, они приобрели некоторые из неверных значений, придуманных рунистами XIX века. Например, так называемая «Руна Жизни», которая, среди прочего, украшала униформу Гитлер Югенд, была интерпретацией совершенно неправильно истолкованной в XIX веке руны Акиз. Повернув «Руну Жизни» по вертикали, какой-то рунист XIX века создал «Руну Смерти» (в наши дни мы видим её очерченной кругом, иронично прозванной «Символом Мира»)! Однако, нет исторических сведений, которые бы доказывали эти интерпретации Руны Акиз. Возможно, что Свастика также была подобным образом ложно объяснена, и, следовательно, сейчас давно забытым значением.

Символ Солнца

Савитри Дэви, хорошо известный Национал-Социалистический писатель и философ, истолковывает Свастику как символ Солнца, и было очевидно использовано в этом значении по крайней мере одним Национал-Социалистическим художником. Однако, мы не знаем, что это именно Германский символ Солнца, хотя некоторые источники уверяют, что это принято от знакомого Германского Коловрата (Солнечное Колесо). Возможно, что её объяснение всеобщее Индо-Арийское (так и есть в действительности — прим. пер.), или может быть из рунизма XIX века. Тем не менее, символ Солнца приемлем для Народной организации: Солнце сияет сквозь тьму, неся возрождение и новую жизнь.

Молот Тора

Исторически, Германская Свастика символизирует вращающуюся молнию: символ прославленного молота Тора, издревле служившего лучшим оружием против зла. Более того, Тор запомнился как самый любимый Германский Бог, который использует молот для борьбы с смертоносным Мировым Змiем. В политической Национал-Социалистической аллегории Мировой Змей иногда использовался для воплощения мирового еврейства. Итак, могучий молот Тора будет подходящим и исторически верным, глубоким значением Национал-Социалистической Свастики.

Символ Мистической Силы

Последователи политически лояльного неоязыческого движения уверяют нас, что Свастика — это символ, который имеет великую мистическую силу, и что Адольф Гитлер — без сомнения совместно с каким-нибудь чародеем — пытался использовать его для достижения мирового господства. Однако, они счастливо добавляют, что мир был спасён, потому что он ошибочно повернул Свастику в неправильном направлении, что принесло разрушение её и Германии, или что победа была бы гарантирована противоположным направлением. Свастика, на которую они ссылаются — это Индо-Арийская Свастика Сайвизма (Тантрический символ), и мы часто сами забавлялись, замечая этим псевдо-язычниками, что эта Свастика изображалась точно с таким же направлением, как она украшает знамя НСГРП! Индо-Арийская Свастика очень древняя и пришла она из общего источника вместе с Германскими традициями. В сущности она символизирует движение эволюционной энергии. Можно заметить, что Общество Туле, особенно Дитрих Эккарт и Альфред Розенберг глубоко исследовали тайные обряды наших Предков дохристианских времён с выражением высшей эволюции и Сверхчеловеком. Рассматривая вероятность того, что общество Туле было знакомо с всеобщими истоками, возможно предположить, что они принимали Свастику в её Индо-Арийском обозначении и понимании.

Символ Вотанизма (Одинизма — прим. пер.)

Вотанизм, наше духовное наследие, — это высшее развитие, достигнутое своими усилиями, и для этого, Свастика — наиболее подходящий символ. Высшее развитие — это величайшее созидание и возрождающая сила на Земле, и это на самом деле единственная вещь, которая гарантирует свободу в нашей борьбе против господства мирового еврейства (поэтому «антисемитская») и «победу идеи творчества», и «победу борьбы за Арийского человека». (Мы можем подчеркнуть, что то, что мы рассматривали Свастику как представление Солнца, молота Тора или энергии высшего развития — всё попадает под определение из «Моей Борьбы»). Конечная цель Общества Туле, Национал-Социалистической Германии и Вотанизма была и есть Сверхчеловек, который, конечно, является итоговой победой всех творческих сил и Арийского человека, и всего, что символизирует Свастика.

Свастика
Свастика является одним из самых мощных средств визуального воздействия в истории человечества. С чисто графической точки зрения, ни один другой логотип не является настолько удачным как свастика. Чистые геометрические линии свастики позволяют легко различить этот символ с любой дистанции, при любом размере знака. Вращающийся квадрат, образуемый свастикой, позволяет создать иллюзию движения, ее края легко врезаются в любую поверхность, на которой она появляется.

До преобразования свастики в государственный символ нацистской Германии, она широко использовалась в оккультистских талисманах, научных символах, эмблемах гильдий, архитектурных украшениях и военных регалиях. Она символизировала свет, бога света, молний, дождя, воды. Она считается старейшим арийским символом и была принята в качестве знака, символизирующего жизнь в джайнизме. Свастика появлялась на отпечатках ступней Будды, выдолбленных на скалах Индии, она обозначала Юпитера у римлян и Тора у скандинавов. Предполагается, что она имеет связь с символом лотоса у египтян и персов. Она изображена в городе мертвых Кобан на Кавказе, на монументах богинь Геры, Деметры, Астарты.

Корни свастики уходят глубоко в историю человечества. В 1874 году доктор Генрих Шлиман открыл изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. Позднее он проследил эволюцию изображений свастики в цивилизациях Микен, Вавилона, Тибета, Греции, Ашанти (Золотой Берег Африки), Газы, Лапландии, Парагвая и Малой Азии. В галло-романский период свастика (гаммадион) изображалась на алтарях друидических культов. В Англии и Шотландии она известна как филфот (fylfot) и также часто применялась в религиозных ритуалах (следы кельтского влияния).

Свастика использовалась не только религиозными организациями. В 19 веке свастика являлась масонским знаком, мадам Блаватская использовала её в эмблеме своего Теософского общества. В 1920 году свастика была выбрана символом мира комиссией Лиги Наций, в 1930-х годах она была изображена на национальных флагах Эстонии, Финляндии («крест свободы») и Латвии. Мятежная республика Туле индейцев Куна в Парагвае приняла флаг, в центре которого была свастика. Она также часто изображалась на воинских регалиях самых разных стран, включая США.

Однако, наиболее серьезная метаморфоза свастики началась в конце 19 века, когда оккультные националистические общества в Германии вдохнули в свастику новое, мистическое значение. Открытия Шлимана, сравнимые по оказанному на умы воздействию разве что с полетом человека в космос, позволили создать фундамент для теории о связи германской нации с древними индоарийскими цивилизациями Малой Азии и Востока. Свастика как древнейший арийский символ стала символом связи времен и расовой общности с героями эпосов Гомера. Сотрудник Шлимана Евгений Бурнов в своих трудах утверждал, что свастика никогда не была принята евреями в качестве символа. Хотя позднейшие археологические раскопки обнаружили изображения свастики в синагогах середины 6 века, но в целом, индоарийская волна расселения и связанное с ней употребление свастики хронологически минует территорию поселения семитских народов. Свастика также была обнаружена в реликвиях некоторых народов доколумбовой Америки, предположительно мигрировавших из единого с «западной» ветвью источника. Как именно происходило расселение этой уникальной диаспоры, сохранившей свастику в качестве объединяющего символа, до сих пор является предметом многочисленных исторических исследований.

Но не археологические открытия сами по себе способствовали формированию нового мифа, нового значения свастики. Основатели германских оккульных обществ были сильными личностями, способными в одиночку, независимо создать убедительные мифы, догмы, которые обосновывали создаваемый ими новый социальный порядок. Гвидо фон Лист (1848-1919), основатель братства «Арманен» был одним из первых и наиболее влиятельных мистагогов. Считалось, что он был последним из расы германских жрецов, обладающих даром провидения. В своей книге «Секреты Рун» (1908) он привел убедительную версию розеттского камня (толкования значения рун) для посвящаемых в закрытое общество. В этой книге свастика была 18-й руной, одним из наиболее священных символов братства «Арманен», поскольку она представляла Солнце — ключевой объект поклонения этого солярного общества. Лист также считал, что свастика и другие изогнутые крестовидные символы являются уникальными для арийской расы и служат хранилищем энергии.

Ланц фон Либенфельс (1874-1954) (псевдоним Адольфа Йозефа Ланца) был учеником Листа, позднее (1899) он стал основателем Ордена Новых Тамплиеров. Для своего ордена Либенфельс создал флаг, на котором была изображена красная свастика и голубые лилии на золотом фоне. После первой мировой войны баварское отделение Германенорден — Общество Туле под руководством барона фон Зеботендорфа приняло эмблему, включающую в себя длинный кинжал на фоне свастики. Постепенно, ношение свастики стало модным среди различных молодежных групп и оккультистов Германии.

К 1914 году свастика была принята эмблемой Wandervogel, военизированного молодежного движения, многие члены которого стали офицерами армии. После поражения Германии некоторые ветераны войны — члены тайных организаций и орденов объединились в полувоенные организации, такие как Freikorps и Stahlhelm. Они использовались рейхсвером для подавления мятежей коммунистов и социалистов. Наибольшую известность получила бригада Эрхардта, которая в 1919 году освободила Мюнхен от коммунистов. Члены бригады носили свастику на своих стальных шлемах. Это был первый случай, когда свастика открыто стала ассоциироваться с военной силой, противостоящей Веймарской республике. Частое использование свастики в регалиях оккультных и политических групп, из которых позднее была образована Германския Национал-Социалистическая партия объясняет почему она была выбрана эмблемой этого движения. Гитлер, будучи архитектором, художником по призванию, в качестве лидера движения уделял особое внимание графическим средствам воздействия, в числе которых была и эмблема партии. По его собственным словам, впервые он почувствовал важность символов на митинге коммунистов, собравшем под красными знаменами более сотни тысяч человек. Свастика как эмблема партии должна была противостоять популярным в то время символам коммунистов.

Гитлер самостоятельно создал дизайн многих плакатов и эмблем партии с использованием мотивов свастики. Предположительно, пробная версия партийного флага была предложена Фридрихом Кроном, дантистом из Штанберга, членом общества Туле, известным своими исследованиями по символогии. Окончательный же дизайн был сделан Гитлером, который изменил направление вращения свастики, придал ей более динамичную форму, наклонив рисунок на 45 градусов, а также поместил ее в белом круге на красном фоне. В то время широко обсуждалось в обществе решение Веймарского правительства отказаться от традиционного черно-бело-красного имперского флага и принять красно-черно-золотой вариант (хотя имперский флаг продолжал подниматься на военных судах). Для Гитлера благоприятное сочетание цвета и формы были неразрывно связаны с идеологией.

В 1933 году правительством Германии был объявлен декрет, согласно которому старые имперские цвета будут вывешиваться на всех общественных зданиях в Германии рядом со свастикой. К 1935 году свастика была вывешена практически на всех германских учреждениях как в Германии, так и за рубежом. В сентябре 1935 года более двух тысяч демонстрантов («красных» согласно газете Таймс) ворвались на немецкий пароход, стоявший в порту Нью-Йорка, и сорвали изображение свастики с мачты. Задержанных демонстрантов тут же отпустили, немецкий посол потребовал извинений, но поскольку свастика не была национальным флагом, все было спущено на тормозах. В результате через две недели, Гитлер подписал первый из нюренбергских законов, в результате которого партийный флаг со свастикой стал единственным национальным флагом. Так, всего за несколько лет свастика трансмутировалась из оккультного символа в национальную эмблему.

После поражения Германии в 1945 году по программе денацификации запрещение свастики стало абсолютным. Все германские флаги с изображением свастики были конфискованы, любое использование свастики было запрещено и объявлено нелегальным. Большая часть официальных плакатов, произведений искусства и нацистских регалий была вывезена из Германии в США. Правительство США держало около 800 наиболее «опасных, поджигающих работ» в сейфе под охраной армейских частей в Вашингтоне. В 1946 году послевоенное правительство Германии занесло запрет на свастику в конституцию. Когда армия США в 60-х годах хотела вернуть некоторые конфискованные артефакты, правительство в Бонне отказалось их принять. Предположительно, весь груз был утоплен в океане.

Запрет (согласно статьям закона или сложившимся общественным нормативам) во многих странах Европы на публичный показ свастики значительно усилил в послевоенный период силу свастики как мифологического и символического знака. В то же время в США свастика стала своеобразной торговой маркой для изданий, специализирующихся на шпионских романах, детективных историях и специфических сочинениях для взрослых. Сегодня в США вполне обычным, санкционированным является изображение свастики на обложках книг с военной тематикой. Свастика в значительной степени стала фетишистским символом в США, она является мощным магнитом для привлечения внимания покупателя. Иное отношение к свастике сегодня в странах Юго-Восточной Азии, Индии и Китае. Там этот традиционный знак продолжает восприниматься по-прежнему, для этих обществ контекст свастики в связи с нацистской Германией не имеет никакой актуальности.

СВАСТИКА — СИМВОЛ МИРОЗДАНИЯ И ВЕЧНОСТИ

К единой картине мироздания

Виктор СМИРНОВ, канд. техн. наук

Татуировка коловрат (солнцеворот) – один из древних языческих символов русичей. Обычно его изображают как круг с загнутыми лучами (слово «коло» имеет значение «круг, колесо, солнце»). Эскиз татуировки с изображением коловрата не займет много времени у вашего мастера. Изображение, обычно, наносят на плечо, грудь или спину.

Это символ славянских богов – Сварога, Хорса и Даждьбога. Считается, что древние славяне видели его на звездном небе во время зимнего и летнего солнцестояния. Для язычников Солнце было главной силой, которой они служили и поклонялись.

Четыре времени года, повторяющиеся подобно тому, как крутится колесо, - вот основа бытия. Славяне считали солнце началом всей жизни и символом плодородия. Это мужской символ, ведь солнечная энергия олицетворяет отцовское начало.

Значение татуировки коловрат – это движение, созидание, поворот, жизненный цикл. По тому, куда направлены лучи, отходящие от колеса, различают коловрат (мужской) и колядник (женский). Лучи женского коловрата направлены по часовой стрелке, это означает создание, рост, наполнение.

Мужской, наоборот, движется влево (против часовой стрелки) – это символ очищения, возврата к началу, сворачивания роста. Левый коловрат, заключенный в круг, - знак Вселенной. Мужской коловрат – это сильнейший оберег, умножающий мужскую силу. Славяне верили, что поворот круга коловрата – это 27 тысяч лет, так называемые «сутки Сварога», бога мудрости.


Внешне изображение коловрата напоминает свастику, и действительно, у них много общего, но изображения свастики считаются более древними.

Смысл татуировки коловрат меняется в зависимости от количества его лучей. Встречаются татуировки с четырьмя, шестью и восемью лучами. Изображение с четырьмя лучами символизирует небесный огонь. Если изобразить шесть лучей, то это символ бога Перуна. Восьмилучевой коловрат олицетворяет огонь Солнца и его силу. В наши дни этот знак с восемью лучами также является символом возрождения славянской веры. Последователи древнерусских язычников украшают им свои флаги.


Коловрат считается талисманом для мужчин, но если выполнить татуировку с лучами, движущимися вправо, то он подойдет женщинам. Четырехлучевой коловрат очень похож на нацистскую свастику, изображение которой в нашей стране запрещено.

Обычно тату коловрат выполняется одноцветной, но можно встретить ее в варианте с красными или белыми лучами, обрамленными солнечной короной. Мужчины носят эту татуировку на предплечье, шею или грудь. И помните: какой бы ни был эскиз татуировки коловрат - главное, чтобы он был уникальным!


Народные символы обережного характера создавались на протяжении жизни многих поколений славян и дошли до нашего времени, они не были вытеснены символикой христианства и современности. Сохранности их способствовало частое использование их в народном искусстве, в вышивке, в росписи керамики, в ряде случаев, и в декоративных элементах, украшающих деревянные и каменные здания, даже храмы.

Коловрат относится к группе солярных знаков, выглядит как стилизованное солнце, восемь лучей которого могут иметь наклон в завершении посолонь или противосолонь. Иногда лучи заключаются в круг, именно в таком виде его можно найти даже в росписях на стенах пещер эпохи неолита по всей Европе. Символ изображает движение солнца по небосводу.

Поэтому и вторым названием символа стал Солнцеворот. При его изображении обычно используются солнечный желтый и огненный красный цвета. Такие цвета вместе с символом могут разбудить память рода, как считают авторы многих современных оберегов.

Значение символа

Солярное значение знака разнообразно. Оно может нести в себе качества, связываемые традиционно с Солнцем – охрану, свет, тепло, плодородие, успешный труд, здравый рассудок и практическую сметку, а может привлекать и дополнительные значения, связанные с древними славянскими божествами.

Коловрат ассоциируется несколькими солярными божествами, наиболее часто он связывается с символикой Рода, Хорса или Сварога, но, вероятно, имеет более древнее, общее индоевропейское происхождение. Этот знак свойственен многим народам протоарийского корня, его можно найти и в Индии, и по всей Европе. Но коловрат в круге все же больше свойственен славянам, также множество модификаций лучей с ответвлениями и гребнями присущи украинской, сербской, южнорусским вышивкам.

Изображение символа во многом совпадает с расположением на звездном небе созвездий Малой и Большой Медведицы в дни Колеса года (зимнего и летнего солнцестояние, весеннего и осеннего равноденствия). Это говорит о том, что символ мог служить и в качестве помощника для ориентации в дороге по звездам. Интересно, что четырехлучевый коловрат напоминает изображение галактики Млечный Путь.

Солярная символика больше по народным поверьям подходит мужчинам, поэтому коловраты вышивались на поясах, на оборках мужской одежды, тиснение наносился на обувь, ножны, конскую сбрую.


Солярная символика подкрепляется и самим названием оберега. Этимология слова происходит от славянского «коло» — Солнце. При этом «коло» имеет древнеиранские корни, оно произошло от имени Хорса, одного из богов пантеона князя Владимира, имевшего иранское происхождение. Хорс – солнечный бог, воплощавший яростную силу солнечного диска. Один из древнерусских князей «великому Хорсови волком путь перерыскаше», что означало, что он выходил в поход до восхода Солнца.

Второй корень слова тождественен слову «поворот». Интересно, что при использовании в фамилиях, например, в родовом имени Коловратовы, то слово приобретает смысл, связанный со сторожем, с охранником, с тем, кто ходит по двору от захода до восхода Солнца.

При использовании и ношении в символ вкладывается множество значений, от знака принадлежности к древнему славянскому роду до передачи себя под защиту Солнца. В каждом случае нужно изучать сам символ, его изображение, место нахождение – на оружие, посуде, текстиле, чтобы точно определить, для защиты от чего или для призыва помощи каких сил используется коловрат. Так изображение различных форм коловрата на посуде и оружии, передаваемых в семье из поколения в поколение, могло быть одной из форм семейного герба.

Иногда в виде Коловрата изображался известный по русским легендам цветок папоротника, который открывал все клады, или Одолень-Трава, открывавшая все замки.

Чаще всего о направления поворота лучей символизм оберега не меняется, на наличниках окон в русских деревнях он изображался повернутым в обоих направлениях, призывая Солнце для повышения плодородия.

Таким образом, основные значения символа:

  • Победа света над тьмой;
  • Победа жизни над смертью;
  • Сила, мужская сила, сила в бою;
  • Плодородие;
  • Защита человека, дома, семьи;
  • Род, родовой знак, герб;
  • Всепобеждающий разум.


Виды коловрата

Символ имеет несколько разновидностей. Наиболее часто они отличаются по повороту лучей и по их количеству. В четырех, шести и восьмиконечный коловрат также вкладываются разные значения. Считается что чем больше лучей у оберега, тем более яркое и сильное Солнце он означает, тем больше солнечной энергии он привлекает к его носителю.

Загнутые вправо конца восьмиконечного коловрата иногда трактуются не как солярный символ, а как знак живого огня. В этом значении он особенно любим теми, кто близок к культу бога-кузнеца Сварога. В этом значении он будет носить имя Сварга и использоваться в делах, связанных с огнем.

Концы, повернутые влево, посолонь, создавали знак Ладинец, более женский, призывавший на его носительницу благословение богини Лады. В этом случае он поможет в семейной жизни, защит от порчи, если женщина носит ребенка – привлечет к нему на помощь добрые силы.

При этом некоторые исследователи считают, что повернутый влево оберег призывает силы Нави или подземного мира, а вправо – Прави или небесного. Каждая из этих трактовок имеет собственных сторонников, но большинство авторы сходятся во мнении, что направление лучей особой роли не играет, Солнце в принципе не может ассоциироваться с Навью и силами тьмы.


Коловрат в народном творчестве

Как символ, использовавшийся в изготовлении только амулетов, носимых на шее, или, иногда татуируемых прямо на теле, коловрат имеет не очень древнее происхождение, его следует искать в 20-е годах ХХ века, когда он начал использоваться в польских и белорусских надгробных памятниках, зарисованных одним польским художником. Оттуда он уже в 90-е годы был взят российскими исследователями славянской культуры и введет в широкое употребление среди родноверов и других поклонников российских традиций.

Вне зависимости от приданного ему в наше время значения, символ можно найти не только в традиционной русской вышивке, резных наличниках, иных произведений народного искусства, но и в архитектуре. Очень узнаваемый коловрат изображен в качестве сакрального символа на стене одной из базилик Сербии, там он выложен мозаикой в традиционном древнеримском стиле. На керамике он встречается в древних поселениях Южного Урала.

В старом русском городе Коломна знак коловрата украшает купол храма Усекновения Головы Иоанна Предтечи, там он означает бесконечность Вселенной. Храм Святой Софии в Киеве имеет многочисленные изображения этого знака в украшении портика, через который посетители входят в храм, а также на нефах собора. Нахождение его при входе говорит о том, что символ имел значение не только охраны, но и очищения, был некоторым аналогом прохождения сквозь очищающий огонь.


К сожалению, множество предметов народного быта всего второго тысячелетия было утрачено, поэтому можно только отрывочно восстановить частоту использования символа.

Так, серьезное магическое значение коловрату придавалось в обережной вышивке. Духобор (коловрат со сложным делением лучей) вышивался на покрывалах, которым укрывали больного в юго-западных губерниях России, в этом случае он служил защитой от болезни.

Более традиционный восьмиконечный коловрат можно увидеть на кожаных ножнах и на футлярах для ношения топоров, подвешенных к поясу, найденных на раскопках в Великом Новгороде, там он призывал силу Солнца на оружие. Среди археологических находок в этом северном городе можно найти и украшенную этим символом обувь, в этом случае речь, вероятно, шла о том, чтобы ноги не уставали при ходьбе от зари и до зари. Оберегающую дом народную куклу День-Ночь тоже отмечали этим знаком, складывая в виде коловрата ее юбку.

Над вышивкой с оберегами чаще работали незамужние девушки, причем, так как эта работа имела магический характер, делалось это так, чтобы никто не увидел рукодельницу. За время своего девичества она могла вышить до 50 вещей, носящих солярный оберег, и они дальше передавались в ее роде, от мужа к сыну, от сына к внуку и далее.

В XIX-XX веке коловратом украшалось множество предметов одежды, полотенец, иных вышитых изделий, но борьба со всем, что могло напомнить другой солярный знак, свастику, привело или к их уничтожению или к помещению в запасники музеев.

Серьезного исследования символики коловрата в народном творчестве практически не делалось, связано это было и с тем, что он считался наследием язычества, и с общим отношением к солярным символам. Поэтому восстанавливать его значение приходится по крупицам и затем использовать оберег на благо семьи и дома. Сейчас можно и приобрести готовый оберег и найти схемы вышивки, который дадут возможность перенести символ древней магии в современную жизнь.

Славянский коловрат.

Славянский коловрат - основным символом Славянского Родноверия является Коловрат (Коло). [ ] Это светлый, солнечный (солярный) символ. Славянский Коловрат обычно изображается ярко-желтым (солнечным) цветом на красном фоне. Но возможны и иные варианты начертания. Символ Коловрата сопровождал древних Предков Славянина в славных делах, он полит кровью и потом ушедших поколений, отстоявших Родную Землю в честном труде и ратных подвигах. Коловрат символизирует ярое Солнце и вечное вращение в Природе (Сварожьи колеса): день и ночь, годовой цикл и смену космических эпох. Коловрат освещает солнечным светом жизненный путь родновера, ведёт его по стезе Прави , начертанной Богами и Предками.

Коловрат родновера ненавистен тёмным и злым силам, так как он символизирует дающий жизнь солнечный свет и созидание. Коловрат - символ тружеников и воинов Земли русской. Коловрат родновера – его самый главный оберег. Показать изображение Коловрата человеку и проследить за его реакцией означает узнать об этом человеке очень многое. Ибо Коловрат - очень значимый символ и отношение к нему весьма показательное. Ненавидеть Коловрат могут только те, кто оглуплён злобной антиславянской пропагандой или боится солнечного света, сам являясь существом мира тьмы и разрушения… Любой думающий и интересующийся человек знает, что Коловрат в различных вариантах начертания является исконным символом многих индоевропейских народов. Кроме Коловрата в Родноверии используются другие символы: земли, плодородия, воды, огня и так далее.

Под золотым Коловратом на алом стяге легендарный князь Святослав ходил на Константинополь, бил хазар . Этот лучезарный символ использовался языческими волхвами в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой , и до сих пор его вышивают вятские, костромские, вологодские рукодельницы.

Надо сказать, что древних артефактов с изображением "коловрата" (восьмилучевой прямой свастики) не найдено. Также этнографы и историки утверждают, что ни разу не встречали этого названия применительно к свастике. (Независимое исследование)

Самой богатой по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа, безусловно, является Россия. Не только Европа, но даже Индия не может сравниться с Россией в изобилии свастик покрывавших русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта, храмы, предметы православного культа. На территории России свастика была одним из главных орнаментальных символов уже более трех тысяч лет назад - об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок и исторической этнографии. На Руси крест с изогнутыми концами, имел свое, русское название - "Коловрат". "Коло" - древнерусское название солнца, «Врат» - древнерусское "возвращать" или «ворота». На современном русском языке "Коловрат" будет, значит как «возвращающий солнце», «ворота солнца». "Коловрат" символизировал победу солнца, света над тьмой, жизни (вечной) над смертью. В национальном русском костюме коловрат был главным и, практически, единственным орнаментом вплоть до первой половины ХХ века. Изображение:

Музей заповедник «Рязанский Кремль» Изображение:

Оберег в форме солнца

Почти все народы мира в древности поклонялись Солнцу. В древней Руси было множество солнечных богов – Хорс, Даждьбог, Сварог. Многовековое поклонение Солнцу отразилось во многих символах по всему миру. Самым известным древнерусским символом является Солнцеворот или славянский оберег Коловрат, значение от старинного слова «коло» — «солнце», который изображался в виде круга с загнутыми лучами.

Коловрат как важная часть жизни древних славян

Жизнь людей в старину полностью подчинялась солнечному круговороту, потому что с солнцем связывали все важнейшие праздничные даты и события. Древние русичи искренне верили в могущество солнечного бога Ярило, его важнейшую роль в создании и управлении миром, особенно влиянием на плодородие и человеческую жизнь.

Оберег Коловрат использовали при дизайне ювелирных изделий, вырезали из дерева и чеканили на металле, этим символом украшали мужскую и женскую одежду, воинские знамёна, применяли в таинственных Ведических обрядах.

Древнерусских воинов вели в бой под знамёнами, на которых был изображен Солнцеворот и они побеждали, потому что верили в свою непобедимость под его священным покровительством.

Современные астрологи раскрыли значение оберега Коловрата с помощью звёздной карты. Для этого надо отметить на ней местонахождение созвездия Малой Медведицы и Большой Медведицы на протяжении года, когда наступает момент осеннего (23 сентября) и весеннего (21 марта) равноденствия, а также летнего (22 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния ровно в 00 часов 00 минут. Теперь надо соединить эти созвездия с Полярной звездой, а затем их расположение в указанные даты и время. Вы увидите изображение Коловрата на карте звёздного неба. Вполне может быть, что именно этот символ использовался древними славянами при определении местонахождения с помощью звёзд.

Каким может быть Коловрат

Изначально Солнцеворот считался мужским символом, в то время как лунница – женским, потому что солнце и луна всегда сопровождают нас на протяжении всей жизни и оказывают на нас самое непосредственное влияние. Лунница символизировала Луну и представляла собой полумесяц из лунного металла — серебра, повернутый рогами вниз. Именно эта планета стала самой популярной на женских украшениях у древних славян.

Солнцеворот изготавливали из солнечного металла – золота, бронзы, латуни. Очень мощным оберегом у волхвов был золотой браслет с изображением оберега Коловрата для защиты от несчастий и всевозможных невзгод, придания силы и охраны счастья. Известным было такое изображение амулета, в центре которого располагался волк. Такое сочетание наделяет хозяина оберега силой для достижения своих целей, уверенностью в себе, независимостью, ведь именно волк является символом мощи с яркой индивидуальностью.

Славянские Символы: Коловрат, Черное Солнце и Валькирия это новодел?

Коловрат Обереги

http://kolovrat.tv/ - частный телевизионный канал.

Можно ли одновременно носить православный крест и славянский оберег. Священник Игорь Сильченков.

http://crimeakcenia.ru - Паломничество в Крым и отдых на море. Пр

Коловрат может быть выполнен в разных вариантах, от которых зависит его значение:

  • 8-лучевой. Символ бога-творца, бога мудрости Сварога, который создал Землю, людей, дал человечеству знание, плуг и металл.
  • 6-лучевой. Перуново колесо, древнейший славянский символ бога Перуна.
  • 4-лучевой. Пылающий на земле огонь.

Каким же были изображения оберега Коловрата? Прежде всего, это:

  • Лучи по ходу солнца, направо – посолонь — символизирует изобилие с закономерностью, праведных дел, чистых мыслей, который давал высшую божественную защиту от злых сил;
  • Лучи против солнечного пути, налево – противосолонь. Знак потустороннего мира с загробной жизнью, символизировавший развитую интуицию с ясновидением и другими сверхъестественными способностями. Такой символ защищал ведьм (ведающих матерей), а также женщин, которые хотели защитить свой род.

На фото можно посмотреть, как должен правильно выглядеть коловрат, каким его изображали в старину наши предки.

Коловрат в современной жизни

Древние символы постепенно возвращаются в современную жизнь. Они популярны как магические талисманы, которые дадут защиту и силу. Солнцеворот можно сделать самостоятельного из любых материалов, купить или заказать у мастеров, имеющих хорошее понятие о языческих символах. Важное значение при изготовлении Коловрата своими руками имеют:

  • Материал. Вышивка на одежде, рисунок на бумаге.
  • Место хранения. Когда вы не носите талисман, необходимо хранить его в специальной шкатулке или в мешочке. Нельзя класть его к обычным украшениям.
  • Подчинение. Если вы станете надевать на себя славянский амулет Коловрат с остальными украшениями из оберегов древних язычников, он будет главным, но без конфликта между ними. Категорически запрещено одновременное ношение Коловрата с христианскими оберегами и символами, поскольку здесь будет конфликт между богами разных религий, взаимозапрещающих и взаимоисключающих существование других верований.
  • Постоянство. Амулет в виде Коловрата необходимо носить ежедневно, только так между вами будет сильная энергетическая связь, во время которой он станет защищать вас, как своего хозяина, от всех неприятностей.
  • Цепочка. Если вы будете носить славянский Коловрат в виде украшения, необходимо придерживаться правильного металла, из которого изготовляют цепочки, поэтому выбирайте латунную, золотую или бронзовую. Деревянный оберег надо носить на верёвке из хлопка или льна, но только не на кожаной. Чтобы повесить Коловрат из дерева на верёвку из кожи, необходим правильный забой животного, иначе вам достанется полностью весь негатив убитого живого существа.


Как только вы сделали оберёг, его необходимо очистить от посторонней энергетики и заговорить, иначе он не будет вам служить.

  • Очистка. Любой славянский амулет очищается огнём и проточной водой, самыми мощными средствами удаления любой негативной энергетики. У древних славян очистка оберега совершалась возле костра, разведённого ветками дерева, сожжённого молнией Перуна. В таком случае амулет надо было трижды провести над огнём. В современных условиях есть более простой, но не менее действенный способ очистить талисман. Сначала поместить под проточную воду на несколько часов. Затем взять большую восковую – не церковную – свечку и держать над ней Коловрат в течение нескольких минут. Такая очистка требуется каждые полгода ношения талисмана, чтобы удалить накоплённую негативную информацию и восстановить его защитные силы.
  • Заговор. После очистки амулету необходимо передать свою энергетику. С этой целью возьмите его и сожмите в ладонях. Теперь надо попросить защиты у того божества, которое символизирует каждый вид Коловрата (четырёхлучевой – Даждьбог, шестилучевой – Перун, восьмилучевой — Сварог). Искренняя просьба о защите от завистливых друзей и врагов, от жизненных неприятностей, даровании счастья с удачей и здоровьем превратит ваш амулет в сильного и надёжного защитника и помощника на долгое время.

Нет вечных талисманов. Как только ваш оберег погнется или треснет – он перестанет вас защищать, потому что взял на себя негативную атаку, сделанную на вас. Металлический Коловрат необходимо закопать на пустыре подальше от своего места жительства. Деревянный солнцеворот следует сжечь. Попрощайтесь с ними, обязательно поблагодарите за верную долгую службу. После такого обряда прощания можно заняться приобретением или созданием нового талисма


Top